Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-компетентность / ИКТ-компетентность студентов / информационно-коммуникационные технологии / информационные технологии в образовании / учитель-дефектолог / подготовка дефектолога / дефектологическое образование. / IT competence / IT competence of students / information and communication technologies / information technologies in education / teacher-defectologist / training of defectologist / defectological education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева И. Н.

В статье приведены результаты исследования сформированности информационнокоммуникационной компетентности студентов 4 курса бакалавриата направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Исследование осуществлялось с применением методов онлайн-анкетирования, наблюдения за использованием ИКТ будущими дефектологами при решении учебных и профессиональных задач, при выполнении лабораторных и контрольных работ по дисциплинам «Информационные технологии в специальном образовании», «Педагогическая практика». Анализ полученных результатов обозначил проблемные точки, позволяющие скорректировать составляющие процесса подготовки студентовдефектологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS: RESEARCH RESULTS

The article presents the results of a study of the formation of information and communication competence of students of the 4th year of bachelor's degree in the direction of training 44.03.03 "Special (defectological) education". The research was carried out using such methods as: online questionnaires, monitoring the use of IT by future defectologists in solving educational and professional tasks, performing laboratory and control work in the disciplines of "Information technology in special education", "Pedagogical practice". The analysis of the obtained results identified the problem points that allow correcting the components of the process of training students-defectologists.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 378

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2023 И. Н. Гусева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: gin200706@mail.ru

Курский государственный университет

В статье приведены результаты исследования сформированности информационно-коммуникационной компетентности студентов 4 курса бакалавриата направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Исследование осуществлялось с применением методов онлайн-анкетирования, наблюдения за использованием ИКТ будущими дефектологами при решении учебных и профессиональных задач, при выполнении лабораторных и контрольных работ по дисциплинам «Информационные технологии в специальном образовании», «Педагогическая практика». Анализ полученных результатов обозначил проблемные точки, позволяющие скорректировать составляющие процесса подготовки студентов-дефектологов.

Ключевые слов: ИКТ-компетентность, ИКТ-компетентность студентов, информационно-коммуникационные технологии, информационные технологии в образовании, учитель-дефектолог, подготовка дефектолога, дефектологическое образование.

INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS: RESEARCH RESULTS

© 2023 I. N. Guseva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Speech Therapy, Oligophrenopedagogics and the Basics of Special Education e-mail: gin200706@mail.ru

Kursk State University

The article presents the results of a study of the formation of information and communication competence of students of the 4th year of bachelor's degree in the direction of training 44.03.03 "Special (defectological) education". The research was carried out using such methods as: online questionnaires, monitoring the use of IT by future defectologists in solving educational and professional tasks, performing laboratory and control work in the disciplines of "Information technology in special education", "Pedagogical practice". The analysis of the obtained results identified the problem points that allow correcting the components of the process of training students-defectologists.

Keywords: IT competence, IT competence of students, information and communication technologies, information technologies in education, teacher-defectologist, training of defectologist, defectological education.

Актуальность настоящего исследования диктуется, во-первых, требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который выделяет группы занятий: преподаватели в системе специального образования, преподавательский персонал специального обучения и дает описание и характеристику трудовых функций. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение» включает в себя трудовые умения, среди которых владение ИКТ-компетентностями: общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» включает в себя умения: применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [11]. Эти же умения включены в квалификационные характеристики учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, тьютора, воспитателя [9]. Упомянутый профессиональный стандарт сопряжен с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования «Бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование» [12], в нем указаны компетенции, которыми должен обладать выпускник - будущий преподаватель в системе специального образования. В общепрофессиональные компетенции входит способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, их отдельных компонентов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, государственная программа «Доступная среда» обеспечивает создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении; реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует их полноценному участию в жизни общества. В рамках реализации программы «Доступная среда» образовательные организации приобретают специальное учебное оборудование для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности, специально оснащенные компьютерные классы с выходом в сеть Интернет и специализированным программным обеспечением [7]. Также в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» 900 коррекционных школ обновят свою материально-техническую базу до 2024 года [8].

В связи с указанными требованиями стандартов, современной образовательной средой каждому дефектологу, начинающему свою профессиональную деятельность в современном, хорошо оснащенном классе, необходимо применять знания и умения в сфере современных информационных технологий. То есть проблема развития информационно-коммуникационной компетентности преподавателя специального образования, улучшения его навыков работы с вычислительной техникой, современными компьютерными и информационными технологиями является актуальной на сегодняшний день.

Профессионально-педагогическая компетентность современного учителя - это комплексное качество специалиста, включающее систему специализированных знаний,

умений, опыта профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств личности, позволяющее эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность и решать педагогические задачи [14; 2].

Т.А. Аймалитдинов и соавторы считают ИКТ-компетентностью систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющую педагогу свободно применять современные цифровые технологии в учебном процессе [15].

А.Н. Смирнова, Г.Д. Редченкова рассматривают ИКТ-компетентность педагогов как компьютерную грамотность, как умение использовать современное цифровое оборудование, желание и опыт применения компьютерных технологий в образовательном процессе [13]. Л. А. Лебедева, А.В. Невзорова под ИКТ-компетентностью учителя понимают готовность вести свою образовательную деятельность дистанционно, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, вести в школе электронный документооборот [6]. Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов подчеркивают, что ИКТ-компетентность специалистов системы образования - это способность и готовность педагога самостоятельно и ответственно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности [4]. Под ИКТ-компетентностью дефектологов Артёмова Е.Э., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Тишина Л.А. понимают комплекс необходимых знаний, умений, навыков и способностей, позволяющих эффективно осуществлять обучение, воспитание, развитие, коррекцию, социализацию и адаптацию обучающихся с ОВЗ с применением ИКТ на всех этапах работы: от проектирования до реализации [1]. Г.Г. Зак, В.А. Лисицына подчеркивают, что «ИКТ-компетентность учителя-дефектолога можно рассматривать как личное качество индивида, которое проявляется в умении самостоятельно использовать различные средства ИКТ в профессиональной деятельности при коррекционно-развивающем обучении. Основными показателями ИКТ-компетентности учителя-дефектолога можно считать знания, умения и навыки использования современных информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности» [5].

Под ИКТ-компетентностью дефектологов мы будем понимать систему прикладных знаний, умений и навыков, включающую основы работы в текстовых, табличных, графических редакторах, редакторах электронных презентаций, в специализированных (обучающих, развивающих) программах, онлайн-системах, в браузерах, электронной почте, мессенджерах, облачных конференц-платформах, базах данных, с мультимедийным оборудованием, позволяющую быть способными и готовыми самостоятельно эффективно осуществлять адаптацию, обучение, воспитание, развитие, коррекцию и социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Сформированность информационно-коммуникационной компетентности студентов бакалавриата направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность программы «Обучение и воспитание детей и подростков с ОВЗ» исследовалась Е.Э. Артёмовой, А.М. Даниловой, Е.В. Подвальной и Л.А. Тишиной у студентов 1-2 курсов, не приступивших к освоению учебных дисциплин по изучению информационных компьютерных технологий, то есть, по сути, изучалась ИКТ-компетентность, сформированная на уровне среднего общего или среднего профессионального образования. Диагностика сформированности ИКТ-компетентности студентов-дефектологов показала преобладание среднего уровня компетентности (58%), который соответствует, по мнению авторов, общепользовательскому компоненту ИКТ-компетентности [1].

Результаты определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учителя-дефектолога в образовательном пространстве обучающихся с умственной

отсталостью представлены Г.Г. Зак и В.А. Лисицыной. Выявлено, что 1/3 из 40 респондентов имеют базовый уровень ИКТ-компетентности [5].

Ю.М. Васиной, И.В. Чумаковой представлены результаты оценки сформированности компонентов готовности педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий. Авторами было отмечено, что у педагогов-воспитателей вызывали наибольшие трудности подбор и использование цифровых ресурсов, соответствующих потребностям и возможностям детей с ОВЗ, создание авторских цифровых ресурсов для решения конкретных коррекционно-педагогических задач, разработка и применение дидактических материалов с помощью ИКТ [3].

Задача данной статьи - показать сформированность информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов 4 курса, будущих учителей системы специального образования, после прохождения ими курса «Информационные технологии в специальном образовании».

В данной работе использовались теоретические методы: анализ научной литературы, нормативных документов, сравнение, систематизация и обобщение материалов по ИКТ-компетентности педагогов, студентов; эмпирические: метод анкетирования, тестирования, наблюдения, анализа продуктов деятельности студентов. Онлайн-анкета направлена на получение информации об использовании студентами-дефектологами программ офисного пакета, стандартного пакета операционной системы Windows; программ интернет-коммуникаций, электронных образовательных ресурсов; специализированных программ (обучающих, развивающих, коррекционных) (https://forms.gle/J8eMaGRRUaiinTDV8). Онлайн-тестирование включало задания, выполнение которых требовало знаний и умений использовать специализированные компьютерные программы: «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно»; редактор тестов MyTestx, онлайн-технологий диагностики, обучения, коррекции, развития, мониторинга: «Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)», «Матрица общения - communicationmatrix» (https://forms.gle/BvSrbmfsmyhLZC4D7), а также знаний интерфейсов и умений работать в офисных программах (ttps://forms.gle/WboUQHZyeWeXuiHY8). Наблюдение и анализ продуктов деятельности студентов были направлены на использование ИКТ будущими дефектологами на лабораторных занятиях в рамках дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» (108 ч.), а также при оформлении отчетных материалов после прохождения производственных практик в образовательных организациях. Оценивая уровень сформированности ИКТ-компетентности студентов, мы опирались на степень их самостоятельности при использовании ИКТ.

В исследовании приняли участие 102 студента 4 курса, обучавшихся по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование очной и заочной форм обучения, закончивших изучение дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» на предшествующем курсе. Экспериментальная работа проводилась в 2022/2023 учебном году.

Анализ результатов. Анализ результатов анкетирования (рис. 1) показал следующее: от 75,9 до 89,2% (в зависимости от редактора) респондентов утверждают, что они знают и используют текстовые, табличные, графические редакторы, редакторы быстрых публикаций, от 10,8 до 15,1% знают, но не используют их, 11,1% не знают редактор быстрых публикаций. 95% знают и используют мультимедийное

оборудование (персональный компьютер, ноутбук, принтер, сканер, мультимедиа проектор, электронную доску), 5% знают, но не используют.

95,00%

Тексшьый редакхир Табличный редактор Редактор Редакхир быстрых Технологии

электронных публикации испольчования

презентаций ыультшледшшого

оборудования

ИЗнаю, использую 0 Знаю, не использую 1Не знаю

Рис. 1. Результаты анкетирования. Текстовые, табличные редакторы, редакторы электронных презентаций, быстрых публикаций. Технологии использования мультимедийного оборудования

Результаты тестирования (рис. 2) и наблюдения показали, что от 81,3 до 89,2% (в зависимости от редактора) студентов знают возможности интерфейсов Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoin, Microsoft Pablisher. Умеют самостоятельно и в полном объеме: производить набор и редактирование текста; устанавливать основные параметры форматирования шрифтов, абзацев, страниц; работать с таблицами, иллюстрациями, колонтитулами, списками, формулами при работе в текстовом редакторе; осуществлять вычисления с помощью основных математических, логических и статистических функций; использовать формулы с абсолютными и относительными ссылками; строить диаграммы различных типов; применять возможности сортировки и фильтрации данных при работе в редакторе электронных таблиц; создавать свои и применять готовые стили оформления презентаций; размещать на слайдах объекты различного типа; настраивать анимационные эффекты; настраивать время демонстрации презентации; работать с презентацией в разных режимах при работе в редакторе электронных презентаций; создавать свои и применять готовые шаблоны публикаций; размещать на макетах публикаций объекты различного типа; настраивать дизайн, содержимое публикации при работе в редакторе быстрых публикаций. От 4,7 до 6% студентов выполнить те или иные задания самостоятельно и в полном объеме не могут. Чаще всего затруднения возникают при редактировании текстов по требованиям (отступы, сноски, колонтитулы), при работе с формулами (в текстовом редакторе), использовании формул и сортировки (в табличном редакторе), при настройке анимационных эффектов (в редакторе презентаций), выборе шаблона (в редакторе быстрых публикаций). От 4,8 до 12,3% респондентов имеют еще более многочисленные трудности при использовании рассматриваемых редакторов. Вызывает затруднение набор текста (используют 1-2 пальца), его проверка на правописание, форматирование

по требованиям, расстановка разрывов страниц и таблиц, вставка иллюстраций (при работе в текстовом редакторе); набор текста, использование формул, построение и изменение диаграмм (при работе в редакторе электронных таблиц); оформление и настройка презентации; выбор и оформление быстрых публикаций. 97,05% студентов знают и используют мультимедийное оборудование (персональный компьютер, ноутбук, принтер, сканер, мультимедиа проектор, электронную доску), у 2,95% возникают трудности при использовании принтера (чаще МФУ), электронной доски (в частности, ее калибровка).

Текстовый редактор Табличный редактор Редактор Редактор быстрых Технологии

элгкгрснных публикаций использования

презентаций мультимедийного

оборудования

ИЗ В2 П1

Рис. 2. Результаты тестирования. Текстовые, табличные редакторы, редакторы электронных презентаций, быстрых публикаций. Технологии использования мультимедийного оборудования

Результаты анкетирования (рис. 3) показали, что от 15,7 до 46,1% респондентов знают специализированные программы и сайты («Состав числа», «Лента времени»,

'5%

Щ 6620Уа

Редактор тестов «Состав числа» «Лента «В городском «Игры для «Учимся Сайт "Матрица Сайт "УМК

времени» двореэ Тигры« говорить коммуникации" СИПР.?Ф"

правильно»

□ Знаю, использую В Знаю, не использую ИНе знаю

Рис. 3. Результаты анкетирования. Специализированные программы, сайты «В городском дворе», «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры»; «МуТе$1х», "Матрица общения - соттитсайоптаШх", «УМК СИПР.РФ») и используют их. От 30,4 до 75% знают, но не используют специализированные ИКТ. Не знают специализированных программ и сайтов от 4 до 40,2% (в зависимости от программы, сайта), самыми «незнакомыми» являются специализированная программа «В городском дворе» и сайт «Матрица общения - соттитсайоптаШх».

Результаты тестирования (рис. 4) и наблюдения показали, что от 68,38 до 93,13% (в зависимости от программы, сайта) студентов знают назначение и основные возможности использования специализированных компьютерных программ «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе», «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры»; «МуТе$1х», онлайн-технологий диагностики, обучения, коррекции, развития, мониторинга «Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)», «Матрица общения -соттитсайоптаШх», умеют их использовать. От 0,6 до 28,63% знают указанные программы и сайты, но затрудняются в их использовании.

ад,

Редактор тестов «Состав числа» «Лента «В городском «Игры для «Учимся Сайт "Матрица Сайт "УМК

времени» двореэ Тигры« говорить коммуникации" СИПР.?Ф"

правильно»

□ з н: ш

Рис. 4. Результаты тестирования. Специализированные программы, сайты

Затруднения вызывает вызов методических рекомендаций в программе «Состав числа», создание регионального набора фотографий в программе «Лента времени», работа с калейдоскопом картин и фраз в программе «В городском дворе», использование микрофона при работе в программе «Игры для Тигры», создание личных кабинетов и ввод данных при работе на сайтах «УМК СИПР. РФ» и «Матрица общения - communicationmatrix».

У от 0,6 до 6,27% респондентов (в зависимости от программы, сайта) возникает при самостоятельном использовании еще больше трудностей: с запуском программ, выбором необходимого раздела, настройкой под индивидуальные особенности ребенка. При прохождении практик студенты очной формы обучения не часто самостоятельно используют изученные специализированные программы, однако студенты заочной формы обучения (воспитатели, учителя, логопеды) с удовольствием и целенаправленно внедряют их в свой учебно-воспитательный процесс.

Результаты анкетирования (рис. 5-6) показали, что от 14,8 до 80,4% студентов знают назначение и возможности использования стандартных приложений операционной системы Windows (Paint, «Звукозапись», «Ножницы», «Подключение к сетевому проектору»), в том числе из раздела «Специальные возможности» («Распознавание речи», «Экранная клавиатура», «Экранная лупа», «Экранный диктор») и используют их.

От 9,8 до 68,7% знают указанные приложения, но не используют, от 5,9 до 28,4% респондентов заявили о том, что не знают стандартные приложения.

80.40%

Paint Звукозапись Ножницн Подключение к сетевому

проектору

И Знаю, использую Э Знаю, не использую □ Не знаю

Рис. 5. Результаты анкетирования. Стандартные приложения операционной системы Windows

Рис. 6. Результаты анкетирования. Стандартные приложения операционной системы Windows,

раздел «Специальные возможности»

Результаты тестирования и наблюдения (рис. 7 и 8) показали, что от 63,7 до 99,01% студентов знают назначение и возможности использования стандартных приложений операционной системы Windows (Paint, «Звукозапись», «Ножницы», «Подключение к сетевому проектору»), в том числе из раздела «Специальные возможности» («Распознавание речи», «Экранная клавиатура», «Экранная лупа», «Экранный диктор») и самостоятельно используют их. От 13,73 до 36,27% знают указанные приложения, но затрудняются их использовать, чаще всего сложности возникают именно при запуске, а также при выключении программ («Распознавание речи», «Экранный диктор»). 3,92% респондентов испытывают трудности при работе в приложении «Распознавание речи», знают, где и как запустить, но не могут показать процесс использования.

Наблюдения и проверка отчетных материалов педагогической практики показывают, что 100% студентов используют ИКТ при разработке отдельных компонентов основных и дополнительных образовательных программ (календарно-

тематическое планирование, конспекты уроков, внеурочных мероприятий, результатов контроля знаний и умений обучающихся, электронных наглядных и дидактических материалов) и делают это самостоятельно, однако имеются текстовые работы (2-5%) неаккуратные, неверно отформатированные (не соблюдаются выравнивание текста, переносы, расстановка знаков препинания и др.), без проверки правописания, без номеров страниц. В собственных презентациях 5-10% студентов часто изменяют дизайн от слайда к слайду, не выдерживают требований единообразия к шрифтам, иллюстрациям, графикам, диаграммам и расположению разного рода элементов на слайде (один объект накладывается на другой).

98,03% 99,01%

Paint Звукозапись Ножницы Подключение к сетевому

проектору

□ 3 Н2 1

Рис. 7. Результаты тестирования. Стандартные приложения операционной системы Windows

Распознавание речи Экранная клавиатура Экранная лупа Экранный диктор

03 Э2 ■ 1

Рис. 8. Результаты тестирования. Стандартные приложения операционной системы Windows,

раздел «Специальные возможности»

Результаты анкетирования и наблюдения (рис. 9) показали, что от 50 до 99,1% студентов знают интерфейс и технологию работы в электронной почте (mail.ru, gmail.ru, mail.yandex.ru), в мессенджере (Telegram), в социальных сетях (ВК);

в сервисах для проведения вебинаров и онлайн конференций (Zoom, групповой звонок в ВК), в электронных библиотеках - университетской и Электронной научной библиотеке; знают основные информационно-поисковые системы; значение правильного поиска информации в сети; умеют использовать интерфейс и функционал указанных ИКТ, работать с информационно-поисковыми системами, формировать правильный поисковый запрос, находить необходимую информацию в электронных библиотеках. От 0,9 до 46% респондентов знают, но не используют рассматриваемые ИКТ.

ЭпЕктронная онопктгаа Научная .^ПЕКтрснная Интернет -^иувE^pti .Электронные ЭпЕктронная понта ОопачныЕ конф^р^нн-

уккБерситвтг онопкот sez мксэкокеры т:1тфор*.[ы

и Т к а ы- к : гс: г Ejyn- в Знаю, не кспогъзую ■ Не енлло

Рис. 9. Результаты анкетирования. Технологии коммуникации. Технологии для поиска информации

в сети Интернет

От 3,9 до 7,8% студентов не используют электронную библиотеку университета, научную электронную библиотеку, электронные мессенджеры.

Наибольшую трудность при работе в электронных библиотеках вызывают процесс поиска необходимой литературы, работа в электронном каталоге (выбор и установка конкретного запроса), переход из каталога в библиотеку к полнотекстовым источникам информации.

Результаты наблюдений показали, что все студенты знают назначение и характеристики основных элементов персонального компьютера, устройств ввода-вывода, хранения информации, умеют их использовать.

Выводы. Результаты исследования ИКТ-компетентности студентов 4 курса показывают, что в целом ИКТ-компетентность, то есть система прикладных знаний, умений и навыков, включающая основы работы в текстовых, табличных, графических редакторах, редакторах электронных презентаций, в специализированных (обучающих, развивающих) программах, онлайн-системах, в браузерах, электронной почте, мессенджерах, облачных конференц-платформах, базах данных, с мультимедийным оборудованием, позволяющая быть способными и готовыми самостоятельно эффективно осуществлять адаптацию, обучение, воспитание, развитие, коррекцию и социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, сформирована у 82,3% испытуемых. Анализ полученных результатов обозначил проблемные точки,

позволяющие скорректировать составляющие процесса подготовки педагогов-дефектологов.

В настоящее время перед нами стоит задача обновления и апробации курса «Информационные технологии в специальном образовании» с учетом полученных результатов, а также с учетом требований утвержденного в марте 2023 г. профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» [10].

Библиографический список

1. Артёмова, Е. Э. Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды / Е. Э. Артёмова, А. М. Данилова, Е. В. Подвальная, Л. А. Тишина // Психологическая наука и образование. - 2021. - Том 26. - № 4. - С. 5468. 001: https://doi.org/10.17759/pse.2021260405 (дата обращения: 10.04.2023).

2. Васильева, Н. Н. Профессиональная компетентность педагога в области комплексного сопровождения детей с ОВЗ: структурно-содержательные аспекты / Н. Н. Васильева, С. В. Феоктистова // Известия Российской академии образования. -2022. - № 3(59). - С. 57-61.

3. Васина, Ю. М. Условия формирования ИКТ-компетентности педагогов-воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях для обучающихся ограниченными возможностями здоровья / Ю. М. Васина, И. В. Чумакова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -Курск, 2022. - № 2(62). - ШЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4489/ (дата обращения: 13.04.2023).

4. Горбунова, Л. Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающая система / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов // Педагогическая информатика. - 2004. - № 3. -С. 3-10.

5. Зак, Г. Г. Информационно-коммуникационная компетентность учителя-дефектолога в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью: уровни сформированности, способы повышения / Г. Г. Зак, В. А. Лисицына // Специальное образование. - 2021 - №2. - С. 70-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Невзорова, А. В. Роль образовательной среды школы в обеспечении качества начального общего образования / А. В. Невзорова, Л. А. Лебедева // Современное начальное образование: актуальные проблемы обучения и воспитания: сборник материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Пермь, 24 марта 2015 г.). - Пермь: Астер, 2015. - С. 258-263.

7. Паспорт государственной программы «Доступная среда». - иЯЬ: https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 10.03.2023).

8. Паспорт федерального проекта «Современная школа». - иЯЬ: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/Федерельный%20проект%20Современная%20школа ^^ (дата обращения: 10.03.2023).

9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями)». - иЯЬ: https://base.garant.ru/199499/ (дата обращения: 17.03.2023).

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2023 г. № 136н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"». -

URL: https://wuz.informio.ru/files/directory/documents/2023/04/0001202304140006.pdf (дата обращения: 20.04.2023).

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». - URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 17.03.2023).

12. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 123 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование». - URL: http://docs.cntd.ru/document/542619635 (дата обращения: 17.03.2023).

13. Смирнова, А. Н. Формирование ИКТ-компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования / А. Н. Смирнова, Г. Д. Редченкова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 188-193.

14. Третьяк, И. Г. Содержание профессионально-педагогической компетентности современного учителя / И. Г. Третьяк // Евразийский союз ученых. -2014. - № 6-2(6). - С. 154-156.

15. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева [и др.]. - Москва: НАФИ, 2019. - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.