Научная статья на тему 'Современные тенденции борьбы с финансированием международного терроризма'

Современные тенденции борьбы с финансированием международного терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева О.Ф.

Для современной экономической теории проблемы возникновения и анализ формирования источников финансирования международного терроризма, как и сам терроризм, являются достаточно актуальными вопросами. Для того, чтобы обеспечить реальное противодействие материальной и финансовой поддержке терроризма необходимо достаточно четко представлять себе существующие нормативно-правовые акты и основные направления для выявления и анализа возможных источников финансирования международного терроризма, а также деятельность органов, обеспечивающих такое противодействие. Известно, что терроризм представляет собой одно из наиболее опасных явлений, с которым сталкивается современный мир. Очевидно, что мировое сообщество уже немало сделало для снижения угрозы терроризма. Но, как показывает практика, достигнутых результатов недостаточно. Борьба с терроризмом осложнена рядом причин объективного и субъективного характера. К числу первых можно отнести хорошую засекреченность планов террористов, частую поддержку их действий со стороны определенных слоев людей и невозможность бороться с многочисленными источниками финансирования…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимофеева О.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции борьбы с финансированием международного терроризма»

ЗАСЛОН ДЛЯ ТЕРРОРИЗМА

4 (25) - 2008

современные тенденции борьбы с финансированием международного терроризма

О.Ф. ТИМОФЕЕВА,

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Московский государственный лингвистический университет

Для современной экономической теории проблемы возникновения и анализ формирования источников финансирования международного терроризма, как и сам терроризм, являются достаточно актуальными вопросами. Для того чтобы обеспечить реальное противодействие материальной и финансовой поддержке терроризма, необходимо достаточно четко представлять себе существующие нормативно-правовые акты и основные направления для выявления и анализа возможных источников финансирования международного терроризма, а также деятельность органов, обеспечивающих такое противодействие.

Известно, что терроризм представляет собой одно из наиболее опасных явлений, с которым сталкивается современный мир. По своему содержанию и основным формам проявления международный терроризм составляет столь же сложное социально-политическое явление, как и терроризм в целом. Очевидно, что мировое сообщество уже немало сделало для снижения угрозы терроризма. Создан международно-правовой базис. Но, как показывает практика, достигнутых результатов недостаточно. Борьба с терроризмом осложнена рядом причин объективного и субъективного характера. К числу первых можно отнести хорошую засекреченность планов террористов, частую поддержку их действий со стороны определенных слоев людей и невозможность бороться с многочисленными источниками финансирования. К числу субъективных часто относятся причины политического характера, когда действия террористов отвечают интересам крупных геополитических игроков.

В условиях активного расширения масштабов международного терроризма за счет значительного укрепления его материальной базы появляется необходимость дальнейшего принятия соответствую-

64 -

щих правовых и организационных мер со стороны всего мирового сообщества.

Современная система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась в основном за последние три десятилетия. На глобальном уровне она функционирует под эгидой ООН и ее спецучреждений, прежде всего ИМО, ИКАО и МАГАТЭ, на основе двенадцати универсальных конвенций и протоколов о борьбе с различными проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе. Первым шагом к созданию универсальной правовой основы международного антитеррористического сотрудничества стали разработка в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и принятие Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (14 сентября 1963 г). Положения Токийской конвенции были дополнены последующими соглашениями: Гаагской конвенцией о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (23 сентября 1970 г.) и Монреальской конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.). Полностью формирование правовой основы сотрудничества в этой области было завершено лишь в 1988 г. принятием Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, который дополнял Монреальскую конвенцию (1971 г.). Таким образом, были созданы основы международно-правового сотрудничества различных стран по защите аэропортов от посягательств террористического характера.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) призвана ликвидировать пробел в существующем международно-правовом режиме антитеррористического

сотрудничества государств. Для России эта конвенция имеет особое значение, поскольку направлена на пресечение финансирования из-за рубежа террористической деятельности на территории нашей страны. На рассмотрении в ООН, помимо российского проекта Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, находится также инициированный Индией в 1996 г. проект Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Несмотря на то, что он был предложен давно, непосредственные переговоры по нему начались в ООН лишь в 2000 г. в рамках рабочей группы Шестого комитета 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Новый мощный импульс антитеррористическому сотрудничеству, прежде всего среди государств — участников «большой восьмерки», придало поручение лидеров этих стран, содержащееся в их заявлении от 19 сентября 2001 г. о разработке конкретного плана совместных антитеррористических действий.

Первыми шагами стала выработка министрами финансов конкретных мер, направленных на перекрытие каналов финансирования террористов, а также подготовка экспертами и принятие на уровне министров иностранных дел G-8 Рекомендаций по противодействию терроризму. Еще одним шагом в реализации поручения лидеров стала инициатива, получившая на саммите в Кананаске (июнь 2002 г.) название «Совместные действия «Группы восьми» в области транспортной безопасности», сочетающая комплекс практических рекомендаций, включая установление новых, более жестких, стандартов для повышения безопасности перевозки людей на национальном и международном уровнях по суше, воздуху и морю, а также строгих эксплуатационных испытаний на авиалиниях своих стран.

Правовой потенциал противодействия терроризму создан и на страновом уровне. В этом контексте следует упомянуть Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (1977 г.), Региональную конвенцию Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) о пресечении терроризма (1987 г.), Арабскую конвенцию о пресечении терроризма (1988 г.); Конвенцию Организации африканского единства (ОАЕ) о предупреждении терроризма и борьбе с ним (1999 г.); Конвенцию Организации Исламская конференция (ОИК) о борьбе с международным терроризмом (1999 г.); Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.), Соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры государств — участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)

(2002 г.), Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом между государствами — членами СНГ (1999 г.), Программу государств — участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.

В Российской Федерации также создана правовая база для борьбы с терроризмом и источниками его финансирования. Серьезной вехой на этом пути была замена Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Россия была одним из инициаторов и участников принятия 4 июня 1999 г. в Минске Договора о сотрудничестве государств—участников СНГ в борьбе с терроризмом. Федеральными законами от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ и от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ были ратифицированы, соответственно, Европейская конвенция о пресечении терроризма и Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 15 сентября 1999 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму», от 22 июня 1999 г. № 660 «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности». Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 880 утверждено положение о Федеральной антитеррористической комиссии.

В числе важных актов органов исполнительной власти Российской Федерации необходимо указать совместный приказ Минздрава России и МЧС России от 3 ноября 1999 г. № 394/589 «О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов», а также приказ МВД России от 29 октября 2001 г. № 951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России».

Развитие законодательства о борьбе с терроризмом на современном этапе связано, в частности, с Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом». Немалую роль сыграла ратификация в 2004 — 2006 гг. ряда международных договоров, направленных на борьбу с терроризмом, в частности Договора о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом (Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 176-ФЗ) Между- 65

народной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма (Федеральным законом от 2 октября 2006 г. № 158-ФЗ). В 2004 - 2007 гг. в законодательство России вносятся многочисленные изменения, оправдываемые борьбой с терроризмом.

Естественно, что в настоящее время актуально использовать опыт стран Содружества Независимых Государств в борьбе с международным терроризмом и его финансированием. Это обусловлено тем, что современные терроризм и экстремизм непосредственно угрожают интересам государств — участников СНГ, всему мировому сообществу. В этих условиях государства — участники СНГ своей приоритетной задачей считают содействие формированию в мире стабильной, справедливой, демократической и эффективной системы международных отношений, основанной на общепризнанных принципах и нормах международного права. Государства — участники СНГ считают, что международное сотрудничество является эффективным инструментом борьбы с терроризмом и экстремизмом, и выступают за укрепление его правовых основ в соответствии с Уставом ООН, резолюциями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Они сотрудничают в противодействии терроризму и экстремизму, используя все свои возможности, в том числе потенциал национальных правоохранительных органов и специальных служб, других государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом и экстремизмом (далее — компетентные органы).

Целями и задачами сотрудничества государств — участников СНГ являются:

• обеспечение защиты государств — участников СНГ, их граждан и других лиц, находящихся на их территориях, от угроз терроризма и экстремизма;

• ликвидация угроз терроризма и экстремизма на территориях государств — участников СНГ;

• создание атмосферы неприятия терроризма и экстремизма в любых их формах и проявлениях;

• выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и экстремизма на территориях государств — участников СНГ, а также ликвидация последствий преступлений террористического и экстремистского характера;

• укрепление международного антитеррористического сотрудничества;

• выработка согласованных подходов государств— участников СНГ к вопросам борьбы с терро-

66

ризмом и экстремизмом, в том числе по вопросам их предупреждения;

• совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, развитие и гармонизация национального законодательства государств — участников СНГ с принципами и нормами международного права;

• усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества в условиях нарастающих угроз терроризма и экстремизма;

• повышение эффективности взаимодействия компетентных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений террористического и экстремистского характера, выявлению и пресечению деятельности организаций и лиц, причастных к осуществлению террористической и экстремистской деятельности, а также по противодействию финансированию терроризма;

• реализация государствами — участниками СНГ международно-правовых норм по противодействию финансированию терроризма и экстремизма.

Основными направлениями сотрудничества государств — участников СНГ, их компетентных органов, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных для координации и взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, являются:

1) развитие антитеррористического потенциала государств — участников СНГ и Содружества в целом;

2) предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений террористического и экстремистского характера, а также минимизация их последствий;

3) содействие неотвратимости наказания за преступления террористического и экстремистского характера;

4) совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

5) анализ факторов и условий, способствующих возникновению терроризма и экстремизма, и прогнозирование тенденций их развития и проявления на территориях государств — участников СНГ;

6) оказание помощи в реабилитации лиц, пострадавших от преступлений террористического и экстремистского характера;

7) предотвращение использования или угрозы использования в террористических целях оружия массового уничтожения и средств его

доставки, радиоактивных, токсичных и других опасных веществ, материалов и технологий их производства;

8) противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности;

9) противодействие терроризму на всех видах транспорта, объектах жизнеобеспечения и критической инфраструктуры;

10) предотвращение использования или угрозы использования локальных или глобальных компьютерных сетей в террористических целях;

11) взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации в целях повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму;

12) противодействие пропаганде терроризма и экстремизма;

13) участие в антитеррористической деятельности международного сообщества, включая взаимодействие в рамках международных организаций и коллективных антитеррористических операций, объединение усилий в содействии формированию глобальной стратегии противодействия новым вызовам и угрозам под эгидой ООН;

14) оказание содействия третьим государствам, заинтересованным в сотрудничестве с государствами — участниками СНГ в области борьбы с терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях;

15) совершенствование материально-технической базы борьбы с терроризмом и экстремизмом, разработка, в том числе, средств специальной техники и оборудования для оснащения антитеррористических подразделений.

Как следует из этих положений, непосредственное противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности является одной из составных элементов взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Одно только пресечение финансовых потоков не сможет решить всего спектра рассматриваемых проблем.

Анализ хода выполнения согласованных решений о взаимодействии государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом и регулярная подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств осуществляются Исполнительным комитетом СНГ при участии Антитеррористического центра государств — участников СНГ. В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Россия и иные государства — участники СНГ оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой договаривающейся стороной, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также вручения документов.

В целях сближения национальных законодательств в сфере противодействия отмыванию денег постановлением межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 8 декабря 1998 г. № 12—8 принят модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», включающий стандартный набор обязанностей, возлагаемых на финансовые организации; перечень операций, имеющих подозрительный характер, и иные положения, основанные на международных стандартах.

Межправительственное Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г., вступившее в силу с 14 сентября 1999 г., предусматривает взаимодействие правоохранительных органов с целью предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия, расследования широкого круга преступлений, включая легализацию преступных доходов. Сотрудничество России с государствами — участниками СНГ в данной области осуществляется также в рамках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и на двусторонней основе.

В рамках рассматриваемой темы целесообразно более детально остановиться на работе Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансировании терроризма.

Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) была создана 6 октября 2004 г. по инициативе Российской Федерации, поддержанной ФАТФ, МВФ, Всемирным банком и рядом государств. ЕАГ является региональной группой по типу ФАТФ. Государства — члены ЕАГ — Белоруссия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Наблюдатели в

- 67

ЕАГ — Армения, Афганистан, Великобритания, Германия, Грузия, Италия, Молдова, США, Турция, Украина, Франция, Япония, Литва. Также в число наблюдателей входят ФАТФ, Управление ООН по наркотикам и преступности, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Исполком СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, Интерпол, Совет Европы (Манивэл), ОБСЕ.

Основными задачами ЕАГ являются содействие в распространении международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма с учетом особенностей регионов, оценка эффективности мер, принимаемых в целях противодействия, и так далее. Секретариат ЕАГ расположен в Москве.

В развитие инициативы создания Группы по типу ФАТФ для стран Евразийского региона, выдвинутой Россией на Пленарном заседании ФАТФ в октябре 2003 г., 10—11 февраля 2004 г. в Москве состоялось международное совещание на тему «Сотрудничество государств — участников СНГ в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма» с участием представителей стран СНГ и Китая, а также ФАТФ, МВФ, МБРР и других международных организаций, которое поддержало предложение о создании такой региональной группы. Данный вопрос был также рассмотрен на состоявшемся в 2004 г. в Минске на очередном заседании Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ. По итогам состоявшегося обсуждения СМИД СНГ принял решение поддержать инициативу Российской Федерации о создании региональной группы по типу ФАТФ и рекомендовал заинтересованным государствам провести учредительную конференцию.

Учредительная конференция Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) состоялась 6 октября 2004 г. в Москве. В соответствии с подписанной Декларацией Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Китай, основываясь на исторически сложившихся между ними отношениях стратегического партнерства и сотрудничества, признавая важность широкого международного сотрудничества в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и выражая заинтересованность в создании на базе рекомендаций ФАТФ и с учетом особенностей региона эффективной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, согласились:

68 -

1) учредить Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);

2) утвердить вопросы компетенции ЕАГ;

3) создать Секретариат ЕАГ с местом расположения в Москве.

Согласно вопросам компетенции основной целью ЕАГ является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграция государств — членов ЕАГ в международную систему ПОД/ФТ в соответствии с рекомендациями ФАТФ, международными резолюциями, соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН и соглашениями государств — членов ЕАГ.

Основными задачами ЕАГ являются:

а) содействие во внедрении государствами — членами ЕАГ 40+9 рекомендаций ФАТФ;

б) разработка и проведение совместных мероприятий, направленных на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

в) осуществление программы взаимной оценки государств—членов на базе 40+9 рекомендаций ФАТФ;

г) координация программ международного сотрудничества и технического содействия со специализированными международными организациями и заинтересованными государствами;

д) анализ тенденций (типологий) в сфере легализации преступных доходов и финансированию терроризма и обмен опытом противодействия таким преступлениям.

Помимо шести государств-учредителей членами ЕАГ могут стать по решению Пленарного заседания другие государства региона, которые:

• предпринимают активные шаги по разработке и применению законодательства по ПОД/ ФТ, соответствующего 40+9 рекомендациям ФАТФ;

• принимают на себя обязательство участвовать в программах взаимных оценок, пленарных заседаниях и других мероприятиях ЕАГ. Иные государства, международные организации и региональные структуры, поддерживающие цели и задачи ЕАГ, могут получить статус наблюдателя по решению Учредительной конференции или Пленарного заседания и участвовать в пленарных заседаниях и других мероприятиях ЕАГ без права голоса, а также вносить добровольные взносы для финансирования ее деятельности.

На Учредительной конференции статус наблюдателей был предоставлен ФАТФ, МВФ, Все-

мирному банку, Управлению ООН по наркотикам и преступности, Исполкому СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, ОДКБ, ЕврАзЭС, Интерполу, а также Великобритании, Германии, Грузии, Италии, Молдове, США, Узбекистану, Украине, Франции и Японии.

Высшим органом ЕАГ является Пленарное заседание уполномоченных представителей государств — членов ЕАГ, которое проводится, как правило, два раза в год. По решениям Пленарных заседаний Узбекистан стал полноправным членом ЕАГ (декабрь 2005 г.), статус наблюдателя получили «МАНИВЭЛ» /Совет Европы (апрель 2005 г.), Турция (декабрь 2005 г.) и Афганистан (май 2006 г.).

Секретариат ЕАГ выполняет на постоянной основе административно-технические функции в целях реализации решений Пленарного заседания и поручений Председателя ЕАГ. Согласно учредительным документам финансирование деятельности ЕАГ осуществляется за счет добровольных взносов государств-членов и наблюдателей, а также иных источников, подтвержденных пленарным заседанием ЕАГ. Принимая во внимание существующие различия в финансовом положении государств данного региона, учредительные документы не предусматривают обязательных взносов на финансирование деятельности. При этом основную часть соответствующих расходов на начальном этапе формирования и развертывания деятельности ЕАГ взяла на себя Российская Федерация.

Непосредственно распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. № 1449-р установлено, что участие в деятельности ЕАГ от имени Российской Федерации осуществляет Росфинмониторинг. Одновременно Минфину России поручено по представлению Росфинмо-ниторинга предусматривать при формировании проекта федерального бюджета необходимые ассигнования для финансирования расходов, связанных с участием Российской Федерации в деятельности ЕАГ.

В соответствии с принятыми Россией обязательствами по обеспечению деятельности Секретариата, Росфинмониторинг предоставил и полностью оснастил помещения для его размещения и проведения мероприятий ЕАГ, в том числе учебных, а также выделил своих сотрудников для комплектования его штата. В формировании персонала Секретариата ЕАГ могут участвовать граждане других государств-членов.

При Секретариате ЕАГ действует группа советников , в число которых могут входить представители наблюдателей ЕАГ. В 2005—2006 гг. в этой группе

работал представитель Минфина США. В целях обеспечения участия России в деятельности ЕАГ Минфин России внес в Правительство Российской Федерации предложение о создании Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (АНО «МУМЦФМ»). Согласившись с этим предложением, Правительство Российской Федерации распоряжением от 21 ноября 2005 г. № 1989-р поручило Росфинмониторингу выступить учредителем этой организации и обеспечивать в установленном порядке ее деятельность в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.

Согласно уставу АНО «МУМЦФМ», утвержденному приказом Росфинмониторинга от 25 ноября 2005 г. № 163, основными задачами Центра являются:

1) разработка учебно-методической базы для обучения кадров для государств — участников ЕАГ (программы курсов, методические пособия, учебники и т. д.);

2) проведение исследовательских и оценочных мероприятий в области ПОД/ФТ в государствах — участниках ЕАГ;

3) внедрение современных информационных технологий в целях развития сотрудничества между государствами — участниками ЕАГ в области ПОД/ФТ;

4) организационное и техническое обеспечение деятельности Секретариата ЕАГ;

5) оказание технического содействия государствам — участникам ЕАГ в развитии национальных систем ПОД/ФТ, включая, в частности, подготовку и повышение квалификации соответствующих специалистов, а также техническое и программное оснащение подразделений финансовой разведки.

За два года, прошедших с даты учреждения ЕАГ, полностью сформированы организационно-правовые основы и проведено большое количество мероприятий по всем направлениям ее деятельности. В частности, состоялось 6 пленарных заседаний: декабрь 2004 г. — Москва; апрель 2005 г. — Шанхай, декабрь 2005 г. — Москва, май 2006 г. — Санкт-Петербург, декабрь 2006 г. — Москва, июнь 2007 г. — Сочи. Первое Пленарное заседание ЕАГ, состоявшееся 8 декабря 2004 г. в Москве, утвердило план работы ЕАГ на 2005 г. и мандаты трех рабочих групп ЕАГ — по правовым вопросам, по типологиям и по техническому содействию. Сопредседателями всех этих рабочих групп, наряду с представителями Беларуси, Казахстана и Китая, были избраны сотрудники Росфинмониторинга. План действий

- 69

на 2005 г. был посвящен вопросам создания организационно-правовых основ ЕАГ и его выполнение стало отправной точкой для разработки Стратегического плана действий на 2006—2008 гг., утвержденного третьим пленарным заседанием в декабре 2005 г. В ноябре 2005 г. в Москве состоялся первый ежегодный семинар ЕАГ по типологиям, на котором были рассмотрены результаты типологических исследований, проводившихся в 2005 г. по следующим темам:

1) использование организаций-нерезидентов (офшорных компаний) для реинвестирования доходов, полученных преступным путем;

2) использование мошеннических схем возмещения из бюджета НДС при экспорте товаров (работ, услуг) для получения преступных доходов и их последующей легализации;

3) практика противодействия финансированию терроризма в соответствии со Специальной рекомендацией ФАТФ VI (альтернативные системы денежных переводов).

Доклад по результатам указанных исследований, опубликованный Секретариатом ЕАГ в апреле 2006 г., вызвал большой интерес у специалистов как из государств — членов ЕАГ, так и других государств и международных организаций. Итоги типологических исследований за 2006 г. были подведены на совместном семинаре ФАТФ и ЕАГ в ноябре 2006 г. в Шанхае. В течение 2005 г. в рамках ЕАГ были проведены миссии по оценке потребностей в техническом содействии государств-членов (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), на основе которых 14 декабря 2005 г. в Москве была проведена Международная конференция стран и организаций-доноров. В ходе Конференции была составлена матрица потребностей в техническом содействии и предложений доноров по их удовлетворению и согласованы механизмы координации этой деятельности.

Работа по выявлению потребностей в техническом содействии и оказанию такового рассматривается в качестве подготовительного этапа, предшествующего программе взаимных оценок, которая согласно утвержденному графику началась с 2006 г. с оценки соответствия международным стандартам системы ПОД/ФТ Кыргызстана.

14—15 декабря 2006 г. в г. Москве состоялись заседания рабочих групп и пятое пленарное заседание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в которых приняли участие делегации государств — членов ЕАГ (Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70 -

Узбекистан), а также организаций и государств-наблюдателей в ЕАГ (ФАТФ, Всемирный банк, МВФ, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, Совет Европы, Интерпол, Армения, Великобритания, Италия, Молдова, США, Турция, Украина, Франция, Япония). Государств — члены ЕАГ, рассмотрев обращения Республики Литвы и ОБСЕ, единодушно согласились предоставить им статус наблюдателей в ЕАГ.

Участники пленарного заседания заслушали и обсудили информацию о подготовке к взаимной оценке Кыргызстана и текущей оценке Китая по линии ФАТФ/ЕАГ. Были рассмотрены и утверждены процедуры проведения взаимных оценок ЕАГ, внесены коррективы в график взаимных оценок. Кроме того, была рассмотрена информация представителей государств-членов ЕАГ о достигнутом прогрессе в разработке национального законодательства по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и созданию подразделений финансовой разведки. В частности, было отмечено, что за время, прошедшее после предыдущего пленарного заседания (май 2006 г.), были приняты базовые законы о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма в Кыргызстане и Китае. Проанализирована информация об эффективности международного сотрудничества и взаимодействия ЕАГ с международными и региональными организациями по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Намечены направления дальнейшего совершенствования сотрудничества с Группой по рассмотрению проблем международного сотрудничества ФАТФ и участия ЕАГ в механизме круглого стола ФАТФ. Рассмотрены вопросы исследования связей легализации преступных доходов с коррупционными преступлениями и развития диалога с частным сектором.

Одобрены итоги работы по темам типологических исследований в 2006 г., утверждены темы исследований на 2007 г. По результатам совместного ФАТФ/ЕАГ семинара по типологиям, состоявшегося в г. Шанхае (Китай) в ноябре 2006 г., намечены меры по завершению подготовки доклада по теме, закрепленной за ЕАГ, утверждение которого намечено на 6-м пленарном заседании ЕАГ в мае 2007 г. и пленарном заседании ФАТФ в июне 2007 г. Пленарное заседание рассмотрело информацию о результатах работы 2-й Конференции государств и организаций — доноров ЕАГ, состоявшейся 13 декабря 2006 г. в Москве, а также заслушало информацию

государств-членов и наблюдателей об эффективности оказываемого технического содействия. С учетом потребностей в дальнейшем техническом содействии намечены дополнительные мероприятия по оказанию помощи государствам-членам, включая использование возможностей государств и организаций — доноров ЕАГ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга. Пленарное заседание рассмотрело ряд других вопросов, связанных с деятельностью ЕАГ, по которым были приняты согласованные решения.

Шестое пленарное заседание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма состоялось в Сочи 20 июня 2007 г. В заседании приняли участие делегации государств — членов ЕАГ (Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан), а также организаций и государств-наблюдателей в ЕАГ (ФАТФ, Всемирный банк, МВФ, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ, Исполнительный комитет СНГ, Армения, Афганистан, Великобритания, Италия, Литва, Молдова, США, Турция, Украина).

Государства — члены ЕАГ, рассмотрев обращение Европейского банка реконструкции развития (ЕБРР), единодушно согласились предоставить ЕБРР статус наблюдателя в ЕАГ. Участники пленарного заседания обсудили и утвердили отчет миссии ЕАГ по результатам взаимной оценки Кыргызстана, а также заслушали информацию Секретариата ЕАГ о ходе совместной ФАТФ/ЕАГ взаимной оценки Китая, о предстоящей совместной оценке ФАТФ/Манивэл/ЕАГ России и совместной Всемирный банк/ЕАГ оценки Таджикистана. Оценка Кыргызстана, проведенная в январе 2007 г., стала первой самостоятельной оценкой ЕАГ. Как было отмечено на заседании, ЕАГ приступила к выполнению своей основной функции — проведению взаимных оценок соответствия национальных систем противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) государств — членов ЕАГ международным стандартам. Заслушана информация делегаций государств — членов ЕАГ о достигнутом прогрессе в разработке национальных законодательств в сфере ПОД/ФТ и создании подразделений финансовой разведки (ПФР). На основе выявленных потребностей в

дальнейшем техническом содействии намечены дополнительные мероприятия по оказанию помощи государствам-членам, включая использование возможностей государств и организаций — доноров ЕАГ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.

С учетом результатов совместного ФАТФ/ЕАГ семинара по типологиям, состоявшегося в Шанхае (Китай) в ноябре 2006 г., рассмотрен и утвержден доклад по теме «Легализация доходов от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», закрепленной за ЕАГ, который рекомендован для рассмотрения и утверждения очередным пленарным заседанием ФАТФ в июне 2007 г. в целях последующей публикации и использования в деятельности ФАТФ, ЕАГ и других заинтересованных организаций и государств.

Очередное, седьмое, пленарное заседание ЕАГ должно было быть проведено 10—15 декабря 2007 г. в Китае. Основным итогом трехлетней деятельности ЕАГ можно считать существенное расширение в регионе базы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ благодаря ускорению в большинстве государств-участников процессов разработки, принятия и введения в действие специального законодательства и создания национальных ПФР.

В то же время очевидно, что для достижения основных целей ЕАГ потребуются еще значительные усилия со стороны государств-участников при соответствующей поддержке международного сообщества, поскольку противостоять этому злу можно только сообща, объединив волю и усилия всех государств, а внутри государства всех заинтересованных сторон — государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, отдельных граждан. В свою очередь, это обеспечит практическую реализацию всех основных элементов противодействия финансированию международного терроризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.).

2. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».

3. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.