УДК 316.334.4 (470) ББК 60.561.4 (2Рос) С 12
М.В. Саакян,
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права АГУ, тел.: 8-903-465-77-70, e-mail: ltdj xrb75@mail. ru
Пути повышения правовой культуры российского общества
(Рецензирована)
Аннотация. В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, предлагаются пути повышения правовой культуры российского общества.
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовое сознание.
M.V. Saakyan,
Candidate of Sociology, Senior Lecturer of Civil Law Department of Adyghe State University, ph.: 8-903-465-77-70, e-mail: [email protected]
Ways of increasing legal culture of the Russian society
Abstract. With a view of creation of the harmonous, interconnected system of legal education and teaching citizens of the Russian Federation including state structures, mass media and public associations, ways of increasing legal culture of the Russian society are suggested.
Keywords: legal culture, legal education, legal consciousness.
Современное российское общество переживает глубокий духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями.
К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить его способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.
Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.
Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.
Результаты опроса респондентов продемонстрировали, какие общественные институты оказывают наибольшее влияние на рост правовой культуры в обществе. По мнению респондентов в возрасте 16-20 лет, наибольшее влияние оказывают школа и молодежные ориентации (97,8%), СМИ (88,8%), работа органов культуры в этом отношении
менее эффективна - (5,4%,), деятельность органов милиции и прокуратуры - (9%). Для респондентов старше 25 лет наиболее влиятельными факторами формирования правовой культуры являются школа и молодежные организации - 86,5%, органы милиции и прокуратуры - 81,7%, политические партии и общественные организации - 48,1%.
Тем не менее 64% молодежи считают, что правоохранительные органы не только не защищают их интересы, но, напротив, выступают их врагом. Наблюдается явное противоречие в осознании права и закона, когда последний часто ассоциируется с насилием. В последнее время наблюдается заметное увеличение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними [1].
В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты - семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно.
К сожалению, воспитательная составляющая плохо просматривается в содержании законодательства, например, уголовного и административного. Даже в таких нормативных актах, как Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», воспитательная составляющая отчетливо не прослеживается. Некоторые новые перспективы правовоспитательного процесса связаны с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г., согласно которому установлен общеобязательный минимум содержания Государственного образовательного стандарта. В нем впервые определен правовой статус учебной дисциплины «Право», прописаны основные темы, необходимые для усвоения школьниками, определены цели и задачи каждого этапа образования, обязателен минимум правовых знаний, а также сформулированы требования к уровню правовой подготовки выпускников школ [3]. Однако эти изменения касаются только обучения, в то время как правовоспитание отходит на второй план, а правовоспитательная работа носит бессистемный характер и держится на энтузиазме педагогов и юристов.
Что касается взрослого населения России, здесь также в первую очередь возникает проблема «правового минимума» - обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Исследования показывают, что примерно треть россиян не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму. Все это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также на состоянии общественного порядка и преступности.
К сожалению, государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Правовоспитательные мероприятия проводятся, как правило, бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к праву, правовым принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях бросается в глаза низкий правовой уровень журналистов. Некоторые государственные и политические деятели нередко допускают в своих высказываниях примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции [1].
Необходимо отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственным уровнем культуры. Правовое воспитание и
пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.
В советские времена, в годы перестройки в России немало делалось для правового информирования граждан, повышения их правовой культуры: велась активная лекционная и издательская деятельность с привлечением ученых-правоведов, практиков из числа правоохранительных органов, юрисконсультов. Сегодня участие юристов в правовом воспитании практически и правовой пропаганде практически не рассматриваются как их служебная обязанность. А между тем имеет смысл вернуться к разъяснению действующего законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с непосредственным участием в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по телевидению и радио.
Хорошим примером организации, основным направлением деятельности которого является формирование правовой культуры и развитие правосознания населения, является организованный в 1999 году на базе Тульской областной библиотеки Публичный центр правовой информации. Это один из первых в России центров, основной задачей которого является обеспечение конституционного права граждан на получение официальной, исчерпывающей и оперативной правовой информации. Особая роль в работе центра отводится воспитанию молодежи Тульского региона. В нем была открыта «Школа правовых знаний для всех». На базе этой школы проводятся различные мероприятия с участием сотрудников УВД, Комитета по делам молодежи Управы города, корреспондентов телевидения, преподавателей юридического колледжа, настоятелей храмов Тулы и области. Занятия проводятся в виде лекций-бесед, лекций-дискуссий, подкрепленных иллюстрированными выставками, слайдами, фильмами, фотографиями. На примере жизненных реалий специалисты знакомят слушателей с основами юридических знаний, которые помогают каждому защитить свои законные права и права своих близких, обеспечить юридическую защиту профессиональной деятельности [3].
Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрением рекомендаций юридической науки в повседневную практику правовоспитательной работы. Юристов-ученых должны интересовать не только практические модели правовоспитательной деятельности, но и теоретические основы проблемы. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты деформации правосознания граждан и др.
Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретносоциологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.
Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к действующей правовой системе формируются не только в результате ознакомления с законодательством и другими нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование деятельности юридических органов невозможно без существенного повышения общей и правовой культуры самих юристов.
К сожалению, в последние годы престиж правоохранительных органов заметно упал.
Так, согласно опросам общественного мнения, лишь 21% населения России доверяет милиции, а на вопрос «Можете ли Вы или ваши близкие пострадать от произвола правоохранительных органов?» 68,5% россиян отвечают, что «это вполне может случиться» [4]. Отрицательное отношение к правоохранительным органам складывается под влиянием публикаций в периодических изданиях, телепередач о неправомерных действиях стражей порядка, фильмов, в которых героями являются авторитеты преступного мира, а милиционеров, которые должны выступать защитниками и помощникам в борьбе с ними, называют «ментами».
При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву [5].
В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, было бы целесообразно:
1) Министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению
населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;
2) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;
3) создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого
должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;
4) разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ
специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить
практику подготовки преподавателей права;
5) разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации
пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
6) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
7) определить объем юридических знаний, которыми должны обладать
специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
8) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;
9) создать единые центры правовой информации с использованием электронно-
вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер[6].
Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.
Примечания:
1. Живцов В.Ю. Студенчество как субъект правовой культуры // Сборник научных трудов психологического факультета Самарского государственного университета. Самара, 2008. № 6. С. 138-141.
2. Маршак А.В. Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 49.
3. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи // Государство и право. 2005. № 4. С. 30.
4. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8. С. 44-48.
5. Попов В.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 72-79.
6. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2004. С. 411-413.
References:
1. Zhivtsov VYu. The students as the subject of legal culture // Collection of proceedings of the psychological faculty of the Samara State university. Samara, 2008. № 6. P. 138-141.
2. Marshak A.V The peculiarities of the socially-disoriented youth’s social bonds // Sociological research. 2008. № 12. P. 49.
3. Pevtsova E.A. The formation of school youth’s legal consciousness // The state and the law. 2005. № 4. P. 30.
4. Pevtsova E.A. The legal education as means of legal culture formation // The modern law. 2003. № 8. P. 44-48.
5. Popov V.G. The youth in the sphere of criminogenic influence // Sociological research. 2008. № 12. P. 72-79.
6. The problems of the general theory of law and state: a textbook for higher schools / ed. by V.S. Nersesyants. М.: NORMA, 2004. P. 411-413.