Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МНОГОФАКТОРНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МНОГОФАКТОРНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Девятовская Светлана Викторовна

В статье рассматривается одна из актуальных проблем в России - экстремизм в молодежной среде, а также причины и условия, способствующие развитию данного явления в молодежной среде. Определены проблемы, которые не дают в полной мере возможности правоохранительным органам вовремя предотвратить преступные действия экстремистского характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL ASPECTS OF COUNTERING THE MULTI-FACTOR MANIFESTATIONS OF EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT

The paper deals with extremism among young people; it is one of the most pressing problems in Russia. The reasons and conditions of it contribute to the development of this phenomenon in the youth environment. The problems that do not allow law enforcement agencies to prevent criminal actions of an extremist nature in time are identified.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МНОГОФАКТОРНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

УДК 343.97 : 343.85 : 343.326 ББК 67.51

Девятовская Светлана Викторовна Devyatovskaya Svetlana Viktorovna

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology of the Rostov Law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law. E-mail: [email protected]

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МНОГОФАКТОРНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Political and legal aspects of countering the multi-factor manifestations of extremism in the youth environment

В статье рассматривается одна из актуальных проблем в России - экстремизм в молодежной среде, а также причины и условия, способствующие развитию данного явления в молодежной среде. Определены проблемы, которые не дают в полной мере возможности правоохранительным органам вовремя предотвратить преступные действия экстремистского характера.

Ключевые слова: молодежная среда, экстремизм, противодействие, организованность, экстремистские организации, профилактика, экстремистская деятельность.

Одной из наиболее актуальных социально-политических проблем на протяжении долгих лет является деятельность организаций, склонных к агрессивно-экстремистским действиям. Наиболее часто мишенью подобных организаций становится молодежь, не имеющая полного представления об их идеологической основе. Поэтому глобальной задачей современной России является сохранение национального единства и создание условий для формирования у молодых людей устойчивых жизненных установок.

С каждым годом экстремизм в России молодеет. Согласно исследованиям, наиболее часто участниками преступлений экстремистской и террористической направленности являются подростки от 13 до 15 лет, которые привлекаются как для распространения запрещенной литературы и участия в религиозных сектах, так и для совершения преступления. В связи с этим с 2016 года возраст, с которого наступает уголовная ответственность за пре-

The paper deals with extremism among young people; it is one of the most pressing problems in Russia. The reasons and conditions of it contribute to the development of this phenomenon in the youth environment. The problems that do not allow law enforcement agencies to prevent criminal actions of an extremist nature in time are identified.

Keywords: youth environment, extremism, counteraction, organization, extremist organizations, prevention, extremist activity.

ступления террористического характера, был снижен с 16 лет до 14 лет, но и за совершение преступлений экстремистской направленности вполне было бы логично, снизить возраст до минимального, то есть с 16 до 14 лет.

На сегодняшний день на учете в МВД РФ состоит около 400 молодежных экстремистских формирований, из них 50 считаются особо опасными. При этом, количественный состав - около 80 % лиц, входящих в состав организаций экстремистской направленности, составляют молодые люди, не достигшие двадцатилетнего возраста [1]. Это происходит в результате того, что несовершеннолетние и молодые люди в возрасте до 20 лет представляют собой наиболее социально незащищенную группу, то есть группу риска, при этом они чаще являются активной частью деструктивных организаций, участвующими в конфликтах различного рода, и экстремистского толка тоже.

Молодежный экстремизм неоднороден, что усложняет выстраивание единой стратегии

противодействия экстремизму. Необходимо учитывать факт того, что экстремизм и терроризм идеологически интегрированы друг в друга, при этом одновременно терроризм, оказывая воздействие на генезис экстремизма, является, в свою очередь, «производной от крайностей экстремизма» [2]. К решению данной проблемы необходимо подходить тщательно, используя комплекс правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, совершенствование взаимодействия государственных органов и общественных организаций.

Но для того, чтобы решить проблему, необходимо изучить причины ее возникновения. Причинами возникновения экстремистских настроений в молодежной среде являются:

- отсутствие конкретно определенных целей жизни, что приводит к изменению ценностных ориентаций;

- деморализация норм, традиций жизни (положительное отношение к вредным привычкам);

- проявление агрессии, нетерпимости в собственном поведении и по отношению к другим, особенном тем, кто слабее;

- проявление антисемитских, расистских, националистических взглядов;

- постоянное унижение других людей;

- кризис школьного и семейного воспитания;

- приоритет криминальной среды в общении;

- неадекватное восприятие любого вмешательства в образ жизни;

- получение удовольствия от любого вида насилия и его результатов.

Учитывая тот факт, что молодежь является самой уязвимой группой, резко реагирующей на какие-либо социально-политические изменения в обществе, то для противодействия экстремизму в молодежной среде государству необходимо, в первую очередь, создать систему ценностей и идеалов, прививать знания молодым людям о других этносах и культурах, обеспечивать поддержку института семьи, проводить грамотную молодежную политику, ограничить влияние Интернета и других СМИ на распространение экстремистских идей [3, с. 31].

С каждым годом молодежный экстремизм отличается большей организованностью, сплоченностью, усилением конспиративных мер.

Для распространения своих идей организации экстремистской направленности все чаще используют современные информационные технологии, благодаря которым происходит укрепление межрегиональных и даже международных связей данных формирований. А кроме того, посредством сети Интернет проще всего получить доступ к аудитории, что обеспечивает легкий способ вербовки новых членов радикальных организаций.

Так, спустя год после того, как Генеральной прокуратуре Российской Федерации были предоставлены полномочия по осуществлению внесудебной блокировки сайтов, было удалено около трех тысяч сайтов экстремистской направленности. Поэтому одной из наиболее эффективных мер противодействия экстремизму является проведение периодических проверок и мониторинг Интернет-сайтов, а также различных групп и сообществ в социальных сетях, с целью обнаружения и последующей ликвидации центров пропаганды экстремизма, а для этого считаем необходимым предоставить правоохранительным органам, в частности Федеральной службе безопасности, Следственному комитету, центру противодействия экстремизму МВД России и другим подразделениям полиции, право на осуществление внесудебной блокировки сайтов, ведь эффективность данного метода уже доказана на практике.

Однако еще одной проблемой является то, что серверы многих сайтов, пропагандирующих экстремистскую идеологию, расположены в других странах, поэтому их невозможно заблокировать. 14 декабря 2018 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект об автономной работе Рунета, направленный на изолирование российского сегмента Интернета, одной из целей которого является, в том числе, и недопущение вовлечения граждан Российской Федерации в экстремистские организации. Данный законопроект был одобрен и нашел свое отражение в Федеральном законе от 1 мая 2019 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"», вступивший в законную силу с 1 ноября 2019 года, но при получил неформальное название - Закон о «суверенном Интернете».

Что касается финансирования, то основная часть денежных средств, направляемая на обеспечение деятельности экстремистских организаций, поступает через сеть Интернет. На сегодняшний день в Российской Федерации с целью противодействия незаконному финансированию существуют определенные ограничения, например, ограничена максимальная сумма анонимного денежного перевода - не более пяти тысяч рублей в день и не более сорока тысяч рублей в месяц. Также полностью запрещены анонимные переводы между физическими лицами.

Но стоит отметить, что основной проблемой является то, что в связи с широким развитием информационных технологий невозможно полностью запретить все переводы анонимных электронных средств платежа. Поэтому правоохранительным органам необходимо вести мониторинг анонимных денежных переводов, наиболее тщательно уделяя внимание операциям некоммерческих организаций, получаемым денежные средства от иностранных граждан и организаций. Для этого наше государство постоянно ведет работу над контролем анонимных переводов, которые в том числе могут быть направлены на осуществление террористической деятельности. Так, например, заместитель главы федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмони-торинга) П. Ливадный говорит, что неиденти-фицированные электронные средства платежа следует привязывать к банковским счетам клиентов, чтобы устранить анонимность и повысить прозрачность при проведении операций через электронные платежные средства.

Еще одной проблемой противодействия завуалированным формам экстремистской деятельности является то, что в скрытой анонимной сети DarkNet пользователь не привязан к информации, которая была им выложена. На современном этапе существует большое количество подобных сетей, получивших широкое распространение во всем мире.

Необходимо отметить, что правоохранительными органами уже давно предпринимаются попытки идентификации пользователей, размещающих информацию в закрытой сети. Так, в 2014 году МВД России объявило конкурс на поиск решений по деанонимизации пользователей наиболее известной и развитой анонимной сети TOR. Опасность данной сис-

темы заключается в том, что с помощью нее пользователи могут скрыть свои персональные данные, свое местонахождение, а также заходить на сайты, заблокированные на территории государства, гражданами которого они являются. На сегодняшний день Российская Федерация входит в тройку стран, жители которых используют сеть TOR, уступая только США и Германии [4].

Также стоит отметить среди проблем противодействия экстремизму ту, которая рассматривает вопрос о том, что за преступления экстремистской направленности ответственности подлежат только физические лица. Экстремистские организации, вовлекающие молодежь в свою преступную деятельность, могут в том числе создаваться под видом юридических лиц. Страны, ратифицировавшие конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, к числу которых относится и Российская Федерация, должны были на законодательном уровне установить ответственность юридических лиц за финансирование экстремизма и терроризма [5]. Однако пока это сделано не было.

В искоренении этой проблемы немаловажную роль играет семья, определенный контроль родителей. Сейчас актуален вопрос контроля в сети Интернет больше, чем в окружении. Но, наряду с обыденными хлопотами, родители могут упустить из внимания важные моменты в поведении детей. Еще одной частью формирования личности подростка является школа, педагоги, учителя. Их непосредственная деятельность должна быть направлена на повышение правовой грамотности у учащихся.

Эта острая проблема, которая распространена в нынешнее время, дала толчок к развитию законодательной базы по предупреждению экстремизма. Достижение целей правоохранительных органов может быть лишь при успешном направлении и координации их деятельности. Только благодаря успешному регулированию всех сил и средств может быть эффективное противодействие этому антисоциальному явлению. Экспертное сообщество в целом делает акцент на то, что «государственная политика, направленная на обеспечение национальной безопасности, должна иметь комплексный характер» [6, с. 120], а соответственно проблемы противодействия экстремизму и терроризму могут трансформироваться уже в

различные формы организованной преступной деятельности, представляя в совокупности более глобальные угрозы.

Профилактика экстремистских проявлений должна быть одним из главных направлений в борьбе с экстремисткой деятельностью. Успешное противодействие экстремисткой деятельности не может осуществляться только одними правоохранительными органами. Решение этой задачи требует совокупности организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, а также улучшения во взаимодействии органов государственной власти и общественных объединений. Лишь благодаря помощи и взаимодействию всех органов государственной власти возможно противостоять и избавиться от этого крайне опасного негативного явления. Экспертами в качестве эффективных мер превентивной борьбы представляется «применение метода индикаторов в сфере противодействия различным видам экстремизма», в частности, религиозному, одновременно делая акцент на «усилении взаимодействия правоохранителей различных сфер с институтами гражданского общества и научно-экспертной средой» [7, с. 172].

Профилактические меры могут быть и общими, и индивидуальными по характеру оказываемого влияния.

Общие профилактические меры экстремистских течений носят комплексный и взаимосвязанный характер. Осуществлять их необходимо в семье, по месту учебы или работы, при этом включать в себя они должны вопросы правового воспитания несовершеннолетних, их досуговой деятельности, формирования патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов, осуществление информационно-аналитического обеспечения противодействия экстремизму, издание различных памяток и брошюр, создание тематических фильмов.

Индивидуальная профилактика экстремистских проявлений направлена на то, чтобы своевременно выделить из толпы подростков тех, которые совершают противоправные деяния из хулиганских побуждений, целью которых является простое развлечение, от тех, кто объединен одной идеологией и действия которых направлены на совершение экстремистских действий. Для этого необходимо осуществлять превентивные меры к членам та-

ких групп, проводить мероприятия, учитывая личность каждого ее участника, условия их семейного воспитания, образа жизни, устранение причин и условий, которые способствовали отрицательному влиянию на их жизнь и воспитание; на создание эффективной системы реабилитации несовершеннолетних, которые оказались в нелегкой жизненной ситуации, в результате которой оказались вовлеченными в экстремистскую деятельность, с подготовкой специалистов в области информационного противодействия терроризму и экстремизму.

Для России экстремизм - это чрезвычайная ситуация социального характера. Противодействие экстремизму обязано рассматриваться со всех точек зрения в совокупности: международных, внутригосударственных, региональных, с привлечением социальных активов гражданского общества. Обществу необходимо действовать на опережение, т. е. не вытягивать подрастающее поколение из «лап» радикальных организаций, а не допускать их попадания к ним. Лучше будет предупредить, чем ликвидировать очередные акты экстремистских проявлений.

Представители правоохранительных органов проводят профилактические беседы с наиболее подверженными манипуляциям сознания слоями населения - молодежью, но этого недостаточно. Значительное влияние на контрэкстремистскую пропаганду оказывает также обнародование результатов служебной деятельности правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму, своевременная реакция на дезинформацию, а также на распространение пропагандистских листовок и книг.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня проблема распространения экстремизма в молодежной среде является одной из наиболее острых и опасных проблем в стране. Наблюдается тенденция снижения возраста подростков, вовлекаемых в организации экстремистской направленности, что может послужить толчком для снижения возраста уголовной ответственности за совершение экстремистских преступлений по аналогии с террористическими.

Профилактика экстремистских проявлений должна быть одним из приоритетных направлений в борьбе с экстремисткой деятельностью, а для обеспечения национальной безопасности,

весь спектр мер должен быть объединен «ут- ных факторов, поэтому стратегия противодей-

вержденной и легитимизированной нацио- ствия экстремизму должна затрагивать все

нально-государственной идеей» [8, с. 108]. сферы, начиная от нейтрализации причин и

Экстремизм порождается комплексом эконо- условий его порождающих и заканчивая лик-

мических, социально-политических и культур- видацией последствий экстремистских акций.

Литература

1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2018 г. // URL: https://мвд.рф/upload/sitel/ solder_page.

2. Воронцов С.А. О слабых звеньях в системе предупреждения экстремизма и терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 9 (100).

3. Татаров Л.А. Молодежный экстремизм. Вопросы противодействия: отечественный и зарубежный опыт // Государство и право. 2016.

4. МВД объявило тендер на взлом анонимной сети TOR. URL: https://tvnews.by/comm/ 5736.

5. «Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма» (заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999) // СПС Консультант Плюс.

6. Тишкин Д.Н. Методологические проблемы исследования организованной преступности как угрозы национальной безопасности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. N° 2.

7. Шувалов А.П., Тишкин Д.Н. Актуальные вопросы применения метода индикаторов в оперативно-розыскном прогнозировании в сфере противодействия религиозному экстремизму // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 1 (88).

8. Тишкин Д.Н., Крицкая А.А. Анализ генезиса угроз, продуцируемых сочетанием организованной преступности, терроризма и «цветных революций» в едином механизме гибридной войны и возможные политико-правовые меры по их нейтрализации // Философия права. 2019. № 4 (91).

Bibliography

1. Annual report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the state program for 2018. URL: https://MB,n,.p^/upload/sitel/ solder_page.

2. Vorontsov S.A. about weak links in the system of preventing extremism and terrorism. Science and education: economy and economy; entrepreneur-ship; law and management. 2018. № 9 (100).

3. Tatarov L.A. Youth extremism. Questions of counteraction: domestic and foreign experience. State and law. 2016.

4. The Ministry of internal Affairs announced a tender to hack the anonymous TOR network. URL: https://tvnews.by/comm/5736.

5. «International Convention for the suppression of the financing of terrorism» (concluded in New York on 09.12.1999). LRS Consultant Plus.

6. Tishkin D.N. Methodological problems of research on organized crime as a threat to national security. Economic and humanitarian research of regions. 2016. № 2.

7. Shuvalov A.P., Tishkin D.N. Actual issues of applying the indicator method in operational-search forecasting in the sphere of countering religious extremism. Yurist-Pravoved. 2019. № 1 (88).

8. Tishkin D.N., Kritskaya A.A. Analysis of the Genesis of threats produced by a combination of organized crime, terrorism and «color revolutions» in a single mechanism of hybrid war and possible political and legal measures to neutralize them. Filosofiya prava. 2019. № 4 (91).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.