Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / высшее образование / ИКТ / информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности / владение ИКТ / цифровые компетенции / project activity / higher education / ICT / information and communication technologies in project activities / ICT proficiency / digital competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

Статья посвящена исследованию преимуществ и особенностей применения информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности студентов высшего образования. Описываются значение, перспективы и задачи организации проектной деятельности студентов высшего образования. Отмечаются высокие перспективы повышения качества и эффективности проектной деятельности за счет применения информационно-коммуникационных технологий. Выделяются уровни применения ИКТ в проектной деятельности студентов. Уточняются преимущества и ключевые точки влияния ИКТ на результативность проектной деятельности студентов в системе высшего образования. По итогам исследования делается вывод о том, что применение ИКТ в проектной деятельности студентов значительно увеличивает гибкость организуемой работы, переводя вектор образования с процесса проектной деятельности на её результат получение ценного опыта и подготовку качественно нового продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the advantages and features of the use of information and communication technologies in the project activities of students of higher education. The significance, prospects and tasks of the organization of project activities of students of higher education are described. There are high prospects for improving the quality and efficiency of project activities through the use of information and communication technologies. The levels ofICT application in students' project activities are highlighted. The advantages and key points of influence ofICT on the effectiveness of students' project activities in the higher education system are clarified. According to the results of the study, it is concluded that the use ofICT in students' project activities significantly increases the flexibility of the organized work, shifting the vector of education from the process of project activity to its result obtaining valuable experience and preparing a qualitatively new product.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

несколько минут на уроках литературного чтения. Важно, чтобы каждая пара учеников получила возможность рассказать о результатах своей деятельности.

Выводы. В результате проведенной работы нами было отмечено, что обучающиеся класса стали проявлять большую заинтересованность к истории и культуре родного края, они с удовольствием рассказывали о своих находках. Также в результате проведенной работы возросла познавательная активность учеников, дети стали более уверенно ориентироваться в справочной литературе, чаще посещать школьную библиотеку. Исследовательские умения, сформированные на основе работы с краеведческим материалом, помогают младшему школьнику в выражении своих чувств и эмоций, раскрывают его внутренний мир. Исследовательская деятельность - это достаточно сложный вид деятельности, который предполагает не только умственное развитие младших школьников, но и формирование таких общеучебных умений, как умение выявлять проблему, планировать учебную деятельность, умение находить информацию и структурировать ее, делать выводы о выполненной работе, анализировать полученный результат. Развитие этих умений требует значительно большего времени и планомерной ежедневной работы педагога иногда даже с привлечением родителей.

Литература:

1. Антонова, М.В. Проектирование и апробация системы педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников / A.B. Антонова // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т.9. - №2. -С. 7-15

2. Баранников, A.B. Содержание общего образования: компетентностный подход / A.B. Баранников. - Москва: Московский центр качества образования, 2008. - 142 с.

3. Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей / Е.В. Бережнова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. A.B. Хуторского. -Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 267-273

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции, новая парадигма результатов образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 5. - С. 38-40

5. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. В двух томах: Т. 1 / Я.А. Коменский. - Москва: Педагогика, 1982. - 693 с.

6. Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -С. 3-12

7. Кузнецова, Н.В. Практическая реализация компетентностного подхода в процессе обучения младших школьников / Н.В. Кузнецова, C.B. Маслова, О.И. Чиранова, A.A. Кадомцева // Начальное образование. - 2018. - Т.6.- № 5. - С. 13-19

8. Середенко, П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П.В. Середенко. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2016. - 208 с.

9. Табарданова, Т.Б. Живое краеведение в школе : методические рекомендации / Т.Б. Табарданова, В.Н. Янушевский. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. - 38 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. -URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 (дата обращения: 18.06.2023)

11. Хуторской,А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2,- С. 58-64

12. Чекушкина, E.H. Формирование исследовательской компетенции школьников на основе применения интерактивных методов обучения / E.H. Чекушкина, E.H. Родина, П.Б. Буянова // Гуманитарные науки и образование. -2021. -Т. 12. -№4.-С. 111-117

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию преимуществ и особенностей применения информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности студентов высшего образования. Описываются значение, перспективы и задачи организации проектной деятельности студентов высшего образования. Отмечаются высокие перспективы повышения качества и эффективности проектной деятельности за счет применения информационно-коммуникационных технологий. Выделяются уровни применения ИКТ в проектной деятельности студентов. Уточняются преимущества и ключевые точки влияния ИКТ на результативность проектной деятельности студентов в системе высшего образования. По итогам исследования делается вывод о том, что применение ИКТ в проектной деятельности студентов значительно увеличивает гибкость организуемой работы, переводя вектор образования с процесса проектной деятельности на её результат - получение ценного опыта и подготовку качественно нового продукта.

Ключевые слова: проектная деятельность, высшее образование, ИКТ, информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности, владение ИКТ, цифровые компетенции.

Annotation. The article is devoted to the study of the advantages and features of the use of information and communication technologies in the project activities of students of higher education. The significance, prospects and tasks of the organization of project activities of students of higher education are described. There are high prospects for improving the quality and efficiency of project activities through the use of information and communication technologies. The levels of ICT application in students' project activities are highlighted. The advantages and key points of influence of ICT on the effectiveness of students' project activities in the higher education system are clarified. According to the results of the study, it is concluded that the use of ICT in students' project

activities significantly increases the flexibility of the organized work, shifting the vector of éducation from the process of project activity to its resuit - obtaining valuable experience and preparing a qualitatively new product.

Key words: project activity, higher éducation, ICT, information and communication technologies in project activities, ICT proficiency, digital competencies.

Введение. В условиях роста требований к качеству и результатам образовательной подготовки обучающихся по программам бакалавриата вопросы поиска путей оптимизации и повышения эффективности обучения приобретают прикладное значение. Обусловлено это тем, что перед педагогом разворачивается система целей, связанная с планомерной организацией учебно-воспитательной работы при сохранении инновационной направленности обучения. Более того, учитывая динамические и непрерывно проистекающие изменения в экономике, требуется не только обеспечить должный уровень реализации учебно-воспитательных задач, но и закладывать опережающе-ориентированный характер образовательной подготовки, нацеленный на обогащение опыта осуществления профессиональной деятельности и обеспечение конкурентоспособности специалиста при выходе на рынок труда. Это требует комплексной работы по актуализации содержания, улучшению средовых условий, поиску результативных методов обучения, с учетом специфических особенностей будущей профессиональной деятельности специалиста. Как итог, высокую ценность приобретают исследования, связанные с рассмотрением относительно универсальных и гибких подходов к организации образовательного процесса, с перспективой учета прикладных задач подготовки специалиста. В числе достаточно гибких подходов стоит рассматривать проектное обучение, перспективы применения которого многократно расширяются при точном использовании студентами информационно-коммуникационных технологий.

Цель исследования - выявление преимуществ и особенностей применения информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности студентов высшего образования.

Изложение основного материала статьи. В структуре подготовки специалистов проектная деятельность занимает основополагающее значение, определяя перспективы индивидуализации обучения при освоении образовательной программы. Проектная деятельность обеспечивает овладение теоретическими и практическими знаниями, умениями; развитие лично-профессиональных качеств специалиста, достижение поставленных целей обучения, что позволяет сформировать по итогам подготовки проектные компетенции.

По мнению И.В. Плотниковой проектная деятельность студентов является ключевым элементом научно-исследовательской работы высшего учебного заведения. Другой немаловажной чертой проектной деятельности автор называет творческие аспекты, в структуре которых объединяется теоретическая и практическая составляющие [7]. Опираясь на исследование автора, отметим, что проектная деятельность позволяет обогатить умения и навыки, связанные с поиском информации, работой с данными; это положительно сказывается на результатах будущей научной деятельности.

Аналогичной позиции придерживается и О.А. Зайцева, по мнению которой сегодня подготовка студентов-бакалавров требует объединения различных технологий для сопровождения процессов достижения поставленных целей и задач образования. Проектная деятельность обеспечивает формирование научно-исследовательского потенциала обучающихся, при этом обогащая представления о рассматриваемой теме, в комплексе формируя вектор на получение прикладного опыта или нового знания [5]. Конкретные эффекты и результаты от реализации проектной деятельности зависят от типа проекта и личных предпочтений обучающегося; тем не менее, общей стороной проектной деятельности является её исследовательский характер, который предполагает работу с данными, обоснование актуальности выбранной темы, оперирование фактами и т.д. Все это по мнению Г.М. Тюло и В.Н. Старшинова оказывает не последнее влияние на объединение научных, исследовательских и учебных функций обучения. Авторы считают, что проектная деятельность выступает ключевым условием на пути к организации образовательной практики в вузе; это сопряжено с соответствием проектной деятельности реальным задачам современного образования [9].

Проблема динамичных изменений социально-экономических аспектов человеческой жизнедеятельности, в частности, рынка труда, комплексно охарактеризована в работе П.Г. Лабзиной. По мнению автора именно проектная деятельность способствует решению задач постоянной актуализации содержания, направленности и характера образовательных процессов, выступая способом повышения аспектов самостоятельности обучающегося. Студент, участвующий в проектной деятельности, умеет определять личные цели и ценностные ориентации, демонстрирует навыки в области планирования, распределения задач, аккумулирования ресурсов для реализации идеи, организации собственной деятельности, а также рефлексивные способности [6]. Так, проектная деятельности приобретает высокое значение в реалиях современного образования, решая прикладные задачи образовательной практики. Тем не менее, существует потребность в обеспечении большей эффективности проектной деятельности, что обусловлено интенсификацией внешних вызовов, стоящих перед будущим специалистом.

Для обеспечения большего потенциала проектной деятельности студентов в высшем образовании требуется не только создание необходимых для реализации проектного обучения условий, но и поиск способов значительного повышения результативности проектной деятельности. Учитывая реалии цифровизации современного социально-экономического и образовательного пространства, в качестве перспективного инструмента улучшения проектной деятельности могут быть рассмотрены информационно-коммуникационные технологии (далее -ИКТ).

Информационно-коммуникационные технологии призваны решать задачи оптимизации образовательных функций и процессов, выступая эффективным средством поиска информации, коммуникации, обмена данными, сообщения между педагогом и обучающимися, организации самостоятельной работы и т.п. Применение ИКТ в проектной деятельности обусловлено решением оптимизационных задач, со значительным расширением спектра результатов профессиональной подготовки. ИКТ позволяют более творчески представлять результаты проектной деятельности, служат инструментом поиска и систематизации данных, при этом оптимизируют временные затраты студента на реализацию проекта. Это обеспечивает перевод фокуса с процесса подготовки проекта на результат, что определяет достижение конечных целей обучения. Достаточно частой в практике организации проектной деятельности проблемой становится неэффективность организуемой работы студентов, низкие показатели продвижения к намеченным целям ввиду недостатка вводных данных, потенциала или доступных аналитических инструментом. В конечном счете, в ходе реализации процессов по подготовке проекта, обучающиеся демонстрируют неспособность достичь поставленных задач проектной деятельности. ИКТ в проектной деятельности призваны устранить или частично сгладить влияние описанной проблемы, предоставляя практически безграничный доступ к аналитико-исследовательскому, планировочному, коммуникационному, организационному, контрольно-сопроводительному и иному инструментарию.

Применение ИКТ в проектной деятельности требует обеспечения готовности студента работать с инструментами цифровой среды [10]. Сложность применения ИКТ в проектной деятельности обусловлена поиском конкретного инструментария организации проектной деятельности и зависит от степени цифровизации проектной деятельности обучающихся. В этой связи, считаем целесообразным выделение трех уровней применения ИКТ в проектной деятельности:

1. Начальный (базовый). Основан на частичном проникновении ИКТ в проектную деятельность. В таком случае функции ИКТ ограничиваются поиском информации, работой с источниками, формированием документации, обменом данными, и т.п. Не предполагает использование специальных инструментов и сервисов для организации проектной деятельности студентов в высшем образовании.

2. Продвинутый. Данный уровень предполагает более интенсивное проникновение ИКТ в проектную деятельность, включая в себя как содержание начального уровня, так и систематическую работу с ИКТ, использование последнего для целей коммуникации, построения обратной связи, обмена мнениями, презентации проекта, и т.п.

3. Свободный. Является высшим уровнем применения ИКТ в проектной деятельности, который характеризуется не просто использованием ИКТ, но и системным включением в деятельность специальных программных продуктов для построения проектной деятельности (планировщики, инструменты прогнозирования, сложный аналитический инструментарий и т.д.).

Согласимся с позицией A.B. Блохина и И.Е. Калачевой, которые выделяют весомый потенциал положительного влияния ИКТ на результативность и эффективность проектной деятельности в высшем образовании. Авторы уточняют, что проектная деятельность на основе ИКТ обладает высоким потенциалом и позволяет осваивать больший объем теоретических материалов, визуализировать и наглядно презентовать результаты проектной деятельности [3]. К.Е. Голубятникова и Л.А. Осипова аналогичным образом демонстрируют высокие перспективы применения отдельных средств для организации проектной деятельности, указывая на ряд позитивных изменений при их использовании, в частности, рост результативности по итогам организованной работы [4]. Опираясь на исследование А.Ю. Баранова и Т.В. Малковой, отметим, что применение ИКТ в проектной деятельности позволяет повысить уровень учебно-познавательной активности обучающихся за счет предоставления свободы выбора. Это также положительно сказывается на интересе и скорости достижения результатов проектной деятельности, обеспечивая реализацию заведомо установленных целей [2].

Учитывая все вышеизложенное, отметим, что проектная деятельность студентов высшего образования с использованием ИКТ формирует ряд преимуществ, среди которых:

1. Высокая доступность и мобильность информации. Доступ к ресурсам, размещенным в сети Интернет, обуславливает эффективность поиска наиболее актуальных в рамках выбранной темы проекта данных. Работа над проектом в таком случае приобретает более комплексный характер за счет повышения качества информационной основы.

2. Комплексное влияние на эффективность работы. В случае продвинутого владения ИКТ при организации проектной деятельности, формируются возможности использовать специализированные программы или инструменты для осуществления функций проектирования, моделирования, статистического анализа, контроля, организации, построения сотрудничества и т.п.

3. Развитие навыков коммуникации с применением цифровых технологий и ИКТ. Проектная деятельность с ИКТ обеспечивает высокий уровень взаимодействия между студентами и качество коммуникации с использованием электронных платформ, что способствует развитию навыков общения в цифровой среде, сотрудничества в условиях дистанционной доставки сообщений.

4. Формирование более сложного и качественного продукта. Проекты, созданные с применением ИКТ, как правило, более разнообразны, поскольку могут включать в себя видео- и аудиоматериалы, анимационные элементы, готовые макеты и мультимедийные элементы, что повышает качество итогового продукта проектной деятельности.

5. Сопровождающееся развитие цифровых компетенций. Проектная деятельность с применением ИКТ обеспечивает развитие у студентов навыков работы с компьютерными программами, электронными ресурсами, созданием и обработкой цифрового контента, что положительно сказывается на уровне формирования цифровых компетенций [8].

Отметим, что в целом использование ИКТ в проектной деятельности студента в системе высшего образования обеспечивает прирост активности, проявлению аспектов творчества в процессе обучения, определяет точки развития цифровых компетенций, навыков в области коммуникации, а также способствует повышению качества и эффективности работы над проектом.

Выводы. Таким образом, по результатам проведенного исследования особенностей и преимуществ использования ИКТ в проектной деятельности студентов в системе высшего образования отметим высокое значение и качественное влияние ИКТ на результаты и характер организации проектной деятельности. ИКТ служат инструментом автоматизации проектной деятельности, предоставляя свободный доступ к поисково-аналитическому инструментарию, что оказывает положительное влияние на итоговый продукт. Применение ИКТ требует владения инструментарием цифровой среды и может быть разделено на различные уровни; так или иначе, применение ИКТ в проектной деятельности студентов в системе высшего образования зависит главным образом от специфики проекта и решаемых в его рамках задач, личной позиции и профессиональных задач обучающегося. Применение ИКТ в проектной деятельности студентов значительно увеличивает гибкость организуемой работы, переводя вектор образования с процесса проектной деятельности на её результат -получение ценного опыта и подготовку качественно нового продукта.

Литература:

1. Баранов, А.Ю. Осуществление проектной деятельности с использованием информационных технологий / А.Ю. Баранов, Т.В. Малкова//Вопросы педагогики. -2019. -№ 12-2. - С. 39-42

2. Блохин, A.B. Использование информационных технологий с целью повышения эффективности проектной деятельности в образовательном процессе школы и вуза / A.B. Блохин, И.Е. Калачева // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. -2020. -№ 1.-С. 5-10

3. Голубятникова, К.Е. Обзор средств ИКТ, используемых в проектной деятельности / К.Е. Голубятникова, Л.А. Осипова//Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. -2021. -№ 2(71). - С. 1-4

4. Зайцева, O.A. Проектная деятельность студентов-бакалавров педагогического вуза как условие подготовки к организации научно-исследовательской деятельности школьников / O.A. Зайцева // Самарский научный вестник. - 2019. -Т. 8, № 3(28). - С. 280-285. - DOI 10.24411/2309-4370-2019-13308

5. Лабзина, П.Г. Тьюторское сопровождение как педагогическое условие реализации проектной деятельности студентов вуза / П.Г. Лабзина // Вестник Мининского университета. - 2022. - № 3,- DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-4

6. Маркова, С.М. Информационные технологии как средство обучения / С.М. Маркова, O.A. Зиновьев, М.Н. Уракова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". -Том I,-2021,-С. 125-127

7. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / И.В. Плотникова, Л.А. Редько, Е.А. Шевелева, О.Н. Ефремова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. -№2.-С. 61.-DOI 10.17513/spno.30669

8. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 8. - DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4

9. Тюлю, Г.М. Проектная деятельность как условие интеграции научно-исследовательской и учебной деятельности студентов в образовательном процессе вуза / Г.М. Тюлю, В.Н. Старшинов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2016. - Т. 22, № 2. - С. 172-175

10. Уракова, Е.А. Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения / Е.А. Уракова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2023. - С. 162-166

11. Уракова, Е.А. Применение проектных технологий в профессиональном образовании на базе технопарков современного типа / Е.А. Уракова, A.A. Платонова, A.A. Ураков // Проблемы современного педагогического образования. -2023. - № 79-4. - С. 244-246

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистрант Шибанова Анастасия Викторовна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Современная система высшего образования поставлена перед необходимостью формирования у студентов целого комплекса компетентностей, среди которых одной из основных является коммуникативная компетентность -способность и готовность к общению на основе имеющихся в языковой области знаний, умений и навыков. Это обусловлено тем, что данная компетентность затрагивает практически все стороны будущей профессиональной деятельности учащихся независимо от выбранной ими специальности и является основой для построения ими взаимодействия с окружающими в целом. Статья "Управление формированием коммуникативной компетентности студентов ВУЗа" описывает важность развития коммуникативных навыков у студентов в высшем учебном заведении. Авторы подчеркивают, что коммуникативная компетентность является ключевой для успешной карьеры и личностного развития студента. Использование игровых технологий позволяет воссоздавать необходимые для полноценного становления компонентов указанной компетентности профессиональные и жизненные ситуации, при этом вовлекая студентов в процесс и формируя у них интерес к ним и, соответственно, мотивацию к участию в нем. Критериями сформированности коммуникативной компетентности выступают: способность к установлению и поддержанию контакта; наличие знаний об особенностях коммуникации в конкретном социуме и соответствующих им умений и навыков; способность адаптироваться под языковую ситуацию; психологическая готовность к осуществлению коммуникации в конкретной языковой среде. В статье рассматриваются подобранные согласно критериям методики диагностики коммуникативной компетенции, а также приводится апробированная программа занятий, составленная на основе игровых технологий, направленных на развитие коммуникативной компетентности студентов.

Ключевые слова: компетентность, студенты, формирование, коммуникативная конперентность.

Annotation. The modern system of higher education is faced with the need to form a whole range of competencies among students, among which one of the main ones is communicative competence - the ability and readiness to communicate based on the knowledge, skills and abilities available in the language field. This is due to the fact that this competence affects almost all aspects of the future professional activity of students, regardless of their chosen specialty, and is the basis for building their interaction with others in general. The article "Management of the formation of communicative competence of university students" describes the importance of developing communication skills among students in a higher educational institution. The authors emphasize that communicative competence is the key to a successful career and personal development of a student. The use of gaming technologies makes it possible to recreate the professional and life situations necessary for the full development of the components of this competence, while involving students in the process and forming their interest in them and, accordingly, the motivation to participate in it. The criteria for the formation of communicative competence are: the ability to establish and maintain contact; the availability of knowledge about the features of communication in a particular society and the corresponding skills and abilities; ability to adapt to the language situation; psychological readiness for communication in a specific language environment. The article discusses methods for diagnosing communicative competence, selected according to the criteria, and also provides an approved training program based on gaming technologies aimed at developing students' communicative competence.

Key words: competence, students, formation, communicative competitiveness.

Введение. Управление формированием коммуникативной компетентности студентов вуза является важной задачей, которая требует комплексного подхода и совместных усилий со стороны преподавателей и администрации учебного заведения.

Одной из разновидностей работы, позволяющей решить проблему формирования коммуникативной компетентности студентов в профессионально ориентированном ключе, является применение игровых технологий, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [1].

Вместе с тем, на современном этапе игровые технологии в ходе формирования коммуникативной компетентности студентов применяются редко.

Коммуникативная компетентность студентов как психолого-педагогическая проблема рассматривается М.Н. Вятютневым, И.А. Зимней, М.В. Стуриковой, Л.Ф. Низаевой, К.М. Козловой, В.В. Алпатовой, А.В. Сюниковой и др. Анализ теоретических подходов к формированию коммуникативной компетентности студентов проводится в работах С.Н. Захаровой, Л.К. Граудиной, А.П. Сковородникова, А.Н. Корякиной, Ю.Н. Емельянова и др. Игровые технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.