Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ СРОКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ РОССИИ)'

ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ СРОКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

128
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ СРОКИ / ДОСРОЧНЫЕ ВЫБОРЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ / ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / SELECTIVE ACTIONS / ELECTION CAMPAIGN / CALLING OF AN ELECTION / ELECTORAL TERMS / EARLY ELECTIONS / BY-ELECTION / REPEATED ELECTIONS / ELECTIONS OF THE GOVERNOR OF PRIMORSKY KRAY / ELECTION COMMISSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коровин Евгений Михайлович

Данная статья посвящена срокам уменьшения продолжительности различных электоральных процедур при назначении и проведении досрочных и повторных выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Автор исследует нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иное федеральное законодательство, Избирательный кодекс Приморского края, административную и судебную практику применения избирательного законодательства; указывает на отсутствие легального определения понятия «избирательные действия», слабую урегулированность процедуры сокращения сроков проведения избирательных действий, на возникшие и потенциальные проблемы применения этого механизма. В работе проанализированы конкретные решения, связанные с назначением повторных выборов губернатора Приморского края 2018 г. и досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск- Дальний 2015 г. с точки зрения соблюдения процедуры сокращения избирательных сроков. Рассмотрены законодательные отличия в назначении и проведении досрочных, повторных и дополнительных выборов различного уровня, внесено предложение по унификации правового регулирования порядка назначения этих видов выборов. Автор приходит к выводу о необходимости совершенствования электорального законодательства и наделении избирательных комиссий, организующих выборы, полномочиями по сокращению сроков избирательных действий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REDUCING THE TERMS OF ELECTORAL ACTIONS (A STUDY OF PRIMORSKY KRAY, RUSSIA)

This article is devoted to terms of reduction of duration of various electoral procedures at appointment and holding early and repeated elections to public authorities and local government and also their officials. The author investigates standards of the Federal law "About the Main Guarantees of Electoral Rights and Rights for Participation in a Citizens Referendum of the Russian Federation", other federal legislation, the Electoral code of Primorsky Kray, administrative and judicial practice of application of electoral laws. He points lack of legal definition of the concept "selective actions", a weak regulation of the procedure of reduction of terms of carrying out selective actions, to the arisen and potential problems of use of this mechanism. In work the concrete decisions connected with purpose of repeated elections of the Governor of Primorsky Kray of 2018 and early elections of deputies of the Duma of the city district Spassk-Dalny 2015 in terms of observance of the procedure of reduction of selective terms are analysed. Legislative differences in appointment and carrying out early are considered, repeated and a by-election of various level, the offer on unification of legal regulation of an order of purpose of these types of elections is made. The author comes to a conclusion about need of improvement of the electoral legislation and investment of the election commissions organizing elections, powers on reduction of terms of selective actions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ СРОКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ РОССИИ)»

УДК 342.84(470)

DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2018-1-2/68-80 Е. М. Коровин1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия E-mail: korovin.em@dvfu.ru

ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ СРОКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ РОССИИ)

Аннотация. Данная статья посвящена срокам уменьшения продолжительности различных электоральных процедур при назначении и проведении досрочных и повторных выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Автор исследует нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иное федеральное законодательство, Избирательный кодекс Приморского края, административную и судебную практику применения избирательного законодательства; указывает на отсутствие легального определения понятия «избирательные действия», слабую урегулированность процедуры сокращения сроков проведения избирательных действий, на возникшие и потенциальные проблемы применения этого механизма. В работе проанализированы конкретные решения, связанные с назначением повторных выборов губернатора Приморского края 2018 г. и досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний 2015 г. с точки зрения соблюдения процедуры сокращения избирательных сроков. Рассмотрены законодательные отличия в назначении и проведении досрочных, повторных и дополнительных выборов различного уровня, внесено предложение по унификации правового регулирования порядка назначения этих видов выборов. Автор приходит к выводу о необходимости совершенствования электорального законодательства и наделении избирательных комиссий, организующих выборы, полномочиями по сокращению сроков избирательных действий.

1 Евгений Михайлович Коровин, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия. Для цитирования: Коровин Е. М. Проблемы сокращения сроков избирательных действий (на примере Приморского края России) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2018. № 4. С. 68-80.

© Коровин Е. М., 2018

Ключевые слова: избирательные действия, избирательная кампания, назначение выборов, электоральные сроки, досрочные выборы, дополнительные выборы, повторные выборы, выборы губернатора Приморского края, избирательные комиссии.

Evgeny M. Korovin1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: korovin.em@dvfu.ru

PROBLEMS OF REDUCING THE TERMS OF ELECTORAL ACTIONS (A STUDY OF PRIMORSKY KRAY, RUSSIA)

Abstract. This article is devoted to terms of reduction of duration of various electoral procedures at appointment and holding early and repeated elections to public authorities and local government and also their officials. The author investigates standards of the Federal law "About the Main Guarantees of Electoral Rights and Rights for Participation in a Citizens Referendum of the Russian Federation", other federal legislation, the Electoral code of Primorsky Kray, administrative and judicial practice of application of electoral laws. He points lack of legal definition of the concept "selective actions", a weak regulation of the procedure of reduction of terms of carrying out selective actions, to the arisen and potential problems of use of this mechanism. In work the concrete decisions connected with purpose of repeated elections of the Governor of Primorsky Kray of 2018 and early elections of deputies of the Duma of the city district Spassk-Dalny 2015 in terms of observance of the procedure of reduction of selective terms are analysed. Legislative differences in appointment and carrying out early are considered, repeated and a by-election of various level, the offer on unification of legal regulation of an order of purpose of these types of elections is made. The author comes to a conclusion about need of improvement of the electoral legislation and investment of the election commissions organizing elections, powers on reduction of terms of selective actions.

Keywords: selective actions, election campaign, calling of an election, electoral terms, early elections, by-election, repeated elections, elections of the Governor of Pri-morsky Kray, election commissions.

1 Evgeny M. Korovin, Senior lecturer of Far East Federal University Department of Constitutional and Administrative Law, Vladivostok, Russia.

For citing: Korovin E. M. Problems of reducing the terms of electoral actions (a study of Primorsky kray, Russia) // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2018. N 4. P. 68-80.

Из всех аспектов конституционного права на участие в управлении делами государства именно конституционное право избирать и быть избранным наиболее часто применяется нашими гражданами на практике. Реализация этого права связана не только с периодически проводимыми очередными выборами органов власти и выборных должностных лиц, но и, зачастую, с досрочными и повторными выборами. Вот уже более 20 лет (практически весь срок действия нынешней Конституции России) Приморский край выступает своеобразным полигоном различных избирательных практик.

25-летний юбилей Конституции страны совпал с финальной стадией избирательной кампании по выборам нового губернатора Приморского края.

Результатом сентябрьских досрочных выборов Приморского края стало признание их недействительными. При проведении досрочных выборов губернатора Приморского края 9 сентября 2018 г. сроки избирательных действий не сокращались. Но, так как итогом выборов стало признание их недействительными, были назначены повторные выборы. В связи с этим 16 октября 2018 г. Законодательное Собрание Приморского края приняло решение о назначении повторных выборов губернатора Приморского края на 16 декабря 2018 г. Одновременно Законодательное Собрание края решило сократить сроки избирательных действий при проведении повторных выборов губернатора Приморского края на одну треть. Непосредственно сокращение сроков установлено приложением к постановлению. Региональный законодатель сократил сроки не всех избирательных действий, а лишь связанных с выдвижением и регистрацией кандидатов, с предвыборной агитацией и с избирательными бюллетенями.

Хотелось бы более подробно рассмотреть вопрос о сокращении сроков избирательных действий, его законность, обоснованность, влияние на легитимность избирательного процесса. Тем более, что в Приморье ровно три года назад были отменены досрочные выборы депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний из-за нарушений, допущенных при сокращении сроков избирательных действий.

Избирательное законодательство не раскрывает понятие «избирательные действия». Упоминается данное понятие в 10 статьях Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Трижды - закрепляя избирательные права граждан Российской Федерации и иностранных граждан, дважды - устанавливая обязанность избирательных комиссий информировать о сроках и порядке совершения избирательных действий, регулируя вопрос о дополнительном выдвижении кандидатов, гарантируя осуществление избирательных действий главой местной администрации и, наконец, предусматривая возможность сокращения сроков избирательных действий при проведении повторных, досрочных и дополнительных выборов. Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации, разъясняя избиратель-

ным комиссиям порядок расчёта сроков осуществления избирательных действий, не даёт определения самого этого понятия [1].

М. С. Матейкович полагает [2, с. 159], что «под избирательными действиями следует понимать юридические факты, являющиеся результатом сознательной активной деятельности людей, органов публичной власти, общественных объединений и иных субъектов по претворению в жизнь норм избирательного права», выделяя при этом правомерные действия и неправомерные (деликты). Такое понимание избирательных действий хоть и верное, но не раскрывает их в динамике. Понимание действий как результат не позволяет рассмотреть избирательные действия как процесс, как протяжённую во времени избирательную процедуру. С.М. Шахрай [3], определяя понятие выборов, говорит о том, что это растянутая во времени избирательная кампания, совокупность этапов избирательных действий и процедур. В рамках нашего исследования мы будем рассматривать избирательные действия в качестве элементов стадий избирательного процесса, сроки совершения которых нормативно закреплены.

Применительно к вопросу о сокращении установленных законом сроков, по мнению автора, под избирательными действиями следует понимать такие действия участников избирательных правоотношений, для осуществления которых в законе предусмотрен конкретный промежуток времени.

При проведении разных видов выборов подход законодателя к сокращению сроков избирательных действий различен.

Пункт 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что «при назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть».

При проведении повторных выборов, а также дополнительных выборов, назначенных в связи с тем, что представительный орган остался в неправомочном составе, в соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать выборы, могут быть сокращены на одну треть.

Исследуя буквально приведённые нормы, мы видим три достаточно существенных отличия. Во-первых, срок назначения досрочных выборов может быть сокращён, а двух других видов выборов - нет. Во-вторых, сроки осуществления избирательных действий при досрочных выборах могут быть сокращены, но не более чем на одну треть, а при повторных и дополнительных выборах - ровно на одну треть. При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответ-

ствующими законами предусмотрено сокращение сроков осуществления избирательных действий на одну четверть. И, в-третьих, отличается момент принятия решения о сокращении сроков. В случае досрочных выборов законодатель использует формулировку «при назначении», то есть одновременно, в одном решении, должны быть назначены выборы и тогда же сокращены сроки. Регулируя повторные и досрочные выборы, законодатель указывает, в какие сроки они проводятся, и предоставляет право органам, уполномоченным законом назначать выборы, «при этом» сократить сроки избирательных действий. Из чего можно сделать вывод о том, что решение о сокращении сроков избирательных действий принимается одновременно с решением о назначении выборов только при назначении досрочных выборов. В ходе проведения повторных и дополнительных выборов орган, уполномоченный законом назначать такие выборы, может принять решение о сокращении тех или иных сроков избирательных действий непосредственно в период избирательной кампании. Представляется, что технологически такая возможность несомненно привлекательна и вполне соответствует демократическим принципам организации и проведения выборов.

При проведении досрочных федеральных выборов законодатель достаточно чётко урегулировал порядок исчисления сокращения сроков. В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» в случае назначения досрочных выборов Президента Российской Федерации «сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на одну четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвёртых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону» [4]. Аналогичная норма предусмотрена при проведении досрочных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [5, ст. 6, п. 6]. Ни федеральное, ни региональное избирательное законодательство не содержит чётких правил сокращения сроков избирательных действий на региональных и муниципальных выборах. Не определён круг избирательных действий, сроки осуществления которых могут быть сокращены по решению компетентного органа.

Если на федеральных выборах законами установлено обязательное сокращение сроков осуществления избирательных действий на четверть, то субъекты федерации самостоятельно регулируют сокращение избирательных сроков на субъекто-вых и муниципальных выборах. В Приморском крае при назначении досрочных выборов органы, уполномоченные принимать решение о назначении выборов, вправе сократить сроки избирательных действий, но не более чем на одну треть, а при назначении повторных и дополнительных выборов - ровно на одну треть [6, ст. 11, ч. 9; ст. 83, ч. ч. 4, 8]. При этом порядок исчисления самого сокращения сро-

ков, в отличие от федерального законодательства, Избирательный кодекс Приморского края не содержит.

Если досрочные выборы Губернатора Приморского края в сентябре 2018 г. обошлись без сокращения сроков избирательных действий, то, как указывалось выше, при назначении повторных выборов этот механизм был применён. Период выдвижения кандидатов сократился с 75 до 50 дней, время для сдачи документов на регистрацию кандидатов - с 10 до 8 дней, срок для принятия комиссией решения о регистрации кандидата уменьшился с 10 до 7 дней, агитационный период в СМИ с 28 до 19 дней. В отсутствие собственного детального правового регулирования порядка сокращения сроков Законодательным Собранием был применён порядок, предусмотренный для федеральных выборов.

Рассматривая вопрос об уменьшении времени совершения какой-либо избирательной процедуры, необходимо исходить из целей, в которых был установлен такой правовой институт, как сокращение сроков избирательных действий. Коль скоро избирательные действия нельзя сокращать на основныхвыборах, но можно на досрочных, повторных и дополнительных, то целью законодателя являлось скорейшее восстановление нарушенного порядка - заполнение вакансии выборного должностного лица, вакантного депутатского мандата, формирование представительного органа власти.

Продолжительность той или иной стадии избирательного процесса устанавливается законом в зависимости от продолжительности избирательной кампании в целом. В связи с тем, что все стадии и этапы избирательного процесса взаимоувязаны, уменьшение периода избирательной кампании влечёт за собой сокращение отдельных её стадий, времени осуществления конкретных избирательных действий. Так, сокращение срока назначения повторных выборов губернатора Приморского края с 90 до 60 дней оставило меньше времени для проведения избирательной кампании, что заставило уменьшать сроки для выдвижения и регистрации кандидатов.

Как справедливо указывал С. Д. Князев [7], «сроки выдвижения кандидатов играют исключительно важную роль в осуществлении всех составляющих данную стадию электорального процесса юридических процедур. Они выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников выборов применительно ко всей избирательной кампании и каждому образующему её этапу, предопределяют последовательность реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления». Вполне возможно, что сокращение периода выдвижения кандидатов на повторных выборах губернатора Приморского края повлияло на то, что из 22 претендентов зарегистрированными кандидатами смогли стать только 5.

Изменение срока выдвижения и регистрации кандидатов автоматически влечёт сокращение сроков утверждения текста и изготовления избирательных бюлле-

теней, так как окончание регистрации кандидатов есть необходимое условие для утверждения текста избирательного бюллетеня, его изготовления и передачи в участковые избирательные комиссии.

Уменьшение периода избирательной кампании может повлечь за собой сокращение и иных сроков избирательных действий.

На повторных и дополнительных выборах право сократить сроки избирательных действий законодатель просто предоставляет органу, уполномоченному законом назначать выборы, не конкретизируя, когда может быть принято соответствующее решение. В случае досрочных выборов такое сокращение сроков должно производиться при назначении выборов. При этом, в отличие от повторных и дополнительных выборов, прямо не указано, что данное сокращение осуществляется решением. Полагаем, что это может быть само решение о назначении выборов (как при назначении повторных выборов главы Надеждинского сельского поселения Приморского края [8]), отдельное решение о сокращении сроков избирательных действий, принятое одновременно с решением о назначении выборов (как при назначении повторных выборов губернатора Приморского края), либо иной акт уполномоченного законом органа (например, подробное сокращение сроков избирательных действий может быть закреплено в Календарном плане подготовки и проведения выборов, утверждаемом избирательной комиссией, организующей выборы).

Из-за недостаточной правовой определённости в регулировании порядка сокращения сроков избирательных действий на практике уже возникали коллизии, ведущие к делегитимации всей избирательной кампании. Так, в приведённом выше примере о назначении досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края седьмого созыва территориальная избирательная комиссия пунктом 2 своего решения сократила срок назначения выборов и сроки всех избирательных действий в период подготовки досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний на одну треть, не конкретизируя перечень сокращаемых избирательных действий. Через день после назначения выборов территориальная избирательная комиссия (ТИК) приняла решение «Об утверждении календарного плана основных мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний седьмого созыва, назначенных на 20 декабря 2015 года». При этом в календарном плане часть сроков совершения избирательных действий была сокращена на одну треть, часть осталась неизменной, некоторые сроки были сокращены более чем на одну треть, некоторые менее чем на одну треть. В частности, срок изготовления избирательных бюллетеней, срок подачи заявлений о голосовании вне помещения, срок предоставления итогового финансового отчёта и ряд других сокращены не были. Например, срок предоставления в ТИК документов для регистрации кандидатов (списков кандидатов) был определён как не ранее чем за 34 дня и не позднее чем на

24 дня до дня голосования. В то время как при сокращении на одну треть он должен был быть не ранее 34 и не позднее чем за 27 дней до дня голосования. Представляется, что такая конкретизация сокращенных сроков избирательных действий сделала Календарный план из информационно-вспомогательного документа нормативным. К аналогичному выводу пришла и Избирательная комиссия Приморского края, расценив решение ТИК об утверждении Календарного плана в качестве изменений в ранее принятое решение о назначении выборов в части срока осуществления избирательных действий [9]. С данной позицией согласился и Приморский краевой суд, указав в своём решении, что «...Календарный план, обнародованный посредством его опубликования на официальном сайте городского округа Спасск-Дальний, распространял своё действие на неопределённый круг лиц и был рассчитан на неоднократное применение в ходе проведения избирательной кампании по выборам депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний, поскольку определял права и обязанности избирательных объединений, кандидатов и граждан, обладающих пассивным избирательным правом, то есть по своей правовой природе он являлся нормативным правовым актом, применение которого было неразрывно связано с применением решения» [10] о назначении выборов.

«Заглавным элементом механизма эффективных выборов исследователи видят создание чётких, понятных для граждан законодательных правил» [11, с. 116]. Этот абсолютный постулат юридической техники особенно важен при проведении досрочных выборов, назначаемых в экстраординарных ситуациях, когда нарушается нормальное течение политических процессов [12, с. 53-54]. После утверждения календарного плана досрочных выборов депутатов Думы г. Спасска-Дальнего правила этой избирательной кампании стали недоступны не только для граждан и избирательных объединений, но и для юристов. Рассмотрев многочисленные жалобы и обращения, связанные с досрочными выборами Думы г. Спасска-Дальнего, избирательная комиссии Приморского края посчитала, что «решение (о назначении досрочных выборов) было принято с нарушением действующего законодательства о выборах, а также повлекло невозможность реализации избирательных прав граждан, избирательных объединений на равных, соответствующих закону условиях» [9], а также, что «восстановить нарушенные избирательные права в настоящее время объективно не представляется возможным, а проходящая избирательная кампания в своей основе несет неустранимые дефекты, обусловленные изначально незаконным сокращением предусмотренных законом избирательных сроков. Соответственно, проведение выборов с нарушенными законодательными параметрами, ведёт к объективной невозможности выявить действительную волю избирателей и к необходимости отмены указанных решений ТИК» [9].

Как справедливо указывает В. В. Вискулова [13, с. 29], «любое затягивание избирательных действий (пусть и в пределах установленных законом сроков), лю-

бые отказ, отмена регистрации кандидатов, списков кандидатов воспринимаются гражданами и их объединениями болезненно, провоцируя слухи о «теориях заговора». Все действия и решения избирательной комиссии, как правоприменительного органа, должны строго соответствовать нормам закона. Но и закон не должен иметь пробелов, должен быть сформулирован чётко и однозначно, не допускать различных толкований.

Сокращение сроков избирательных действий - достаточно скрупулёзный процесс, требующий глубоких познаний в избирательном законодательстве и практических навыков проведения выборов. Урегулировать все возможные варианты на законодательном уровне дольно сложно. В связи с тем, что избирательная кампания ограничена по времени и все её стадии взаимоувязаны, сокращение сроков одних избирательных действий может приводить к необходимости сокращать и другие. Избирательная комиссия, организующая выборы, не формально наделена полномочиями по обеспечению реализации избирательных прав граждан и других участников избирательного процесса, но и обладает всей полнотой информации о юридических, технологических, организационных, финансовых аспектах предстоящей «сокращённой» избирательной кампании. Многие установленные в законе сроки касаются деятельности избирательной комиссии, организующей выборы, и нижестоящих избирательных комиссий. В связи с этим, именно избирательная комиссия наиболее квалифицированно может определить - какие сроки совершения избирательных действий целесообразно и необходимо сократить, примет взвешенное, досконально просчитанное решение о сокращении сроков. Видится логичным полномочие по сокращению конкретных сроков совершения избирательных действий отнести к компетенции избирательных комиссий, организующих выборы, оставив за представительными органами и уполномоченными законом должностными лицами принятие решения о назначении выборов. Избирательная комиссия, организующая выборы, должна обладать полномочиями самостоятельно определять сроки избирательных действий, подлежащие сокращению, исходя из общей цели - проведения выборов в установленные сроки и с максимально возможным соблюдением прав избирателей (в первую очередь), кандидатов и избирательных объединений, предоставляя достаточное время для совершения всех необходимых избирательных действий.

Из смысла законодательных установлений можно сделать вывод, что сокращены могут быть те избирательные действия, которые должны осуществляться после принятия решения о назначении выборов. Различные субъекты избирательного процесса выполняют многочисленные разноплановые процедуры, которые можно отнести к избирательным действиям, и сроки проведения которых установлены законом:

осуществляется выдвижение кандидатов, как избирательными объединениями, так и путём самовыдвижения;

производится сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов);

представляются документы на регистрацию;

проводится проверка подписей и иных документов, представленных на регистрацию;

обжалуются решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) и об отказе в их регистрации;

организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации и оказывающие полиграфические услуги, публикуют и представляют свои расценки в избирательную комиссию, организующую выборы;

ведётся предвыборная агитация (в том числе через средства массовой информации);

формируются окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссия на временных избирательных участках;

принимаются решения относительно открепительных удостоверений и избирательных бюллетеней, осуществляется их изготовление;

передаются в участковые избирательные комиссии списки избирателей, открепительные удостоверения и избирательные бюллетени;

выдаются избирателям открепительные удостоверения; проводится досрочное голосование;

установлены время голосования, срок определения результатов выборов и их опубликования и сроки обжалования итогов голосования и результатов выборов.

Вряд ли возможно сокращать сроки всех вышеперечисленных избирательных действий.

Безусловно, само по себе сокращение сроков избирательных действий -полезный и востребованный механизм. Он позволяет в экстраординарной ситуации (при досрочных, повторных или дополнительных выборах) в скорейшие сроки сформировать представительный орган или заместить вакантный выборный мандат. Действующее избирательное законодательство недостаточно полно регулирует основания и порядок сокращения сроков избирательных действий, допускает различное регулирование момента принятия решения о сокращении избирательных сроков при проведении досрочных, повторных или дополнительных выборов. Всё это может приводить к нарушению избирательных прав граждан.

Полагаем, что для более эффективного использования института сокращения сроков избирательных действий и единообразного правоприменения необходима отдельная статья в Федеральном законе. В данной статье следует раскрыть само понятие «избирательные действия»; урегулировать процедуру сокращения сроков избирательных действий, порядок исчисления такого сокращения. Введение специ-

альной правовой нормы позволит более чётко определять - какие избирательные действия не подлежат сокращению. По нашему мнению, регулирование условий, порядка сокращения сроков избирательных действий должно быть унифицированным для досрочных, повторных и дополнительных выборов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О Методических рекомендациях по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление ЦИК России от 2 апреля 2014 г. № 224/1444-6. -Режим доступа: http://cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/27269/.

2. Матейкович, М. С. Избирательное право и избирательный процесс : учеб. пособие / М. С. Матейкович. - М. : Норма ; ИНФРА-М, 2010. - 287 с.

3. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С. М. Шахрай. - 4-е изд., изм. и доп. - М. : Статут, 2017. - 624 с.

4. О выборах Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (ред. 13 июля 2015 г.). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/.

5. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (ред. 9 марта 2016 г.). - Режим доступа: http://www.consul tant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_159349/.

6. Избирательный кодекс Приморского края (с изм. на 4 мая 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/450222447.

7. Князев, С. Д. Очерки теории российского избирательного права / С. Д. Князев. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - 416 с.

8. О назначении повторных выборов главы Надеждинского сельского поселения [Электронный ресурс] : решение Муниципального комитета Надеждинского сельского поселения от 15 июня 2009 г. № 442. - Режим доступа: http://izbirkom.pri morsky.ru/elections/show.php?id=123&p=1.

9. О ситуации по досрочным выборам депутатов Думы городского округа Спасск-Дальний, назначенным на 20 декабря 2015 г., и рассмотрении жалоб (обращений) на действия (бездействие) и решения территориальной избирательной комиссии города Спасска-Дальнего [Электронный ресурс] : решение Избирательной комиссии Приморского края № 2090/293 от 3 декабря 2015 г. - Режим доступа: http://izbirkom.primorsky.ru/decisions/show.php?id=2691&p=1.

10. Определение Приморского краевого суда по административному делу № 3а-39/2016 от 2 февраля 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/vMd3Z165uFlK/?regular-txt=%D0%9A%.

78

11. Аринин, А. Н. Выборы в России: теоретические аспекты электоральной эффективности // Гражданин. Выборы. Власть. - 2013. - № 1. - С. 116. - Науч-аналит. приложение к журн. «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

12. Об экстраординарном характере досрочных выборов // Полный курс избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика. Т. 1 / Р. Т. Биктагиров. - Казань, 2013. - С. 53-54.

13. Вискулова, В. В. О назначении досрочных выборов // Журнал российского права. - 2015. - № 6. - С. 26-37.

REFERENCES

1. About Methodical recommendations of development ofplanned schedules of actions for preparation and elections in territorial subjects of the Russian Federation: Resolution Russian CEC of April 2, 2014 no. 224/1444-6. Available at: http://cikrf.ru/activ ity/docs/postanovleniya/27269/ (accessed 11 November 2018). (In Russian).

2. Mateikovich M. S. Izbiratel'noepravo i izbiratel'nyi protsess: uchebnoeposobie [Suffrage and electoral process: manual]. Moscow: Norma Publ.; INFRA-M Publ., 2010. 287 p.

3. Shakhrai S. M. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata i magistratury [Constitutional right of the Russian Federation: The textbook for the academic bachelor degree and a magistracy]. 4 th ed., as amended and add. Moscow: Statut Publ., 2017. 624 p.

4. About the election of the President of the Russian Federation [Federal Law of January 10, 2003 no. 19-FL (ed. July 13, 2015)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_40445/ (accessed 21 December 2018). (In Russian).

5. About elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation: the Federal law of February 22, 2014 no. 20-FL (an edition March 9, 2016). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/ (accessed 11 November 2018). (In Russian).

6. Electoral code of Primorsky Krai. Available at: http://docs.cntd.ru/document/45 0222447 (accessed 16 December 2018). (In Russian).

7. Knyazev S. D. Ocherki teorii rossiiskogo izbiratel'nogo prava [Sketches of the theory of the Russian suffrage]. Vladivostok: Publ. house of the Far Eastern Federal University, 1999. 416 p.

8. About purpose of repeated elections of the head of the Nadezhdinsky rural settlement: the Decision of municipal committee of the Nadezhdinsky rural settlement of June 15, 2009 no. 442. Available at: http://izbirkom.primorsky.ru/elections/show.ph p?id=123&p=1 (accessed 19 December 2018). (In Russian).

9. About a situation on the early elections of deputies of the Duma of the city district Spassk-Dalny appointed to December 20, 2015 and consideration of complaints (ad-

dresses) to actions (inaction) and decisions of territorial election commission of the city of Spassk-Dalny: the Decision of Election commission of Primorsky Krai no. 2090/293 of December 3, 2015. Available at: http://izbirkom.primorsky.ru/decisions/show.php?id= 2691&p=1 (accessed 13 December 2018). (In Russian).

10. Decision of Seaside regional court on administrative case no. 3a-39/2016 of February 2, 2016. Available at: http://sudact.ru/regular/doc/vMd3Z165uFlK/?regular-txt=%D0%9A% (accessed 11 November 2018). (In Russian).

11. Arinin A. N. Vybory v Rossii: teoreticheskie aspekty elektoral'noi effektivnosti [Elections in Russia: theoretical aspects of electoral efficiency]. Grazhdanin. Vybory. Vlast'. Nauchno-analit. prilozhenie kzhurnaly «Vestnik Tsentral'noi izbiratel'noi komissii Rossiiskoi Federatsii» [Citizen. Elections. The power. The scientific analytical application to the «Bulletin of Russian Central Election Commission» magazine], 2013, no. 1, pp.53-54.

12. Biktagirov R. T. Polnyi kurs izbiratel'nogo i referendumnogo prava Rossii: te-oriya, zakonodatel'stvo, praktika [Full course of the selective and referendum right of Russia: theory, legislation, practice]. Vol. 1. Kazan, 2013, pp. 26-37.

13. Viskulova V. V. O naznachenii dosrochnykh vyborov [On the appointment of early elections]. Zhurnal rossiiskogoprava, 2015, no. 6, pp. 26-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.