Пилюгина Татьяна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, Кубанский социально-экономический институт (e-mail: [email protected])
Помазан Светлана Витальевна
кандидат юридических наук, доцент, Южный институт менеджмента (e-mail: [email protected])
Медведева Элина Ахмадовна
Кубанский социально-экономический институт (e-mail: [email protected])
Национальная безопасность региона: проблемы криминализации экстремистской деятельности
В статье рассмотрена характеристика криминализации экстремистской деятельности, даны ее основные особенности, раскрыты проблемы сращивания радикальных и религиозных криминальных взглядов, индуцирующих исламский терроризм, проанализированы масштабы и уровень экстремистской преступности региона.
Ключевые слова: экстремизм, радикальные группировки, экстремистская преступность, противодействие экстремизму, уголовная ответственность.
T.V. Pilyugina, Candidate of Law, Assistant Professor, Kuban Social-Economic Institute; e-mail: [email protected];
S.V. Pomasan, Candidate of Law, Assistant Professor, Southern Institute of Management; e-mail: [email protected];
E.A. Medvedeva, Kuban Social-Economic Institute; e-mail: [email protected]
The national security of the region: problems of criminalizing extremist activity
The article describes the characteristics of criminalizing extremist activity, its main features, describes the problems of splicing and criminal radical religious views, inducing Islamic terrorism. The scope and scale of extremist crime in the region are analyzed.
Key words: extremism, radical groups, extremist crime, combating extremism, criminal liability.
Современная международная социальная и политическая ситуация отличается напряженностью и неустойчивостью. Формируются определенные организации, группировки, появляются отдельные лица, приверженные крайним взглядам и методам действия. Чаще всего их деятельность носит экстремистский характер, что представляет реальную угрозу и обществу, и государству, и жизненно важным интересам каждой личности. Несомненно, для общества это беспрецедентная по масштабам и последствиям проблема, которая далека не только от решения, но и от адекватного осмысления [1]. Характер гражданского общества обусловлен как общими закономерностями развития социально-политических и экономических отношений, так и национальными особенностями
конкретных государств [2]. Угрозой для такого общества могут стать не только межконфессиональные, межэтнические и межнациональные конфликты, но и экстремистская деятельность, ее стремительное распространение в различных формах проявления.
Являясь одной из радикальных форм отрицания существующих общественных норм и правил государства, экстремизм за короткое время из маргинальной практики превратился в политическую стратегию, чему способствует неограниченный доступ к информационным телекоммуникационным сетям, включая Интернет. Его масштабность вызывает тревогу и становится угрозой не только национальной безопасности, но и мировому сообществу, приобретая транснациональный характер [3, с. 227-232].
18
Главными источниками угроз национального сепаратизма, экстремизма и международного терроризма являются организации на территориях государств Центральной Азии, которые представляют угрозу конституционному строю и территориальной целостности ряда государств [4, с. 69]. По мнению аналитиков [5, с. 178], набирающий силу исламизм, бесспорно, влияет на общемировые процессы, а сам характер исламского джихада, зародившегося как реакция отсталой культуры на вторжение западной цивилизации [6], сегодня меняется в сторону экстремистской деятельности в Германии, Турции, Испании, Италии, Америке и Англии. При этом используется воздействие на религиозные чувства людей в различных конфликтах, идеологическая обработка общества, покровительство и субсидирование радикальных исламских движений из-за рубежа, в том числе финансирование Саудовской Аравией «Братьев-мусульман» и других экстремистских движений. Вышеизложенное составляет важнейший сегмент социальной составляющей экстремизма, финансовые потоки которого очень сложно отследить, но, вместе с тем, по данным ряда российских и зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере экстремизма составляет ежегодно от 5 до 20 млрд долларов [7].
Координация преступлений экстремистского толка и распространение идеологии терроризма и экстремизма совершаются с помощью привлечения в противоправные организации новых членов путем использования религии в качестве инструмента вербовки и средства обострения межконфессиональных конфликтов, проповедования не только собственной исключительности, но и насильственных методов распространения веры, что поддерживается выражением вражды и ненависти по отношению к другим нациям, расам, классам, религиям [8]. Распространение радикальных взглядов, религиозных нетрадиционных культов с характерными чертами воинствующей ограниченности, жесткой авторитарностью мышления, нетерпимостью ко всему «чужому», стремлением решить сразу все проблемы индуцирует исламский терроризм [9]. При этом исламский экстремист необязательно является мусульманином по рождению, им вполне может стать любой. Так, Варвара Караулова, студентка второго курса философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, увлекшись изучением ислама и арабского языка, хотела втупить в ИГИЛ [10].
Проблемы противодействия экстремизму и терроризму в современных условиях остаются актуальными для всего мирового сообщества,
и их решение является одной из ключевых задач. Вместе с тем, распространение экстремизма заставило задуматься над вопросами совершенствования общегосударственной системы его предупреждения.
Рассмотрим некоторые моменты противодействия экстремистской деятельности. Первые шаги по предотвращению экстремизма были сделаны еще в 70-х гг. XX в., когда в 1978 г на Генеральной конференции ООН была принята Декларация о расе и расовых предрассудках, согласно которой любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, этнического или национального происхождения или религиозной нетерпимости, исходящей из расистских воззрений, нарушает или ставит под угрозу суверенное равенство государств и право народов на самоопределение [11]. Принятие Декларации способствовало снижению темпов развития экстремистской деятельности. Провозглашенная в 1981 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений закрепила требование ко всем государствам принять эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений [12]. Именно это обусловило разработку законодательства, запрещающего любую подобную дискриминацию, а также регламентирующего принятие всех соответствующих мер по борьбе против нетерпимости на основе религии или иных убеждений.
Итак, принятые международно-правовые стандарты провозгласили права каждого человека на свободное выражение своего мнения, закрепили ответственность за всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти. Такое запрещение неслучайно, поскольку экстремизм пронизывает все сферы общественной жизни, он сопряжен с совершением особо опасных преступлений против жизни и здоровья, а в политическом плане подрывает стабильность общественных структур и институтов, что способствует разжиганию вражды и ненависти между нациями и приверженцами различных религий.
На основании вышеизложенного приоритетной задачей для правоохранительных органов и органов власти на всех уровнях Российской Федерации является предупреждение и пресечение деятельности экстремистских структур, посягающих на права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и конституционный строй России [13, с. 244-247]. Однако проведенный нами анализ показывает, что на протяжении послед-
19
него десятилетия фиксируется высокая интенсивность экстремистской деятельности.
Согласно данным МВД России, в 2008 г. количество преступлений экстремистской направленности составило 548 преступлений (+19,1%), в январе - марте 2010 г. зарегистрировано 156 подобных преступлений (4,9% в общей структуре преступности), в 2011 г. - 622 (5,2%). В 2012 г. количество зарегистрированных преступлений увеличилось и составило 696 преступлений (+11,9%), а в 2013 г. - 896 (+28,7%). В 2014 и 2015 гг. было отмечено увеличение зарегистрированных преступлений экстремистской направленности: 938 (+12,6%) и 1186 (+26,4%) преступлений соответственно. Приведенные количественные показатели свидетельствуют о непрекращающемся стабильном росте преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности [14].
Возрастает и количество молодежных группировок (до 30 лет). Молодежная среда, в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестно-го потенциала [15].
Основными причинами распространения экстремизма в России считаются социально-экономические проблемы постсоветского периода (74%), неправильная политика государства в сфере религиозных процессов (18%), противоречия между христианством и исламом (8%), деформация традиционных духовных ценностей общества (5%), межнациональная рознь (3%) [16]. Приоритетным в борьбе с экстремизмом должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению лиц, в том числе молодежи.
Национальная безопасность государства всегда определялась безопасностью регионов, угроза которой в настоящее время очевидна. Рассмотрим криминализацию экстремистской деятельности региона.
Юг России, в силу своего геополитического положения, вовлечен в мировые политические процессы. Криминализация экстремистской деятельности региона возможна благодаря существующим экстремистским, радикальным структурам, которые имеют международную финансовую поддержку и распространяют экстремистскую идеологию, ведут вербовку в ИГИЛ для совершения террористических актов.
Согласно аналитическим данным ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в 2016 г. в регионе зарегистрировано 20 преступлений экстремистской направленности, с начала 2017 г. - 4 преступления, которые были свя-
заны с обучением в террористических центрах Сирии и другого рода участием в ИГИЛ. Например, предотвращен выезд двух граждан Российской Федерации за границу для участия в боевых действиях в Сирии на стороне террористов. Кроме того, выявлено 12 преступлений, совершенных путем распространения материалов экстремистского содержания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Всего в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет установлено 150 фактов размещения в социальных сетях материалов экстремистского содержания, а также материалов, внесенных в федеральный список экстремистских материалов. Закрыт доступ к 66 интернет-ресурсам, в которых были выявлены экстремистские материалы. Удалено 109 материалов экстремистского содержания, размещенных в интернет-ресурсе «ВКонтакте», в том числе 15 материалов радикальной исламистской направленности.
За последнее время в несколько раз увеличилось количество осужденных за экстремизм; их значительная часть получила сроки только за лайки и репосты экстремистских материалов. Такой рост количества осужденных по ст. 282 УК РФ подчеркивает значение субъективной стороны рассматриваемого преступления и необходимость установления прямого умысла на возбуждение ненависти. Вышеизложенное важно и для разграничения преступления и административного правонарушения, поскольку учитывается умысел лица, распространяющего материалы.
Репост делает пользователь сети, не являющийся его автором, поэтому возникает сложность в установлении субъективной стороны репоста. На наш взгляд, к ней относятся не только мотивы размещения такой информации, но и ее содержание, требующее экспертных заключений, комментарии к материалу (их наличие или отсутствие), а также причина или цель размещения подобного материала.
На это и обратил внимание Верховный Суд РФ при анализе судебной практики, рекомендовав нижестоящим судам отойти от формального подхода к рассмотрению дел в отношении интернет-пользователей, детализировав вопросы ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности, где учитываются особенности применения норм УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления экстремистского характера. Кроме того, при рассмотрении уголовных дел экстремистской направленности законодатель обеспечил, с одной стороны, охрану публичных интересов, с другой - защиту гарантированных
20
Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина - свободы совести и вероисповедания [17].
Уголовное законодательство в ст. 280 УК РФ предусматривает ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, которые могут быть выражены в любой форме с целью побудить к осуществлению экстремистской деятельности. Безусловно, законодатель не забыл о публичном распространении информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности, что определило квалификацию ст. 282 УК РФ. Такое преступление должно совершаться с прямым умыслом, с целью возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц. Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из действий [18].
Несмотря на то что субъективные, ценностно-мотивационные и эмоционально-психологические предпосылки формируют экстремистский фактор, следует учитывать, что высказывание суждений и умозаключений с использованием фактов межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах, не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, не является преступлением, предусмотренным ст. 282 УК РФ [19].
Определенные социальные причины связаны не только с экстремизмом, но и с терроризмом, что может обусловливать их рост. Сходство данных преступлений, влияющих на безопасность государства, выявляется как на уровне проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и так и в острых и общественно опасных формах. Именно поэтому необходимо обеспечить единство судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности.
Сегодня наблюдается рост общего количества осужденных за преступления террористической направленности. В 2015 г. было осуждено 350 лиц, что, по сравнению с предыдущим годом, больше на 1,4%. Из них более 70% - 252 человека - осуждены за финансирование террористической организации. Под это определение, по мнению Верховного Суда РФ, подпадает не только сбор денег, но и обеспечение материальными ресурсами, такими как обмундирование и средства связи. Уголовно
наказуемым теперь считаются и систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц. В случаях, когда, наряду с финансированием экстремистских преступлений, виновный оказывает иное содействие их совершению (например, помощь советами, указаниями, предоставлением информации, устранением препятствий и т.п.), его действия образуют совокупность преступлений.
Итак, работа правоохранительной системы России в целом и Краснодарского края в частности дает возможность осуществлять координацию всех служб и подразделений по предупреждению экстремизма и терроризма.
В заключение отметим, что Россия сегодня занимает особое место во взаимоотношениях Востока и Запада, является связующим звеном между ними [20]. Это крайне трудно, почти невозможно, т.к. накал всевозможных противоречий, ссор и конфликтов между этими двумя частями Мира в настоящее время достиг апогея. Допустимость и универсальность насилия как способа решения политических вопросов, правовой нигилизм и, как следствие, пренебрежение основными правами и свободами человека, отрицание абсолютной ценности индивида мешают найти кмпромисс [21]. В связи с этим разрешение имеющихся проблем во многом зависит от будущих успехов внешнеполитической стратегии России.
Разумеется, накопленный отечественный и международный опыт борьбы с экстремизмом позволяет в какой-то степени снизить его распространение. Однако силовых методов, карательной политики уже недостаточно. Нужна профилактическая работа по созданию такой социально-экономической и толерантной среды в обществе, которая отторгала бы экстремизм, что требует открытого диалога политиков, правозащитников, представителей неправительственных организаций, в рамках которого возможно обсуждение всех проблем и противоречий, тормозящих борьбу с экстремизмом. Нужна и сильная государственная власть, имеющая твердую политическую волю, способная удержать многонациональную страну от конфликтов на этно-религиозной почве. Для предотвращения использования молодежи в религиозном экстремизме необходим ряд комплексных мер, направленных, прежде всего, на профилактическую работу с населением, в частности с молодежью. Профилактика экстремизма должна осуществляться посредством не только превентивных мер, но и мер уголовно-правового и воспитательного характера. Кроме того, необходимо привлекать госу-
21
дарственные и образовательные организации, проводить социальный мониторинг уровня толерантности молодежной среды и самореализации.
В антиэкстремистской политике Российской Федерации остается еще немало проблем, поскольку борьба с экстремизмом пока малорезультативна [22]. Осознание глобальности проблемы экстремизма и терроризма и необходимости координации усилий всех стран по борьбе с ними.
Итак, несмотря на многочисленные общефедеральные и региональные программы,
целью которых является усиление борьбы с преступностью, противостоять ее криминальным угрозам сегодня невозможно без уголовно-репрессивных средств и методов как механизма противодействия ей; к ним относится поэтапная реализация современной антикриминальной стратегии, позволяющей использовать позитивный опыт прошлого, но по основным своим параметрам (идеологическим, политическим и социальным ориентирам, правовому фундаменту, основам организации) являющейся качественно новой.
1. Виноградов А.В. Проблемы национальной безопасности // Право и безопасность. 2003. № 1-2(6-7).
2. Пилюгина Т.В. Экстремизм: социально-правовой анализ причин возникновения и способов его преодоления // Общество и право. 2011. № 3.
3. Пилюгина Т.В., Бабанов В.А., Эрнст А.А. Религиозный аспект современного экстремизма в условиях глобализации: истоки, сущность, стратегии противодействия // Экономика. Право. Печать. Вестн. КСЭИ. 2014. № 3-4(6364).
4. Пластун В.Н. Интеграции в Центральной Азии и влияние внешних сил // Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы: материалы Меж-дунар. конф. Бишкек, 2007.
5. Матишов Г.Г., Авксентьев В.А., Батиев Л.В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Ростов н/Д, 2008.
6. Международный терроризм и международная безопасность нового качества // Закон и право. 2008. № 3.
7. Чапурко Т.М., Пилюгина Т.В. Экстремизм -социально-правовая категория // Экономика. Право. Печать. Вестн. КСЭИ. 2010.
8. Кортунов С. С. Исламский экстремизм и политика России // Безопасность Евразии. 2007. № 4.
9. Русанова О.А. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе (на примере Северокавказского региона): дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.
10. Маркова Ю.В. Предупреждение преступлений, совершенных группами несовершеннолетних экстремистской направленности: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008.
11. Декларация о расе и расовых предрассудках. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/racism.shtml
1. Vinogradov A.V. National security issues // Law and security. 2003. № 1-2(6-7).
2. Pilyugina T.V. Extremism: socio-legal analysis of the causes and ways to overcome it // Society and law. 2011. № 3.
3. Pilyugina T.V, Babanov V.A., Ernst A.A. The religious aspect of modern extremism in the conditions of globalization: the origins, nature, coping strategies // Economy. Right. Bull. of Kuban Social-economic Institute. 2014. № 3-4(6364).
4. Plastun V.N. Integration in Central Asia and the impact of external forces // Projects of cooperation and integration in Central Asia: comparative analysis, opportunities and perspectives: proc. of Intern. conf. Bishkek, 2007.
5. Matishov G.G., Avksentiev V.A., Batiev L.V. Atlas of socio-political problems, threats and risks to the South of Russia. Rostov-on-Don, 2008.
6. International terrorism and international security quality // Law and right. 2008. № 3.
7. Chapurko T.M., Pilyugina T. V. Extremism -social and legal category // Economy. Right. Print. Bull. of Kuban Social-economic Institute. 2010.
8. Kortunov S.S. Islamic extremism and Russian policy // Security of Eurasia. 2007. № 4.
9. Rusanova O.A. Ethno-religious extremism as a social phenomenon in Russian society (for example, the North Caucasus region): diss. ... Candidate of Sociology. Moscow, 2004.
10. Markova Yu.V. Prevention of crimes committed by groups of juveniles extremist: auth. abstr. ... Candidate of Law. Nizhny Novgorod, 2008.
11. Declaration on Race and Racial Prejudice. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/racism.shtml
12. Declaration on the elimination of all forms of intolerance and of discrimination based on religion or belief. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/relintol.shtml
13. Petrov V.I., Pilyugina T.V. Organization of law enforcement agencies to ensure law and order in the Krasnodar region - the basis of a
12. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/relintol.shtml
13. Петров В.И., Пилюгина Т.В. Организация действий правоохранительных органов по обеспечению правопорядка на территории Краснодарского края - основа стабильного взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом // Общество и право. 2015. № 2(52).
14. Общие сведения о состоянии преступности. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www. mvd.ru/
15. Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде. URL: http://cao. mos.ru/countering-extremism/features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifestations-of-extremism-and-terrorism-in-the-yout/
16. Пилюгина Т.В. Национальная безопасность Российской Федерации: экстремизм и религиозный исламизм Северного Кавказа // Модернизация России и обеспечение криминологической безопасности: материалы Все-рос. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2012.
17. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 (в ред. от 3 нояб. 2016 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Уголовный кодекс РФ 1996 г. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
19. Бешукова З.М. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности: сравнительно-правовое исследование. Пятигорск, 2011.
20. Бердяев Н. Собрание сочинений. Париж, 1990.
21. Пилюгина Т.В., Иванова А.Д. Анализ применения методов прогнозирования в оценке динамики основных показателей преступности региона // Экономика. Право. Печать. Вестн. КСЭИ. 2015. № 2-3.
22. Помазан С.В., Пилюгина Т.В. Преступления, связанные с террористической деятельностью // Общество и право. 2014. № 4.
stable interaction between the government and civil society // Society and law. 2015. № 2(52).
14. General information on the state of crime. The official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL: http:// www.mvd.ru/
15. Features of the prevention and fight against extremism and terrorism among the youth. URL: http://cao.mos.ru/countering-extremism/features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifestations-of-extremism-and-terrorism-in-the-yout/
16. Pilyugina T.V. The national security of the Russian Federation: religious extremism and Islamism North Caucasus // Modernization of Russia and criminological security: proc. of sci. and pract. conf. Stavropol, 2012.
17. On judicial practice in criminal cases involving crimes of an extremist: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation on June 28, 2011 № 11 (as amended on Nov. 3, 2016). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
18. Criminal Code of the Russian Federation 1996. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
19. Beshukova Z.M. Crimes related to extremist activities: comparative legal research. Pyatigorsk, 2011.
20. Berdyaev N. Coll. of works. Paris, 1990.
21. Pilyugina T.V., Ivanova A.D. Analysis of the application of forecasting methods in assessing the dynamics of the main indicators of the region's crime // Economy. Right. Print. Bull. of Kuban Social-economic Institute. 2015. № 2-3.
22. Pomazan S.V., Pilyugina T.V. Offenses related to terrorist activities // Society and law. 2014. № 4.
23