Научная статья на тему 'Уязвимости финансовых институтов и домохозяйств к риску отмывания денег и финансирования терроризма: анализ взаимосвязей и последствий в контексте финансовой безопасности'

Уязвимости финансовых институтов и домохозяйств к риску отмывания денег и финансирования терроризма: анализ взаимосвязей и последствий в контексте финансовой безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТ ЗАРАЖЕНИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА / НЕЗАКОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / CONTAGION EFFECT / RISK ALLOCATION / ILLEGAL FINANCIAL TRANSACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алифанова Е. Н., Евлахова Ю. С.

Предмет. Представлены результаты исследования уязвимостей финансовых институтов и домохозяйств к риску отмывания денег и финансирования терроризма, а также рассмотрена и дополнена матрица последствий реализации этого риска по типам последствий (экономические и структурные) и уровням влияния (экономика, финансовые институты, домохозяйства). Цели. Провести анализ направлений и форм, при помощи которых уязвимости к риску отмывания денег и финансирования терроризма передаются между финансовыми институтами и домохозяйствами, а также определить последствия реализации этого риска для домохозяйств, финансовой системы и экономики в целом. Методология. В работе использованы методологические подходы рабочей группы финансовых мер борьбы с отмыванием денег к определению риска отмывания денег и финансирования терроризма, а также его составляющих на глобальном и национальном уровнях. Результаты. Определены направления и соответствующие им формы взаимосвязей уязвимостей финансовых институтов и домохозяйств к риску отмывания денег и финансирования терроризма на основе их качественной характеристики. Матрица последствий реализации риска отмывания денег и финансирования терроризма дополнена новым уровнем финансовые институты, для которого выявлены экономические и структурные последствия реализации этого риска. Выводы. Определено, что передача уязвимостей к риску отмывания денег и финансирования терроризма между финансовыми институтами и домохозяйствами происходит в различных формах, при этом механизм такой передачи аналогичен «эффекту заражения», а не «распределению риска». При этом «эффект заражения» при передаче уязвимостей экстраполируется и на уровне последствий реализации риска отмывания денег и финансирования терроризма, который проявляется в существовании экономических и структурных последствий для различных уровней экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vulnerabilities of financial institutions and households to the risk of money laundering and terrorist financing: An analysis of mutual relations and implications in terms of financial security

Importance The article presents the outcome of a research into kinds of vulnerability of financial institutions and households to the risk of money laundering and terrorist financing. We also examine and complement a matrix depicting the risk implications per type of implication (economic and structural) and influence (economy, financial institutions, households). Objectives The research analyzes how financial institutions and households convey their vulnerability to the risk of money laundering and terrorist financing in terms of its areas and forms, and determines how this risk may impact households, financial system and economy as a whole. Methods The research is based on methodological approaches of the Financial Action Task Force (FATF) to identifying the risk of money laundering and terrorist financing, and its components at the global and national levels. Results We determined areas of financial institutions and households' vulnerabilities to the risk of money laundering and terrorist financing, and their respective forms through their evaluation. We complemented the matrix describing implications of the risk of money laundering and terrorist financing with a new level, i.e. financial institutions. The article indicates economic and structural implications of the risk. Conclusions and Relevance Financial institutions and households convey their vulnerabilities to the risk of money laundering and terrorist financing in various forms. The mechanism resembles the contagion effect, rather than the risk allocation. When vulnerabilities are conveyed, the contagion effect is extrapolated at the level of implications arising from the money laundering and terrorist financing risk, which have economic and structural effects on various levels of the economic system.

Текст научной работы на тему «Уязвимости финансовых институтов и домохозяйств к риску отмывания денег и финансирования терроризма: анализ взаимосвязей и последствий в контексте финансовой безопасности»

ISSN 2311-8768 (Online) Риски, анализ и оценка

ISSN 2073-4484 (Print)

УЯЗВИМОСТИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ И ДОМОХОЗЯЙСТВ К РИСКУ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА: АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ И ПОСЛЕДСТВИЙ В КОНТЕКСТЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*

Елена Николаевна АЛИФАНОВАа, Юлия Сергеевна ЕВЛАХОВАЬ^

а доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового мониторинга и финансовых рынков, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 23.03.2016 Одобрена 13.04.2016

УДК 336.717 JEL: G21, G24, G32

Ключевые слова: эффект заражения, распределение риска, незаконные финансовые операции

Аннотация

Предмет. Представлены результаты исследования уязвимостей финансовых институтов и домохозяйств к риску отмывания денег и финансирования терроризма, а также рассмотрена и дополнена матрица последствий реализации этого риска по типам последствий (экономические и структурные) и уровням влияния (экономика, финансовые институты, домохозяйства).

Цели. Провести анализ направлений и форм, при помощи которых уязвимости к риску отмывания денег и финансирования терроризма передаются между финансовыми институтами и домохозяйствами, а также определить последствия реализации этого риска для домохозяйств, финансовой системы и экономики в целом.

Методология. В работе использованы методологические подходы рабочей группы финансовых мер борьбы с отмыванием денег к определению риска отмывания денег и финансирования терроризма, а также его составляющих на глобальном и национальном уровнях.

Результаты. Определены направления и соответствующие им формы взаимосвязей уязвимостей финансовых институтов и домохозяйств к риску отмывания денег и финансирования терроризма на основе их качественной характеристики. Матрица последствий реализации риска отмывания денег и финансирования терроризма дополнена новым уровнем - финансовые институты, для которого выявлены экономические и структурные последствия реализации этого риска.

Выводы. Определено, что передача уязвимостей к риску отмывания денег и финансирования терроризма между финансовыми институтами и домохозяйствами происходит в различных формах, при этом механизм такой передачи аналогичен «эффекту заражения», а не «распределению риска». При этом «эффект заражения» при передаче уязвимостей экстраполируется и на уровне последствий реализации риска отмывания денег и финансирования терроризма, который проявляется в существовании экономических и структурных последствий для различных уровней экономической системы.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Внешние угрозы в сочетании с внутренними уязвимостями российской экономики на первый план выдвигают проблему обеспечения финансовой безопасности государства. Сокращение иностранных инвестиций в ключевые национальные отрасли и проекты повысило значимость внутренних финансовых источников, к которым, прежде всего, относятся средства населения. Это актуализирует исследования внутренних вызовов, угроз и уязвимостей

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ). Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 15-02-00600.

финансовой безопасности страны, в том числе формирующихся как реакция населения на макроэкономические шоки.

Цель статьи - провести анализ направлений и форм, при помощи которых уязвимости к риску отмывания денег и финансирования терроризма передаются между финансовыми институтами и домохозяйствами, а также определить последствия реализации риска отмывания денег и финансирования терроризма для домохозяйств, финансовой системы и экономики в целом.

Согласно руководящим указаниям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием

денег (ФАТФ)1 риск может рассматриваться как производное от трех факторов: угрозы, уязвимости и последствия. При этом понятие «уязвимость» включает те области, в которых угроза может реализоваться, либо то, что может содействовать или способствовать ее реализации. Разделение понятий «угроза» и «уязвимость» в контексте оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ) позволяет акцентировать внимание, например, на факторах, представляющих слабые места в системе или мерах контроля в сфере противодействия отмыванию денег/финансированию терроризма (ПОД/ФТ) или на определенных характеристиках и особенностях страны, конкретного сектора, финансового продукта или вида услуг, которые делают их привлекательными для целей ОД или ФТ. В этом контексте передача уязвимостей к риску отмывания денег и финансирования терроризма, по нашему мнению, означает процесс, в котором уязвимые с точки зрения отмывания денег и финансирования терроризма характеристики или особенности финансовых институтов, финансовых услуг или домохозяйств в результате взаимодействия друг с другом приводят к формированию уязвимостей у другой стороны, то есть реализуется «эффект заражения». Мы считаем понимание механизма передачи уязвимостей к риску отмывания денег и финансирования терроризма существенно важным для организации эффективной системы ПОД/ФТ, поскольку данный механизм радикально отличается от механизма «передачи (распределения) риска» - классического способа управления риском за счет изменения его носителя.

Анализ ряда научных публикаций [1-6] позволил определить, что передача уязвимости к риску отмывания денег и финансирования терроризма от финансовых институтов к домохозяйствам может происходить как в форме прямого вовлечения привлеченных от домохозяйств денежных средств в отмывание денег, так и в косвенной форме.

Прямое вовлечение законно привлеченных от домохозяйств денежных средств в отмывание денег означает, что домохозяйства становятся косвенными невольными участниками процесса отмывания денег. Примером может служить схема «финансовой пирамиды», одна из наиболее распространенных и опасных моделей

1 Оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма на национальном уровне / Руководящие указания ФАТФ, 2013. С. 12.

URL: http://www.mumcfm.ru/index.php/ru/materials/books

криминального поведения в сфере финансовых инвестиций, более подробно раскрытая в статьях [7-10]. Примером «финансовой пирамиды» является схема незаконного завладения средствами вкладчиков кредитного союза, изложенная в докладе Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) по типологиям «Риски использования небанковских финансовых институтов в схемах отмывания доходов, полученных преступным путем»2. В частности указано, что небанковская финансовая организация создается в целях привлечения денежных средств от населения в виде членских взносов на условиях, согласно которым через определенное время вкладчики должны были бы получать большую прибыль от вложенных средств в виде процентов. В начале своей деятельности кредитный союз своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства перед вкладчиками, что позволяет ему легко расширять клиентскую базу. Впоследствии прекращает выполнять свои обязательства, так как руководство небанковской финансовой организации использует денежные средства вкладчиков для собственных нужд:

— выдает кредиты наличными на подставных лиц;

— оплачивает счета предприятий и организаций за

несуществующие работы и услуги;

— приобретает предметы роскоши и пр.

Таким образом, деятельность «финансовых пирамид» несет в себе социальную и экономическую опасность. В результате крушения финансовых пирамид, как правило, в наибольшей степени страдают самые социально незащищенные слои населения. Это подрывает доверие рядовых граждан к финансовому сектору в целом, его институтам и инструментам, снижая тем самым сберегательную активность населения. Более того, деятельность «финансовых пирамид» создает благоприятную среду для проведения и других незаконных финансовых операций.

Косвенное вовлечение денежных средств домохозяйств в процессы отмывания денег происходит в случае, если финансовая организация не использует денежные средства населения напрямую для проведения незаконных финансовых операций, но осуществляет

2 Риски использования небанковских финансовых институтов в схемах отмывания доходов, полученных преступным путем / Рабочая группа ЕАГ по типологиям, 2010. URL: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/evraz/ nebank2010.pdf

сомнительные операции в других сферах своей деятельности и/или не соблюдает на должном уровне требования законодательства о ПОД/ФТ, что приводит к отзыву лицензии (для финансовой организации) и полной или частичной потере средств (для домохозяйств). Примером является потеря средств домохозяйств в результате отзыва банковских лицензий из-за неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. От 30.12.2015, далее -Федеральный закон № 115-ФЗ).

Банк России в последние годы проводит активную политику оздоровления и повышения устойчивости банковской системы страны, особенности которой раскрыты в работах [11, 12]. Данная политика в том числе проявляется в регулярном отзыве банковских лицензий (две основные причины - несоблюдение банковского законодательства и нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ а именно - неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Анализ данных об отозванных лицензиях кредитных организаций за 2013-2015 гг. (табл. 1) позволяет сделать следующие выводы:

— Банк России ежегодно увеличивает количество отзываемых лицензий: если в 2013 г. было отозвано лицензий у 3,3% организаций банковского сектора, то в 2015 г. - уже у 12%;

— по причине неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и/или ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в 2013 г. была отозвана каждая четвертая лицензия кредитной организации, в

2014 г. - практически каждая вторая лицензия, в

2015 г. - каждая третья лицензия кредитной организации, что свидетельствует о значимости риска отмывания денег для российских кредитных организаций.

Отметим, что ряд банков, потерявших лицензии, входил в число участников системы страхования вкладов в России, что позволило компенсировать домохозяйствам потери по вкладам в размере, установленном законодательством РФ

(до 1,4 млн руб. по вкладу физического лица в одном банке).

Очевидно, что уязвимости к риску отмывания денег могут передаваться и в обратном порядке -от домохозяйств к финансовым институтам. Исследования зарубежных и российских ученых и практиков показывают, что передача уязвимости может происходить как путем вовлечения финансового института в отмывание денег (путем сговора с сотрудниками учреждения, либо без их участия), так и путем создания отдельных финансовых институтов, которые имитируют финансово-хозяйственную деятельность, однако занимаются преимущественно отмыванием преступных доходов.

В банковском секторе известны такие мошеннические схемы:

— организация лжепредпринимательских структур в целях отмывания денег с помощью снятия-зачисления средств на банковские счета;

— организация обналичивания денежных средств, полученных преступным путем, в стране или за ее пределами, незаконная банковская

3

деятельность .

Исследования этих типов незаконных финансовых операций представлено в работах [13-15]. Так, по данным Федеральной службы по финансовому мониторингу России за 2014 г. была пресечена деятельность 15 «теневых» площадок в разных регионах, которые занимались обналичиванием денежных средств, полученных преступным путем, с оборотом около 90 млрд руб.4, в 2015 г. удалось пресечь деятельность 4 теневых площадок, с объемом обналичивания более 140 млрд руб. и 2 площадок, связанных с выводом денежных средств за рубеж5.

Однако в связи с активной деятельностью Банка России по оздоровлению банковского сектора все больше незаконных финансовых операций сконцентрировалось на рынке ценных бумаг. Согласно публичному отчету о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2014 г. на российском фондовом рынке сомнительные операции составляют 50% от

3 Легализация преступных доходов и финансирование террористической деятельности с использованием наличных денежных средств и денежных инструментов. 17-е Пленарное заседание ЕАГ, 5-9 ноября 2012 г.

4 Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2014 году. С. 10.

URL: www.fedsfm.ru

5 Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2015 год. С. 10.

URL: www.fedsfm.ru

совокупного оборота сделок, превысившего 2,4 трлн руб.6

Например, из зарубежной практики известны такие мошеннические схемы на рынке ценных бумаг, как:

— отмывание денег физическим лицом (домохозяйством) путем приобретения открытой акционерной компании-оболочки;

— отмывание денег физическим лицом (домохозяйством), полученных в результате уклонения от уплаты налогов, с помощью электронного перевода ценных бумаг или приобретения акций в другой стране;

— отмывание денег физическим лицом (домохозяйством), полученных в результате

~ ~ 7

инсайдерской торговли и др.

Для российской практики характерно участие в с о м н и те л ь н ы х о пе р аци я х та ки х профессиональных участников фондового рынка, как брокеры и депозитарии, типовые мошеннические схемы которых раскрыты в отдельных публикациях [16-18].

В секторе небанковских финансовых институтов выявлены следующие мошеннические схемы, организованные физическими лицами:

— организация физическим лицом (домохозяйством) фиктивного ломбарда в целях обналичивания денежных средств;

— сговор недобросовестного клиента -физического лица с ломбардом об искажения оценочной стоимости вещи для обналичивания денежных средств и др.8

Рассмотренные схемы опираются на специфическую природу ломбарда как финансовой организации, особенности которой описаны в работах [19-20].

Таким образом, нами определены направления и соответствующие им формы взаимосвязей уязвимостей финансовых институтов и

6 Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2014 год. С. 15.

URL: //www.fedsfm.ru

7 Отмывание денег и финансирование терроризма в секторе ценных бумаг. Типологический отчет ФАТФ, 2009.

8 Риски использования небанковских финансовых институтов в схемах отмывания доходов, полученных преступным путем / Рабочая группа ЕАГ по типологиям, 2010. URL: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/evraz/ nebank2010.pdf

домохозяйств к риску отмывания денег и финансирования терроризма на основе их качественной характеристики. Первое направление - передача уязвимости к риску отмывания денег и финансирования терроризма от финансовых институтов к домохозяйствам. Выявленные формы взаимосвязей - это вовлечение средств домохозяйств в незаконные финансовые операции, распространение на домохозяйства негативных последствий реализации риска отмывания денег и финансирования терроризма.

Второе направление - передача уязвимости к риску отмывания денег и финансирования терроризма от домохозяйств к финансовым институтам. Выявленные формы взаимосвязей -вовлечение финансового института в отмывание денег (как путем сговора с сотрудниками учреждения, так и без их участия), создание отдельных финансовых институтов, которые имитируют финансово-хозяйственную деятельность, но занимаются преимущественно отмыванием преступных доходов.

Отметим, что уязвимые зоны к риску отмывания денег и финансирования терроризма в определенной степени определяют характер последствий (тогда как масштаб последствий, очевидно, связан с видом и степенью угрозы). Согласно позиции ФАТФ, последствия означают влияние или вред, который может быть оказан или причинен рисками отмывания денег или финансирования терроризма, и включают влияние связанной с этим преступной или террористической деятельности на финансовые системы и учреждения, а также на всю экономику

9

в целом .

Исследования характера ущерба от отмывания денег и предшествующих ему преступлений достаточно редки в отечественной литературе [21], некоторые подходы к этой проблеме представлены в отчете ФАТФ «Global money Laundering and Terrorist financing Threat Assessment» (2010).

Ущерб от преступлений отмывания денег и финансирования терроризма ФАТФ рассматривает применительно к трем уровням:

1) уровень индивида и домохозяйства;

2) региональный уровень;

3) национальный и международный уровень.

9 Оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма на национальном уровне / Руководящие указания ФАТФ «», 2013. С. 12.

URL: http://www.mumcfm.ru/index.php/ru/materials/books

В рамках нашего исследования систематизируем последствия реализации риска ОД/ФТ на уровне домохозяйств и на национальном уровне.

Так, на уровне индивидов и домохозяйств использование предметов потребления или услуг, предлагаемых преступниками, оказывает негативное влияние с точки зрения здоровья, личного богатства и качества жизни. Отрицательные последствия и ущерб от преступлений отмывания денег и финансирования терроризма включают эффект привлекательности преступного поведения для других, то есть молодые люди вовлекаются в преступления из-за доступности денег, желания власти или по психологическим причинам.

На национальном уровне глобальный характер организованной преступности и терроризма привел к ослаблению экономик, как правило, из-за реализации репутационного и финансового рисков на микроуровне (применительно к организациям и предприятиям), так и на макроуровне (применительно к экономике в целом). Распространенность экстремистских взглядов, связанных с терроризмом, приводит к дестабилизации социальной обстановки в стране.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег отмечает, что изложенные отрицательные последствия и ущерб относятся преимущественно к преступлениям,

предшествующим отмыванию денег, включая терроризм. Однако поскольку отмывание денег и финансирование терроризма, в свою очередь, создают финансовую основу для последующих преступлений, то во многих случаях провести границу между последствиями от предикатных преступлений и от преступлений ОД/ФТ невозможно.

Последствия реализации риска отмывания денег и финансирования терроризма разделены ФАТФ на социальные, экономические и структурные, а также наносящие ущерб окружающей среде. В нашем исследовании мы рассмотрим экономические и структурные последствия риска отмывания денег.

Экономические последствия реализации риска ОД/ФТ для домохозяйств включают:

1) потерю текущей занятости и долгосрочной возможности трудоустройства из-за

потребления наркотических средств и психотропных веществ, предоставляемых преступными группировками;

2) переложение на бюджеты домохозяйств затрат на обеспечение безопасности (в широком смысле - от платежей за охрану придомовой территории до повышения налогов, вызванных необходимостью финансировать расходы на поддержание правопорядка), на компенсацию ущерба жертвам преступлений;

3) рост страховых взносов в результате расширения числа страховых случаев, связанных с кражей, нападением, угоном транспортных средств, вызванных ростом преступности, что приводит к увеличению расходов домохозяйств.

На национальном уровне экономические последствия от реализации риска ОД/ФТ делятся на прямые и косвенные. Прямые последствия включают рост теневого сектора в экономике с соответствующими отрицательными явлениями, а также потерю доходов бюджета от прямых и косвенных налогов, таможенных платежей, вызванную контрабандой товаров и распространением мошеннических схем. Косвенные последствия от реализации риска ОД/ФТ заключаются в росте расходов государственного бюджета на борьбу с организованной преступностью и терроризмом, а также в увеличении затрат на восстановление поврежденной собственности и инфраструктуры, пострадавших в ходе террористических преступлений.

Структурные последствия реализации риска ОД/ФТ для домохозяйств заключаются в изменении мировоззренческих установок домохозяйств, которое выражается в их недоверии государственным и частным институтам и влечет за собой определенные поведенческие реакции при принятии финансовых решений. Подрыв доверия домохозяйств к способности государства обеспечить их безопасность может возникнуть:

— в результате организованной преступной деятельности (например, страх перед использованием новой технологии из-за боязни онлайн-мошенничества);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в результате террористической деятельности (например, страх перед посещением определенных мест из-за боязни террористической атаки или из-за предыдущего нападения);

— в результате действий преступных группировок (например, потеря людьми, уверенности в способности государственных органов защитить

их и их собственность от посягательств преступников).

Структурные последствия реализации риска ОД/ФТ для национальных экономик заключаются в изменении отношения к стране на международном уровне в негативную сторону. Перемены в международном имидже страны могут быть вызваны как террористической активностью на ее территории, так и деятельностью организованной преступности (например, спланированная атака на финансовый сектор, а также различные финансовые махинации; или широко распространенная организованная незаконная иммиграция, подрывающая

целостность границ).

Считаем необходимым дополнить последствия реализации риска ОД/ФТ, изложенные в документе ФАТФ, новым аспектом - последствия для финансовых институтов и финансового рынка в целом.

С экономической точки зрения последствием реализации риска ОД/ФТ является увеличение

издержек на функционирование системы внутреннего контроля, включая расходы на обновление программного обеспечения, подготовку и переподготовку кадров и другие сопутствующие издержки. Со структурной точки зрения в результате действий мошенников на финансовом рынке и различных «финансовых пирамид» страдают добросовестные финансовые институты, поскольку снижается доверие рядовых граждан к финансовому сектору в целом, его институтам и инструментам, и тем самым сокращается сберегательная активность населения.

Таким образом, передача уязвимостей к риску ОД/ФТ между финансовыми институтами и домохозяйствами происходит в различных формах, при этом механизм такой передачи аналогичен «эффекту заражения», а не «распределению риска». При этом «эффект заражения» при передаче уязвимостей экстраполируется и на уровне последствий реализации риска ОД/ФТ, который проявляется в существовании экономических и структурных последствий для различных уровней экономической системы.

Таблица 1

Динамика и структура отозванных лицензий кредитных организаций РФ в 2013-2015 гг.

Показатель 2013 2014 2015

Количество отозванных лицензий, ед. 32 86 101

Количество отозванных лицензий от общего числа кредитных организаций на 1 января соответствующего года, % 3,3 9,3 12

Количество отозванных лицензий по причине нарушения законодательства о ПОД/ФТ, ед. 8 36 30

Количество отозванных лицензий по причине нарушения законодательства о ПОД/ФТ от общего числа отозванных лицензий за соответствующий период, % 25 42 29,7

Количество отозванных лицензий по причине нарушения законодательства о ПОД/ФТ от общего числа кредитных организаций на 1 января соответствующего года, % 0,8 5 3,6

Источник: составлено и рассчитано авторами по данным Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году. URL: http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst; Обзора банковского сектора РФ, № 150, апрель 2015 года. URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1504.pdf; данным о количестве отозванных лицензий за 2015 год. URL: http://www.banki.ru/banks/memory/?PAGEN_1=2

Список литературы

1. Ниворожкина Л.И. Сберегательное и кредитное поведение домохозяйств: опыт эмпирического исследования // Научные очерки ведущих ученых РГЭУ (РИНХ): сборник научных трудов. Ростов н/Д: РИНХ, 2014. С. 126-182.

2. Ниворожкина Л.И., Ярасханова Э. У. Воздействие не учитываемых доходов домохозяйств на уровень и структуру неравенства // Статистика в экономических и гуманитарных науках: материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28-29 января 2016 г.). СПб.: Нестор-История, 2016.

3. Ниворожкина Л.И., Торопова Т.В., Баташев Р.В. Доходы российских домохозяйств: почему расходуют больше, чем получают?// Учет и статистика. 2015. № 4. С. 75-83.

4. Frolova E.E. Shadow Economy as a Spécial Aspect of Modem Monetary Circulation // Итоги и перспективы научных исследований. 2016. № 3. С. 80-87.

5. Алифанова Е.Н., Евлахова Ю.С. Выявление зон уязвимости к риску отмывания денег на различных сегментах финансового рынка // Финансовые исследования. 2015. № 3. С. 42-52.

6. Гамоненко С.С. Оценка риска легализации преступных доходов и финансирования терроризма как приоритетная цель финансового мониторинга // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 9. С. 237-242.

7. Павлова Д.А. Новые финансовые пирамиды и проблемы финансовой грамотности // Ежегодник «Виттевские чтения»: материалы XIII Международной межвузовской научно-практической конференции. М.: МБИ, 2012. С. 275-277.

8. Анисимова Ю.А. Финансовые «пузыри» и финансовые пирамиды в современном мире // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. Экономика. 2015. № 3-4. С. 53-57.

9. Давтян А.А., Габриелян Н.А. Финансовые пирамиды: новая волна // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 28. С. 72-76.

10. Александрова В.А. Финансовые пирамиды. Модели денежных потоков // Science Time. 2015. № 4. С. 24-29.

11. Поздышев В.А. Банковское регулирование в 2015-2016 годах: основные изменения и перспективы // Деньги и кредит. 2015. № 12. С. 3-8.

12. Симановский А.Ю. Банковское регулирование: реэволюция // Деньги и кредит. 2014. № 1. С. 44-46.

13. Игнатьев И.О., Логвиненко Е.М. Незаконные операции с валютой как вид незаконной банковской деятельности // Научные труды SWORLD. 2012. Т. 18. № 2. С. 69-71.

14. Смагоринский Б.П., Щелконогов А.В. Некоторые вопросы организации обналичивания денежных средств через счета фиктивных организаций как вид незаконной банковской деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 2. С. 107-122.

15. Адамов А.А. Понятие и содержание незаконного «обналичивания» денежных средств в РФ // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 2. С. 58-63.

16. Апарышев И.В. Рынок ценных бумаг как один из наиболее уязвимых секторов для совершения незаконных финансовых операций // Финансовая безопасность. 2014. № 7. С. 44-49.

17. Бобрышева Г.В. Финансовый мониторинг как элемент государственного контроля // Государственная служба. 2014. № 1. С. 37-39.

18. Зуева А.С. Легализация доходов, полученных преступным путем, на рынке ценных бумаг // Юридическая наука: история и современность. 2012. № 9. С. 94-106.

19. Прилуцкий А.М. Понятие ломбарда и основные требования, предъявляемые к осуществляемой ломбардом деятельности // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 1. С. 69-72.

20. Диркова Е.Ю. Специфика учета в ломбардах // Налоговая политика и практика. 2012. № 5. С.56-60.

21. Шарощенко И.В., Глотов К.В. Экономические последствия отмывания денег в России // Таможенное дело и социально-экономические науки: сборник научных статей / под общ. ред. В.И. Дьякова. Владивосток, Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2014. С. 186-192.

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 18 (2016) 25-33 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Risk, Analysis and Evaluation

ISSN 2073-4484 (Print)

VULNERABILITIES OF FINANCIAL INSTITUTIONS AND HOUSEHOLDS TO THE RISK OF MONEY LAUNDERING AND TERRORIST FINANCING: AN ANALYSIS OF MUTUAL RELATIONS AND IMPLICATIONS IN TERMS OF FINANCIAL SECURITY

Elena N. ALIFANOVAa, Yuliya S. EVLAKHOVA^

a Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]

b Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 23 March 2016 Accepted 13 April 2016

JEL classification: G21, G24, G32

Keywords: contagion effect, risk allocation, illegal financial transactions

Abstract

Importance The article presents the outcome of a research into kinds of vulnerability of financial institutions and households to the risk of money laundering and terrorist financing. We also examine and complement a matrix depicting the risk implications per type of implication (economic and structural) and influence (economy, financial institutions, households).

Objectives The research analyzes how financial institutions and households convey their vulnerability to the risk of money laundering and terrorist financing in terms of its areas and forms, and determines how this risk may impact households, financial system and economy as a whole. Methods The research is based on methodological approaches of the Financial Action Task Force (FATF) to identifying the risk of money laundering and terrorist financing, and its components at the global and national levels.

Results We determined areas of financial institutions and households' vulnerabilities to the risk of money laundering and terrorist financing, and their respective forms through their evaluation. We complemented the matrix describing implications of the risk of money laundering and terrorist financing with a new level, i.e. financial institutions. The article indicates economic and structural implications of the risk.

Conclusions and Relevance Financial institutions and households convey their vulnerabilities to the risk of money laundering and terrorist financing in various forms. The mechanism resembles the contagion effect, rather than the risk allocation. When vulnerabilities are conveyed, the contagion effect is extrapolated at the level of implications arising from the money laundering and terrorist financing risk, which have economic and structural effects on various levels of the economic system.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The article was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT'S Information center at the Rostov State University of Economics (RSUE). The article was also supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-02-00600.

References

1. Nivorozhkina L.I. Sberegatel'noe i kreditnoe povedenie domokhozyaistv: opyt empiricheskogo issledovaniya. V kn: Nauchnye ocherki vedushchikh uchenykh RGEU (RINKh) [Saving and credit tendencies of households: practices of empirical studies. In: Scientific essays on the leading scholars of RSUE]. Rostov-on-Don, Rostov State University of Economics Publ., 2014, pp. 126-182.

2. Nivorozhkina L.I., Yaraskhanova E.U. [An impact of unaccounted income of households on the inequality level and structure]. Statistika v ekonomicheskikh i gumanitarnykh naukakh: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Statistics in Economic Sciences and Humanities]. St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2016.

3. Nivorozhkina L.I., Toropova T.V., Batashev R.V. [Income of the Russian households. Why do costs exceed income?]. Uchet i statistika = Accounting and Statistics, 2015, no. 4, pp. 75-83. (In Russ.)

4. Frolova E.E. [Shadow economy as a special aspect of modern monetary circulation]. Itogi i perspektivy nauchnykh issledovanii = Results and Prospects of Scientific Researches, 2016, no. 3, pp. 80-87. (In Russ.)

5. Alifanova E.N., Evlakhova Yu.S. [Identification of areas exposed and vulnerable to the risk of money laundering], Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2015, no. 3, pp. 42-52. (In Russ.)

6. Gamonenko S.S. [Assessing the risk of money laundering and terrorist financing as a priority goal of financial monitoring]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 9, pp. 237-242. (In Russ.)

7. Pavlova D.A. [New financial pyramids and issues of financial literacy]. Vittevskie chteniya: materialy XIII mezhdunarodnoi mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. The Witte Readings]. Moscow, Moscow Banking Institute Publ., 2012, pp. 275-277.

8. Anisimova Yu.A. [Financial bubbles and financial pyramids in the contemporary world]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika = Bulletin of Ivanovo State University. Series Economics, 2015, no. 3-4, pp. 53-57. (In Russ.)

9. Davtyan A.A., Gabrielyan N.A. [Financial pyramids: a new wave]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk = Current Issues of Economic Sciences, 2012, no. 28, pp. 72-76. (In Russ.)

10. Aleksandrova VA. [Financial pyramids. Models of cash flows]. Science Time, 2015, no. 4, pp. 24-29.

11. Pozdyshev VA. [Banking regulations in 2015-2016: key changes and outlook]. Den'gi i kredit=Money and Credit, 2015, no. 12, pp. 3-8. (In Russ.)

12. Simanovskii A.Yu. [Banking regulation: re-evolution]. Den'gi i kredit=Money and Credit, 2014, no. 1, pp. 44-46. (In Russ.)

13. Ignat'ev I.O., Logvinenko E.M. [Illegal transactions with foreign currency as a type of illegal banking].

Nauchnye trudy SWORLD = Scientific Proceedings of SWORLD, 2012, vol. 18, no. 2, pp. 69-71. (In Russ.)

14. Smagorinskii B.P., Shchelkonogov A.V. [Some issues of the illegal cash withdrawal process through accounts of sham entities as a type of illegal banking]. Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii = Bulletin of Volgograd Academy of Russian Internal Affairs Ministry, 2015, no. 2, pp. 107-122. (In Russ.)

15. Adamov A.A. [The concept and contents of illegal cash drawing in the Russian Federation]. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta = Scientific Notes of Russian State Social University, 2012, no. 2, pp. 58-63. (In Russ.)

16. Aparyshev I.V. [Securities market as one of the most vulnerable sectors in terms of illegal financial operations]. Finansovaya bezopasnost' = Financial Security, 2014, no. 7, pp. 44-49. (In Russ.)

17. Bobrysheva G.V. [Financial monitoring as a part of the State control]. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Service, 2014, no. 1, pp. 37-39. (In Russ.)

18. Zueva A.S. [Legalization of illegal income in the securities market]. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost' = Legal Science: History and the Presence, 2012, no. 9, pp. 94-106. (In Russ.)

19. Prilutskii A.M. [The concept of pawnshop and principal requirements to pawnshop activities]. Rossiiskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy, 2015, no. 1, pp. 69-72. (In Russ.) Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=23075423.

20. Dirkova E.Yu. [Specifics of accounting in pawnshops]. Nalogovaya politika i praktika = Tax Policy and Practice, 2012, no. 5, pp. 56-60.

21. Sharoshchenko I.V., Glotov K.V. Ekonomicheskie posledstviya otmyvaniya deneg v Rossii. V kn: Tamozhennoe delo i sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Economic implications of money laundering in Russia. In: Customs and socio-economic sciences]. Vladivostok, Russian Customs Academy Publ., 2014, pp.186-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.