Научная статья на тему 'Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству на основе специализированной парциальной программы в дошкольных образовательных учреждениях'

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству на основе специализированной парциальной программы в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РИСОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN / PARTIAL PROGRAM / VISUAL ART / DRAWING / RESTRICTED HEALTH ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астафьева Мария Анатольевна, Луковенко Татьяна Геннадьевна, Гаврищак Марина Владимировна

Цель исследования разработать и реализовать парциальную программу для организации образовательного процесса по рисованию в старшей группе дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматривается система методической работы в дошкольном образовательном учреждении по художественно-эстетическому направлению (изобразительное искусство). Научная новизна данного исследования заключается в разработке авторской парциальной программы по рисованию для дошкольников старшей группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи, включая полную методическую комплектацию, которая дополняет основную образовательную программу. В результате на основе теоретического анализа литературы, а также образовательного процесса, выявленных методических условий дошкольного образовательного учреждения и проведенного анкетирования педагогического коллектива представлена потенциально эффективная парциальная программа по рисованию, составленная для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астафьева Мария Анатольевна, Луковенко Татьяна Геннадьевна, Гаврищак Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Visual Art to Children with Restricted Health Abilities on the Basis of a Special Partial Program under the Conditions of Preschool Educational Institutions

The study aims to develop a partial program for teaching drawing to senior preschool children with locomotor apparatus impairment and speech impairment under the conditions of a preschool educational institution. The article analyses the system of artistic and aesthetic education (in particular, visual art education) at a preschool educational institution. Scientific originality of the research includes development of the authors’ original partial program on drawing for senior preschool children with locomotor apparatus impairment and speech impairment, a complete methodological complex that supplements the basic educational program. The research findings are as follows: after analysing the existing literature, specificity of educational process, methodological conditions of a preschool educational institution and results of teachers’ survey, the authors introduce a promising partial program on drawing for senior preschool children with locomotor apparatus impairment and speech impairment.

Текст научной работы на тему «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству на основе специализированной парциальной программы в дошкольных образовательных учреждениях»

^ГрОППОТО Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) 2020. Том 5. Выпуск 2. С. 163-169 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 163-169

ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

RU

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству на основе специализированной парциальной программы в дошкольных образовательных учреждениях

Астафьева М. А.1 • Луковенко Т. Г.2, к. пед. н., доц. • Гаврищак М. В.3

1 2 Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск 3 Центр развития ребенка - детский сад № 167 «Родничок», г. Хабаровск

Аннотация. Цель исследования - разработать и реализовать парциальную программу для организации образовательного процесса по рисованию в старшей группе дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматривается система методической работы в дошкольном образовательном учреждении по художественно-эстетическому направлению (изобразительное искусство). Научная новизна данного исследования заключается в разработке авторской парциальной программы по рисованию для дошкольников старшей группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи, включая полную методическую комплектацию, которая дополняет основную образовательную программу. В результате на основе теоретического анализа литературы, а также образовательного процесса, выявленных методических условий дошкольного образовательного учреждения и проведенного анкетирования педагогического коллектива представлена потенциально эффективная парциальная программа по рисованию, составленная для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи. Ключевые слова и фразы: дошкольное образование; дети дошкольного возраста; парциальная программа; изобразительное искусство; рисование; ограниченные возможности здоровья.

EN

Teaching Visual Art to Children with Restricted Health Abilities

on the Basis of a Special Partial Program

under the Conditions of Preschool Educational Institutions

Astaf'eva M. A.1 • Lukovenko T. G.2, PhD • Gavrishchak M. V.3

1 2 Pacific National University, Khabarovsk

3 Centre of Child's Development - Kindergarten № 167 "Rodnichok" in Khabarovsk

Abstract. The study aims to develop a partial program for teaching drawing to senior preschool children with locomotor apparatus impairment and speech impairment under the conditions of a preschool educational institution. The article analyses the system of artistic and aesthetic education (in particular, visual art education) at a preschool educational institution. Scientific originality of the research includes development of the authors' original partial program on drawing for senior preschool children with locomotor apparatus impairment and speech impairment, a complete methodological complex that supplements the basic educational program. The research findings are as follows: after analysing the existing literature, specificity of educational process, methodological conditions of a preschool educational institution and results of teachers' survey, the authors introduce a promising partial program on drawing for senior preschool children with locomotor apparatus impairment and speech impairment.

Key words and phrases: preschool education; preschool children; partial program; visual art; drawing; restricted health abilities.

Введение

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования воспитание, развитие и образование детей дошкольного возраста должны вестись согласно их индивидуальным потребностям, связанным с их жизненными ситуациями и состоянием здоровья [19]. В настоящее время

E-mail: 1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 15.02.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 37 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.6

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

большое внимание уделяется организации и содержанию дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Составление парциальных программ для реализации потребностей каждого ребенка способствует расширению образовательного пространства, что предоставляет широкий выбор преимуществ для развития и удовлетворения интересов дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Парциальная программа является частью дошкольного образования и входит в основную образовательную программу. Она включает одно или несколько направлений воспитания, развития и образования дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

И. А. Лыкова считает, что общение с искусством дает ребенку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. К 5-7-летнему возрасту дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных знаний и умений в художественной деятельности [10, с. 22].

Художественно-эстетическое развитие способствует восприятию и формированию значимых ценностей общества, его эстетических сторон. Изобразительное искусство позволяет изучать окружающий мир разными органами чувств, предполагая широкое сенсорное и познавательное восприятие. Рисование как вид изобразительной деятельности дает возможность воспитывать и развивать, опираясь на все органы восприятия, формируя у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем мире, ориентируясь на их ощущения.

Для организации эффективной образовательной деятельности по рисованию необходимо проанализировать педагогические условия дошкольного образовательного учреждения. В этом аспекте большую роль играет методическая работа: анализ основной программы, потребностей и возможностей педагогов и воспитанников, составление парциальной программы, в которую будут входить все необходимые организационно-педагогические условия в данном дошкольном образовательном учреждении согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Специфика и особенности разработки парциальных программ по всем направлениям дошкольного образования пока недостаточно изучены и описаны в научно-педагогической литературе, что обуславливает актуальность темы настоящего исследования.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

1) выявить организационно-педагогические условия дошкольного образовательного учреждения для реализации парциальной программы по рисованию для дошкольников старшей группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи;

2) провести анкетирование педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения для выявления значимости и точности содержательных компонентов разработки парциальной программы по рисованию в старшей группе у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

3) разработать и апробировать парциальную программу по рисованию для дошкольников старшей группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи в условиях дошкольного образовательного учреждения;

4) проанализировать полученные результаты исследования.

Этапы исследования: в соответствии с целью и задачами исследование проходило в три этапа в период с 2017 г. по 2020 г.

1-й этап (2017-2018 гг.): анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература [1; 3-12; 17; 18; 20], определялись методологические и теоретические основы исследования (Н. А. Виноградова - организация методической работы; Н. А. Горяева, И. А. Лыкова - художественно-эстетическое воспитание и развитие; Т. С. Комарова, Е. В. Саллинен, Г. С. Швайко - образовательные программы (включая парциальные); Н. А. Курочкина - изобразительное искусство в дошкольном образовательном учреждении; Д. Н. Колдина -рисование в дошкольном образовательном учреждении; И. Н. Лебедева, И. Ю. Левченко - нарушение речи; И. Ю. Левченко, Т. С. Овчинникова, Л. С. Сековец - нарушение опорно-двигательного аппарата), изучались нормативно-правовые документы, формулировался и уточнялся понятийный аппарат исследования, разрабатывалось и анализировалось анкетирование для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

2-й этап (2018-2019 гг.): разрабатывалась парциальная программа по рисованию для дошкольников старшей группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

3-й этап (2019-2020 гг.): началась апробация парциальной программы по рисованию в дошкольном образовательном учреждении в старшей группе у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи. Для проверки эффективности разработанной парциальной программы был проведен педагогический эксперимент. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 167 "Родничок"» г. Хабаровска. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующего вида -23 ребенка, а также в исследовании приняли участие 23 педагога дошкольного образовательного учреждения.

Основная часть

Для разработки и реализации парциальной программы были изучены и проанализированы организационно-педагогические условия дошкольного образовательного учреждения:

1) структура занятия (тема, цель, задачи, предварительная работа, методы, материалы, инструменты и оборудование, ход занятия);

2) ход занятия по рисованию в старшей группе, общая продолжительность которого должна составлять не более 25 минут согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (вводная часть - до 2-5 минут, основная часть - до 20 минут, заключительная часть - до 2-5 минут);

3) подбор материалов и инструментов к занятию по рисованию для дошкольников данной группы;

4) анализ и применение форм, методов, средств и информационно-коммуникационных технологий во время занятий по рисованию;

5) специфика календарно-тематического планирования по рисованию в данной группе.

После выполнения вышеперечисленной работы было уточнено и проведено анкетирование педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. В анкетировании приняли участие 23 педагога муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка -детский сад № 167 "Родничок"» г. Хабаровска. Анализ полученных в ходе анкетирования данных позволил сделать следующие выводы:

1) художественно-эстетическое развитие необходимо осуществлять в дошкольных образовательных учреждениях;

2) занятия по рисованию способствуют развитию психических процессов, познавательной деятельности, сенсорному развитию, социально-коммуникативному воспитанию, развитию моторики, формированию представлений об окружающем мире и реализации коррекционно-развивающей деятельности;

3) на занятиях по рисованию необходимо использовать разнообразные материалы и инструменты;

4) существует большая потребность в использовании различных форм, методов и средств в организации занятий по рисованию;

5) важно разрабатывать и внедрять парциальные программы по всем направлениям воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста, не имеющих отклонений в развитии и с особыми образовательными потребностями.

Результаты анкетирования и анализ организационно-педагогических условий дошкольного образовательного учреждения привели к выводу о важности разработки и апробации парциальной программы по рисованию для дошкольников старшей группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Парциальная программа разрабатывалась согласно принципам и подходам Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования [13], Примерной основной образовательной программы дошкольного образования [16], Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [14] и Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи [15]: 1) поддержка разнообразия детства; 2) позитивная социализация дошкольника; 3) личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия; 4) содействие и сотрудничество; 5) возрастная адекватность образования; 6) индивидуализация дошкольного образования; 7) развивающее вариативное образование; 8) онтогенетический учет; 9) признание каждого дошкольника полноправным участником образовательного процесса; 10) интеграция усилий специалистов; 11) постепенная подача учебного материала; 12) концентричное наращивание информации.

Основным направлением парциальной программы являлись формирование и развитие художественно-эстетических знаний и умений согласно возрастным особенностям физического и психического развития дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи на занятиях по рисованию. В парциальную программу по рисованию входили следующие основные компоненты, подобранные и составленные согласно физическим и психическим возможностям детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения:

1) календарно-тематическое планирование по рисованию, включающее в себя 36 различных по своему содержанию занятий (с сентября по май 2019-2020 учебного года). Календарно-тематическое планирование парциальной программы по рисованию было составлено с опорой на работы таких авторов, как Н. А. Горяе-ва, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, Е. В. Саллинен, Г. С. Швайко [2; 4; 10; 17; 20]. В его структуру входят: тема, цель, задачи;

2) 36 конспектов занятий, составленные согласно организационно-педагогическим условиям дошкольного образовательного учреждения;

3) аудиоматериалы (музыка, песни, звуки), видеоматериалы (сказки, образовательные видео), художественные произведения, информационная база, тематические загадки и физкультминутки, демонстрационный материал для каждого занятия;

4) иллюстрации, выполненные в единой стилистике, с учетом возрастных особенностей детей старшей дошкольной группы.

Важно отметить, что во время проведения образовательной деятельности используются ортопедические коврики, что является регулярной практикой в данном детском саду.

Ниже в качестве примера приведен конспект занятия № 3. В нем отражены компоненты, подобранные согласно требованиям по организации образовательного процесса с дошкольниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи:

- информационный материал (тематические загадки, стихотворение и физкультминутка), способствующий развитию лексической и культурной сторон речи;

- решение проблемной ситуации, которое реализуется на основе подобранных загадок и задания с иллюстрациями (вводная часть);

- музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский «Времена года (Охота)»), направленное на повышение мотивации к выполнению творческой работы дошкольниками старшей группы, а также формирующее ассоциативный ряд по теме занятия «Наступает осень»;

- использование ортопедических ковриков на протяжении всего занятия (длительность которого 25 минут, включая физкультминутку): стопы дошкольников расположены на поверхности ортопедических ковриков;

- иллюстративный материал («Листья деревьев (береза, дуб, клен)» и «Деревья (береза, дуб, клен)»), который разработан согласно возрастным особенностям детей старшей группы.

Занятие № 3

Тема: Наступает осень.

Цель: Формирование знаний и умений в работе с теплыми оттенками в осенней тематике. Задачи:

1. Совершенствовать умения работы с гуашевыми красками.

2. Формировать знания о теплых оттенках, представления о видах изобразительного искусства, умения работы с художественными инструментами и материалами, образные представления, знания о признаках времен года.

3. Закреплять умения смешивать и получать необходимые цвета, умения давать оценку и анализировать собственные работы и работы сверстников.

4. Развивать умение воспринимать музыку, лексическую и культурную стороны речи.

5. Обогащать сенсорный опыт.

Предварительная работа: наблюдение за окружающей природой во время прогулки на участке; чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад»; беседа по иллюстрациям и прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года (Охота)».

Листопад

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... (Иван Алексеевич Бунин)

Методы: словесный, практический, наглядный, игровой.

Материалы, инструменты, оборудование: ортопедические коврики, гуашевые краски, кисти пони (маленькая, средняя), простые карандаши, ластики, белые листы А4, стаканчики для воды, П. И. Чайковский «Времена года (Охота)», текст загадок про деревья, текст физкультминутки «Осень», иллюстрации «Листья деревьев (береза, дуб, клен)» и «Деревья

(береза, дуб, клен)»._

Ход занятия_

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1. Вводная часть (до 2-5 минут)

- Все приготовились к рисованию? Проверьте ваши рабочие места.

- Послушайте загадки, попробуйте их разгадать.

И красива, и стройна Средь подруг стоит она. Вся в кудряшках и серёжках. Это белая... (Березка)

Темной он покрыт корой, Лист красивый вырезной, А на кончиках ветвей Зреет много желудей. (Дуб)

Веточки рогатые, Плоды крылатые, А лист — ладошкой, С длинной ножкой. (Клён)

- Посмотрите на три дерева (воспитатель показывает три дерева с характерными чертами). Это три дерева из загадки. Посмотрите на три листочка у меня в руках. Нам нужно отгадать: какое дерево изображено и какой листок ему соответствует._

Воспитанники проверяют рабочие места. - Береза, дуб, клен.

Воспитанники смотрят на деревья и листья.

Выполняют задание, называют характерные черты (предполагаемые ответы).

- Посмотрите на иллюстрацию (воспитатель показывает заранее выполненный рисунок трех деревьев). Что на ней изображено? Какие деревья? Какого цвета листья у березы? А у дуба и клена? Это какие оттенки -теплые или холодные? Как получить оранжевый цвет? Как получить коричневый цвет? Как расположен лист? В какой технике я работала гуашевыми красками? (воспитатель помогает с ответом при затруднении) Воспитанники смотрят на иллюстрацию. (предполагаемые ответы) - У березы желтые, у дуба оранжевые и коричневые, у клена красные. Теплые оттенки. Желтый смешать с красным. Оранжевый смешать с синим. Техника «Мазок».

2. Основная часть (до 20 минут) - Сегодня вы будете рисовать три дерева с листьями на выбор (береза, дуб, клен). - Перед этой работой сделаем физкультминутку «Осень» (возможно во время выполнения работы). Дружно по лесу гуляем (Шаги на месте). И листочки собираем (Наклоны вперед). Собирать их каждый рад, Просто чудный листопад! (Прыжки на месте, с хлопками в ладоши) Воспитатель контролирует и помогает выполнять работы (воспитатель может включить музыку П. И. Чайковского «Времена года (Охота)»). Выполняют физкультминутку «Осень» вместе с воспитателем. Воспитанники выполняют работы.

3. Заключительная часть (до 2-5 минут) - Удивительные рисунки у нас получились. - Получилось ли у вас смешать цвета? Какие трудности возникли при смешивании, почему? - С какими оттенками цвета мы сегодня работали? - Покажите друг другу ваши рисунки и поделитесь мнениями. - Работы необходимо оставить, чтобы они подсохли. - Сейчас необходимо навести порядок, все аккуратно убрать. Воспитанники вспоминают процесс работы (предполагаемые ответы). - С теплыми (красный, желтый, коричневый, оранжевый). Показывают работы друг другу, высказывают мнения (предполагаемые ответы). Воспитанники наводят порядок на рабочих местах.

Рисунок 1. Листья деревьев (береза, дуб, клен) Рисунок 2. Деревья (береза, дуб, клен)

Согласно основному направлению парциальной программы по рисованию выполнялись следующие задачи:

1) формировать у дошкольников эстетическое отношение к окружающему миру, представления о видах изобразительного искусства, умения работы с художественными инструментами и материалами, образные представления об окружающем мире;

2) развивать творческие способности согласно индивидуальным особенностям, интерес к самостоятельной творческой деятельности, способности к восприятию музыки, художественных произведений и фольклора, лексическую и культурную стороны речи;

3) организовать творческий образовательный процесс;

4) стимулировать дошкольников к продуктивной деятельности;

5) совершенствовать умение работы в коллективе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) обогащать сенсорный опыт детей;

7) закреплять умения давать оценку и анализировать собственные работы и работы сверстников.

Апробация парциальной программы еще не завершена, так как она рассчитана до мая месяца 2020 года включительно. Ниже проведен анализ выполненной работы и внесены рекомендации по парциальной

программе педагогами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 167 "Родничок"» г. Хабаровска:

1) согласно особенностям образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения были внесены рекомендации и корректировки в формулировки целей и задач занятий по рисованию;

2) на усмотрение педагогов варьировался подбор материалов и инструментов для организации занятий по рисованию согласно физическим и психическим особенностям детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи;

3) упрощалось выполнение творческих работ согласно возрастным особенностям воспитанников старшей группы.

Стоит отметить, что предварительная работа перед занятиями по рисованию проходила эффективно благодаря подобранному материалу. Разнообразие средств парциальной программы позволило педагогам свободно структурировать порядок ведения занятий по рисованию.

Заключение

Таким образом, необходимо отметить, что реализация парциальных программ строится на принципе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - поддержка разнообразия дошкольного детства. Для разработки парциальных программ по воспитанию, развитию и образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать специфические принципы и подходы: 1) онтогенетический учет; 2) признание каждого дошкольника полноправным участником образовательного процесса; 3) интеграция общих усилий специалистов; 4) постепенная подача учебного материала; 5) концентричное наращивание информации [14; 15].

Одной из основополагающих идей разработки парциальной программы является создание социокультурной среды для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивается вариативностью форм организации социокультурных событий в дошкольном образовательном учреждении, способствующих обогащению культурного опыта воспитанников. В старшем дошкольном возрасте происходят наиболее активное усвоение ребенком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего мира и формирование эстетической картины мира.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо поддерживать творческую самостоятельность воспитанников, так как изобразительная деятельность предполагает решение художественно-эстетических задач [15]. Также для развития изобразительных умений и навыков важное значение имеет коллективная деятельность детей. Больше внимания уделяется развитию самостоятельности дошкольников при анализе натуры и образца, при определении изобразительного замысла, при выборе материалов и инструментов для реализации этого замысла, его композиционных и цветовых решений. При использовании музыкального материала нужно обращать внимание на умения рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.

С учетом особых образовательных потребностей воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на занятиях по изобразительному искусству необходимо соблюдать определенные условия: 1) соблюдать ортопедический и образовательной режим нагрузки (режим дня, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультминуток); 2) предоставлять ребенку возможность перемещаться по группе во время занятий; 3) привлекать ребенка к участию в совместной деятельности и мероприятиях; 4) проводить целенаправленную работу с родителями (законными представителями) ребенка для их просвещения и обучения.

Планирование занятий по рисованию является сложным процессом, так как имеет прямую зависимость от возможностей и потребностей воспитанников и педагогов, а также от организационно-педагогических условий дошкольного образовательного учреждения. Поэтому одним из важных направлений дальнейшего исследования являются анализ и разработка поэтапного выполнения рисунка. Необходимо разработать иллюстративный и инструкционный материал к каждому занятию по рисованию согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста подготовительной группы. Данное замечание будет реализовано в следующем учебном году (2020-2021 гг.) в парциальной программе по рисованию для подготовительной группы. В планах - разработка и апробация на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 167 "Родничок"» г. Хабаровска парциальной программы по рисованию для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья подготовительной группы. Данная работа будет продолжением в совершенствовании и реализации парциальных программ в художественно-эстетическом воспитании, развитии и образовании в условиях дошкольного образовательного учреждения. При составлении парциальной программы для подготовительной группы будут учтены все рекомендации и корректировки.

Список источников

1. Виноградова Н. А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М.: ИНФРА-М, 2020. 219 с.

2. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 208 с.

3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2011. 238 с.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-синтез, 2014. 320 с.

5. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом: методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. 112 с.

6. Курочкина Н. А. О портретной живописи. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 136 с.

7. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряе-вой, 2009. 175 с.

8. Левченко И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи: развитие памяти. М.: Национальный книжный центр, 2016. 144 с.

9. Левченко И. Ю. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательной организации. М.: Национальный книжный центр, 2016. 128 с.

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Карапуз-Дидактика, 2007. 144 с.

11. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. СПб.: КАРО, 2006. 64 с.

12. Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. СПб.: КАРО, 2006. 144 с.

13. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез, 2014. 368 с.

14. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata/ (дата обращения: 01.03.2020).

15. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovamya-detej-s-tyazhyolymi-namshemyami-rechi/ (дата обращения: 01.03.2020).

16. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr. ru/registry/ primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovamya/ (дата обращения: 01.03.2020).

17. Саллинен Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы. СПб.: КАРО, 2010. 192 с.

18. Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: Школьная Пресса, 2011. 48 с.

19. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 08.04.2020).

20. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. М.: Владос, 2002. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.