Научная статья на тему 'Сравнительный анализ информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов и студентов дефектологического факультета'

Сравнительный анализ информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов и студентов дефектологического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Владимировна Сидоренко

В статье рассматриваются требования к информационно-компьютерной компетентности учителейдефектологов, а также студентов дефектологического факультета. Описываются результаты диагностики и сравнительного анализа уровня владения основными компьютерными программами (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов и студентов дефектологического факультета»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

с «недостаточного» уровня на «удовлетворительный».

В конечном итоге мы выявили, что в экспериментальной группе наблюдается тенденция к улучшению: у 40% детей повысился уровень успешности выполнений заданий.

Проанализировав полученные результаты контрольной диагностики, мы выявили, что:

- объем детских рассказов стал больше (увеличилось количество предложений в составляемых рассказах, дети более детально описывали тот или иной объект);

- увеличилось как количество предложений, так и количество слов (по результатам первичной диагностики количество слов в предложении варьировалось от 2 до 4, а по результатам контрольного обследования - от 3 до 6);

- рассказы стали структурированы, последовательны;

- по-прежнему преобладающим типом связи остались местоименная, но уже отмечалось наличие союзной связи и лексического повтора;

- предложения стали более сложными, распространенными;

- речь детей стала более плавной, в ней практически отсутствовали повторения и паузы.

Таким образом, сопоставив и проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов, мы выявили динамику в уровнях сформированности описательного рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. М.: АСТ: Астрель, 2006. 158 с.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2002. 144 с.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис - пресс, 2008. 224 с.

© Малахова Д.В., Иванова Н.В., 2017

УДК 37.08

Екатерина Владимировна Сидоренко

Магистрант 2 курса КГУ, направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

г. Курск, РФ

E-mail: ekaterina.sidorenko .93@mail .ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация

В статье рассматриваются требования к информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов, а также студентов дефектологического факультета. Описываются результаты диагностики и сравнительного анализа уровня владения основными компьютерными программами (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel).

Ключевые слова

Информационно-компьютерная компетентность, учитель-дефектолог.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

В настоящее время все большее влияние имеет компетентностный подход в образовании, с позиций которого профессионализм будущего педагога можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. Под компетентностью понимается совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие опыта является определяющим по отношению к выполнению учителем профессиональных функций.

Профессиональная ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

1. Общепользовательская ИКТ-компетентность.

2. Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

3. Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность, которая отражает профессиональную ИКТ-компетентность определенной области человеческой деятельности.

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ [1, с. 115].

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г. Она предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта и выявляется в образовательном процессе, оценивается экспертами.

Компоненты ИКТ-компетентности учителя:

1. Общепользовательский компонент. Использует приёмы и соблюдает правила начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устраняет неполадки. Соблюдает этические и правовые нормы использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации). Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. Клавиатурный ввод. Аудиовидеотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками). Владеет навыками поиска в Интернете и базах данных. Систематически использует имеющиеся навыки в повседневном и профессиональном контексте.

2. Общепедагогический компонент . Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами. Планирует и объективно анализирует образовательный процесс. Прозрачность и понятность образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа). Организация образовательного процесса: выдача заданий учащимся, проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного, дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором. Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования: ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве, следуют нормам цитирования и ссылок , используют предоставленные им инструменты информационной деятельности. Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде. Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде. Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий. Визуальная коммуникация - использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа. Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_

статистической информации о различных учащихся. Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования. Учёт общественного информационного пространства, в частности молодежного. Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся. Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

3. Предметно-педагогический компонент. Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география). Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология). Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология). Использование цифровых определителей, их дополнение (биология). Знание качественных информационных источников своего предмета, включая: литературные тексты и экранизации, исторические документы, включая исторические карты (все предметы). Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка). Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература). Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика). Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся [3, с. 20].

Формирования ИКТ-компетентности студентов можно представить в виде трех этапов:

Базовый - средняя школа, формируются навыки применения ИКТ в деятельности школьника и решении несложных бытовых задач;

Общий - 1-2- курсы педагогического вуза, формируются навыки использования ИКТ для решения повседневных студенческих задач;

Профессиональный - 3-5 курсы вуза, формируются навыки решения профессиональных педагогических задач с использованием ИКТ.

В ныне действующей версии ФГОС [4], бакалавр по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование должен в результате обучения обладать компетенцией, входящей в группу общепрофессиональных компетенций, являющихся базовыми - способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5) [4].

Для выявления уровня сформированности умений использования стандартных программ (Microsoft Word — текстовым редактором, Microsoft Excel — табличным редактором, Microsoft PowerPoint — программой подготовки презентаций) в педагогической деятельности учителями-дефектологами, а также студентами в учебной деятельности нами были разработаны практико-ориентированные задания на основе методики «Диагностика ИКТ-компетентности педагога» Л.В. Кочегаровой.

В диагностике принимали участие 12 педагогов, представляющих все ступени и все группы предметов с опытом работы от 3 до 40 лет.

Абсолютно все преподаватели справились с заданием .№1 (набор и редактирование текста в программе Microsoft Word), с заданием №2 (составление диаграммы) у двух педагогов возникли трудности, с заданием №3(создание презентации в программе Microsoft PowerPoint) не справился один учитель, некоторые использовали в презентации только текст, соответственно у них ниже балл, с заданием №4 (создание и редактирование таблицы в программе Microsoft Excel) справились только 3 учителя, остальные смогли создать таблицу, но не смогли рассчитать среднее значение, 5 преподавателей вообще не используют в педагогической практике создание таблиц в Microsoft Excel.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х Результаты выполнения практико-ориентированных заданий, в процентном соотношении

Рисунок 1

На основе анализа данных, отражённых в рис. 1 мы констатируем, что 100% преподавателей справились с первым заданием - это связанно с тем, что абсолютно все учителя-дефектологи используют в своей работе тексты, набранные и отредактированные в программе Microsoft Word — текстовом редакторе. С заданием 2 справились 83% учителей, из этого следует, что вышеуказанной программой педагоги пользуются, но не в полной мере, поэтому не все смогли создать верную диаграмму. Третье задание заключалось в создании электронной презентации с иллюстрациями, анимацией и т.д. в Microsoft PowerPoint, в полной мере его выполнили 58% учителей-дефектологов. Из чего мы можем сделать вывод, что не все педагоги используют на уроках оригинальный наглядный материал в форме компьютерной презентации. С заданием №4 справились 25% учителей-дефектологов, так как в педагогической деятельности они практически не используют создание таблиц в Microsoft Excel.

Из данных, отражённых в рис. 2, очевидно, что большая часть учителей-дефектологов (59%) имеет высокий уровень сформированности навыков работы в редакторах текста, презентаций, таблиц, следовательно, высокий уровень сформированности информационно-компьютерной компетентности. 33% учителей-дефектологов используют в педагогической деятельности не все программы и не в полной мере, поэтому имеют средний уровень сформированности навыков работы. 8% преподавателей практически не используют в своей работе редакторы презентаций, таблиц.

Уровни сформированности навыков работы с текстовыми файлами

Рисунок 2

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

Используя методику «Практико-ориентированные задания для оценки ИКТ-компетентности студента» мы так же оценили навыки работы в редакторах текста, презентаций, таблиц студентов выпускного курса. В диагностике принимали участие 10 студентов дефектологического факультета Курского государственного университета.

Практически все студенты выполнили задания, только у двоих возникли проблемы с выполнением последнего задания. Исходя из результатов выполнения практико-ориентированных заданий, мы можем утверждать, что студенты показали высокий уровень сформированности навыков работы с документами в редакторах текста, презентаций, таблиц, следовательно, высокий уровень сформированности информационно-компьютерной компетентности.

Проводя сравнительный анализ результатов выполнения практико-ориентированных заданий учителями-дефектологами и студентами, мы видим, сформированность высокого уровня компетентности у последних, что в дальнейшем может благоприятно сказаться на их профессиональной деятельности.

Среди учителей-дефектологов большая часть (59%) имеет высокий уровень сформированности информационно-компьютерной компетентности, 33% учителей-дефектологов имеют средний уровень сформированности ИКТ-компетентности, у 8% преподавателей низкий уровень сформированности навыков работы в редакторах текста, презентаций, таблиц.

Следовательно, необходимо повышать уровень ИКТ-компетентности учителей-дефектологов, в связи чем следующим шагом в нашей научно-исследовательской работе будет разработка программы по формированию информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов.

Список использованной литературы:

1. Цветкова М.С. Новая ИКТ компетентность учителей // Интернет-газета «Лаборатория знаний». - Выпуск 9.- 2014. - С. 10-17 .

2. Гусева И.Н., Денисова Е.Н., Кудрявцева М.В., Фетисова Е.Ю. Формирование профессиональных компетенций будущих дефектологов в процессе педагогической практики // Специальное образование Материалы XI Международной научной конференции Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В. Н. Скворцова, Л. М. Кобрина (отв. ред.). - Санкт-Петербург, 2015. -С. 110-113.

3. Профстандарт педагога (проект). - 2015.- С. 47. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1765544/ свободный.

4. Приказ Минобрнауки России от 1 октября 2015 г. N 1087 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015 N 39561). - 2015

© Сидоренко Е.В., 2017

УДК 378

Фетисова Екатерина Юрьевна

канд. пед. наук, доцент КГУ г. Курск, РФ E-mail: FEU73@yandex.ru

ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В АСПЕКТЕ ПОЛОЖЕНИЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО О ТВОРЧЕСТВЕ

Аннотация

В статье рассматривается творческая самостоятельная работа бакалавров-дефектологов в аспекте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.