Научная статья на тему 'Формирование компетенции при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании»'

Формирование компетенции при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION / COMPETENCES / FORMATION OF THE COMPETENCES / INFORMATION TECHNOLOGIES / TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова А. А.

Рассматривается способ формирования компетенции ОП-3 при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании». Найдена и обоснована позиция с учетом преподавания дисциплины в специальном образовании. Дана характеристика рассматриваемой компетенции. Представлены практические приемы организации учебного процесса по дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence formation in teaching of the discipline «Informational technologies in special education»1

It is considered the method of «OP-3» competence formation in teaching of the discipline «Informational technologies in special education». The position with a glance of discipline’s teaching in special education is found and substantiated. The characteristic of the competence is given. The practical methods of educational process organization are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенции при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании»»

А. А. Комарова, канд. педагог. наук, кафедра информатики и методики обучения информатике,

Восточно-Сибирская государственная академия

образования,

г. Иркутск, Россия

prokopjeva@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

На сегодняшний день компетентност-ный подход все чаще встречается в исследованиях, посвященных высшему образованию. Это направление вызывает интерес не только потому, что вопрос требует осмысления (что и как формировать?), но и нужна совершенная технология интеграции разных дисциплин с целью определения границ мета-компетенций.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) второго поколения, выпускник высшего учебного заведения должен обладать вполне конкретными компетенциями, которые позволят ему приступить и успешно справляться с предстоящей трудовой деятельностью. В связи с этим для каждой дисциплины определяется набор компетенций, которые будут формироваться в процессе ее изучения, а также уровень сформированности той или иной компетенции.

Дисциплина «Информационные технологии в специальном образовании» преподается в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «ВосточноСибирская государственная академия об-

разования» - ФГБОУ ВПО «ВСГАО» на направлении подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование. Компетенции, формируемые дисциплиной, определены ФГОС1, соответствуют профилю подготовки и целям основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО). В данной статье автор рассматривает способ формирования у студентов компетенции ОП-3 (способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии), которая включена в блок профессиональных компетенций. Способ формирования рассматриваемой компетенции разработан автором статьи и успешно применяется ею при преподавании дисциплины в ФГБОУ ВПО «ВСГАО» на протяжении последних двух лет, что подтверждается наблюдениями автора и результатами итогового контроля по дисциплине.

Для того, чтобы дать характеристику компетенции ОП-3, необходимо выделить информационные технологии, используемые в специальном (дефектологическом) образовании, и рас-

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) второго поколения, выпускник высшего

учебного заведения должен обладать вполне конкретными компетенциями, которые позволят ему приступить и успешно справляться с предстоящей трудовой деятельностью.

m

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

смотреть практические приемы формирования компетенции, а также необходимо уточнить классификацию информационных технологий.

По классу реализуемых технологических операций выделяют следующие виды информационных технологий (ИТ)2:

♦ технология работы с текстовым процессором;

♦ технология работы с табличным процессором;

♦ технология работы с системой управления базами данных (СУБД);

♦ технология рабо- -ты с графическими объектами;

♦ мультимедиатех-нология;

♦ гипертекстовая технология.

Помимо перечисленных видов, следует отметить важность использования педагогом специального образования в своей профессиональной деятельности интерактивной информационной технологии (в данном контексте технология обеспечения обрат-

Следует отметить важность использования педагогом специального образования в своей профессиональной деятельности интерактивной информационной технологии, а также телекоммуникационной технологии.

ной связи посредством компьютера), а также телекоммуникационной технологии (в данном контексте технология использования Internet).

Формирование компетенции ОП-3 происходит на двух уровнях.

Базовый уровень. В результате освоения дисциплины студент:

Знает: технологию создания документа в текстовом процессоре Microsoft Word; технологию работы в табличном процессоре Microsoft Excel; технологию создания базы данных в СУБД Microsoft Access; техноло-- гию работы с графическими объектами средствами пакета Microsoft Office; технологию создания мультимедийной презентации средствами Microsoft PowerPoint; гипертекстовую технологию; технологию создания интерактивных страниц средствами Smart Notebook; технологию использования Internet для просмотра содержимого тематических сайтов и поиска информации.

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

Умеет: использовать современные ком пьютерные, информационные и телеком муникационные технологии для поиска ин формации, создания и обработки докумен тов.

Владеет: навыками использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий для поиска информации, создания и обработки документов.

Повышенный уровень. В результате освое- = ния дисциплины студент:

Знает: способы использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании.

Умеет: использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Владеет: навыками использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий для оформления профессиональной документации, создания раздаточного материала, создания интерактивного дидактического материала, создания баз данных; основными методами, способами и средствами поиска, хранения, переработки профессиональной информации, представленной в сети Internet.

Для четкого понимания, как формировать компетенцию ОП-3 на базовом и повышенном уровнях, необходимы конкретные практические способы использования информационных технологий в специальном образовании. А также важно конкретизировать умения и навыки работы в соответствующем программном средстве, которые необходимы для овладения будущим педагогом специального образования (перечислены в прилож. 1).

На занятиях дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» в ФГБОУ ВПО «ВСГАО», студентам предлагается перечень лабораторных работ, содержащие задания, подобные примерам из приложения 1. Первые задания содержат

Для четкого понимания, как формировать компетенцию ОП-3

на базовом и повышенном уровнях, необходимы конкретные

практические способы использования информационных технологий в специальном образовании.

четкие рекомендации по выполнению, последующих выполняются студентами самостоятельно и часто носят творческий характер. Согласно исследованиям автора, опирающимся на наблюдения и результаты итогового контроля по дисциплине, такая организация занятий способствует формированию компетенции ОП-3 как на базовом, так и на повышенном уровнях. Уровень сформированности компетенции осуществляется в рамках промежуточного контроля (отчет по лабораторным работам), итогового контроля (зачет).

Таким образом, в статье аргументирована авторская позиция по проблеме ком-петентностного подхода. Рассмотренные приемы успешно применяются автором для формирования компетенций при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» в ФГБОУ ВПО «ВСГАО» по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование. ^

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49.

2. Исаев Г. Н. Информационные технологии: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2012 г. С 39-46.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Приложение 1.

Использование информационных технологий в специальном образовании

Использование ИТ

в специальном образовании

Используемые ИТ

Умения и навыки работы в соответствующем программном средстве

Пример

Для оформления документации.

Технология работы с текстовым процессором.

Текстовый процессор Microsoft Word: ввод и редактирование текста; форматирование текста; вставка, редактирование и форматирование списков; форматирование абзаца; вставка, редактирование и форматирование таблиц.

Оформление заявлений, списков коррекционных групп, расписания занятий и др.

Для создания дидактического, демонстрационного и др. материала.

Технология

работы

с текстовым

процессором;

технология

работы

с графическими объектами, гипертекстовая технология.

Текстовый процессор Microsoft Word: ввод и редактирование текста; форматирование текста; форматирование абзаца; вставка специальных символов; вставка в текст графического объекта; форматирование графического объекта (изменение размеров, границ, заливки, прозрачности и др.); расположение графических объектов относительно друг друга и относительно текста;

группировка графических объектов; вставка в документ закладки; вставка и редактирование гиперссылки.

1. Создание визитки педагога специального образования (рис. 1).

Рис. 1. Визитка

2. Создание терминологического словаря, предполагающего наличие титульного листа

с указателем и переход на термины при щелчке по соответствующей букве.

3. Создание иллюстрации из пособия для логопеда Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках (рис. 2)

Рис. 2. Снеговики

Технология

работы

с табличным

процессором;

технология

работы

с графическими

объектами;

гипертекстовая

технология,

интерактивная

технология.

Табличный процессор Microsoft Excel:

ввод и редактирование информации в ячейке;

форматирование ячеек, столбцов, строк, листа;

вставка функций в ячейку; защита листа;

вставка графических объектов; форматирование графических объектов;

вставка гиперссылки на объект (ячейку).

Создание интерактивного ребуса — при вводе ответа, ученику выдается сообщение о правильности ответа (Рис. 3):

Рис. 3. Ребус

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

Продолжение прил. 1.

Использование ИТ

в специальном образовании

Используемые ИТ

Умения и навыки работы в соответствующем программном средстве

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример

Создание интерактивного кроссворда - при вводе букв в ячейки кроссворда, ученику выдается количество правильных ответов (Рис. 4):

Рис. 4. Кроссворд

Мультимедиа-технология; технология работы

с графическими

объектами;

гипертекстовая

технология,

интерактивная

технология.

Средство подготовки мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint: вставка, редактирование и удаление слайдов; вставка, редактирование и форматирование информации на слайдах; добавление анимации; установка перехода между слайдами; добавление, редактирование и форматирование управляющих кнопок; управление показом слайдов.

Программа Smart Notebook: вставка и удаление страниц; форматирование страниц; вставка, редактирование и форматирование объектов на страницах; добавление анимации; управление показом страниц.

Создание мультимедийной, анимационной презентация к уроку: «Формирование звука Р». Создание интерактивных страниц для проведения урока по теме «Формирование звука Р».

Для создания собственных баз данных.

Технология работы с СУБД.

СУБД Microsoft Access: создание таблицы в режиме конструктора;

ввод, редактирование данных в таблицу; создание формы, запроса, отчета в режиме мастера; редактирование формы, запроса, отчета в режиме конструктора.

Создание базы данных коррек-ционной группы (с указанием отклонения в развитии, возраста ребенка и др.). Создание базы данных методических материалов педагога.

Для поиска и оформления информации по профессии.

Телекоммуникационная технология; технология работы с текстовым процессором.

Навыки работы в браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox.

Поиск информации по профессии на тематических сайтах для дефектологов.

Текстовый процессор Microsoft Word: ввод и редактирование текста; форматирования текста; форматирование абзаца

Поиск на сайте http://defectolog.ru информации о норме и отклонениях в развитии детей, оформить в виде доклада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.