Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3
УДК 378:37.013
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Прошкин Владимир Вадимович -
доктор педагогических наук, доцент, заведующий научно-методическим центром исследований, научных проектов и программ,
Киевский университет им. Б. Гринченко E-mail: v.proshkin@kubg.edu.ua, proshkin-vl@mail.ru
В статье рассмотрены основные аспекты привлечения будущих магистрантов педагогического образования к научно-исследовательской работе как ведущей тенденции их профессиональной подготовки. Указано, что ведущая роль в координации научной работы магистрантов отводится научному обществу, которое является частью системы общественного самоуправления в университете и объединяет молодых ученых, участвующих в научно-организационной и исследовательской работе кафедральных проблемных групп, научных структурных подразделений (центров, лабораторий) и др. Выделены цели, задачи, принципы и функции научного общества магистрантов, описаны основные направления его деятельности. Разработаны мотивационно-ценностный критерий как своеобразный измеритель эффективной профессиональной подготовки будущих магистров педагогического образования, а также его показатели. Представлены результаты эксперимента, которые свидетельствуют о том, что большинство из опрошенных магистрантов имеет средний, а также низкий уровень показателей. Указаны приемы, которые используются с целью повышения мотивации будущих магистров к научно-исследовательской работе. Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий магистр, педагогическое образование, научное общество, мотивация.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2015-15-3-116-120
Современные тенденции профессиональной подготовки магистрантов педагогического образования свидетельствуют о том, что выпускник вуза должен обладать не только глубокими знаниями по избранной специальности, но еще и умениями инновационного характера, навыками научно-исследовательскойдеятельности. В перечне и содержании задач, которые решает магистр, делается акцент на организации и проведении поисковых и учебных семинаров, экспериментальной апробации инновационных технологий, анализе основных закономерностей, тенденций развития и решения психолого-педагогических проблем. Все это приводит к пониманию того, что привлечение магистрантов к активной научно-исследовательской работе (далее - НИР) как ведущей тенденции их профессиональной подготовки может быть реализовано через принципиальное переосмысление роли науки в университете.
Анализ имеющегося фонда диссертационных работ свидетельствует о том, что процесс
профессиональной подготовки будущих магистров педагогического образования недостаточно часто выступает объектом современных исследований. В качестве основного ориентира наших научных поисков выступает исследование С. Сысоевой, в котором представлены теоретические и методические основы творческого развития специалистов в условиях магистратуры. Ценными для нас являются взгляды автора о том, что магистратура успешно развивается там, где существуют мощная научно-педагогическая инфраструктура и научные школы с широким аспектом научных направлений [1, с. 126].
Кроме того, учеными изучены основные проблемы института магистратуры в вузе: общие аспекты подготовки будущих магистров (В. Берека, С. Витвицкая, Н. Оськина, А. Свет-лорусова, Р. Цокур), магистерское образование в зарубежных странах (С. Бурдина, Т. Данилише-на), формирование психолого-педагогической, коммуникативной и других компетентностей у магистрантов (О. Гура, И. Козич, Л. Литовченко, Н. Титаренко).
Целью статьи является изучение университетской научно-исследовательской работы как современной тенденции профессиональной подготовки магистрантов педагогического образования. Статья выполнена в рамках научной темы «Философские, образовательные и методические принципы компетентностного личностно-профессионального многопрофильного университетского образования», которая разрабатывается в Киевском университете имени Б. Гринченко.
Научно-исследовательская работа магистрантов является обязательной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов в современном университете как неразрывная составляющая образовательного процесса. Развитие системы НИР магистрантов является важнейшей функцией системы высшего образования и ведущей деятельностью университета как образовательного учреждения.
Эффективность подготовки будущих магистров педагогического образования в значитель-
© Прошкин В. В., 2015
В. В. Прошкин. Современные тенденции подготовки магистрантов педагогического образования
ной степени зависит от того, насколько этой цели отвечает организация научно-исследовательской работы. В университете для обеспечения функционирования НИР привлекают ученый совет, ректорат, совет научного общества, кафедры, научные структурные подразделения, организационные комитеты научных мероприятий. Выделим их основные функции: методическое и организационное руководство НИР; подготовка, проведение, координация научных мероприятий, учет и анализ их результатов; изучение, внедрение опыта организации НИР.
Ведущая роль в координации научной работы магистрантов педагогического образования отводится научному обществу, которое является частью системы общественного самоуправления в университете и объединяет молодых ученых, участвующих в научно-организационной и исследовательской работе кафедральных проблемных групп, научных структурных подразделений (центров, лабораторий)и др.
Научное общество объединяет магистрантов, занимающихся научно-исследовательской работой независимо от ее направлений и форм. Участвовать в деятельности научного общества может любой магистрант, который проявляет способности к науке. Существуют структурные единицы научного общества: сектор науки студенческого парламента (сената, старостата, студенческого ректората, деканата, совета); отделения научного общества, объединяющие проблемные научные группы по профилю; институтский сектор научного общества, отвечающий за научную работу магистрантов отдельных институтов (факультетов) и др.
Целью деятельности научного общества магистрантов педагогического образования является создание условий для раскрытия их научно-педагогического и креативного потенциала, развития научно-педагогического мышления и навыков исследовательской работы, популяризации в университете педагогической науки.
Анализ современных научных источников позволяет указать наиболее значимые задачи научного общества:
- привлечение магистрантов к научно-исследовательской работе, повышение ее качества;
- помощь в освоении и углубленном изучении дисциплин учебного плана с целью приобретения практического опыта работы;
- овладение современными методиками и навыками проведения самостоятельных научных исследований;
- повышение мотивации магистрантов для решения конкретных практических проблем педагогического образования;
- поиск и поддержка талантливых маги-странтов-исследователей, предоставление им всесторонней помощи;
- создание благоприятных условий для участия магистрантов в мероприятиях, подразумевающих научную конкуренцию (конкурсах, олимпиадах, конференциях).
Выделим основные принципы организации научно-исследовательской работы магистрантов: свобода научного творчества; добровольность, коллегиальность, открытость; органичная связь обучения и научно-исследовательской работы; повышение научного потенциала университета и воспитание научно-педагогических кадров.
Современные исследователи отмечают функции научно-исследовательской работы магистрантов:
- учебная: спецификой научно-исследовательской деятельности магистранта является ее учебный характер; выполняя исследование, магистрант получает необходимые методологические знания и умения;
- личностно-развивающая: в процессе исследования формируются креативные способности, научно-педагогическое мышление;
- социально-компетентностная: технология самостоятельного научного исследования и развитые креативные способности повышают профессиональную компетентность магистранта, уровень его соответствия социальным требованиям [2, с. 372].
Рассмотренные цели, задачи, принципы и функции позволяют нам обобщить и выделить основные направления деятельности научного общества: организация работы магистрантов в научных подразделениях; проведение научных конференций, семинаров, выставок, круглых столов, лекций, дебатов, интеллектуальных игр, встреч с известными учеными, презентаций исследовательских проектов; подготовка и издание научных трудов; участие в разработке и реализации исследований, результаты которых могут быть предложены для внедрения организациям, учреждениям, предприятиям; информирование о научных мероприятиях; проведение конкурсов научных работ для получения грантов, а также других мероприятий, стимулирующих научные исследования.
В соответствии с выделенными направлениями в университетах широко используются виды НИР: индивидуальные, массовые, мероприятия, подразумевающие научную конкуренцию. Интересен опыт зарубежных стран по организации научной работы магистрантов: пропедевтические научно-методологические курсы и семинары (Германия, Чехия); работа над проектами ис-
Педагогика
117
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3
следовательского характера (США, Германия, Канада, Япония); обучение на проблемно ориентированных курсах (Германия, Франция, Англия); работа в малых исследовательских группах (США, Япония); разные формы практики, зачетных и других мероприятий, ориентированных на решение конкретных проблемных заданий (страны Западной Европы).
Научно-исследовательская работа магистранта включает её исполнение в рамках учебных дисциплин и во внеаудиторное время, научно-исследовательскую и научно-педагогическую практику, а также подготовку магистерской диссертации. Рассмотрим формы образовательного процесса, в рамках которых магистрантов привлекают к научно-исследовательской деятельности: учебные аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации, индивидуальные занятия); самостоятельная работа; научно-исследовательская работа на кафедре; мероприятия по контролю (модульные работы, доклады на научных и методических семинарах, подготовка и защита рефератов, отчетов, публикация результатов научной работы, государственная аттестация, квалификационная магистерская работа).
Особое значение приобретает организация практических занятий, которые предусматривают взаимодействие и активное общение равноправных участников (семинар-круглый стол, семинар-дискуссия, семинар-исследование, работа в команде, выступление на мини-конференции). Дополняя мнение Е. Игнатюк [3], отметим, что на практических занятиях магистранты приобретают опыт коллективной командной работы, развивают креативность, личностную ответственность, коммуникативные, организаторские, лидерские качества, учатся презентовать результаты работы и отстаивать собственную позицию.
Если говорить об отчетности, заслуживает внимания опыт Е. Бражник, которая выделяет портфолио - индивидуальную подборку материалов, подтверждающих наличие проделанной образовательной и научной деятельности. Под портфолио автор понимает способ фиксации, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений в процессе усвоения дисциплины [4, с. 13].В портфолио могут быть представлены конспекты, тезисы, доклады, презентации; программы констатирующего и формирующего этапов эксперимента; статьи по материалам исследования; письменный отзыв заказчика НИР (кафедры или научного структурного подразделения).
Все выделенные формы НИР реализуются в контексте выполнения магистерской работы,
которая свидетельствует о соответствующем уровне профессионального образования. Мы полностью поддерживаем мнение С. Сысоевой о том, что важной задачей при подготовке магистров является создание такой магистерской программы, которая объединяет обучение, научное исследование и инновационную деятельность [1, с. 130].
Требования по содержанию, креативному характеру, теоретической и практической значимости результатов магистерской работы являются более высокими, чем требования к бакалаврской работе. Темы исследований определяет кафедра, хотя магистрант может сам предложить тему, если должным образом обоснует ее целесообразность. Научно-исследовательская работа магистрантов направлена на выявление закономерностей, явлений и процессов. В этой работе можно выделить этапы: выбор тематики; выдвижение гипотезы и постановка задач; констатация и обработка данных; обсуждение результатов, проверка гипотезы; оформление и презентация результатов.
Для реализации выделенных этапов важно формирование определенных компетенций: вести библиографическую работу с использованием информационных технологий (форумов, глоссариев, интерактивных семинаров и др.), решать задачи, возникающие в процессе научно-педагогической работы, выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие и разрабатывать новые), обрабатывать полученные результаты, анализировать и презентовать их в виде докладов и статей [4, 5].
Магистерская работа ориентирована на расширение теоретических знаний профессиональной подготовки; систематизацию и самостоятельный анализ современных подходов к решению педагогических задач, связанных с новейшей интерпретацией научных проблем; углубление знаний по смежным наукам; дальнейшее совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с научной литературой; выявление тенденций и закономерностей исследуемых процессов; формирование умений самостоятельного определения объектов и этапов магистерского исследования, обоснования системы мероприятий, необходимых для решения теоретических и прикладных задач; развитие умений самостоятельно формулировать обобщения полученных результатов, разрабатывать научно-практические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Защита выпускной квалификационной работы определяет уровень теоретической и
118
Научный отдел
В. В. Прошкин. Современные тенденции подготовки магистрантов педагогического образования
практической исследовательской подготовки будущего магистра педагогического образования к профессиональной деятельности (знание современной проблематики исследуемого процесса и истории развития определенной научной проблемы; наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, исследуемой магистрантом; умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы и др.).
В ряде вузов действует успешная практика зачисления в аспирантуру магистратов, которые имеют наиболее значимые научные достижения, что способствует повышению их мотивации к научной работе.
Мотивационно-ценностный критерий является своеобразным измерителем эффективной профессиональной подготовки магистрантов. Мы рассматриваем его в качестве совокупности мотивов личности магистранта и важнейшей характеристики его способности к научной деятельности.
Нами разработаны показатели данного критерия:
- интерес к познанию на основании личностных потребностей;
- понимание ценности науки, значимости научно-исследовательской работы для современного педагога;
- осознание необходимости формирования исследовательской компетентности как необходимого и важнейшего компонента университетской подготовки;
- личностный смысл в научно-исследовательской деятельности, удовлетворенность собственной научно-исследовательской работой;
- стремление в достижении весомых научных результатов.
Результаты эксперимента, который проходил в девяти университетах Украины на протяжении 2012-2014 гг. (выборка составляет 440 магистрантов), свидетельствует, что большинство из опрошенных имеет средний (46,4%), а также низкий (44,2%) уровень показателей. Большинствобудущих магистрантов педагогического образования не проявляет особого интереса к научной работе на основании личностных потребностей, считает, что наука не является важнейшей частью профессии педагога. Магистранты недостаточно убеждены в необходимости развития исследовательской компетентности, у некоторых имеется личностный смысл в научной деятельности, но не все получают удовольствие от собственной научно-исследовательской работы, стремятся достичь научных результатов лишь в рамках учебных дисциплин.
Как видим, проблема повышения мотивации магистрантов к научно-исследовательской работе весьма актуальна и требует разрешения. Важным для нашего исследования является вопрос определения механизмов поощрения магистрантов, которые занимаются научноисследовательской работой. Были получены следующие ответы:
1) предоставлять преимущество наилучшим магистрантам при поступлении в аспирантуру
(39,9%);
2) оплачивать публикации, научные командировки магистрантов, которые активно занимаются наукой (31,5%);
3) учитывать результаты научной деятельности в процессе изучения учебных дисциплин (28,6%).
В современных педагогических исследованиях предлагают с целью повышения мотивации будущих магистров к научной работе использовать следующие приемы: 1) создание позитивной эмоциональной атмосферы в процессе научно-исследовательской работы; 2) реализация взаимодействия между субъектами университетской подготовки; 3) повышение интереса к проведению научного исследования, учебному познанию; 4) разъяснение социальной значимости научно-исследовательской работы для личностного и профессионального роста; 5) обеспечение информационной осведомленности об инновациях педагогической науки, событиях научной жизни.
Таким образом, организацию образовательного процесса на исследовательской основе мы рассматриваем в качестве важнейшей современной тенденции профессиональной подготовки магистрантов педагогического образования. Ведущая роль в координации научной работы магистрантов отводится научному обществу. Научно-исследовательская работа магистрантов включает деятельность в рамках учебных дисциплин и во внеаудиторное время, научно-исследовательскую и научно-педагогическую практику, а также подготовку магистерской работы. Наиболее разработанными являются формы и методы организации научной работы индивидуального характера в контексте проведения магистерского исследования, подготовки научных статей и докладов на конференциях, участия в конкурсах научных работ. Механизмы привлечения магистрантов к участию в коллективных формах научно-исследовательской работы разработаны не до конца. Требуют разработки новые механизмы повышения мотивации магистрантов к научноисследовательской работе. Все это открывает перспективы наших дальнейших исследований.
Педагогика
119
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3
Список литературы
1. Сисоева С. О. Творчий розвиток фахшщв в умовах мапстратури : монограф1я. Кшв, 2014. 400 с.
2. Граничина О. А., Сурикова С. В. Научно-исследовательская работа в системе подготовки магистранта по направлению «Педагогическое образование» // Герценовские чтения. Начальное образование. 2013. Т. 4, № 1. С. 369-378.
3. 1гнатюк О. А. Дидактичт особливост формуван-ня готовносН до науково-педагопчно! д1яльност1 магктранНв спещальносН «Педагопка вищо! школи»// Теор1я i практика управлшня сощальними системами. 2014. № 2. С. 45-51.
4. Бражник Е. И. Организация научно-исследовательской работы магистрантов-социальных педагогов // Вестн. Тюмен. обл. гос. ин-та развития регионального образования. 2013. № 3 (27).С. 12-13.
5. Кудаков О. Р., Хомочкина С. А. Формирование исследовательской компетенции у магистрантов первого года обучения // Вестн. Казан. гос. энергетического ун-та. 2009. № 2 (2). С. 113-123.
Modern Tendencies of Training Masters of Pedagogical Education
V. V. Proshkin
Borys Grinchenko Kyiv University
18/2, Bulvarno-Kudryavska str., Kyiv, 04053, Ukraine
E-mail: v.proshkin@kubg.edu.ua, proshkin-vl@mail.ru
An article deals with main aspects connected with future masters of pedagogical education involvement to research work as leading tendency of their professional training. It has been pointed that the chief role in coordination of masters' research work belongs to scientific society which is a part of administrative system at university which unites young researchers, who take part in research and organizational work inside department problem groups, scientific structural subdivisions (centers, laboratories) etc. Aims, tasks, principles and functions of masters' scientific society have been singled out. The main activity area is described. Motivational and value criterion and its rates as peculiar measurer of effective professional training of
future masters of pedagogical education and have been worked out. The results of experiment which indicates that majority of masters have middle and low level rate have been represented. Methods which are used with the aim of increasing motivation among future masters to research work have been pointed out.
Key words: professional training, future master, pedagogical education, scientific society, motivation.
References
1. Sisoeva S. O. Tvorchiy rozvytok fahivciv v umovah magistratury (Students’ creative development in terms of magistracy). Kiev, 2014. 400 р.
2. Granichina O. A., Surikova S. V Nauchno-issledova-telskaya rabota v sisteme podgotovki magistranta po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» (Research work in the system of undergraduate’s training who studies «Pedagogical education»). Gercenovskie chteniya. Nachalnoe obrazovanie (Herzen’s readings. Primary education), 2013, vol. 4, no. 1, pp. 369378.
3. Ignatyuk O. A. Dydaktychni osoblyvosti formuvan-nya gotovnosti do naukovo-pedagogichnoy diyalnosti magistrantiv specialnosti «Pedagogika vyshhoy shkoly» (Didactic peculiarities of masters’ readiness to scientific and pedagogical activity in terms of «Pedagogy of higher education»). Teoriya ipraktika upravlinnya socialnymi sistemami (Theory and practice of social system management), 2014, no. 2, pp. 45-51.
4. Brazhnyk E. I. Organizatsiya nauchno-issledovatelskoy raboty magistrantov-sotsialnykh pedagogov (Organization of masters’ research work who are students of social pedagogy specialty). Vestn. Tyumen. obl. gos. in-ta raz-vitiya regionalnogo obrazovaniya (Bulletin of Tyumen Region State Institute for the development of regional education), 2013, no. 3 (27), pp. 12-13.
5. Kudakov O. R., Homochkina S. A. Formirovanie issledovatelskoy kompetentsii u magistrantov pervogo goda obuchenija (Masters of first year education and their formation of research competence). Vestn. Kazan. gos. energeticheskogo un-ta (Bulletin of Kazan State Power Engineering University), 2009, no. 2 (2), pp. 113-123.
120
Научный отдел