канд. пед. наук. - Смоленск, 2005. - 192с.
10.Паршин В.Н. Педагогические основы формирования правовой культуры в ввузе: Дис... канд. пед. наук. - СПб., 1998. -178с.
11.Педагогический энциклопедический словарь / Главн. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.
12.Певцова Е.А Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» // Основы государства и права. - №6. 2002. - С.66-74.
13.Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву.Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-400с.
14.Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. - М., 2000. - 368с.
15.Проблемы общей теории права и государстваУчебник для вузов/ Под общ. ред. академика РАН, д-ра юр. наук, проф. В.С. Нерсе-сянца. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М), 2001. - 832с.
16.Рассказов Ф.Д. Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса курсантов военного вуза: Монография. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999. - 361с.
17. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика):
Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 175с.
18.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.- 776с.
19.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1999. - 570с.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Технологии вовлечения молодежи в социально-ориентированную деятельность мы условно разделили на: ^ технологии, обеспечивающие когнитивную успешность;
^ технологии, обучающие креативной самореализации;
^ технологии, формирующие позитивную установку; ^ технологии, развивающие продуктивное субъектное взаимодействие;
^ технологии, определяющие и корректирующие аксиологические акцентуарии личности.
Рассмотрим содержание деятельности молодежи, осваивающей некоторые из перечисленных технологий.
Технологии, обеспечивающие когнитивную успешность молодежи в процессе выполнения социально-ориентированной деятельности.
Основная цель деятельности, организованной с использованием этих технологий, достигается путем получения результата, который условно назван нами «когнитивные достижения». Когнитивные достижения молодого человека могут быть разного уровня - от выученного
стихотворения, прочтенной книги до понимания сущности своей социально-ориентированной деятельности (См. подробнее: Е.И.Тихомирова. Солнечное ожерелье: Учебное пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, руководителей молодежных объединений. - Самара, 2006; Самореализация школьников в коллективе. - М.: Издательский центр «Академия», 2005).
Технологии, обучающие креативной самореализации молодежь в процессе выполнения социально-ориентированной деятельности.
Основная цель деятельности, организованной с использованием этих технологий, достигается путем получения результата, который условно назван нами «креативное разнообразие». Проводимые лабораторией субъектной самореализации Самарского государственного педагогического университета исследования среди молодежи показывают, что вовлечение ее в социально-ориентированную деятельность напрямую связано с креативной самореализацией молодых людей. При этом более 60% из числа обследованных ориентированы на креативную самореализацию в социально-ориентированной деятельности; более 25% - владеют способами креативной самореализации; чуть более 10% - готовы таким технологиям обучать других; 7% - делают это реально. (См. подробнее: Е.И.Тихомирова. Веду за собой. Практикум для желающих стать лидером и тех, кто хочет им в этом помочь. - Самара:СГПУ 2006).
Технологии, формирующие позитивную установку молодежи на социально-ориентированную деятельность.
Основная цель деятельности, организованной с использованием этих технологий, достигается путем получения результата, который условно назван нами «дея-тельностное разнообразие». Сформированная позитивная установка является фактором развития активности молодежи в социально-ориентированной деятельности.
Проводимые лабораторией субъектной самореализации Самарского государственного педагогического университета исследования среди молодежи обнаружили следующее: позитивная установка молодежи на социально-ориентированную деятельность имеется у 30% молодых людей (из числа обследованных), реально постоянно выполняющих эту деятельность (позитивная установка на праксиологической основе). В тоже время у 57% молодых людей (из числа обследованных), не выполняющих постоянно социально-ориентированную деятельность, также обнаружена позитивная установка на эту деятельность (позитивная установка на когнитивной основе) (См. подробнее: Е.И.Тихомирова. «Я расту...». Программа развития субъектной позиции личности. - Самара, 2004).
Вовлечение молодежи в социально-ориентированную деятельность ориентировано на развитие ее субъектной активности. В частности, если речь идет об учащейся молодежи, то в современных психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что учащийся в образовательном учреждении выступает не как пассивный объект педагогического управления, но, прежде всего, как субъект познавательной деятельности, субъект профессионального становления, который своей активностью в значительной степени определяет результаты учебной деятельности (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.А. Якунин и др.).
В настоящее время исследователи приходят к выводу о необходимости рассмотрения такой категории, как субъектная активность, а также близких к ней категорий субъектности, субъектной позиции, субъектной самореализации. Именно в этом случае может быть осуществ-
лен «перенос» субъектной активности с одного вида деятельности - учебная, на другой - социально-ориентированная. Следует учитывать, что речь не идет об однозначности этого процесса.
В частности, субъектная активность определяется как качество личности, обусловливающее ее становление как целостного, автономного, саморазвивающегося субъекта на основе потребности в самоактуализации. Существенно в этом контексте рассматривать лидера как личность, генерирующую субъектность. Причем, как показывают результаты наших исследований, лидерский потенциал личности требует системного изучения и продуктивного развития в воспитывающей среде. Важно активизировать мотивационный компонент личности молодых людей как отношение к себе как субъекту деятельности. В результате развивается процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации. Развивается саморегуляция молодежи в деятельности и взаимоотношениях как системно организованный процесс инициации, построения, поддержания и управления всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей. Структура субъектной активности определяет сущность субъектной самореализации, определяет мотивы и цели деятельности, характеризует способы их достижения и свидетельствует о достигнутых результатах.
В исследовательской деятельности нами широко используются технологии креативной продуктивной самореализации личности. В число таких технологий включаются игровые практикумы, социально-ориентированные тренинги, мастер - классы, которые подробно описаны в изданных нами учебных пособиях. Условно технологии разделены по степени обеспечения субъектной самореализации на технологии: репродукции субъектно-сти; технологии - продукции субъектности; технологии -оценки субъектности.
Активизация социально-ориентированной деятельности способствует реализации лидерского потенциала молодежи. Выявленные в ходе нашего исследования положительные связи креативности и субъектности, субъектности и лидерства, лидерства и интернальности позволяют сделать вывод о важности для развития лидерской направленности среды, востребующей активность, творчество, самостоятельность, ответственность как основы субъектной активности. Успешность этого процесса обеспечивается внедрением разнообразных технологий, как традиционных, так и инновационных.
Применяемые в нашем опыте технологии, обеспечивающие субъектную самореализацию молодежи в социально-ориентированной деятельности, показали развитие самоактуализации, личностного контроля, самоинтереса, саморегуляции, отраженного самоотношения, сензитивности. Общая направленность перечисленных составляющих интерпретирована как регулятивно-реф-лексивная составляющая субъектной самореализации молодежи в этой деятельности.
Технологии вовлечения молодежи в социально-ориентированную деятельность имеют особую значимость в связи с тем, что позволяют помочь молодежи реализовать свою установку на самореализацию как цель личностного развития, преодолеть инертность как путь личностного развития, приобрести опыт как средство личностного развития.
Особо в этом процессе мы выделяет роль лидера. В частности, лидер в образовательном учреждении учится:
брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, регулировать конфликты; участвовать в функционировании и совершенствовании деятельности учреждения в целом; организовывать жизнедеятельность сообществ и содружеств молодежи; развивать межкультурные компетенции как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий; общаться, овладевать основами коммуникативной культуры. Для лидера важно приобрести способность учиться всю жизнь (См. подробнее: Е.И.Тихомирова. Лидерство в молодежной среде. Монография. - Оренбург, Самара, 2003).
Направлениями, конкретизирующими общую стратегию деятельности лидера в социопространстве, являются такие, как: информационное обеспечение процесса социализации, включающее, в частности, диагностику наличных проблем в социуме; формирование перспективного информационного пространства, способного содействовать моделированию индивидуальной социальной деятельности. При этом предполагается, что удовлетворение потребности в разнообразной информации станет одним из средств, способствующих успешности освоения социопространства каждым молодым человеком, обеспечит его социальную защищенность в период гражданского становления.
Как известно, успех приходит к человеку в процессе его постоянного самосовершенствования. Является общепризнанным тезис о том, что полноценное развитие человека происходит в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, Я.Л.Коломинский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.). Именно тогда осуществляется интенсивный процесс личностного движения в социопространстве. Он проявляется во внутренней активности человека, выражен в мыследеятельности (определение стратегии и тактики личностного маршрута самореализации, постановка целей, анализ результативности и эффективности выполненной работы, когнитивное освоение личностного социопространства в целом); внешне выраженной активности, проявляющейся в делах, поступках, отношениях.
Сущностным признаком лидерства в социально-ориентированной деятельности является самодеятельность, проявляющаяся, в частности, в умении самостоятельно определять содержание и технологию своей деятельности, целенаправленно осуществлять самим в реальной практике разнообразную деятельность, моделировать процесс включения всех субъектов в социально-ориентированную деятельность. В этой деятельности лидером становится такой член группы, который выдвигается ею в результате взаимодействия, организованного с целью решения конкретной групповой задачи. Группа выдвигает лидера, определяет его. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень общей активности и заинтересованности в решении поставленной задачи, в достижении намеченной цели. Можно считать, что лидера «порождает ситуация», он становится востребованным в конкретный период жизнедеятельности группы, выполняющей социально-ориентированную деятельность. Востребованность предполагает и принятие лидера другими членами группы, т.е. построение с ним таких отношений, которые устанавливают зависимость ведомых от ведущего, каким является лидер. В этом процессе можно обнаружить немало противоречий: соотношение меры притязаний лидера и меры готовности группы принять его ведущую роль; готовность лидера соответствовать ожиданиям группы; соответствие уровня деловой подготовленности лидера и группы; соотношение реальных возможностей лидера и действительно
216
ВЕСТНИК КГУ, 2006. №3.
реализуемых им возможностей в данной группе, а также оцениваемых ею; соотношение меры влияния лидера на группу и ситуационных переменных (обстоятельства могут либо усиливать лидерские возможности, либо снижать их).
Опросы, проведенные среди выпускников школ, студентов вузов, показали, что часто (более 60% ответов) лидера характеризуют как человека авторитетного. Такое мнение отражает действительное положение дел в практике работы образовательных учреждений - чаще всего лидер реально является авторитетом. В первую очередь он успешен в ведущем виде деятельности - ученье, не конфликтен, эмпатичен. Заметим, что отождествление понятий «лидер» и «авторитет» не всегда корректно, так как не всякий авторитет является лидером в полном смысле этого слова, т.е. не стоит проводить и обратной аналогии. Лидер - это человек, организующий группу для решения конкретной задачи, поэтому у него деятельное начало является преобладающим, в то время как авторитет такую функцию не всегда выполняет. Он просто может выступать как пример, как идеал. Решение деловой задачи не считается для него необходимым и обязательным. В связи с этим понятно, что феномен лидерства - это весьма специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями (Г.М. Андреева).
Лидер - интеллектуал - в молодежной среде нередко образец для подражания. В проведенных нами исследованиях таких лидеров в образовательной среде (специально организованный в учреждении процесс образования) оказалось от 20% до 30%. Лидер как социально-педагогическое явление стимулирует или тормозит познавательную деятельность группы. В этом случае важным фактором становится направленность и подготовленность лидера к освоению образовательной среды. Условия, при которых лидер становится фактором эффективности групповой деятельности: концентрация групповых действий на выработку совместной цели деятельности; интеграция совместной направленности группы и лидера на достижение общей цели деятельности.
В процессе вовлечения молодежи в социально-ориентированную деятельность мы обнаружили, что лидер либо четче других видит и понимает цель деятельности (лидер - стратег), либо видит пути ее достижения (лидер - тактик), либо организует группу на достижение определенных целей (лидер - практик), либо совмещает в себе и первое, и второе, и третье (лидер - универсал). Лидер выдвигается на роль неофициального руководителя. В связи с этим с его личностью идентифицируется специфическая и не исчерпывающаяся системой официально общепринятых значений система групповых норм и ценностей. Лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях специфической, достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации. Лидер как социальное явление выражает способность человека возглавлять деятельность и общение других людей. Успех сопутствует тем лидерам, кто пришел к пониманию истинности реальных ценностей, осуществил реализацию своего предназначения - стать ориентиром для других, поддерживая их реальные желания действовать, помогая людям в самоорганизации, самовыражении, самодеятельности.
Современные научные данные показывают, что немалая часть молодежи осознает явное противоречие между собственным желанием объединить сверстников на что-то реально значимое и неумением реализовать это практически. Неумение осуществить задуманное приводит к неуспеху в деятельности, который, закрепляясь в неудачном опыте, гасит имевшееся ранее желание действовать. Поэтому встречающееся нередко обвинение
молодежи в том, что они не хотят ничего сами делать и тем более организовывать других на совместные действия, указывает как минимум на три имеющиеся тенденции, рожденные практикой неэффективной организации вовлечения молодежи в социально-ориентированную деятельность:
^ отсутствие системной разработки и внедрения технологий вовлечения молодежи в социально-ориентированную деятельность;
^ нецеленаправленное развитие лидерского потенциала молодежи в социально-ориентированной деятельности;
^ не развитость преемственности и взаимодействия в деятельности учреждений, организующих работу с молодежью.
Обнаруженные тенденции определяют необходимость совершенствования практической деятельности, направленной на вовлечение молодежи в социально-ориентированную деятельность, на профессиональную разработку и внедрение технологий продуктивной организации этой работы.
Фомичев Константин Анатольевич канд. ист. наук, доц.
РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
Во второй половине ХХ века происходит глобальная трансформация мировой социокультурной реальности, связанная со вступлением общества в информационную стадию. Первоначально начавшись в развитых странах Запада изменения распространились практически на все страны мира. По мнению Э.Тоффлера и многих других исследователей информационного общества, масштаб изменений в истории общества сравним лишь с неолитической революцией [2].
В основе существования и развития любого общества лежат базовые системы ценностей, выступающие ядром культуры. С ними связаны традиции, нормы, правила, стандарты поведения, культурные коды и символы. Тесно связанные между собой, они формируют единое поле культуры, которое делает социальные взаимодействия понятными, упорядоченными и предсказуемыми [11]. Именно эта стабильная система ценностей дает возможность отнести себя к определенной социальной группе и является основой социокультурной идентичности. Переход общества в новое состояние сопровождается изменением системы ценностей. Старые общественные нормы, правила, стандарты поведения не работают. В подобной ситуации неизбежно возникает потеря прежней