АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Д.Д. Сайдулаев, доцент И.Х. Агаева, студент
Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
DOI: 10.24411/2411 -0450-2018-10176
Аннотация. Работа посвящена актуальной теме, связанной с административной ответственности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Автором рассмотрены понятие налогового правонарушения, виды и формы административной и налоговой ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину, за совершение налоговых правонарушений и размеры штрафов за совершение налоговых правонарушений.
Ключевые слова: налоговое правонарушение, административная ответственность, налоговая ответственность, вина.
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые правонарушения.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Налоговое правонарушение заключается как в бездействии налогоплательщика, так и в невыполнении, или ненадлежащем исполнении налогоплательщиков своих обязанностей. Налоговое правонарушение может быть совершено в форме не предоставления в указанный срок документов и прочих сведений, необходимых налоговым органам для осуществления мероприятий налогового контроля, а также неправильный учет доходов и расходов.
Налоговые органы составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления).
Кроме налоговых органов в налоговом администрировании принимают участие таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел и др.
Административная ответственность за налоговые правонарушения установлена гл. 15 Кодекса об административных пра-
вонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), содержащей составы правонарушений в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг. Согласно нормам гл. 15 КоАП РФ, с должностных лиц, в действиях которых было обнаружено налоговое нарушение, взыскивается штраф.
Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора), страхового взноса либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей [1].
Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция в виде штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом России в главах 16 и 18 [2].
К ответственности за совершение налогового правонарушения лицо может быть привлечено только при наличии вины в форме умысла или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допустило наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признаётся совершённым по неосторожности если лицо, его совершившее, не осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц, либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, а основанием для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, является установление факта такого правонарушения.
Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности по достижении 16 лет.
Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ; повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Налоговая ответственность необходима для наложения на лицо совершившего налоговое правонарушение финансовую санкцию в виде штрафов и пеней.
При этом существуют обстоятельства, которые позволяют исключить или уменьшить вину за нарушение налогового законодательства:
- не установлен факт совершения налогового нарушения;
- вина налогоплательщика в совершении правонарушения не доказана;
- лицо, совершившее правонарушение не достигло 16-ти лет;
- истечение срок давности по данному налоговому правонарушению (3 года);
- нарушение произошло по причине чрезвычайных обстоятельств;
- нарушитель не контролировал свои действия.
Этот перечень не является полным. Нужно отметить, что суд может самостоятельно решать, дополнительные обстоятельства которые могут носить смягчающий характер. Наличие любого из них может повлиять на снижение санкций.
При совершении лицом двух или более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Административная ответственность может быть применена к правонарушителю, как в судебном, так и в досудебном порядке. Это предусмотрено Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации.
К административной ответственности привлекаются исключительно к должностным лицам. Законодательство допускает, что субъектом привлекающимся к ответственности может выступать и физическое лицо, выступающий как третье лицо. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо.
Должностное лицо - это лицо, которое наделено определенными полномочиями управления, и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции.
Зафиксируем определённые условия, для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, среди них:
- при привлечении к ответственности юридического лица, должностные лица не освобождаются от административной ответственности;
- привлечение лица к ответственности за одно правонарушение несколько раз не допускается;
- виновное в налоговом правонарушении лицо обязано погасить всю налоговую
недоимку и выплатить все причитающие к уплате штрафы и пени;
- вина лица, совершившего налоговое правонарушение должна быть доказана в судебном порядке, если лицо его совершившее отказывается признать вину в досудебном порядке;
- в случае если вина налогоплательщика судом не доказана, применение санкций недопустимо;
- налогоплательщик не должен сам доказывать свою невиновность.
В России юридически закреплена презумпция невинности в ст. 49 Конституции России и в ст. 108 п. 6 НК РФ установлена презумпция невиновности налогоплательщика.
Судебный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства.
аблица 1. Административная ответственность за налоговые правонарушения
№ Вид|правонарушения Основание Кто|несет ответственность Штраф
1 Нарушение (срока постановкиЦна учетЦв на-логовом|органе ст.|15.3 КоАП Должностные Илица, кроме ■ИП 500 -1000 руб.
2 Нарушение 1срока постановкиЦна учетЦв налоговом (органе, сопряженное 1с ведением (деятельности без »постановки на 1учет в ■налоговом органе ст.Г5.3 КоАП Должностные ^^^^Нлица, за исключением|ИП 2000 -3000 руб.
3 Нарушение (срока представления |в н-орган ■или орган|гос-го внебюджетного|фонда инф (об откр|или о|закр счетамв банкеяили иной ■кредитной организации ст.|15.4 КоАП Должностные Илица, кроме (Ил 1000 -2000 руб.
4 Нарушение ^^Исроков представления (декларации в налоговый|орган ст.|15.4 КоАП Должностные Илица, кроме (ИП 300 - 500 руб.
5 Непредставлением срок!либо отказ|от представлениям налоговые|органы, таможенные (органы и органы [государственного внебюджетного Ифонда документов Иили иных (сведений, необходимых 1для осуществления (налогового контроля. |Или представление ■таких сведений |в неполном (объеме или |в искаженномриде ч. |1 ст. 115.6 КоАП Граждане 100 - 300 руб.
6 То|же самое ч. |1 ст. 115.6 КоАП Должностные Илица, кроме 1ИП 300 - 500 руб.
7 Грубоерарушение правилредения бухучета ^представления бух|отчетности ст.15.11 |КоАП Должностные Илица, кроме ■ИП 5000 - 10 000 |ру(5.
Источник: Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
- продолжение противоправной деятельности, несмотря на требование уполномоченных лиц ее прекратить;
- повторное совершение однородного правонарушения в течении года;
- вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних лиц;
- совершение правонарушения группой лиц по предварительному сговору;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, либо в состоянии опьянения.
Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установленная статьями 15.3-15.9 и 15.11 КоАП представлена в таблице 1.
Рассмотрим их поподробнее с целью выявления особенностей и недостатков усиления или смягчения административной ответственности для граждан и должностных лиц организаций.
Приступая к анализу судебной практики, следует отметить, что повышенная ответственность должностных лиц, как субъектов административной ответственности предопределяет необходимость осуществления постоянного контроля в курируемой сфере деятельности.
На основании изменений, внесенных законом №77-ФЗ в ст. 4.5 КоАП РФ, к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете могут привлечь в течение двух лет со дня совершения деяния. При этом мера ответственности в виде дисквалификации за повторное правонарушение может быть назначена только в течение года со дня его совершения (см. ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
Ранее, относя грубые нарушения требований к бухучету к категории правонарушений законодательства о налогах и сборах, должностных лиц коммерческих организаций привлекали к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ в течение года со дня совершения правонарушения
Наказание за грубое нарушение правил бухучета стало строже. Виновным с апреля 2016 г. грозит административный штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ), когда ранее он составлял от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Также введена ответственность за повторное нарушение требований к бухучету (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ). Штраф в этом случае - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Вместо него могут применить дисквалификацию на срок от года до двух лет. Следует отметить, что нарушение считается повторным, если оно совершено не ранее, чем вступило в силу постановление о назначении наказания, и до того, как истек год с даты исполнения этого постановления.
Библиографический список 1. Кодекс об административной ответственности РФ (КоАП РФ) ст. 15.9 [Электронный ресурс]: Режим доступа // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/89a3c713f4b7983f61921d4ff74c3a1 984a3ccf5/
Кроме того, расширен перечень ситуаций, признаваемых грубым нарушением. Например, добавлен случай, когда в регистрах бухучета отражен факт хозяйственной жизни, которого не было.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что административная ответственность за правонарушения в финансовой сфере представляет собой довольно многоаспектное и сложное явление и может рассматриваться как совокупность урегулированных нормами административного права отношений, которые направлены на исполнение субъектами обязанностей, возложенных на них в сфере формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Следовательно, подводя итог проведенному анализу статей 15.3-15.9 и 15.11 Ко-АП РФ, можно отметить следующие тенденции:
1) Наблюдается усиление административной ответственности для должностных лиц организаций (ст.15.11 КоАП РФ);
2) В связи со значительным изменением законодательства о страховых взносах, в название и диспозицию статьи 15.5 и 15.9 КоАП РФ также внесли понятие «расчета страховых взносов» и «плательщика страховых взносов», но санкции остались без изменения;
3) Несколько изменился п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ относительно нарушения сроков предоставления (сообщения) сведений в налоговые органы, но в санкцию также не вносились изменения;
4) Название ст.15.8 КоАП РФ было дополнено тем, что административная ответственность устанавливается не только в отношении нарушения сроков исполнения поручения о перечислении налога (сбора), а также и в отношении страховых взносов, пеней и штрафов, в санкцию данной статьи изменения также не вносились.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. Электронный ресурс]: Режим доступа// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/47729c44dabaae4b11f8382d5a0395 8d1a11f710/
3. КайхаровМ.С. Механизм привлечения субъекта налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения / М.С. Кайхаров // Наука XXI века. 2017. №6.
ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR TAX OFFENSES
D.D. Saidulayev, associate professor I. Kh. Agaeva, student Chechen state university (Russia, Grozny)
Abstract. The article is devoted to an urgent topic related to the administrative responsibility of taxpayers for tax offenses. The article discusses the concept of a tax offense, types and forms of administrative and tax liability, circumstances mitigating and aggravating guilt for committing tax offenses and the size of fines for committing tax offenses.
Keywords: tax offense, administrative responsibility, tax liability, wine.