Научная статья на тему 'Истоки музыкальной критики Миасса в 50-60-х годах XX столетия'

Истоки музыкальной критики Миасса в 50-60-х годах XX столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
520
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА И ЖУРНАЛИСТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПАНОРАМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / MUSIC CRITICISM AND JOURNALISM / ARTISTIC AND AESTHETIC GUIDELINES / SOCIOCULTURAL OVERVIEW / INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евсикова Ирина Александровна

Автором предпринята попытка проанализировать материалы городской прессы Миасса, отразившие музыкальную жизнь города, в результате чего впервые освещаются некоторые особенности функционирования местной печати, состояние и основные истоки развития музыкальной критики малого города Челябинской области, ставшие главным фактором формирования эстетических и художественно-творческих вкусов слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author attempts to analyse materials from the municipal press about musical life in Miass. For the first time some specifics of the local press functioning as well as the state and the main origins of music criticism of a small town in Chelyabinsk Oblast are reported. These materials of music criticism became the main factor of formation of aesthetic and artistic tastes of the audience.

Текст научной работы на тему «Истоки музыкальной критики Миасса в 50-60-х годах XX столетия»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 2 (256). Филология. Искусствоведение. Вып. 62. С. 155-161.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

И. А. Евсикова

ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКИ МИАССА В 50—60-х ГОДАХ ХХ СТОЛЕТИЯ

Автором предпринята попытка проанализировать материалы городской прессы Миасса, отразившие музыкальную жизнь города, в результате чего впервые освещаются некоторые особенности функционирования местной печати, состояние и основные истоки развития музыкальной критики малого города Челябинской области, ставшие главным фактором формирования эстетических и художественно-творческих вкусов слушателей

Ключевые слова: музыкальная критика и журналистика, художественно-эстетические ориентиры, социально-культурная панорама, информационное пространство.

Музыкальная критика как специфический вид деятельности предполагает объективное отражение и осмысление процессов развития исполнительской культуры. Основной вопрос о культуросозидающей сущности критики рассматривается во многих работ отечественных музыковедов конца ХХ-начала XXI века1. Все более актуальными становятся процессы осознания значимости развития музыкально-критической мысли в воссоздании целостной социально-культурной панорамы регионов страны как способа обращения к культурной памяти российской провинции. Через музыкально-критические материалы корреспондентов в прессе отражается культурная жизнь города, расставляются ценностно-смысловые акценты. выражаются интересы и запросы более широких слоев общества2. В последнее десятилетие в рамках процесса «регионы - центру» для создания целостного музыкального пространства страны активно изучаются особенности развития культуры во многих регионах.

Особую важность приобретает введение в научный оборот информации о творческой жизни региона из материалов местной печати. В них прослеживаются основные закономерности развития и функционирования музыкальной журналистики. Тексты газетных и журнальных статей становятся документальными свидетельствами «ушедших пониманий»3. Подчеркивая значимость печатной информации, М. Ш. Бонфельд отмечает: «Речь идет, прежде всего, об информации, сохраненной гуттенберговским, т. е. печатным способом, информации, которая надежно оседает в архивах и является поэтому одним из основных материалов для любого исторического исследования»4.

Активно идущий процесс осмысления роли и значения культуры различных территорий России подкрепляется исследованиями, рассматривающими различные аспекты её становления в ХХ столетии5. Представляется важным изучать музыкальную культуру провинциальных городов, являющуюся на сегодняшний день огромным неисследованным пластом. Необходимость выявить влияние музыкальнокритических статей на процессы формирования художественно-эстетических критериев и повышения культурного уровня горожан и стала целью данной статьи. Детальное отражение совокупности всех фактов и событий культурной жизни города (присущее печатным изданиям рассматриваемого периода) направляет на осмысление реальной оценки его «культурного лица». Подчеркивая актуальность процесса, А. В. Украинская отмечает: «Стало очевидным, что для создания фундаментального исследования, прослеживающего все основные закономерности развития и функционирования современной отечественной журналистики, необходимо в полной мере опираться на материалы местной печати»6. Впервые особенности музыкальной критики Челябинской области становятся предметом специального исследования.

На Южном Урале культура малых городов горнозаводского края была своеобразным зеркалом социально-исторических процессов развития общества, отражающим дух времени, его внутренний и творческий потенциал. Географическое положение Уральского региона способствовало созданию самобытной и специфической культуры, а функцию ценностно-социального регулирования в процессе

развития берет на себя газета, как один из инструментов, управляющих и влияющих на развитие искусства. Поэтому поиск позитивного поля информации об академическом искусстве прошедших лет позволяет объяснять сегодня эволюцию функций музыкальной критики и ее роль в культурной жизни городов.

Сложность изучения темы связана с разрозненностью материала, который находится в газетных фондах Центральной библиотечной системы и краеведческого музея города. Материалом для исследования послужили музыкально-критические статьи миасской газеты за 50 лет (1950-1999 гг.)7. Ограничиваясь рамками данной статьи, остановимся избирательно на периоде 1950-1960-х годов, ставшим начальной стадией формирования музыкальнокритической мысли города.

Городская пресса, наиболее близкая к читательской аудитории, всегда учитывала особенности социальных и профессиональных групп, анализировала общие проблемы, важные для населения. Показателем общественной активности становятся авторские корреспонденции, письма-отклики на прошедшие культурные события, участие в редакционных опросах. Такой вид информационной коммуникации важен, ведь именно в нем читатель является традиционным объектом информационного процесса. Музыкальная критика этих газетных материалов, как отмечает Л. С. Генина, схватывая «творческую ситуацию и выделяя самое яркое, показательное, характерное»8, предстает как культурное лицо города, становясь своеобразной летописью. По страницам газет проходит четкая линия событий, которая переживается городской публикой и музыкантами. Так вычерчивается «абрис музыкальной культуры» региона, края России.

В малых городах Челябинской области, к которым традиционно причисляют Златоуст, Миасс, Озерск, Троицк, большую роль в формировании художественно-эстетических

взглядов играли городские газеты. В Миассе таким изданием был «Миасский рабочий». Обратимся к рассмотрению особенностей формирования музыкальной критики в 1950-е и 1960-е годы9.

Изучение газетных материалов газет за период 1950-1955 годов показало, что первоначально это были хроникальные заметки информационной направленности. Небольшие рубрики газеты «В кинотеатрах и домах культуры», «По нашему городу» информировали

жителей Миасса и Октябрьского поселка10 о праздничных концертах, гастролях известных актеров театра и кино, писателей, музыкантов, тематических лекциях о творчестве отечественных и зарубежных композиторов. Хроникальные заметки часто писались в виде отчета, в котором перечислялись имена исполнителей и указывались названия произведений. Авторами информативных анонсов были редакторы газеты, руководители первых двух музыкальных школ и дворца культуры, внештатные корреспонденты, рабочие и служащие заводов. Большое внимание уделялось развитию детского художественно-эстетического образования и полупрофессиональной самодеятельности на предприятиях города, в геологоразведочном техникуме, в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, детских клубах.

На наш взгляд, можно говорить о двух причинах функционирования аналогичных типов работ в 1950-е годы. С одной стороны, обнаруживается отсутствие профессиональных музыкальных критиков, с другой

- уже исторически сложившуюся форму выпуска газеты. А. В. Блюм11, рассказывая о находке в Государственной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина нескольких номеров газеты «Горнозаводской листок объявлений» за 1904 год подчеркивает, что название «листки» указывает на информационное содержание текстов: о найме рабочей силы, о ценах на товары. Содержание газет было достаточно узконаправленным, что обуславливалось требованиями цензуры. Автор в статье приводит в пример выдержку из текста цензурного комитета: «Исключительное помещение в газетах справочных частных объявлений, не противных 41 статье Закона о печати, а также содействие широкому распространению публикаций со стороны частной горной и заводской промышленности по поставке разных матери-алов»12. Слово «справочных» должно было подчеркнуть чисто официальный и рекламный характер газеты. Соответственно тяжелое положение и быт рабочих, их проблемы, нужды и требования в газете отражать было запрещено. Не было в листке объявлений и музыкальнокритических материалов.

В период 1956-1960 годов количество и объем публикаций значительно увеличиваются, меняется стиль и характер высказывания. В статьях более содержательно, а часто и критически освещались все «культурные интерес-

ные мероприятия» (ремарка газеты). Критика, как отмечает Е. Ф. Бронфин, «выступает посредницей между произведением искусства и публикой»13 и, как особого рода «проводник», формирует музыкальный вкус и расширяет кругозор читателя.

Примером может служить статья В. Я. Лопатко, директора миасской музыкальной школы: «Большим событием в культурной жизни нашего города в эти дни было выступление Государственного русского оркестра имени Н. Осипова»14. Подчеркивая большую работу по пропаганде русской музыки, рассказывая о составе оркестра, о разнообразном репертуаре, автор останавливается на разборе «Русской увертюры» Н. Будашкина и помогает понять слушателю особенности музыкального языка и исполнения. Корреспондент пишет: «Построенная на мотивах русских песен, она звучит то широко и раздольно, то искрится весельем и задором. Композитор мастерски использовал все краски русского оркестра. Увертюра была исполнена с большим блеском. Оркестру свойственна безупречная чистота строя и на редкость мягкое звучание. Ансамбль его доведен до совершенства. Технические трудности оркестр и его солисты преодолевали с завидной легкостью»14. Далее автор, отмечая высокое мастерство музыкантов в передаче картины природы в известной украинской песне «Реве та стогне Днипр широкий», объясняет особенности передачи содержания: «Эта музыкальная картина как бы выхвачена из живой природы. В оркестре чуть слышно проходит ласкающая слух мелодия песни. Но вот налетел ветер, появилась туча, грянул гром, и разбушевавшийся Днепр готов выйти из своих берегов... Всю силу, всю мощь, все богатство звуков оркестра призвал дирижер на помощь, чтобы показать непокорную стихию. Затем снова Днепр спокойно катит свои воды дальше. И мелодия в оркестре постепенно тает. Прекрасно исполнительское творчество и мастерство оркестра. Слушатели концерта глубоко признательны коллективу за наслаждение, полученное от их высокого искусства»14.

С. А. Эпштейн15 в статье «Пропагандисты русской песни» отмечает значимость хоровой культуры: «... в РСФСР немало хоровых коллективов, которые пропагандируют народные песни, танцы и музыку отдельных краев и областей страны, общерусские музыкальные традиции. В Миассе за последние годы побывали Уральский и Омский народные хоры. Поэтому

у миасского слушателя есть возможность сравнить и критически оценить каждую новую гастроль»16. Отмечая самобытный колорит, большую согласованность пения и богатый репертуар хорового коллектива (народные песни и танцы Архангельской области, Беломорья и Ладоги), автор подчеркивает ценность выступления Государственного северного хора, одного из носителей русской народной хоровой культуры и ее горячего пропагандиста.

Приведенные примеры из прессы 60-х годов прошлого столетия показывают расширение проблематики статей, в которых есть историческая справка, оценки качества исполнения, черты параллельных сравнений и правил жанра. Появляются статьи, формирующие социально-общественный вкус. В них авторы уже критически анализируют концертные программы, представленные на конкурсе самодеятельных оркестров. К примеру, В. Я. Лопатко1' в газетной статье подробно разбирает «отрицательные» стороны выступлений творческих коллективов предприятий на городском смотре. Приведем некоторые замечания, высказанные в статье: «. чистоты строя не хватало очень многим оркестрам и хорам. Духовому оркестру Дома культуры присущ резкий форсированный звук. <...> Музыкальные руководители не научили оркестрантов извлекать мягкий певучий звук без треска и шума. <...> Большой недостаток почти всех хоровых коллективов - неуравновешенность хоровых групп. Певцов, музыкантов надо учить повседневно, систематически, а не от случая к слу-чаю»18. Критические замечания, как отмечает Е. Ф. Бронфин, помогают «публике преодолеть трудность, порой непривычность сложного музыкального языка и ощутить радость эстетического познания»19.

Формированию общекультурного уровня граждан, их художественно-эстетических взглядов (именно в 1960-е годы) способствовали систематические публикации. Среди них монографические работы об артистах, ученых, композиторах (как русских, так и зарубежных), рецензии, заметки, репортажи о концертах самодеятельных коллективов20. Это были статьи

о «концертных бригадах» преподавателей музыкальных школ, литературно-музыкальных вечерах в школах и средних профессиональных учебных учреждениях, спектаклях и театральных постановках. В программе концертов звучала музыка отечественных и зарубежных композиторов21. Как показал анализ газетных

материалов, больших концертных площадок было мало: клуб имени Силкина, городской дом культуры, клуб завода имени Сталина, кинотеатр «Энергия», две сцены музыкальных школ22.

В 60-е годы ХХ века начинают работу дом культуры «Строитель», Дворец культуры автозаводцев и «Прометей», кинотеатры «Урал» и «Восток». С первых же дней в них открываются народные университеты культуры, где ведется большая просветительская работа музыкантами, инженерами, врачами, библиотекарями и участниками художественной самодеятельности города. Говоря о деятельности университета культуры Дворца автомобилестроителей в 1963 году, П. С. Крам23 замечает: «В отличие от предыдущих лет нынче здесь будет проводиться цикл концертов выдающихся мастеров искусств: вокалистов, инструменталистов, лауреатов всесоюзных и международных фестивалей»24. Большую работу по пропаганде классического искусства проводит в Миассе и Челябинская областная филармония. Подчеркивая воспитательную роль искусства и основную задачу музыкантов в развитии и совершенствовании лучших качеств «человеческого», В. Озирный25 отмечает: «В области есть немало прекрасных самодеятельных хоровых коллективов, по-настоящему занимающихся учебно-воспитательной работой, успешно пропагандирующих классические, народные и современные советские музыкальные произведе-ния»26. Увеличивается количество творческих встреч с профессиональными музыкантами. В афишах, анонсах, репортажах, хроникальных заметках тех лет отразилась вся многонациональная культура страны от Ленинграда до Сибири, от Закавказья до Пермского края27.

Особое место в культурной жизни города в 1965-1969 годы занимает новый микрорайон

- Машгородок28, который стал своеобразным культурным центром29. По инициативе молодых специалистов конструкторского бюро (КБ Макеева), выпускников ведущих вузов страны, при кинотеатре «Восток» создается Клуб любителей искусства, основной задачей которого становится приобщение населения к высокой классической музыке. В содружестве с Челябинской филармонией регулярно - каждый месяц - на концертной сцене выступали как начинающие исполнители, так и лауреаты всероссийских и международных конкурсов30. Для слушателей - инженерно-технического персонала предприятий северного поселка -это было крайне интересно.

С 1968 года воспитательно-просветительская работа была основным направлением работы и в ДК «Прометей», ставшем культурным центром с новым концертным залом на 750 мест. В первый год работы общественного университета культуры31 большой интерес у населения микрорайона вызывал цикл лекций «В мире прекрасного». Активное участие в популяризации зарубежной и русской музыкальной классики принимали преподаватели музыкальной школы № 3 Машгородка. В. Сухов в статье «Шопен и Григ на самодеятельной сцене», отмечая высокий профессионализм преподавателей-исполнителей М. Либерман и Л. Чирковой, подчеркивает: «Слушая эти концерты, приходишь к радостному выводу - растут музыкальные силы нашего города! Они способны давать высокохудожественные творческие концерты. Надо лишь шире предоставлять им концертные эстрады дворцов и клубов Миасса»32.

По инициативе областной филармонии в конце марта 1966 года начинает свою работу фестиваль «Уральские зори» - большой праздник музыки, в котором приняли участие ведущие исполнители страны, профессиональные и самодеятельные коллективы Челябинска и Миасса33.

За период 1968-1970 годов жители Миасса познакомились с творчеством многих исполнителей, среди которых наибольший интерес вызвали выступления Русского народного хора имени Пятницкого, Магнитогорской хоровой капеллы, гитариста А. Иванова-Крамского, скрипачей Д. Ойстраха, Г. Фейгина34.

Общий подъем музыкальной культуры, вызванный социальными изменениями, способствовал выдвижению новых ярких творческих фигур. Статьи внештатных корреспондентов

В. Маевского, В. Морозова, А. Спиридонова,

В. Сухова, В. Самоквасова в газетных рубриках «Культура и искусство», «Новости культурной жизни», «Наши гости» отражали насыщенную духовную жизнь микрорайонов города. Журналистские отклики перечисленных авторов выделялись интересной подачей материала: приводились цитаты известных музыкантов, подчеркивающие мастерство исполнения, а стилю была свойственна поэтичность, одухотворенность. Расширилась и жанровая составляющая критических работ - появились жанры интервью, творческие портреты, рисующие личность приезжих музыкантов-испол-нителей.

Представляется важным отметить те изменения, которые произошли в культуре Миасса в 1950-е и 1960-е годы. В первую очередь, ярко проявился процесс формирования общекультурного уровня граждан, их художественнотворческих вкусов. Возможно, преобладание концертов с классическим содержанием над эстрадно-популярными программами выявляло потребность и обусловливало тяготение слушателей именно к академическому направлению в музыке35. Именно газетная музыкальная критика с ее целями и задачами, подобно рупору, способствовала формированию особого информационного пространства в культуре города и стала мощным средством воздействия при создании социально-культурной панорамы. «Почетнейшая задача критики, - отмечает Е. Ф. Бронфин, - материализовать, облечь в словесную форму эманацию мысли, исходящую из произведения искусства, создать вокруг него интеллектуальное ”поле” и тем раскрыть весь его идейно-этический потенциал. Но художественное произведение источает и огромный заряд эмоциональной энергии. Подключить к нему читателя, зрителя, слушателя - также дело критики»36.

Под влиянием общих процессов, происходящих в музыкальной культуре страны, музыкальная критика становится самостоятельным эволюционирующим явлением. В ней сфокусированы и высвечены все ее проблемы: становление, развитие, формирование различных жанров, оценочных критериев, методов, подходов, стиля изложения, определенной читательской аудитории, перевод музыкального явления на вербальный уровень и др. Особую важность приобретает художественно-эстетический уровень статей, авторы которых по большей части не являются профессиональными музыкантами37. При этом временной срез в двадцать лет в деятельности музыкальной публицистики города, ставший фундаментом для дальнейшего развития музыкальной журналистики, делает постановку цели данной статьи актуальной. Управляя процессами воспитания художественно-творческих вкусов населения, критическая мысль о музыке, как документ эпохи, создает у населения представление об информационной панораме культуры и приобретает вневременную ценность38. Широкий и многообразный тематический охват статей, интервью, репортажей и заметок прикладной формы музыкознания отразил процесс становления профессиональной критики: от лю-

бительских образцов, написанных рабочими, инженерно-техническими служащими, внештатными корреспондентами, к заметкам и статьям, созданным заведующими культурно-массовыми отделами клубов и дворцов культуры, преподавателями и директорами музыкальных школ. Идея воспитания музыкального вкуса, выдвинутая отечественными критиками начала ХХ века, стала основой обновления российского общества и в 50-60-е годы ХХ столетия. В эти годы происходит колоссальный рост интереса к академической музыкальной культуре, возрастает желание слушателей самосовершенствоваться. Содержательно-оценочные статьи и заметки, их информационная насыщенность отражали своеобразие панорамы городской культуры, формировали у читателей определённое представление о том, каким должно быть музыкальное искусство в его лучших проявлениях.

Подводя итог, отметим, что небольшой двадцатилетний период 50-60 годов XX века в малом городе Челябинской области стал весьма значимым и существенным. Он внес неоценимый вклад в историю развития критической мысли, в связи с чем его вполне можно назвать начальным периодом в истории музыкальной публицистики города Миасса. Именно в этот период зарождаются истоки профессиональной музыкальной критики и журналистики, которые получили развитие в последующий период (1970-1999 годы), когда авторами большинства статей о музыкальной жизни города становятся профессиональные музыканты, являющиеся, в основном, преподавателями городского музыкального училища.

Примечания

1 См.: Бронфин, Е. Ф. О современной музыкальной критике. М., 1977; Генина, Л. С. Музыка и критика : контакты-контрасты. М., 1978; Курышева, Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика : учеб. пособие. М., 2007; Украинская, А. В. Современная музыкальная критика и её влияние на отечественную культуру : дис. . канд. искусствоведения. Воронеж, 2006.

2 См.: Казакова, Г. М. Культурная миссия Урала. Челябинск : Автограф, 2006. Автор в статье отмечает отличительную особенность культуры как пространства «машинной рациональности» с характерной наукообразной картиной мира и акцентом на ценности Просвещения.

3 См.: Курышева, Т. А. Указ. соч.

4 Бонфельд, М. Ш. Музыкальная журналистика в контексте городской культуры. URL : http: // www.booksite.ru/fulltext/pos/ele/nie/phe/nom/en/ 24.htm.

5 См.: Сульберекова, М. Г. Критика как орган саморефлексии художественной культуры : дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2006; Шафеев, Р. Н. Музыкальная культура как система : дис. ... канд. филос. наук. Казань, 2007.; Бонфельд, М. Ш. Указ. соч.; Украинская, А. В. Указ. соч.; Чернова, Е. В. Музыкальная жизнь Магнитогорска в 80-90-е годы (к проблеме формирования музыкального искусства) : дис. ... канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2000.

6 Украинская, А. В. Указ. соч. С. 123.

7 За период 1950-1999 гг. вышло всего 13 тысяч номеров: в течение года, с периодичностью пять раз в неделю, выходило около 260 номеров, а за 50-60-е гг. ХХ столетия вышло 5 тысяч 200 номеров газеты.

8 Генина, Л. С. Указ. соч. С. 17.

9 Разделение на временные блоки связано с тем, что в каждом периоде обнаружен ряд отличий и особенностей.

10 В настоящее время старая и центральная части города.

11 А. М. Блюм (1933-2011) - библиограф-редактор Челябинской областной универсальной научной библиотеки (1958-1962).

12 Блюм, А. В. Первая городская газета // Миас. рабочий. 1962. 29 янв. С. 3.

13 Бронфин, Е. Ф. Указ. соч. С. 12.

14 Лопатко, В. Я. Концерт русской музыки // Миас. рабочий. 1955. 20 мая. С. 3.

15 С. А. Эпштейн в 50-е г. ХХ в. - штатный корреспондент городской газеты.

16 Эпштейн, С. А. Пропагандисты русской песни // Миас. рабочий. 1955. 3 июня. С. 3.

17 В. Я. Лопатко - участник оргкомитета по проведению городского смотра самодеятельности в 1955-1969 гг.

18 Лопатко, В. Я. О некоторых недостатках музыкальной самодеятельности // Миас. рабочий. 1955. 9 окт. С. 3.

19 Бронфин, Е. Ф. Указ. соч. С. 37.

20 Заметный вклад в развитие культуры города внес самодеятельный академический хор

С. А. Манн. Коллектив выступал в Челябинске, Свердловске, Москве.

21 Звучали арии и фрагменты из опер «Аида». «Царская невеста», «Борис Годунов», «Кармен», «Евгений Онегин», романсы П. И. Чайковского,

С. В. Рахманинова, М. И. Глинки.

22 С концертами приезжали артисты и коллективы из оперного театра и филармонии Челябинска, из Ленинграда, Архангельска, Башкирии, Магнитогорска, Кустаная, Омска, с Кубани.

23 П. С. Крам в 1963 г. - директор Дворца культуры автозаводцев, с 1969 г. - заведующий отделом культуры Миасского городского округа, с 1970 г. - директор Челябинской областной филармонии.

24 Крам, П. С. Приходите отдохнуть // Миас. рабочий. 1963. 2 окт. С. 3.

25 В. Озирный в 60-е гг. ХХ в. являлся художественным руководителем Челябинской областной филармонии.

26 Озирный, В. Воспитывать чувство прекрасного // Челяб. рабочий. 1960. 20 июля. С 3.

27 Можно назвать концерты артистов Московской, Ленинградской, Забайкальской, Рязанской, Орловской, Алтайской, Иркутской, Красноярской, Омской филармоний. Состоялись выступления музыкантов из Армении, Чувашии, Белоруссии, Грузии, Татарстана.

28 Машгородок - северная часть Миасса.

29 Евсикова, И. А. Первые музыкальные журналисты города Миасса // Культура - искусство - образование : сохранение традиций : материалы ХХХП науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава акад. : в 2 ч. Ч. 1. Челябинск, 2011. С.265-268.

30 Это были исполнители на различных инструментах: скрипачи Валентин Жук, Борис Гольдштейн, Валерий Климов, Борис Гутников, Виктор Пикайзен, пианисты Лидия Печерская, Лев Власенко (лауреат Первого международного конкурса им. П. И. Чайковского), Александр Рассохацкий, Александр Гинзбург, Семен Шапиро, вокалисты Борис Штоколов, Вероника Мирошниченко, Нина Хаустова и Илья Милаев, гитарист Александр Иванов-Крамской, виолончелистка Наталья Гутман, ксилофонист Виктор Солодовников, трио цимбалистов - Лепянские Семён, Михаил и Александр, квартет им. Прокофьева, квартет им. Римского-Корсакова, артисты балета, композитор Игорь Лученок, камерный оркестр (руководитель Лео Маркиз Лье).

31 Главной задачей общественного университета культуры было знакомство слушателей с классической и современной музыкой. См.: Курышева, Т. А. Указ. соч.

32 Бронфин, Е. Ф. Указ. соч. С. 36.

33 Фестиваль «Уральские зори» проводился с 1966 по 1984 гг. Основными задачами фестива-

ля стали: улучшение концертно-просветительской деятельности, художественного «обслуживания» трудящихся, повышение творческой активности коллективов (профессиональных и самодеятельных), обогащение репертуара лучшими образцами мировой классики и новыми произведениями советских композиторов.

34 Комментарий дан на основе изучения статей.

35 На концертных сценах свое мастерство демонстрировали известные отечественные музыканты: Наталья Гутман, Виктор Пикайзен, вокалист Борис Штоколов. Сегодня, напротив,

превалирует тяготение к популярной эстрадной музыке различных стилей.

36 Бронфин, Е. Ф. Указ. соч. С. 21.

37 Проблема эта является актуальной до сих пор, поскольку профессия музыкального критика является крайне редкой.

38 Деятельности многих корреспондентов газеты «Миасский рабочий», принимающих активное участие в культурной жизни города, посвящены статьи в энциклопедическом словаре о г. Миассе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.