ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5
и печати, создать условия для свободы хозяйственной деятельности.
Список использованной литературы
1. Ошерович Б. С. Очерки по истории русской уголовно-правовой мысли / Б.С. Ошерович // Ученые труды ВИЮН. - Вип. 8. - М., 1946. - С. 251-253.
2. Фельдштейн Г. С. Главные течения в истории науки уголовного права в России / Г.С. Фельдштьейн // Ярославль, 1909.
3. Солодкин И. И. Очерки по истории русского уголовного права / Солодкин И.И. - Л., 1961.
4. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения / Радищев А.Н. -М., 1952. - С. 459.
5. Русские просветители. (От Радищева до декабристов) : Собрание произведений. В 2-х т. Т.2: // Под ред. И.Я.Щипанова. А.С.Лубкин, Т.Ф.Осиповский, А.П.Куницын и др.. - М.: Мысль, 1966 р.- 478с.
6. Радищев А. Н. Проект для разделения Уложения Российского / А.Н. Радищев // Полн. собр. соч. Т. 3. М. - Л., 1952. - С. 169.
7. Восстание декабристов. Документ. - Т. 7. - М., 1958. - С. 284.
8. Конта Р. М. Історіографія державотворчої ідеї в масонських ложах в Україні в першій чверті ХІХ ст. / Р. М. Конта. - К., 2003. - 19 с.
9. Казьмирчук Г. Д. Українське декабристознавство / Г. Д. Казьмирчук. - К., 2002. - 282 с. ; його ж. Сучасне декабристознавство: реалії та перспективи розвитку // Декабристи в Україні: дослідження і матеріали. - Т. 3. - К., 2003. - С. 185-204.
A. Martiuk
FORMATION AND DEVELOPMENT OF CRIMINAL LEGAL POLICY IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY
The article examines the criminal policies of the Decembrists in the early nineteenth century. The author of the study on the basis of archival materials studied criminal law views A.N Radishcheva P.I Pestel and given their historical and legal assessment.
The article contains a set of theoretical, methodological and practical nature concerning the historical and legal basis for forming a state legal opinion Decembrists, defining its essential characteristics and the main directions of improvement at the present stage of development of the Ukrainian state. Formulated resolutions and recommendations aimed at solving important scientific problems lies in reforming the national legal system of Ukraine, and the findings as promising scientific support its implementation in practice. Proved a number of new conceptual positions, conclusions and recommendations, which have important theoretical and practical significance.
Political and legal ideas Decembrists through their inherent potential prognostic remain relevant in today's stage of the state and can be used in the formation of a new national legal system of Ukraine, in particular for the improvement and development of constitutional and legal institutions, as general principles of the constitutional order, the legal status of a person , form of government, local government.
Keywords: Decembrists, criminal law, politics, and law.
УДК 342.84:004(477)(045)
М. Ю. Мостовая
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ УКРАИНЫ: ДОЛГОЖДАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ УТОПИЯ?
В статье рассматривается внедрение новейших информационных технологий в сфере проведения выборов, связанное с переводом голосования в среду Интернет. Проведение Интернет-выборов рассматривается как одно из перспективных направлений развития систем ЭК при участии государства.
Проанализированы основные положения проекта Концепции внедрения системы электронного голосования в Украине, проблемы и перспективы ее внедрения. Детально описан предлагаемый Концепцией процесс осуществления голосования конкретным избирателем. Кроме того, отмечен зарубежный опыт стран, активно внедряющих в политическую систему электронный вид удаленного голосования.
Ключевые слова: информационное общество, выборы, ID-карта, дистанционное голосование, идентификация и аутентификация избирателя, электронная цифровая подпись, программное обеспечение.
218
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5
Постановка проблемы. Новой точкой отсчета в вопросе демократизации общественных и политических институтов Украины стало провозглашение ее независимости. Не могли не коснуться подобные преобразования и сферы общегосударственного и общетерриториального голосования, в рамках которых принимаются государственно важные решения [1, с. 125].
Однако существующая ныне система обеспечения свободного волеизъявления граждан, средства защиты и гарантии объективного учета в процессе подсчета голосов граждан и подведения итогов изжили себя, все чаще вызывая у избирателей недоверие, возрастание абсентеизма, и, как следствие, легитимность принятых решений ставится под сомнение.
Кроме того, действующая система голосования не обеспечивает защиту избирателя и его права на выбор от административного давления, фальсификаций, несанкционированных вмешательств и т.д.
Существующая система голосования является затратной в финансовом плане и отличается такими существенными недостатками, как:
- сжатые сроки голосования;
- закрепление избирателей за конкретными избирательными участками со сложным алгоритмом откреплений и перерегистраций на другом избирательном участке в случае возникновения такой необходимости;
- незащищенность от фиктивных и повторных голосований;
- необходимый выезд членов избирательной комиссии к инвалидам, больным и другим категориям граждан, при этом свободное волеизъявление и секретность их голосований не могут быть гарантированы [2].
Что касается введения в Украине системы удаленного голосования, то этому процессу способствует высокая компьютерная грамотность населения, особенно молодых и подрастающих поколений избирателей, массовое использование мобильной связи (на сегодня каждый гражданин Украины, желающий воспользоваться электронным голосованием, обеспечен мобильной связью), сплошное покрытие территории Украины сотовой и E-mail связью, наличие серверного оборудования в ЦИК и окружных избирательных комиссиях, стремление существенного количества граждан пользоваться новейшими коммуникационными технологиями [3].
Таким образом, на лицо готовность граждан Украины к внедрению в их жизнь более совершенных технологий, в том числе и в избирательной системе.
Изложение основного материала. Одним из приоритетных направлений государственного строительства в Украине является развитие информационного общества. Так, краеугольным вопросом второго заседания Межведомственной комиссии по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины стала реализация программы «Электронная Украина», охватывающая как реформирование нормативно -правовой базы в этой сфере, так и непосредственно создание разветвленной сети взаимодействия граждан, их объединений с органами государственной власти. Имеется в виду электронизация привычных для обычного гражданина действий, как-то: оплата услуг, штрафов, заказ паспортов, регистрация юридического лица и т.д.
На данный момент уже предприняты шаги к созданию «сервисного государства», обеспечивающего реализацию определенных потребностей граждан на дистанционном уровне, а именно: создание Единого государственного портала административных услуг и частичное обновление существующей в данной области законодательной базы.
Не мог не коснуться процесс демократизации управленческой системы форм непосредственной демократии, а именно выборов. 17 февраля 2012 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект «О государственной программе внедрения электронного голосования», предполагающий создание соответствующей нормативно-технической и законодательной базы до конца второго квартала 2013 г. с целью обеспечения дистанционного волеизъявления граждан (через Интернет или отправку SMS и MMS) [4].
Более подробный анализ законопроекта, проблемы и перспективы его внедрения будут представлены далее, - для начала автору статьи представляется целесообразным рассмотреть зарубежный опыт стран, активно внедряющих в политическую систему электронный вид удаленного голосования.
Наиболее удачным опытом располагает Эстония, которая уже в 2005 г. частично использовала технологии для удаленного голосования, а в 2007 г. такая система голосования получила общественное признание в области проведения Интернет-выборов. Основана данная система на личной ID-карте каждого гражданина Эстонии, которая, являясь удостоверением личности, выполняет функцию идентификации лица в различных электронных службах. Процедура голосования выглядит следующим образом: гражданин, вставив указанную карту в считывающее устройство, активирует ее при помощи
219
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5
PIN-кода, что служит идентификацией личности, и производит выбор кандидата. Данный голос подписывается уникальной цифровой подписью, что сводит процент возможной фальсификации голосов к минимуму.
С 2011 г. в Эстонии возможно голосование через мобильный телефон на основе сертифицированной SIM-карты, играющей в данном случае роль ID-карты, считывающим устройством является сам мобильный телефон. Активизируется мобильная идентификация на сайте Департамента полиции и погранохраны Эстонии.
В Швейцарии первое интернет-голосование было проведено в 2004 г. также на основании ID-карты, которая в отличие от эстонской является одноразовой. Кроме того, каждый гражданин может принять участие в референдумах, которые проходят каждые два месяца, посредством Интернетголосования. Для вышеуказанного участия гражданин в любом отделении почты должен приобрести одноразовую ID-карту, предъявив свой паспорт. Процедура голосования практически идентична эстонской: избиратель вводит идентификатор, отмечает вариант, удовлетворяющий его взглядам, и вводит секретный код, предварительно стерев защитный слой над ним. Как результат, гражданин получает электронное подтверждение, по которому сможет проверить результаты в административных учреждениях кантона.
В Канаде первые Интернет-выборы проводились в 2003 году. С 2006 г. компания CanVote проводит голосование для 12 муниципалитетов в Онтарио с около 100 000 избирателями. Для этого используется система паролей и специальных идентификаторов. Онлайн-выборы CanVote комбинирует с голосованием по телефону.
Основные усилия в развитии Интернет-голосования направлены на 2013 год, в котором будут проводиться выборы в Федеральный парламент Канады. Избиратели получат возможность установить специальное ПО для мобильных устройств, после введения идентификаторов в которые гражданин получает возможность выбора кандидата. Планируется распространять эти приложения посредством электронных магазинов Android Market и Apple Store.
Помимо вышеперечисленных стран электронное голосование получило распространение в:
1. Австралии - электронное голосование с выделенными избирательными пунктами существует с 2001 года;
2. Бельгии - электронное голосование на избирательных участках, автоматы с идентификацией избирателей по магнитным карточкам. Около половины избирателей голосуют электронным способом с 1999 года;
3. Бразилии - электронное голосование на избирательных участках. Используется более 400 тысяч автоматов американской компании Diebold (сейчас — Premier Election Systems);
4. Великобритании - эпизодическое использование электронных систем на муниципальных выборах с 2000 года;
5. Германии - автоматы для электронного голосования применяются при муниципальных выборах;
6. Индии - с 2003 года муниципальные выборы и выборы уровня штатов используют системы электронного голосования на избирательных участках;
7. Нидерландах - электронное голосование на избирательных участках активно применяется на выборах всех уровней;
8. Франции - с 2003 года голосование через Интернет возможно для французских граждан, живущих за границей [5].
Концепция, предложенная депутатом ВРУ О.Тищенко, наиболее близка к эстонскому варианту, однако основана не на ID-карте, а на биометрических параметрах и электронной подписи.
Сущность новой национальной системы голосования заключается в следующем: избиратель, желающий осуществить волеизъявление в электронной форме, в определенные сроки проверяет на сайте ЦИК наличие информации о нем в электронном реестре избирателей; сам же процесс выборов заключается, во-первых, идентификации лица путем ввода последним своих биометрических данных в единый электронный реестр избирателей через свое (ПК или мобильный телефон) или принадлежащее участковой избирательной комиссии электронное устройство, вследствие распознания которых система открывает пользователю доступ к его личному файлу для голосования. В нем он вводит цифровой идентификатор удовлетворяющего его взглядам варианта вопроса (референдум) или кандидата (выборы). Защитить свой голос можно электронной подписью, которая дает возможность контролировать в последующем засчёт данного голоса и отсутствие несанкционированных изменений принятого решения, вплоть до конечного подсчета голосов.
Те, кто не имеет возможности проголосовать в электронной виде за неимением ПК или мобильных телефонов или же не желают пользоваться новыми технологиями и предпочитают существующие, согласно Концепции могут воспользоваться или техническими устройствами любой участковой избирательной комиссии (в первом случае), или проголосовать привычным образом при помощи
220
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5
бумажных бюллетеней [6].
Преимущество первых двух категорий относительно последней заключаются в том, что они будут иметь возможность осуществлять свой выбор в любое удобное для них время и на любой удобной для них УИК. Кроме того, одним из преимуществ является возможность изменить свой выбор и проголосовать заново в срок проведения выборов.
Преимущества электронной системы голосования:
1) дистанционное голосование (возможность проголосовать из дома, с работы и т.д.)
2) выборы могут проводиться не в один специально назначенный для этого день, а в течение нескольких дней, что позволит избирателям осуществить волеизъявление в удобное для них время;
3) данная система позволит не закреплять граждан за участками для голосования, т.е. гражданин может проголосовать там, где ему удобно в конкретный момент его нахождения (где бы избиратель ни проголосовал, его голос все равно будет отображен на сервере ЦИК);
4) минимизируется риск подделки бюллетеней благодаря использованию личных идентификаторов избирателя (биометрических данных и цифровой подписи);
5) членам ИК не придется выезжать на дом к лицам, которые не могут проголосовать на избирательном участке (инвалиды, пенсионеры и т.д.), так как последние смогут самостоятельно проголосовать дома при помощи ПК или мобильного телефона;
6) также членам ИК не придется осуществлять сложнейшую процедуру открепления и перерегистрации избирателей по месту их фактического проживания;
7) значительно сократится время подсчета голосов, что благоприятствует минимизации фальсификаций, несанкционированному вмешательству в избирательный процесс;
8) сокращение времени подготовки к самим выборам, референдумам;
9) данная система не только модернизирует избирательные процессы, но и даст возможность выражать мнение относительно определенных законопроектов или государственных программ не только по принципу «да» или «нет», но и с возможностью ответить на вопросы анкеты и определить сильные или слабые стороны конкретного проекта;
10) текущая информация электронных голосований может быть использована для формирования экзит-полов в режиме реального времени с их визуализацией на экранах телевидения и плазменных мониторах в людных местах, что значительно повысит доверие граждан к достоверности результатов голосований;
11) сокращение расходов на списки избирателей, бюллетени, урны и содержание комиссий.
Одновременно внедрение интернет-выборов невозможно без решения определенных проблем,
основные из которых рассмотрим ниже:
1. Дорогостоимость системы. Однако, как было указано выше, система электронного голосования окупится за счет экономии на огромных средствах, тратящихся на списках избирателей, бюллетенях, урнах и содержании комиссий. «Выиграть» дополнительные средства можно и за счет предоставления платных услуг физическим и юридическим лицам для проведения опросов, социологических и маркетинговых исследований.
2. Идентификация избирателя. В данном случае речь идет о биометрической аутентификации избирателя. Недостаток данного метода заключается в том, что существует проблема распознавания отпечатков пальца с порезами, «сморщиванием» кожи и другими дефектами, а также недостаточная защищенность от подделки изображения отпечатка.
3. Обеспечение надежности и защищенности процесса подсчета голосов - бюллетени необходимо правильно подсчитать, не раскрывая выбора отдельного голосующего, при этом недопустима потеря бюллетеней, их дубляж или нарушение их целостности.
Когда подсчеты осуществляются при помощи программного обеспечения, разработанного определенной фирмой, единственной гарантией «прозрачности» результатов выборов будет предварительное тестирование независимой организацией всего программного обеспечения, используемого для подачи бюллетеня голосующему и подсчета голосов как на локальных машинах для голосования, так и на машинах центра подсчета голосов.
Другим аспектом этой же проблемы является идентичность ПО, установленного на определенной локальной машине, программе, проверенной заранее в лабораторных условиях.
4. Стандартизация в сфере автоматизированных систем для проведения выборов. Современный рынок новых технологий предлагает огромное разнообразие ПО, которое может использоваться при подсчете голосов, в результате чего разные избирательные округа могут использовать разное оборудование и сохранять полученные данные в несовместимых друг с другом форматах, что сводит на нет все преимущества использование новых технологий.
С другой стороны, производители данных технологий часто неохотно раскрывают сведения, необходимые для проверки надежности и защищенности системы. Выход состоит в использовании открытых стандартов, которые дадут возможность не только уполномоченным лицам, но и
221
ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ПРАВО, 2013, ВИП. 5
представителям общественности возможность проверить их надежность (тайну могут составлять только отдельные ключи, которые постоянно меняются) [7].
Следует отметить, что Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации не поддержала законопроект об электронном голосовании. Основным аргументом «против» является отсутствие электронных систем, обеспечивающих защищенность голосования на 100%, и недостаток бюджетных средств для внедрения такой системы.
Выводы. Электронное голосование - это способ волеизъявления граждан на основе информационных и коммуникационных технологий, осуществляемый посредством использования идентификаторов лица, определяемых разработчиком системы.
Основной целью электронных систем удаленного голосования является осуществление человеком волеизъявления, а также осуществление процесса подсчета голосов без постороннего вмешательства, которое может повлиять на объективный результат.
С экономической точки зрения, внедрение электронной системы голосования также целесообразно, поскольку одноразовые затраты на ее внедрение будут уступать расходам на существующую систему голосования (списки избирателей, урны, бюллетени, многочисленные избирательные комиссии), в то время, как для варианта электронных голосований будет обеспечена постоянная готовность системы к проведению голосований, а в период между становится технически возможным ее использование, в частности на коммерческой основе (предоставление услуг физическим и юридическим лицам частного права, которые проводят соответствующие голосования, опросы и т.д.).
Таким образом, система осуществления голосования в Украине нуждается в совершенствовании с учетом мирового опыта применения новейших электронных и коммуникационных технологий.
Список использованной литературы
1. Горевой Л. Е. Компьютеризированная система информационно-аналитического обеспечения законодательной и правотворческой деятельности / Л. Е. Горевой. - К., Парламентское изд-во, 1998. - С. 125.
2. Денисова О. А. Информационные системы и технологии в юридической деятельности [учеб. пособ.] / О. А. Денисова. - К.: КНЕУ, 2004. - 315 с.
3. Косолапов В. Л. Информационно-аналитическая технология поддержки избирательной кампании [Электронный ресурс] / В. Л. Косолапов. - Режим доступа: http://www.cecu.kiev.ua/new/r8/kos.htm -Название с экрана.
4.Об одобрении Концепции внедрения системы электронного голосования в Украине [Текст]: [Проект постановления Верховной Рады Украины от 18.06.2012 № 10629]. - [Дата рассмотрения: 18.06.2012].
5. Рудницкий Г. Электронное голосование: опыт зарубежных стран / Г. Рудницкий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/12744- Название с экрана.
6. Концепція запровадження системи електронного голосування в Україні [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc34?id=&pf3511=43747&pf35401=226825 -
Название с экрана.
7. Косолапов В. Л. Автоматизированная система обработки информации и экспертных оценок при анализе общественно-политических процессов / В. Л. Косолапов // УСиМ, 1998. - № 1. - С. 25-32.
8. Douglas W. Jones. Voting and Elections / Douglas W. Jones [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cs.uiowa.edu/~jones/voting - Название с экрана.
9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.electioncenter.org - Название с экрана.
10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.misq.org/discovery/article96/ - Название с экрана.
М. Mostovaya
ELECTRONIC DEMOCRACY IN THE ELECTORAL SYSTEM OF UKRAINE: LONG-AWAITED REALITY OR UTOPIA?
The article deals with introduction of new information technologies into electoral system which implies transferring the voting procedure to the Internet. Internet-elections are examined as a promising area in the development of electronic communications systems which is accompanied by state involvement.
The author analyses the main provisions of the draft Concept of introducing electronic voting system in Ukraine, as well as the problems and the prospects of its implementation. The voting process proposed in the Concept is described in detail for a particular voter. In addition, the article dwells upon foreign experience of the states that are actively introducing remote electronic voting into their political systems.
Keywords: information society, elections, ID-card, remote voting, voter identification and authentication, digital signature, software.
222