ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Е.И. Тихомирова ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Определены основные стратегические направления воспитания в высшей школе. Описано содержание научно-практической деятельности лаборатории «Субъектной самореализации, инновационных технологий», организующей профессиональное воспитание в высшей школе.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, субъектная самореализация личности, лич-ностно-ориентированное образование.
Профессиональное воспитание в высшей школе характеризуется нацелен. ностью на личностное развитие будущего специалиста. Стратегия современного воспитания реализуется в парадигме личностно-ориентированного образования, определяет его перспективу, сущность и технологии. Наиболее значимым направлением современного воспитания является психолого-педагогическое сопровождение процесса субъектной самореализации личности как в социопространстве, в целом, так и в образовательном учреждении, в частности [см. подробнее 1; 2; 5; 6].
Субъектную самореализацию личности в образовательном учреждении мы рассматриваем как процесс успешного освоения информационного, коммуникативного, деятельностного и эмоционального пространства. Существует несколько основных направлений субъектной самореализации личности в образовательном учреждении: когнитивное, поведенческое, деятельностное, эмоциональное.
Профессиональное воспитание в высшей школе основывается на развитии оценивающего мышления студентов, которое проявляется, в частности, в способности прогнозировать и оценивать поведение людей, в целом, и свое поведение, в частности. Это, в свою очередь, дает возможность развивать устойчивую субъектную позицию, ориентирующую на созидание. Субъектная самореализация в образовательном процессе проявляется в развиваемой эмпатии как социально-психологическом свойстве личности, отражающем положительно-эмоциональное отношение к другому человеку.
Стратегия современного воспитания в парадигме личностно-ориентированного образования определяет значимым в процессе субъектной
самореализации поведенческое направление, которое реализуется в действии или бездействии, взаимодействии или не взаимодействии, поступках как способах приобретения опыта субъектной самореализации [см. подробнее 3; 7].
Деятельностное направление субъектной самореализации формируется из тех видов деятельности, в которые включается личность. Это направление дает возможность самореализовываться в соответствии со своими потребностями, способностями, установками, аксиологическими ориентациями. Деятельность как основа стратегии современного воспитания в парадигме лич-ностно-ориентированного образования предъявляет к человеку ряд требований, определяющих успешность его субъектной самореализации. К их числу относятся: понимание значимости и перспектив развития выполняемой деятельности, интерес к процессу и результату деятельности, владение способами выполнения деятельности, умение эффективно взаимодействовать в процессе выполнения деятельности. Понимание значимости выполняемой деятельности проявляется в умении определять ее цель. Для современного воспитания в парадигме личностно-ориентиро-ванного образования характерна системная подготовка молодежи к интегрированной работе по целеполаганию и целедостижению. Именно поэтому одним из значимых результатов современного воспитания является наличие у воспитанников стратегической и тактической цели, что, в свою очередь, влияет на развитие их интереса к процессу и результату планируемой, и выполняемой деятельности [см. подробнее 9; 10; 11].
Стратегическим направлением воспитания в -высшей школе остается развитие образованности. Называться образованным человеком в полном смысле слова, по словам Н.Г. Чернышевско-
© Е.И. Тихомирова, 2009 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5
43
го, может человек, имеющий три качества: обширные знания, привычку мыслить и благородство чувств [12].
Включенное наблюдение за деятельностью студентов на занятиях показало, что среди них обширные современные знания имеют чуть более 20%, привычку мыслить 30%, а благородство чувств более 35%. При этом большинство студентов считают, что последнее качество личности в настоящее время не достаточно востребовано в современном социуме. 15% обследованных студентов не проявляют себя на занятиях, объясняя это тем, что все то, что они хотят сказать или сделать, уже делают другие.
Стратегия современного воспитания в парадигме личностно-ориентированного образования призвана обеспечить продуктивную субъектную самореализацию личности обучающихся в образовательном процессе, что может проявляться, как способность прогнозировать, выполнять и анализировать результаты познавательной деятельности. Так, способность к прогнозированию деятельности, среди обследованных обучающихся разного типа образовательных учреждений, обнаружили 25%, способность к выполнению деятельности 30%, способность к анализу результатов деятельности 40%. В тоже время, 5% обследованных не проявили ярко выраженных способностей ни к прогнозированию, ни к выполнению, ни к анализу результатов деятельности.
Воспитание в высшей школе актуализирует необходимость субъектной самореализации студентов, определяет необходимым для педагога предоставлять воспитанникам возможность реализовывать и наращивать их личностный потенциал в разных видах деятельности. Так на лекциях нами используются разнообразные приемы активизации мышления и речи обучающихся. Например, «включенная дискуссия», дает возможность студентам участвовать в обсуждении выдвинутого преподавателем тезиса. В целях развития самостоятельности и критичности мышления применяется также прием «найди ошибку», когда все желающие, в ходе занятий могут высказать мнение о том, какое положение, представленное на занятии, показалось им ошибочным. На семинарах каждому участнику предоставляется возможность доказать свое мнение логично, аргументировано, корректно. Среди студентов популярны мини-лекции, когда каждый может выступить как лектор по интересующей его теме, которая изучается в данный момент.
Результаты проведенного нами исследования процесса самореализации студентов в разных образовательных учреждениях, позволяющего осуществлять воспитание и развитие, показали, что среди молодежи пользуются популярностью различные формы познавательной и социально-ориентированной деятельности. Они дают возможность студентам самореализовываться, максимально проявляя свою креативную направленность, самостоятельность, познавательную и социальную активность. В частности, среди мини-практикумов популярны такие как: «Спроси -отвечу», «Аукцион инициатив», «Взглянем на себя со стороны...» и др.
Профессиональное воспитание в высшей школе реализуется в деятельности возглавляемой нами лаборатории «Субъектной самореализации, инновационных технологий» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ЛаСС ПГСГА), где широко применяются наши авторские технологии, которые позволяют развивать стратегию современного воспитания в высшей школе. Достаточно подробно описаны эти технологии в изданных нами практикумах, учебных пособиях, монографиях [см. подробнее 3; 5; 10; 11].
В лаборатории разработана диагностическая карта, позволяющая оценить процесс приобретения опыта субъектной самореализации при изучении психолого-педагогических дисциплин в высшей школе. Эта карта включает в себя: оценку студентом значимости воспринимаемой информации как лично для себя, так и для выполнения своей будущей профессии; формулирование вопросов-уточнений по итогам восприятия информации, выбор тест-заданий для оценки степени усвоения информации и др. Внедряется практикум «Моя визитная карточка», который дает возможность студенту описать и оценить себя как личность, как обучающегося, как члена ученической группы, как будущего профессионала, как жителя города, страны, мира. На практикуме «Моя жизненная стратегия» студенты определяют свои стратегические жизненные и профессиональные цели, креативные способности, актуальные и потенциальные возможности. Практическая работа студентов не завершается в аудитории, продолжается в социуме, где возможно в реальных условиях не только применять имеющиеся знания, но и развивать, совершенствовать, корректировать их, а также приобретать практические умения субъект субъект-
Профессиональное воспитание в высшей школе
ного взаимодействия, взаимопонимания, эмпатии, креативности.
Профессиональное воспитание в высшей школе развивается в парадигме личностно-ори-ентированного образования, обнаруживает необходимость включения студентов в совершенствование своей реальной жизни, системного развития, как лидерских возможностей, так и исполнительских способностей. Студенты охотно проводят практикумы, тренингив, круглые столы, дискуссии, мозговые штурмы, деловые игры, реализуя потребность в ощущении своей значимости, обмениваясь деятельностями, эмоциями, ценностями. В частности, многих студентов привлекает организация нестандартной деятельности с учащимися общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего, дополнительного образования вне уроков на часах интересного общения, сборах, конкурсах. Студенты с удовольствием участвуют в создании детских социально-ориентированных объединений, включаются в разнообразные акции, мастер-классы, показывают свою способность объединять людей, заинтересовывать их, привлекая к совместной деятельности.
Профессиональное воспитание в высшей школе развивается при реализации разработанной нами программы «Веду за собой» - субъектная самореализация, самоуправление, лидерство, креативность; «Я расту...» - личностное и профессиональное развитие в воспитывающей среде образовательного учреждения; «Солнечное Ожерелье» - создание созидающих содружеств и сообществ [4; 9; 10].
В профессиональном воспитании в ЛаСС ПГСГА реализуется идея функционирования постоянно действующей школы профессионального мастерства, нацеливающей студентов на приобретение опыта субъектной самореализации в высшей школе. Основной принцип деятельности - системно, разумно, нестандартно. Осуществляется подготовка студентами своих программ субъектного становления: «Я - личность!»; «Как стать профессионалом?»; «Креатив и позитив - все беру себе в актив!» др. Большой популярностью среди студентов пользуются работы по составлению личных практикумов с применением изученных на занятиях методик, подготовка мини-рефератов, брошюр, разработка и проведение микро исследований. Количество студентов, готовых включиться в разнообразную индивидуальную практическую деятельность, исполь-
зуя информацию, полученную на наших занятиях психолого-педагогического цикла, составляет в среднем 75%. Так тема «Планирование как способ организации субъектной самореализации» знакомит студентов с разными вариантами планирования: объектное, проблемное, по формам деятельности. Привлекают темы о способах достижения успеха в профессиональной деятельности. Каждый студент знает, что человеку, желающему добиться успеха в жизни, целесообразно знать свои особенности, способности, склонности. В связи с этим, мы предлагаем каждому студенту познать, в первую очередь, самого себя.
Участвуя в жизни своего вуза, студенты обнаруживают потребность в получении значительного массива практической информации о способах эффективного взаимодействия с людьми, умения выразительно озвучивать свои мысли, овладевать способами самопрезентации, эмпа-тии, социальной и профессиональной успешности [см. подробнее 7; 8; 13].
Профессиональное воспитание в высшей школе основано на самостоятельной деятельности студентов. Как показал анализ результатов включенного наблюдения, процесс самореализации студентов в самостоятельной практической деятельности вызывает положительные эмоции почти у 70% обследованных студентов. Установлены следующие причины такого явления, основанные на анализе высказанных мнений студентов: процесс деятельности осуществляется самостоятельно в группе единомышленников, отсутствует необходимость убеждать кого-то в необходимости действий; в ходе подготовки происходит профессиональная педагогическая поддержка, осуществляемая достаточно незаметно, а потому подготовка заданий, чаще всего, завершается успешно; выполнение деятельности - это всегда поиск неизвестного, но возможно что-то переделать, усовершенствовать; привлекает не только выполнение деятельности, но и подготовка, которая более длительна по времени, интенсивности субъект-субъектного взаимодействия.
Профессиональное воспитание в высшей школе основано на личностно-ориентированном образовании, обеспечивает студентам субъектную самореализацию, предусматривает педагогическую поддержку студентов в развитии индивидуального образовательного маршрута, самореализацию в деятельности и взаимодействии, разработку и внедрение современных техноло-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5
45
гий продуктивного профессионально-личностного развития.
Библиографический список
1. Тихомирова Е.И. Стратегия современного воспитания. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы международной научной конференции. В 2-х т. Т. 2. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. - С. 151-154.
2. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации как основа самоопределения студентов // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2008. - Т. 14. - №>4. - С. 117-122.
3. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе: Учебное пособие. Изд-е 2-е, стереот. - М.: «Академия», 2007. - 148 с.
4. Тихомирова Е.И. «Солнечное ожерелье»: Учебное пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, учащихся. Изд-е 3-е, доп., перераб. - Самара: СГПУ 2008. - 188 с.
5. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в воспитывающей среде образовательного учреждения (развитие умения включаться в деятельность) // Competence and education technologies: Materials of research-practical conference. - Horsens: University College Vitus Bering Danmark. В 2-х т. Т. 2. - 2008. - С. 184-200.
6. Тихомирова Е.И. Проблемы развития активности личности в образовательном учреждении // Актуальные проблемы психологии активности личности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Краснодар: КубГУ, 2008. - С. 333-337.
7. Тихомирова Е.И. Продуктивные технологии самореализации личности в образовательном учреждении. // Самореализация личности. Теория и практика: Сб. науч.-практ. исследований. -Самара: СГПУ 2008. - С. 135-138.
8. Тихомирова Е.И. Инновационный проект ЛаСС «Социальное партнерство как условие и средство развития инновационного, научно-исследовательского потенциала образовательного учреждения» в процессе самореализации личности // Самореализация личности. Теория и практика: Сб. науч.-практ. исследований. - Самара: СГПУ 2008. - С. 124-131.
9. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности как средство формирования воспитывающей среды образовательного учреждения // Система воспитания: опыт, проблемы, идеи развития: Сб. материалов и тезисов докладов междунар. науч.-практ. конф. - Самара, 2007. - С. 28-32.
10. Тихомирова Е.И. Веду за собой: Практикум для желающих стать лидером и тех, кто хочет им в этом помочь. - Самара, СГПУ, 2006. - 98 с.
11. Тихомирова Е.И. Лидерство в молодежной среде: Монография. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2001. - 180 с.
12. Тихомирова Е.И. Вы стали руководителем: Практикум. - Самара, СГПУ, 2004. - 120 с.
13. Тихомирова Е.И. Продуктивные технологии воспитания студентов в высшем образовательном учреждении // Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки: Материалы Всерос. совещания-семинара «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подготовки в формировании личности будущего учителя» В 2-х ч. Ч. 1. - Казань: Изд-во Казан. пед. ун-та, 2004. - С. 328-331.