Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / EDUCATIONAL PROCESS / STUDENT / EDUCATIONAL STRUCTURES / TEACHER / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

Статья посвящена проблемам педагогического взаимодействия в высшей школе. Автор анализирует способы, приёмы, модели деятельности преподавателя, способствующие организации учебного и личностного взаимодействия со студентами в образовательном пространстве вуза. Качество обучения и эффективность подготовки кадров - вопросы актуальные всегда. Обеспечение высокой конкурентоспособности достигается за счет подготовки специалистов, которые удовлетворяют требованиям современной жизни. В статье затрагивается тема традиционных методов обучения, которые не способствуют развитию определенных свойств и качеств личности. Инновационные модели обучения учат адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, правильно использовать и применять полученные знания на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SKILL OF THE TEACHER OF HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the problems of pedagogical interaction in higher education. The author analyzes the ways, techniques, and models of teacher activity that contribute to the organization of educational and personal interaction with students in the educational space of the University. The quality of training and the effectiveness of training are always relevant issues. Ensuring high competitiveness is achieved by training specialists who meet the requirements of modern life. The article deals with the topic of traditional teaching methods that do not contribute to the development of certain properties and qualities of the individual. Innovative learning models teach you to adapt to rapidly changing living conditions, correctly use and apply the knowledge gained in practice.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

преподавания. Думается, что указанный недостаток мы должны устранить в самое ближайшее время, ибо этот вопрос не терпит отлагательства. Нельзя говорить всерьез о повышении качества преподавания, об улучшении подготовки специалистов, если знания и квалификация самого преподавателя не будут отвечать самым высоким требованиям.

Как видим, пути повышения научной и педагогической квалификации преподавателей весьма разнообразны. Почти все они используются в школе. Наша задача - повысить их эффективность, улучшить их использование, устранив имеющиеся недостатки, чтобы успешнее решить задачи, стоящие перед высшей школой на современном этапе.

Литература:

1. Александрова Ю.А., Ерохина С.А., Кузнецова Е.Н., Нефедова И.И., Воловиков В.Н. Организация групповой формы работы на практических занятиях для активизации мыслительной деятельности обучающихся. // В сборнике: Информационное обеспечение как двигатель научного прогресса сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 110-112.

2. Гришин А.В., Федотова О.В., Селютина О.Г. О некоторых аспектах методики проведения занятий (лекция, семинар, практическое занятие) в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова. // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.И. Ахулковой. 2019. С. 105-110.

3. Дубинин В.О., Печенкина А.А., Нагаев И.Б. Правоведение: электронное учебное пособие. - Омск: ОАБИИ, 2016.

4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких,

B.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

5. Печёнкина А.А. Использование ситуационных задач на занятиях по учебной дисциплине «Правоведение». // В сборнике: Инновационные технологии в педагогике высшей школы материалы VI Международной межвузовской научно-методической конференции. 2020. С. 72-77.

6. Поляков А.В. Интерактивные формы проведения занятий в образовательных организациях системы МВД России при изучении дисциплины «Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел». // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 4 (58).

C. 90-92.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры специально-технической подготовки Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Статья посвящена проблемам педагогического взаимодействия в высшей школе. Автор анализирует способы, приёмы, модели деятельности преподавателя, способствующие организации учебного и личностного взаимодействия со студентами в образовательном пространстве вуза. Качество обучения и эффективность подготовки кадров - вопросы актуальные всегда. Обеспечение высокой конкурентоспособности достигается за счет подготовки специалистов, которые удовлетворяют требованиям современной жизни. В статье затрагивается тема традиционных методов обучения, которые не способствуют развитию определенных свойств и качеств личности. Инновационные модели обучения учат адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, правильно использовать и применять полученные знания на практике.

Ключевые слова: образовательный процесс, студент, образовательные структуры, преподаватель, высшая школа.

Annotation. The article is devoted to the problems of pedagogical interaction in higher education. The author analyzes the ways, techniques, and models of teacher activity that contribute to the organization of educational and personal interaction with students in the educational space of the University. The quality of training and the effectiveness of training are always relevant issues. Ensuring high competitiveness is achieved by training specialists who meet the requirements of modern life. The article deals with the topic of traditional teaching methods that do not contribute to the development of certain properties and qualities of the individual. Innovative learning models teach you to adapt to rapidly changing living conditions, correctly use and apply the knowledge gained in practice.

Keywords: educational process, student, educational structures, teacher, higher school.

Введение. Совершенствование - это непрерывный процесс, тем более в образовательном процессе. На сегодняшний день преподаватели занимаются обобщением накопленного опыта в данной сфере, внедрением активных форм обучения, технических средств и компьютерных технологий. Одно из условий выполнения этой задачи - определение понятия «активная форма».

Закономерности педагогической науки требуют, чтобы преподаватель вуза, приступая к реализации образовательных программ, знал ответы на основные вопросы дидактики: чему и как учить. В первом случае должно быть обоснование содержания учебного материала, во втором - наиболее эффективные формы и методы обучения.

В педагогике широко используется так называемый деятельностный подход, согласно которому параметры образовательных программ определяются исходя из основных характеристик профессиональной деятельности специалиста. В подготовке кадров для современных организаций этот подход основной, его главное требование - усиление практической направленности обучения. Однако есть одна проблема: сложность выбора глубины детализации деятельности.

Изложение основного материала статьи. В педагогическом процессе действуют два равноправных субъекта: преподаватель и студент, являющийся одновременно и потребителем образовательных услуг, и

активным участником учебно-воспитательного процесса. Поэтому качество предоставляемых услуг во многом зависит от осознанной, целенаправленной и адекватной деятельности самого обучаемого, в том числе и самостоятельная работа, которая должна быть управляемой. Учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении включает не только усвоение определенных знаний, но и приобретение навыков, умений, профессиональных качеств и развитие творческих способностей. Студентов надо учить мыслить, реагировать на изменение производственных и социальных потребностей.

Сегодня профессиональные коллективы нуждаются в специалистах с нестандартным подходом к делу. Образовательный процесс, в котором доминирует творческий подход, способствует рождению у обучаемого действительно нового знания, формирует его умение правильно распоряжаться информацией, соотносить ее с реалиями и событиями меняющейся жизни, самостоятельно добывать сведения и применять их в повседневной деятельности. Такой обучаемый будет обладать дипломатичностью, что немаловажно для будущего специалиста-профессионала [4].

Именно поэтому методологической базой измерения качества образования является применение статистических методов и тестирования остаточных знаний обучаемых, т. е. человек должен стать способным управлять собой и заниматься любым делом самостоятельно. Эти оценки имеют количественный характер, а внутреннее содержание образования, творческий потенциал вуза остаются за рамками рассмотрения. Такой подход увеличивает степень искажения информации о качестве учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Набор показателей качества обучения должен соответствовать задачам вуза и целям проверки знаний, иными словами, реализация функции контроля над деятельностью учебных заведений. Если проверка конструктивна, то она приведет к изменениям, благоприятно воздействующим на функционирование и развитие вуза, к совершенствованию образования, улучшению его качества. Высшее образование (как социально организованный процесс и общественный институт подготовки квалифицированных специалистов) содержит две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Обучение — это усвоение новой, профессионально значимой информации, ее накопление, систематизация, удовлетворение гносеологической потребности человека в творчестве. Воспитание - сфера формирования навыков и умений, профессиональной компетентности, социальных человеческих качеств. Соединяясь, эти подсистемы образуют устойчивый, целостный, однонаправленный процесс подготовки специалиста высокой квалификации, что и определяет задачи вуза. Исследования качества образования — это комплексная оценка развития учебного учреждения, его аттестация, аккредитация и лицензирование. Существующая система контроля за качеством высшего профессионального образования направлена на реализацию единой государственной политики в этой сфере.

Анализ подготовленности вуза - наиболее сложная задача, стоящая перед экспертами при оценивании качества подготовки специалистов. Традиционно применяемые процедуры, выявляющие высокий образовательный уровень обучаемых, условно можно разделить на две группы:

1)связанные с деятельностью профессорско-преподавательского состава;

2)связанные с активностью студентов по развитию своих творческих способностей.

Процедуры первой группы сводятся к выяснению методов, используемых педагогами. Проверяется, какую роль играют лекции информационного характера, какую - проблемные, какое значение для обучаемых имеют научные работы, рефераты, доклады и др. Чем больше удельный вес в работе профессорско-преподавательского состава проблемного обучения (сущность которого заключается в постановке проблемы и разрешении противоречий, возникающих в процессе познания объектов природы и общества), тем больший упор делается на развитие творческих способностей обучаемых [5].

Уровень активности студентов - в их участии в научно-исследовательской работе. Показателями фиксируется регулярность таких занятий, наличие наград (грамоты, дипломы, благодарственные письма, ценные подарки) по результатам научных исследований, участие в выставках, конкурсах, опубликованные работы и пр.

В педагогике под формой обучения понимается внешне согласованное действие учителя и учеников, осуществляемое в определённом порядке и режиме. Любая форма обучения предполагает несколько видов занятий: лекции, семинары, практические, лабораторные работы и т.д.

Иными словами, форма обучения не может быть активной, активен только способ ее реализации, т.е. метод.

Разделяют активность внешнепредметную (или деятельностную) и внутрипредметную (психическая напряженность личности), к которой тяготеет учебный процесс в вузе. В последнее время в педагогике под активностью стали понимать не внутреннюю психическую (напряженную интеллектуальную деятельность), а внешнюю, потому и появился термин «активные методы обучения».

В Российской Федерации на государственном уровне отмечается важность применения подобных методов. Министерством образования и науки РФ указано, что применение новых, в том числе информационных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, - одно из приоритетных направлений развития высшего образования, используемых в качестве критерия конкурсного отбора учебных заведений высшего профессионального образования в Российской Федерации. Министерство внутренних дел РФ также указывает на необходимость использования в учебном процессе «активных методов обучения (тренингов, деловых и ролевых игр), требующих от слушателей самостоятельного принятия решений».

Студент в процессе познания всегда прикладывает усилия к получению информации, поэтому любое обучение - процесс активный. Активность либо неактивность метода определяется психической напряженностью личности при выполнении заданий педагога, критериями которой являются: генерирование идей, множество решений вопроса, фиксирование внимания на одном объекте. Активность должна проявляться не только в напряженности интеллектуальной деятельности, но и в достижении конкретного результата, т. е. быть предметной.

Активность метода, применяемого к обучаемым в процессе познания, зависит от научно-педагогической инициативности преподавателя. Нет неактивных методов, есть преподаватели, которые не могут активизировать внимание студентов, поэтому так важно в образовательном процессе включить обучаемых в действие.

В последние годы в педагогике и психологии стал возобладать подход, в соответствии с которым под активностью начала пониматься внешнепредметная деятельность, следовательно, разрабатываются методические пособия и рекомендации, описывающие активные методы обучения, которые можно подразделить на имитационные и неимитационные. В первом случае они делятся на игровые и неигровые.

К игровым методам обучения относят ситуационно-ролевые, деловые, учебные, организационно-деятельностные игры, стажировку с выполнением различных ролей, игровое проектирование и кейс-стади [1].

Неигровые - это решение производственных задач, анализ конкретных ситуаций, социально-психологический тренинг, мозговой штурм, анализ случайных ситуаций, метод инцидента, действия по инструкции, баскет-метод.

Выделяется несколько неимитационных методов обучения: проблемная лекция, нетрадиционная - в интерактивной форме (когда лектор взаимодействует с аудиторией), видео- или слайд-лекции с комментариями преподавателя, обзорные лекции, предшествующие просмотру студентами материала на электронных носителях, дискуссии, семинары, беседы, конференции, защиты проектов, а также руководство письменными студенческими работами.

Поскольку в настоящее время преобладающим является деятельностный (или внешнепредметный) подход при понимании активности, то приведенные активные методы обучения можно принять за основу и рекомендовать к использованию.

Кроме того, каждый обучающийся имеет определенный опыт, который создает стереотип и влияет на восприятие и формирование новых знаний, а потому сведения и рекомендации преподавателей прежде всего воспринимаются в качестве необходимых, оцениваются с позиции практичности и приемлемости. Следовательно, лекторам необходимо обращать внимание на отбор подаваемого материала, построение учебного процесса, методы и средства обучения [6].

Полагаем, что преподаватели при любых видах занятий будут использовать приемы, активизирующие познание студентов, а потому занятия станут активными не только по форме (внешней активности обучаемых), но и по используемым методам, т.е. станут более интересными и полезными.

Выводы. Качество подготовки в вузе специалиста-профессионала во многом зависит от осознания студентами требований их будущей деятельности, формирование на этой основе жизненных планов, принципов и линии поведения. Показатель качества высшей школы лежит за пределами учебного процесса.

Основная задача системы высшего образования заключается в том, чтобы подготовить специалистов, способных к творческому труду и совершенствованию имеющихся средств и способов деятельности, а также созданию новых.

Литература:

1. Глухарев Д.С. Особенности педагогического процесса в современной высшей школе. // Гуманитарный трактат. 2018. № 21. С. 54-60.

2. Нагоева М.А. Актуальные проблемы образования в современном периоде формирования общества. // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 137-139.

3. Поляруш А.А. Диалектическое мышления как теоретическая основа современного профессионального образования. // В сборнике: Современный взгляд на науку и образование сборник научных статей. Москва, 2020. С. 78-81.

4. Современные и образовательные технологии в вузе: учебное пособие под редакцией Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011.

5. Сударчикова Л.Г. Введение в основы педагогического мастерства: Учебное пособие / Сударчикова Л.Г. - Орск: Оренбургский гос. ун-т, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал Оренбургского гос. ун-та, 2008. 377 с.

6. Утеулиев А.М. Инновации в образовательной среде. // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 121-123.

7. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

8. Шумова Ю.В. Организационно-правовые основы инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в высшем учебном заведении. // Учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Институт открытого и дистанционного образования, Кафедра «Управление и право». Челябинск, 2018.

9. Юридическая наука и образование в России начала XXI века: пути модернизации. // Материалы межвузовской научной конференции / РОСЖЕЛДОР, ГОУ ВПО Ростовский государственный университет путей сообщения; Редактор И.А. Иванников. 2009.

10. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУОГУ, 2016. 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.