Научная статья на тему 'Реалии и перспективы многодневного голосования в Российской Федерации'

Реалии и перспективы многодневного голосования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
974
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
избирательное право / многодневное голосование / выборы / референдум / электронное голосование / легитимность / suffrage / multi-day voting / elections / referendum / e-voting / legitimacy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурад Магомедович Омаров

Настоящая статья посвящена оценке такого нового для российского избирательного процесса явления, как многодневное голосование. В работе рассматриваются как правовая, так и практическая стороны реализации многодневного голосования. Автор анализирует голосование в несколько дней вкупе с иными нововведениями в отечественном избирательном праве, делая вывод о наличии издержек в существующем подходе к организации голосования и необходимости пересмотра отдельных его положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realities and Prospects of Multi-Day Voting in Russian Federation

The article focuses on the assessment of the new phenomenon in Russian electoral process such as a multi-day voting. The work examines both the legal and practical aspects of the implementation of multi-day voting. The author analyzes the voting in several days, coupled with other innovations in the native electoral law, concluding that there are flaws in the existing approach to organizing voting and the need to revise some of its positions.

Текст научной работы на тему «Реалии и перспективы многодневного голосования в Российской Федерации»

УДК 342.84 ББК 67.400.8

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10223

Реалии и перспективы многодневного голосования в Российской Федерации

Realities and Prospects of Multi-Day Voting in Russian Federation

Мурад Магомедович ОМАРОВ,

магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета, главный специалист-эксперт, Избирательная комиссия Республики Дагестан

E-mail: [email protected] Научный руководитель: Х.М. Шабанов, кандидат юридических наук, доцент Рецензент: С.Э. Деникаева, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Настоящая статья посвящена оценке такого нового для российского избирательного процесса явления, как многодневное голосование. В работе рассматриваются как правовая, так и практическая стороны реализации многодневного голосования. Автор анализирует голосование в несколько дней вкупе с иными нововведениями в отечественном избирательном праве, делая вывод о наличии издержек в существующем подходе к организации голосования и необходимости пересмотра отдельных его положений.

Ключевые слова: избирательное право; многодневное голосование; выборы; референдум; электронное голосование; легитимность.

Abstract. The article focuses on the assessment of the new phenomenon in Russian electoral process such as a multi-day voting. The work examines both the legal and practical aspects of the implementation of multi-day voting. The author analyzes the voting in several days, coupled with other innovations in the native electoral law, concluding that there are flaws in the existing approach to organizing voting and the need to revise some of its positions.

Keywords: suffrage; multi-day voting; elections; referendum; e-voting; legitimacy.

За последние несколько лет в российский избирательный процесс был привнесен ряд существенных нововведений, призванных сделать процедуру голосования для всех категорий избирателей более безопасной, удобной и доступной. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как основной источник избирательного права государства был дополнен положениями о голосовании по месту нахождения (технология «Мобильный избиратель»), о дистанционном электронном голосовании и, наконец, о голосовании в течении нескольких дней при проведении вы-

боров в органы государственной власти и местного самоуправления и референдумов1. И если внедрение первой новации было продиктовано несовершенством и массовой критикой применения открепительных удостоверений, второй — естественным технологическим развитием и циф-ровизацией государственных услуг, то появление многодневного голосования, вполне очевидно, было обусловлено экстраординарными обстоятельствами, а именно разразившейся пандемией коронавирусной инфекции ООУГО-19.

Стоит отметить, что впервые голосование в течение нескольких дней применялось при проведении общероссийского голосования по вопро-

су одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, перенесенного с 22 апреля 2020 г. на более поздний срок и ставшего впоследствии многодневным из-за ухудшения эпидемиологической ситуации в стране. Однако правовое регулирование конституционного плебисцита имело свой уникальный характер, не подпадая под действие традиционных законодательных актов о выборах и референдумах2. Нормативную базу общероссийского голосования составили также уникальный по своей природе Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»3, указы Президента РФ «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» и «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», а также принятое на их основе постановление ЦИК России «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».

Было установлено, что в период с 25 по 30 июня 2020 г. с 8 до 20 часов проводится «голосование до дня голосования», а 1 июля 2020 г. именуется «днем голосования», но по большому счету различий между этими днями не было, за той лишь разницей, что подведение итогов голосования на избирательных участках осуществлялось лишь после 20 часов по местному времени 1 июля. Таким образом, голосование по поправкам длилось 7 дней.

В целом, ввиду отсутствия высокой конкурентности, плебисцит прошел в спокойной обстановке, однако по его итогам общественное движение в защиту прав избирателей «Голос», известное своим активным участием в наблюдении за выборами различного уровня на территории России, опубликовало на своем сайте предварительное заявление по итогам общественного наблюдения за ходом общероссийского голосования по изменению Конституции РФ4. В частности, в докладе «Голоса» отмечалось, что многодневный формат проведения голосования с применением дополнительных форм, таких как голосование на придомовых территориях и в населенных пунктах, где отсутствуют избирательные участки5, существенно усложнили работу наблюдателей, которых, к слову, могли назначать только общественные палаты. По мнению автора, в данном аспекте кроется потенциальная угроза для всей избирательной системы страны, ведь именно институт наблюдателей,

являясь одним из самых молодых элементов избирательной системы, представляет собой неотъемлемую часть демократически развивающегося государства. Активное и широкое наблюдение повышает уверенность электората в честности выборов, создает атмосферу открытости и гласности, что способствует повышению явки избирателей и позволяет сформировать четкий вектор суверенного развития в стране6.

Тем не менее, 21 июля 2020 г. Госдума приняла в третьем чтении законопроект, разрешающий многодневное голосование (не более трех дней) на выборах всех уровней начиная с 2021 г., а уже на следующий день ЦИК России на своих официальных страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Twitter опубликовала опрос, посвященный голосованию в течение нескольких дней. На вопрос «Считаете ли вы удобной практику голосования в течение нескольких дней?» во всех случаях более 90% респондентов ответили отрицательно7.

Изменения в избирательном законодательстве, связанные с введением в практику многодневного голосования и дополнительных его форм, при этом не распространялись на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу соответствующего Федерального закона. Однако еще в мае 2020 г. российский законодатель наделил Центральную избирательную комиссию Российской Федерации правом устанавливать порядок и сроки голосования граждан «в целях создания условий для защиты их здоровья» и «создания максимального удобства»8. В связи с этим Центризбирком принял постановление «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года», прямо предписавшие проведение трехдневного голосования в одних случаях и оставившее решение этого вопроса на усмотрение избирательных комиссий в других случаях (на муниципальных выборах)9. Так или иначе, в подавляющем своем большинстве выборы, проходившие в единый день голосования в сентябре 2020 г., оказались трехдневными: 11 и 12 сентября проводилось досрочное голосование на избирательных участках и на дому, 13 сентября стало основным днем голосования, по истечении которого подводились итоги выборов.

Состоявшиеся в сентябре выборы формально оказались сопряжены с вполне очевидными правовыми коллизиями, связанными с исчислени-

ем сроков выполнения тех или иных избирательных действий как со стороны избирательных комиссий, так и со стороны избирателей, кандидатов и иных участников избирательного процесса. Сложности возникли ввиду упоминания в законодательстве «дня голосования» как отправной точки для отсчета сроков, тогда как фактически голосование длилось в течение трех дней. В качестве наглядного примера в данном случае можно привести ситуацию с окончанием предвыборной агитации. Так, в соответствии с действовавшим законодательством агитацию запрещено было проводить только 12 и 13 сентября, тогда как 11 сентября, в первый день досрочного голосования, агитация признавалась законной.

Нерешенной также осталась проблема совмещения дней голосования с образовательным процессом в школах, где располагается значимая доля избирательных участков по всей стране. Выборы, прошедшие в единый день голосования в сентябре 2020 г., нарушили привычный школьный режим, а многие учителя, являясь членами избирательных комиссий, не могли быть полноценно задействованы в учебной деятельности в пятницу и субботу.

Другой особенностью сентябрьских выборов стала возможность проведения иных, «классических» форм досрочного голосования, а именно досрочного голосования в труднодоступных или отдаленных местностях (не ранее чем за 20 дней до дня голосования), а также досрочного голосования граждан, которые в день голосования по уважительной причине будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть на соответствующий избирательный участок (только на региональных либо местных выборах — не ранее чем за 10 дней до дня голосования).

В настоящее время законодательно предусмотрено разграничение различных форм голосования при проведении выборов в будущем, но вместе с тем усложнение избирательного процесса, по мнению автора, создает излишнюю нагрузку на систему избирательных комиссий, а постоянная изменчивость избирательных процедур негативно влияет на доверие граждан к институту выборов как таковому.

Анализируя федеральное законодательство в сфере организации выборов и референдумов можно заключить, что еще до введения нормы о многодневном голосовании оно предусматривало достаточный объем гарантий реализации избирательных прав. В погоне за созданием «максимальных удобств» не стоит забывать об отноше-

нии граждан к таким нововведениям, ведь главной задачей выборов, проводимых ежегодно в России, является формирование органов власти, которые реально представляли бы интересы избирателей, опираясь на широкую социальную базу10. Опыт Республики Беларусь, где по итогам многодневных президентских выборов в августе 2020 г. начались массовые волнения и продолжающиеся до сих пор митинги несогласных с официальными результатами выборов, показывает, что форма проведения голосования становится малозначительной, когда избиратели не доверяют работе избирательной системы.

Появившееся в России на волне распространения коронавирусной инфекции многодневное голосование, на наш взгляд, не вполне отвечает задачам, для решения которых оно было инициировано. Само по себе наличие возможности проголосовать в один из нескольких дней голосования отнюдь не гарантирует того, что избиратели равномерно распределятся и будут посещать избирательные участки поочередно. Куда более эффективной представляется составление рекомендательного графика посещения избирательного участка жителями отдельного многоквартирного дома, улицы, квартала. Содержание графика при этом доводилось бы до избирателей членами комиссий при проведении адресного информирования о предстоящих выборах. Такой метод позволил бы сформировать предпосылки для недопущения формирования больших скоплений граждан на территории участка для голосования.

Необходимость проведения досрочного голосования с использованием бумажного бюллетеня в обозримом будущем могла бы нивелировать другая новелла избирательного законодательства, о которой мы уже писали, а конкретно — дистанционное электронное голосование. Необходимо и дальше тестировать систему онлайн-голо-сования, в том числе и на муниципальном уровне, совершенствуя ее ключевые аспекты — анонимность, защищенность и объективность (возможность проверить результат собственного голосования).

Резюмируя изложенное, стоит отметить, что легальность избирательного процесса не всегда свидетельствует о его легитимности, поэтому введение многодневного голосования и дополнительных форм досрочного голосования в условиях недостаточного доверия граждан к избирательной системе способно лишь усложнить возможности общественного контроля за проведением выборов, что в конечном счете может

привести к снижению доверия россиян к институтам власти.

1 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 31 июля 2020 г.) // Российская газета. 2002. № 0 (2974). Ст. 63.1, 64.

2 См.: Соколов М.В. Проблемы правового регулирования общероссийского голосования по поправкам к Конституции России // Вопросы студенческой науки. 2020. № 3 (43). С. 157—161.

3 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. 2020. № 54 (8108). Ст. 2.

4 Предварительное заявление по итогам общественного наблюдения за ходом общероссийского голосования по изменению Конституции. [Электронный ресурс] / / URL: https://www.golosinfo.org/articles/144477 (дата обращения: 05.10.2020).

5 Постановление ЦИК России от 20 марта 2020 г. № 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию

Российской Федерации» (ред. от 23 июня 2020 г.). [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant. ru/document/Cons_doc_LAW_348317/ (дата обращения: 08.10.2020).

6 Roussias N., Ruiz-Rufino R. «Tying incumbents' hands»: The effects of election monitoring on electoral outcomes / / Electoral Studies. 2018. № 54. P. 116—127.

7 URL: https://meduza.io/news/2020/07/23/tsik-snova-razmestil-v-tvittere-opros-o-mnogodnevnom-golosovanii-nakanune-ego-udalili-kogda-bolee-90-vyskazalis-protiv (дата обращения: 08.10.2020).

8 Федеральный закон от 23 мая 2020 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 110 (8164). Ст. 2.

9 Постановление ЦИК России от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358317/ (дата обращения: 09.10.2020).

10 См.: Ткач A.C. Легитимность власти и абсентеизм // Трибуна ученого. 2018. № 1. С. 11—19.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.