Научная статья на тему 'Рефлексивно-креативный подход в подготовке студентов универсального бакалавриата'

Рефлексивно-креативный подход в подготовке студентов универсального бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БАКАЛАВРИАТ / РЕФЛЕКСИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС / ТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION SOCIETY / UNIVERSAL BACCALAUREATE / REFLEXIVE-PEDAGOGICAL APPROACH / CREATIVE COMPETITION / CREATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Надежда Тимофеевна, Балунова Светлана Альбертовна

В статье рассматривается применение рефлексивно-креативного педагогического подхода в подготовке студентов универсального бакалавриата педагогического вуза при изучении дисциплин модуля «Информационные технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суханова Надежда Тимофеевна, Балунова Светлана Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE-CREATIVE APPROACH IN THE PREPARATION OF STUDENTS UNIVERSAL BACHELOR

The article discusses the use of a reflective-creative pedagogical approach in preparing students for a universal bachelor's program at a pedagogical university when studying the disciplines of the Information Technology module.

Текст научной работы на тему «Рефлексивно-креативный подход в подготовке студентов универсального бакалавриата»

6. Смирнова Н.Н., Соловьев А.Г. Структура стрессоустойчивости сотрудников полиции // Журнал медико-биологических исследований. 2013. № 2. С. 44-49

7. Требования, предъявляемые к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел», основанные на Приказе МВД РФ от 19 мая 2009 г. № 386 "О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации

8. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. - М., 2001. - 233 с.

Педагогика

УДК; 378.147

доцент Суханова Надежда Тимофеевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

РЕФЛЕКСИВНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСАЛЬНОГО БАКАЛАВРИАТА

Аннотация. В статье рассматривается применение рефлексивно-креативного педагогического подхода в подготовке студентов универсального бакалавриата педагогического вуза при изучении дисциплин модуля «Информационные технологии».

Ключевые слова: информационное общество, универсальный бакалавриат, рефлексивно-педагогический подход, творческий конкурс, творческая культура.

Annotation. The article discusses the use of a reflective-creative pedagogical approach in preparing students for a universal bachelor's program at a pedagogical university when studying the disciplines of the Information Technology module.

Keywords: information society, universal baccalaureate, reflexive-pedagogical approach, creative competition, creative culture.

Введение. Сегодня в мировом сообществе складывается понимание того, что происходящие процессы развития и распространения информационных и телекоммуникационных технологий не только стирают границы между странами и людьми, усложняют техносферу, создают новый вид экономики - «экономику знаний», дают людям новые возможности для самореализации, но и формируют информационное общество [1]. Основным приоритетом развития образования в этих условиях становится его личностно-ориентированная направленность, т.е. организация процесса профессиональной подготовки будущего специалиста в логике компетентностного подхода с учетом таких направлений и ведущих идей Концепции модернизации российского образования как информатизация, фундаментализация, гуманизация и индивидуализация процесса обучения [7]. Реализация каждого из указанных направлений будет опираться на концепцию информационного общества, в которой главным продуктом производства являются информация и знания, креативный подход к решению профессиональных проблем, рефлексивные умения, активизирующие у будущих специалистов потребность в саморазвитии и самоактуализации.

Изложение основного материала статьи. Информационное общество оказывает сильное социальное, психологическое и культурное воздействие на личность, предъявляет к специалисту следующие требования: быть способным к профессиональной мобильности, социальной активности; иметь компетентность в смежных областях; иметь наработанную коммуникационную среду; уметь творчески решать поставленные задачи и постоянно самосовершенствоваться [5].

В рамках реализации проекта модернизации отечественного образования в российских ВУЗах внедряется система универсального бакалавриата, в которой начинается введение модульной системы обучения. В Мининском университете (НГПУ им.К.Минина) данная модель обучения апробируется c 2016 года. Данная система подготовки подразумевает, что студенты в течение первых двух лет обучения получат общие базовые знания, необходимые для бакалавра, особое внимание уделяется практико-ориентированному обучению, формированию надпредметных компетенций, обеспечивающих многообразие построения индивидуальных образовательных траекторий [8]. При проектировании образовательных программ разработчики учитывали общемировые и отечественные тенденции профессиональной подготовки будущих специалистов в период перехода к информационному обществу, которые происходят на всех ступенях образовательной деятельности в вузе (Таблица 1) [6].

Таблица 1

Тенденции подготовки студентов в период перехода к информационному обществу

Особенности информационного общества Тенденции профессиональной подготовки

Глобализация Переход к многоуровневой подготовке специалистов в условиях единого европейского образовательного пространства. Развитие дистанционного образования, расширение возможностей доступа к информации.

Становление и развитие экономики знаний Изменение содержание образования, ориентированного на необходимость получения фундаментальных знаний и усиление деятельного аспекта, обеспечивающего возможность подготовки специалистов, способных переключаться с одного вида деятельности на другой, обладающих востребованными в выбранной профессии компетентностями. Непрерывность образования как фактор востребованности на рынке труда.

Информатизация всех сфер жизни Информатизация образования, требующая большей самостоятельности студентов. Изменение методов обучения, направленное на приобретение умений работать с современными программными пакетами и информационными системами, качественно новое потребление информационных ресурсов.

Увеличение возможностей для самореализации Гуманизация образования, предполагающая повышение уровня интеллектуального и духовного развития человека, сохранение интеллигентности и формирование информационной культуры, подготовку к деятельности в проблемном мире.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО, требованиями Профессионального стандарта и системой подготовки по программам универсального бакалавриата в НГПУ им. К. Минина был разработан модуль «Информационные технологии». В модуле присутствует базовый блок («Информатика и ИКТ») и вариативный блок («Мультимедиа технологии», «Интернет-технологии», «Компьютерная графика», «Основы программирования», «Мировые информационные ресурсы») учебных дисциплин, что обеспечивает студентам возможность построить свою индивидуальную образовательную программу в соответствии с их интересами и способностями. Модуль изучается в первом или втором семестрах первого курса [8].

В основу проектирования модуля положены системный, деятельностный, личностно-ориентированный и рефлексивно-креативный педагогические подходы, которые создают условия для приобретение студентами мета-компетенций, развития творческого потенциала и формирования рефлексивной культуры. Информационно-образовательное пространство по дисциплинам модуля состоит в виде системы самостоятельных творческих заданий, для выполнения которых подготовлены кейсы с учебно-дидактическими материалами, направленные на формирование образовательных результатов (Таблица 2) [2]. Организация самостоятельной работы по данным дисциплинам строится на принципах развития навыков самообразования, критического мышления, формирования креативности, с применением метода проектов и контекстного обучения,

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов сопряжена с рядом трудностей: у обучаемых плохо развиты навыки организации, планирования и самоконтроля; творческие работы вызывают массу вопросов и выполняются на весьма низком уровне, возникают сложности при аналитической работе с учебной литературой [9]. Поэтому самостоятельная работа по дисциплинам модуля «Информационные технологии» спланирована в ЭУМК (Moodle), для каждого творческого задания разработаны методические рекомендации, предлагаются дополнительные материалы, ссылки на учебное видео и учебно-методическую литературу, организован рефлексивный опрос. В конце каждой дисциплины студентам предлагается рефлексивная анкета, возникшие учебные проблемы обсуждаются в чате и на форуме, в течение изучения модуля ведется рефлексивный дневник [3].

Таблица 2

Содержание самостоятельной работы модуля

Дисциплина модуля Творческие задания

Информатика и ИКТ Создание: презентации, ментальной карты «Моя информационная среда», сетевого портфолио Участие в исследовательском проекте «На пути к информационному обществу»

Мультимедиа технологии Создание: совместного документа, анимации, видеоролика, совместной google-презентации, ментальной карты

Компьютерная графика Создание: коллажа в растровом редакторе, открытки в векторном редакторе, 3D объекта, анимации

Мировые информационные ресурсы Создание: совместного google-документа, таблицы, творческое задание по поиску информации в сети

Интернет-технологии Создание: презентации, совместного google документа, on-line анкеты, google-сайта

Основы программирования Создание: сетевого портфолио работ, творческое задание «Графика, анимация в среде программирования»

Раскрытие творческого потенциала у студента невозможно без рефлексивного «инструментария», который реально взаимосвязан с креативными качествами. Рефлексия в этом случае выступает как механизм творчества, обеспечивающий выработку оригинального решения и критичности как основы рационального принятия решения у будущего педагога [1]. Тесная взаимосвязь рефлексии и креативных качеств делает возможным внедрение рефлексивно-креативного педагогического подхода (РКП) в практику преподавания ИКТ технологий в данном модуле. РКП направлен на создание креативной поликультурной образовательной среды с целью не только оптимизации профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, но и развития творческих навыков, критического мышления, раскрытия познавательного потенциала обучающегося.

Рефлексивный подход предполагает организацию обучения, в ходе которой у студентов развивается способность к самоотчёту, самоанализу, самооценке, ведущим звеном является рефлексивный анализ собственных действий студента. Среди принципов рефлексивного подхода выделяют: творчество, адекватность, опору на опыт и традиции, а также позитивные установки. Сущность креативного педагогического подхода выражается в сочетании оптимальных педагогических условий продуктивного функционирования образовательного процесса, в ходе которого происходит становление креативных качеств личности студента (то, что изменяется в человеке, когда он занимается творчеством) [4].

Главным фактором и движущей силой креативного образовательного процесса является обоюдная инициативность, т.е. учебный процесс превращается в совместную работу-диалог преподавателя и студента, в ходе которого происходит поиск оптимальных творческих решений, активизируется внимание, память и воображение. Как показывает практика, наиболее важным является выявление одаренных студентов на первых курсах обучения и пробуждение их интереса к творческой активности и более глубокому освоению ИКТ. Лучшие работы студентов педагог рекомендует представить к участию в творческих конкурсах, которые являются одним из важнейших условий выявления интеллектуального и креативного потенциала будущего специалиста. В сети Интернет довольно много творческих конкурсов по информационным технологиям (Таблица 3), которые стимулируют развитие творческой культуры студентов, познавательных способностей, личности студента [4].

Таблица 3

Творческие конкурсы по ИКТ в сети Интернет

Название конкурса Ссылка в Интернете

«Цифровой ветер» http://www.digitalwind.ru/

«Звездный проект» http://www.zv- prhost.ru/index/konkurs_kompjutemoj_grafiki

«Дерзай-Твори» http //derzai-tvori.ru/kalendar-konkursov-2016-2017/

«Пиксель» http //www.vrofuture.ru/konkurs-po-informatike-piksel/

«Творчество без границ http //kshvalecompetition.weebly.com/

«Архиперспектива http://www.usaaa.ru/students/arhiperspektiva

«Цифровая палитра https://www.herzen.spb.ru/news/06-12-2016/

«Талантливые люди» http //talantludi.ru/konkursy/konkursy-dlya-studentov/

«Моя компьютерная графика http //mir-olimpiad.ru/tvorcheskie-konkursy/15-moya-kompyuternaya-grafika/

«Творческий путь» http //konkurs-art.ucoz.ru/

Студенты НГПУ им. К. Минина несколько лет подряд принимают активное участие в Международном интернет-конкурсе «Звездный проект», во Всероссийском конкурсе по информатике «Пиксель», стали лауреатами I, II, III степени. Задачи подобных конкурсов: стимулирование творческой активности в области ИКТ, повышение интереса к использованию компьютерных программ в учебной работе. Стремление найти ответы на возникающие вопросы в ходе подготовки творческих заданий по дисциплинам модуля приводит к более глубокому изучению возможностей ИКТ, к переосмысливанию чужого опыта и собственной идеи, стимулирует саморазвитие студента. В процессе подготовки необходимо поощрять инициативу студента, формировать веру в способность решить любую задачу, учитывать предварительную подготовку студентов, создавать благоприятные условия для их творческого мышления.

При формировании дневника рефлексии студенты определяли собственную цель в освоении материала дисциплин, и затем формулировалась общая цель изучения модуля «Информационные технологии». Изучение дневников рефлексии помогло выявить, как учащиеся оценивают опыт работы с различными инструментами и технологиями рефлексивной деятельности, трудности в восприятии учебного материала дисциплин и при формировании практических умений (Рисунок 1 Группы и профили обучения: ППД-17-правоведение и правоохранительная деятельность; ЭУ-17-экономика и управление; Т-17-технология и экономика; Д-17-дизайн). Необходимо отметить, что кооперативные умения сформированы лучше всего у группы Т-17 70%, интеллектуальные 76% и личностные умения 80% у группы ЭУ-17, а коммуникативные умения 70% у группы ППД-17. В ходе освоения учебного материала дисциплин модуля студенты давали количественную и качественную оценку полученных результатов.

В результате рефлексивного анкетирования по дисциплинам было проанализировано мнение студентов об эффективности использования творческих заданий при освоении учебного материала: высокую эффективность при выполнении самостоятельных творческих заданий и конкурсных проектов высказало 68 % студентов, среднюю 23%. При выяснении трудностей в процессе выполнения творческих самостоятельных работ студенты отметили: недостаточно хорошее знание ИКТ, слабые навыки самостоятельной творческой работы, трудности с поиском нужной информации и с дизайнерским оформлением. Большинство студентов отметили заинтересованность, увлеченность и высокую мотивацию сделать работу хорошо.

Рисунок 1. Результаты формирования рефлексивных умений

Анализ творческой и рефлексивной деятельности студентов на протяжении изучения модуля «Информационные технологии» показал, что у будущих специалистов в процессе выполнения самостоятельных творческих заданий развивались: рефлексивные навыки; умения выделять и оценивать личностные и профессионально значимые качества; навыки самоорганизации и самообразования; творческие способности. Студенты получили опыт в проектной, конкурсной и научно-познавательной деятельности, овладели приемами групповой проектной работы, наметили пути в определении направления своего развития.

Выводы. Рефлексивно-креативный подход расширяет возможности студентов в понимании социальных аспектов будущей профессиональной деятельности, предполагает создание исследовательского пространства, основывается на творческой самостоятельной работе и развитии рефлексивной культуры обучающихся. Внедрение данного подхода предполагает интерактивное взаимодействие преподавателя и студента, создание методических условий для их совместной деятельности, что предполагает высокий уровень развития креативности у самого преподавателя.

Литература:

1. Балунова С.А. Профессиональная подготовка студентов в период перехода к информационному обществу // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. НГПУ им.К.Минина 2014. С. 90-96.

2. Балунова С.А. Развитие профессиональной рефлексии средствами современных ИКТ В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях модернизации педагогического образования. НГПУ им. К.Минина. 2о1б. С. 7-12.

3. Балунова С.А. Технология контекстного обучения информационным технологиям при подготовке бакалавра по прикладной информатике В сборнике: Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике. НГПУ им.К.Минина. 2015. С. 10-16.

4. БалуноваС.А., ЗахароваА.В., ШушкановаЕ.А. Рефлексивно-креативный подход в обучении студентов компьютерной графике // В сборнике: Преподавание информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества сборник статей по материалам Открытой Всероссийской интернет-конференции. НГПУ им. К. Минина. 2017. С. 111.

5. Гудкова Т.А. Информационное общество как фактор изменения требований у подготовке будущего специалиста [Текст] / Т.А .Гудкова // Учёные записки ЗабГУ. - 2012. - №5. - С. 56

6. Марзина В.Н. Локальная образовательная система профессио-нальной подготовки студентов к самореализации в информационном обществе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.Н.Марзина. -2009. - 78 с.

7. Самерханова Э.К. Имжарова З.У. Принципы проектирования модуля «Математические и физические основы математики» в рамках реализации программы универсального бакалавриата // Вестник Мининского университета. №3, 2016, с. 5.

8. Самерханова Э.К. Круподерова Е.П. Развитие информационно-образовательной среды вуза в условиях модернзации педагогического образования: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. с. 63.

9. Челнокова Е.А. Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. №1. 2017.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Суханова Надежда Тимофеевна

Волго-Вятский филиал Московского технического университета связи и информатики (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук Тарасов Виктор Александрович

Волго-Вятский филиал Московского технического университета связи и информатики (г. Нижний Новгород)

МЕСТО ВИДЕО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОДОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье разбирается видео обучение, приводится понятие, особенности видео обучения, основные преимущества и недостатки. Рассматривается к какой категории обучающихся наиболее необходимо видео обучение, и в чем особенности его применения при обучении бакалавров педагогического направления. Затрагивается тема электронного обучения с использованием видео и особенности обучения иностранных студентов.

Ключевые слова: видео обучение, дистанционное обучение, электронное обучение.

Annotation. This article deals with video training, gives the concept, features of video training, the main advantages and disadvantages. It is considered to which category of students the most needed video training, and what are the features of its use in teaching bachelors of pedagogical direction. The topic of e-learning with the use of video and the peculiarities of teaching foreign students is touched.

Keywords: video training, distance learning, e-learning.

Введение. Одним из перспективных направлений работы по использованию информационных технологий в образовательном процессе является применение различных видеоматериалов (презентаций, фильмов, видеофрагментов, анимационных структурно-логических схем). Интересным могут быть учебные занятия с применением видео различной тематики, с помощью которых возможно овладение какими-то навыками.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, поэтому информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), становится важной составляющей его профессионализма.

Но подробнее остановимся на учебных занятиях различной формы (лекции, практические занятия, лабораторные работы, консультации, самостоятельная работа и т.д.) с использованием видео, которые занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этой технологии является наглядность, что важно для обучающихся, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Видео на учебных занятиях позволит повысить обучающимся свой уровень образования в несколько раз быстрее, чем любая книга, а для того, чтобы использовать данную технологию на занятии вы можете воспользоваться ресурсами Интернет. Самую большую долю видеокурсов составляют материалы на учебную тематику [3].

Изложение основного материала статьи. В работах, посвященных данной педагогической технологии: Косолаповой М.А., Ефанова В.И., Кормилина В.А., Бокова Л.А. изложен план проведения учебных занятий с применением видео.

Методика проведения учебных занятий с использованием видео материалов:

Перед использованием видео на учебном занятии необходимо поставить перед обучающимися несколько (3-5) ключевых вопросов. Можно останавливать видео на заранее намеченных позициях и проводить дискуссию. По окончании демонстрации видео необходимо обязательно совместно с обучающимися подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.

Такой способ использования видео на занятии является корректным, так как во время такого занятия должно обязательно присутствовать общение преподавателя с обучающимися.

Рассмотрим основные преимущества учебного занятия с применением видео:

- Наглядность материала. Визуальная память у человека развита лучше всего. Конечно преподавать материал лучше всего комплексно, но несомненно визуальная составляющая имеет огромное значение.

- Возможность делать паузы для обсуждения материала, без риска уйти от темы проходимого материала.

- Возможность скопировать видео материал домой, для повторного прохождения пройденного и лучшего усвоения материала.

- Возможность самостоятельно пройти материал тем обучающимся, которые по какой-либо причине не смогли присутствовать на занятии.

- Так же при использовании видео на учебных занятиях поднимается успеваемость тех обучающихся, которые испытывают трудности с языком преподавания (иностранцы).

Как таковых недостатков при использовании видео на учебных занятиях как составляющих часть изучаемого материала нет, так как учебные занятия с применением видео являются только дополнением классическому преподаванию. Если говорить об учебных занятиях, где используется видео как об отдельном виде преподавания, то конечно, такой метод нельзя назвать лишенным недостатков. В таком случае исключается возможность общения с преподавателем и уточнения какого-либо материала.

Исходя из данных преимуществ и недостатков учебных занятий с применением видео, можно сделать вывод о том, что они должны быть частью классического преподавания, но никак не заменять его. Так время одного видео материала должно составлять 10-15 минут, после чего должна быть смена деятельности в виде обсуждения пройденного материла так как, концентрация внимания через 15 минут однотипной деятельности резко снижается.

Отдельной темой является обучение иностранных обучающихся посредством обучения через учебные занятия с применением видео. Так как система образования в разных странах резко отличается друг от друга, обучающиеся из других стран не могут моментально перестроиться под «наше» образование. В таком случае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.