Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / EDUCATIONAL PROCESS / STUDENT / EDUCATIONAL STRUCTURES / TEACHER / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

Статья посвящена современным средствам повышения качества юридического образования. Исследование вопросов повышения качества юридического образования студентов является актуальным. Автор анализирует состояние современных методов преподавания в вузе и их эффективность в современной системе подготовки специалистов. В статье приводятся механизм функционирования и контроля за образовательной деятельностью. Автором рассматриваются современные направления развития системы обучения, предполагается наличие гибких образовательных структур, способных быстро и адекватно реагировать на изменения социальных и экономических потребностей в данной сфере, осуществление учебного процесса целенаправленно, с учетом стратегических потребностей развития общества.The article is devoted to modern means of improving the quality of legal education. Research on improving the quality of legal education of students is relevant. The author analyzes the state of modern teaching methods in higher education and their effectiveness in the modern system of training specialists. The article describes the mechanism of functioning and control of educational activities. The author considers modern trends in the development of the educational system, assumes the existence of flexible educational structures that can quickly and adequately respond to changes in social and economic needs in this area, the implementation of the educational process purposefully, taking into account the strategic needs of society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

9. Поляруш А.А. Диалектическое мышления как теоретическая основа современного профессионального образования. // В сборнике: Современный взгляд на науку и образование сборник научных статей. Москва, 2020. С. 78-81.

10. Современные и образовательные технологии в вузе: учебное пособие под редакцией Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011.

11. Утеулиев А.М. Инновации в образовательной среде. // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 121-123.

12. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

13. Щербаков А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя // Советская педагогика. - 1971. №9. - С. 82-89.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры специально-технической подготовки Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена современным средствам повышения качества юридического образования. Исследование вопросов повышения качества юридического образования студентов является актуальным. Автор анализирует состояние современных методов преподавания в вузе и их эффективность в современной системе подготовки специалистов. В статье приводятся механизм функционирования и контроля за образовательной деятельностью. Автором рассматриваются современные направления развития системы обучения, предполагается наличие гибких образовательных структур, способных быстро и адекватно реагировать на изменения социальных и экономических потребностей в данной сфере, осуществление учебного процесса целенаправленно, с учетом стратегических потребностей развития общества.

Ключевые слова: образовательный процесс, студент, образовательные структуры, преподаватель, высшая школа.

Annotation. The article is devoted to modern means of improving the quality of legal education. Research on improving the quality of legal education of students is relevant. The author analyzes the state of modern teaching methods in higher education and their effectiveness in the modern system of training specialists. The article describes the mechanism of functioning and control of educational activities. The author considers modern trends in the development of the educational system, assumes the existence of flexible educational structures that can quickly and adequately respond to changes in social and economic needs in this area, the implementation of the educational process purposefully, taking into account the strategic needs of society.

Keywords: educational process, student, educational structures, teacher, higher school.

Введение. Одной из ключевых составляющих системы профессионального образования МВД России является увеличение количества специальностей, по которым осуществляется обучение, меняется нормативно-правовая база, регламентирующая подготовку кадров для органов внутренних дел, совершенствуются учебные планы, вводятся новые государственные стандарты, используются коллективные формы и методы поиска, анализа и решения проблем. До недавнего времени она применялась для регулирования производственных мощностей, теперь же используется и в образовательном процессе. Деятельность вуза существенно отличается от работы любого промышленного предприятия, что исключает шаблонные подходы.

Дальнейшее совершенствование высшего образования в стране, прежде всего зависит от состава научно-педагогических кадров, уровня их квалификации, умения вести учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу в соответствии с современными требованиями.

Изложение основного материала статьи. Педагоги вуза - носители не только знаний, но и общей культуры. Поэтому важной особенностью можно назвать уровень профессорско-преподавательского состава, оценивающийся по ряду показателей.

Одним из путей постоянного повышения качества преподавания являются контрольные и взаимные посещения учебных занятий. Здесь у нас накоплен определенный опыт. Его обобщение и критический анализ будут способствовать улучшению этой работы.

Основной целью контрольных посещений является проверка качества занятий. Учитывая это обстоятельство, такой контроль проводит руководство ВУЗа и кафедр по специальному графику, составляемому учебным отделом на каждый семестр. Кроме того, руководители кафедр по своему усмотрению планируют посещения занятий своих преподавателей.

Контрольные посещения всегда должны носить не случайный, а целевой характер. Естественно, что особого внимания требуют молодые преподаватели, а также лекторы, разрабатывающие и читающие новые профилирующие курсы. Контрольные проверки необходимы во всех случаях поступления сигналов о ненадлежащем качестве занятий.

Значительно шире целевое назначение взаимных посещений занятий преподавателями. Кроме взаимной проверки, они должны обеспечить постоянный обмен опытом учебной работы, согласованное преподавание одной учебной дисциплины в разных потоках и учебных группах; преемственность и взаимосвязь преподавания смежных дисциплин. Поэтому во взаимных посещениях должны активно участвовать все преподаватели - и молодые, и опытные [7].

Как правило, по результатам контрольных и взаимных посещений в журналах делаются подробные записи с анализом как содержания занятий, так и методики их проведения, даются конкретные советь, по устранению выявленных недостатков. Однако на некоторых кафедрах преобладают лишь хвалебные отзывы

или формальные записи. Так, на одной кафедре была сделана ограничительная запись: «Занятие достигло цели». Это делается даже по занятиям молодых преподавателей, которые только начинают преподавательскую деятельность и нуждаются в серьезной помощи.

Формальное отношение к контрольным и взаимным посещениям, недостаточно принципиальная оценка занятий отрицательно сказываются на качестве преподавания. У некоторых преподавателей создается ложное представление о действительном уровне собственной теоретической и практической подготовки, что не стимулирует постоянного стремления к совершенствованию преподавательского мастерства. С другой стороны, такой формальный подход не обеспечивает выявления и распространения передового опыта преподавания.

При этом хотелось указать, что некоторые кафедры ведут записи о результатах взаимопосещений на каждого преподавателя отдельно, а не в хронологическом порядке, как это делают другие. Эту практику следует одобрить, так как она позволяет анализировать количественные и качественнные, результаты взаимопосещений по каждому преподавателю, контролировать устранение выявленных недостатков. Иначе говоря, в этом случае ведется как бы лицевой счет преподавателя, определяющий уровень его преподавательского мастерства.

Не следует увлекаться количественной стороной посещения занятий. Это лишь одна из форм контроля и повышения качества преподавания, с помощью которой, как правило, невозможно предупредить и сразу же исправить недостатки. Поэтому нужно больше уделять внимания предварительному обсуждению текстов лекций, разработке методик проведения семинарских и практических занятий. Следует чаще практиковать запись лекции или семинара на видео с последующим просмотром на кафедре. Это будет особенно полезно молодым преподавателям.

Важен вопрос о целевом назначении открытых лекций и семинаров. Открытые занятия в основном должны носить характер образцово-показательных, их задача - проверить эффективность новой методики, согласованность методики проведения занятий разными преподавателями по одному предмету, по одной теме. В целях контроля качества открытые занятия проводить не всегда целесообразно, так как на их посещение у преподавателей уходит много времени и часто неоправданно. Ведь на этих занятиях обычно присутствуют преподаватели различного профиля, не имеющие возможности квалифицированно оценить содержание занятия. Вместе с тем на открытые лекции, в зависимости от их тематики, целесообразно привлекать практических работников, а также преподавателей смежных кафедр. Это позволяет оценить практическую ценность и методологическую направленность занятия, развивать межкафедральные связи.

В последнее время стали проводить показательные учебные занятия для молодых преподавателей. Эта форма практического обучения вызывает большой интерес и получает положительную оценку.

Профессорско-преподавательский состав должен строить свою деятельность так, чтобы процесс обучения слушателей происходил с одновременным обучением молодых педагогов [8].

Бурное развитие науки и техники, все возрастающий поток информации усложняет обучение, но в то же время благотворно воздействует на организацию учебного процесса. Массовый выпуск учебников, учебных пособий и монографической литературы безусловно ставит в гораздо лучшие условия нынешних студентов перед обучавшимися в вузах 10-20 лет назад. В связи с этим пересматривается значение лекции в учебном процессе, ее задачи. Высказывается даже мысль о том, что поскольку сейчас студентов окружает обилие научной информации, лекция постепенно утрачивает свое значение в высшем учебном заведении, а поэтому количество часов, отводимых на лекционные курсы, надо резко сократить, высвободив тем самым время для самостоятельной работы студентов.

Действительно, раньше лекция являлась для обучающегося главным или одним из главных источников информации о содержании изучаемых дисциплин. Сейчас же к услугам обучающихся «горы» необходимой литературы и электронных изданий. Однако это обстоятельство, на наш взгляд, не может снизить значения лекции, оно лишь означает изменение ее назначения. В самом деле, если преподаватель ставит своей целью добросовестное изложение материала, то его лекции будут не чем иным, как копией (ухудшенной, реже -улучшенной) учебника. Такая лекция действительно изжила себя. Обычно она удручающе действует на аудиторию и невысоко ею оценивается, что вполне заслуженно.

Задача лекции на современном этапе развития науки и высшего образования состоит в ином.

Лекция, по нашему мнению, ни в коем случае не должна охватывать все вопросы той или иной темы программы, ибо тогда из нее неизбежно получится уже упомянутая копия учебника. В лекции (за эталон берется двухчасовая) необходимо рассмотреть лишь 1-2 вопроса, но таких, которые являются стержневыми, методологическими, собственно составляющими ту или иную проблему. Применительно к юриспруденции -это обычно сложные для восприятия, во многом философские вопросы. Цель, обязанность лектора - в доступной и увлекательной форме объяснить те или иные сложные категории и понятия, обеспечить тем самым проникновение студентов в самые труднодоступные и фундаментальные области и уголки науки.

Изложение основных вопросов программных тем предостерегает от того, что в целом лекционный курс будет фрагментарным, логически не связанным. Последнее совершенно недопустимо. Лекционный курс должен оставаться логически цельным, законченным, т. е. вполне отвечать своему назначению.

Сказанное выше представляет собой фундамент лекции, дополненной как раз тем материалом, которого нет в учебнике. К первоочередным следует отнести сообщения о новом в науке, и тогда положение лектора будет предпочтительнее любого учебника (последний всегда неизбежно стареет). Поэтому лектор может смело вплетать в канву лекции полемику ученых по отдельным вопросам. Однако ту или иную точку зрения нельзя навязывать слушателям в виде готовых рецептов и решений. Задачи лектора сложнее - он должен раскрыть перед слушателями творческую лабораторию науки, показать, в чем заключается логика предпочтительного на его взгляд решения. При такой постановке вопроса взгляды и позиции, не являющиеся научными, будут «работать» на основное - на постижение истины обучающимися. Разумеется, в бесспорно выигрышном положении находятся те лекторы, которые сами ведут интенсивную научно-исследовательскую работу, особенно по главным проблемным вопросам той или иной науки. Тот, кто не сочетает в себе лектора и исследователя, просто бессилен постичь логику получения истинного знания - ему она попросту незнакома. Кстати сказать, критерий научности лекции стоит на первом месте среди прочих данных, оценивающих ее. Так, опрошенные студенты трех университетов (Московского, Санкт-Петербургского и Казанского) среди основных признаков педагогического мастерства преподавателей назвали именно признак научности (95%).

Далее. Обязательным «наполнительным» материалом является обобщение практики соответствующих юридических органов. Причем необходимо привлекать к лекции (например, по уголовному праву и уголовному процессу) как практику Верховных Судов, так и местную прокурорско-следственную практику. Здесь нельзя ограничиваться примерами. Предпочтительней приводить результаты обобщений этой практики, для чего та или иная кафедра должна систематически принимать участие в обобщении этого опыта. Местная практика очень близко воспринимается слушателями, поскольку в их глазах она выглядит более жизненной и свежей, что вполне резонно. Это, разумеется, нисколько не снижает значения практики вышестоящих органов. Более того, лектор во всех случаях обязан сказать (применительно, например, к уголовному праву) о позиции Верховного Суда по соответствующим вопросам.

Ничем не может быть заменено воспитательное значение лекции. Воспитательная работа преподавателя главным образом должна состоять не из «душеспасительных» бесед, а проходить в рамках учебного процесса. Соединение обучения и воспитания - один из основных принципов современной педагогики, получивших свое развитие как в педагогической литературе. С этой точки зрения возможности лекции безграничны. Первоочередная обязанность лектора - воспитание обучаемых. Лектор- юрист обязан давать все стороны современного законодательства. Это же повышает и познавательную сторону материала, так как лектор преимущественно использует то, что нередко в учебнике отсутствует.

Наконец, лекция обязательно должна быть интересной, причем не только по содержанию, но и по форме изложения. Поэтому не менее важная задача лектора в условиях современного обилия информации - привить интерес слушателя к той или иной науке. Скучно прочитанная лекция, наоборот, «убивает» потенциальный интерес обучающегося к науке, играет резко отрицательную роль.

В заключение мы считаем возможным ознакомить читателя с проведенным «микросоциологическим» исследованием, направленным на получение от обучающихся ответов по поводу значения лекции при овладении ими учебными знаниями [2]. Среди слушателей 2 курса нами была распространена анкета, в которой содержалось два таких вопроса:

1. Какое место для успешного усвоения учебных дисциплин, по Вашему мнению, занимают:

а) самоподготовка в течение семестра;

б) подготовка к экзаменам на сессии;

в) практические занятия;

г) семинарские занятия;

д) лекции.

2. Считаете ли Вы возможным сократить количество часов, отведенных на лекционный курс по Общей части уголовного права, высвободив время для самоподготовки и других форм учебного процесса?

При ответе на первый вопрос слушатели поставили лекцию на третье место, отдав предпочтение лишь самоподготовке в течение семестра (1 место) и семинарским занятиям (2 место). Таким образом, лекция была поставлена выше практических занятий (5 место) и подготовки к экзаменам во время сессии (4 место). На второй вопрос свыше 90% опрашиваемых ответили отрицательно. Это убедительно свидетельствует и о том, что даже при стремительном потоке информации лекция, с точки зрения обучающихся, занимает важное место в процессе овладения знаниями учебных дисциплин.

Выводы. Таким образом, в рамках системы управления качеством вся деятельность образовательного учреждения (от приема абитуриентов и до трудоустройства выпускников) представляет цепочку взаимосвязанных процедур по производству качественного готового продукта, иначе говоря, молодого специалиста.

Литература:

1. Антюхов А.В., Николаева Т.А., Ретивых М.В., Фомин Н.В. Современные образовательные технологии в вузе: Монография. Брянск: 2011.

2. Богданова Н.А., Козлова Н.В. Использование официальных сайтов органов власти в учебном процессе. // В сборнике: Технологии в образовании Материалы научно-методической интернет-конференции. ЧОУ ВО Центросоюза РФ "Сибирский университет потребительской кооперации". 2016. С. 42-48.

3. Веленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005

4. Гурьева Т.Н. Актуальные проблемы высшего образования. // В сборнике: Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний сборник трудов IV Национальной научно-методической конференции с международным участием. 2020. С. 206-210.

5. Нагоева М.А. Актуальные проблемы образования в современном периоде формирования общества. // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 137-139.

6. Поляруш А.А. Диалектическое мышления как теоретическая основа современного профессионального образования. // В сборнике: Современный взгляд на науку и образование сборник научных статей. Москва, 2020. С. 78-81.

7. Современные и образовательные технологии в вузе: учебное пособие под редакцией Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011.

8. Утеулиев А.М. Инновации в образовательной среде. // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 121-123.

9. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

10. Юридическая наука и образование в России начала XXI века: пути модернизации. // Материалы межвузовской научной конференции / РОСЖЕЛДОР, ГОУ ВПО Ростовский государственный университет путей сообщения; Редактор И.А. Иванников. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.