МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х
Используя методику «Практико-ориентированные задания для оценки ИКТ-компетентности студента» мы так же оценили навыки работы в редакторах текста, презентаций, таблиц студентов выпускного курса. В диагностике принимали участие 10 студентов дефектологического факультета Курского государственного университета.
Практически все студенты выполнили задания, только у двоих возникли проблемы с выполнением последнего задания. Исходя из результатов выполнения практико-ориентированных заданий, мы можем утверждать, что студенты показали высокий уровень сформированности навыков работы с документами в редакторах текста, презентаций, таблиц, следовательно, высокий уровень сформированности информационно-компьютерной компетентности.
Проводя сравнительный анализ результатов выполнения практико-ориентированных заданий учителями-дефектологами и студентами, мы видим, сформированность высокого уровня компетентности у последних, что в дальнейшем может благоприятно сказаться на их профессиональной деятельности.
Среди учителей-дефектологов большая часть (59%) имеет высокий уровень сформированности информационно-компьютерной компетентности, 33% учителей-дефектологов имеют средний уровень сформированности ИКТ-компетентности, у 8% преподавателей низкий уровень сформированности навыков работы в редакторах текста, презентаций, таблиц.
Следовательно, необходимо повышать уровень ИКТ-компетентности учителей-дефектологов, в связи чем следующим шагом в нашей научно-исследовательской работе будет разработка программы по формированию информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов.
Список использованной литературы:
1. Цветкова М.С. Новая ИКТ компетентность учителей // Интернет-газета «Лаборатория знаний». - Выпуск 9.- 2014. - С. 10-17 .
2. Гусева И.Н., Денисова Е.Н., Кудрявцева М.В., Фетисова Е.Ю. Формирование профессиональных компетенций будущих дефектологов в процессе педагогической практики // Специальное образование Материалы XI Международной научной конференции Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В. Н. Скворцова, Л. М. Кобрина (отв. ред.). - Санкт-Петербург, 2015. -С. 110-113.
3. Профстандарт педагога (проект). - 2015.- С. 47. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1765544/ свободный.
4. Приказ Минобрнауки России от 1 октября 2015 г. N 1087 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015 N 39561). - 2015
© Сидоренко Е.В., 2017
УДК 378
Фетисова Екатерина Юрьевна
канд. пед. наук, доцент КГУ г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В АСПЕКТЕ ПОЛОЖЕНИЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО О ТВОРЧЕСТВЕ
Аннотация
В статье рассматривается творческая самостоятельная работа бакалавров-дефектологов в аспекте
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
положений Л.С. Выготского о творчестве на примере реализации проекта «Кукольный театр для детей с интеллектуальными нарушениями» в Курском государственном университете.
Ключевые слова
Специальное образование, подготовка дефектологов, творчество, творческая самостоятельная работа.
Новые тенденции развития современного специального образования, связанные с включением в образовательный процесс лиц со всё более сложными нарушениями развития, предъявляют высокие требования к профессионализму педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В этом контексте возрастает научный интерес к становлению и развитию адекватных социальному заказу компетенций будущих дефектологов.
Для достижения высокого уровня научно-практической подготовки будущих специалистов, в том числе дефектологов, необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации их самостоятельной работы, с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности обучающихся.
В настоящее время понятие «самостоятельная работа» трактуется авторами в разных значениях:
- самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С.И. Архангельский);
- специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе (П.И. Пидкасистый);
- выполнение различных заданий учебного, исследовательского и самообразовательного характера (М.Г. Гарунов);
- система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков по рациональному приобретению полезной информации (Б.Г. Иоганзен);
- деятельность, которая отождествляется с самообразованием (С.И. Зиновьев) [1].
Самостоятельная работа включает как воспроизводящие, так и творческие процессы в деятельности
студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы: тренировочная самостоятельная работа, реконструктивная самостоятельная работа и творческая самостоятельная работа, требующая анализа проблемной ситуации, получения новой информации, выбора средств и методов решения.
Одним из видов творческих самостоятельных работ, по мнению П.И. Пидкасистого и Н.А. Воробьёвой, являются зрелищные произведения (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование). Оценка творческих работ может проводиться по таким параметрам, как степень творчества, новизна, логичность, оформление, аргументированность ответов на вопросы, умение увлечь присутствующих, оригинальность, личный вклад, трудоёмкость, полезность работы и др. [3, с. 192].
Л.С. Выготский отмечал, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [2, с. 3].
В настоящее время существуют разнообразные технологии, помогающие раскрытию творческого потенциала студента. Это и коллективный способ обучения, и технология дидактических игр, и модульно-рейтинговая технология обучения, и технология дистантного обучения и т.д. Каждая из этих технологий несет в себе определенную частицу творчества.
Создание нового - это сложный процесс, в котором соединяются активность, созидание, творчество, мобильность. С 2009 года на дефектологическом факультете Курского государственного университета реализуется проект «Кукольный театр для детей с интеллектуальными нарушениями».
Цель данного проекта - развивать самостоятельность и творческие способности обучающихся в процессе проведения внеклассных мероприятий с использованием кукольного театра, формировать общекультурные и профессиональные компетенции будущих дефектологов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
Для реализации данного проекта было необходимо:
1) обеспечить внутреннюю мотивацию обучающихся;
2) определить цель для их профессионального и творческого саморазвития в деятельности, связанной с особым видом театрального представления - кукольным театром;
3) поэтапно активизировать самостоятельность обучающихся посредством творческой работы;
4) способствовать созданию индивидуальных траекторий профессионально-творческого саморазвития участников проекта;
5) формировать навыки самоорганизации, самообразования студентов дефектологического факультета.
Нами были исследованы возможности кукольного театра для развития творческих способностей будущих дефектологов, формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций по нескольким направлениям.
Первое связано с овладением обучающимися знаниями, способствующими пониманию специфики театра кукол. Обучение осуществлялось на основе исторических сведений о развитии театра кукол и постановок кукольных спектаклей, в процессе которых начинающие артисты-кукловоды осваивали исторически сформировавшиеся и современные виды кукольных представлений в их жанровой специфике.
Второе направление нашего исследования позволило выявить возможности кукольного театра как педагогического средства обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, так как он построен преимущественно на сказочном материале, использует все виды кукол, сочетает в себе воспитательную и развлекательную функции, располагает целым комплексом средств, обладает высокой степенью дидактичности.
Третье направление выделено на основе изучения проблемы творческой самостоятельной работы. Мы организовали процесс наблюдения за позитивными профессионально-личностными изменениями обучающихся в процессе реализации проекта, которые проявлялись в активизации их профессионально-творческого мышления, возрастании степени творческой активности, в позитивной динамике самоорганизации, устойчивой потребности в самообразовании и творческой самореализации в избранной профессии.
Творческая самостоятельная работа студентов и бакалавров дефектологического факультета Курского государственного университета нашла своё отражение в постановке кукольных спектаклей по мотивам сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Три поросёнка», «Заюшкина избушка».
Были осуществлены следующие мероприятия: изготовлены куклы и декорации; разработаны сценарии спектаклей по мотивам сказок; проведены кукольные спектакли для воспитанников образовательных организаций учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наблюдая за «рождением» творчества артистов, можно выделить этапы его становления, начиная с технологии изготовления кукол (как правило, участники проекта делали кукол, роли которых они исполняли в дальнейшем) и заканчивая постановкой спектакля, когда кукловодам максимально удавалось передать характер сказочного персонажа, раскрыть его образ.
Нами было проведено анкетирование среди участников проекта. Будущие дефектологи отметили в своих ответах, что за время подготовки к спектаклю они стали одной дружной командой, члены которой смогли организовать свою самостоятельную творческую деятельность и решить проблемы, связанные «с поиском музыки, соответствующей ситуации в спектакле и каждому герою, но в тоже время понятной зрителям»; «с установлением эмоционального контакта с детьми»; «с приобретением умений работать с куклой, озвучивать роль, передавать характер персонажа»; «с преодолением волнения»; «с оформлением декораций и изготовлением кукол».
По мнению участников проекта, кукольный театр понравился детям: они внимательно слушали, эмоционально реагировали на реплики сказочных персонажей, аплодировали артистам. Кроме того, будущие
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
дефектологи отметили потенциальные возможности кукольного театра.
Приведём ответы студентов: «Кукольный театр не только помогает лучшему усвоению сказок, но и повышает интерес детей к чтению, развивает воображение, формирует читательскую культуру». «Кукольный театр на основе русских народных сказок способствует эстетическому воспитанию детей с отклонениями в развитии, так как сказки содержат в себе обучающую информацию, обладают воспитательным потенциалом». «Представления на основе кукольного театра вводят ребенка в мир людей и животных, способных говорить, думать, поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, постигает простую и сложную, поучительную убедительную правду жизни».
Анализ ответов позволил нам сделать вывод о том, что кукольный театр можно использовать не только с целью формирования литературных представлений младших школьников с интеллектуальными нарушениями, но и рассматривать его как эффективное средство реализации цели специального образования - введение в культуру ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Именно это положение Л.С. Выготского взято за основу при разработке концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ.
Хочется отметить научную составляющую реализации проекта «Кукольный театр для детей с интеллектуальными нарушениями»:
1) написаны 4 курсовые работы;
2) защищены 3 выпускные квалификационные работы;
3) подготовлены доклады студентов на научно-практических конференциях;
4) коллективные достижения: диплом II степени в конкурсе научно-исследовательских проектов участников Международного молодежного форума «Открытое общество для всех». Проект «Учимся творить добро». Спектакль «Лисичка-сестричка и Серый волк» (г. Курск, КГУ, 29 мая 2014 года).
5) индивидуальные достижения: диплом за лучший мастер-класс «Рождение артиста» на Студенческой олимпиаде дефектологического факультета КГУ (г. Курск, 13 марта 2015 года).
6) индивидуальные достижения: проект «Заюшкина избушка. Сказка, рассказанная куклами» - диплом за 2 место в конкурсе научно-методических проектов в VI Республиканской студенческой олимпиаде по коррекционной педагогике и специальной психологии (с международным участием) на базе факультета специального образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Беларусь). (Беларусь, Минск, 26-27 ноября 2015 года).
7) коллективные достижения: получен сертификат участника Международного интеллектуального конкурса студентов и аспирантов Discovery Science-2016 (Россия, г. Москва, 25 апреля 2016 г.). Направление: Педагогические науки. Номинация: творческий проект «Заюшкина избушка. Сказка, рассказанная куклами».
Проведенные мероприятия показали, что творческая самостоятельная работа студентов дефектологического факультета при реализации проекта «Кукольный театр для детей с интеллектуальными нарушениями» способствует формированию у них общекультурных и профессиональных компетенций, приближает будущих дефектологов к практическому аспекту дальнейшей профессиональной деятельности, осознанию себя в профессии.
Хочется снова обратиться к научному наследию Л.С. Выготского: «Творчество несёт человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение - муки творчества. Потребности в творчестве не всегда совпадают с возможностями, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Мучительные переживания, связанные с творчеством, открывают последнюю и самую важную черту воображения. Это - стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества» [2].
Список использованной литературы:
1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 81-84.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
3. Пидкасистый, П.И., Воробьева, Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. -М., 2007.
© Фетисова Е.Ю., 2017
УДК 378 172
Хохлова Ольга Алексеевна
кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
E-mail: [email protected] Алешина Наталья Сергеевна кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
КРИТЕРИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В истории педагогики предпринималось немало попыток структурировать личность, но все варианты в какой-то степени, отличаются друг от друга. Данная статья раскрывает основные критерии развития личности в процессе методико-практических занятий по физической культуре в вузе.
Ключевые слова
Личность, физическая культура личности, индивид, физкультурная деятельность, физическая культура.
Одну из базовых характеристик личности составляют ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание педагогом самоценности человеческой личности и ее неповторимой индивидуальности; признание разностороннего развития личности целью и основным назначением деятельности педагога; сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии, приносящей высшее удовлетворение; понимание творческой природы профессиональной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой; овладение профессионально-этической культурой, включающей в себя единство внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкое восприятие прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, способность сопереживать, сострадать.
Первый ориентир, который необходимо постоянно иметь в виду в процессе формирования физической культуры личности - это разделение понятий «индивид» и «личность». При выведении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Это не однозначно с понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, в чем данный человек отличается от всех других людей. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность есть системное, динамическое, «сверхчувствительное» качество.
Личность - понятие более узкое, чем понятие человек. Личность - не только продукт, но и субъект общественных отношений. Личность - это человеческий индивид как носитель сознания, как существо, способное к трудовой и познавательной деятельности.
Второй ориентир - деятельность, которая представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром. Рассматривать личность вне анализа