Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / SYSTEM THINKING / STUDENT / EDUCATIONAL STRUCTURES / TEACHER / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагоева Марина Ауесовна

Статья посвящена требованиям по подготовке высококвалифицированного специалиста, способного выполнять поставленные задачи в повседневной жизни и эффективно действовать в случае осложнения оперативной обстановки. Возникшие противоречия между финансированием, возросшим количеством предметов обучения, сокращением учебных часов и жесткими требованиями к выпускнику потребовали нового подхода к учебно- воспитательному процессу. Несформированность профессионально важных качеств, несоответствие уровня их развития условиям, диктуемым практикой, приводят к длительной адаптации молодого сотрудника, его неадекватному поведению в экстремальных ситуациях, в том числе и опасных для жизни. Автор анализирует главные задачи, решаемые при обеспечении междисциплинарных связей, - это развитие системного мышления у студентов. Автором рассматривается именно развитие и совершенствование этих качеств, которым необходимо уделять постоянное внимание преподавателю во время занятий.The article is devoted to the requirements for training a highly qualified specialist who is able to perform tasks in everyday life and effectively act in the event of a complication of the operational situation. The contradictions between funding, an increased number of subjects, reduced school hours and strict requirements for graduates required a new approach to the educational process. Lack of formation of professionally important qualities, discrepancy of their level of development to the conditions dictated by practice, lead to long-term adaptation of a young employee, his inadequate behavior in extreme situations, including life-threatening ones. The author analyzes the main tasks that are solved when providing interdisciplinary connections - the development of system thinking in students. The author considers the development and improvement of these qualities, which must be paid constant attention to the teacher during classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

3. Программирование системы общественных поручений с целью выявления актива и активизации населения в культурно-творческих акциях, проектах и программ. Назначение данного направления состоит в том, чтобы возбудить, побудить реальную аудиторию к соучастию в творческой самодеятельности.

4. Программирование и стимулирование деятельности органов общественного самоуправления в самодеятельном художественном творчестве предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих взаимодействие, согласованность, скоординированность действий. Направленность и назначение данного направления - формирование механизма общественного мнения, творческой атмосферы, коллективизма, системы взаимосвязи и взаимодействия, расширения познаний в области управления, совершенствование организаторских способностей личности в групповых формах самодеятельного художественного творчества.

5. Прогнозирование и моделирование структуры самодеятельного художественного коллектива и органов самоуправления самодеятельным творчеством, формирование системы ближних, средних, перспективных целей, предусматривающих расширение сферы влияния коллектива, программирование внутренних и внешних связей, интеграцию, кооперацию, специализацию творческих объединений по типам, создание клубов и коллективов-спутников, разработку комплексных долгосрочных планов развития самодеятельного художественного творчества, проведение социологических исследований, организацию фольклорных экспедиций, учет и контроль деятельности самодеятельного художественного коллектива, научную организацию труда в самодеятельных коллективах, разработку структурно-функциональных и структурно-логических схем управления развитием самодеятельного художественного творчества.

6. Для эффективного управления развитием массовых жанров самодеятельного художественного творчества необходимо повышать роль творческих мероприятий соревновательного характера, где основным элементом является показ и оценка творческих достижений. Система конкурсов, фестивалей и выставок, направленная на стимулирование достижений субъектов самодеятельного художественного творчества. Комплекс последовательных мероприятий обеспечивает, с одной стороны, благоприятные условия для прогнозирования, планирования и научно-обоснованной активизации самодеятельного художественного творчества в аспекте целостного развития личности, с другой стороны - позволит систематизировать и дифференцировать сам социально-педагогический процесс.

7. Необходимо также принять меры, реализация которых зависит от культурной политики государства: увеличить процент финансирования социокультурной сферы, ликвидировать недостаток в методической базе и высококвалифицированных специалистах.

Выводы. Самодеятельное художественное творчество следует рассматривать сегодня как базовое условие целостного развития личности. Его социально-педагогический потенциал способствует выработке ценностных ориентаций, созданию условий для самовыражения, самовоспитания и самореализации, активности, многообразия видов общения, где нерегламентированное, межличностное общение занимает значительное место, и вместе с тем оно целесообразно направленно.

Литература:

1. Александрова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как фактор формирования социального опыта личности [Электронный ресурс] / Е.В. Александрова // Вестник КГУ. 2010. №4. - Режим доступа: URL: https://cyberieninka.m/artide/n/samodeyatelnoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-kak-faktor-formirovaniya-sotsialnogo-opyta-lichnosti (дата обращения: 23.03.2020).

2. Патрикеева С.А. Роль самодеятельного творчества в процессе формирования творческой активности младших школьников [Электронный ресурс] / С.А. Патрикеева // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №1 (047). - Режим доступа: URL: https://cyberieninka.m/artide/n/rol-samodeyatelnogo-tvorchestva-v-protsesse-formirovaniya-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshih-shkolmkov (дата обращения: 11.04.2020).

3. Сукало А.А. Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А.А. Сукало // Вестник СПбГУК. 2011. №2. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samodeyatelnoe-tvorchestvo-v-sovremennyh-usloviyah-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 12.04.2020).

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры специально-технической подготовки Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Статья посвящена требованиям по подготовке высококвалифицированного специалиста, способного выполнять поставленные задачи в повседневной жизни и эффективно действовать в случае осложнения оперативной обстановки. Возникшие противоречия между финансированием, возросшим количеством предметов обучения, сокращением учебных часов и жесткими требованиями к выпускнику потребовали нового подхода к учебно- воспитательному процессу. Несформированность профессионально важных качеств, несоответствие уровня их развития условиям, диктуемым практикой, приводят к длительной адаптации молодого сотрудника, его неадекватному поведению в экстремальных ситуациях, в том числе и опасных для жизни. Автор анализирует главные задачи, решаемые при обеспечении междисциплинарных связей, - это развитие системного мышления у студентов. Автором рассматривается именно развитие и совершенствование этих качеств, которым необходимо уделять постоянное внимание преподавателю во время занятий.

Ключевые слова: системное мышление, студент, образовательные структуры, преподаватель, высшая школа.

Annotation. The article is devoted to the requirements for training a highly qualified specialist who is able to perform tasks in everyday life and effectively act in the event of a complication of the operational situation. The contradictions between funding, an increased number of subjects, reduced school hours and strict requirements for graduates required a new approach to the educational process. Lack of formation of professionally important

qualities, discrepancy of their level of development to the conditions dictated by practice, lead to long-term adaptation of a young employee, his inadequate behavior in extreme situations, including life-threatening ones. The author analyzes the main tasks that are solved when providing interdisciplinary connections - the development of system thinking in students. The author considers the development and improvement of these qualities, which must be paid constant attention to the teacher during classes.

Keywords: system thinking, student, educational structures, teacher, higher school.

Введение. Специфика профессионального образования в вузе МВД России обусловлена производственно-образовательной парадигмой, которая отражает взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействие образования и профессиональной сферы общества. Целью образования в специализированном вузе является получение знаний в области юриспруденции и правоохранительной деятельности для воплощения в юридическую практику правовых норм и осуществления правопорядка в многообразных окружениях общества. Сочетание учебной и служебной подготовки, предполагающей жесткую дисциплину, отличает вузы силовых структур от гражданских учебных заведений, а также выполняет воспитывающую функцию.

Изложение основного материала статьи. В педагогическом процессе действуют два равноправных субъекта: преподаватель и студент, являющийся одновременно и потребителем образовательных услуг, и активным участником учебно-воспитательного процесса. Поэтому качество предоставляемых услуг во многом зависит от осознанной, целенаправленной и адекватной деятельности самого обучаемого, в том числе и самостоятельная работа, которая должна быть управляемой. Учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении включает не только в усвоении определенных знаний, но и в приобретении навыков, умений, профессиональных качеств и развитие творческих способностей. Студентов надо учить мыслить, реагировать на изменение производственных и социальных потребностей.

Сегодня профессиональные коллективы нуждаются в специалистах с нестандартным подходом к делу. Образовательный процесс, в котором доминирует творческий подход, способствует рождению у обучаемого действительно нового знания, формирует его умение правильно распоряжаться информацией, соотносить ее с реалиями и событиями меняющейся жизни, самостоятельно добывать сведения и применять их в повседневной деятельности [10]. Такой обучаемый будет обладать дипломатичностью, что немаловажно для будущего специалиста-профессионала.

Выделение первостепенных задач в качестве основного структурного компонента в деятельности преподавателя обусловливает использование в учебном процессе проблемной ситуации в качестве одного из эффективных средств формирования профессионального мышления.

Так, на кафедрах апробируются и применяются на практических занятиях задачи, составляющие основу повседневной службы сотрудников подразделений. Мнение обучаемого не отягощается доминирующей позицией преподавателя: если ответ курсанта применим в конкретной тактической ситуации, он может быть признан правильным. Кроме того, подбор и внедрение в учебный процесс типовых ситуаций постепенно усложнялись за счет возрастания смысловой сложности и увеличения числа внезапных, нестандартных случаев, требующих правильного и быстрого решения.

Хорошие результаты показывает метод так называемого мозгового штурма, который позволяет принять оптимальное согласованное решение группы курсантов, объединенных в отдельное подразделение.

На наш взгляд, наиболее рельефно проблемные ситуации, составляющие основу профессионального мышления сотрудника, проявляются при раскрытии конкретных преступлений, в связи с чем на практических занятиях курсанты осуществляют комплекс организационных и тактических мер по раскрытию наиболее сложных из них. Кроме того, развитию профессионального мышления способствует проведение следственно-криминалистических учений, которые не только позволяют закрепить полученные знания по юридическим дисциплинам, но и содействуют в становлении сотрудника полиции как профессионала.

Формирование у сотрудника полиции профессионального мышления, которое позволяет принимать своевременные и самостоятельные решения в сложных и неоднозначных оперативно-тактических ситуациях, в условиях стресса, внезапности, дефицита времени, - это залог его стабильной успешной работы [11].

Именно поэтому методологической базой измерения качества образования является применение статистических методов и тестирования остаточных знаний обучаемых, т. е. человек должен стать способным управлять собой и заниматься любым делом самостоятельно. Эти оценки имеют количественный характер, а внутреннее содержание образования, творческий потенциал вуза остаются за рамками рассмотрения. Такой подход увеличивает степень искажения информации о качестве учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Закономерности педагогической науки требуют, чтобы преподаватель вуза, приступая к реализации образовательных программ, знал ответы на основные вопросы дидактики: чему и как учить. В первом случае должно быть обоснование содержания учебного материала, во втором - наиболее эффективные формы и методы обучения.

В педагогике широко используется так называемый деятельностный подход, согласно которому параметры образовательных программ определяются исходя из основных характеристик профессиональной деятельности специалиста. В подготовке кадров для правоохранительных органов этот подход основной, его главное требование - усиление практической направленности обучения. Однако есть одна проблема: сложность выбора глубины детализации деятельности. Рассмотрим пример: специалист должен уметь правильно составлять все процессуальные документы. А если форма документа изменится? Может, следует учить принципам составления документов?

Профессиональная деятельность всегда вариативна, меняются условия ее выполнения, поэтому, сколь бы тесной ни была связь вуза с практикой, все равно будешь отставать. Полагаем, что содержание учебной дисциплины в вузе МВД должно включать комплекс базовых элементов, которые в дальнейшем станут основой при формировании профессиональных умений.

Учебный процесс в образовательных учреждениях МВД России проходит в рамках контекстного обучения. Контекст в педагогике означает «систему внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам».

Автор данной теории определяет такой вид обучения как процесс, «в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем положено на канву этой деятельности» [4]. Подобный подход способствует отысканию различий в содержании звеньев структуры обучения и труда как видов деятельности. Ученый выделяет три базовые формы учебной деятельности:

- академического типа;

- квазипрофессиональная;

- учебно-профессиональная.

Последовательный переход от одного вида обучения к другому может происходить как по традиционной схеме, так и с элементами реальной профессиональной деятельности в образовательном процессе. В качестве переходных форм могут выступать: лабораторно-практические занятия, имитационное моделирование, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, спецкурсы, спецсеминары [11].

Рассмотрим организацию учебного процесса вуза МВД России в контексте коммуникативной культуры курсантов. Под коммуникативной культурой работника правоохранительных органов будем понимать совокупность лингвистических, психолого-педагогических, ценностномотивационных и профессиональных качеств сотрудника, приобретенных им в процессе учебы, используемых в повседневной деятельности и обеспечивающих ее эффективность. Усвоенные знания, а также приобретенные умения и навыки, которые являлись предметом изучения, будут выступать в профессиональной деятельности как средство решения задач.

Методами организации учебного процесса могут быть: для академического образования - традиционные лекции и семинары; для квази профессиональной деятельности - проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибка ми, лекции в форме пресс-конференции; семинары-дискуссии, семинары-исследования, семинары в форме обсуждения проблемы «за круглым столом». Считаем необходимым использование так называемою мозгового штурма или учебного проекта, решение реальной проблемной ситуации по методу case-study, проведение деловых игр [7]. Для формирования коммуникативной и информационной компетентности целесообразны способы, включающие:

- телекоммуникационные проекты;

-электронную почту;

- предполагающие развитие психолого-педагогических характеристик личности (информационно-моделирующий метод, коммуникативный тренинг).

Вышеуказанные способы способствуют прогрессу профессиональной, вербальной, устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языках (методы коммуникативного обучения, развития письменной речи в 6 этапов, ассоциаций и др.).

В учебно-профессиональной деятельности контекст рассматриваемой культуры должен присутствовать в темах и заданиях, обязательных для выполнения при прохождении учебной практики, в рассмотрении реальных проблем, имеющихся в органах внутренних дел, в выпускных квалификационных работах.

Таким образом, процесс обучения в контексте коммуникативной культуры можно представить:

- разработкой тем «Коммуникативная культура сотрудника правоохранительных органов» и «Профессиональная коммуникация в правоохранительной деятельности» для курса «Введение в специальность» [11];

- обращением к целостной структуре коммуникативной культуры сотрудника правоохранительных органов в курсе преподавания как специальных, так и общеобразовательных учебных дисциплин;

- освоением и применением профессорско-преподавательским составом вуза формами и методами осуществления всех видов учебной деятельности, что способствует развитию коммуникативной культуры курсантов.

Это создаст систему внутренних (индивидуально-психологические особенности, знания и опыт) и внешних (предметные, социокультурные и другие характеристики ситуации профессиональной деятельности) условий поведения и деятельности курсантов вуза МВД России - будущих сотрудников правоохранительных органов.

Выводы. Профессионализм преподавателя заключается в том, что он знает не только как учить и воспитывать, но и как быстро и экономично реализовать цель и задачи учебного процесса и системы обучения. Следовательно, основная функция преподавателя - выполнение роли руководителя, организатора, проводника в лабиринте знаний, умений и навыков, включая формирование определенного мировоззрения, нравственности и правил человеческого общежития, выработку определенных черт характера и воли, привычек и вкусов у обучающихся. При этом особое внимание уделяется привитию курсантам умения оперативно прибегать к полученным знаниям в практической деятельности.

Литература:

1. Антоновская В.В. Развитие пространственного мышления. Методические рекомендации. - М.: изд-во МПУ «Народный учитель», 2002. - 37 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

3. Веленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально - ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005

4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Монография. - М.: Иссл. центр проблем кач-ва подгот. спец., 1999. - 75 с.

5. Грибов Ю.А. Условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С. 56-59.

6. Дусавицкий А.К. Мотивы учебной деятельности студентов: Учебное пособие. - Харьков: ХГУ, 1987. - 55 с.

7. Нагоева М.А. Актуальные проблемы образования в современном периоде формирования общества. // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3. С. 137-139.

8. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. - 302 с.

9. Поляруш А.А. Диалектическое мышления как теоретическая основа современного профессионального образования. // В сборнике: Современный взгляд на науку и образование сборник научных статей. Москва, 2020. С. 78-81.

10. Современные и образовательные технологии в вузе: учебное пособие под редакцией Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011.

11. Утеулиев А.М. Инновации в образовательной среде. // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 121-123.

12. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

13. Щербаков А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя // Советская педагогика. - 1971. №9. - С. 82-89.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры специально-технической подготовки Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена современным средствам повышения качества юридического образования. Исследование вопросов повышения качества юридического образования студентов является актуальным. Автор анализирует состояние современных методов преподавания в вузе и их эффективность в современной системе подготовки специалистов. В статье приводятся механизм функционирования и контроля за образовательной деятельностью. Автором рассматриваются современные направления развития системы обучения, предполагается наличие гибких образовательных структур, способных быстро и адекватно реагировать на изменения социальных и экономических потребностей в данной сфере, осуществление учебного процесса целенаправленно, с учетом стратегических потребностей развития общества.

Ключевые слова: образовательный процесс, студент, образовательные структуры, преподаватель, высшая школа.

Annotation. The article is devoted to modern means of improving the quality of legal education. Research on improving the quality of legal education of students is relevant. The author analyzes the state of modern teaching methods in higher education and their effectiveness in the modern system of training specialists. The article describes the mechanism of functioning and control of educational activities. The author considers modern trends in the development of the educational system, assumes the existence of flexible educational structures that can quickly and adequately respond to changes in social and economic needs in this area, the implementation of the educational process purposefully, taking into account the strategic needs of society.

Keywords: educational process, student, educational structures, teacher, higher school.

Введение. Одной из ключевых составляющих системы профессионального образования МВД России является увеличение количества специальностей, по которым осуществляется обучение, меняется нормативно-правовая база, регламентирующая подготовку кадров для органов внутренних дел, совершенствуются учебные планы, вводятся новые государственные стандарты, используются коллективные формы и методы поиска, анализа и решения проблем. До недавнего времени она применялась для регулирования производственных мощностей, теперь же используется и в образовательном процессе. Деятельность вуза существенно отличается от работы любого промышленного предприятия, что исключает шаблонные подходы.

Дальнейшее совершенствование высшего образования в стране, прежде всего зависит от состава научно-педагогических кадров, уровня их квалификации, умения вести учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу в соответствии с современными требованиями.

Изложение основного материала статьи. Педагоги вуза - носители не только знаний, но и общей культуры. Поэтому важной особенностью можно назвать уровень профессорско-преподавательского состава, оценивающийся по ряду показателей.

Одним из путей постоянного повышения качества преподавания являются контрольные и взаимные посещения учебных занятий. Здесь у нас накоплен определенный опыт. Его обобщение и критический анализ будут способствовать улучшению этой работы.

Основной целью контрольных посещений является проверка качества занятий. Учитывая это обстоятельство, такой контроль проводит руководство ВУЗа и кафедр по специальному графику, составляемому учебным отделом на каждый семестр. Кроме того, руководители кафедр по своему усмотрению планируют посещения занятий своих преподавателей.

Контрольные посещения всегда должны носить не случайный, а целевой характер. Естественно, что особого внимания требуют молодые преподаватели, а также лекторы, разрабатывающие и читающие новые профилирующие курсы. Контрольные проверки необходимы во всех случаях поступления сигналов о ненадлежащем качестве занятий.

Значительно шире целевое назначение взаимных посещений занятий преподавателями. Кроме взаимной проверки, они должны обеспечить постоянный обмен опытом учебной работы, согласованное преподавание одной учебной дисциплины в разных потоках и учебных группах; преемственность и взаимосвязь преподавания смежных дисциплин. Поэтому во взаимных посещениях должны активно участвовать все преподаватели - и молодые, и опытные [7].

Как правило, по результатам контрольных и взаимных посещений в журналах делаются подробные записи с анализом как содержания занятий, так и методики их проведения, даются конкретные советь, по устранению выявленных недостатков. Однако на некоторых кафедрах преобладают лишь хвалебные отзывы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.