Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / СБОРЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПРАВО / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / TAXES / FEES / TAXATION / TAX LAW / TAX OFFENSES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / TAX LIABILITY / DEVELOPMENT PROSPECTS / TRENDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калугина А. Д.

В рассматриваемой статье детально раскрываются вопросы, касающиеся современных тенденций привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения, а именно затрагиваются основания, виды налоговых правонарушений, раскрываются наиболее характерные правовые особенности административной ответственности за налоговые правонарушения, исследуется соотношение административной и налоговой ответственности за налоговые правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR TAX OFFENSES

The article deals in detail with issues related to current trends in bringing to administrative responsibility for tax offenses, namely, the grounds and types of tax offenses are touched upon, the most characteristic legal features of administrative responsibility for tax offenses are revealed, the ratio of administrative and tax liability for tax offenses is investigated.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

УДК 336.225.682

Калугина А.Д. студент 4 курса юридический факультет Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

научный руководитель: Гладун А.Н., к.и.н.

доцент Россия, г. Рязань

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация: в рассматриваемой статье детально раскрываются вопросы, касающиеся современных тенденций привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения, а именно затрагиваются основания, виды налоговых правонарушений, раскрываются наиболее характерные правовые особенности административной ответственности за налоговые правонарушения, исследуется соотношение административной и налоговой ответственности за налоговые правонарушения.

Ключевые слова: налоги, сборы, налогообложение, налоговое право, налоговые правонарушения, административная ответственность, налоговая ответственность, перспективы развития, тенденции.

Kalugina A.D. Student 4th year, faculty of law Ryazan state University named after S. A. Yesenina Scientific supervisor: Gladun А., candidate of historical Sciences

associate Professor

Russia, Ryazan

MODERN TRENDS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

FOR TAX OFFENSES

Annotation: the article deals in detail with issues related to current trends in bringing to administrative responsibility for tax offenses, namely, the grounds and types of tax offenses are touched upon, the most characteristic legal features of administrative responsibility for tax offenses are revealed, the ratio of administrative and tax liability for tax offenses is investigated.

Key words: taxes, fees, taxation, tax law, tax offenses, administrative responsibility, tax liability, development prospects, trends.

Вопросы, касающиеся налогов и сборов, взимаемых с граждан и иных лиц в государственный и муниципальный бюджет, остаются актуальными на протяжении всего этапа развития отношений между государством и

налогоплательщиками 55. Как известно, согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Из этого следует, что уплата налогов в нашей стране является конституционной обязанностью и обладает общегосударственным характером. Однако, как показывает сложившаяся практика, далеко не все налогоплательщики относятся к обязанности по уплате налогов добросовестно и ответственно.

К сожалению, нередки случаи, когда налогоплательщики пренебрегают установленным порядком по уплате того или иного налога, что образует правонарушение. В соответствии с теоретическими основами юриспруденции, нам известно, что за всякое правонарушение виновное лицо должно быть привлечено к установленной законом ответственности, которая выражается в конкретной санкции. Учитывая императивность отношений в области налогов и сборов, наибольшую значимость для их правовой защиты приобрели административные, а в некоторых случаях и уголовные санкции, которые в своей совокупности активно воздействуют на данные отношения 56. Исходя из вышеизложенного, представляется небезосновательным в рамках данного исследования обратить внимание на фундаментальные основы административной ответственности за налоговые правонарушения и выяснить, насколько эффективно работает данный механизм в рамках современного, действующего административного и налогового законодательства.

В первую очередь, говоря об административной ответственности за налоговые правонарушения, необходимо определиться, что следует понимать под самим налоговым правонарушением. Изучив различные точки зрения, мы склонны согласиться с мнением авторского дуэта Д.Д. Сайдулаева и И.Х. Агаевой, которые полагают, что «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ и КоАП РФ установлена ответственность» 57.

На сегодняшний день ответственности за совершение административных правонарушений в области налогов и сборов посвящена глава 15 КоАП РФ, которая устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний, содержит нормы и положения, разработанные с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ и российского

55 См.: Бикситова Ж.А. Современные проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 5. С. 298.

56 См.: Кондратьев С.В. Система юридической ответственности в области налогов и сборов // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 159.

57 См.: Сайдулаев Д.Д., Агаева И.Х. Административная ответственность за налоговые правонарушения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 11. С. 150.

законодательства.

Исчерпывающий перечень налоговых правонарушений содержится в главе 16 НК РФ, при обращении к которой заметно, что в своем нынешнем виде она представлена в крайне неудобном для извлечения необходимой информации формате. Так происходит потому, что некоторые статьи представленной главы либо уже утратили законную силу, либо попросту исключены, что еще больше добавляет громоздкости и без того трудно воспринимаемому материалу. Применительно к современным тенденциям, отметим, что подобная картина наблюдается не только в главе 16 НК РФ, но и во многих других главах данного кодифицированного нормативно -правового акта, что по нашему мнению, безусловно, является недостатком и требует глобальной корректировки.

В рамках данного исследования мы выделим лишь наиболее часто встречающиеся в юридической практике виды налоговых правонарушений, за совершение которых субъект правонарушения привлекается к административной ответственности 58:

- Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение);

- Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб;

- Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Необходимо помнить, что для того, чтобы привлечь кого-либо к административной ответственности за совершение налогового правонарушения, прежде всего, следует убедиться, что имеют место установленные законом основания для признания конкретного противоправного деяния налоговым правонарушением 59. К таковым основаниям, в соответствии с действующим законодательством, относятся: наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение; факт совершения такого деяния; наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании

58 См.: Старостин С.А. О налоговых административных правонарушениях // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 6. С. 66.

59 См.: Лапо С.А., Сидоров Ю.В. Проблемы квалификации административных правонарушений в области налогов и сборов как источников местных доходов // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. № 5. С. 116.

нарушителя.

К одной из основных современных тенденций российского налогового законодательства применительно к административной ответственности относится тот факт, что, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ субъектами административной ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть только должностные лица. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо организации, в обязанности которого входит тот или иной функционал, связанный с обеспечением налогового контроля или учета 60. Для того чтобы физическое лицо могло являться субъектом административной ответственности за налоговые правонарушения, оно должно достичь шестнадцатилетнего возраста.

Здесь же отметим, что иной современной тенденцией, связанной с должностными лицами организаций, является ужесточение для них административной ответственности. Это можно заметить на примере ст. 15.11 КоАП РФ, где за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности на виновное должностное лицо налагается административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а в случае повторного совершения аналогичного правонарушения административный штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей или заменен дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет.

Следует отметить и тот факт, что несмотря на то, что в настоящее время КоАП РФ предусматривает множество различных административных наказаний за то или иное противоправное деяние, в подавляющем большинстве случаев основным видом административного наказания за совершение налоговых правонарушений является денежный штраф. Безусловно, не стоит забывать, что за некоторые налоговые правонарушения КоАП РФ в качестве санкции устанавливает предупреждение (например, нарушение сроков представления налоговой декларации - ст. 15.5 КоАП РФ), однако подобное решение встречается крайне редко и на практике практически не применяется.

Так же необходимо обратить внимание на соотношение административной и налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Следует согласиться с точкой зрения А.А. Мошковича, который говорит о том, что для выделения налоговой ответственности как самостоятельного вида ответственности на сегодняшний день отсутствуют достаточные основания 61. Автор настаивает на том, что ответственность за

60См.: Пономарев О.В., Гранева Л.А. Некоторые проблемы административной ответственности должностных лиц за нарушения российского законодательсва о налогах и сборах // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 2. С. 165.

61 См.: Мошкович А. А. Административная и налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: соотношение и перспективы правового регулирования // Право: современные

нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренная сегодня НК РФ, представляет собой административную ответственность. Данное обстоятельство, а также целый ряд других теоретических и практических соображений делают необходимым проведение консолидации норм об административной ответственности за налоговые нарушения в КоАП РФ. Но осуществляться данная реформа должна не путем простого переноса правовых норм из одного нормативно-правового акта в другой, а с учетом особенностей каждой отрасли права.

Таким образом, административная ответственность за налоговые правонарушения представляет собой сложное и многокомпонентное явление, характеризуемое своими особенностями и чертами, присущими как налоговому, так и административному праву.

Складывается ситуация, при которой административное и налоговое право действуют в рамках общей цели - обязать недобросовестного субъекта исполнить обязательства, обусловленные требованиями налогового законодательства с помощью механизмов, предусмотренных нормами административного права. В числе основных тенденций, которые прослеживаются применительно к привлечению к административной ответственности за налоговые правонарушения, выделим следующие: субъектами административной ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть только должностные лица; ужесточение административной ответственности для должностных лиц за совершение налоговых правонарушений по некоторым статьям КоАП РФ; в подавляющем большинстве случаев основным видом административного наказания за совершение налоговых правонарушений является денежный штраф.

Использованные источники:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.03.2020).

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.03.2020).

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.03.2020).

4. Бикситова Ж.А. Современные проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018.

тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф.

(г. Краснодар, октябрь 2018 г.). С.33.

- № 5. - С. 298-303.

5. Кондратьев С.В. Система юридической ответственности в области налогов и сборов // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 1. - С. 157-161.

6. Лапо С.А., Сидоров Ю.В. Проблемы квалификации административных правонарушений в области налогов и сборов как источников местных доходов // Муниципалитет: экономика и управление. - 2018. - № 5.

- С. 115-122.

7. Мошкович А. А. Административная и налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: соотношение и перспективы правового регулирования [Текст] // Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 28-33.

8. Пономарев О.В., Гранева Л.А. Некоторые проблемы административной ответственности должностных лиц за нарушения российского законодательсва о налогах и сборах // Балтийский гуманитарный журнал.

- 2019. - № 2. - С. 163-168.

9. Сайдулаев Д.Д., Агаева И.Х. Административная ответственность за налоговые правонарушения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 11. - С. 150-155.

10. Старостин С.А. О налоговых административных правонарушениях // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2019. - № 6. - С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.