4. Прохорова Ж.Е. Пути и способы формирования культурно языковой коммуникации у студентов неязыкового вуза // Теория и практика подготовки к межкультурной коммуникации в системе непрерывного обучения иностранным языкам // Материалы конференции. - Минск: МГЛУ, 2006. - С. 95-99.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т, Т. 2. - М ,: Педагогика, 1989. -328 с,
6. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории сети и коммуникации: Монографическое учебное пособие. - К.: Брама, 2004. - 336 с.
7. Шубин З.П. Основные принципы методики обучения иностранному языку. - М.: Учпедгиз, 1963. - 192 с.
© Сахно Е.М. , Логвина С.А. , 2016
УДК 37.08
Екатерина Владимировна Сидоренко
Магистрант 1 курсаКГУ, направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование
г. Курск, РФ
E-mail: ekaterina.sidorenko .93@mail .ru
ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
Аннотация
Рассматривается проблема информационно-компьютерной компетентности учителя-дефектолога. Исследуется уровень сформированности информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов.
Ключевые слова
Компетентность, ИКТ-компетентность, учитель-дефектолог.
Компетентность - это новая единица измерения образованности человека, возникшая в связи с тем, что знания, умения и навыки уже не позволяютпоказать, измерить уровень качества образования. Компетентность - этокатегория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Её можнооценить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность.
ИКТ-компетентность - одна изключевых компетентностей современного человека, проявляющаяся, преждевсего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций,Интернета и др. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенноевладение педагогами цифровыми технологиями, инструментами коммуникации и сетями для получениядоступа к информации, управления ею,её интеграции и оценки для решенияпоставленных задач в учебной и профессиональной деятельности [2, с. 130].
Под ИКТ-компетентностью педагога мы понимаем не только использованиеразличных информационных инструментов, но и эффективное применение их впедагогической деятельности.
Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностяхИКТ;овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice; использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности; формирование положительной мотивации к использованию ИКТ[2, с. 71].
Формирование информационно-компьютерной компетентности педагога входит в состав общей профессиональной компетентности. Системное, целостное представление об информационной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
компетентности, выделение её структуры, обоснование критериев, функций и уровней еёсформированностипозволяетцеленаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательнойдеятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективныерешения во внеурочной работе[3, с 110].
В январе 2016 года в рамках курсового исследования нами была проведена диагностика уровня сформированности информационно-компьютерной компетентности учителей-дефектологов, работающих в ОКОУ «Курская школа «Ступени» и ОКОУ«Новопоселёновская школа-интернат».
На основе методики «Диагностика ИКТ-компетентности педагога» Л.В. Кочегаровой мы разработали несколько тематических анкет («Использование ИКТ в повседневной практике учителя»,«Реализация профессиональных задач учителя с помощью ИКТ-компетентности»,«Использование информационно-компьютерных заданий») позволяющих определить степень сформированности общепрофессиональных и специальных умений учителей-дефектологов, а также выяснить, как часто они пользуются информационно -компьютерными средствами на уроках.
В диагностическом исследовании принимали участие 20 педагогов, представляющих все ступени и все группы предметов с опытом работы от 3 до 40 лет.
Разработанная нами анкета «Использование ИКТ в повседневной практике учителя»состоит из 3 блоков: использование стандартных компьютерных программ; использование специализированных компьютерных программ; использование дополнительных компьютерных программ и средств ИКТ.
На основе данных, полученных в ходе анкетирования,мы сделали следующие выводы.Во-первых, педагоги активно пользуются стандартными компьютерными программами в учебном процессе. (MicrosoftWord — текстовым редактором, MicrosoftExcel — табличным редактором, MicrosoftPowerPoint — программой подготовки презентаций, электронной почтой).Это связанно с тем, что данные программы общедоступны, входят в стандартный набор офисных программ, практически каждый приобретаемый компьютер оснащен ими. Обучение работе в указанных редакторах происходит на всех ступенях образования, они не требуют специализированных знаний для их использования.
Во-вторых, специализированные компьютерные программы (например, «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе»)используются педагогами крайне редко,что не позволяет говорить о достаточной сформированности профессиональной ИКТ-компетентности учителей-дефектологов.Связано это, на наш взгляд,прежде всего с отсутствием специлизированных компьютерных программ в школах, а также с отсутствием информированности учителей.
В диаграмме 1 отраженно использованиекомпьютерных программ и различных информационно-компьютерных средств, таких как:Интернет-форумы,электронные тесты, цифровые энциклопедии и словари, обучающие игры,интерактивные доски, проекционная техника, принтеры,программы для работы с видео, звуком и графикой на уроках.
Мы выявили, что 44% педагогов часто пользуются дополнительными программами в своей работе, 33% редко используют и 23% не используют их.
Диаграмма 1
Использование дополнительных программ и средств ИКТ
■ Не использую
■ Использую редко Использую часто
В анкете «Реализация профессиональных задач учителя с помощью ИКТ-компетентности» мы задавали учителям-дефектологам следующие вопросы:
1. Как часто вы делаете поурочное планирование с использованием ИКТ?
2. Используете ли ИКТ для подготовки к урокам?
3. Подбирайте ли вы программное обеспечение для учебных целей?
4. Используйте ли вы поиск учебных материалов в Интернете?
5. Как часто и эффективно ли используются вами ИКТ для объяснений на уроке?
6. Взаимодействуйте ли вы с коллегами, родителями, учениками с помощью ИКТ, например, через электронную почту?
Результаты этого анкетирования выявили, что 45% опрошенных педагогов часто используют ИКТ для реализации учебных задач.
Чаще всего учителя используют ИКТ привыполнения поурочного планирования, подбора программного обеспечения для учебных целей, поиска учебных материалов в Интернете.
33% учителей редко используют ИКТ в своей работе, но, несмотря на редкое применение, они эффективно используют ИКТ для объяснений на уроке, а так же используют ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями.
22%учителей-дефектологовне используют ИКТ для решения перечисленных профессиональных задач (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2
учителя с
■ Не использую в Использую редко Использую часто
Анкетирование «Использование информационно-компьютерных заданий» позволило нам определить, как часто педагоги используют учебные задания, для подготовки которых используются мультимедийные технологии (видеофильмы, анимации и т.п.); учебные задания, для подготовки которых используются сетевые средства организации совместной работы школьников (Интернет-форумы); учебные задания, составленные с использованием электронных учебников; задания в тестовой форме, созданные с
помощью специальных программных средств; учебные задания, для подготовки которых используется графические редакторы, электронные таблицы.
Диаграмма 3
Использование информационно-компьютерных заданий
■ Не использую
■ Использую редко Использую часто
Анкетирование выявило, что указанными способами учителя-дефектологи подготавливают задания достаточно редко, а некоторыми не пользуются вообще (с цифровыми тренажерами, с использованием электронных учебников). Это объясняется недостаточным техническим оснащением школ, а также тем, что умственно отсталым детям тяжело овладеть умениями и навыками, позволяющими работать с компьютером самостоятельно. Использование информационно-компьютерных заданий педагогами в процентном соотношении отражено в диаграмме 3.
Исходя из выше изложенного, мы можем сделать следующие выводы.
Учителя-дефектологи в своей работе чаще всего используют стандартные программы, редко дополнительные и специализированные.
ИКТ используется педагогами в основном для решения следующих задач: выполнение поурочного планирования, подбор программного обеспечения для учебных целей, поиск учебных материалов в Интернете.
Информационно-компьютерные задания на уроках и в качестве домашнего задания дефектологами практически не используются, поскольку умственно отсталым детям тяжело овладеть умениями и навыками, позволяющими работать за компьютером самостоятельно и выполнять задания, предлагаемые учителем. Список использованной литературы:
1. Белова С.В Формирование ИКТ-компетентности на уроках технологии //Наука и современность. - 2014.— С. 69 — 71.
2. Глухова Т.В., Бажанова С.В. ИКТ-компетентность в современном образовании // Интеграция образования. — 2013.— №2.— С. 130 — 135.
3. Гусева И.Н., Денисова Е.Н., Кудрявцева М.В., Фетисова Е.Ю.Формирование профессиональных компетенций будущих дефектологов в процессе педагогической практики //Специальное образование Материалы XI Международной научной конференции Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В. Н. Скворцова, Л. М. Кобрина (отв. ред.). - Санкт-Петербург, 2015. -С. 110-113.
4. Кочегарова Л. В. Диагностика ИКТ-компетентность педагога // Интернет-журнал "Эйдос". — 2008.
© Сидоренко Е.В., 2016
УДК 378.147
Смирнова Майя Ивановна
канд. пед. наук, доцент,