УДК 342.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дроздова Валентина Григорьевна,
консультант правового отдела аппарата
Избирательной комиссии Иркутской области
В данной статье анализируется проблема использования современных избирательных технологий для обеспечения реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что совершенствование правового регулирования избирательного процесса и внедрение в данный процесс современных интернет-технологий повышают интерес избирателей к проведению выборов и референдумов онлайн.
Ключевые слова: избирательный процесс; цифровизация; цифровой избирательный участок; электронное голосование; эксперимент.
2
Современные технологии проникают во все сферы жизни общества. В последнее время широкое распространение получил термин «цифровизация», который привычно употребляется в паре со словами «жизнь», «экономика», «образование», «предприятие». Цифровизация - это преобразование информации в цифровую форму.
Большинство современных стран в той или иной мере используют электронные технологии на выборах. Например, система сканирования бюллетеней (аналогичная комплексам обработки избирательных бюллетеней, применяемых в России), онлайн-голосование.
Использование интернет-технологий на выборах в России не является новшеством. Политические партии и движения давно используют цифровые инструменты для проведения предвыборной агитации, взаимодействия с избирателями (мобильные приложения, сайты с различными видами активности, анализ данных об избирателях). Подобные технологии решают задачи вовлечения преимущественно молодых граждан в деятельность партии (онлайн-обсуж-дение, сбор предложений, опросы), а также увеличения их политической активности.
Главными преимуществами использования электронных технологий на выборах являются снижение затрат на организацию голосования,
увеличение скорости обработки результатов, защита от вмешательства и, конечно, уменьшение трудностей, связанных с непосредственным участием граждан в голосовании [5].
В целях использования в процессе голосования современных технологий, позволяющих создать дополнительные условия и гарантии реализации избирательных прав граждан, 29 мая 2019 года был принят Федеральный закон № 103-Ф3 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» (далее - Федеральный закон № 103-Ф3).
Федеральным законом № 103-Ф3 было предусмотрено проведение в качестве эксперимента дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва в трех одномандатных избирательных округах города Москвы - № 1, № 10, № 30 [4].
Дистанционное электронное голосование - голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы (статья 2 Федерального закона № 103-Ф3).
Избиратель, обладающий активным избирательным правом в установленном избирательном округе города Москвы, в день голосования был вправе самостоятельно выбрать формат участия: дистанционное электронное или традиционное голосование. Для участия в дистанционном электронном голосовании избирателю необходимо было подать соответствующее заявление на региональном портале государственных и муниципальных услуг города Москвы. При этом в целях организации и осуществления дистанционного электронного голосования, а также установления его итогов Федеральным законом № 103-ФЗ было предусмотрено создание специальной участковой избирательной комиссии.
Аналогично традиционному голосованию избиратель ставил знак напротив фамилии выбранного кандидата. При этом электронный бюллетень существовал на экране пользователя не больше 15 минут, отведенных для осуществления выбора. В целях соблюдения тайны голосования информация о бюллетене не сохранялась ни в истории браузера пользователя, ни на сервере администратора. Результат сразу отправлялся в блокчейн-систему, которая считается одной из самых прозрачных и безопасных технологий для проведения электронного голосования во всем мире [7].
Итоги электронного голосования превзошли все ожидания. Для участия в электронных выборах зарегистрировались 11 228 человек [2]. Из них бюллетени для голосования получили более 10 тысяч человек. Явка избирателей превысила 90 %. Для сравнения: на обычные избирательные участки пришли 21,77 % избирателей, то есть в четыре раза меньше [1].
Интересно, что в электронном голосовании, как и в случае традиционных выборов, показатели явки и реально проголосовавших не совпали. При явке на онлайн-выборах в 92,3 % заполнивших бюллетень оказалось 87,4 %. Департамент информационных технологий города Москвы прокомментировал данную ситуацию, объясняя разницу тем, что при традиционном голосовании всегда есть процент недействительных бюллетеней. Также и в ходе тестирования электронного голосования были 7-10 % избирателей, которые получали бюллетень, но не заполняли его, сознательно выражая свою позицию - не голосовать [3].
Стоит также отметить, что одновременно с экспериментом по электронному голосованию на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва в трех одномандатных избирательных округах города Москвы был проведен эксперимент по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, в целях дальнейшего развития технологии «Мобильный избиратель» и создания дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации. В связи с этим 29 мая 2019 года принят Федеральный закон № 102-ФЗ «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ).
Данный Федеральный закон предусматривает, что при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также ряда региональных выборов избиратели, находящиеся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, смогут реализовать его путем голосования на цифровых участках.
Цифровым участком является избирательный участок, образованный на территории города федерального значения Москвы в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), оснащенный техническими средствами, в том числе комплексами для электронного голосования, которые позволяют проводить голосование граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования за пределами избирательного округа, где они обладают активным избирательным правом.
3
№2/2019
4
Перечень цифровых участков определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до дня голосования на основании предложений Московской городской избирательной комиссии.
Для участия в день голосования в голосовании на цифровом участке избиратель подает заявление о включении в список избирателей на цифровом участке в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ только с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Список избирателей, подавших заявления о голосовании на цифровом избирательном участке, составляется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Федеральным законом № 102-ФЗ регулируются не только вопросы организации голосования на цифровом участке, но и вопросы защищенной передачи данных о голосовании на цифровом участке участковой комиссией такого участка в соответствующие комиссии в электронном виде (с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»).
При этом особенности организации голосования на цифровом участке, оформления и хранения связанной с таким голосованием избирательной документации, подсчета голосов избирателей, перечень данных о голосовании на цифровом участке, включая сведения о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, и о количестве поданных за каждого кандидата (каждый список кандидатов) голосов, передаваемых в соответствующую комиссию, а также порядок передачи информации в соответствующие комиссии определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В целях соблюдения принципа гласности при проведении голосования на цифровом участке Федеральным законом № 102-ФЗ закреплены положения, устанавливающие особенности назначения наблюдателей в участковую комиссию цифрового участка.
Результатом эксперимента стала также высокая явка на 30 цифровых избирательных участ-
ках, где выбрать губернатора соответствующего региона и депутата Государственной Думы могли жители 20 регионов страны, оказавшиеся в этот день в столице. О таком желании заявили около 2,5 тысяч человек, предварительно подавшие заявку на портале государственных и муниципальных услуг. Прибыли на участки 68,2 % из них [3].
На основе публичных заявлений председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Э.А. Памфиловой можно сделать вывод о том, что практика применения цифровых избирательных участков будет расширяться. Предполагается, что в 2020 году к единому дню голосования будет создано около 2,5 тысяч цифровых избирательных участков, а в 2021 году - не менее 5 тысяч цифровых участков [6].
Таким образом, результаты рассмотренных выше экспериментов позволяют определить направления дальнейшей работы по совершенствованию правового регулирования избирательного процесса и внедрению в него современных технологий. Очевидно, что развитие и удешевление технологий повышают интерес к возможностям проведения выборов и референдумов онлайн и, как следствие, явку избирателей вне зависимости от уровня выборов.
1. В столице завершилось электронное голосование на выборах в Мосгордуму. - Режим доступа: https://www.mos.ru/ news/item/61790073/. Дата обращения: 21.11.2019.
2. Выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва 8 сентября 2019 года. - Режим доступа: mosgorizbirkom.ru/web/guest/vybory-deputatov-moskovskoj-gorodskoj-dumy-sed-mogo-sozyva-8-sentabra-2019-goda. Дата обращения: 21.11.2019.
3. Накликали победу. Итоги электронного голосования в Москве подтвердили - за этим будущее. - Режим доступа: https:// rg.ru/2019/09/09/reg-cfo/v-moskve-podveH-itogi-eksperimenta-s-elektronnym-golosovaniem.html/. Дата обращения: 21.11.2019.
4. Решение Московской городской избирательной комиссии от 13 июня 2019 г. № 95/5 «О дистанционном электронном голосовании на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва 8 сентября 2019 года». - Режим доступа: http://www.mosgorizbirkom.ru/. Дата обращения: 21.11.2019.
5. Серавин, А., Соколова, Е. Современные технологии в электоральных процессах / А. Серавин, Е. Соколова // доклад Экспертного института социальных исследований. - Режим доступа: eisr.ru. Дата обращения: 21.11.2019.
6. ЦИК: Цифровые участки будут создаваться по всей стране. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/09/08/reg-cfo/cik-cifrovye-uchastki-budut-sozdavatsia-po-vsej-strane.html/. Дата обращения: 21.11.2019.
7. Электронные выборы в Московскую городскую Думу. - Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/blockchain-ууЫму/. Дата обращения: 21.11.2019.