Формирование у детей дошкольного возраста двигательных умений и навыков в ходе выполнения физических упражнений требует значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Вместе с тем развиваются различные виды памяти: эмоциональная память, если ребенок заинтересован обучением; образная - при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно - логическая - при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторная - в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную - без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений [5].
Осваивая различные двигательные навыки, ребенок получает возможность самосовершенствования. Во время занятий он стремится совершать движения, которые приносят ему наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности.
Таким образом, вместе с формированием двигательных умений и навыков осуществляется всестороннее воспитание ребенка, направленное не только на физическое, но и интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие, а также психофизическую готовность к труду и учебе в школе. Источники:
1. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: Здоровье, 1983.- 205 с.
2. Дегтярев И.П. Физическое развитие. - М.: Академия, 2005 - С. 23-48
3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и В.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. - М., 1988.-143с
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степененкова / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - С. 39-42.
6. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников/ Ю.Г. Травин //Физическая культура в школе. - 1991. - №4. - С. 9-15.
7. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / кн. для воспитателя дет. сада / сост. Ю.Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
А.А. Митуликина
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 7 «Чайка», г. Мичуринск Тамбовской области A.A. Metulikina
educator, MBDOU "kindergarten № 7 "the Seagull", Michurinsk, Tambov region
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена выявлению содержания и особенностей организации образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, ориентированного на условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Annotation. Article is devoted to identifying the content and features of the organ-
ization of the educational process for artistic and aesthetic development of pre-school children, based on the conditions of implementation of the federal state educational standards of preschool education.
Ключевые слова: личность, творчество, рисование, способности.
Key words: personality, creativity, drawing, ability.
В современной концепции дошкольного воспитания особое внимание уделяется формированию творческой личности в процессе художественно-эстетической деятельности и отмечается важность приобщения детей к искусству с раннего возраста.
Для всестороннего гармоничного развития личности важным является привлечение дошкольников к художественно-эстетической деятельности, которая включает изобразительную, музыкальную, театрализованную и художественно-речевую. Выполняя функцию положительно-эмоционального обогащения, вызывая эмоции радости, восторга, вдохновения, эти виды деятельности способствуют формированию у дошкольников творческих способностей.
Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому воспитанию и развитию дошкольников.
В связи с этим в современных дошкольных учреждениях существует потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности (работы).
В современной педагогической литературе эстетическое воспитание определяется как целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Понятие «эстетическое воспитание» очень широкое. Оно включает не только воспитание эстетического отношения к искусству, но к природе, труду, общественной жизни, быту. Из этой системы эстетического воспитания приобщение к искусству выделяется как особая часть. В связи с этим предметом художественного воспитания является воспитание детей средствами искусства.
В работах современных исследователей обращается внимание на то, что «художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [6]. Б.Т. Лихачев дает определение эстетическому воспитанию, как целенаправленному процессу творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [4]. Отмечается, что «педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [1].
Таким образом, художественно-эстетическое развитие рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха и предполагает развитие творческого потенциала ребенка; формирование образного, ассоциативного мышления, стремление к самостоятельности и возникновение у детей творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Педагоги и психологи выделяют три уровня художественно-эстетического развития дошкольников, которые выделяются с учетом возрастных особенностей дошкольников и их способностей воспринимать художественные образы. Для перехода детей с одного уровня на другой необходимы следующие педагогические условия:
- организация восприятия ребенка;
- создание материально-культурного пространства и наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
- профессиональное руководство эстетическим воспитанием детей;
- наличие интереса у детей к художественно-эстетической деятельности, желание выражать собственные творческие мысли и чувства.
Эти условия, по мнению Л.С. Выготского, дают возможность «вести за собой развитие», делают процесс художественно-эстетического воспитания целенаправленным и управляемым [2].
Цель художественно-эстетического воспитания и образования - формирование основ художественно-эстетической культуры, что предполагает развитие у детей способностей к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве; развитие эстетического сознания, включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической культуры.
Данная цель позволяет выделить ряд задач художественно-эстетического развития, которые определяются возрастными особенностями детей:
- развитие эстетической восприимчивости, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
- формирование элементарного эстетического сознания (увеличение объема представлений и знаний, обучение умению высказывать эстетические суждения и оценки, ознакомление с эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими эталонами);
- овладение эстетической деятельностью (развитие эстетического и художественного восприятия; формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности; воспитание творческих умений и навыков);
- развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
По мнению Н.А. Ветлугиной, в качестве важнейшей задачи, которая объединяет вокруг себя все остальные, выступает задача социально-нравственного развития ребенка-дошкольника: "Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее" [7].
Таким образом, процесс художественно-эстетического развития, являющий-
ся результатом воспитательно-образовательной работы в детском саду, должен основывается на следующих принципах:
- эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;
- принцип взаимосвязи обучения и развития;
- детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельности;
- интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей;
- художественно-эстетический принцип отбора материала;
- принципы народности и культуросообразности;
- индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании;
- преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста [5].
В основе указанных принципов лежат важные эстетические понятия. Именно они определяют содержание художественно-эстетического воспитания, которое формирует у детей эстетический взгляд на мир и включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающего воздействия художественно-эстетического развития, создаваемое в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.
Цели и задачи художественно-эстетического развития позволяют педагогам определить основные средства реализации, среди которых выделяются следующие:
- эстетическое общение;
- природа;
- искусство;
- окружающая предметная среда;
- самостоятельная художественная деятельность детей;
- разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
- разные виды труда детей в детском саду;
- физические упражнения и элементы спортивных игр;
-праздники.
Перечисленные средства являются важным компонентом художественно-эстетической деятельности. В процессе систематического обучения под руководством взрослого дети приобретают опыт изображения, который предоставляет ребенку возможность действовать свободно и самостоятельно. Осознание ребенком того, что он может изобразить различные предметы, воспроизвести сюжет сказки и др. вдохновляет его, вызывает желание рисовать, лепить, петь, создает хорошее настроение.
H.A. Ветлугина, относившая игры и праздники к формам организации эстетического воспитания, считала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.
I. Игры.
2. Занятия.
3. Выставки детских работ (групповые, персональные, коллективные).
4. Экскурсии.
5. Праздники и развлечения [7].
Среди методов художественно-эстетического воспитания исследователи выделяют следующие:
1. Методы формирования эстетического сознания (методы побуждения к сопереживанию, метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения).
2. Методы организации художественной деятельности (метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение).
3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества (метод поисковых ситуаций, творческих заданий, проблемных ситуаций, методы, направляющие творчество детей, побуждающие детей к творческим проявлениям) [5].
В соответствии с содержанием воспитательно-образовательной работы художественно-эстетическое развитие детей охватывает несколько образовательных областей:
- художественное творчество;
- чтение художественной литературы;
- познание;
- музыка.
Образовательная область «Художественное творчество» предполагает развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация), детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Цель работы в данной образовательной области - формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира и удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- приобщать детей к изобразительному искусству;
- развивать творческие способности и познавательную активность;
- развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать культуру деятельности.
Для реализации указанных задач художественно-эстетического развития в области «Художественное творчество» необходимы следующие условия:
- эстетическая среда (игрушки, внешний вид человека, помещение, межличностные отношения);
- насыщенность быта произведениями искусства;
- самостоятельная деятельность детей;
- индивидуальный подход к детям.
Основными видами изобразительной деятельности являются:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- художественный труд (конструирование).
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и
средства для изображения предметов и явлений, которые в совокупности дают возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Уже в дошкольном возрасте внимание ребенка привлекает рисование красками и нанесение линий на бумагу. Рисование, представляющее собой сложное средство изображения, - интересная деятельность для детей дошкольного возраста. Процесс изобразительной деятельности глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции, оказывая большое влияние на личность ребенка, способствует развитию воображения, памяти, речи, воспитывает нравственные качества ребенка. Рисование дает большой простор для проявления их творческой активности.
Для рисования на занятиях используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Линейные формы создаются карандашом. Дошкольники учатся постепенно вырисовывать одну часть за другой, добавлять различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. По нашему мнению, такая последовательность создания рисунка помогает развивать аналитическую деятельность мышления ребенка. Нанося на лист бумаги одну часть рисунка, он вспоминает, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
Рисование красками (гуашью и акварелью) отличается от рисования карандашом, так как создание формы идет от красочного пятна. Именно поэтому для развития чувства цвета и формы краски имеют большое значение. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: голубое небо, закат и восход солнца, зеленую траву и т. п. Чтобы выполнить такие рисунки карандашами, требуются хорошо развитые технические навыки.
Для каждой возрастной группы используются определенные виды графических материалов. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину, которые расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.
Дошкольникам особенно нравятся игры с цветом: ^ Нарисуй настроение цветом; ^ Придумай зеленую или сиреневую сказку; ^ Выложи фишки от самого красивого цвета;
^ Придумай как можно больше слов, характеризующих тот или иной цвет; ^ Слушая музыку, выложи цветовую гамму, подбирая цвет, созвучный музыке; ^ Разложи цветовые карточки на группы: «радость», и «грусть»; ^ Путем смешивания красок измени «характер» цвета.
Тематика занятий может быть самой разнообразной и включать элемент игры, что вызывает у детей интерес и позволяет активизировать чувственное восприятие:
«Я и мое царство», «Рисуем (лепим) сказку», «Я сегодня самый счастливый»,
«Если бы я был малюсеньким, то где бы я жил и с кем бы дружил?» «Дождик - это хорошо», «Дождик - это плохо»,
«Мое настроение», «Волшебная (озорная) зима», «Фантастические море», «Ласковое солнышко», «Игривый ручеек» и т.д.
Чем больше развита сфера чувств ребенка, тем он одареннее (острота слуха влияет на музыкальный слух, острота зрения - на цветовое восприятие, восприятие формы и т.д.). Вот почему особое внимание педагоги и психологи уделяют чувственному познанию мира ребенком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами.
В процессе изобразительной деятельности развиваются все психические процессы и свойства личности: ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и речь, наблюдательность, способность анализировать предметы. Именно поэтому изобразительная деятельность важна для развития творческих способностей дошкольников. Ведь успех развития творческих способностей зависит от того, насколько развито у детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей действительности, выделять общее и индивидуальное. В связи с этим важным моментом в работе является формирование у дошкольников художественного восприятия. Необходимо научить детей замечать прекрасное не только в изобразительном искусстве, но и в литературных произведениях, музыке, а также в природе и окружающей жизни. Поэтому результатом художественно-эстетического воспитания и развития в процессе изобразительной деятельности должно стать овладение дошкольниками знаниями и навыками, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои мысли и чувства по отношению к ним.
Источники:
1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С.57-67.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика,1991.
3. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.
4. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т. Лихачев. - Самара: Бахрат, 1998.
5. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляе-вой. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с.
6. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. - М.: Просвещение, 1987.- 184с.
7. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1995.