Научная статья на тему 'Роль Республики Казахстан в противодействии международному терроризму и экстремизму'

Роль Республики Казахстан в противодействии международному терроризму и экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1275
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байсагатова Диана Бекболатовна

В данной статье освещаются глобальные конструкции борьбы с финансированием терроризма и экстремизма, текущие реалии развития демонстрируют устойчивые тенденции приспособления деструктивных террористических альянсов к новым интенциям базирования и выработки новых каналов финансирования. Все это усиливает поиск действенных механизмов в направлении надежного противодействия их деятельности. Высокий уровень мировой угрозы существующей действительности вынуждают разрабатывать все более новые механизмы противодействия, отдавая предпочтение расширению и углублению интеграций в рамках как региональных, так и глобальных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Республики Казахстан в противодействии международному терроризму и экстремизму»



II

Байсагатова Диана Бекболатовна,

докторант Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, магистр права

РОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

Борьба с терроризмом, в особенности с международным терроризмом, как с совокупностью противоправных актов (убийств, похищений, диверсий и т.д.), служащих средством достижения политических, социальных и иных целей в действиях отдельных лиц и организаций, является одной из самых актуальных задач, стоящих перед мировым сообществом. Сегодня терроризм не только перерос рамки национальных границ и приобрел глобальный масштаб, но и непрерывно эволюционирует, приобретает все новые виды, формы и методы и представляет собой мощные структуры с определенной идеологией, соответствующей материально-технической базой (инфраструктурой) и финансово-экономическими возможностями. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косово, события последних лет, связанные с «арабскими революциями» на Ближнем и Среднем Востоке, Северной Африке, Турции показывают, что терроризм способен не только устрашать, управлять поведением людей в выгодном для себя направлении, но и вести целенаправленные войны, а также участвовать в межгосударственных и смешанных конфликтах. Здесь, разумеется, присутствуют, геополитические устремления иностранных государств и антигосударственная подрывная деятельность их спецслужб, попытки лидеров экстремистских движений и организаций распространить свое влияние на те или иные государства и регионы, амбиции криминальных авторитетов и нерешенность многих социально-экономических проблем, неурегулированность кризисов и конфликтов интересов в различных сферах общественных отношений, а также успевшие «зарекомендовать себя» национализм, радикализм и сепаратизм. Очевидно, что в сложившейся ситуации эффективная борьба с терроризмом как с экстерриториальным явлением

должна носить комплексный характер, объединяя усилия на всех уровнях: универсальном, региональном и внутригосударственном. Меры, принимаемые только на национальном уровне, будут производить ограниченный эффект. Для обеспечения собственной безопасности каждое государство нуждается в международном сотрудничестве [1, с. 306].

На сегодняшний день можно констатировать наличие достаточно серьезных угроз и для региональной безопасности в Республике Казахстан. Многие основные проблемы регионального характера лежат на поверхности и являются общеизвестными.

В текущих условиях представляется стратегически важным выработать конструктивные механизмы решения имеющихся региональных проблем в целях предотвращения потенциальных обострений противоречий между государствами Центральной Азии и их соседями [2, с. 17].

Так, Главой государства 18 апреля 2013 года была утверждена Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года), которая в числе других содержит мероприятия, направленные на совершенствование казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия.

Казахстан является участником всех основополагающих международных универсальных актов в области борьбы с терроризмом.

Специальные государственные службы и правоохранительные органы активно взаимодействуют с Контртеррористическим комитетом СБ ООН, Антитеррористическим подразделением ОБСЕ, Антитеррористическим центром СНГ, Региональной антитеррористической структурой ШОС и ОДКБ.

Законом РК от 13 июля 1999 года .№416-! «О противодействии терроризму»

№4 (40) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

создана внутренняя система координации противодействия религиозному экстремизму и терроризму под эгидой Антитеррористического центра Республики Казахстан.

Обеспечены условия вовлечения местных исполнительных органов в профилактику религиозного экстремизма и терроризма путем создания в регионах антитеррористических комиссий. Ведется оперативная работа по установлению лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности на территории Казахстана, а также скрывающихся в нашей стране от преследования правоохранительных органов иностранных государств за совершенные террористические преступления за пределами Казахстана. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, с каждым годом экстремистская и террористическая деятельность становится все более организованной и в ряды таких группировок под воздействием внешних сил вовлекаются новые лица. В частности, международные экстремистские и террористические

организации, прикрывающиеся религиозной риторикой, пытаются сформировать в казахстанском обществе радикальные взгляды и убеждения. Их целенаправленное влияние на сознание отдельных индивидов приводит к утрате ими чувства патриотизма и национального самосознания, культурно-нравственных,

семейных ценностей. Для подрыва основ конституционного строя международные экстремистские и террористические

организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, вынашивают планы и замыслы по совершению актов терроризма на территории Казахстана. Свидетельством таких проявлений стали данные за последние 5 лет о задержании на территории Казахстана 70 иностранцев, причастных к деятельности международных экстремистских или террористических организаций. В результате подрывной деятельности данных структур Казахстан на практике столкнулся с совершением на своей территории актов терроризма. Трагические события на западе и юге страны продемонстрировали остроту проблемы. В течение 2011-2012 годов совершено 12 насильственных акций. При этом, данные акты терроризма в основном были направлены против сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов. Здесь нельзя не отметить динамику увеличения количества пособников религиозного

экстремизма и терроризма из числа граждан Казахстана. Согласно статистическим данным с 2008 до 2013 года количество лиц, осужденных за террористические преступления, возросло с 27 до 171, а за экстремистские преступления - с 56 до 168 лиц. Обеспокоенность вызывает также наблюдаемаявразличныхстранахмира(Норвегия, Франция, США) тенденция совершения актов терроризма радикалами-одиночками и все более активного использования данной тактики международными террористическими структурами. Это, в свою очередь, значительно повышает общий потенциал экстремистской и террористической угрозы для международного сообщества, в том числе для национальной безопасности Казахстана [3].

Республика Казахстан находится в эпицентре террористических и экстремистских угроз и нуждается в поиске соответствующей правовой оценки по противодействию таким деструкциям, при этом ставя во главу ключевые вопросы: как противостоять, а самое главное, какие механизмы действенны и эффективны, поэтому здесь уместно рассмотреть концептуальные правовые нормы выработанные мировым сообществом, которые основное внимание уделяют тенденциям модернизации, как правовых норм, так и методам борьбы с террористическими действиями, которые необходимо применить и в Республике Казахстан, т.к. они доказали свою эффективность по противодействию терроризму и экстремизму.

В данной плоскости важно найти наиболее интересный, а самое главное, доказавший свой подход в сфере регулирования борьбы с терроризмом и экстремизмом в традиционных правовых системах таких государств как, к примеру, Израиль.

В Израиле борьбу с терроризмом осуществляет служба безопасности, армия, полиция, министерство иностранных дел и управление тюрем.

В Государстве Израиль нет Конституции, однако основные нормы законодательства, определяющие права человека и гражданина имеют иерархию конституционных законов.

В Израиле терроризм - это намерение или угроза применить насилие против гражданских лиц и гражданских объектов для достижения политических целей или изменения политического курса.

Как известно, существуют четыре группы террористов смертников основанных на: политических, религиозных, психологических и

социологических убеждениях.

Поэтому, в Израиле выделяют такие мотивации для совершения терактов как: конфликт на национальной или этнической почве, борьба за власть и попытка изменить систему власти, конфликт на почве религиозной идеологии и извлечение политической выгоды.

Израильские эксперты определили террористов-смертников в четыре прототипа: религиозные фанатики, фанатики-националисты, мстители и используемые люди.

Основные положения законодательства Израиля среди известных нам традиционных методов борьбы существует и такой подход как точечное уничтожение террористов.

Точечное уничтожение - один из основных методов борьбы с террористами. Несмотря на осуждение мирового сообщества в Израиле данный метод используется в практике.

Точечное уничтожение производится без вынесения судебного акта, по завершении операции органы военной прокуратуры проверяют законность принятого решения.

Следует отметить, что данная мера применяется в исключительных случаях, когда отсутствуют иные возможности уничтожить террористов.

В специальных службах Израиля задействованных в борьбе с терроризмом используется общая понятийная терминология, что обеспечивает согласованность проводимых противотеррористических мер.

Основным условием обеспечения безопасности государственных объектов, образовательныхучреждений ипромышленности является бдительность всех, кто находится внутри этих зданий.

Регулярно проводятся разъяснительные беседы о целях отдельных террористических организаций, лекции по вопросам безопасности с приведением конкретных примеров из прошлого и осуществляется их тщательный разбор, отрабатываются общие линии поведения учеников, преподавателей и государственных служащих.

Важно указать и на действующую в Израиле систему финансового мониторинга которая обеспечивает эффективность противодействия финансированию религиозного терроризма.

Введена в действие информационная система о подучетных лицах (состоящих на учетах в качестве приверженцев экстремистского, либо террористического движения), которая интегрирована с операционными системами

субъектов финансового мониторинга (программа Lexis-Nexis) и обеспечивает незамедлительное информирование о совершаемых финансовых операциях, позволяющая приостанавливать финансовые операции еще до перечисления денежных средств [4, с. 47].

Одним из ключевых международных институтов в сфере борьбы с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, и финансированием терроризма на сегодняшний день является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), созданная по инициативе Глав государств и Правительств Большой семерки в 1989 году.

В настоящее время в мире существует 8 РГТФ, одной из которых является Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

ЕАГ создана в 2004 году и объединила страны Евразийского региона: Беларусь, Индию, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан [5].

В качестве региональной группы по типу ФАТФ выполняет роль проводника международных стандартов в сфере ПОД/ ФТ в Евразийском регионе. С другой стороны, являясь ассоциированным членом, ЕАГ формирует общую позицию государств-членов и представляет ее на площадке ФАТФ. План мероприятий ЕАГ на период до 2015 года определяет среднесрочные ориентиры и направления деятельности ЕАГ как региональной группы по типу ФАТФ и разработан с учетом появления новых приоритетов.

Всего на 2015 год ЕАГ было запланированное проведение 17659 мероприятий, в основу которого легли совершенствование правовых, институциональных, организационных,

информационных основ ПОД/ФТ [6].

Основные направления по предотвращению финансированию терроризма и экстремизма в Республике Казахстан должны быть сфокусированы:

- в приоритетных направлениях в противодействии отмыванию (легализации) доходов и должна вестись работа по возврату незаконных доходов (капитала) из-за рубежа;

- в рамках международного сотрудничества с целью профессиональной подготовки сотрудников в областиборьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег привлекать опытный персонал из зарубежных стран, например, подразделений финансовой разведки;

- для развития сотрудничества на

№4 (40) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

международном и национальном уровнях необходимо принять меры по наращиванию потенциала в области взаимодействия с партнерами и повышению степени взаимного доверия. Этого можно добиться за счет таких мер, как расширение практики прикомандирования и обмена кадрами, создание форума для организации регулярных встреч специалистов, занимающихся борьбой с финансированием терроризма;

- проработать вопрос о противодействии экстремистской идеологии, т.к. основой финансовых потоков финансирования террористических и экстремистских организаций являются добровольные и регулярные пожертвования верующих на благотворительные нужды, сборы денег членами национальных диаспор [7].

В августе 2013 года Правительство Республики Казахстан обратилось в ФАТФ с намерением получения членства в данной организации.

При рассмотрении отчета о прогрессе оценщики особое внимание уделяют участию страны в рекомендованных международных договорах и Конвенциях.

В соответствии с рекомендацией международных стандартов ФАТФ Казахстан принял меры по присоединению к основным международным договорам и Конвенциям в данной области, это:

1) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 13 декабря 2000 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 4 июня 2008 №40-ГУ;

2) Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г., Казахстан присоединился Законом Республики Казахстан от 29 июня 1998 г. № 246;

3) Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Казахстан присоединился Законом Республики Казахстан от 2 октября 2002 г. № 347;

4) Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 18 апреля 2002 г. № 316;

5) Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 4 мая 2008 г. № 31-ГУ;

6) Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом

от 4 июня 1999 г., ратифицирован Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 93;

7) Резолюция Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г., принята к исполнению постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2001 года № 1644;

8) Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, от 5 октября 2007 года, ратифицирован Законом Республики Казахстан от 29 марта 2011 г. № 422-ГУ;

9) Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., ратифицирована Законом Республики Казахстан от 2 мая 2011 г. №431-ГУ.

Казахстан вошел в число 12 стран, заявка на включение которых в состав ФАТФ будет рассматриваться в приоритетном порядке. В уставе организации отмечается, что она следит за прогрессом стран в соблюдении рекомендаций ФАТФ, изучает методы отмывания денег и финансирования терроризма и рассматривает соответствующие контрмеры, а также способствует принятию и выполнению рекомендаций организации в различных странах мира.

На сегодняшний день в ФАТФ разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег входят более 30 государств, в основном, страны Европы и две организации, направленные на борьбу с финансовыми преступлениями.

Участие Казахстана в этой организации будет накладывать на него особую ответственность, так как вхождение в число государств, принятых в нее, это определенное признание со стороны международного сообщества.

Вместе с тем, эксперты подчеркивают, что Казахстану предстоит значительная работа по борьбе с отмыванием денег, так как вывод капиталов из страны остается крайне существенным, доподлинно узнать, используются ли выведенные из государства деньги на финансирование терроризма или же преступных синдикатов - невозможно, что делает Республику Казахстан уязвимой в вопросе борьбы с отмыванием средств [5].

Резюмируем, приоритетной стратегией противодействия террористическим и экстремистским проявлениям является их соответствующая профилактика. Население,

86

частные структуры, государственные органы надежной системы противодействия и выработ-

должны всегда находить компромисс внутри ка контрмер по решению антитеррористических

страны во всем мире, не исключение и мероприятий. Казахстан, только так происходит обеспечение

Список литературы

1. Ахметов Е.Б. Некоторые актуальные аспекты борьбы с терроризмом в рамках антикриминальной деятельности ШОС // Вестник КазНУ. Серия юридическая, 2014 г., №3 (71).

2. Досанова С. Угрозы региональной безопасности в Центральной Азии // Информационно-аналитический журнал «Аналитик», 2012, № 5 (69).

3. Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 - 2017 годы. - [Электронный ресурс] //www.online.zakon.kz.

4. Жакаев Б., Нургазинов Б. Ближневосточный опыт противодействия терроризму // научно-правовой журнал Генеральной прокуратуры РК «Закон и время» 2015 г., № 8.

5. Официальный сайт Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов. -[Электронный ресурс]: www.kfm.gov.kz. (дата обращения 12.10.2015).

6. Стратегический план работы ЕАГ на период до 2015 года. - [Электронный ресурс]: www. eurasiangroup.org. (дата обращения 15.11.2015).

7. Методические рекомендации Академии финансовой полиции Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК «Борьба с финансированием терроризма и отмыванием денег: методы осуществления и взаимодействие уполномоченных органов». - Астана, 24.10.2013 г.

Осы мацалада терроризм мен экстремизмдг царжыландыруга царсы жаhандъщ конструкциясы жарияланган, агымдагы жагдай царжыландырудыц жаца арналарын базалаудыц жаца интенциясына цурылымсыздыц террористгк альянстар болуыныц турацты тенденциясын кврсетедг. Осыныц барлыгы олардыц цызметгне сетмдг царсы ic-цимыл багытыныц цозгалыстагы механизмдерт iздеут кушейтед1. Шындыгында бар жогары децгейдег1 элемдж цаут аймацтыц жэне жаhандыц бiрлестiктерi ретiндегi шецбертде интеграцияны кецейту жэне терецдетуге мэн бере отырып, царсы iс-цимылдыц аса жаца механизмдерт эзiрлеуге итермелейдi.

Ty^h свздер: терроризм жэне экстремизм, халыцаралыц цаут^здж, царжы жуйеЫ, халыцаралыц стандарт, интеграциялау бiрлестiктерi, ацшаныц iзiн жасыру, царжылыц барлау.

В данной статье освещаются глобальные конструкции борьбы с финансированием терроризма и экстремизма, текущие реалии развития демонстрируют устойчивые тенденции приспособления деструктивных террористических альянсов к новым интенциям базирования и выработки новых каналов финансирования. Все это усиливает поиск действенных механизмов в направлении надежного противодействия их деятельности. Высокий уровень мировой угрозы существующей действительности вынуждают разрабатывать все более новые механизмы противодействия, отдавая предпочтение расширению и углублению интеграций в рамках как региональных, так и глобальных объединений.

Ключевые слова: терроризм и экстремизм, международная безопасность, финансовая система, международные стандарты, интеграционные объединения, отмывание денег, финансовая разведка.

This article highlights the global structure for combating the financing of terrorism and extremism, the current realities show a steady trend of destructive terrorist devices to new alliances based intentions and develop new channels of financing. All this reinforces the search for effective mechanisms in the direction

№4 (40) 2015 M. K,a3aK/cmaH PecnyaiuKacM icuuiciMa uncnuimymMiiMii MiaipiiiMCM

reliable counter their activities. The high level of threat to the existing reality of the world are forced to develop more new mechanisms of reaction, favoring the expansion and deepening of integration within both regional and global organizations.

Keywords: terrorism and extremism, international security, financial system, international standards, integration associations, money laundering, financial intelligence.

Диана Бекболаткызы БайсаFатова,

Казахстан Республикасы Бас прокуратурасыньщ жанындагы К^ьщ ^оргау органдары академиясыньщ докторанты, гылымдарыныц магистрi

^азакстан Республикасыныц халыкаралык терроризм мен экстремизмге карсы к-KимылдаFы рвлi

Байсагатова Диана Бекболатовна,

докторант Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, магистр права

Роль Республики Казахстан в противодействии международному терроризму и экстремизму

Baisagatova Diana Bekbolatovna,

PhD student of Academy of Law enforcement agencies, Master of Law Republic of Kazakhstan in combating international terrorizm and extremism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.