Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛОСТНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛОСТНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / АMATEUR ARTISTIC CREATIVITY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL / PERSONALITY / INTEGRAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Александровна

В статье рассмотрены основные аспекты реализации социально-педагогического потенциала самодеятельного художественного творчества в целостном развитии личности, направленного на приобретение эстетических знаний, воспитание художественного вкуса, выработку ценностных ориентаций, активизации творческих способностей в условиях самовыражения, самовоспитания и самореализации, многообразия видов общения.The article deals with the main aspects of the implementation of the socio-pedagogical potential of Amateur artistic creativity in the integral development of the individual, aimed at acquiring aesthetic knowledge, fostering artistic taste, developing value orientations, activating creative abilities in terms of self-expression, self-education and self-realization, and a variety of types of communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛОСТНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ»

имеющиеся нарушения звукопроизносительной стороны речи препятствуют самостоятельному возникновению инициативы к речевому творчеству [21.

Т.П. Жуйкова, Д.К. Русина отмечают, что содержание творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи отличается неполнотой, фрагментарностью и примитивностью. Дети также испытывают выраженные затруднения в поиске средств воплощения в творческом рассказывании, таких как лексический словарь, выразительные средства языка, использование диалогической формы повествования и т.д. [3, с. 941.

Таким образом, словесное творчество дошкольников с общим недоразвитием речи является несовершенным как по структурно-семантической организации, так и по отбору соответствующих языковых средств.

Выводы. У детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста способность к словесному творчеству развита на значительно более низком уровне, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Ключевой причиной является низкий уровень сформированности речевых навыков, вследствие чего дети сталкиваются с трудностями словесного опосредования и преобразования опыта, полученного самостоятельно, или информации, услышанной от других или полученной из книг. Узкий кругозор и речевые нарушения создают значительные трудности при создании нового словесного продукта. Низкая мотивация к речевой деятельности и комплексный характер речевого недоразвития приводит к низкому качеству речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи в целом и в частности - к их попыткам творческого рассказывания и преобразования текстов. Негативный вклад в процесс формирования словесного творчества вносят недостатки познавательной сферы (мышления, воображения). Формирование у дошкольников способности к словесному творчеству - достаточно длительный процесс, требующий как целенаправленного педагогического воздействия в режимных моментах учебно-воспитательного процесса, так и дополнительной развивающей работы в повседневной жизни детей, с целью обогащения жизненного опыта.

Литература:

1. Гавриш Н.В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства // Педагогическое образование и наука. 2016. № 6. С. 62-67.

2. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие. М.: В.Секачев, 2014. 232 с.

3. Жуйкова Т.П., Русина Д.К. Особенности обучения творческим рассказам по картинке детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. № 1 (9). С. 92-96.

4. Журавлева Ж.И. Проявление словесного творчества у старших дошкольников в норме и патологии // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 144-148.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2013. 448 с.

6. Киселёва О.И., Кривоногова О.А. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №1 (154). С. 80-86.

7. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. М.: Владос, 2013. - 462 с.

8. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход): уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 143 с.

9. Семёновых Е.Г. Система логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ) // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., 28 мая 2017 г. / Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 143-149.

10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2017. 240 с.

11. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.

Педагогика

УДК 37.036.5

магистрант Морозова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛОСТНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты реализации социально-педагогического потенциала самодеятельного художественного творчества в целостном развитии личности, направленного на приобретение эстетических знаний, воспитание художественного вкуса, выработку ценностных ориентаций, активизации творческих способностей в условиях самовыражения, самовоспитания и самореализации, многообразия видов общения.

Ключевые слова: самодеятельное художественное творчество, социально-педагогический потенциал, личность, целостное развитие.

Annotation. The article deals with the main aspects of the implementation of the socio-pedagogical potential of Amateur artistic creativity in the integral development of the individual, aimed at acquiring aesthetic knowledge, fostering artistic taste, developing value orientations, activating creative abilities in terms of self-expression, self-education and self-realization, and a variety of types of communication.

Keywords: аmateur artistic creativity, social and pedagogical potential, personality, integral development.

Введение. В современной действительности самодеятельное художественное творчество не утратило своей общественной ценности, оно продолжает существовать и развиваться, то сохраняя традиционные

формы, то изобретая и вбирая в себя новейшие достижения в социально-культурной сфере. При этом его социально-педагогический потенциал в целостном развитии личности огромен.

Как справедливо утверждает А.А. Сукало, «творческие личности составляют основной ресурс общества, являются стратегическим потенциалом его развития и конкурентоспособности. Ни стратегический ядерный потенциал, ни природные ресурсы, ни политический строй не в состоянии обеспечить условия сохранения и развития экономики, разработки и внедрения современных технологий. Творческие личности создают новые информационные технологии, осуществляют научные исследования, представляют художественно-творческую среду - культурное пространство функционирования и развития искусства, обеспечивают культурную преемственность» [31.

Самодеятельное художественное творчество движимо противоречием между реализацией социально-педагогических возможностей, саморазвитием возможностей отдельного человека и самоотрицанием, беспрестанным преодолением предела этого развития. Сама же человеческая деятельность - не готовое, статичное, неизменное состояние, это процесс, в котором творческие силы человеческого рода приобретают конкретное содержание и многообразные формы.

Тем не менее, именно в самодеятельном художественном творчестве личностью приобретаются эстетические знания, происходит воспитание художественного вкуса, активизация творческих способностей, формирование ценностных ориентаций, творческая самореализация в многоаспектном социально-педагогическом процессе самосовершенствования, самовоспитания и целостного развития.

Изложение основного материала статьи. Сущность, специфические черты, проблемы и перспективы развития самодеятельного художественного творчества исследованы такими учеными, как Т.И. Бакланова, Э.В. Быкова, Е.В. Великанова, Е.И. Григорьева, А.С. Каргин, Н.Г. Михайлова, С.А. Патрикеева, А.А. Сукало и др.

Особенности развития личности в социально-педагогическом процессе самодеятельных художественных коллективов стали предметом изучения Е.В. Александровой, Т.И. Баклановой, Э.В. Быковой, Г.И. Грибковой, Е.А. Демченко, Н.Я. Ендовицкой, Н.Г. Михайловой, Е.И. Смирновой, И.С. Стеблецовой, Е.А. Уйхази и др.

Социокультурные возможности коллективов различных жанров художественной самодеятельности рассматривались А.С. Каргиным, Н.Н. Соколовой, Г.Д. Стаунэ, Е.И. Смирновой, И.Ф. Юсуповым и др.

Самодеятельное художественное творчество - «сложное, многогранное и разноплановое проявление досуговой деятельности человека, постоянно эволюционирующее в зависимости от социально-исторических и современных условий развития общества» [21. Самодеятельное художественное творчество, являясь одной из форм народного творчества, осуществляется добровольно в свободное время.

Художественная самодеятельность зародилась как социально организованное движение. Эта её черта является одной из черт, определяющая её специфику. Статус «организованный» подразумевает следующее: художественная самодеятельность существует на базе социального института; говорит о наличии руководителя для осуществления творческой деятельности; систематичный, планомерный характер; наличие определённых юридических и правовых норм.

Самодеятельное художественное творчество отличает и то, что в нем сочетаются различные виды искусства и разные формы организации творчества: коллективные и индивидуальные.

Показатель социально-педагогической организованности тесно связан со следующей чертой, которая также является специфичной для самодеятельного художественного творчества. Речь идёт об её институализации. В отличие от традиционного искусства, фольклора, развивающегося как неорганизованное творчество, художественная самодеятельность с первых шагов развивалась на базе внешкольных учреждений клубного типа. «Привязанность» художественной самодеятельности к социальному институту - одна из отличительных её черт.

Самодеятельное художественное творчество является традиционным, демократичным, доступным, способствует целостному развитию личности. При этом искусство становится «резонатором» доброго начала в человеке.

На эффективность реализации социально-педагогического потенциала самодеятельного художественного творчества в целостном развитии личности сказываются как общие тенденции развития культуры российского общества, так и собственные, специфические: признание народной художественной культуры как равноправной с культурой массовой и элитарной и как следствие появление многочисленных фольклорных самодеятельных художественных коллективов; самодеятельное художественное творчество, ориентированное на подлинную традиционную культуру, представляет явление, имеющее свои специфические возможности, отличающие ее как от профессиональных, так и от собственно фольклорных проявлений; сегодня фактически вымерла цеховая самодеятельность на предприятиях и по месту жительства; детско-юношеская самодеятельность почти полностью переключилась на систему дополнительного образования (Дома детского творчества, эстетические центры, детские сады); школьная самодеятельность осталась фрагментарно; возможность участия в самодеятельном коллективе как получение какого-либо начального художественного образования, где одним из главных направлений в содержании работы является обучающий процесс; многие любительские коллективы стали центрами адаптации, художественной реабилитации и социальной защиты.

Занятия самодеятельным художественным творчеством происходит в самодеятельном коллективе, поэтому специфичные черты самодеятельности проявляются в рамках социально-педагогической системы функционирования конкретного коллектива.

Самодеятельные коллективы, с одной стороны, дают возможность своим участникам развить творческие способности, удовлетворить досуговые и другие интересы, а с другой - сохранить и возродить традиционную народную культуру и фольклор как источников духовного нравственного наследия, способного дать идеалы, объединить разобщенные группы в единую целостность.

Содержание деятельности, жанровая направленность художественной самодеятельности должна удовлетворять психологические, социальные и досуговые потребности личности.

Особое место в социально-педагогической системе целостного развития личности занимают кружки художественной самодеятельности: хоровые, драматические, музыкальные, танцевальные, изо-кружки, кукольные и теневые театры и др. Они объединяют исполнителей в коллективы, предусматривают углубление, расширение, закрепление и дальнейшее формирование языка эстетических чувств, развития художественно-творческих способностей, помогают выявлять исполнительские таланты.

«Социально-педагогический смысл самодеятельности - в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, в придании им острой идейно-нравственной направленности» [11.

Необходимо отметить, что обучение и воспитание составляют единый процесс, хотя обучение здесь не является основным занятием для участников самодеятельного коллектива. Все виды деятельности коллектива художественной самодеятельности направлены как на самих его членов, так и на объекты, лежащие за пределами его. То есть они становятся школой эстетического воспитания не только для самих участников, но и для зрительской аудитории. Постоянная связь со зрителями как важнейший закон жизни любого творческого коллектива в искусстве приобретает в художественной самодеятельности исключительную значимость и остроту.

Огромное значение имеют так же цели духовно-нравственного возвышения и самосовершенствования личности, ее целостного развития, самореализации творческого потенциала. Могут быть цели, обусловленные досуговым характером самодеятельных художественных организаций: более содержательное проведение свободного времени, отдых, развлечение, получение положительных эмоций, восстановление душевного равновесия.

В зависимости оттого, что намечается получить в качестве основного результата деятельности, самодеятельные коллективы делят цели на предметные и духовно-личностные. Предметный результат проявляется в виде произведений искусства, подготовки концерта, спектакля, выставки и так далее. Духовно-личностные цели связаны с изменением в индивидуальном и групповом сознании линии поведения.

Вместе с тем для самодеятельного художественного творчества в аспекте целостного развития личности первостепенное значение имеет «развитие богатства человеческой природы как самоцель». Главным средством достижения духовно-личностных целей является здесь художественная деятельность. В ней на материале и средствами искусства осуществляется «духовно-практическое освоение мира». Однако было бы, ошибочно считать, что художественная деятельность всегда положительно влияет на развитие личности. Характер и степень такого социально-педагогического влияния во многом определяют содержанием, эстетическими качествами этой это творческой деятельности. Низкопробные произведения самодеятельного искусства, отсутствие необходимых художественных умений навыков у самодеятельных исполнителей, выступающих перед аудиторией, «безликий» репертуар коллектива, антигуманная, агрессивная наполненность содержания произведений самодеятельного художественного творчества - всё это не только не развивает личность, но способствует её деградации. Отрицательно воздействует подобное искусство и на зрителей. Поэтому нельзя согласиться с тем, что достижение целей воспитания участников не обязательно заранее предусматривать, так как оно является само собой разумеющимся, следствием предметной художественной деятельности коллектива, будь то исполнение, создание или восприятие произведений искусства.

Особенностью самодеятельных художественных коллективов является общественный характер и добровольные начала всей системы функционирования и организации их работы. В коллективах такого рода руководитель направляет творческий процесс, регулирует внутреннюю структуру коллектива и нормы межличностных отношений. Личность руководителя является центральной фигурой, в связи, с чем особенно важно, чтобы руководитель обладал профессионально-деловыми качествами, широким культурным кругозором, организаторскими способностями.

Что касается духовно-личностных целей самодеятельных художественных коллективов, то они, по нашему мнению, имеют первостепенное значение для обновления отечественной культуры и решения острейших проблем экологии художественно-эстетической среды. Ведь полноценное произведение искусства способно влиять на целостное развитие личности, обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом, который воплощается в конкретной предметной форме, в предметных продуктах художественного творчества (песне, танце, стихотворении, спектакле или кинофильме и так далее).

Таким образом, через механизм «опредмечивания - распредмечивания» происходит влияние всей совокупности личностных качеств участников самодеятельных коллективов и особенно художественных качеств (потребностей, интересов в области искусства, художественно-эстетических вкусов художественной подготовки) как на состояние искусства в обществе, так и на уровень художественной культуры населения.

На развитие целостной личности в самодеятельном художественном творчестве влияют смотры самодеятельных коллективов, которые ставят определённые цели и задачи: это поддержание высокого уровня творческой и исполнительской деятельности как коллектива в целом, так и отдельного его участника, эстетическое воспитание, сохранение и развитие традиционной народной культуры, улучшение культурного обслуживания, привлечение новых участников к занятиям самодеятельным художественным творчеством.

Следует отметить, что деятельность самодеятельных коллективов осложняется в связи с новыми явлениями и процессами в сознании людей. Подвергаются переосмысления прежние способы включения личности в общественно-организованные формы досуга. Всё большее предпочтение отдаётся независимым, свободным формам его проведения. Причём художественная самодеятельность ограничена потреблением искусства через средства массовой информации.

Но в подобных условиях самодеятельное художественное творчество, динамично изменяя свои организационные формы и содержание, всё же продолжает развиваться, реализуя свой социально-педагогический потенциал.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным сформулировать ряд предложений для формирования системы социально-педагогических мероприятий, обеспечивающих последовательное и всестороннее воплощение функции самодеятельного художественного творчества в целостном развитии личности.

1. Информационное обеспечение процесса становления и развития самодеятельного художественного творчества. Назначение этого мероприятия состоит в том, чтобы пробудить и расширить интерес потенциальной аудитории к разнообразным видам и жанрам самодеятельного творчества.

2. Стимулирование самодеятельного художественного творчества, обеспечение устойчивости и стабильности посетителей и участников самодеятельного художественного коллектива: мероприятия, направленные на создание благоприятных социально-педагогических условий.

3. Программирование системы общественных поручений с целью выявления актива и активизации населения в культурно-творческих акциях, проектах и программ. Назначение данного направления состоит в том, чтобы возбудить, побудить реальную аудиторию к соучастию в творческой самодеятельности.

4. Программирование и стимулирование деятельности органов общественного самоуправления в самодеятельном художественном творчестве предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих взаимодействие, согласованность, скоординированность действий. Направленность и назначение данного направления - формирование механизма общественного мнения, творческой атмосферы, коллективизма, системы взаимосвязи и взаимодействия, расширения познаний в области управления, совершенствование организаторских способностей личности в групповых формах самодеятельного художественного творчества.

5. Прогнозирование и моделирование структуры самодеятельного художественного коллектива и органов самоуправления самодеятельным творчеством, формирование системы ближних, средних, перспективных целей, предусматривающих расширение сферы влияния коллектива, программирование внутренних и внешних связей, интеграцию, кооперацию, специализацию творческих объединений по типам, создание клубов и коллективов-спутников, разработку комплексных долгосрочных планов развития самодеятельного художественного творчества, проведение социологических исследований, организацию фольклорных экспедиций, учет и контроль деятельности самодеятельного художественного коллектива, научную организацию труда в самодеятельных коллективах, разработку структурно-функциональных и структурно-логических схем управления развитием самодеятельного художественного творчества.

6. Для эффективного управления развитием массовых жанров самодеятельного художественного творчества необходимо повышать роль творческих мероприятий соревновательного характера, где основным элементом является показ и оценка творческих достижений. Система конкурсов, фестивалей и выставок, направленная на стимулирование достижений субъектов самодеятельного художественного творчества. Комплекс последовательных мероприятий обеспечивает, с одной стороны, благоприятные условия для прогнозирования, планирования и научно-обоснованной активизации самодеятельного художественного творчества в аспекте целостного развития личности, с другой стороны - позволит систематизировать и дифференцировать сам социально-педагогический процесс.

7. Необходимо также принять меры, реализация которых зависит от культурной политики государства: увеличить процент финансирования социокультурной сферы, ликвидировать недостаток в методической базе и высококвалифицированных специалистах.

Выводы. Самодеятельное художественное творчество следует рассматривать сегодня как базовое условие целостного развития личности. Его социально-педагогический потенциал способствует выработке ценностных ориентаций, созданию условий для самовыражения, самовоспитания и самореализации, активности, многообразия видов общения, где нерегламентированное, межличностное общение занимает значительное место, и вместе с тем оно целесообразно направленно.

Литература:

1. Александрова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как фактор формирования социального опыта личности [Электронный ресурс] / Е.В. Александрова // Вестник КГУ. 2010. №4. - Режим доступа: URL: https://cyberieninka.m/artide/n/samodeyatelnoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-kak-faktor-formirovaniya-sotsialnogo-opyta-lichnosti (дата обращения: 23.03.2020).

2. Патрикеева С.А. Роль самодеятельного творчества в процессе формирования творческой активности младших школьников [Электронный ресурс1 / С.А. Патрикеева // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №1 (047). - Режим доступа: URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/rol-samodeyatelnogo-tvorchestva-v-protsesse-formirovaniya-tvorcheskoy-aktivnosti-mladshih-shkolmkov (дата обращения: 11.04.2020).

3. Сукало А.А. Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А.А. Сукало // Вестник СПбГУК. 2011. №2. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samodeyatelnoe-tvorchestvo-v-sovremennyh-usloviyah-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 12.04.2020).

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры специально-технической подготовки Нагоева Марина Ауесовна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Статья посвящена требованиям по подготовке высококвалифицированного специалиста, способного выполнять поставленные задачи в повседневной жизни и эффективно действовать в случае осложнения оперативной обстановки. Возникшие противоречия между финансированием, возросшим количеством предметов обучения, сокращением учебных часов и жесткими требованиями к выпускнику потребовали нового подхода к учебно- воспитательному процессу. Несформированность профессионально важных качеств, несоответствие уровня их развития условиям, диктуемым практикой, приводят к длительной адаптации молодого сотрудника, его неадекватному поведению в экстремальных ситуациях, в том числе и опасных для жизни. Автор анализирует главные задачи, решаемые при обеспечении междисциплинарных связей, - это развитие системного мышления у студентов. Автором рассматривается именно развитие и совершенствование этих качеств, которым необходимо уделять постоянное внимание преподавателю во время занятий.

Ключевые слова: системное мышление, студент, образовательные структуры, преподаватель, высшая школа.

Annotation. The article is devoted to the requirements for training a highly qualified specialist who is able to perform tasks in everyday life and effectively act in the event of a complication of the operational situation. The contradictions between funding, an increased number of subjects, reduced school hours and strict requirements for graduates required a new approach to the educational process. Lack of formation of professionally important

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.