Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ «МОБИЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ» В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ 2018-2020 ГГ. В РФ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ «МОБИЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ» В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ 2018-2020 ГГ. В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
избирательное право / избирательная система / активное избирательное право / «мобильный избиратель» / голосование / избирательный участок / портал «Госуслуги» / многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг / election law / electoral system / active suffrage / “mobile voter" / voting / polling station / portal “Gosuslugi" / multifunctional centers for the provision of state and municipal services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Анатольевна Трыканова

В статье автор определяет организационно-правовые предпосылки введения электоральной процедуры «Мобильный избиратель» в современную российскую избирательную систему, а также формулирует основные итоги применения данной электоральной процедуры в период избирательных кампаний 2018-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ELECTORAL PROCEDURE “MOBILE VOTER” DURING THE ELECTION CAMPAIGNS 2018-2020

In the article, the author defines the organizational and legal prerequisites for the introduction of the electoral procedure “Mobile voter" into the modern Russian electoral system, and also formulates the main results of the application of this electoral procedure during the election campaigns of 2018-2020.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ «МОБИЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ» В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ 2018-2020 ГГ. В РФ»

УДК 342.5 ББК 67.400.6

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-124-126

РЕЗУЛЬТАТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ «МОБИЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ» В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ 2018-2020 ГГ. В РФ

Светлана Анатольевна ТРЫКАНОВА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

E-mail: Svetlana.trykanova@gmail.com

Аннотация. В статье автор определяет организационно-правовые предпосылки введения электоральной процедуры «Мобильный избиратель» в современную российскую избирательную систему, а также формулирует основные итоги применения данной электоральной процедуры в период избирательных кампаний 2018-2020 гг.

Ключевые слова: избирательное право; избирательная система; активное избирательное право; «мобильный избиратель»; голосование; избирательный участок; портал «Госуслуги»; многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

THE RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ELECTORAL PROCEDURE "MOBILE VOTER" DURING THE ELECTION CAMPAIGNS 2018-2020

Svetlana Anatolyevna TRYKANOVA,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law Ryazan State University named after S.A. Yesenin

E-mail: Svetlana.trykanova@gmail.com

Abstract. In the article, the author defines the organizational and legal prerequisites for the introduction of the electoral procedure "Mobile voter" into the modern Russian electoral system, and also formulates the main results of the application of this electoral procedure during the election campaigns of 2018 — 2020.

Key words: election law; electoral system; active suffrage; "mobile voter"; voting; polling station; portal "Gosuslugi"; multifunctional centers for the provision of state and municipal services.

Принцип народовластия, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, как основа конституционного строя требует постоянного развития и совершенствования механизмов прямой демократии, что требует в свою очередь создания таких условий, при которых избиратель не будет обременен необоснованными тре-

бованиями и ограничениями, что в конечном итоге должно только повышать гражданскую активность.

Так как выборы и референдум являются не просто механизмом прямой демократии, но и институтом взаимодействия политиков и избирателей, создание условий, позволяющих эффек-

тивно реализовать активное избирательное право, является предпосылкой для снижения нигилизма в обществе, а также недоверия к политикам и политическим институтам.

Главной проблемой реализации закрепленного в ст. 32 Конституции РФ права избирать долгое время являлось отсутствие гражданина в день голосования по месту регистрации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих постановлениях, что фактическое отсутствие гражданина по месту регистрации не должно и не может служить препятствием для реализации активного избирательного права, так как активное избирательное право содержит как интерес избирателя на управление делами государства, так и интерес публично-правовых институтов на легитим-ность1.

Проблема временного пребывания гражданина не по месту регистрации долгое время решалась путем использования открепительных удостоверений. В свою очередь, использование открепительных удостоверений, которые являлись бланками строгой отчетности, было дорогостоящим, а также порождало проблемы, связанные с учетом избирателей и включением их в общую статистику2.

С развитием научно-технического прогресса в XXI в. начали появляться информационные программы и технологии, которые можно использовать в том числе в ходе избирательного процесса.

В России такой технологией стала система голосования по месту пребывания «Мобильный избиратель», которая была введена путем внесения поправок в ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ в 2017 г. и стала гарантией реализации общепризнанных принципов организации и проведения электоральных процедур в условиях увеличения численности и территории городов, появления агломераций, повышения общей мобильности населения и роста транспортной доступности территорий.

Предполагалось, что система «Мобильный избиратель» позволит принять участие в голосовании тем избирателям, которые находятся действительно далеко от места регистрации без получения открепительного удостоверения, что расширило бы территориальные границы реализации активного избирательного права3.

Для участия в новом порядке избирателю необходимо обратиться с письменным заявлением в избирательную комиссию по месту нахождения о включении в список избирателей либо обратиться в многофункциональный центр

предоставления государственных и муниципальных услуг. Главным, на наш взгляд, стало появление возможности подать указанное заявление через федеральную государственную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Срок подачи заявления был установлен в пределах не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 14 часов до дня голосования. Данный механизм действительно существенно упростил порядок голосования по месту пребывания, отменил досрочное голосование и голосование с применением открепительных удостоверений, а также избавил граждан от так называемого «крепостного избирательного права».

Для определения эффективности новой технологии необходимо провести сравнительное исследование результатов голосований с использованием институтов открепительных удостоверений, досрочного голосования и механизма «Мобильный избиратель». В качестве предмета исследования используем статистику выборов Президента РФ 2008, 2012 и 2018 г.

В 2008 г. из общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей (107 222 016 человек), 188 421 человек проголосовал досрочно, 1 319 640 человек — по открепительным удостоверениям. В сумме данными институтами воспользовались 1 508 061 человек, или около 1,3% избирателей4.

В 2012 г. общее число избирателей составило 109 860 331, а проголосовало по открепительным удостоверениям или досрочно 1 839 615 человек, или около 1,6%5.

В 2018 г. была введена система «Мобильный избиратель», что привело к следующим результатам: в списки избирателей было внесено 109 008 428 человек, нововведением воспользовались 5,7 млн человек, или 5,23% общего числа избирателей6.

Представленное сравнение позволяет сделать вывод, что больше избирателей воспользовались возможностью проголосовать по месту нахождения, а их активность повысилась более чем в три раза, соответственно систему «Мобильный избиратель» можно считать эффективной. Данным результатам способствовали масштабная работа по информированию граждан о возможности участия в выборах по месту пребывания, запущенная Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а также удобство участия в процедуре.

На основе данных анализа российской и общемировой практики организации и применения процедур голосования для избирателей, ко-

2021 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

125

торые находятся вне места регистрации, проведенного Российским общественным институтом избирательного права, мы видим, что в мире нет аналогов системы «Мобильный избиратель»7. Эксперты пришли к выводу, что при отсутствии технических сбоев система является эффективной и оказывает положительный эффект на реализацию конституционных прав граждан.

Таким образом, процедура «Мобильный избиратель» позволила привлечь большее число избирателей к реализации своего активного избирательного права в сравнении с действовавшими ранее процедурами получения открепительных удостоверений и досрочного голосования.

1 Шустрое Д.Г. Живое конституционное право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Избирательное право. Т. 6. M.: URSS, 2018.

2 Шапиее С.М. Открепительные удостоверения: меха-

низм оптимального распределения и юридической

ответственности // Избирательное право. 2013. № 1 (21). С. 31—38. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=30733299. (дата обращения: 01.05.2021).

3 Черепанов ВЛ. Можно ли отменить в России «крепостное» избирательное право?» // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 5 (120). С. 116—127.

4 Выборы. Избирком // URL: www.vybory.izbirkom. ru / region / region/izbirkom?action=show& root=1&tvd= 100100022249920&vrn= 10010002217 6412& region= 0&glob al=1&sub_region=0&prver=0& pronetvd= null&vibid=100 100022249920&type=227 (дата обращения: 08.05.2021).

5 Итоги выборов Президента РФ. 2012. Протокол // URL: www.cikrf.ru/banners/prezident_2012/itogi/ protokol. html (дата обращения: 08.05.2021).

6 URL: www.tass.ru/politika/5089746 (дата обращения: 08.05.2021).

7 См.: Голосование «мобильных избирателей»: российский и зарубежный опыт. Российский общественный институт избирательного права // URL : http://www. roiip.ru/news/2193.htm (дата обращения 08.05.2021).

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Гражданский процесс

Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 687 с.

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.