ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 343.326 ББК 67.51
© 2022 г. Андреев Николай Александрович,
адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России.
E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ «МОЛОДЕЖНОГО» ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В статье рассмотрены особенности построения системы мер профилактического характера, направленных на нейтрализацию причинного комплекса экстремистской деятельности при участии несовершеннолетних и молодежи. Исследован причинный комплекс, обусловливающий формирование радикальных настроений отдельных групп гражданского общества. Предпринята классификация преступлений экстремистской направленности с учетом выделенных качественно однородных признаков. Предложены основные направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике и предупреждению причин и условий формирования экстремистской мотивации.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, несовершеннолетние, молодежь, экстремистские материалы, информационный контент, меры профилактики, предупреждение преступлений.
Andreev Nikolay Aleksandrovich - Adjunct, Department of Criminal Law and Criminology, the Krasnodar
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
MODERN LAW TECHNIQUES OF PREVENTING «YOUTH» EXTREMISM IN THE ACTIVITIES
OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS AND GOVERNMENTAUTHORITIES
The article discusses the features of building a system of preventive measures aimed at neutralizing the causal complex of extremist activity with the participation of minors and young people. The causal complex that determines the formation of radical sentiments of certain groups of civil society is investigated. A classification of extremist crimes has been undertaken, taking into account the qualitatively homogeneous features identified. The main directions of activity of state authorities and local self-government bodies for the prevention and warning of the causes and conditions of the formation of extremist motivation are proposed.
Keywords: extremism, extremist activity, minors, youth, extremist materials, informational content, preventive measures, crime prevention.
Обострившиеся социально-экономические проблемы, проистекающие на фоне сложной внутренней и внешней политической обстановки, оказывают существенное влияние на субъективное определение гражданской позиции населения страны. Многие граждане сталкиваются с новыми для них реалиями, характер которых требует определенных решений, основанных на собственном опыте, знаниях, а также способностях критически оценивать информацию о текущей обстановке в стране и за ее пределами.
В условиях демократизации современного российского общества и построения правового государства, когда Россия испытывает санкционное давление со стороны ведущих стран мира и находится в настоящее время в неблагоприятном геополитическом окружении, особую актуальность приобретает борьба с внешними и внутренними угрозами национальной безопасности.
Для должного противодействия этим явлениям в России проводится эффективная государственная политика, которая обеспечивает не только своевременное реагирование правоохранительных органов на каждый факт проявления экстремизма, но и прогнозирование этого явления с целью принятия эффективных превентивных мер. Экстремизм во всех своих проявлениях в Стратегии национальной безопасности России назван в числе основных источников угроз для национальной безопасности и российской государственности [1], поэтому в нашей стране разработана и успешно осуществляется «Стратегия по противодействию экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [2], в которой уделяется большое внимание профилактической деятельности, в том числе и среди молодого поколения.
Проблема молодежного экстремизма, тесно связанная с терроризмом и преступностью
вообще, уже вышла, к сожалению, за границы отдельных государств и приобрела транснациональный, общемировой характер. Социальная система общества на сегодняшний день не всегда готова не только сработать на опережение, но и оперативно дать адекватный отпор преступным вызовам, причем усилий одних правоохранительных органов и спецслужб здесь явно недостаточно. В связи с этим вопросы профилактики экстремизма среди молодежи всеми институтами гражданского общества нам представляются актуальными. Кроме того, если анализу причин возникновения, распространения молодежного экстремизма и его последствиям посвящено достаточно много работ [3], то научное осмысление составляющих комплексного противодействия этому явлению еще требует дальнейшего развития.
В настоящее время преступность несовершеннолетних и молодежи занимает достаточно серьезное место в структуре преступности в целом. Число преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью, в общей структуре преступности достаточно велико. Так, в 2015 г. выявлено 54 369 преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2016 г. - 55 993, в 2017 г. - 48 599, в 2018 г. - 42 504, в 2019 г. -40 860, в 2020 г. - 37 953, в 2021 г. - 36 748 [4].
Проблема преступности несовершеннолетних и молодежи в современной России с каждым днем становится все более актуальной. В настоящее время молодежная преступность в России прогрессирует, втягивая все больше граждан страны в криминальную субкультуру. Поэтому решение этой проблемы зависит как от комплекса социальных и правовых мер по предотвращению преступности несовершеннолетних и молодежи, так и от активных действий общества, которое просто не может остаться равнодушным к этой проблеме.
Говоря о проблемах комплексной профилактики и противодействия молодежному экстремизму в РФ при активном взаимодействии правоохранительных органов со всеми институтами гражданского общества, следует обратить внимание на поведенческие особенности несовершеннолетних и молодежи, которые, в отличие от взрослых, не обладают достаточным жизненным опытом, позволяющим критически оценивать характер совершаемых ими действий и определять границы совершаемых ими поступков.
Молодежь, как известно, является самой уязвимой для негативных идеологических и психологических влияний частью общества, поэтому в последнее время отмечается определенный рост экстремистских проявлений среди несовер-
шеннолетних. Молодежный экстремизм имеет много различных форм и проявлений и во многом зависит от общественно-политических, экономических и культурных проблем современного общества. Недавние события в России показали, что определенная часть молодых людей стала участвовать в несанкционированных про-тестных акциях, оказывать неповиновение сотрудникам правоохранительных органов. Это очень серьезный негативный показатель, который ранее не отмечался, свидетельствующий не только о правовом нигилизме, но и об отсутствии духовно-нравственных идеалов и элементарных основ политической культуры.
Проанализировав динамику зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, размещенную на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за период с 2010 г. по декабрь 2021 г., можно говорить, что в настоящее время наблюдается рост данных преступлений. Так, за 2010-2021 гг. пик рассматриваемых преступлений приходится на 2017 г. (зарегистрировано 1 521 преступление). Начиная с 2019 г. по 2021 г. можно наблюдать возрастание количества зарегистрированных преступлений, совершенных по экстремистскому мотиву (в 2019 г. -585, в 2020 г. - 833, в 2021 г. - 1 057).
В настоящее время наибольшее количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности наблюдается в Ставропольском крае - 23, республике Дагестан - 16, Красноярском крае - 15, Краснодарском крае -13, Московской области - 13, Саратовской области - 12, Пермском крае - 11 [5].
Нередко экстремистская деятельность исследуемой части общества проявляется и в религиозном аспекте: имеют место факты участия молодежи в различных сектах, деструктивных религиозных движениях, в том числе связанных с языческими и сатанинскими культами. Молодежь активно участвует и в фанатском движении, которое подчас выходит за рамки допустимого законом: имеются многочисленные факты нарушения общественного порядка, массовых драк, уничтожения или повреждения чужого имущества.
В числе форм экстремистской деятельности обращает внимание исповедование идеологии фашизма и национализма, пропагандирующее соответствующий образ жизни, идеалы и символику. Зачастую причиной формирования такой идеологической модели поведения являются пробелы в знании отечественной истории, истории своих семей.
Еще более странным и необъяснимым выглядит распространение в XXI в. такого, можно
сказать, архаичного, но очень опасного и деструктивного движения, как АУЕ. Казалось бы, уголовная романтика уже давно должна была уйти в прошлое, сейчас, в век цифровых технологий, у подростков уже другие интересы и жизненные цели. Однако, появление и распространение среди молодежи в обновленной форме этой криминальной псевдофилософии явилось для нашего общества даже некоторой неожиданностью. К сожалению, «"улично-подъездная общность" молодых людей является одним из самых серьезных факторов десоциализации личности и деструкции мышления» [6, с. 39].
По результатам современных исследований, экстремизм «молодеет»: все чаще преступления совершаются молодыми людьми в возрасте от 15 до 25 лет [7]. Это тоже свидетельствует об определенном духовно-культурном вакууме среди молодежи, об ее незащищенности и уязвимости.
Все негативные явления и жизненные проблемы несовершеннолетних с учетом возрастных, социально-психологических особенностей приобретают гипертрофированный характер и требуют комплексного системного подхода. При этом непосредственно в практической деятельности в обязательном порядке необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого конкретного представителя молодого поколения.
Ситуация значительно осложняется глобализацией основных мировых процессов, в том числе телекоммуникационных. Возможности социальных сетей и Интернета в целом позволяют быстро и, к сожалению, практически бесконтрольно транслировать молодежной аудитории негативные идеи и оценки. Данное обстоятельство делает их более уязвимыми для лиц, осуществляющих вербовочную деятельность по рекрутированию новых участников экстремистских сообществ и организаций. Зачастую использование сети Интернет выступает в качестве основного средства вовлечения молодежи в преступную деятельность. Социальные сети являются «пропагандистом, агитатором и организатором» противоправной экстремистской деятельности. Именно поэтому ряд исследователей говорит о «безлидерном характере» тех или иных экстремистских акций.
Поддержка и стимулирование рядом государств и международных неправительственных организаций деструктивной деятельности националистических, радикальных, общественных, религиозных, этнических, иных организаций и отдельных лиц оказывают свое воздей-
ствие на подготовку, совершение и динамику преступлений экстремисткой направленности, представляющих чрезвычайные обстоятельства криминального характера [8, с. 25].
В целях вовлечения в противоправную деятельность новых участников и расширения пособнической базы члены международных террористических организаций наращивают пропаганду экстремистской идеологии в молодежной среде, в т. ч. с использованием современных информационных технологий.
Таким образом, участие несовершеннолетних и молодежи в различных сферах жизни общества стало более заметным, поток информации, получаемый ими, увеличился во много раз. В современных условиях у данной категории лиц есть все возможности, чтобы получать необходимые сведения, анализировать их, систематизировать и делать выводы. Поэтому говорить о неосведомленности как о причине правового невежества несовершеннолетних и молодежи не приходится. Вместе с тем именно информационная среда сейчас оказывает беспрецедентное влияние на формирование правовой культуры и правовых взглядов молодежи.
Во многом из-за этого наиболее масштабная вербовочная деятельность по вовлечению молодежи в ряды террористических и религиозно-экстремистских организаций проводится в сети Интернет.
Так, например, относительно новым тактическим способом вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность с помощью Интернета являются разработка и внедрение онлайновых сетевых компьютерных игр, типа «Большая Игра. Сломай систему», «Сокол. Мир после расовой войны» и т. п. С их помощью у игроков достигается стирание грани между игрой и реальностью, а насилие для них превращается в единственный способ решения жизненных вопросов.
Примером может служить решение Советского суда г. Липецка от 20.11.2009, в котором материалы «Большая игра. Сломай систему», размещенные в сети Интернет, были признаны экстремистскими, а ее создатель Антон Мухачев (он же - организатор экстремистского общества «Северное братство») в сентябре 2011 г. Савеловским судом города Москвы был признан виновным по ст. 282 («Организация экстремистского сообщества») и ст. 159 («Мошенничество») УК РФ и осужден к 9 годам лишения свободы [9].
Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность уже давно стало одной из глобальных проблем уголовно-правовой
политики России и других государств, ведь преступность среди несовершеннолетних в определенном смысле является фактором роста преступности взрослых. Чтобы не допустить роста преступности, следует сосредоточить внимание на предотвращении и, прежде всего, защите несовершеннолетних лиц от негативных явлений, среди которых крайне опасным является вовлечение их взрослыми лицами в преступную деятельность [10, с. 56].
Очевидно, что своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению экстремизма, имеет не только правовое значение, но и содействует обеспечению национальной безопасности и правопорядка в стране, демонстрируя стремление и способность правоохранительных органов всесторонне, полно и объективно установить все указанные обстоятельства и предотвратить негативные последствия. Как свидетельствует мировой опыт, в стабильном правовом и экономически развитом обществе настроения людей не занимают первостепенное место среди факторов влияния. Всегда превалируют закон, право, порядок, относительная стабильность экономики. В нестабильном обществе, имеющем системные длительно не решаемые проблемы, такие настроения приобретают первостепенное значение. Если такие проблемы нарастают, то можно спрогнозировать вероятность потери влияния законов на людей и, как следствие, рост криминализации населения.
Таким образом, причину преступности (в ее собственном значении) можно представить как закономерное взаимодействие преимущественно негативных субъективных и объективных факторов, вызывающих такую деформацию общественных отношений, которая приобретает уголовно-правовой характер. На сегодня участие молодежи в экстремистской деятельности связано с недостатками воспитания детей в семьях и учебных заведениях, недостаточной организацией досуга, недостатками в деятельности субъектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
В генезисе противоправного поведения молодежи четко прослеживается негативное влияние отдельных признаков, характеризующих личность молодого экстремиста: низкий культурный и образовательный уровень, низкое правосознание, агрессивность, вредные привычки, неуравновешенность и т. д.
Податливость влиянию среды в несовершеннолетнем возрасте является наибольшей, причем каждое отдельное проявление противоправного поведения обусловлено, как пра-
вило, сложным взаимодействием возрастных, индивидуально-типологических, индивидуально-психологических и социально-психологических детерминант. Их влияние значительно варьирует по степени - от влияния общего характера (оказываемое, например, особенностями характера, темперамента, определяющие общий стиль поведения) к более глубокому, «комплексному» или даже разрушительному (акцентуации характера, социально дезадаптированному поведению).
Главные причины и условия участия молодежи в экстремистской деятельности тождественны с детерминантами взрослой преступности, но имеют и определенную специфику, связанную с возрастными, психологическими и другими особенностями молодежи.
Изучение причин и условий преступности молодежи имеет не только научно-теоретическое значение, но и способствует разработке и организации системы предотвращения экстремизма в пределах всего государства, отдельных регионов, социальных групп и коллективов.
Естественно, что в борьбе с преступностью в целом и молодежным экстремизмом в частности общество и государство должны действовать совместно и скоординированно, преимущественно на опережение, т. к. вовлечение молодежи в преступную деятельность однозначно будет иметь далеко идущие и тяжелые последствия.
Решать эту проблему необходимо комплексно и системно, с привлечением не только всех правоохранительных органов, но и всего гражданского общества, его институтов, каждого законопослушного и неравнодушного гражданина.
Прежде всего, необходимо наладить постоянное поступление в заинтересованные органы и службы актуальной информации об экстремистских проявлениях, в том числе и в молодежной среде, для того, чтобы оперативно среагировать и предотвратить более тяжкие последствия.
В России уже имеется положительный опыт такого взаимодействия между образовательными организациями и правоохранительными органами. Однако нередки случаи, когда идет речь об уже совершенном проступке, который не удалось предотвратить, либо педагоги считают какие-либо действия подростков, могущие потенциально носить экстремистский характер, обычным хулиганством и ограничиваются мерами воспитательного воздействия.
Работа с образовательными организациями должна быть «встроена» в многоуровневую
систему профилактики экстремизма в России, способную мобильно подстраиваться под быстроменяющийся мир.
На сегодняшний день в стране существуют все правовые и организационные условия для такой работы, к тому же институты гражданского общества и рядовые граждане уже готовы к такому взаимодействию и активно проявляют свою непримиримую позицию в борьбе с этим глобальным явлением. Так, например, в ряде регионов России, где риски экстремистских проявлений, межнациональных и межконфессиональных конфликтов особенно высоки, существуют специальные программы по противодействию экстремизму и преступности в целом. В Ставропольском крае, например, успешно себя зарекомендовала система мониторинга и оперативного реагирования на проявления религиозного и этнического экстремизма [6]. Данная система формируется в рамках реализации государственной национальной политики и призвана предупреждать угрозы экстремистского характера на раннем этапе.
Мониторинг, представляя собой систему мер по получению информации, анализу и прогнозированию, а также оперативному реагированию на проявления религиозного и этнического экстремизма, направлен на предупреждение или ликвидацию столкновений социальных, политических, экономических, культурных интересов двух и более этнических общностей, принимающих форму межнационального конфликта, своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере этноконфессиональных отношений; минимизацию проявлений конфликтных ситуаций. Опыт Ставропольского края может быть полезен и в других субъектах РФ, конечно, с учетом региональных особенностей.
На ряду с отмеченным направлением деятельности по профилактике экстремистской деятельности с участием несовершеннолетних и молодежи следует отметить роль работы органов государственной власти, структур местного самоуправления и гражданского общест-ванаправленной на разъяснение политической сущности специальных операций, проводимых мероприятий, разоблачение утверждений экс-
Литература
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
тремистской пропаганды в средствах массовой информации, включая социальные сети. «Уличная политика» выступает важнейшим компонентом профилактической деятельности.
Наиболее оптимальным форматом такой деятельности являются беседы, круглые столы, семинары с представителями органов государственной власти, местного самоуправления и общественности, посвященных разъяснению причин возникновения проявлений экстремистской направленности среди населения, формах и методах противодействия распространению соответствующей идеологии, необходимости преодоления нигилизма в вопросе знаний о национальных, культурных, духовных и религиозных традициях народностей, населяющих территорию, а также о совершенствовании работы по профилактике экстремистских проявлений [11, с. 287-288].
Важным аспектом в деятельности по профилактике преступлений экстремистской направленности является постоянный мониторинг средств и методов, используемых участниками преступлений экстремистской направленности. Осуществление гибкого и адекватного реагирования на динамику эволюции толпы, включающую формирования сборища и бунтующей толпы. Своевременное и решительное пресечение попыток развязывания «цветных революций», захвата зданий органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов жизнеобеспечения.
Изложенное, позволяет утверждать, что обеспечение целенаправленной и эффективной защиты общества от экстремистских проявлений возможно лишь в случае комплексного использования политических, правовых, экономических, духовно-нравственных, информационных и иных возможностей органов исполнительной власти всех уровней. Также следует отметить, что борьба с проявлениями молодежного экстремизма, как, впрочем, и борьба с преступностью в целом, не должна быть только заботой государства в лице его правоохранительных органов, а должна носить комплексный и системный характер, стать общегосударственным, всенародным делом, участие в котором должно принимать гражданское общество.
Bibliography
1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 № 400. Access from help. legal system «ConsultantPlus».
2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf. gov.ru/documents/16/130.html (дата обращения: 01.11.2021).
З.Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/population/infiaction/# (дата обращения: 20.05.2022).
5. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации: портал правовой статистики [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 20.05.2022).
6. Кубякин Е.О. Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде // Общество: политика, экономика, право. 2010. № 1.
7. Сериков А.В. Молодежный экстремизм в современной России: динамика и отражение в общественном мнении у студентов (на примере Ростовской области): автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов на/Д, 2005.
8. Рясов Д.А. Этнокультурные особенности формирования криминальной мотивации членов семей участников религиозно-экстремистских незаконных вооруженных формирований и псевдорелигиозных сообществ деструктивной направленности // Вестник Краснодарского университета МВД России № 4(38) 2017.
9. Материалы «Большая игра "Сломай систему"», размещенные на сайте в сети Интернет (решение Советского районного суда г. Липецка от 20.11.2009) [Электронный ресурс]. URL: https://lidrekon.ru/477 (дата обращения: 24.06.2022)
10. Коровин Е.П. Некоторые теоретические и практические проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 151.2 УК РФ // Уголовное право. 2018. № 6.
11. О системе мониторинга и оперативного реагирования на проявления религиозного и этнического экстремизма в Ставропольском крае: постановление Правительства Ставропольского края от 29.04.2013 № 157-п (в ред. от 24.03.2022 № 136-п) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 460108563 (дата обращения: 24.06.2022).
2. Strategy of countering extremism in the Russian Federation until 2025 (approved by the President of the Russian Federation on 28.11.2014 № Pr-2753) [Electronic resource]. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/16/130.html (date of access: 01.11.2021).
3. Chuprov V.I. Youth extremism: essence, forms of manifestation, trends. Moscow, 2009.
4. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/in-fraction /# (date of access: 20.05.2022).
5. The state of crime in Russia for January-December 2021. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation: portal of legal statistics [Electronic resource]. URL: http://crimestat.ru/analytics (date of access: 20.05.2022).
6. Kubyakin E.O. The problem of prevention of extremism in the youth environment // Society: politics, economics, law. 2010. № 1.
7. Serikov A.V. Youth extremism in modern Russia: dynamics and reflection in public opinion among students (on the example of the Rostov region): auth. abstr. dis. ... Cand. of Sociology. Rostov-on-Don, 2005.
8. Ryasov D.A. Ethnocultural features of the formation of criminal motivation of family members of participants in religious extremist illegal armed formations and pseudo-religious communities of destructive orientation // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 4(38).
9. Materials «Big game "Break the system"» posted on the website on the Internet (the decision of the Soviet District Court of Lipetsk dated 20.11.2009) [Electronic resource]. URL: https:// lidrekon.ru/477 (date of access: 24.06.2022)
10. Korovin E.P. Some theoretical and practical problems of the qualification of a crime under Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation // Criminal law. 2018. №2 6.
11. On the system of monitoring and rapid response to manifestations of religious and ethnic extremism in the Stavropol Territory: Resolution of the Government of the Stavropol Territory dated 29.04.2013 № 157-p (d.d. of24.03.2022 № 136-p) [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/460108563 (date of access: 24.06.2022).