Научная статья на тему 'Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма: особенности правового регулирования на постсоветском пространстве'

Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма: особенности правового регулирования на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ РЕГИОН / СНГ / САММИТ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ / АСЕАН / ШОС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанов Рашад Афатович

Вопросы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в настоящее время остро стоят перед всеми государствами мира, которые предпринимают ряд мер по их решению как на национальном уровне, так и в рамках региональных и международных объединений. В статье проанализированы особенности правового регулирования указанных вопросов в рамках региональных организаций на постсоветском пространстве, приведены примеры предпринимаемых мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма на различных континентах земного шара, опыт которых, несомненно, может и должен использоваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курбанов Рашад Афатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-Money Laundering Measures and the Financing of Terrorism:the peculiarities of legal regulation in the former Soviet Union space

The issues of anti-money laundering measures and the financing of terrorism at present time are the most actual for all countries in the world which are taking a number of measures to address them at the national level and through regional and international associations. The article analyzes the peculiarities of legal regulation of these issues in the framework of regional organizations in the post-Soviet space, examples of measures to counter money laundering and financing of terrorism in different continents of the globe, the experience of which, of course, can and should be used.

Текст научной работы на тему «Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма: особенности правового регулирования на постсоветском пространстве»

12. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

12.1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Курбанов Рашад Афатович, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ. Должность: руководитель. Место работы: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Подразделение: центр правовых проблем интеграции и международного сотрудничества. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса. E-mail: mos-ssp@mail.ru

Аннотация: Вопросы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в настоящее время остро стоят перед всеми государствами мира, которые предпринимают ряд мер по их решению как на национальном уровне, так и в рамках региональных и международных объединений.

В статье проанализированы особенности правового регулирования указанных вопросов в рамках региональных организаций на постсоветском пространстве, приведены примеры предпринимаемых мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма на различных континентах земного шара, опыт которых, несомненно, может и должен использоваться.

Ключевые слова: противодействие, отмывание денег, финансирование терроризма, региональные объединения, международные организации, евразийский регион, СНГ, Саммит прикаспийских государств, АСЕАН, ШОС.

ANTI-MONEY LAUNDERING MEASURES AND THE FINANCING OF TERRORISM:THE PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION IN THE FORMER SOVIET UNION SPACE

Kurbanov Rashad Afatovich, Doctor of Law, Professor, Honoured Lawyer of the RF. Position: Head. Place of employment: Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation. Department: Center of the legal problems of integration and international cooperation. Position: Head of chair. Place of employment: Russian Economic University named after G.V.Plekhanov. Department: Civil Law and Procedure chair. E-mail: mos-ssp@mail.ru

Annotation: The issues of anti-money laundering measures and the financing of terrorism at present time are the most actual for all countries in the world which are taking a number of measures to address them at the national level and through regional and international associations.

The article analyzes the peculiarities of legal regulation of these issues in the framework of regional organizations in the post-Soviet space, examples of measures to counter money laundering and financing of terrorism in different

continents of the globe, the experience of which, of course, can and should be used.

Keywords: countering money laundering, terrorist financial support, regional associations, international organizations, the Eurasian region, CIS, the Summit of the Caspian littoral States, ASEAN, SCO.

Терроризм сегодня является главной угрозой человечества, и противодействие этой угрозе возможно только общими усилиями всех стран. Поэтому проблема финансирования терроризма оказывается в центре внимания международного сообщества.

Режим противодействия терроризму в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, основывается на целом ряде международных соглашений:

Сегодня в мире действует целый ряд международных организаций, основным направление деятельности которых является ПОТ/ФТ.

Однако эти вопросы также находят отражение и в деятельности региональных организаций.

Несомненно, Совет Европы, как межрегиональная организация, играет важнейшую роль в объединении государств в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Именно первая региональная конвенция в этой сфере была принята именно в рамках Совета Европы - Венская конвенция 1990 г.

В Африке помимо Конвенции Африканского союза 2003 г. цели противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма закреплены в большинстве субрегиональных организаций.

Валютный союз стран Центральной Африки Central African Economic and Monetary Community (CEMAC)), помимо прочих, ставит перед собой задачу прийти к применению гармонизированного законодательства в сфере банковской деятельности и обеспечивать контроль за его соблюдением, что в частности включает нормы, касающиеся противодействия отмыванию капиталов и финансированию терроризма. Координация политики противодействия отмыванию капиталов и финансированию терроризма относится к компетенции Группы противодействия отмыванию денег в Центральной Африке (GABAC).

Законодательство Экономического и монетарного союза Западной Африки (UEMOA) в этом секторе нацелено, в том числе на противодействие отмыванию капиталов в государствах-участниках Экономического и монетарного союза Западной Африки1;

замораживание фондов и других финансовых ресурсов в рамках противодействия финансированию терроризма в государствах-участниках Экономического и монетарного союза Западной Африки2.

В Азиатском регионе в ноябре 2001 г. была подписана Декларация о совместных действиях по противодействию терроризму (Индонезию, Малайзию, Сингапур, Филиппины), в которой выражена решимость активизировать совместные и индивидуальные усилия

1 Директива № 07/2002/CM/UEMOA, касающаяся противодействия отмыванию капиталов в государствах-участниках Экономического и монетарного союза Западной Африки(UEMOA).

2 Регламент № 14/2002/CM/UEMOA, касающийся замораживания фондов и других финансовых ресурсов в рамках противодействия финансированию терроризма в государствах-участниках Экономического и монетарного союза Западной Африки (UEMOA).

по предотвращению, противодействию и пресечению деятельности террористических групп в регионе и закрепляется намерение продолжать практическое сотрудничество в этой сфере как в рамках АСЕАН, так и международного сообщества.

Для успешного функционирования программы по борьбе с международным терроризмом специальное министерское совещание в мае 2002 в Куала-Лумпуре приняло «рабочий план», предусматривающий повышение уровня взаимодействия между правоохранительными органами «десятки», расширение обмена информацией в целях борьбы с терроризмом. Следующую декларацию по проблеме терроризма принял очередной, восьмой по счету, саммит АСЕАН в Пномпене в ноябре 2002 г. В настоящее время в Куала-Лумпуре ведется работа по созданию Регионального антитеррористического центра, планируется проведение региональной конференции по борьбе с отмыванием «грязных денег» и финансированием террористической деятельности.

Ключевым фактором внешнеполитической деятельности Форума тихоокеанских островов также выступает проблема международного терроризма.

События 11 сентября 2001 г. заставили правительства Австралии, Новой Зеландии и других островных стран пересмотреть свое отношение к угрозе распространения терроризма. Так, на Форуме в 2002 г. в На-сонини была подтверждена необходимость сотрудничества правоохранительных органов. Основной Насо-нинийской декларации стала Хониарская декларация 1992 г., а основными направлениями стали борьба с отмыванием денег, торговлей наркотиками, терроризмом и контрабандой людей.

Американскими странами подписаны Межамериканская конвенция по борьбе с коррупцией 1997 г. и Межамериканская конвенция против терроризма 2002 г.

Однако хотелось бы остановиться на вопросах, связанных ПОД/ФТ, в государствах и в региональных организациях на евразийском пространстве. Причем в данном контексте под евразийским пространством предлагается, с определенной мерой условности, принимать территорию Содружества Независимых Государств.

На евразийском пространстве функционирует порядка 19 региональных структур с разнообразным составом участников и с различными приоритетными целями. Не умаляя вес деятельности Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, все же следует отметить, что не все государства - члены СНГ являются участниками ЕАГ.

Необходимо отметить, что практически все евразийские региональные организации одним из важнейших направлений своей деятельности считают ПОД/ФТ и это зафиксировано в качестве целей практических всех региональных объединений на евразийском пространстве.

Договором о создании Союзного государства Беларуси и России предусмотрено, среди прочего, борьба с терроризмом, с преступностью, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений.

В рамках совместных заседаний коллегии ФСБ России и КГБ Белоруссии предметом обсуждения являются вопросы сотрудничества в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, трансграничной преступностью и контрабандой наркотиков.

В Концепции председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015 - 2016 гг. обозначено продвижение решений наиболее острых международно-политических проблем, представляющих приоритетное значение для России и ее партнеров по БРИКС (региональные конфликты, борьба с международным терроризмом, наркоугрозой, противодействие распространению ОМУ), с опорой на консолидированные подходы стран «пятерки»;

Для борьбы с новыми вызовами и угрозами государства-члены СВДМА в соответствии с их национальным законодательством принимают совместные меры по пресечению терроризма во всех его формах и проявлениях и по укреплению сотрудничества в обмене информации о мерах, предпринимаемых для борьбы отмыванием денег, трансграничной организованной преступностью, контрабандой взрывчатых веществ и отравляющих материалов.

Целью Саммита прикаспийских государств в сфере безопасности является, в том числе борьба с терроризмом, с отмыванием доходов, в том числе денежных средств, полученных преступным путем.

В соответствии со ст. 4 Устава ОЧЭС стороны договорились сотрудничать в ряде областей, в том числе в сфере борьбы со всеми актами терроризма.

Основными целями ССТГ являются координация действий в борьбе с международным терроризмом и сепаратизмом.

Среди целей Союза персоязычных государств (СПГ) можно выделить взаимодействие в борьбе против терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотиков и организованной транснациональной преступности.

Помимо заявления целей в рамках евразийских объединений между государства - членами подписываются конвенции, соглашения и декларации, в рамках которых государства осуществляют реальную деятельность в сфере ПОД/ФТ.

Так в рамках СНГ вопросам ПОД/ФТ уделяется значительное внимание. В 2007 г. государствами - участниками был подписан Договор о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Подчеркивая значимость вопроса ПОД/ФТ, в рамках СНГ решением Совета глав правительств от 30 октября 2015 г. Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга», учредителем которой является Росфинмониторинг, был дан статус базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по образованию в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Государствами — участниками СНГ регулярно разрабатываются и осуществляются совместные программы по противодействию преступности. В частности, в настоящее время реализуются такие мероприятия, как:

Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2014 - 2018 гг.;

Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014-2016 гг.

Среди таких документов необходимо отметить:

Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, подписанное в рамках третьего

саммита прикаспийских государств 10 ноября 2010 г., в котором определены конкретные области взаимодействия:

борьба с терроризмом;

борьба с отмыванием доходов, в том числе денежных средств, полученных преступным путем;

В деятельности ОЧЭС значительное внимание уделяется борьбе с терроризмом. В этой области действуют:

Декларация о борьбе с международным терроризмом от 6 декабря 2001 г.;

Заявление о совместных мерах по борьбе с международным терроризмом от 26 октября 2001 г.;

Бухарестская декларация о борьбе с международным терроризмом от 10 декабря 2003 г.;

Совместная декларация министров внутренних дел (общественного порядка) государств - членов ОЧЭС по укреплению сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом (Бухарест, 24 марта 2006 г.);

Совместная декларация министров внутренних дел государств-членов ОЧЭС на региональных усилий по предупреждению и борьбе с коррупцией (Бухарест, 14 апреля 2011 г.);

Совместная декларация министров внутренних дел / общественного порядка государств - членов ОЧЭС по активизации сотрудничества в сфере борьбы с транснациональной преступностью, в частности с контрабандой, торговлей людьми легких вооружений, экономический, финансовыми преступлениями и терроризмом (Стамбул, 23 ноября 2012 г.)

ОЭС в свете решений, принятых на трех заседаниях министров внутренних дел реализует Совместную региональную стратегию по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, терроризмом и транснациональной организованной преступностью.

Правительства государств - участников ГУУАМ подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и иными опасными видами преступлений 20 июля 2002 г.

В отдельных объединениях на евразийском пространстве создаются специализированные органы.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) является постоянно действующим органом ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (ст. 10 Хартии).

Координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и организованной преступностью ОЭС работает не только в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, но и в сфере борьбы с различными формами транснациональной организованной преступности - терроризмом, торговлей людьми, нелегальной миграцией, отмыванием денег, контрабандой оружия и боеприпасов.

Государствами - членами ГУУАМ в 2003 году было подписано Соглашение о создании Виртуального центра по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, распространением наркотиков и иными опасными видами преступлений и Межгосударственной информационно-аналитической системы.

Также необходимо выделить альтернативную форму сотрудничества, когда государства - участники договариваются осуществлять сотрудничество в какой-либо сфере на других существующих узкопрофильных площадках.

РИК

Россия, Китай и Монголия намерены развивать сотрудничество и обмениваться опытом в области про-

тиводействия транснациональной организованной преступности и борьбы с преступлениями в экономической, банковской и финансовой сферах, в том числе преступлениями, связанными с отмыванием денежных средств, преступлениями против собственности и экологическими преступлениями. Планируется осуществлять взаимодействие в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма на площадках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) и Азиатскотихоокеан-ской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ).

В свете ускорения процессов регионализации во всем мире, нельзя не до оценивать, а стоит и уделять большее внимание гармонизации законодательств государств - членов региональных объединений, что играет важнейшее роль в успехе сотрудничества государств в различных сферах, в том числе и в сфере пОд/ФТ. Одной из форм гармонизации служит модельное законодательство. Кстати наиболее обширное модельное законодательство разработано в рамках Содружества Независимых государств - более 400 модельных законов, среди которых есть

Модельный закон «О противодействии терроризму» принят на тридцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 3 декабря 2009 г. №33-18.

Ранее были приняты модельные законы «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем» (постановление МПА СНГ от 8 декабря 1998 г. № 12-8) и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (новая редакция) (постановление МПА СНГ от 3 апреля 2008 года № 30-10).

Но модельное законодательство присутствует и в рамках других организаций.

Так, рамочный Закон о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма от 2 декабря 2011 г. определил составы преступных деяний, предлагающихся к закреплению в национальном уголовном законодательстве государств-участников Латиноамериканского Парламента.

ЕврАзЭС был разработан Модельный закон о борьбе с терроризмом 1998 г.

Проведем сравнительный обзор национального регулирования вопросов ПОД/ФТ государств - членов СНГ

Только Россия является членов и ФАТФ, и МАНИВЕЛ, и Евразийской группой, и наблюдателем Азиатско-Тихоокенской группы.

Членами МАНИВЕЛ являются Азербайджан, Армения, Молдова, Украина.

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан являются членами ЕАГ.

Хотя надо признать, что все региональные организации признают и ориентируются на рекомендации ФАТФ. При этом практически все органы финансовой разведки стран СНГ представлены в группе ЭГМОНТ, кроме Туркменистана.

Законод ател ьство

Законодательство, регулирующее сферу ПОД/ФТ, существует во всех евразийских государствах, но в различной форме. Так, в России и Беларуси существую отдельные законы о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и законы о противодействии / борьбе с терроризмом.

В Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Узбекистане, Армении, Азербайджане, Молдове приняты законы о ПОД/ФТ.

Украина пошла еще дальше, здесь принят Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

Только в Таджикистане данные вопросы урегулированы в различных актов, однако отдельно закона о ПОД/ФТ не существует.

Также разнообразны и органы финансовой разведки, которые существую и как самостоятельные органы, подоотчетные президенту, так и в составе генпрокуратуры, министерства финансов, Центробанка, комитета госконтроля и т.д.

Как мы видим, во всего перечисленных странах сформирована национальная правовая база ПОД/ФТ, в полном составе эти страны не являются членами какой-либо профильной региональной организации.

На этом фоне членство этих стран в СНГ выходит на первый план в контексте совместного взаимодействия в сфере ПОД/ФТ, хотя многие из этих стран сотрудничают на двусторонней основе. Например, в 2013 г. было заключено соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

И эти примеры лишь отчасти показывают стремление государств объединяться на пути совместного ПОД/ФТ.

Несмотря на новейшие тенденции ухода от глобализации и переходи к регионализации в вопросах ПОД/ФТ необходим действительно глобальный подход, объединение всех континентов земного шара в борьбе против терроризма и легализации преступных доходов, который являются главным источником финансирования террористических организаций.

В своем послании к участникам пятой конференции по международной безопасности президент России Владимир Путин заявил: «Международный терроризм принял беспрецедентные масштабы и, по сути, бросил вызов цивилизации. Для эффективного противодействия этой глобальной угрозе необходимы слаженные энергичные действия всего мирового сообщества».

Список литературы:

1. Курбанов Р.А, Евразийское право. Теоретические основы: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

2. Букарев В. Б., Трунцевский Ю. В., Шулепов Н. А. Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем // Международное публичное и частное право, 2007, N 4

3. Wagstaff A. Preventing Money Laundering and Terrorism Financing: A Practical Guide for Bank Supervisors / A.Wagstaff. 2009. - 304 p.1. VI.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/mezhdunarod no-pravovye-sredstva-borby-s-legalizatsiei-otmyvaniem-dokhodov-poluchennykh-prest#ixzz49adDz8xL

4. FATF (2006a), Report on New payments Methods, FATF, Paris // Electronic resource. Mode of access: www.fatf-gafi.org

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/mezhdunarod no-pravovye-sredstva-borby-s-legalizatsiei-otmyvaniem-dokhodov-poluchennykh-prest#ixzz49adNkeB5

5. В.В. Андреев Актуальные задачи участия России в международном сотрудничестве на направлениях противодействия экстремистским и террористическим идеологиям // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века.2015, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.