Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-компетенция / педагогическая технология / студенты вуза / цифровые навыки / ICT-competence / pedagogical technology / university students / digital skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова Мария Валерьевна, Плужникова Юлия Александровна

В статье представлены результаты исследования процесса формирования ИКТ-компетенции у будущих специалистов на ступени вузовского образования. Актуальность исследуемой проблемы определяется необходимостью обеспечить качественную и эффективную подготовку квалифицированных кадров для работы в новых условиях цифровой экономики. Совершенствовать этот процесс поможет использование современных педагогических технологий, отличающихся от традиционных методик направленностью на интерактив, рефлексию осваиваемого студентами опыта, поэтапное проектирование и мониторинг деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плеханова Мария Валерьевна, Плужникова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of research carried out to investigate the process of forming future specialists’ ICT-competence while studying at university. The topicality of the problem under research is determined by the necessity to provide for the effective training of highly qualified professionals ready to work in the new environment of modern digital economy. To improve the process it is necessary to implement modern pedagogical technologies that differ from the traditional ones by their targeting interactive work, reflexion of the experience acquired by the students, step-be-step pedagogic design and activity monitoring.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

Литература:

1. Булыгина, M.B. Социально коммуникативное развитие дошкольников средствами иностранного языка / М.В. Булыгина // Вестник Шадринского государственного педагогического института - 2016. - № 1(29). - С. 64-67

2. Логвинова, О.Ю. Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста / О.Ю. Логвинова, C.B. Мещерякова, А.Б. Денисова, К.И. Кеворкова // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - С. 468-472. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22627/ (дата обращения: 26.06.2023)

3. Линкер, С. Язык как инстинкт / С. Линкер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 456 с.

4. Семчук, Л.А. Возрастная психология: учебно-методический комплекс / сост.: Л.А. Семчук, А.Л. Янчий. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 226 с.

5. Солдатенко, К.Ю. Формирование иноязычных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Солдатенко Ксения Юрьевна; [Место защиты: Московский городской педагогический университет]. - Москва, 2020. -27 с.

6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд. / Г.А. Урунтаева. - М.: Лздательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

7. Hidden Picture Games II URL: https://games4esl.com/powerpointgames/hidden-picture-ppt-games/

8. 20 Super Fun ESL Kindergarten Games H URL: https://games4esl.com/esl-kindergarten-games/

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук Плеханова Мария Валерьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна); кандидат педагогических наук Плужникова Юлия Александровна

Коломенский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский политехнический университет» (г. Коломна)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩЕГОСПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В статье представлены результаты исследования процесса формирования ЛКТ-компетенции у будущих специалистов на ступени вузовского образования. Актуальность исследуемойпроблемы определяетсянеобходимостью обеспечить качественную и эффективную подготовку квалифицированных кадров для работы в новых условиях цифровой экономики. Совершенствовать этот процесс поможет использование современных педагогических технологий, отличающихся от традиционных методик направленностью на интерактив, рефлексию осваиваемого студентами опыта, поэтапное проектирование и мониторинг деятельности.

Ключевые слова: ЛКТ-компетенция, педагогическая технология, студенты вуза, цифровые навыки.

Annotation. The article presents the results of research carried out to investigate the process of forming future specialists' ICT-competence while studying at university. The topicality of the problem under research is determined by the necessity to provide for the effective training of highly qualified professionals ready to work in the new environment of modern digital economy. To improve the process it is necessary to implement modern pedagogical technologies that differ from the traditional ones by their targeting interactive work, reflexion of the experience acquired by the students, step-be-step pedagogic design and activity monitoring.

Key words: ICT-competence, pedagogical technology, university students, digital skills.

Введение.Леобходимость освоения цифровых навыков и информационно-коммуникационной компетенции (ЛКТ-компетенции) обучающимися на всех уровнях образовательной системы является одной из приоритетных задач современного российского образования, что определяетсярядом нормативных документов, в частности, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [6], федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [4]. Это необходимо для успешного встраивания молодежи в «информационное пространство знаний», которое создается в нашей стране для «...обеспечения прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создания условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора» [4]. Поставленная задача делает особенно актуальной проблему совершенствования подготовки в высших учебных заведениях страны будущих специалистов, обладающих ПКТ-компетенцией высокого уровня. Однако отечественная система образования, долгое время ориентировавшаяся на традиционную репродуктивную парадигму, пока не в полной мере обеспечена разработанными современными педагогическими технологиями, которые решали бы эту задачу эффективно.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, наблюдение и рефлексия собственного педагогического опыта авторов позволяет предположить, что в основе формирования ИКТ-компетенции будущих специалистов, обучающихся в вузах, должно быть специально организованное овладение обучающимися «творческим рефлексивным субъектным опытом проектирования и осуществления профессиональной деятельности с применением современных ИКТ и цифровых ресурсов» [2, С. 9]. Такая исходная установка отражает то общее, что характерно для процесса вузовской подготовки студентов вне зависимости от выбранного направления или специализации. Ориентация на обучение через опыт деятельности характерна для многих современных педагогических технологий, особенности применения некоторых из них для формирования ИКТ-компетенции студентов будут рассмотрены в нашей работе.

Изложение основного материала статьи. Широкое внедрение ИКТ, цифровых инструментов и сервисов во все сферы производства и общественной жизни обусловило актуализацию задачи, стоящей перед современными российскими вузами:обеспечить квалифицированными кадрами активно развивающуюся цифровую экономику России. Эта объективная необходимость нашла свое отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС ВО 3++), в содержание которых с 2021 года обязательно включаются «цифровые навыки и компетенции» [3], владение которыми подразумевает умение решать профессиональные, социальные, личные и др. задачи с использованием различных информационных, коммуникационных и цифровых технологий и инструментов [7]. В рамках нашей работы будет рассматриваться ИКТ-компетенция как основа для последующей профильной ориентации в формировании цифровых компетенций выпускников вуза.

Термин «ИКТ-компетенция» трактуется здесь как интегративная характеристика, основанная на комплексе научных знаний, умений и навыковв сфере компьютерных и ИКТ-технологий, требуемых для успешного осуществления профессиональной деятельности, умение творчески использовать ИКТ, опираясь на их развивающий потенциал, для решения новых нестандартных задач. Интеграция мотивационно-ценностного, когнитивного, коммуникативно-деятельностного и рефлексивного компонентов ИКТ-компетенции как необходимых и достаточных элементов, выступающих реперными точками для мониторинга ее сформированности, проявляется в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии этих составляющих, взаимном обогащении характеристик и свойств в составе целого.

В последние десятилетия методология отечественной педагогической науки все в большей степени ориентируется на технологический подход, нацеленный на овладение педагогом вариативными технологиями и их использование в образовательном процессе для достижения высокой результативности в деятельности. Различные аспекты названного подхода к рассматривали в своих работах многие российские исследователи: М.Е. Бершадский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Л.К. Гребенкина, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др. С нашей точки зрения, наиболее емким и лаконичным представляется определение сущности педагогической технологии, данное Л.К. Гребенкиной: это «система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей» [1, С. 67-68]. При этом развитие педагогических технологий связывается автором с новым, более качественным уровнем деятельности педагога, с совершенствованием его мастерства, поскольку их проектирование и описание справедливо трактуется как сложный, многоуровневый процесс.

Рассматривая педагогические технологии как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [5, С. 126], подчеркнем, что любая образовательная технология проектируется и реализуется в соответствии с определенными научными взглядами. Теоретическимоснованием для применения комплекса педагогических технологий, нацеленных на формирование ИКТ-компетенции у будущих специалистов, послужили следующие концептуальные идеи, являющиеся в то же время важнейшими условиями, предопределяющими успешность и результативность работы в избранном направлении. Это опора на системно-деятельностный и интегративный подходы в построении образовательного процесса; реализация партнерского взаимодействия преподавателей и студентов в благоприятной эмоционально-психологической атмосфере при учете индивидуальных особенностей обучающихся; формирование ИКТ-компетенции на рефлексивной основе в единстве всех ее компонентов; применение личностно ориентированного режима учебно-познавательной деятельности, самостоятельного представления и извлечения знания с использованием преимуществ интерактивных цифровых информационных источников,осуществление системного педагогического мониторинга (диагностическая основа).

Предлагаемый технологический комплекс предполагает последовательное, поэтапное продвижение студентов к намеченной цели - профессионально достаточному либо продвинутому уровню освоения ИКТ-компетенции через постепенный переход от умения действовать в учебных ситуациях к способности и готовности будущих специалистов осуществлять самостоятельную деятельность, творчески используя приобретенные умения в профессионально ориентированных ситуациях для решения нестандартных задач.

Каждая составляющая разрабатываемого технологического комплекса представляет собой определенную «микротехнологию» как совокупность целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов. Исходя из обозначенных научно-теоретических концептуальных позиций, наиболее перспективными и значимыми микротехнологиями можно считать: проектную работу (по возможности «под заказ» индустриального партнера), методики "case" и "basket" для групповой проработки потенциальных профессиональных практических задач, "debriefing" для их рефлексивного анализа, создание «ситуации успеха», ведение портфолио достижений для рефлексивной самооценки и самоанализа полученного опыта, микротехнологию "web-quest" и ее разновидность "geo-cashing" для упорядочивания самостоятельной поисковой активности студентов и многие другие. Поскольку рамки статьи не позволяют раскрыть весь их диапазон, в качестве иллюстрации приводятся микротехнологиикейсов с использованием ресурса "TimeLine" («лента времени») и "debriefing" («дебрифинг»).

Цель использования микротехнологии кейсов: повышение учебной мотивации, стимулирование познавательной и исследовательской деятельности, совершенствование навыков работы с информацией и способов презентации полученных результатов.

Содержание: освоение студентами цифровых компетенций (знание способов поиска, обработки, отбора, систематизации и презентации информации из цифровых источников (текст, видео, аудио, изображения), правил представления информации на базе цифрового ресурса «лента времени»; умения составлять поисковые запросы, анализировать, систематизировать, сохранять данные; эффективно использовать цифровые ресурсы для составления и презентации обзоров в формате «лента времени»;навыки организации собственной учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых инструментов; навыки командной работы над проектом с помощью виртуальной доски), а также приобретение опыта работы с универсальными «сквозными» цифровыми технологиями (с поисковыми цифровыми системами, информационно-справочными и словарными цифровыми ресурсами на основе BigData, возможность применения AI (искусственного интеллекта) в части преобразования графического образа текста в звучащую речь).

Описание: Задание кейса предполагает групповую работу студентов по разработке и представлению хронологии событий в формате TimeLine - «лента времени». Подобный формат применим в будущей профессиональной деятельности специалистов из различных сфер и отраслей - образование, управление проектами, маркетинг, менеджмент, журналистика, юридическое консультирование, инжиниринговые разработки и т.д. Как правило, при подготовке любого проекта одной из важных составляющих является презентация аналитического обзора того, что уже сделано и каковы возможные дефициты, чтобы обосновать актуальность и востребованность предлагаемого нового решения.

Обзор «Лента времени» позволяет в рамках одного цифрового сервиса создать свою уникальную «историю событий», основываясь на собранной информации из различных источников (и здесь возможно применение техники web-quest), дополнив ее иллюстрациями, фото- и видеоматериалами, интервью, интерактивной картой, «ожившей историей» со звуком, озвученными текстами и музыкой, анимацией; инфографикой, «облаком слов» и пр. Интегрирование максимального количества цифровых презентационных инструментов активизирует творческие способности студентов, побуждает правильно составлять поисковые запросы, оценивать и отбирать необходимую информацию, логически ее выстраивать и визуализировать.

Следует отметить, что работа будущих специалистов в группах или командах может происходить как синхронно, на занятии, так и асинхронно, в удаленном формате. Дистанционную групповую работу позволяют организовать и структурировать цифровые ресурсы типа «виртуальная доска» или «онлайн-доска», например, Jamboard, Miro, Padlet, Trello и другие. Подобные командные мобильные технологии дают возможность организовать коллективное планирование

действий команды, выполняющей общее задание, самостоятельную работу студентов в малых группах с распределением поручений, четко обозначив зоны ответственности, сроки выполнения и формат представления результата.

Самостоятельная групповая работа студентов над кейс-заданием носит креативный характер, что предполагает со стороны преподавателя консультативную поддержку и максимальное поощрение творческого подхода при отборе и презентации информации. Консультативная тьюторская поддержка может выражаться и в инструктаже по правилам и алгоритмам работы над созданием «ленты времени» с помощью цифрового cepBHcaTimeLine (http://timeline.knightlab.com/). Однако значительно полезнее, чтобы студенты сами осваивали предложенные инструкции, которые предоставлены на сервисе: есть подробные рекомендации по работе с инструментарием, сопровождаемые скриншотами, по шагам работы с «лентой». Дополнительным «бонусом» является возможность совершенствовать иноязычные навыки, поскольку материалы ресурса публикуются на английском языке.

Результат: укрепление положительной мотивации к овладению ИКТ-компетенцией и цифровыми навыками, активизация учебно-познавательной и поисково-творческой деятельности, гармонизация взаимоотношений в учебном коллективе.

Как было указано ранее, процесс обучения будущих специалистов выстраивается на рефлексивной основе при обязательной диагностической компоненте, поэтому описанную выше работу с кейсом предлагается дополнить, применив микротехнологию «дебрифинга».

Цель: помочь студентам отрефлексировать полученный опыт, обнаруживать новые идеи, делать полезные «личные открытия», эффективно закреплять новое и получать обратную связь.

Содержание: обеспечение структурированного процесса, направленного на получение обратной связи по результатам выполнения в группе учебно-исследовательского задания, в ходе которого преподаватель задает вопросы, а студенты анализируют работу группы и личный вклад участников.

Описание: Существуют различные методики проведения дебрифинга, тем не менее, основные моменты, подлежащие групповой рефлексии и анализу, можно представить в следующей схеме: 1) описание опыта (Что происходило?) и «создание знания»; 2) осознание эмоционально-психологических состояний (Какие чувства при этом испытывали?);

3) генерирование аналитических гипотез для обобщения опыта (Чему научились? Довольны ли результатом?);

4) интерпретация опыта (Как это соотносится с практикой, с реальной жизнью, чем полезно? Что в этом хорошего или плохого?); 5) экстраполяция учебной ситуации (Как бы изменились действия / поведение при иных условиях?); 6) побуждение к поиску альтернативных стратегий, возможных «зон личностного роста» (Что можно было сделать по-другому, что бы тогда изменилось?) [8].

Следует отметить, что количество и последовательность вопросов от преподавателя могут варьироваться, но в основе должны оставаться следующие структурные элементы дебрифинга: сбор данных, их осознание студентами и интерпретация, выводы и планирование будущей работы. Важно, чтобы все участники понимали, что «дебрифинг не предусматривает оценки и критики» [там же], это обсуждение опыта по определенным правилам, не исключающее, а, скорее, предполагающее расхождения между студентами в мыслях, впечатлениях, ощущениях, эмоциях и пр.

Микротехнология «дебрифинга» способствует тому, чтобы каждый участник команды, выполнявшей задание, смог соотнести достигнутый результат с поставленной изначально целью, осознать свое участие, приобретенный опыт, совершенные (возможно) ошибки, проанализировать впечатления, эмоции и ощущения в ходе работы, сделать выводы для будущих проектов.

Результат: развитие критического мышления, аналитических, проектировочных, рефлексивных умений у будущих специалистов; поддержание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы на занятиях в учебнойгруппе; стимулирование положительной мотивации к учебно-исследовательской деятельности в целом, и к овладению ИКТ-компетенцией, в частности.

Реализация описанной микротехнологии предполагает, что особый акцент делается на обеспечении готовности будущих специалистовксистематическому осуществлению рефлексии и мониторинга процесса и результатов овладения ИКТ-компетенцией на всех этапах деятельности. При этом особую роль играют определенная психологическая установка студентов, эмоционально-волевые усилия, стратегическое поведение в противовес импульсивному поведению.

Выводы. В заключение следует подчеркнуть, что приведенные примеры, иллюстрируя комплексную технологию формирования ИКТ-компетенции у студентов вуза, не исчерпывают весь ее диапазон. У преподавателя, работающего по данной технологии, есть возможность вариативного применения этих и других микротехнологий для успешного достижения поставленной цели - овладения будущими специалистами профессионально достаточным или продвинутым уровнем ИКТ-компетенции.

Литература:

1. Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: монография / Л.К. Гребенкина; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. - 2-е изд., испр. и доп. - Рязань, 2006. - 224 с.

2. Плеханова, М.В. Формирование общепедагогической ИКТ-компетентности будущего учителя на основе системно-деятельностного подхода: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Плеханова Мария Валерьевна. - М., 2021. - 310 с.

3. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 №1456 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования»: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/400819549/ (дата обращения: 05.11. 2022)

4. Приказ Минэконом развития России от 24.01.2020 №41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/ (дата обращения: 26.12.2022)

5. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. -М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 670 с.

6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 09.05.2023)

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования: [сайт]. - URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 05.11. 2022)

8. Юдаева, Ю.А. Роль и место дебрифинга в симуляционном тренинге / Ю.А. Юдаева, Д.М. Снасапова, Л.Д. Аксарова, О.В. Соловых, В.А. Свистунова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2.: [сайт]. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29729 (дата обращения: 02.06.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.