Научная статья на тему 'Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи'

Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи»

СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК ФАКТОР ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Самыгин П.С. кандидат социологических наук, докторант ИППК Южного федерального университета

г. Ростов-на-Дону

Правовая социализация является социальным процессом, в рамках которого субъект осваивает нормы и принципы права и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого, и вошли в его собственную систему представлений о мире, что помогает субъекту обрести навыки регулирования своего поведения на основе правовых норм. Процесс правовой социализации в идеале предполагает замену правомерного поведения по принуждению правомерным поведением, обусловленным личностными особенностями и отвечающим интересам и потребностям общества. В качестве основного субъекта социализации выступает молодежь, потому что именно на той стадии личностного развития, который принято называть «молодостью», человек усваивает базовые ценности общества, формирует набор правовых установок и стереотипов, определяющих направленность правового поведения.

Как и общий процесс социализации, правовая социализация может принимать как направленные и упорядоченные, так и ненаправленные, стихийные формы. Под направленной формой правовой социализации следует понимать специально разработанную систему средств воздействия на индивида в целях формирования определенного типа личности (правовой личности), сознание и поведение которой соответствует целям и интересам общества. Такая форма правовой социализации обусловлена как общественным правосознанием, так и совокупностью всех правовых отношений и институтов, образующих правовую систему общества. В рамках направленной формы правовой социализации определяющую роль играют социально-правовые институты, в деятельности которых учитываются социальная структура общества, социальные условия жизнедеятельности людей, их социально-правовой опыт, уровень образования и культуры, правовой

грамотности.

Важнейшим институтом правовой социализации молодежи является институт образования, развитие и функционирование которого тесно связано со всеми сферами жизни. Образование выполняет различные функции, важнейшей из которых является функция культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Как социальный институт культуры образование представляет собой целенаправленный процесс или универсальный способ передачи из поколения в поколение социокультурного опыта в форме теоретического и прикладного знания, обеспечивающего сохранение и дальнейшее развитие культурных форм жизни. Основной формой учебных заведений, обеспечивающих основное общее образование, является средняя общеобразовательная школа. Социализация в школе носит как целенаправленный, так и стихийный характер. Ученик усваивает не только те социальные нормы, которые декларируются в школе в процессе обучения и воспитания, но и тот социальный опыт, который является сопутствующим, проявляющимся в реальных отношениях. Стихийный процесс социализации может соответствовать целям воспитания, а может и противоречить им. В принципе основной задачей образовательных институтов является передача знаний, в том числе, и знаний в области права.

В период обучения в школе индивид проходит не только этапы взросления от ребенка, подростка до юноши, но, получая первые систематизированные правовые знания, начинает соотносить их с изменяющимся уже в стенах этого учебного заведения собственным социальным и правовым статусом, осознавать свои гражданские права и обязанности, а вместе с ними - и степень ответственности перед собой и ближайшим социальным окружением за свои поступки и действия. Таким образом, в период обучения в шко-

45

ле у индивида формируется способность к самооценке собственных правовых знаний, умение применять их в элементарной социальной практике, соизмерять собственные действия и поступки с действующим законодательством. В случае продолжения обучения в системе среднего, высшего, послевузовского профессионального образования молодые люди получают новые знания в соответствии с выбранным видом деятельности, а также определенные правовые знания в совокупности с опытом реализации собственных прав и обязанностей.

Социологические исследования показывают, что образовательные институты, наряду со средствами массовой информации, являются основным источником правовых знаний для различных групп учащейся молодежи1. В то же время, качество этих знаний во многом определяется характером функционирования российских образовательных институтов, их реальной способностью формировать из обучаемых граждан своей страны, способных защищать свои права, опираясь на знание правовых норм. Как уже указывалось выше, в современной России общее правовое образование осуществляется в общеобразовательных, в средних и высших профессиональных учебных заведениях по программам общеобразовательных дисциплин. Разработанные для школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений Государственные образовательные стандарты предусматривают реализацию концепции непрерывного правового образования, начиная со средней школы, техникума, вуза, включая послевузовское образование. Целью такого образования является наделение обучающихся знанием действующего законодательства, конституционных прав и обязанностей человека и гражданина, норм трудового, семейного и других отраслей права, правоохранительной системы государства и принципов ее функционирования. Правовое образование призвано сформировать у молодежи систему знаний о предоставляемых правовых гарантиях, регламентирующих их труд, закрепляющих их права и обязанности, охраняющих их честь и достоинство, физическое и нравственное здоровье.

Естественно, реальный характер функционирования образовательных институтов может

сильно отличаться от указанной идеальной модели, а состояние отечественного образования вносить свои коррективы в правовое образование школьников, студентов и аспирантов. Во многих российских научных публикациях содержится вполне справедливая критика системы вузовского правового образования. Однако, на наш взгляд, корни этой проблемы находятся еще глубже - в системе общего среднего образования, где преподавание основ правовых знаний обыкновенно возлагается на педагогов, не имеющих специальной подготовки. Данная ситуация оборачивается тем, что педагоги, являясь носителями несистематизированных правовых знаний, допускают грубые ошибки, непрофессионально трактуют на уроках законодательство, правовые нормы, правовую идеологию государства. В итоге, как указывает краснодарский исследователь М.Ю. Попов, современному российскому общему и профессиональному среднему образованию не удается успешно решить задачу наделения выпускников школ и профессиональных училищ, лицеев основами правовых знаний. Данное утверждение ученый подкрепляет собственными наблюдениями, сделанными им во время приема вступительных экзаменов по обществознанию у абитуриентов юридических вузов города Краснодара в течение последних десяти лет. Наблюдения, в частности, показали, что до 15% экзаменуемых не могут дать ответы на элементарные вопросы по основам права, а до 50% выпускников сельских средних школ заявляют о том, что при подготовке к вступительным экзаменам в вуз вынуждены были изучать этот предмет самостоятельно, по пособиям для абитуриентов, так как он им не преподавался вообще2.

С оценкой М. Ю. Попова солидаризируется и Е.А. Певцова, отмечающая, что в современных условиях правовое образование и воспитание в школах во многом стало носить «формальный характер». Произошло это потому, что накопленный в предшествующий период позитивный опыт правовоспитательной деятельности не нашел в период реформ своего дальнейшего развития, а отсутствие целенаправленной государственной политики в отношении формирования правосознания населения снизило эффективность проводимых локально, вне системы правовоспи-

1 См. напр.: Буланова И.А., Дякина И.А., Самыгин П.С. Правовые ценности российской молодежи. Ростов н/Д 2006.

С. 47.

2 Попов М.Ю. Место правового обучения в структуре правовой социализации личности // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Т. 4. Москва-Ростов н/Д., 2004. С. 265-271.

46

тательных мероприятий. Обозначился определенный разрыв между школьным и вузовским правовым образованием. Правовое воспитание в школах, по мнению Е.А. Певцовой, стало нередко выступать лишь как «дань моде», как способ привлечения молодых людей к подготовке для поступления в вузы, обеспечивающий получение юридической профессии, которая в настоящее время ассоциируется у несовершеннолетних с возможностями приобрести высокий социальный статус, решить свои материальные проблемы1.

От себя добавим, что в нашей стране образовательные институты традиционно воспринимаются как ретрансляторы различных знаний, в том числе и в области права. Не вызывает сомнений тот факт, что в совершенствовании правовой культуры важен не только формальный уровень образования и даже не только знания как таковые. Решающую роль играют нравственные и культурные аспекты образования. Если образование традиционно рассматривается как процесс передачи системы знаний об окружающем мире, как процесс просвещения, то воспитание -это «целенаправленный процесс помощи воспитателей формированию положительных качеств личности воспитуемого, его направленности, способностей, привычек и характера»2. Качество личности нельзя передать, сообщить молодому человеку в виде некоторой информации. Воспитание требует особой организации жизни и деятельности детей, своеобразной организации всей системы отношений с окружающим миром.

Игнорирование правовоспитательной работы чревато возникновением серьезных противоречий в правовом сознании выпускников школ и вузов. Недостаток подхода, предполагающего исключительно передачу определенного набора знаний в области права, вполне очевиден: сегодня все чаще можно встретить формально образованных, но не воспитанных, в том числе и в правовом отношении молодых специалистов. Следует отметить, что воспитание и обучение различаются, прежде всего, по сфере воздействия. Воспитание влияет в основном на эмоцио-

нально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную; единственной целью здесь является только лишь информационно-ознакомительное воздействие на человека. В то же время, очевидно, что обучение не может происходить без воспитания; в противном случае возможна такая ситуация, когда формально образованный в правовой сфере индивид не будет руководствоваться в своем поведении требованиями закона, а свои знания правовых норм станет использовать как раз для того, чтобы этот закон обходить. Именно поэтому в процессе обучения школьников и студентов основам права, формирования правосознания учащейся молодежи, необходимо обращать внимание не только на правовую информированность, когнитивную составляющую правового сознания, но и на такие качества, как убежденность в справедливости закона, готовность последовательно руководствоваться его предписаниями, умения защищать не только свои права, но и законные интересы других граждан, государства.

В то же время приведенные выше доводы свидетельствуют о немалых проблемах в современном правовом образовании в школах, вступающих в противоречие с интересами самих школьников, объективно заинтересованных в получении глубоких правовых знаний3. Определенные претензии со стороны специалистов вызывает и содержание некоторых школьных учебников по праву, в которых доминируют криминальные сюжеты, описываются факты, иллюстрирующие неспособность правоохранительных органов расследовать преступления, указывается на взяточничество в судах. Такой подход в отборе содержания правовой информации для воздействия на обучаемых объясняется авторами учебников как необходимость показывать проблемы социальноправовой среды, в которой живет молодой человек. Однако происходит обратный эффект: развивается правовой нигилизм.

Особенности современного российского правового образования хорошо иллюстрируются

1 Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. 2005. № 4. С. 30.

2 Гликман И.З. Воспитание в законе (или воспитание вне закона) // Наука и школа. 1999. №1. С. 37.

3 Cоциологическое исследование, проведенное Центром социального прогнозирования в 2004 г., показывает, что важность правовых знаний для защиты своих прав признают 76,1% молодежи, при этом 18,7% постоянно их пополняют. В целом отрицательно относятся к пополнению своих знаний в области права 16.8% опрошенных. Целесообразным приобретение правовых знаний считают 73,5% опрошенных мужского пола и 78,5% - женского. Приобретение правовых знаний для защиты своих интересов важно для большинства представителей всех возрастных групп молодежи, а также для работающей и учащейся молодежи. См.: Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М., 2004. С. 333.

47

данными социологического исследования формирования правовой культуры молодежи, проведенного Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН в 2003 и 2005 гг.1. По мнению авторов, правовому образованию принадлежит решающая роль в формировании правовой культуры молодежи. В то же время, степень эффективности школьного и вузовского правового образования в России оставляет желать лучшего. Так, исследователями была обнаружена крайне невысокая степень влияния правового образования на уровень информированности молодежи, ее знаний об особом юридическом статусе данной социально-демографической группы, а также о правах, обеспечивающих молодым людям гарантии в различных сферах жизнедеятельности (право на образование, право на информацию, экономические права). Как показало исследование, третья часть респондентов, получающих правовое образование, придерживается не терминальной, а инструментальной ориентации, рассматривая право как средство достижения личных интересов, а по отношению к закону умение его обходить.

О реальном качестве правового образования в России как нельзя лучше свидетельствуют оценки экспертов, 38,2% которых оценивают состояние правового образования как среднее и 61,2% - ниже среднего. Будучи обеспокоенными состоянием правового образования абсолютное большинство экспертов считает, что следует привлечь внимание государственных органов и общественных организаций к необходимости коренного улучшения образования в области прав человека. В качестве конкретных мер, призванных улучшить состояние правового образования в школах экспертами предлагаются структурные преобразования, включающие, в частности, введения курса права как самостоятельного при обязательном включении его в федеральный компонент базисного учебного плана и другие меры. Основной упор, по мнению российских экспертов, должен быть сделан на активизацию личностного потенциала учащейся молодежи и расширение возможностей реализации ее прав в конкретных жизненных ситуациях.

Некоторыми экспертами также была подчеркнута важность проведения в общеобразовательных и высших учебных учреждениях специальных занятий по теме «Я и закон»; приглаше-

ния сотрудников правоохранительных органов для работы в школах. Кроме того, многие эксперты высказались в пользу использования в содержании учебных курсов практических материалов; улучшения содержания учебников по проблемам прав личности; проведения факультативных занятий в школах по праву, но с обязательным их государственным и муниципальным финансированием. Также были сформулированы предложения о необходимости разработки новых учебнометодических пособий и видеоматериалов по праву, создания постоянно действующих юридических консультаций в школах и вузах, оборудования специальных кабинетов с выходом в информационно-поисковую юридическую систему. Всего этого, по мнению специалистов в сфере правового образования, можно достичь лишь посредством систематизации и координации работы всех заинтересованных лиц: образовательных структур, государственных органов, юристов, родителей, общественных организаций2.

Мы полагаем, что все обозначенные меры могли бы способствовать повышению степени эффективности образовательных учреждений, ответственных за правовое образование различных групп учащейся молодежи в России. Первоочередной мерой, с нашей точки зрения, является внедрение в школьную учебную программу правоведения или основ права в качестве самостоятельного предмета, являющегося частью общеобязательного федерального компонента и финансируемого за счет средств федерального бюджета. Для этого также необходимо реализовать программу по подготовке педагогов или преподавателей права для системы среднего и среднего специального образования. Другими способами повышения эффективности правового образования могут служить усилия по активизации деятельности образовательных структур в направлении подготовки преподавателей истории и обществознания со знанием основ права, переподготовки и повышения квалификации учителей с тем, что они могли преподавать курс "Право" на высоком теоретическом и практическом уровне.

В то же время, для нас очевидным является то обстоятельство, что не только учителя и преподаватели должны повышать правовую информированность учащейся молодежи, но обяза-

1 Зубок Ю.А., Чупров В.И. О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси // Социологические исследования. 2006. № 10. С. 71-74.

2 Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации. М., 2007. С.

168.

48

тельным также является и приглашение работников правоохранительных органов (прежде всего, действительных сотрудников милиции) для проведения ознакомительных и воспитательных бесед с молодыми людьми. Популярность телевизионных сериалов о жизни сотрудников правоохранительных органов, отмеченная в молодежной среде, является одной из предпосылок воз-

можного «слома» в будущем возникшего «барьера» между милицией и молодежью1. В совокупности все обозначенные меры могут способствовать повышению эффективности правовой социализации молодежи, что создаст благоприятную почву для модернизации правовой системы российского общества, формирования правового государства.

1Социологические исследования показывают, что население страны в целом, и молодежь как особая социальнодемографическая группа в большинстве своем не доверяют правоохранительным органам, воспринимая незаконные способы защиты своих гражданских прав как вполне нормальную практику. Как отмечает Ф.Э. Шереги, характер институционального поведения молодых людей в случае решения правовых споров является ярким показателем «несформированности правовой культуры большей части молодежи». Так, большинство опрошенных Центром социального прогнозирования молодых респондентов не знают, кого можно выбрать «третейским судьей». Молодежь не доверяет правовым институтам (адвокату, суду и т. д.), предпочитая им родственников, знакомых, «нужных» или влиятельных людей, прибегает к неформальным методам. У 38% респондентов велика надежда на родственников и знакомых, а до 30% молодежи не исключают возможности решения правового спора в опоре на криминал. См.: Российская молодежь: проблемы и решения. М., 2005. С. 207-208.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.