Научная статья на тему 'Модель формирования лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов студенческого самоуправления: из опыта асо (КСЮИ)'

Модель формирования лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов студенческого самоуправления: из опыта асо (КСЮИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1430
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов студенческого самоуправления: из опыта асо (КСЮИ)»

ТЮРИ Е>б€П1ШШ

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА ACO (КСЮИ)

Л. II. Шигапова, проректор по воспитательной работе ACO (КСЮН),

% Казань

В современных условиях модернизации российского образования принципиально изменились требования социума к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерским потенциалом, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, нести ответственность за судьбу страны.

Учебные заведения системы высшего профессионального образования всемерно учитывают требования современного социума: в настоящее время в вузах ведется работа по переходу к Государственному образовательному стандарту 3-го поколения, основанному на компетентностном подходе, что позволит обеспечить персональную эффективность и мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда и реализацию Россией положений Болонской декларации.

Как свидетельствует анализ существующей практики отечественных вузов по формированию лидерских

качеств студентов, большую роль в этом процессе играет вовлечение студентов в общественную деятельность, в частности, в деятельность органов самоуправления. Студенческое самоуправление создает среду для наиболее полной реализации лидерского потенциала личности и развития соци-ально-значимых качеств студента, необходимых для его становления в качестве всесторонне развитого гражданина и успешного специалиста.

В системе высшего профессионального образования пока только складываются предпосылки системного моделирования подготовки современных лидеров, способных к позитивной деятельности и социальным инициативам.

Процессы проектирования моделей активно исследуются российскими учеными. Одни авторы рассматривают содержание модели как отражение воспитательных планов, программ, описывающих и регламентирующих процесс подготовки студенческого актива, другие - за модель принимают формы подготовки студенческого актива (тренинги, ролевые игры), третьи - профессионально-важные и личностные качества выпускника. В то же время в педаго-

61

:

+

I о

Казанский педагогический журнал

2'2006

гическом проектировании процесс формирования лидера через деятельность в условиях студенческого самоуправления не рассматривается.

Основные требования, которым должна соответствовать любая теоретическая модель, сформированы в ряде работ по методологии и методике педагогических исследований

(В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. Г. Салмина, Е, Ф. Чапаева и др.): модель как мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать ее так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

Моделирование является методом теоретического исследования, при помощи которого можно обобщенно подойти к решению многих педагогических проблем. В сравнении с другими методами познания моделирование помогает изучать объект не непосредственно, а путем исследования другого объекта, аналогичного в определенном отношении первому. Результаты исследования переносятся с модели на объект.

Основополагающие идеи моделирования социально-ориентированной личности (Л. А. Волович, Б. С. Гер-шунский, А. А. Кирсанов, В. Ш. Масленникова, Г. В. Мухаметзянова, М. И. Рожков и др.) применены нами в разработке модели формирования лидерских качеств студентов вуза в условиях студенческого самоуправления (ССУ) Академии социального образования (КСЮИ), которая в обобщенном виде представлена на рис. 1.

Как педагогически организованный процесс, формирование лидерских

62

качеств студентов вуза в условиях ССУ академии включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, принципы, педагогические условия, субъекты деятельности органов ССУ, основные формы ССУ, методы и технологии обучения и воспитания, субъекты социально-значимой деятельности, критерии и показатели эффективности . Системообразующими элементами модели являются цель (по вертикали) и уровни сформированное™ Лидерских качеств у студентов (по горизонтали).

Основополагающим началом в разработке модели формирования лидерских качеств студентов в условиях Студенческого самоуправления является:

- изучение деятельности органов студенческого самоуправления вузов, выяснение структуры и направлений их деятельности;

- выяснение условий, в которых развивается личность студента, проявляются ее способности, воспитываются лидерские качества;

- определение приоритетных лидерских качеств личности на основании данных педагогических наблюдений и педагогического эксперимента;

- определение объема теоретических знаний, навыков и умений, которые применяются студентами в творческой и общественной работе.

В проектировании модели мы учитывали следующие компоненты: когнитивный , статусно-деятельностный и эмоциональный; разные уровни сформированности и развития лидерских качеств, воздействие внешних (социальных) и внутренних (индивидуально-психологических особенностей) факторов, а также личностно-

Теория воспитания

Рис. 1. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза в условиях студенческого самоуправления

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

ориентированный, системный и дея-тельностный подходы и следующие принципы: ориентации студенческого самоуправления (ССУ) на формирование лидерских качеств студентов, гибкости и обновляемости структуры органов ССУ, обеспечения демократических процедур и выборности лидера ССУ, стимулирования творческой направленности деятельности ССУ, мотивационного обеспечения, сис тем ности и взаимосвязанности уровней формирования и реализации ССУ, доминирования проектной технологии в организации деятельности органов ССУ, ориентации на социальный результат деятельности ССУ, преемственности традиций в вузовском сообществе, открытости в региональной среде.

Функционирование :)той модели осуществляется следующим образом. Зная цель, субъекты, осуществляющие подготовку лидеров студенческого самоуправления, определяют содержание работы по формированию у студентов лидерских качеств в зависимости от уровней сформирован-ности этих качеств.

После проведения соответствующей работы в использованием разнообразных форм и методов в конце каждого учебного года изучаются и анализируются достигнутые результаты. Информация об этих результатах поступает к субъектам процесса формирования лидерских качеств, которые сверяют эти результаты с поставленными целями, вносят необходимые коррективы в содержание работы и осуществляют новый цикл педагогического взаимодействия.

Нами выделены этапы формирования лидерских качеств в условиях студенческого самоуправления в вузе.

64

2'200Ö

I этап: мотивирование формирования лидерских качеств студентов. Цель: формирование положительной мотивации участия в деятельности органов студенческого самоуправления, достижении личных успехов.

II этап: репродуктивное осмысление и освоение основных компонентов лидерских качеств - знаний, умений, навыков, образцов лидерства. Цель: формирование лидерских качеств на мотивационном, познавательном, дея-тельностном и эмоциональном уровнях.

III этап: творческая индивидуализация готовности к лидерству. Цель: творческая самореализация лидерских качеств в конкретной деятельности в условиях студенческого самоуправления вуза и на межвузовском пространстве,

С целью изучения состава и содержания качеств лидера в 2006-2008 гг. было проведено социально-педаго-гнческое исследование, которое включало изучение материалов ЮНЕСКО; данных фонда «Общественное мнение» и исследований института Гелла па (США); анализ результатов социологических исследований проблем молодежи Республики Татарстан, проведенных республиканским учебно-методичееким центром, а также опрос студентов, членов Президиума МОО «Лига студентов Республики Татарстан», участников профильной смены руководителей студенческого самоуправления вузов г. Казани, лидеров Молодежного движения Республики Татарстан «Мы...», Студенческого совета Академии социального образования (КСЮИ), охвативший 309 респондентов.

Анализ результатов анкетирования респондентов и их предпочтений по

группам вопросов обозначил выявившиеся тенденции: на современном этапе произошли кардинальные изменения в содержании лидерских качеств. В частности, среди наиболее значимых качеств, характеризующих лидера, были названы: креативность, доверие последователей, мобильность, умение действовать решительно, харизматич-ность, умение ставить цели, определять перспективы. При этом такие качества личности, как демократизм, самостоятельность, оптимизм в рейтинге пред почтений оказались на последнем месте.

Результаты проведенного исследования позволили выделить следующие группы качеств личности лидера, наиболее значимые с точки зрения представителей рынка труда и субъектов образовательного процесса. К ним отнесены: нравственные качества, гражданские качества, интеллекту ально-деловые, коммуникативные, организаторские, рефлексивные качества. Сравнительный анализ предпочтений респондентов по каждой группе обозначил среди них приоритетные качества личности, характеризующие лидера: целеустремленность; социальная активность; самостоятельность в принятии решений; мобильность; способность преодолевать препятствия; коммуникабельность; способность создать команду; способность к творческой самореализации; ответственность; эмпатия,-позволяющих проявиться лидерским тенденциям личности и реализовать ее лидерский потенциал в профессиональной и социально значимой Деятельности.

Уточнение содержания лидерских качеств студентов позволяет пересмотреть систему подготовки студенческого актива вуза. На ее достижение

Теория воспитания

должен быть направлен весь комплекс учебно-воспитательных мероприятий на всех этапах формирования лидера студенческого самоуправления. На наш взгляд, для целенаправленного формирования лидерских качеств студентов в вузе необходимо обеспечить следующие педагогические условия:

- осознанное включение самого студента в разнообразную специально организованную деятельность органов самоуправления в образовательно-воспитательном пространстве вуза;

- внедрение в деятельность органов самоуправления инновационных технологий социально-педагогических проектов, адекватных формированию лидерских качеств студентов вуза;

- осуществление непрерывного педагогического мониторинга сформи-рованности приоритетных качеств лидера у студентов в процессе обучения в вузе, а также в процессе трудоустройства и карьеры выпускников.

Качества лидера формируются в образовательно-воспитательном пространстве вуза через включение студентов в деятельность органов студенческого самоуправления.

Наиболее эффективными организационными формами ССУ, обеспечивающими формирование лидерских качеств студентов ACO (КСЮИ), являются:

- формы соуправления (встреча Студсовета с ректором академии, защита программ ССУ на Ученом совете, создание банка данных о студенческом контингенте по показателям социальной активности - оформление социального паспорта группы);

- формы подготовки студенческого лидера (кураторский час, само-

65

м i i гп

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

презентация первокурсников, клуб «Познай себя», профильная смена студенческого актива);

- формы реализации управленческих полномочий (Студсовет, оргкомитет, Старостат, совет факультета, совет группы, групповые и факультетские собрания по выдвижению кандидатов в органы ССУ, президентский марафон);

- формы реализации целевых функций (пресс-центр, Студклуб, АСНО, ССБ, спорткомитет, профильные объединения на факультетах);

- формы социального партнер ства (МОО «Лига студентов РТ», Клуб межвузовского актива «Лидер», МОД РТ «Мы...», Совет молодежи Московского района, студенческий форум молодежной инициативы);

- формы оценки результативно сти самоуправленческой деятельности (доклад Президента студсовета на Ученом совете академии, итоговое заседание Студсовета, «круглый стол», дебаты, самоотчет, студенческая почта, студенческий мониторинг).

Для формирования и диагностирования лидерских качеств, проявляемых в процессе общественной самоуправленческой деятельности (способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области разных направлений деятельности и готовность к постоянному личностному росту и приобретению новых знаний), в ACO (КСЮИ) разработаны спецкурсы: «Я - лидер», мастер-класс «Ломая стереотипы», практикум по проектным технологиям и др., которые включены в программу учебы студенческого актива.

В то же время необходимо отметить, что лидерские качества личности не могут быть полностью сформированы

66

2'2006

в процессе теоретической (курсовой) подготовки. Системообразующей основой в структуре лидерства является опыт выполнения студентами различных видов деятельности, различных социальных ролей.

Особая роль в этом процессе отводится активным методам и технологиям воспитания, таким, как метод групповых дискуссий; метод «групповая проблемная работа»; метод коллективных творческих дел (КТД); игровые технологии; клубные технологии; технология социально-педагогических проектов (разработка проектов различного уровня сложности от уровня учебной группы до уровня республиканского масштаба).

Следует подчеркнуть особую значимость инновационной технологии социально-педагогических проектов в овладении лидерскими качествами. Использование данной технологии для формирования качеств лидера является обоснованным, так как именно эта технология способна осуществить последовательное осознанное включение студентов в предметное содержание усваиваемой социально-значимой деятельности, усилить практическую направленность подготовки лидера, способствует формированию «поля лидерства» и максимальному проявлению лидерского потенциала у максимально большего числа студентов, позволяет развивать у студентов готовность к осуществлению продуктивной социально-значимой деятельности в процессе взаимного взаимодействия и взаимодействия с преподавателями и социальными партнерами.

В ходе разработки социально-педагогических проектов нами выделены их признаки (целенаправленность,

целостность, ограниченность во времени, инновационность, коммуникативность, адаптивность к внешним условиям), в соответствии с которыми разработана структура проекта и технология его реализации. Алгоритм реализации проекта включает в себя: проявление инициативы ~ создание творческого коллектива - поиск материально-технических ресурсов - реализацию проекта - подведение итогов - последействие. В период последействия проверяется эффективность воспитательного воздействия на участников проекта, ведется пропаганда проекта. Критериями эффективности являются: позитивные изменения в ходе реализации проекта; воспроизводимость социально-значимой деятельности (возможность использовать проект другими).

В настоящее время в ACO (КСЮИ) разработано и реализуется 25 программ и социально-педагогиче-ских проектов: проекты, направленные на поддержку социальной активности студентов, на формирование традиций академии, на развитие студенческого творчества, на формирование гражданской позиции студентов, На формирование организаторской культуры, умений и навыков лидерства и др.

В результате проведенного в академии исследования были определены возможности мониторинга как непременного условия формирования лидерских качеств студентов вуза. В ходе мониторинга состояния студенческого самоуправления, обеспечивающего реализацию лидерского потенциала студентов Академии социального образования (КСЮИ) в процессе обучения, трудоустройства и карьеры, был использован разработан-

Теория воспитания

ный нами комплекс оценочно-диагностических показателей:

- оценка факта состояния ССУ в вузе (наличие органов студенческого самоуправления в ACO (КСЮИ) на уровне академической группы, на уровне факультета, на уровне вуза и количество эффективно функционирующих лидеров в органах ССУ);

- оценка результативности ССУ (участие студентов в реализации молодежной политики, трудоустройство и карьера выпускников, обладающих лидерскими качествами).

Лидерские качества студентов, проявляющиеся в самоуправленческой деятельности, определялись на основе комплексной качественной оценки уровня их сформированности у студентов на основе наблюдения за их проявлением в период обучения в вузе и участия в деятельности органов ССУ. Из-за трудности оценивания лидерских качеств (так как они могут проявиться лишь в активной общественной деятельности) в качестве критериев их оценки выбраны следующие; когнитивный (принятие роли лидера), статусно-компетентност-ный (принятие труппой лидера), эмоциональный (влияние на ведомых, деятельностный (вклад в групповую деятельность).

При определении показателей сформированности лидерских качеств используется уровневый подход, а именно, три уровня их сформированности: высокий, средний, низкий.

Опросы преподавателей и студентов, наблюдения (самонаблюдения) за результатами самоуправленческой деятельности студентов, использование комплекса методик по определению уровней сформированности

6/

Казанский педагогический журнал

Лидерских качеств свидетельствует о позитивной динамике личностных изменений у студентов академии, вовлеченных в самоуправленческую деятельность в процессе обучения, трудоустройства и карьеры. В определении уровней сформированности лидерских качеств у студентов вуза мы исходим из описания основных видов поведения в социально ориентированных ситуациях, в которых проявляются пли могут быть обнаружены лидерские качества.

2'2006

Для диагностики сформированности значимых для лидера качеств личности используется комплексная методика, включающая: методику изучения коммуникативных и организаторских способностей (КОС); опросники для оценки аффилиации и потребности в достижении успеха; тесты на независимость, объективность и силу воли, а также методики «Эффективность лидерства», «Лидер» и др.

Данные результатов работы представлены таблицами 1,2.

ТаблииА 1

Сводные результаты анализа тестирования студентов

№ п/п Приоритетные качества лидера До эксперимента После эксперимента

Уровни сформированности лидерских качеств (в %)

низкий средний ВЫСОКИЙ низкий средний высокий

1 целеустремленность 6 40 54 4 36 60

2 самостоятел ьн ость в принятии решений 8 32 60 6 28 66

3 социальная активность 16 50 34 8 58 34

4 мобильность 12 48 40 10 50 40

5 способность преодолевать препятствия 36 42 22 28 44 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 коммуникабельность 6 38 56 2 40 58

7 эмпатия 24 30 46 16 32 52

8 способность к творческой самореализации 14 28 42 6 26 68

9 ответственность 18 24 58 16 36 58

10 способность создать команду 12 26 62 2 28 70

66

^^ШПЛППП 4 п шгшшггг

Теория воспитания

Таблгща 2

Распределение студентов-лидеров по уровням сформированное™ лидерских качеств до и после эксперимента

Критерии Выборка (чел.) Количество студентов (в %)

До эксперимента После эксперимента

низкий уровень средний уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень

Когнитивный 100 61 34 5 16 38 41

Статусно-компетентностный 100 71 24 5 30 40 30

Эмоциональный 100 64 30 6 24 39 32

Деятел ь н остн ы й 100 52 40 8 22 33 45

Таблица 3

Мониторинг развития лидерских качеств у студентов — представителей студенческого актива ACO (КСЮИ)

№ Приоритетные качества 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год Рост

п/п лидера Показатели сформированное™ (балл) показателей

1 Целеустремленность 4,2 5,9 7,5 7,8 + 3,6

2 Социальная активность 3,1 6 8,2 8,8 + 5,7

3 Са мостоятел ьн ость в принятии решений 2,6 4,7 7,8 8,1 + 5,5

4 Мобильность 6,2 6,6 7,3 8,5 + 2,3

5 Способность

преодолевать препятствия 4,7 5,4 6,3 8,7 + 4,0

6 Коммуникабельность 6,6 7 7,5 8,2 + 1,6

7 Способность создать команду 4,3 5,1 6,2 7,4 + 3,1

8 Способность

к творческой самореализации 4,1 6,4 7 7,2 + 3,1

9 Ответственность 4,8 5,7 7,2 8,7 + 3,9

10 Эмпатия 6,8 7,2 8,2 8,9 + 2,1

Средняя величина 4,7 6 7,3 8,2 + 3,5

mmmmz ~i гп

4- ЕЛ 'ш~шт тт

Казанский педагогический журнал

2'ЮОб

Анализ табличных данных свидетельствует о том, что существует достоверная зависимость между создаваемыми в образовательно-воспита-тельном пространстве ACO (КСЮИ) условиями формирования лидерских качеств студентов и позитивным ростом показателей их сформированно-сти. Была выявлена явная тенденция постепенного перехода студентов-лидеров с первого (низкого) уровня на второй (средний) и третий (высокий) уровни. Количество студентов, имеющих средний и высокий уровни сформированности лидерских качеств, возросло, что позволяет считать поставленную задачу выполненной.

Динамика роста среднего балла сформированных лидерских качеств студентов ACO (КСЮИ) в период эксперимента с 2004 по 2007 гг. представлена в таблице 3 и на рисунке 2.

Наблюдаемый к концу эксперимента значительный рост показателей у студентов, вовлеченных в деятельность органов ССУ, свидетельствует об эффективности проведенной работы. За период реализации педагогических условий повысился количе-

ственный показатель среднего балла сформированности лидерских качеств с 4,7 балла 8,2 балла, т. е. на 3,5 балла.

Дополнительным аргументом для подтверждения достоверности достигнутых в эксперименте результатов может служить востребованность выпускников академии из числа представителей студенческого актива вуза как на региональном рынке труда, так и в общественно-политической жизни Республики Татарстан. Анализ результатов анкетного опроса выпускников - представителей студенческого актива ACO (КСЮИ) свидетельствует о том, что, пройдя через реализуемую в вузе систему студенческого самоуправления и школу лидерства, выпускники академии профессионально самореализовались и самоутвердились за счет приобретенного коммуникативного опыта социально-значимой деятельности, сформированных умений творчески решать задачи в профессиональной сфере, успешно выстраивать траекторию карьерного роста.

Модель формирования лидерских качеств студентов вуза, разработанная

Рис. 2. Мониторинг сформированности приоритетных лидерских качеств у студентов ACO (КСЮИ)

Теория воспитания

и реализуемая в ACO (КСЮИ), не является жесткой, одновариантной, она достаточно гибка, дает возможность выбора средств, форм и методов в зависимости от складывающейся социально-культурной и образовательной ситуации в конкретном регионе, особенностей вуза, запросов обучающихся в них студентов и пр.

Литература:

1. Мухаметзянова Г. В., Шигапова Л. П. Воспитательная система негосударственного вуза: из опыта работы Академии

социального образования (КСЮИ) // Казанский педагогический журнал. -2005,- № 5 (42).- С. 3-11.

2. Шигапова Л. П. Президентский марафон (о студенческом самоуправлении в негосударственном вузе) // Студенчество. Диалоги о воспитании.- 2006.-№ 3 (27).- С. 20-21.

3, Морозова Г. Н. Мониторинг качества результатов подготовки специалиста для правовой сферы колледжа / Г. Н. Морозова и др. // Мониторинг и оценка качества подготовки специалистов среднего .то на. Монография / Под ред. члёна-коррес-пондента РАО Г. И. Ибрагимова.- Казань: ИСПО РАО, 2004 -С. 109-133.

СИТУАЦИОННЫМ АНАЛИЗ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

М. Б. Насырова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Оренбургского госпедуниверситета

Анализ литературы, посвященной проблемам технологии в педагогике, позволяет констатировать, что диапазон рассмотрения понятия достаточно широк - от совокупности отдельных педагогических приемов до целостной системы обучения. Вместе с тем различные Подходы к определению и интерпретации феномена имеют немало общего: точное инструментальное управление учебным процессом; гарантированное достижение поставленных педагогических целей и др.

Мы принимаем концептуальный подход к феномену В. П. Беспалько. Он рассматривает педагогическую технологию как часть педагогической системы. В структуре педагогической системы выделяется блок ее задач и блок технологии их решения. По существу, этот посыл обосновывает

выделение нами в качестве дидактической единицы воспитания культуры межнационального общения студентов педагогических задач-ситуаций с этнокультурологичееким содержанием, при решении которых необходимы этнопедагогические знания и умения и адекватные технологии.

В качестве базового мы принимаем определение, данное в глоссарии терминов ЮНЕСКО, где педагогическая технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Содержание технологии обучения нами мыслится как содержание и структура учебной информации,

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.