Научная статья на тему 'К вопросу о правовом воспитании студентов'

К вопросу о правовом воспитании студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом воспитании студентов»

можно внедрение рейтинговой системы в учебном процессе (по дисциплинам отдельных кафедр, а также по выбранным специальностям).

3. Разработка различных направлений работы с учетом их пригодности для системы менеджмента качества. Так, перспективными направлениями могут быть взаимодействие с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования с целью последующего создания университетского комплекса и разработки образовательных программ непрерывной профессиональной подготовки; разработка и внедрение методов дистанционного обучения и другие.

4. Компьютеризация, максимальное использование возможностей сети Интернет, опыта передовых вузов страны.

Мокина

Людмила Владимировна

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Преобразования, происходящие в правовой системе нашей страны, актуализировали такие понятия, как «правовое воспитание», «правовое образование», «правовое обучение». Именно с их помощью представляется возможным объяснить современные концепции получения правовых знаний, формирования правового сознания, правовой культуры общества и отдельной личности, определить значимые для деятельности в сфере права качества.

В настоящее время учеными-педагогами, психологами, социологами, юристами осуществляется целенаправленный поиск оптимальных путей развития правового воспитания студентов юридической специальности. Это обусловлено решением ряда социально-педагогических задач, поставленных обществом перед высшей профессиональной школой - подготовить специалиста, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и правокультурную, высоконравственную, духовную личность, обладающую значимыми для профессиональной деятельности качествами. Только профессионально подготовленный юрист способен осознать ту социальную ответственность, которая на него возлагается, способен обеспечить надежное функционирование правовой системы общества, способен ориентироваться в структуре российского права и в той сложной социально-экономической и политической среде, в которой это право действует А это значит, он будет востребован обществом и полезен обществу.

Однако в существующей концепции правового вос-

питания будущих юристов практически отсутствуют четко выработанные методики правовоспитательного процесса, применяемые к различным социальным группам и, прежде всего, к молодежи. Отсутствие таких наработанных методик затрудняет реализацию системы правового воспитания будущих юристов.

Как правило, уровень знаний выпускников не вызывает особых критических оценок, многие обладают основными профессиональными знаниями, умениями, но в массе их практическая подготовленность, профессиональная воспитанность, развитость нуждаются в повышении.

Для выяснения значения правового воспитания в формировании правового сознания студентов юридической специальности, их взглядов, убеждений, качеств личности особую роль играет его теоретическое осмысление. Нами были определены различные трактовки понятия «правовое воспитание», которое в рамках нашего исследования рассматривается нами как целенаправленное воздействие, связанное с обучением.

Российская педагогическая энциклопедия определяет правовое воспитание как формирование правового сознания и поведения гражданина [11, 178].

Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике формулирует процесс правового воспитания как процесс формирования правового сознания, поведения, осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей [14, 70].

Согласно энциклопедическому словарю по общей, социальной и юридической психологии правовое воспитание определяется характером и политикой государства. Оно тесно связано с гражданским воспитанием, но более ориентировано на восприятие правовых норм, осознание правомерного поведения, не противоречащего основным интересам общества, выраженным в правовых нормах [3, 347].

Анализ научной литературы показал, что наиболее широкое использование термин «правовое воспитание» получил в юридической науке, где этот процесс определяется как целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм [18, 623].

Определяющим наше понимание и трактовку сущности правового воспитания в процессе формирования качеств личности студентов-юристов стал подход ученых-юристов к изучаемой проблеме, рассматривающих данный процесс в широком и узком смысле слова. Говоря о правовом воспитании в широком смысле слова, В.М. Ко-рельский, В.Д. Перевалов, Е.А. Зорченко рассматривают правовое воспитание как процесс правовой социализации личности, связанной с присвоением ею социальных ценностей, со специальным формированием правовых представлений и навыков правоисполнительного поведения, с формированием правосознания личности [4, 74]. Однако отмечается, что правовоспитательная деятельность необходима не только для правовой социализации личности, ее приобщения к правовой жизни, но и для того, чтобы люди смогли реализовать свои гражданские и правовые качества, проявить активность в процессе взаимодействия с другими субъектами общества. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры че-

ловека, группы людей и общества в целом. В этом аспекте оно рассматривалось как один из видов общественной деятельности и было включено в процесс организационной работы государственных органов, общественных организаций, научных и учебных заведений, которые обращают внимание на создание условий для формирования правовой культуры личности.

Безусловно, полезными для понимания и оценки исследуемых нами явлений явились научно-теоретические подходы Е.А. Певцовой, которая с аналитических и современных позиций показывает системные подходы к правовому воспитанию молодежи, разъясняет особенности и приемы обучения праву учащихся и студентов. Автор раскрывает важные юридические проблемы формирования правовой культуры, правового сознания и правового воспитания молодого поколения. Так, характеризуя такое понятие, как «правовое воспитание», Е.А. Певцова рассматривает его как «целенаправленное воздействие, связанное с обучением» и отмечает, что оно не относится к чисто юридическим терминам и несет в себе первоначальный смысл, заложенный другими науками, в частности педагогикой, социологией, политологией [12, 70]. По ее мнению, понятие «правовое воспитание» представляется многоаспектно. «Социологи указывают, что данная деятельность представляет собой вид социальной работы, политологи видят в нем вид идеологического воздействия на сознание личности, которое, в свою очередь, направлено на восприятие образа жизни, поддерживаемое в данном государстве». Анализируя особенности современного правовоспитательного процесса как средства формирования правового сознания и правовой культуры, автор указывает, что правовое воспитание состоит в распространении правовых знаний, представлений о важности и ценности правомерного поведения, законности и других правовых явлений в жизни личности и общества с целью их восприятия и последующего усвоения [13, 47]. Мы солидарны с позицией Е.А. Певцовой, которая утверждает, что главными задачами педагогов должно стать формирование уважения к праву и правовым ценностям общества, правовое обучение и воспитание являются условием «рождения» индивидуальных способностей и качеств личности, получения знаний и навыков социального функционирования. Именно посредством правового воспитания возможно изменить представления человека о праве, научить его уважать и соблюдать закон, выработать потребность в правомерном поведении, а следовательно, качественно преобразовать общество.

В то же время важным для нашего исследования является ее позиция о целесообразности рассматривать воспитание и обучение праву как дефиниции, обладающие относительной самостоятельностью, которые предполагают их постоянную взаимосогласованность, но не предполагает поглощение одного другим. Становление правового образования осуществляется именно в системе совершенствования и создания тенденций развития правового обучения и воспитания [12, 70].

Подобной точки зрения о единстве, но не тождественности понятий «правовое обучение» и «правовое воспитание» придерживается Л.Н. Николаева. Рассматривая процесс формирования правовой культуры студентов, она пишет, что задачи правового воспитания шире и многограннее. Если задача правового обучения - вооружить личность правовыми знаниями, умениями, навыками, то есть обеспечить определенную правовую обу-ченность личности, то правового воспитания - сформировать у нее социальной направленности правовые иде-

алы, представления, убеждения, правомерное поведение, то есть правовую воспитанность [9, 71].

Очевидна методологическая ценность воззрений на процесс правового воспитания, данных Е.В. Татаринце-вой. Изложенная ею позиция на правовое воспитание как на сложную и многоаспектную систему деятельности в значительной мере способствовала уяснению нами путей его совершенствования, его методологии и методики. Раскрывая мысль, что человека формирует окружающая его социальная среда, многие правовые ценности усваиваются личностью не только через знания о праве и правовые формы, но и в процессе разнообразной социальной практики, Е.А. Татаринцева указывает, что «...многие отношения складываются непредвиденно и могут оказаться неблагоприятными. Тем более та часть процесса правового воспитания, которая организуется обществом сознательно, должна предотвращать или компенсировать вред, наносимый правосознанию стихийно или в определенных случаях умышленно. Кроме того, сама эта деятельность должна простираться шире, глубже, быть интенсивнее». Рассматривая правовое воспитание как противоречивый и длящийся во времени процесс, автор отмечает, что в этом процессе участвуют все граждане в течение всей своей жизни в качестве вос-питуемых и воспитателей - в зависимости от исполняемых ролей. Под правовой воспитанностью она понимает состояние правосознания индивида, уровень правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению [17, 5-8].

Раскрытию теоретических вопросов эффективности правового воспитания посвящено научное исследование В.В. Головченко, который обосновал общие критерии и показатели эффективности правовоспитательного процесса. К ним автор отнес правовые знания, правовую убежденность, социально-правовую активность, поведение, соответствующее нормам права. Интересными для осуществляемого нами исследования являются сформулированные им способы измерения эффективности правового воспитания с помощью логико-математического моделирования [2].

Исследуя методы и способы управления правовоспитательным процессом в современном обществе, И.А. Крыгина представила анализ правовой культуры и правового воспитания, их роли в социальном и правовом пространстве общества, определила значение правомерного поведения и социально-правовой активности личности [6, 91].

Мы также разделяем взгляды В.Н. Паршина на процесс правового воспитания как основной путь совершенствования процесса формирования у курсантов (студентов) высоких морально-правовых качеств посредством воспитательных воздействий на их сознание, чувство и волю в процессе обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования [10, 30].

В нашем исследовании мы опираемся на взгляды многих ученых-педагогов, рассматривающих процесс обучения и воспитания в его целостном единстве.

Несомненно полезным для организации нашего исследования стал комплекс идей таких мастеров педагогики, как А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, развивающих идеи органического единства обучения, воспитания и элементов психологической подготовки обучающихся.

Так, А.В. Луначарский, отмечая неразрывную связь обучения и воспитания, говорил, что «образование слагается из обучения и воспитания, причем и обучение, и воспитание между собой переплетаются» [7, 304].

Большую ценность для нашего исследования пред-

ставляет точка зрения В.С. Нерсесянца на роль правового обучения и воспитания в формировании правосознания, правовой культуры и профессионально важных качеств. Он отмечает, что воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Говоря о важности формирования соответствующей мотивации - положительного отношения к праву и правовым явлениям, потребности к постоянному расширению правовых знаний, что важно для юристов-профессионалов, он пишет: «Лишь только в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание являются частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации цели построения в России правового государства» [15, 49]

Подобной точки зрения о единстве правового воспитания и обучения придерживаются В.М. Корельский и В.Д. Перевалов, говоря, что воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Они указывают на весьма условное различие в этих двух взаимосвязанных процессах, воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) [19, 337].

Известный советский психолог Б.Г. Ананьев отмечал: «Понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе существенные признаки образования индивидуального опыта... Ни один из первоначальных этапов воспитания - умственного, нравственного и эстетического - не осуществляется помимо научения соответствующим актам поведения и регулирования действий» [1, 14].

Нам так же ценны интерпретации процессов воспитания, самовоспитания и формирования личности как целостного процесса ее социализации и всестороннего развития, данные В.В. Игнатовой, А.И. Мищенко [5, 8].

Наш исследовательский замысел подтверждают характеристики процесса воспитания молодого поколения как факта педагогического творчества, осуществленные В.А. Бухваловым, В.А. Кан-Каликом и Н.Д. Никандровым.

В своем исследовании мы опираемся на взгляды Ф.Д. Рассказова, который считает, что «органическое единство обучающе-воспитательных целей и задач состоит в том, что и обучение, и воспитание должны дать студентам единую систему мировоззрения, идеалов, знаний, навыков, умений, являющихся решающим фактором, определяющим мотивы и стимулы профессиональной и общественной деятельности, высоконравственного поведения» [16, 5].

Мы разделяем его точку зрения, что наиболее точным по содержанию является понятие «единство обучения и воспитания», под которым понимается осуществление, с одной стороны, учебной, а с другой - воспитательной работы. Более узкими будут понятия - «воспитывающее обучение», «воспитание в учебном процессе», «соединение обучения с воспитанием». Эти понятия, по его мнению, необходимо понимать как тождественные и означающие решение воспитательных задач в ходе преподавания учебных дисциплин средствами совместной деятельности обучающихся и обучаемых.

Изучив мнения различных ученых, рассматривающих процесс обучения и воспитания в его единстве и взаимосвязи, мы считаем, что единство обучения и воспитания студентов-юристов проявляется, прежде всего, в единстве общих целей формирования правовой культуры, правового сознания, всесторонне и гармонично развитой личности. Наконец, единство обучения и воспитания студентов заключается в единстве задач по развитию их творческих сил и способностей, воспитанию необходимых для своей профессиональной деятельности действенных правовых качеств.

Мы считаем, что можно рассматривать правовое воспитание как единый процесс обучения и воспитания, где воспитание органично вплетается в ткань процесса обучения, соединяет особенности познавательной деятельности студента с особенностями формирования привычек поведения и качеств личности, придав тем самым обучению воспитывающий характер.

Проанализировав взгляды ученых-педагогов, юристов, исследователей на роль правового воспитания в формировании личности будущего юриста, мы отмечаем, что целью правового воспитания является формирование правового сознания, осознанное восприятие правовых норм, правомерное поведение, то есть точное, строгое соблюдение личностью юридических предписаний, ее активность в осуществлении предоставленных ей прав, высокий уровень ответственности и сознательности. Правовое воспитание будущих юристов ориентировано на формирование убежденности в истинности и справедливости правовых норм, осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей, ответственности перед обществом и отдельными его членами за применение права. Результатом процесса правового воспитания является формирование важных для профессиональной деятельности качеств, которые способствуют качественному выполнению профессиональных задач по соблюдению законности.

Список литературы

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. - М., 1980. - 216с.

2.Головченко В.В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания:Дис... канд. юр. наук. - Киев, 1982.

3.Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. - М.: Юр. лит., 1997. - 448с.

4.Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. -Минск, 1984. - 134с.

5.Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000. -49 с.

6.Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис. ... канд. юр. наук. Ростов-н/Д. - 1999.

7. Луначарский А.В. Воспитательные задачи советской школы//В кн.:

Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976.

8.Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. - М, 1993.

9.Николаева Л.Н. Формирование правовой культуры студентов:Дис...

канд. пед. наук. - Смоленск, 2005. - 192с.

10.Паршин В.Н. Педагогические основы формирования правовой культуры в ввузе: Дис... канд. пед. наук. - СПб., 1998. -178с.

11.Педагогический энциклопедический словарь / Главн. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.

12.Певцова Е.А Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» // Основы государства и права. - №6. 2002. - С.66-74.

13.Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву.Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-400с.

14.Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. - М., 2000. - 368с.

15.Проблемы общей теории права и государстваУчебник для вузов/ Под общ. ред. академика РАН, д-ра юр. наук, проф. В.С. Нерсе-сянца. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М), 2001. - 832с.

16.Рассказов Ф.Д. Морально-психологическое обеспечение образовательного процесса курсантов военного вуза: Монография. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999. - 361с.

17. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика):

Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 175с.

18.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.- 776с.

19.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под. ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1999. - 570с.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Технологии вовлечения молодежи в социально-ориентированную деятельность мы условно разделили на: ^ технологии, обеспечивающие когнитивную успешность;

^ технологии, обучающие креативной самореализации;

^ технологии, формирующие позитивную установку; ^ технологии, развивающие продуктивное субъектное взаимодействие;

^ технологии, определяющие и корректирующие аксиологические акцентуарии личности.

Рассмотрим содержание деятельности молодежи, осваивающей некоторые из перечисленных технологий.

Технологии, обеспечивающие когнитивную успешность молодежи в процессе выполнения социально-ориентированной деятельности.

Основная цель деятельности, организованной с использованием этих технологий, достигается путем получения результата, который условно назван нами «когнитивные достижения». Когнитивные достижения молодого человека могут быть разного уровня - от выученного

стихотворения, прочтенной книги до понимания сущности своей социально-ориентированной деятельности (См. подробнее: Е.И.Тихомирова. Солнечное ожерелье: Учебное пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, руководителей молодежных объединений. - Самара, 2006; Самореализация школьников в коллективе. - М.: Издательский центр «Академия», 2005).

Технологии, обучающие креативной самореализации молодежь в процессе выполнения социально-ориентированной деятельности.

Основная цель деятельности, организованной с использованием этих технологий, достигается путем получения результата, который условно назван нами «креативное разнообразие». Проводимые лабораторией субъектной самореализации Самарского государственного педагогического университета исследования среди молодежи показывают, что вовлечение ее в социально-ориентированную деятельность напрямую связано с креативной самореализацией молодых людей. При этом более 60% из числа обследованных ориентированы на креативную самореализацию в социально-ориентированной деятельности; более 25% - владеют способами креативной самореализации; чуть более 10% - готовы таким технологиям обучать других; 7% - делают это реально. (См. подробнее: Е.И.Тихомирова. Веду за собой. Практикум для желающих стать лидером и тех, кто хочет им в этом помочь. - Самара:СГПУ 2006).

Технологии, формирующие позитивную установку молодежи на социально-ориентированную деятельность.

Основная цель деятельности, организованной с использованием этих технологий, достигается путем получения результата, который условно назван нами «дея-тельностное разнообразие». Сформированная позитивная установка является фактором развития активности молодежи в социально-ориентированной деятельности.

Проводимые лабораторией субъектной самореализации Самарского государственного педагогического университета исследования среди молодежи обнаружили следующее: позитивная установка молодежи на социально-ориентированную деятельность имеется у 30% молодых людей (из числа обследованных), реально постоянно выполняющих эту деятельность (позитивная установка на праксиологической основе). В тоже время у 57% молодых людей (из числа обследованных), не выполняющих постоянно социально-ориентированную деятельность, также обнаружена позитивная установка на эту деятельность (позитивная установка на когнитивной основе) (См. подробнее: Е.И.Тихомирова. «Я расту...». Программа развития субъектной позиции личности. - Самара, 2004).

Вовлечение молодежи в социально-ориентированную деятельность ориентировано на развитие ее субъектной активности. В частности, если речь идет об учащейся молодежи, то в современных психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что учащийся в образовательном учреждении выступает не как пассивный объект педагогического управления, но, прежде всего, как субъект познавательной деятельности, субъект профессионального становления, который своей активностью в значительной степени определяет результаты учебной деятельности (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.А. Якунин и др.).

В настоящее время исследователи приходят к выводу о необходимости рассмотрения такой категории, как субъектная активность, а также близких к ней категорий субъектности, субъектной позиции, субъектной самореализации. Именно в этом случае может быть осуществ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.