Научная статья на тему 'Социальное воспитание как фактор продуктивной самореализации личности'

Социальное воспитание как фактор продуктивной самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное воспитание как фактор продуктивной самореализации личности»

досуговых и семейных дел с точки зрения этнокультурного, духовно-нравственного

содержания, которым они наполнены. Дальнейшая работа должна предусматривать существенное уменьшение количества этнокультурных рассогласований. В этом отношении показателен опыт школ Израиля, Вальдорфских школ, где содержание учебно-воспитательного процесса в максимальной степени этнокультурно согласовано с традиционной культурой региона рождения и проживания детей.

В более благополучные для бытия русской культуры времена (в середине 60-х гг. XIX века) К.Д.

Ушинский написал полемически острую статью «О необходимости сделать русские школы русскими», в которых желал «занять вместо всех прочих одну черту из западного образования - черту уважения к своему Отечеству; а мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять ее не за тем, чтоб быть иностранцами, а лишь за тем, чтоб не быть ими посреди своей родины» [Ушинский К.Д. педагогические сочинения: В 6 тт. - Т.2. - М., 1988. -С. 360].

Е.И. Тихомирова, Д.С. Тихомирова

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социальное воспитание объективно призвано предоставлять человеку возможность продуктивной самореализации. Самореализация рассматривается нами как цель, средство, условие и результат наращивания личностного потенциала. Мы выделяем несколько направлений продуктивной самореализации личности в процессе социального воспитания: стратегическое, определяющее установку участников процесса социального воспитания на самореализацию; технологическое, раскрывающее технологию процесса самореализации; субъектноличностное, обеспечивающее приобретение опыта самореализации в процессе социального воспитания личности [1].

В связи с модернизацией Российского образования, в целом, особое место в социальном воспитании, в частности, отводится технологиям продуктивной самореализации личности. Такие технологии целесообразно интенсивно разрабатывать, внедрять и исследовать. В лаборатории субъектной самореализации Самарского государственного педагогического университета, разработаны и широко внедряются в деятельность образовательных учреждений разнообразные технологии субъектной самореализации. Среди них выделим: технологии организации деятельностного, информационного, коммуникативного пространства; технологии продуктивной субъектной самореализации; технологии продуктивного взаимодействия;

технологии личностной успешности; технологии развития положительных эмоций; технологии креативного разнообразия (см. подробнее 2).

Современные тенденции социального

воспитания можно охарактеризовать следующим образом: технологичность, индивидуализация, инновационность. Социальное воспитание

продуктивно развивается в образовательных учреждениях. Миссия образовательного учреждения определяется его названием «образовательное». Следовательно, она заключается в том, чтобы дать образование как интегрированный образ мира, развивая социальные, профессиональные и личностные компетенции. Основная миссия учреждений образования реализуется в социальных ожиданиях обучающихся и в уровне профессиональной компетентности преподавателей. Технологии продуктивной самореализации личности обеспечивают эффективные результаты учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении. В частности, воспитание как организованный процесс субъектной

самореализации, в образовательной среде учреждения становится наиболее эффективным при условии: технологической разработанности процесса самореализации; освоении современных

продуктивных технологий субъект субъектного взаимодействия. Прогнозируемым результатом такого процесса является воспитанность как форма

©Е.И. Тихомирова. Д.С. Тихомирова, 2007

12*>

проявления личностной субъектной позиции (см. подробнее 3).

Характерная особенность технологий продуктивной самореализации в процессе социального воспитания - ориентация на развитие, наращивание личностного потенциала,

индивидуализация, нацеленность на результат деятельности, на получение реального продукта, взаимодействие и сотрудничество (см. подробнее 4). Социальное воспитание решает многочисленные задачи. Среди них особо выделяется развитие профессиональных компетенций личности как условие и средство самореализации (см. подробнее 5). Стратегия разработки технологий самореализации личности в процессе образования ориентирована в значительной степени на субъектную самореализацию в разных видах деятельности, результатом чего является развитие профессиональных компетенций личности.

Социальное воспитание становится фактором продуктивной самореализации личности, если дает возможность решить следующие задачи:

- обучить эффективным приемам освоения информационного пространства;

• индивидуализировать образовательный маршрут обучающихся;

- обеспечить формирование субъектной позиции в социопространстве;

- интегрировать основные виды деятельности образовательного учреждения.

Студенты как представители современной молодежи стремятся успешно развиваться в социопространстве. Именно поэтому так важно оказать им педагогическую поддержку, научить основам, технологии самореализации.

Образование интенсивно осуществляется в образовательном учреждении, где существуют объективные условия продуктивной субъектной самореализации. В число таких условий входят: ведущая деятельность - познание как база личностного развития; коммуникация как стимул развития; самореализация как способ развития. Самореализация в образовательном учреждении -процесс многогранный. Тактика организации этого процесса отличается вариативностью, креативностью, интегрированностью и ориентацией на поддержку процесса самореализации.

Особое место в самореализации личности в образовательном учреждении занимает

профессионально организованное воспитание. Стратегия и тактика воспитания в образовательном учреждении в условиях модернизации, ориентирует на формирование в этом учреждении воспитывающей среды, наличие которой становится объективной данностью для каждого ее субъекта и позволяет успешнее осуществлять воспитание как цель, условие и средство самореализации.

В процессе социального воспитания велика роль воспитывающей среды образовательных учреждений. Эта среда имеет свою структуру, закономерности становления, развития, является интегрированным субъект субъектным и субъект объектным образованием. Объединенные во времени, пространстве, движении педагоги и учащиеся, взаимодействуя, сознательно создают в образовательном учреждении организованную воспитывающую среду, являющуюся целью, условием и результатом их сотрудничества. В противном случае как писал известный русский православный философ И.А.Ильин о том, что образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает, чаще всего, людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы, оно развязывает и поощряет в человеке «волка».

В науке является общепризнанным тезис о том, что полноценное развитие человека происходит в деятельности и общении. Именно тогда осуществляется интенсивный процесс личностного движения в социопространстве в целом, в социальном воспитании, в частности. Он проявляется во внутренней активности человека, выраженный в мыследеятельности (определение стратегии и тактики личностного маршрута, постановка целей, анализ результативности и эффективности выполненной работы, мыслительное освоение личностного социопространства в целом); внешне выраженной активности, проявляющейся в делах, поступках, отношениях. В связи с тем, что образовательное учреждение социально-ориентированное, в нем в полной мере проявляются все характерные для социума процессы. Одним из них является лидерство. Мы определяем лидерство как явление, характеризующее стиль жизнедеятельности образовательного учреждения и тактику воспитания в таком учреждении. Сущностным признаком лидерства в образовании является самодеятельность

130

Честник КГУ им. Н.А. Некрасова« 2007. Том 13

участников образовательного процесса, проявляющаяся, в частности, в умении человека самостоятельно определять содержание и технологию своей деятельности; целенаправленно осуществлять в реальной практике разнообразную деятельность, моделировать процесс включения всех субъектов в жизнедеятельность учреждения (см. подробнее 6).

В процессе социального воспитания важно развивать способность человека брать на себя ответственность в принятии самостоятельных решений, постановке целей, организации деятельности по достижению намеченных целей, объединять людей, возглавлять их деятельность и общение, моделировать стратегию и тактику совместной деятельности.

Факторное влияние социального воспитания на самореализацию личности происходит тем интенсивнее, чем активнее жизненная позиция. В частности, тем, кто лидирует в образовательной деятельности, сопутствует успех в процессе самореализации в социуме. Это люди, которые пришли к пониманию истинности реальных ценностей, осуществили реализацию своего предназначения - стать ориентиром для других, поддерживая их реальные желания действовать, помогая людям в самоорганизации, самовыражении, самодеятельности (см. подробнее 7).

Современные научные данные показывают, что немалая часть студентов, учащихся школ, училищ осознает явное противоречие между собственным желанием объединить сверстников на что-то реально значимое и неумением реализовать это желание практически. Неумение осуществить задуманное приводит к неуспеху в деятельности, который, закрепляясь в неудачном опыте, гасит имевшееся ранее желание действовать. Поэтому, встречающееся нередко обвинение молодых людей со стороны педагогов в том, что студенты не желают ничего сами делать, и тем более организовывать других на совместные действия, указывает как минимум на три имеющиеся тенденции, рожденные практикой неэффективной организации социального воспитания, организации жизнедеятельности образовательного учреждения. Во-первых, самореализация, как явление, может существовать только в атмосфере самостоятельности как сущности жизнедеятельности учреждения образования. Это происходит в том случае, если молодежь постоянно приобретает опыт самостоятельности, активности,

творчества. Во-вторых, если ведущим педагогическим принципом организации жизнедеятельности образовательного учреждения становится такой: максимум уважения, минимум принуждения, каждому молодому человеку - субъектную позицию, индивидуальный маршрут личностного развития, успешное субъект субъектное взаимодействие, продуктивную самореализацию. В-третьих, если педагогическая поддержка будет строго дозирована, и станет уменьшаться по мере возрастания активности молодежи (см. подробнее 8). Именно поэтому в нашем опыте интенсивно разрабатываются и внедряются продуктивные технологии развития лидерских качеств личности как школьников - будущих студентов, так и студентов - будущих профессионалов и социальных деятелей (см. подробнее °).

Обеспечение самореализации личности в образовательном учреждении опирается на знание научно-педагогических основ возникновения и существования лидерства, что, в свою очередь, определяется: наличием структурированной

воспитывающей среды; обширным деятельностным пространством; групповой и личностной направленностью на достижение взаимозначимых целей (см. подробнее 10).

Эффективность факторного влияния социального воспитания на процесс самореализации личности определяется как личностной позицией, так и окружающей средой. Образовательные учреждения в настоящее время могут обрести второе рождение, целенаправленно направляя усилия на формирование своей воспитывающей среды, способной оказывать влияние на лидерские качества молодых людей, на стремление и умение моделировать индивидуальноличностный маршрут своего развития, обеспечивая тем самым оптимальные условия социального воспитания.

Лаборатория субъектной самореализации Самарского государственного педагогического университета (ЛаСС СГПУ) организует разноплановые исследования, направленные на: разработку и изучение эффективности технологий социального воспитания; систематизацию опыта социального воспитания в учреждениях разного типа; диагностику личностных достижений в процессе самореализации в воспитывающей среде образовательных учреждений.

Важно, что достижения и перспективы деятельности ЛаСС СГПУ обеспечены плодотворным

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Спецвыпуск, 2007

131

сотрудничеством с Костромской научной школой социального воспитания (В.М. Басова, Н.Ф.Басов, А.Г. Кирпичник, Н.М.Рассадин, Б.В.Куприянов, А.И. Тимонин, А.Д.Шилик и др.).

На базе ЛаСС СГПУ ведется целенаправленная работа по обучению студентов использованию технологий продуктивной самореализации в своей будущей профессиональной деятельности. Научнометодические, технологические мастерские, мастер-классы, клубы, семинары, практикумы посвящаются таким темам: «Продуктивные технологии субъектной самореализации учащихся в образовательном учреждении»; «Технологии диагностики

индивидуального развития личности в образовательном учреждении»; «Продуктивные технологии лидерского становления в процессе образования». Для преподавателей вузов, ссузов, учреждений нпо подготовлена серия семинаров: «Современные технологии субъектной

самореализации студентов в образовательном

учреждении»; «Продуктивные технологии

организации социального воспитания»;

«Современные технологии личностного взаимодействия как фактор продуктивной

самореализации студентов», «Технологии

продуктивной самореализации в процессе образования».

В деятельности образовательных учреждений успешно реализуются принципы современного социального воспитания, обеспечивающие факторное влияние на самореализацию личности. К числу таких принципов мы относим, в частности, принцип стратегической обеспеченности; принцип тактической осведомленности, принцип

практической реализации. Студенты составляют свои правила самореализации, определяющие понимание сущности социального воспитания. В частности: «Не ленись хорошему учиться - это в жизни очень пригодится»; «Знание - это результат нашей работы по освоению информации»; «Чем больше хорошего приобретешь - тем успешнее жизнь свою проживешь!»; «В нашем университете каждый имеет право проявлять все свои положительные способности, приобретать полезные знания и умения, учить этому других».

Социальное воспитание становится фактором продуктивной самореализации при условии установки на процесс образования как личностно значимый феномен. Это происходит в результате не

только понимания, но и в процессе приобретения опыта успешной самореализации при освоении образовательного пространства. Важную роль здесь играют технологии самореализации, которые дают возможность обучающимся и обучающим включаться в реализацию своего личностного потенциала. Так нами разработана и успешно внедряется программа «Веду за собой» -самореализация в совместной деятельности, развитие лидерского потенциала личности в образовательном процессе; «Я расту...» - развитие интеллектуального потенциала человека. Учащимся предоставляется возможность участвовать в работе таких объединений как: «Школа личностной успешности» -

формирование оптимизма, душевного равновесия, эмоциональной устойчивости личности, способной самореализоваться в сложных условиях современной жизни, экстремальных ситуациях; «Лидер» -поддержка в становлении современного человека, развитие его личностных качеств, формирование лидерских навыков поведения; «Профессионал» -формирование профессионально компетентной личности путем естественной включенности в социальную практику, развитие самоопределения, самосознания в процессе развития.

Социальное воспитание как целенаправленный, интегрированный, многогранный процесс продуктивной самореализации личности оказывает факторное влияние, становясь ее движущей силой, при условии: стратегической определенности, технологической разработанности,

профессиональной обеспеченности (см. подробнее 11).

Библиографический список

1. Тихомирова Е.И. Стратегия развития личности как профессионала. // Акмеология: развитие личности и профессионала: Материалы междунар. науч. конф. 1-2 декабря 2005. - Самара: Новая техника, 2005. - С.283-289.

2. Тихомирова Е.И. Солнечное ожерелье: Учеб.-метод. пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, руководителей молодежных объединений.

- Самара: Изд-во СГПУ, 2007. - 152 с.

3. Тихомирова Е.И. Становление школьника-лидера в воспитывающей среде школы: Монография.

- Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - 220 с.

4. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. Учеб.

132

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова« 2007. Том 13

пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.

5. Тихомирова Е.И. Технологии субъектной самореализации личности в процессе профильного обучения. // Профильное обучение в системе дополнительного образования детей: проблемы, поиски, пути решения: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - С. 2932.

6. Тихомирова Е.И. Лидерство в молодежной среде: Монография. - Оренбург: ОГУ, 2001. - 180 с.

7. Тихомирова Е.И. Вы стали руководителем: Практикум. - Самара: СГПУ, 2004. - 120 с.

8. Тихомирова Е.И. Продуктивные технологии воспитания студентов в высшем образовательном учреждении. //Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки: Материалы Всерос. совещания-семинара «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной

подготовки в формировании личности будущего учителя». В 2- ч. Ч. 1. - Казань: Изд-во Казан, пед. унта, 2004. - С. 328-331.

9. Тихомирова Е.И. Веду за собой: Практикум для желающих стать лидером и тех, кто хочет им в этом помочь. - Самара: СГПУ, 2005. - 120 с.

10. Тихомирова Е.И. Технологии самореализации молодежи в образовательном учреждении. // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы междунар. науч. конфер. В 2-х т. Т.2. Педагогика и психология. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А.Есенина, 2007.-С. 10-15

11. Тихомирова Е.И., Тихомирова Д.С. Субъектная самореализация студентов в вузе как педагогическая проблема. // Субъектная самореализация личности. Теория и практика. Сб. научно-практических работ. - Самара: Изд-во СГПУ, 2007.-С. 161-167.

Ю.В. Румянцев

УКЛАД ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ И ЕГО ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ

ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Проблема социализации занимает центральное место в теории социального воспитания, так как в ее процессе происходит приобретение человеком личностных характеристик, определяется их содержание и направленность. Социализация интегрирует в своем содержании многоплановые процессы адаптации и автономизации личности.

Солидаризируясь с точкой зрения A.B. Мудрика, под «социализацией» мы понимаем «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства им культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах».

В процессе социализации личности подростка иногда происходит разрушение личностных конструктов. В то же время процесс ресоциализации посредством замещения прежних, недостаточно усвоенных или устаревших навыков, позволяет усваивать новые ценности, роли, навыки, охватывая

все виды человеческой деятельности: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.

Под ресоциализацией мы понимаем процесс восстановления в структуре социального опыта подростка утерянных или невостребованных норм, моделей социально одобряемого поведения и способов их реализации, ценностных отношений, обеспечивающих его позитивное функционирование в социуме. В ресоциализации нуждаются подростки

- воспитанники учреждений интернатного типа, так как именно они наиболее часто испытывают затруднения в социализации, в результате потери семьи.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены условия эффективности процесса ресоциализации одним из которых является: учет в деятельности ЗДОЦ изменений в укладе повседневной жизни подростков - воспитанников учреждений интернатного типа в летний период и его ориентированности на освоение подростками

©Ю В Румянцев, 2007

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.