ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
Аннотация. С расширением глобализации и мирового финансового рынка, проблема отмывания средств также приобрела международный характер. Международные организации и международные требования сегодня играют важнейшую роль в защите мировой финансовой системы и противодействии ее эксплуатации криминальными структурами. Одним из последних нововведений профильной международной организации в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма стал риск-ориентированный подход в процедурах и мерах, а также требование проведения оценки угроз и уязвимостей в этой сфере на национальных уровнях.
Ключевые слова. Отмывание денег; легализация доходов, полученных преступным путем; ПОД/ФТ.
Zhakenova А.К.
THE FEATURES OF THE ANTI-MONEY LAUNDERING AND TERRORIST FINANSING FRAMEWORK
Abstract. Growing globalisation and expansion of the financial market brought the money laundering to the international size as well. And it is the international organisations and international requirements which play a crucial role in protecting the world financial system and preventing its exploitation by criminal structures. One of the latest innovations of the main anti-money laundering international organisation is the risk-oriented approach in procedures and measures, as well as the requirement to assess threats and vulnerabilities in this area at national level.
Keywords. Money laundering, criminal income legalisation, AML/CFT.
Вопросы по проблеме отмывания денег впервые стали рассматриваться в начале прошлого столетия, в 20-х годах, в связи с активной борьбой с мафией в США, занимавшейся массовым бутлегерством. Вслед за этим преступные группировки перешли к более опасной преступной деятельности - контрабанде наркотиков. В ходе данной борьбы правительство США признало, что отмывание средств от наркобизнеса начало заражать государственные структуры и вызвало невиданные масштабы коррупции. Но преступников удавалось привлекать только за уход от налогов, так как преступление отмывания преступных средств не было на тот момент криминилизировано.
Это и дало толчок к разработке законодательной базы, которая дала инструменты правоохранительным органам в борьбе с вышеуказанной проблемой, и именно тогда закрепился термин «отмывание денег». Отмывание денег - легализация денежных средств, полученных преступным путём, их перевод в официальную экономику для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично.
Непрерывный рост потребностей населения земного шара требует все более интенсивного развития производства. Одним из катализаторов повышения эффективности сфер деятельности, безуслов-
ГРНТИ 06.56.71 © Жакенова А.К., 2018
Айнур Калиаскеровна Жакенова - аспирант кафедры финансового мониторинга Института финансовой и экономической безопасности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Москва). Контактные данные для связи с автором: 010000, Казахстан, Астана, пр. Кабанбайбатыра, 43 А (Kazakhstan, Astana, Kabanbaybatyr av., 43A). Тел.: +7 777 277-27-07. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 28.03.2018.
но, явился быстрый рост информационных технологий, которые сблизили человеческое сообщество, значительно расширили экономические возможности и открыли альтернативные методы предоставления услуг. Развитие информационных технологий дало развитие, в том числе, и финансовому рынку. Услуги приобрели более качественный и удобный характер, появилось так называемое мировое финансовое пространство, которое открыло новые горизонты для ведения бизнеса.
Правительства многих стран, пытаясь повысить инвестиционную привлекательность своих производств, выбрали курс либерализации экономики и права. Однако, условия благоприятные для законопослушного бизнеса, также благоприятны и для бизнеса противоправного. Что воплотилось в попытке перевода денежных средств, полученных преступным путем, из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично.
А, как известно, теневая экономика представляет опасность для стабильности общества из-за вливания огромных средств в неперспективный бизнес и ложные предприятия, подавляя тем самым развитие добросовестных компаний, в том числе, получая инструменты влияния через коррумпированных высокопоставленных чиновников. По истечении времени, как правило, вложенный капитал выводится, а фиктивные компании объявляются банкротами, либо прекращают свою деятельность, тем самым подрывая экономику страны и ее экономическую и, как следствие, социальную безопасность.
Учитывая, что в настоящее время во всех сферах усиливается международный аспект и сотрудничество, криминальные структуры также стали носить международный характер, эксплуатируя и инфицируя глобальный финансовый рынок и услуги. Правительства ведущих стран развернули борьбу и международное сотрудничество в противодействии отмыванию денег. Финансовым институтам вменили в обязанность вести надлежащие контроль и процедуры по противодействию отмыванию денег, внедрять политику «знай своего клиента», была начата борьба с оффшорными юрисдикциями и банками, не имебщими физического присутствия по месту регистрации.
В течение 2011-2015 годов ряд крупных банков сталкивались со все возрастающими штрафами за нарушения правил отмывания денег. Среди них HSBC, который был оштрафован на 1,9 млрд долларов в декабре 2012 года [1] и BNP Paribas, который был оштрафован на 8,9 млрд долларов в июле 2014 года правительством США [2]. Во многих странах был введен или усилен пограничный контроль за суммой наличных денег, которую можно перевозить, были внедрены центральные системы отчетности по сделкам, в которых все финансовые учреждения должны сообщать обо всех финансовых операциях в электронном виде. Этому, главным образом, поспособствовали международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
Стремясь нивелировать последствия и устранить возможности отмывания денег (т.е. исключить выгоду или, как минимум, усложнить методы ее законного получения), по решению стран «Большой семерки» в 1989 году была создана организация ФАТФ (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering), основной международный институт, занимающийся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег, а позже и финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.
Основным документом в деятельности ФАТФ являются 40 рекомендаций, вышеупомянутые стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. Мандат ФАТФ предусматривает установление стандартов и содействие эффективному применению правовых, регулирующих и оперативных мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, и иными связанными угрозами целостности международной финансовой системы.
В сотрудничестве с другими заинтересованными международными участниками ФАТФ также работает над определением уязвимых мест на национальном уровне с целью защиты международной финансовой системы от злоупотреблений [3]. Рекомендации ФАТФ устанавливают комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения [4].
Первые стандарты ФАТФ были разработаны в 1990 году. В 1996 году стандарты были пересмотрены и расширены за пределы отмывания доходов, полученных от преступной деятельности, связанной с наркотиками. В 2001 году, в связи с событиями 11 сентября в Нью-Йорке (США), мандат ФАТФ
был расширен, за счет включения в него проблем финансирования террористических актов и террористических организаций, и были приняты восемь (позднее расширены до девяти) рекомендаций. В 2003 году рекомендации снова были пересмотрены и признаны более чем 180 странами. И, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005), 40+9 рекомендаций ФАТФ явились обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН [5].
Исследования в области легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма на постоянной основе ведутся международными экспертами и организациями такими как: Группа разработки финансовых мер (РАТР), Региональные группы по типу РАТР, Всемирный Банк, Международный валютный фонд, ЭГМОНТ, ОБСЕ, Базельский комитет по банковскому надзору, Вольфсбергская группа, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Международная ассоциация органов страхового надзора, Ассоциация сертифицированных специалистов по борьбе с отмыванием денег и др.
Возможность отмыть преступные доходы и финансировать преступную деятельность мотивирует преступное сообщество на ведение противоправной и преступной деятельности. Поэтому борьба и противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма - это один из важных инструментов в борьбе с преступным сообществом. Данный факт признан и во многих международных конвенциях, таких как Конвенция ОНН о борьбе против незаконного оборота наркотических веществ и психотропных веществ, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, Конвенция ООН против коррупции, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и др.
В 2012 году международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения были существенно переработаны, и, что самое главное, с целью ужесточения требований к ситуациям более высокого риска было введено понятие «Риск-ориентированный подход». Так, 1-я рекомендация ФАТФ требует от стран определить и оценить риски отмывания денег и финансирования терроризма и предпринять шаги, в том числе определив орган или механизм по координации мер по оценке рисков, а также распределить ресурсы с целью эффективного снижения этих рисков [4].
Это стало одним из инструментов, позволяющих оценить эффективность антиотмывочного режима страны. Данная рекомендация является основой для проведения национальной оценки рисков и угроз отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также применения риск-ориентированного подхода во всех секторах. Риск-ориентированный подход позволит финансовому сектору и другим установленным секторам, регуляторному и надзорному ведомствам распределять свои ресурсы более эффективно: уделять особое внимание областям с повышенным риском и иметь больше свободы в принятии решения о применении упрощенных мер в областях с низким уровнем риска.
Страны должны проводить национальную оценку рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, которая призывает страны выявлять, понимать и оценивать риски ОД/ФТ на национальном уровне, эффективно распределять имеющиеся ресурсы для их минимизации. Требование к оценке рисков распространилось и на финансовый сектор и установленные предприятия и профессии [6].
Для эффективного внедрения и использования данного инструмента для государственных органов в лице уполномоченного органа по финансовому мониторингу, регуляторных, надзорных ведомств, правоохранительному сектору, субъектам бизнеса необходимы соответствующие практические методологии и инструкции, а также методики выявления, идентификации, анализа и минимизации названных рисков. На страновом уровне оценка должна дать понимание стратегических недостатков в анти-отмывочном режиме, которые приводят к выявленным рискам и угрозам.
Своевременное принятие нужных мер в сфере ПОД/ФТ, с учетом грамотного распределения ресурсов, явилось на сегодняшний день важной практической задачей, как для финансового, так и для государственного сектора. Одним из эффективных инструментов в данной деятельности выступает риск-ориентированный подход, способный снижать риски отмывания денег, полученных преступным путем, и финансирования терроризма на ранней стадии, предотвращая наступление самого события. На страновом уровне имеется эффективный механизм в виде национальной оценки рисков и угроз
ОД/ФТ, по результатам которой верховная власть, правительство и парламент могут приобрести общее понимание стратегических недостатков и проявить политическую волю по устранению выявленных уязвимостей в сфере ПОД/ФТ, которые приводят или могут привести к неэффективному противодействию, а то и допущению отмывания преступных доходов и финансированию терроризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. HSBC Holdings Plc. and HSBC Bank USA N.A. Admit to Anti-Money Laundering and Sanctions Violations, Forfeit $1.256 Billion in Deferred Prosecution Agreement. USA Department of Justice, Office of Public Affairs, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.justice.gov/opa/pr/hsbc-holdings-plc-and-hsbc-bank-usa-na-admit-anti-money-laundering-and-sanctions-violations (дата обращения 27.03.2018).
2. BNP Paribas Agrees to Plead Guilty and to Pay $8.9 Billion for Illegally Processing Financial Transactions for Countries Subject to U.S. Economic Sanctions. USA Department of Justice, Office of Public Affairs, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.justice.gov/opa/pr/bnp-paribas-agrees-plead-guilty-and-pay-89-billion-illegally-processing-financial (дата обращения 27.03.2018).
3. Financial Action Task Force. About. Whoweare. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/about (дата обращения 27.03.2018).
4. International Standards on Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism & Proliferation, updated October 2016. FATF. France. 2012.
5. Резолюция 1617 (2005) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. ООН, 2005.
6. Карпов Л.К., Понаморенко В.Е., Сорокин К.Г., Ковалева С.Е. Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах -членах ЕврАзЭС // Юстицинформ. М., 2014.