РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2016 ТОМ 13 № 4
УДК 316.6
doi: 10.21702/rpj.2016.4.16
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛИДЕРСТВО» В ВУЗАХ
Дарья П. Щетинина*, Светлана С. Зинченко
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
* E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам формирования лидерских компетенций в высших учебных заведениях (вузах). Актуальность данной темы подтверждается требованиями потребителей образовательных услуг: государством, вузами, студентами и работодателями. На основе анализа ФГОС экономических направлений (экономика, менеджмент, управление персоналом и др.) для работодателей, преподавателей и студентов была составлена анкета, в которой были выделены основные общие, общекультурные и профессиональные компетенции и выявлены наиболее востребованные знания, умения и навыки молодых специалистов.
В работе приводится обзор отечественных и зарубежных источников, посвященных исследованию лидерства в студенческой среде, а также результаты проведенного авторами исследования.
Анализ существующих теоретических подходов к лидерству позволил обобщить и конкретизировать понятие «компетенция лидерства» и определить ее как метакомпетенцию лидерства, не только позволяющую культивировать лидерские качества, приспосабливаться к новым условиям, но и служащую для облегчения приобретения остальных компетенций.
В ходе исследования, в котором приняли участие студенты, преподаватели и работодатели Южного федерального округа, были сформулированы основные составляющие компетенции «лидерство», выделены основные лидерские качества студентов, проведена оценка лидерских качеств старост студенческих групп.
Методы исследования включали ряд авторских опросников. Так, для оценки лидерских качеств старост студенческих групп была разработана анкета из 45 вопросов, в рамках методики «360 градусов». Главной задачей данной оценки выступает комплексный подход тестирования, который подразумевает освещение проблемы с разных точек зрения и уровней иерархии (студентов, преподавателей, кураторов, самих старост).
Выполненное исследование позволило конкретизировать определение компетенции «лидерство», выделить основные характеристики лидерских качеств в студенческой среде и предложить направления формирования лидерских компетенций в вузах.
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2016 VOL. 13 # 4
Ключевые слова: лидерство, компетенции, управление персоналом, молодые специалисты, качество образования, лидерские навыки, практи-ко-ориентированный подход, организационно-педагогические условия, про-ектно-командные работы, студенческое самоуправление.
Для цитирования: Щетинина Д. П., Зинченко С. С. Формирование компетенции «лидерство» в вузах // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. - № 4. - С. 269-283.
Dar'ya P. Shchetinina*, Svetlana S. Zinchenko
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation
* Correspondence author. E-mail: [email protected]
The article deals with the problems of forming leadership competencies in institutes of higher education. Requirements of consumers of educational services -the state, universities, students, and employers - have confirmed the relevance of this issue. Being based on the analysis of the Federal State Educational Standard of areas of economics (economics, management, personnel management, and etc.) the paper presents an original questionnaire for employers, teachers, and students. The questionnaire highlighted the main common cultural and professional competencies and revealed the most needed knowledge, skills, and abilities of young professionals.
The paper provides an overview of domestic and foreign research of leadership in the student's environment, as well as the results of the carried out study.
The analysis of theoretical approaches to leadership enabled to generalize and concretize the concept of "leadership competence". Thus, the article defined leadership competence as a leadership metacompetence which made it possible to cultivate leadership qualities, adapt to new conditions, and also facilitated the acquisition of other competencies.
The study, which involved students, teachers, and employers of the Southern Federal District, distinguished the main components of "leadership" competence, highlighted the main leadership qualities in students, and assessed the leadership qualities in heads of student groups.
Материалы статьи получены 12.10.2016
UDC 316.6
doi: 10.21702/rpj.2016.4.16
FORMING "LEADERSHIP" COMPETENCY IN INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION
Research methods included a number of author's questionnaires. Thus, the questionnaire consisting of 45 items (in the framework of the technique of "360 degrees") was used for assessing the leadership qualities in the heads of student groups. A comprehensive approach of testing, enabling to cover the problem from different points of view and levels of hierarchy (students, teachers, curators, and heads) was the main purpose of this assessing. The results of the carried out study made it possible to specify the definition of "leadership" competence, highlight the main characteristics of leadership qualities in the student's environment, and suggest directions of forming leadership skills in institutes of higher education.
Keywords: leadership, competencies, personnel management, young professionals, quality of education, leadership skills, practice-oriented approach, organizational-pedagogical conditions, teamwork projects, student government.
For citation: Shchetinina D. P., Zinchenko S. S. Formirovanie kompe-tentsii «liderstvo» v vuzakh [Forming "leadership" competency in institutes of higher education]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal - Russian Psychological Journal, 2016, V. 13, no. 4, pp. 269-283.
Original manuscript received 12.10.2016
Введение
Переход к двухуровневой системе образования связан с модернизацией российского образования и внедрением модели инновационного проектно-ориентированного вуза. Особую значимость проблемам переориентации системы подготовки кадров в сторону усиления практических знаний, умений и навыков, основанных на компетентностном подходе, придают современные тенденции трансформации методов ведения бизнеса от административно-командных к модели рационального управления человеческими ресурсами, опирающейся на партнерскую, командную работу, лидерство.
Цель исследования: опираясь на теоретические разработки по лидерству в студенческой среде, изучить особенности формирования компетенции «лидерство» в вузе и предложить основные направления формирования лидерских навыков у студентов. Задачи исследования:
- изучить потребности в лидерских навыках у молодых специалистов на рынке труда;
- проанализировать основные теоретические подходы к лидерству в студенческой среде;
- дать определение компетенции «лидерство»;
- изучить особенности формирования лидерских качеств у студентов;
- предложить направления формирования компетенции «лидерство» в вузах.
Гипотеза исследования: лидерские компетенции являются одними из самых востребованных компетенций у молодых специалистов, наиболее эффективно формируются в процессе обучения при наличии четкого определения совокупности лидерских качеств и системы требований к уровню их сформированности у выпускника вуза, а также при наличии комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию лидерских компетенций у студентов вуза.
Лидерство - феномен, неразрывно связанный с управленческой деятельностью, поэтому неудивительно, что работодатели называют его одной из наиболее важных и востребованных общих компетенций для выпускников. При этом считается, что профессиональные компетенции (знания и навыки) менее значимы, поскольку им легко можно научиться и развить, чем общие, глубинные компетенции (мотивы и свойства), которые являются «устойчивой частью человеческой личности», формируются в течение всей жизни и, соответственно, на их коррекцию могут потребоваться годы [9, 10].
Это подтверждает проведенное нами исследование, в ходе которого было опрошено 146 человек, из них 39 - работодатели, 31 - преподаватели вузов, 71 - студенты. В ФГОС в области экономики и управления (экономика, управление персоналом, менеджмент, бизнес-информатика) были выделены основные общекультурные и личностные компетенции, формируемые в образовательном процессе, такие как: способность использовать знания в области экономики, права, истории, философии; сформированность мировоззренческой позиции, наличие четких целевых установок; владение иностранными языками; коммуникативные; способность работать в коллективе; принятие решений и инициативность; творчество и инновационность; исполнительность; адаптация и реакция на изменения; стрессоустойчи-вость; лидерство (способность к руководству); толерантность; способность к самоорганизации и самообучению, а также общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Респондентам предлагалось оценить, какими компетенциями должен обладать специалист в сфере экономики и управления по пятибалльной шкале (1 - наименее актуально, 5 - наиболее актуально): так, способности работать в коллективе, принятие решений, инициативность и лидерство работодатели оценивали в среднем на 4,3 балла, студенты - на 4,1 балла, а преподаватели - на 3,9 баллов, что говорит о высокой потребности в данных навыках.
Таким образом, в современных условиях существует четкий социальный заказ, как со стороны государства, вузов, так и со стороны работодателей и самих студентов, на подготовку в системе высшего профессионального образования специалистов, обладающих сформированными лидерскими качествами и навыками работы в команде.
Теоретические подходы к лидерству в студенческой среде
Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение поставленных целей [4].
Изучением феномена лидерства и его различных аспектов у студентов занимались многие авторы, одни из которых сосредоточили свое внимание на проблемах развития лидерских качеств и формирования студенческих коллективов, определяли лидерство с точки зрения философско-антропо-логического подхода к ценностным ориентациям студенческой молодежи, подходили с точки зрения концепций лидерства, компетентностного и ситуационного подходов, рассматривали процессы формирования лидерской позиции личности, вопросы соотношения руководства и лидерства, занимались поиском формул личностного роста, индивидуального лидерства в условиях конкуренции и т. д. [1, 2, 13, 15, 16, 17, 18].
То есть, феномену лидерства в сфере образования уделяется большое внимание, однако остается много вопросов, касающихся педагогического воздействия и технологий, способствующих развитию лидерских навыков у студентов.
Развитие лидерских компетенций в вузе предполагает целенаправленный комплексный подход в образовательном процессе посредством взаимодействия студентов друг с другом, с кураторами, преподавателями, социальными партнерами, работодателями, позволяющий приобретать опыт лидерского поведения и развивать лидерские качества личности [8, 12, 14].
Модель компетенций - это набор определенных требований к знаниям и навыкам индивида в определенной должности, определяемый его личностными особенностями и стратегическими целями организации и способствующий их успешному достижению. Соответственно, лидерские компетенции в студенческом коллективе формируются на основе превосходства личностных качеств отдельных субъектов деятельности и взаимодействия в студенческой группе при психологической готовности личности обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели, стоящей перед данной группой [3, 4, 5, 6, 7].
Можно выделить следующие уровни развития лидерских компетенций у студентов: пороговый - лидерская позиция отсутствует или почти не выражена; ситуативный - лидерские качества проявляются под воздействием внешних обстоятельств; продвинутый - сильная потребность занимать лидерскую позицию.
Формирование лидерских компетенций у студентов предполагает развитие следующих навыков [1]: - интеллектуальных (связанных с готовностью к выполнению профессиональных задач, генерированием идей, предложением нестандартных идей и т. д.);
- организаторских (способности принимать решения и брать ответственность на себя, вести окружающих за собой, решать групповые задачи и т. д.);
- исполнительских (способность к длительной напряженной работе с высокой эффективностью, способность адекватно оценивать достигнутые результаты и нести за них ответственность и т. д.);
- социально-коммуникативных (способность находить общий язык, вести за собой, гасить конфликты при решении групповых задач и т. д.). Таким образом, компетенцию лидерства в студенческой среде можно
определить как взаимодействие лидера с членами группы, позволяющее культивировать у них самих лидерские качества и совместно развивать свою внутригрупповую субъектность к полисубъектности, без чего не появятся лидеры трансформационного уровня. Ведь формирование у студентов компетенции лидерства, высшего уровня развития (в трансформационной форме), обусловлено наличием у них модели метакомпетенции лидерства, включающей в себя такие универсальные компетенции, как: командная работа, ориентация на достижения, взаимопомощь, взаимовлияние, обслуживание других, личная и профессиональная эффективность и т. д., и служащей для облегчения приобретения остальных компетенций [19, 20].
Исследование лидерских качеств у студентов вузов
Итак, как же образовательное пространство оказывает влияние на формирование компетенции лидерства?
Первая возможность проявления лидерских качеств у студентов наступает на этапе знакомства и назначения старост учебных групп.
Прежде всего, обозначим способ, с помощью которого чаще всего выбирается староста. На первом общем собрании куратор группы назначает самого успешного студента по итогам набранных баллов при поступлении, либо же избрание кандидата происходит по личному желанию. Зачастую, оба этих способа не всегда оправдывают себя. Ведь староста - это человек, который призван быть в группе как частично формальным, так и неформальным лидером. А каким образом будет происходить сплочение группы, формирование ее собственных интересов и ценностей, и какую роль при этом будет играть выбранный староста - данная информация будет известна позже.
Однако, руководствуясь собственным выбором, кандидат соизмеряет свои амбиции с возможностями, возлагая на себя обязательства по сплочению группы и формированию ценностей в соответствии со своими взглядами. Это и выделяет его из общей группы и дает основания определять его к категории лидеров.
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2016 ТОМ 13 № 4
Для выявления личностных особенностей старост и изучения формирования лидерских компетенций было проведено исследование среди студентов 2-4 курсов Южного федерального университета, в котором приняли участие 145 человек, в том числе студенты из 8 студенческих групп и преподаватели.
В основу оценки лидерских качеств старост легла анкета из 45 вопросов, которая была разработана нами в рамках методики «360 градусов», подразумевающей освещение проблемы с разных точек зрения и уровней иерархии.
Студенты, староста и преподаватели отвечали на одинаковые вопросы, но с точки зрения собственного восприятия лидера конкретной группы. Итоговыми критериями успешности были выбраны следующие показатели, которые являются основополагающими в оценке лидерства и непосредственного выполнения обязанностей старосты: выполнение обязанностей, отношение с группой, лидерство, инициативность и новаторство, ответственность, авторитет, пунктуальность.
Исследование проводилось анонимно, что предположительно повысило уровень валидности.
По итогам проведенного исследования были составлены диаграммы по 7-ми критериям, характеризующим лидерские качества старост. Затем выводилась средняя оценка по каждой из опрошенных категорий. Сводная таблица оценки студентами лидерских качеств старост, средняя по 8-ми группам, представлена на рисунке 1.
Обязанности
Пунктуальность з Отношение с группой
2 \ Щ Преподаватель
Самооценка
Авторитет J \ X/ Лидерство ^^^^ Студенты
Ответственность Инициативность и новаторство
Рисунок 1. Сводная таблица результатов оценки лидерских качеств
старост студентами Figure 1. The summary table of the results of assessing the leadership qualities in the heads of student groups
В целом, тенденция оценки по всем показателям идет к усреднению выделенных критериев. Результаты исследования показали, что лишь в одной группе (№ 4) все показатели меньше или же равны половине. Это говорит о низкой оценке лидерских качеств конкретного старосты и указывает на негативное восприятие данной группой старосты в качестве несомненного лидера, а также на необходимость его переизбрания, т. к. в целом группой он не воспринимаем в этой социальной роли, его слова не являются авторитетными для студентов.
Оценка лидера преподавателями, как оказалось, соответствует мнению группы, и в большинстве своем показатели имеют небольшой размах (в пределах от 4 до 5). Однако помимо 4-й группы, по мнению представителей вышестоящего уровня, староста из группы 5 также имеет показатели намного ниже общей тенденции других студенческих групп. Такой перекос мнений говорит о необъективности поведения данного старосты по отношению ко всем иерархиям. Возможно, с нисходящей точки зрения не проявляется таких тонкостей и недостатков, соответственно, необходимо обратить особое внимание на взаимопонимание данного старосты и преподавателей, а также выяснить причины такого перекоса.
Интересными представляются и результаты оценки старостами себя как лидера. Выяснилось, что старосты вполне справедливо оценивают свои возможности и лидерские качества. Даже в некотором случае их оценка себя ниже, чем их оценка со стороны членов группы и преподавателей. Возможно, эта необъективность связана с желанием во всем быть лучше и с выраженным стремлением к совершенствованию, что говорит об истинных лидерских началах опрошенных старост. С другой стороны, при принятии старосты как лидера группа может давать ему своеобразный бонус в оценке лидерских качеств. Зачастую у группы возникает эффект ореола, когда все положительные качества гипертрофируются и авансом «перекидываются» и на другие особенности данного старосты.
Выявленная тенденция дает основания полагать, что авторитет старост в опрошенных группах достаточно весом, ведь эффект авансирования действует только в случаях, когда человек положительно воспринимаем группой и имеет для нее определенную значимость.
Трезвая оценка собственных достоинств и недостатков старост говорит о высокой степени самоорганизованности и зрелости самой личности. Умение анализировать собственные поступки, находить изъяны и совершенствовать свою деятельность - это качество лидера, который стремится быть лучше и вести группу за собой.
Сводная таблица, исходя из усредненных данных опрошенных, равнозначна и, в целом, достаточно положительна. Все показатели выше среднего
и, что самое главное, накладываются друг на друга. Это говорит о схожести мнений все трех групп опрошенных и, самое главное, показывает, что староста является лидером и несомненным авторитетом в группе, исходя из заданных критериев.
Несмотря на то, что ни один показатель не соответствует максимальной оценке, диаграмма достаточно четко демонстрирует признание старост в группах, а также их авторитетность как для студентов, так и для преподавателей. Старосты осознают степень своей ответственности и возлагаемые на них обязанности, демонстрируют лидерские качества, видят области роста и самосовершенствования.
Представителям всем студенческих групп была предоставлена обратная связь о результатах проведенного исследования. Результаты действительно отражают истинную ситуацию в группах и являются абсолютно оправданными. Студенты подтвердили все недочеты и преимущества их старост, оценили сильные и слабые стороны, а также провели параллель между собственным мнением и результатами анкетирования.
Общая оценка соответствует и мнению самих преподавателей, которые представляли самую немногочисленную сторону в методике. Тем не менее, их мнение соответствует мнению членов группы и вливается в общей контекст исследования.
В одной экспериментальной группе, где результаты исследования оказались значительно ниже общей тенденции, студенты всерьез задумались о личности, занимаемой данную должность. Единогласно было принято решение о смене кандидатуры, поскольку негативная характеристика о деятельности данного старосты оказалась не просто субъективным мнением, а общей тенденцией.
Таким образом, исследование подтвердило, что старосты в большинстве случаев являются реальными признанными лидерами для членов своих студенческих групп и оказывают значительное влияние на коллектив.
Осознание сущности самого феномена лидерства возможно лишь в пределах группы людей, поскольку любой член группы, при решении общих задач, может так или иначе оказаться лидером в процессе их взаимодействия.
Поэтому в рамках методики «360 градусов» студентам и преподавателям было предложено выбрать из группы людей, наиболее проявляющих лидерские качества, а также (студентам) оценить себя по шкале от 1 до 5. Также студентам были заданы вопросы об имеющемся опыте работы, в том числе по специальности, о научно-исследовательской деятельности, увлечении спортом и творческой самодеятельности.
Среди студентов, набравших максимальное количество баллов, большинство имеют опыт работы - 60 % (38 % работают по специальности), они
активно вовлечены в образовательный процесс - 83 %, участвуют в научной деятельности - выступают на конференциях, «Неделе науки», имеют публикации - 58 %>, а также участвуют в творческой самодеятельности - 63 %>.
Интересно, что среди признанных неформальных лидеров в группе большинство были мужского пола, а старосты - женского, поэтому одним из актуальных направлений является исследование гендерных особенностей лидерства среди студенческой молодежи.
При оценке своих лидерских качеств большинство студентов адекватно оценивали свои навыки или слегка занижали их, не желая брать на себя лишние обязательства.
Поэтому основной проблемой при формировании лидерских качеств является то, насколько сам студент осознает уровень развития своих лидерских навыков, какие лидерские компетенции он проявляет, как осознает и сопоставляет свой личностный потенциал и потенциал других членов группы, как оценивает уровень развития уже сформированных компетенций и формулирует актуальные задачи для дальнейшего личностного и группового развития.
Также в ходе исследования было отмечено, что уже на втором курсе обучения количество студентов, проявляющих лидерский потенциал, начинает снижаться, что говорит о том, что в условиях образовательного пространства студентам сложно самостоятельно развивать и проявлять свои лидерские качества и необходимо создавать условия для развития лидерства в студенческой среде.
Формирование лидерских компетенций студентов в условиях вуза
Для формирования лидерских компетенций студентов в условиях вуза необходимо, во-первых, определить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих формированию лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе, отражающий потребности студентов на каждом этапе их обучения, во-вторых, разработать методику формирования лидерских компетенций студентов в условиях вуза, и, в-третьих, разработать и внедрить в образовательную практику программно-методическое обеспечение данной методики [15].
Особое место в условиях формирования и развития лидерских качеств у студентов в системе высшего образования играет студенческое самоуправление (ССУ). ССУ - одна из основных форм воспитательной работы в вузе, направленная на создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере, решающая вопросы в различных областях студенческой жизни и формирующая всесторонне развитые, творческие личности с активной жизненной позицией, подготовку современных
специалистов, конкурентоспособных на рынке труда [11]. К наиболее эффективным организационным формам ССУ, способствующим формированию лидерских компетенций, можно отнести: формы соуправления вузом, формы реализации управленческих полномочий (студсовет, оргкомитет, старостат, совет факультета, совет группы, групповые и факультетские собрания), формы реализации целевых функций (студклуб, студенческое научное общество, спорткомитет, профильные объединения на факультетах), формы подготовки студенческого лидера (кураторский час, самопрезентация первокурсников, профильная смена в летних лагерях), формы социального партнерства (Совет молодежи, студенческий форум молодежной инициативы), формы оценки результативности самоуправленческой деятельности (отчеты старост) [15].
Разработка и внедрение проектно-командных форм деятельности над инновационными проектами способствуют развитию навыков командного взаимодействия, позволяют находить нестандартные решения в процессе работы и творчески подходить к вопросам развития проекта («Проектный модуль»).
Одним из этапов развития экспериментальной площадки является поиск направлений интеграции учебной и научной деятельности (в рамках НИР студентов). Включение в содержание ФОС спецкурсов раскрывает аспекты феномена лидерства (курсы «Лидерство, карьера и тайм-менеджмент», «Руководство и лидерство», «Организационное поведение», «Командообразование»). Внедрение практико-ориентированных модулей обучения предполагает формирование профессионального опыта студентов, связанного с практической деятельностью в организации при активном участии работодателей (учебная, производственная и преддипломная практики).
Таким образом, основными направлениями комплекса должны стать: создание комфортного социально-психологического климата в студенческой среде; обеспечение эмоциональной адаптации студентов на всех этапах пребывания в вузе; активное участие в студенческом самоуправлении вуза, включение в содержание ФОС спецкурсов, раскрывающих аспекты феномена лидерства; применение проектно-командных форм деятельности; интеграция учебной и научной деятельности; внедрение практико-ориентированных модулей обучения; организация возможности многостороннего творческого развития личности студентов и т. д.
Выводы
Проведенное исследование показало потребность рынка труда в молодых специалистах, обладающих ярко выраженными лидерскими качествами.
Эффективное обучение лидерским навыкам предполагает формирование у студентов компетенции лидерства в трансформационной форме, обусловленной наличием модели метакомпетенции лидерства, включающей
в себя универсальные компетенции: командную работу, ориентацию на достижения, взаимопомощь, взаимовлияние, обслуживание других, личную и профессиональную эффективность и т. д., которые служат для облегчения приобретения остальных компетенций.
Исследование лидерских качеств студентов вуза показало, что старосты учебных групп осознают степень ответственности и возлагаемые на них обязанности, демонстрируют лидерские качества, видят области роста и самосовершенствования и транслируют их другим членам группы. Большинство студентов, обладающих признанными лидерскими навыками, имеют опыт работы, в том числе по специальности, активно вовлечены в образовательный процесс, заняты в научных проектах, а также участвуют в творческой самодеятельности.
Формирование лидерских компетенций студентов в условиях вуза предполагает наличие комплекса организационно-педагогических условий, таких как ССУ, проектно-командные формы деятельности и т. д., а также методик формирования лидерских компетенций студентов в условиях вуза, подкрепленных программно-методическим обеспечением, что, несомненно, является основным направлением дальнейших исследований по данной теме.
Литература
1. Авдеева А. В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2010. - 195 с.
2. Анисимов Н. Д., Бударин П. Ю., Касьяник Ю. В. Оценка способностей к лидерству и командному сотрудничеству у студентов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. -№ 20. - С. 65-170.
3. Байсбаев Е. А. Современные подходы к формированию ключевых компетентностей // Вопросы педагогики. - 2011. - № 2. - С. 75-77.
4. Байхонова С.З. Управление качеством образования на основе компе-тентностного подхода // Менеджмент в образовании. - 2010. - № 4. -С. 260-265.
5. Грачев В. В., Жукова О. А., Орлов А. А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Педагогика. - 2009. - № 2. -С. 107-111.
6. Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 8-15.
7. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. - М.: Национальное образование, 2012. - 416 с.
8. Лукаш С. Н., Тимченко П. В. Педагогические условия развития лидерских качеств у студенческой молодежи // Человек и образование. - 2015. -№ 2 (43). - С. 104-108.
9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 485 с.
10. Перспективные направления исследований молодых ученых в экономике: сборник трудов научного сообщества обучающихся экономического факультета ЮФУ / Под общ. ред. Е. В. Михалкиной. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. - 330 с.
11. Положение о студенческом совете ЮФУ // URL: http://sfedu.ru/ www/stat_pages22.show?p=STD/N1034
12. Рубцов В. В.,Забродин Ю. М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда // Вестник практической психологии образования. - 2012. - № 3.
13. Ручкина Т. В. Управленческое лидерство как профессиональная компетенция в эпоху социокультурных трансформаций // Экономика и социум. - 2014. - № 2-5 (11). - С. 1146-1455.
14. Хомутский Д. Ю., Андреев Г. С. Формирование компетенций инновационного лидерства на основе модели дизайн-мышления // Управление развитием персонала. - 2016. - № 3. - С. 174-178.
15. Шафеева Н. Д. Студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 242 с.
16. Ярулина Л. П. Лидерство в студенческой среде как фактор формирования компетенций и интеграции в гражданское общество // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2008. - № 1. - С. 122-126.
17. Adams T C.,Keim M. C. Leadership practices and effectiveness among Greek student leaders // College Student Journal. - 2000. - V. 34. - no. 2. - pp. 259-270.
18. Hoffman E., Acosta-Orozco C. Life-metaphors among Colombian leadership students: core values and educational implications // College Student Journal. - 2015. - V. 49. - no. 3. - pp. 438-446.
19. Morden T. Leadership as competence // Management Decision. - 1997. -V. 35. - no. 7. - pp. 519-526.
20. Romanovtseva O. V.The competence approach in education // Contemporary Problems of Social Work. - 2016. - V. 2. - no. 4 (8). - pp. 83-91.
References
1. Avdeeva A. V. Formirovanieliderskikhkompetentsiiv protsesseprofessional'nogo stanovleniya spetsialista v vuze. Diss. kand. ped. nauk [Forming leadership competencies in the process of professional development of a specialist in the institute of higher education. Cand. ped. sci. diss]. Tambov, 2010. 195 p.
2. Anisimov N. D., Budarin P. Yu., Kas'yanik Yu. V. Otsenka sposobnostei k lid-erstvu i komandnomu sotrudnichestvu u studentov [Assessing the abilities to leadership and team cooperation in students]. Vestnik Universiteta (Gosu-darstvennyi universitet upravleniya) - Bulletin of University (State University of Management), 2014, no. 20, pp. 65-170.
3. Baisbaev E. A. Sovremennye podkhody k formirovaniyu klyuchevykh kompetentnostei [Modern approaches to the formation of key competencies]. Voprosy pedagogiki - Approaches to Pedagogy, 2011, no. 2, pp. 75-77.
4. Baikhonova S. Z. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove kompe-tentnostnogo podkhoda [Quality management of education on the basis of the competence approach]. Menedzhment vobrazovanii - Management in Education, 2010, no. 4, pp. 260-265.
5. Grachev V. V., Zhukova O. A., Orlov A. A. Kompetentnostnyi podkhod v vys-shem professional'nom obrazovanii [The competence approach in higher professional education]. Pedagogika - Pedagogy, 2009, no. 2, pp. 107-111.
6. Ermakov D. S. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii [The competence approach in education]. Pedagogika - Pedagogy, 2011, no. 4, pp. 8-15.
7. Efremova N. F. Kompetentsii v obrazovanii: formirovanie i otsenivanie [Competencies in education: forming and assessing]. Moscow, Natsional'noe obrazovanie Publ., 2012. 416 p.
8. Lukash S. N., Timchenko P. V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya liderskikh kachestv u studencheskoi molodezhi [Pedagogical conditions of the development of leadership qualities in students]. Chelovek i obrazovanie -The Man and Education, 2015, no. 2 (43), pp. 104-108.
9. Meskon M., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management]. Moscow, Delo Publ., 1997. 485 p.
10. Mikhalkina E. V. Perspektivnyenapravleniya issledovaniimolodykh uchenykh v ekonomike: sbornik trudov nauchnogo soobshchestva obuchayushchikhsya ekonomicheskogo fakul'teta YuFU [Perspective directions of researches of young scientists in economics: proceedings of the scientific community of students of the economics department of Southern Federal University]. Rostov-on-Don, Southern Federal University Publ., 2016. 330 p.
11. Regulations on the student council of Southern Federal University. Available at: http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=STD/N1034
12. Rubtsov V. V., Zabrodin Yu. M. Kompetentnostnyi podkhod kak kontsep-tual'naya osnova svyazi professional'nogo obrazovaniya i professional'nogo truda [The competence approach as a conceptual basis of the connection between professional education and professional work]. Vestnik praktiches-koi psikhologii obrazovaniya - Bulletin of Practical Psychology of Education, 2012, no. 3.
13. Ruchkina T. V. Upravlencheskoe liderstvo kak professional'naya kompe-tentsiya v epokhu sotsiokul'turnykh transformatsii [Managerial leadership as a professional competence in the era of socio-cultural transformations]. Eko-nomika i sotsium - Economics and Society, 2014, no. 2-5 (11), pp. 1146-1455.
14. Khomutskii D. Yu., Andreev G. S. Formirovanie kompetentsii innovatsi-onnogo liderstva na osnove modeli dizain-myshleniya [Forming competencies of innovative leadership on the basis of the model of design thinking]. Upravlenie razvitiem personala - Management of Personnel Development, 2016, no. 3, pp. 174-178.
15. Shafeeva N. D. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor razvitiya liderskikh kachestvstudentov. Diss. kand.psikh. nauk[Student government as a factor of the development of leadership qualities in students. Cand. psych. sci. diss]. Moscow, 2013. 242 p.
16. Yarulina L. P. Liderstvo v studencheskoi srede kak faktor formirovaniya kompetentsii i integratsii v grazhdanskoe obshchestvo [Leadership in the student's environment as a factor of competence development and integration into civil society]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsion-nyi aspect - Contemporary Higher School: Innovative Aspects, 2008, no. 1, pp. 122-126.
17. Adams T. C., Keim M. C. Leadership practices and effectiveness among Greek student leaders. College Student Journal, 2000, V. 34, no. 2, pp. 259-270.
18. Hoffman E., Acosta-Orozco C. Life-metaphors among Colombian leadership students: core values and educational implications. College Student Journal, 2015, V. 49, no. 3, pp. 438-446.
19. Morden T. Leadership as competence. Management Decision, 1997, V. 35, no. 7, pp. 519-526.
20. Romanovtseva O. V. The competence approach in education. Contemporary Problems of Social Work, 2016, V. 2, no. 4 (8), pp. 83-91.