УДК 342.5 ББК 67.400.6
DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-93-95
ГАРМОНИЗАЦИЯ НОВЕЛЛ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ И ТРАДИЦИОННЫХ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ВЫБОРЫ»
Светлана Анатольевна ТРЫКАНОВА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье автор формулирует значимость теоретико-прикладного дискурса о содержании понятия «выборы», функциях и принципах реализации данного института непосредственной демократии в условиях модернизации электоральных процедур, а также определяет необходимость гармонизации инновационных и традиционных подходов в рамках совершенствования избирательного законодательства.
Ключевые слова: дистанционное электронное голосование; предвыборная кампания; цифровой участок; избирательное право; модернизация; выборы; непосредственная демократия.
HARMONIZATION OF THE NOVELS IN THE ELECTION LAW AND TRADITIONAL THEORETICAL AND APPLIED APPROACHES TO THE DEFINITION OF THE CONCEPT OF ELECTIONS
Svetlana Anatolyevna TRYKANOVA,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law Ryazan State University named after S.A. Yesenin
E-mail: [email protected]
Abstract. In the article, the author formulates the importance of theoretical and applied discourse on the content of the concept of elections, the functions and principles of the implementation of this institution of direct democracy in the context of the modernization of electoral procedures, and also determines the need to harmonize innovative and traditional approaches within the framework of improving electoral legislation.
Keywords: remote electronic voting; election campaign; digital precinct; suffrage; modernization; elections; direct democracy.
Модернизация электоральных институтов в современном мире осуществляется значительными темпами как технологически, так и в контексте организационно-правовых изменений. Реалиями актуальных процессов является цифровизация процедуры голосования, а также развитие традиций онлайн политического участия акторов избирательных кампаний. Внедрение новых технологических решений в избирательный процесс требует имплементации но-
велл в избирательное законодательство. В связи с этим не теряет своей актуальности продолжающийся уже несколько десятилетий научный дискурс о содержании понятия, функциях и принципах выборов как института непосредственной демократии.
Институт выборов априори выступает в качестве неотъемлемого атрибута любого современного государства, которое избрало для себя путь демократического развития и придерживается незыблемых демократических ценностей1.
Ввиду особого характера и важности выборов для современного демократического государства в науке избирательного, конституционного, муниципального и иных отраслей российского права различными учеными активно освещаются вопросы, которые затрагивают функциональную составляющую и направленность отечественных выборов, ведется объемная дискуссия применительно к принципам реализации выборов как института непосредственной демок-ратии2. Подавляющее большинство исследователей вне зависимости от основания классификации принципов дополнительно выделяют такие, как: законность, доступность выборов, состязательность кандидатов, территориальная организация выборов, сочетание бюджетного и частного финансирования выборов, свобода предвыборной агитации, равный доступ кандидатов, избирательных объединений к средствам массовой информации, нейтральность в предвыборной агитации государственного и муниципального аппарата власти и должностных лиц, а также государственных СМИ, общественный контроль за ходом подготовки и проведения выборов, юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства и прав субъектов избирательного процесса, конкурентность выборов, ответственность участников избирательного процесса, федеративные начала российского избирательного права, разграничение полномочий между субъектами избирательного процесса, судебная защита избирательных прав граждан.
Мы, в свою очередь, придерживаемся легальной позиции законодателя, которая выражается в федеральном законодательстве, и считаем, что иные точки зрения, которые основываются на расширительном толковании имеющихся принципов реализации и проведения выборов, также имеют право на существование. Однако те принципы, которые закреплены в нормах действующего законодательства, исходя из своей правовой природы, обладают конституционным характером и вытекают из конституционных норм, поэтому их наличие и закрепление обоснованно и объективно.
Все остальные принципы, на которые ссылаются те или иные авторы, нами не отрицаются, но они, очевидно, обладают более частным характером.
В продолжение развития темы дискурса о понятии функций и принципов реализации выборов как института непосредственной демократии отметим, что сам по себе термин «выборы» в
научной литературе чаще всего упоминается в контексте рассмотрения демократии как формы организации политической власти. Общеизвестно, что большинство исследователей рассматривают выборы в качестве фундаментальной основы политической жизни современного демократического общества и государства. В связи с этим, по нашему мнению, уместно сослаться на одно из положений Всеобщей декларации прав человека: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равных форм, обеспечивающих свободу голосования»3.
Далее следует обратиться к рассмотрению функций выборов. Общеизвестно, что основное предназначение выборов в демократическом обществе состоит в обеспечении участия граждан в формировании системы органов государственной власти и управления. В этом заключается главная функция выборов. Однако существует ряд других функций выборов как института непосредственной демократии, которые обладают менее глобальным характером, но также важны для понимания в контексте изучения детального изучения правового регулирования выборов, теории и практики их применения. В частности, одной из важнейших функций выборов является функция легитимации власти и политического режима. Суть данной функции состоит в том, что посредством участия в выборах, реализации своего избирательного права граждане Российской Федерации выбирают из числа кандидатов тех лиц, которые будут представлять их интересы во власти и принимать важнейшие политические, правовые и иные решения, касающиеся каждого. Следовательно, процедура голосования на выборах позволяет узаконить или легализовать наличие тех или иных должностных лиц во власти.
Другой функцией выборов в науке признается функция определения направления политического курса государства. Суть указанной функции в том, что граждане, участвуя в выборах, отдавая свой голос за того или иного кандидата или политическую партию, выражают согласие с тем политическим курсом, которого они придерживаются, следовательно, если данный кандидат или политическая партия одержат победу на выборах и займут свои места в выборных орга-
94
Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 2
нах государственной, муниципальной власти, то они будут реализовывать свои политические идеи и взгляды на практике, используя данные им законом властные полномочия4.
Таким образом, подводя итог ознакомлению с дискурсом о понятии функций и принципов реализации выборов как института непосредственной демократии, представляется возможным сделать вывод, что при разработке и внедрении новелл избирательного права законодатель должен гармонизировать инновационные электоральные подходы к традиционным нормативным стандартам реализации избирательного процесса.
1 Штейнберг ЮЛ. Избирательная система как институт современного демократического государства / / Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 159.
2 Позднышев МЛ. Отдельные вопросы правового регулирования финансирования избирательных кампаний в Российской Федерации: федеральный аспект // Вопросы науки и образования. 2018. № 1. С. 5.
3 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2021).
4 Биктагиров Р.Т. Принципы российского избирательного процесса и их правовое содержание // Избирательное право. 2011. № 4. С. 3.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Адвокатская
этика
0
ЕЗГТзЗ
Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ " Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки.
Автор: Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. 303 с.
Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессио-нальной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.
Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.