Научная статья на тему 'Из истории народно-инструментального исполнительства Челябинской области: роль баяна, гармони в контексте массовой музыкальной культуры 1920–1930-х годов'

Из истории народно-инструментального исполнительства Челябинской области: роль баяна, гармони в контексте массовой музыкальной культуры 1920–1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
684
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНЬ / БАЯН / РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ПЕДАГОГИКА / БАЯНИСТ / ГАРМОНИСТ / HARMONICA / ACCORDION / RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS / PERFORMING / TEACHING / ACCORDIONIST / HARMONIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочеков Владимир Федорович

Освещается место и роль гармони и баяна в музыкально-культурном пространстве Челябинской области в указанный период. Показано значение этих инструментов как в музыкальной сфере, так и в социальном плане. Этот вопрос рассматривается систематизированно в контексте музыкально-культурного пространства Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кочеков Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of folk instrumental performance of the Chelyabinsk region: the role of accordion, harmonica in the context of mass musical culture of the 1920-s – 1930 years

The material reflects the significance of harmonica and accordion in the musical cultural space of the Chelyabinsk region in stated period, their importance in the music sphere, as well as socially. This matter is being considered methodically in the context of the musical cultural space of the Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «Из истории народно-инструментального исполнительства Челябинской области: роль баяна, гармони в контексте массовой музыкальной культуры 1920–1930-х годов»

УДК 784:398

В. Ф. Кочеков

ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: РОЛЬ БАЯНА, ГАРМОНИ В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 1920-1930-х годов

Освещается место и роль гармони и баяна в музыкально-культурном пространстве Челябинской области в указанный период. Показано значение этих инструментов как в музыкальной сфере, так и в социальном плане. Этот вопрос рассматривается систематизированно в контексте музыкально-культурного пространства Челябинской области.

Ключевые слова: гармонь, баян, русские народные инструменты, исполнительство, педагогика, баянист, гармонист

The material reflects the significance of harmonica and accordion in the musical cultural space of the Chelyabinsk region in stated period, their importance in the music sphere, as well as socially. This matter is being considered methodically in the context of the musical cultural space of the Chelyabinsk region.

Keywords: harmonica, accordion, Russian folk instruments, performing, teaching, accordionist, harmonist

Русские народные музыкальные инструменты неотделимы от быта нашего народа. Балалайка, домра, гармонь получили широкое распространение среди городского и сельского населения.

Перед тем как обратиться к заявленному периоду, рассмотрим кратко ему предшествующий.

В России гармонь занимала самые активные музыкальные позиции не только в среди любителей. К гармони относились с большим интересом, она широко пропагандировалась посредством концертных выступлений российских гармонистов-солистов (П. Невский, П. Жуков, Ф. Туишев, Н. Куткин). Развитие гармонного дела пристально наблюдалось правительственными организациями, которые принимали определенное участие в ее становлении как популярного музыкального инструмента.

Среди простого народа балалайка и гармонь являлись самыми популярными музыкальными инструментами: «В дореволюционное время Челябинск был вплотную окружен лесами, где летом местные жители проводили свой досуг. Выезжали в лес семьями... Готовили на кострах, пели и плясали под залихватские гармошки» [9, с. 213]. Балалаечник - обязательная фигура в красочных русских хороводах, которые часто водились на берегу реки Миасс. Следствием популярности гармони в дореволюционном Челябинске стало появление ряда мастерских по ремонту и производству гармоник: Корытова (ул. Оренбургская, 48, ул. Сибирская, 14), Логинова

(ул. Ахматовская, 14), мастерская братьев Черня-девых (ул. Ключевская) [2, с. 107, 109].

Гармонь - истинно народный инструмент. Она прочно обосновалась в быту, играла роль прикрытия от зоркого взгляда надзирающих государственных органов на конспиративных собраниях, маевках, сходках уральских революционеров.

Первое выступление профессионального гармониста Петра Невского в Челябинске состоялось в 1909 г.: «Железнодорожный клуб положительно не вмещал всех слушателей, часть публики из-за нехватки мест должна была стоять в дверях зрительного зала и слушать игру, не видя музыканта. Концерт состоял из двух отделений: в первом отделении концерта музыка Венявского, "Привет Москве" - вальс, сочинение Невского и оригинальное подражание скрипке на 7-планочной гармошке -"Madrigalle 8топейГ'. Во втором отделении русские и малороссийские песни. Интересно сыграна фантазия Глинки "Камаринская" .Аплодисментов было много» [2].

Для гармонистов Челябинска концерт П. Невского стал ярким образцом исполнительского искусства, примером для совершенствования игры на гармони.

В этом же году еще один оригинальный исполнитель посетил Челябинск: «. В кинотеатре "Модерн" можно сейчас послушать редкого музыканта Леню Федорова. Это будущий Невский. Несмотря на его 7 лет, он уже артист-виртуоз. Обладает феноменальным му-

127

зыкальным слухом. Он играет на всяких гармониках... Публика от его игры была в восторге. Родители везут его в Италию для дальнейшего развития его дарования» [4].

Хроматическая гармоника, сконструированная в 1897 г. мастером П. Л. Чулковым, получившая название баян, до Челябинска дошла довольно быстро. Единственным музыкантом-баянистом в дореволюционном Челябинске был Павел Толстихин. Его основным местом работы являлись увеселительные заведения, где он играл платные танцы для горожан. Репертуар составляла популярная танцевальная музыка - «Барыня», «Цыганочка», «Краковяк», вальсы, кадрили, тустеп и др. В деятельности челябинского баяниста отражены черты первого этапа становления баяна в стране как сольного академического инструмента (этап до конца XIX в.), где бытовая народно-танцевальная прикладная музыка являлась основой исполнительства на гармони и баяне.

Первые попытки обучения на баяне в Челябинске также связаны с П. Толстихиным. Через городскую газету им было дано объявление о наборе желающих учиться игре на баяне. Принял 16 человек, плата за месяц равнялась месячному заработку рабочего средней квалификации железнодорожного депо. Обучение П. Толсти -хин проводил «с рук». Здесь мы можем говорить о слуховой, бесписьменной традиции исполнительства, являющейся главенствующей в данный исторический период.

О росте популярности баяна говорит появление многочисленных объявлений в Челябинске: «Берусь обучить "Барыню", "Краковяк", "Цыганочку". Срок - 2, 3, 4 недели. Плата -за колено» (за каждую вариацию). Обучение проводилось «с рук». Другая форма обучения, чаще использовавшаяся для детей, заключалась в следующем: учитель привязывал к своим пальцам пальцы обучаемого и несколько раз проигрывал произведение, вырабатывая «пере-бирательный условный рефлекс».

После октября 1917 г. в России для гармони и балалайки началась вторая, интенсивная и насыщенная жизнь. К русским народным музыкальным инструментам проявился невиданный по масштабу, качественно новый интерес широчайших народных масс. Уже на фронтах гражданской войны гармонь достойно служила

искусству. Культпросветы, созданные при Красной Армии, организовывали летучие концерты на передовых линиях фронтов. Рояль -инструмент нетранспортабельный, а скрипка красноармейцу еще мало о чем говорила. Таким образом, определилась социальная роль гармони как важного проводника новой идеологии в общественной жизни страны.

После окончания гражданской войны начались преобразования во всех сферах общественной жизни. В селах и городах Урала организуется масса агитбригад. Отсутствие профессионалов в те годы позволяло самодеятельным артистам заниматься концертной деятельностью - проводились и платные концерты агитбригад. Музыкальным сопровождением на протяжении всего представления являлся гармонист. Для значительного числа гармонистов-любителей это была оплачиваемая работа, что говорит о профессионализации исполнительства на гармони и баяне.

Возникали новые формы пропаганды, создавались новые виды синтезированного творчества: «Устная газета», «Живая газета», «Синяя блуза».

«Синяя блуза» (участники выступали в синей рабочей блузе) - советский театр малых форм, вид агитационной эстрады. Существовал с 1923 г. до начала 1930-х гг. Первоначально - театрально-эстрадный коллектив. Этот мир газетных передовиц, пересказанный театральным языком, имел большой успех. Один из принципов «Синей блузы» - использование любого текста, любого сюжета; и слова, и музыка могут быть любых авторов, если это нужно для общего замысла.

Коллективы «синеблузников» создавались во многих населенных пунктах Урала: в Челябинске, Златоусте, Бакале, Уфалее. Они внесли существенный вклад в агитационно-пропагандистскую работу с жителями городов и деревень. Музыкальное сопровождение осуществлялось чаще всего гармонистами и баянистами (М. Сартасов, А. Баркин, Ф. Княжев). В репертуар музыкантов входили плясовые наигрыши, революционные марши, народные песни, несложные классические произведения.

У вышеперечисленных музыкантов мы можем увидеть и общероссийские тенденции становления баяна как сольного академического инструмента: это постоянная концерт-

128

ная деятельность, сольные выступления, расширение репертуара с включением несложных классических произведений, четкое разделение на выступавших и зрителей.

Для культурного обслуживания железнодорожных станций и деревень по Южно-Уральской железной дороге курсировали агитвагоны и целые культпоезда. В их музыкальный «арсенал» входили граммофоны, пианино, гармони, струнные оркестры. В большинстве случаев именно гармонист становился одним из главных действующих лиц, так как нес основную нагрузку и как солист, и как аккомпаниатор всего действия.

Нужно сказать, что 1920-е гг. - это период, из-за которого определенная часть музыкантов и музыковедов до сих пор свысока смотрит на баян и гармонь. Основанием для этого служит сфера работы тогдашних баянистов - рестораны и пивные, число которых в городах Урала, особенно при НЭПе, выросло многократно.

Многие баянисты, прошедшие «музыкально-пивную» школу, в дальнейшем стали известными исполнителями и педагогами. Данная работа требовала повышения исполнительского уровня, постоянного расширения репертуара, так как мастерство баяниста - гарантия сохранения его места работы. Наличие музыканта являлось фактором, способным увеличить поток посетителей: «Всем известно лучшее пиво "Ом-сельпром", но, не всем известна столовая "Ом-сельпром" . Вкусные, сытные обеды и ужины под наблюдением первоклассных поваров с 1 до 6 и с 7 до 2-х ночи. Чистота, свет, уют. Там каждый может найти отдых, послушать лучшие музыкальные силы: пианино, концертину, скрипку и виолончель, при участии известной концертной певицы Л. Т. Кургановой-Шульц» [12]. «Всем, едущим отдыхать в сосновый бор! "Омсельпром", идя вам навстречу, открыл в поселке Шершнях уголок отдыха с продажей лучшего пива "Омсельпром". В праздничные дни можно слушать баянистов» [13].

Прочно и надолго баянисты обосновались на ресторанных эстрадах. В одном из ресторанов Челябинска «. зал обслуживал беспрерывный оркестр баянистов с подменным трио» [16]. Большой известностью пользовалось трио братьев Демент (баян, пианино, ударные инструменты). Работали они в кинотеатрах и ресто-

ранах Магнитогорска и Челябинска. Репертуар музыкантов отличался большим многообразием: популярная танцевальная музыка, обширный песенный набор, цыганская музыка, несложные классические произведения.

Администрация г. Челябинска постоянно привлекала баянистов для проведения различных мероприятий: «...На острове устраивается вечер баянистов, играет 10 баянов - в кино, в буфете, на эстраде» [17].

Одной из сфер профессиональной биографии баяна являлся кинематограф. Баянисты сопровождали кинофильмы как сольно, так и дуэтами, в ансамблях с другими инструментами: роялем, скрипкой, концертиной. Ансамблевое музицирование с однородными инструментами (баян) и классическими (рояль, скрипка) требует подхода, во многом обусловленного использованием принципов академического исполнительства - обращением к нотному материалу, инструментовке, аранжировке, переложению. Этот вид исполнительства также стал хорошей профессиональной школой для баянистов.

Многочисленные кружки гармонистов и баянистов, возникшие стихийно или по инициативе административных органов, сами по себе являлись уже пропагандистами народной музыки, народных инструментов. О характере работы данных объединений можно сделать вывод по одной из газетных статей того времени: «Почетное место гармошке, а вместе с тем и гармонисту, отводит в своем быту молодежь села Канашевского, Миасского района. По почину ячейки ВЛКСМ при Канашевской избе-читальне создан кружок гармонистов из 15 человек. В состав кружка входят 3 человека пожилых сельчан. Остальные - молодежь: комсомольцы и беспартийные ребята. Руководит кружком беспартийный середняк - 19 лет, Панов Петр Дмитриевич. Почетное место среди гармошек занимает двухрядная гармонь. Члены кружка поставили себе целью: научиться хорошо играть, бороться за здоровый отдых и разумные развлечения молодежи; организовать клубную, художественную работу вокруг гармошки. При организации кружка немало было разговоров о содержании песен. Часть ребят была за старую песню: "На дерновой скамье", "Белые акации" и др. Одобряли их по содержа-

129

нию и по красивому напеву и художественному изложению. Другие были за новые песни, за новые частушки. Остановились на новых. Работа кружка распределяется так: 1-я часть вечера (2 вечера в месяц) посвящается гармошке и разучиванию песен, а 2-я - красной посиделке, куда входят: пение, игра на гармошке, балалайке, декламация, чтение художественных рассказов и чтение статей о других организациях гармонистов. Кружок имеет план работы и пользуется расположением населения. В ближайшее время созывается очередное совещание гармонистов и балалаечников, где будут намечаться условия конкурса и пути связи с другими гармонистами» [5].

В 1927 г. в церкви бывшего монастыря на Большой улице (Цвиллинга), в расположенном в ней клубе городского совета профсоюзов, были открыты курсы для взрослых по обучению игре на народных инструментах. В одно из воскресений, когда было объявлено о приеме желающих обучаться на курсах, явилось много любителей музыки. Контингент поступающих в основном состоял из тех, кто плохо технически владел инструментом, были и совсем не умеющие играть. Но были и исключения - одаренные самоучки. Один из поступающих поразил приемную комиссию «с блеском сыграв на двухрядной гармони "Мазурку" Г. Венявского и русскую пляску с многочисленными авторскими вариациями»1.

Гармонь и баян активно включались в общественную жизнь, присутствуя в качестве музыкального оформления на всех массовых административно-партийных мероприятиях. Когда техника Челябинского городского радиоузла стала более совершенной, к большим праздникам специально оборудовали микрофонами и репродукторами курсирующий по городу автобус, в котором играли баянисты и оркестры струнных народных инструментов. Затем оркестры баянистов и струнников размещали на балконах по маршруту следования колонн.

Гармонь тесно связывали с новым бытом. Это была государственная стратегия по воспитанию нового мировоззрения у молодежи города и села. «...Надо комсомолу организовывать художественные силы: гармонистов, бала-

1 Из личного архива И. Я. Полонского.

лаечников, плясунов, шутников......Не нужно

ограничиваться клубом, устраивать вечеринки просто, на частной квартире, но чтобы они были наполнены комсомольским содержанием, и в то же время захватывали, заинтересовывали молодежь» [15]. Не последнюю роль в воспитательном аспекте играла гармонь, когда поднимались дебаты на тему нужны ли танцы в клубе. «Некоторые комсомольцы и партийцы говорят: танцы - это что-то такое, если не совсем буржуазное, то мелкобуржуазное. Позвольте, товарищи. Мы говорим не о развращенных буржуазных танцах, вроде "танго". Речь идет о танцах, которые являются одним из бытовых навыков населения. Нельзя запрещать! Запрещают, молодежь берет гармошку и устраивает вечера за городом... Если парижане танцевали на баррикадах "Кроманьолу", то почему челябинцам не отплясать "русского" и "трепака" в своем рабочем клубе?» [7].

Гармонь играла активную роль в социальных процессах нового общества. Правительство, четко осознавая ее роль, уделяло самое пристальное внимание популяризации и развитию этого народного инструмента. «Согласно данным периодики того времени, если к 1930 году на ленинградской и московской гармонных фабриках было выпущено 15 тысяч гармоник, то в 1931 году - 68 тысяч, а в 1932 - свыше 100 тысяч штук. Такое же количество гармоник было изготовлено тогда и артелями промысловой кооперации, хотя баянов среди них было еще совсем немного - 224 экземпляра» [6, с. 205].

В 1926 г. «...на всю Уральскую область было занято изготовлением гармоник 88 дворов с участием 99 лиц; из них 45 сельских дворов (48 лиц) и 43 городских (51 лицо)» [14].

«Хромка» и «тальянка» активно включались в процесс формирования нового общественного сознания. Музыкальные инструменты выполняли антирелигиозную функцию, являясь обязательными участниками антипасхальных карнавалов, диспутов против служителей церкви. Противники (в частности баптисты) также использовали гармонь и балалайку в своих целях, о чем с тревогой сообщалось в газете «Челябинский рабочий»: «Баптисты играют на различных музыкальных инструментах, поют... т. е. завлекают молодежь» [1].

130

В 20-х гг. прошлого столетия по всей стране прошли конкурсы и олимпиады гармонистов и баянистов: «.в которых участвовали десятки тысяч исполнителей, количество слушателей, присутствовавших на них, составило около трех миллионов человек» [9, с. 97].

В нашем регионе первый подобный конкурс прошел в начале 1927 г. Конкурсы (1927-1935 гг.) и олимпиады стали традиционными и сыграли в дальнейшем огромную роль в становлении профессионального исполнительства на баяне.

В Челябинске имелись свои известные гармонисты и баянисты. Это гармонисты братья Даниил и Николай Шугаевы, блестящий исполнитель на «хромке» Серафим Андреевич Петров (в 1930 г. завоевал «Золотой жетон» на красноармейском конкурсе в Красноярске). Он часто выступал на концертах в Народном доме. Из баянистов выделялся М. Бондарев, своего рода уникум - он играл в любой тональности, каким бы сложным не было произведение. Популярностью пользовались баянисты И. Иванов, П. Фалалеев, Логиновы отец и сын, В. Власов, Гонтарев.

Одной из сфер профессиональной работы гармонистов и баянистов в 20-30-е гг. ХХ в. были театры. В Челябинском кукольном театре работали гармонист и баянист; баянисты были в штате Челябинского драматического театра, Челябинского театра юного зрителя, Верхнеуральского, Шадринского, Долматовского колхозно-совхозных театров. Должность баяниста определялась официальной государственной установкой: «Музыканты в оркестрах. для театров 3 пояса и для театров 4 пояса, колхозно-совхозных театров -1 баянист» [11]. Учитывая, что в 1939 г. в Челя-

бинской области функционировало 13 театров (8 городских, 2 детских, музыкальный, 2 колхозно-совхозных) [10], можно сделать вывод, что поле деятельности баянистов было довольно широким. Для данной работы музыкантам требовался достаточно большой репертуар, хороший арсенал исполнительских средств, определенные навыки переложения музыкального материала с классических произведений. Безусловно, весь этот комплекс работал на формирование профессионального баянного исполнительства.

Исторический период после 1917 г. во многом кардинально изменил содержание и формы общественного сознания. Это в полной мере относится и к русским народным музыкальным инструментам. Гармонь и баян вышли из сугубо бытовой и развлекательной ниши и начали занимать прочные позиции в музыкальном просветительстве, исполнительстве, педагогике. Активное включение руководящими органами уральского региона русских народных инструментов в социальную, политическую, идеологическую сферы общественной жизни говорит о важной роли, которая отводилась этим инструментам: «Мы являемся свидетелями политической роли гармоники» [6, с. 197].

Путь гармони и баяна от любительских инструментов до высокопрофессиональных занимает как в России, так и в нашем уральском регионе небольшой исторический этап. Но этот этап вместил в себя огромное содержание. Для многих классических инструментов подобный период становления и развития растянулся на века. Для гармони и баяна на это ушли десятилетия, и в этом феномен данного явления.

1. В сетях баптистов // Челябинский рабочий. - 1929. - 20 июня.

2. Весновский, В. А. Весь Челябинск и его окрестности / В. А. Весновский. - Челябинск, 1909.

3. Голос Приуралья. - 1909. - 1 янв.

4. Голос Приуралья. - 1909. - 27 окт.

5. Дорофеева, А. Гармонь - организатор молодежи / А. Дорофеева // Советская Правда. - 1927. - 29 янв.

6. Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства / М. И. Имханицкий. - М., 2006.

7. К вопросу о танцах // Советская Правда. - 1925. - 24 нояб.

8. Мирек, А. .И звучит гармоника / А. Мирек. - М., 1979.

9. ОГАЧО. Ф. 633. Оп. 1. Д. 5а. Л. 236-237.

10. ОГАЧО. Ф. Р-914. 01. Д. 116. Л. 20.

11. ОГАЧО. Ф. Р-914. 01. Д. 79. Л. 56.

12. Советская Правда. - 1925. - 23 мая.

13. Советская Правда. - 1925. - 4 июня.

14. Торгово-промышленный Урал. - 1926.

15. Турнем старые вечеринки (с пленума окружкома ВЛКСМ) // Челябинский рабочий. - 1927. - 1 янв.

16. Челябинский рабочий. - 1932. - 28 дек.

17. Челябинский рабочий. - 1932. - 3 сент. Сдано 25.01.2013

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.