Научная статья на тему 'К вопросу о разграничении налоговой и административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения'

К вопросу о разграничении налоговой и административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1404
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAX LIABILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / TAXATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шведова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются научные суждения относительно природы ответственности за совершение налоговых правонарушений. Сделан вывод о самостоятельной природе института налогово-правовой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DIVISION OF TAX AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF TAXATION

The article discusses scientific judgments regarding the nature of liability for tax offenses. The conclusion is made about the independent nature of the institution of tax liability.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разграничении налоговой и административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения»

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

УДК 343

Шведова Ольга Владимировна Саратовская государственная юридическая академия Институт магистратуры и аспирантуры Юрист в бюджетно-налоговой, таможенной и иных сферах финансовой деятельности

Россия, Саратов [email protected] Shvedova Olga Saratov State Law Academy Institute of Master and Graduate Studies Lawyer in fiscal, customs and other areas of financial activity Russia, Saratov

К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ НАЛОГОВОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются научные суждения относительно природы ответственности за совершение налоговых правонарушений. Сделан вывод о самостоятельной природе института налогово-правовой ответственности.

Ключевые слова: налоговая ответственность, административная ответственность, налогообложение.

TO THE QUESTION OF DIVISION OF TAX AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF TAXATION

Annotation: the article discusses scientific judgments regarding the nature of liability for tax offenses. The conclusion is made about the independent nature of the

М&

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы institution of tax liability.

Key words: tax liability, administrative responsibility, taxation.

Ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена как в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) для непосредственных участников налоговых правоотношений - организаций и физических лиц (налогоплательщиков) [1], так и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее по тексту - КоАП РФ) - для должностных лиц организаций, нарушивших законодательство о налогах и сборах.

Введение КоАП РФ, регулирующего порядок производства по отдельным нарушениям сфере налогообложения, на фоне уже действующего НК РФ породило проблемы применения материальных и процессуальных норм права. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признал утратившими силу ряд статей НК РФ [3], что породило дискуссию относительно правовой природы налоговой ответственности и ее отграничения от административной ответственности в сфере налогообложения.

Законодательная дифференциация налоговой ответственности от административной не является ошибочной. В подтверждение данного положения можно отметить, что с момента принятия НК РФ было внесено множество изменений, направленных на совершенствование института налоговой ответственности.

Согласно мысли большинства ведущих ученых-административистов, дуализм в регулировании однородных правовых отношений нарушает целостность института административной ответственности [4].

Однако имеются сторонники иной позиции. По мнению Винницкого Д.В., налоговая ответственность соотносится с административной ответственностью как смежные институты [5]. Тернова Л.В. высказывает позицию, в соответствии

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

с которой выделение налоговой ответственности, как самостоятельного вида

ответственности, способствует формированию процессуальной формы производства по делам о налоговых правонарушениях [6]. Таким образом, предлагается в целях повышения эффективности правоохранительной функции, консолидировать нормы об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Отметим, что в КоАП РСФСР содержалась только одна статья, предусматривающая ответственность в сфере налогообложения (ст. 156.1) [7]. В настоящее время часть налоговых правонарушений признаны административными правонарушениями и содержатся в гл. 15 КоАП РФ. При этом в КоАП РФ содержатся нормы, предусматривающие ответственность в сфере налогообложения, только в отношении должностных лиц.

В ходе анализа главы 15 КоАП РФ и главы 16 НК РФ можно прийти к выводу, что разграничение составов производится только по видам субъектов при полном совпадении элементов составов правонарушений. Любое производство начинается со стадии возбуждения дела. Дело об административном правонарушении начинается с составления протокола об административном правонарушении. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, закреплён в КоАП РФ (ст. 28.3 КоАП РФ) и является исчерпывающим [8].

Основанием для возбуждения дела являются достаточные данные, указывающие на наличие признаков состава правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). При обнаружении факта совершения налогового правонарушения протокол об административном правонарушении составляется немедленно [9].

В результате анализа судебной практики [10], можно прийти к выводу, что налоговые органы в конкретных случаях не могут определить при получении сообщения или документа, имело ли место правонарушение, поскольку для проведения действий на установление данного факта, должно

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

пройти определенное время (истечение срока подачи сообщения об открытии

счета, срока предоставления налоговой декларации, срока выполнения поручения о предоставлении документов и т. д.). Исключением является ст. 15.11 КоАП РФ, так как правонарушение, закрепленное данной статьей, выявляется в ходе выездных налоговых проверок, где устанавливаются все фактические обстоятельства дела. Однако при привлечении к административной ответственности за правонарушение в области налогов и сборов, признаки которого выявлены в результате налоговой проверки, не представляется возможным составить протокол именно незамедлительно при обнаружении факта правонарушения. При обнаружении административного правонарушения в области налогов и сборов непосредственно во время проведения налоговой проверки, которая может длиться до 6 месяцев, протокол об административном правонарушении может быть составлен должностным лицом налогового органа только после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Иной подход был бы нелогичен, так как невозможно привлечение должностного лица к административной ответственности без установления факта вины организации в совершении налогового правонарушения.

В ходе анализа практического аспекта переориентации налоговых правонарушений в КоАП РФ можно прийти к выводу, что КоАП РФ невозможно по объективным причинам применять в имущественных отношениях.

Во-первых, регламентация производства по делу об административном правонарушении не ориентирована на длящиеся налоговые правонарушения, а потому требующую более длительных сроков подготовки материалов к рассмотрению дела, специальных правил исполнения вынесенного решения и особых способов обеспечения данного решения.

Во-вторых, правонарушения в сфере финансовой деятельности имеют отличную от административной природу.

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

Помимо этого, стоит обратить внимание на штраф как на применяемую

санкцию административной и налоговой ответственности. Данный вопрос носит дискуссионный характер в науке [11]. Заметим, что штраф обладает различной спецификой в административной и налоговой ответственности. Штраф как налоговая санкция является целесообразной формой наказания за налоговое правонарушение в рамках имущественных отношений. При этом возникает вопрос, если штраф в налоговом и административном праве идентичны, почему тогда к налоговому правонарушению не применимы иные виды административного взыскания (предупреждение, исправительные работы и т. д.)? Получается, что различная природа санкций административной и налоговой ответственности подтверждает самостоятельность последней. Наверное, не последней, а первой.

Таким образом, представляется, что налоговую ответственность нельзя отождествлять с административной ответственностью в сфере правонарушений законодательства о налогах и сборах, что подтверждается различным правовым регулированием, в том числе источниками правового регулирования, особенностями субъектного состава правонарушений.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. — № 31. — 1998. — Ст. 3824. Российская газета. — № 124. — 2019.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1; 2019. — № 22. — Ст. 2670.

3. Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ (ред. от 17.04.2017) "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях// Собрание законодательства РФ.— 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 2; 2017. — №17.— Ст. 2451.

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

4. Новой редакции КоАП РФ нужна новая Общая часть / А. В. Кирин //

Административное право и процесс. 2014. № 12. С. 8-14; Лапина М. А. Административная юрисдикция в финансовой сфере: монография / М. А. Лапина. — М.: Юстиция, 2016. — 261 с.; Проблемные вопросы института административной ответственности в России. Административная ответственность: вопросы теории и практики. Н. Г. Салищева - М.: ИГП РАН, 2004. с 16.

5. Винницкий Д. В. Понятия «налоговое правонарушение» и «налоговая ответственность» / Финансовое право Российской Федерации. 2006. № 17. 425 с.

6. Тернова Л. В. Налоговая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности / Финансы. 1998. № 9. 29 с. Налоговое право России.Кучеров И.И. - / М.: ЮрИнфоР, 2001. 246с.

7. Лабутина Н. А. Соотношение административной и налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства // Право: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. С. 63-67 // URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/39/472/ (дата обращения: 26.06.2019).

8. Приказ ФНС РФ от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 35. 2005.

9. Семенихин В. В. Ответственность организаций и руководителей / Бюджетные учреждения. 2017. №2. 10 с.

10. Постановление Верховного Суда РФ от 10.03.2011 № 78-АД11-1. — Доступ СПС «Консультант Плюс». Документ опубликован не был. Постановление Верховного Суда РФ от 24.02.2005 №11 АД05-2. — Доступ СПС «Консультант Плюс». Документ опубликован не был; Постановление Верховного Суда РФ от 18.08.2011 №46-АД11-10. — Доступ СПС

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

«Консультант Плюс». Документ опубликован не был. Постановление

Верховного Суда РФ от 25.07.2012 №16-АД12-5 // Доступ СПС «Консультант Плюс. Документ опубликован не был.

11. Цыганков Э. М. Вопросы налогообложения в соотношении с конституционным, гражданским и административным законодательством (теория, практика, комментарий) / Тверь, 2001. 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.