Научная статья на тему 'Особенности реализации олимпийского образования в условиях дошкольного учреждения'

Особенности реализации олимпийского образования в условиях дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / OLYMPIC EDUCATION / PARTSIALNY EDUCATIONAL PROGRAM / PHYSICAL CULTURE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренкина Наталия Леонидовна, Соловьева Татьяна Валерьевна, Фокин Александр Михайлович

В данной статье представлен опыт экспериментальной работы дошкольного образовательного учреждения по реализации парциальной программы «Спорт шагает по планете». Включение олимпийского образования в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения является актуальным направлением в дошкольном образовании в современных условиях и способствует гармоничному развитию дошкольника, обеспечивая достижение результатов физического, интеллектуального и личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренкина Наталия Леонидовна, Соловьева Татьяна Валерьевна, Фокин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION OF THE OLYMPIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL INSTITUTION

Experience of experimental work of preschool educational institution on implementation of the partsialny program "Sport Walks on the Planet" is presented in this article. Inclusion of the Olympic education in educational activity of preschool educational institution is the actual direction in preschool education in modern conditions and promotes harmonious development of the preschool child, providing achievement of results of physical, intellectual and personal development.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации олимпийского образования в условиях дошкольного учреждения»

12. Панфилова А.П. Психология общения: Учебник для студентов сред. проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.

13. Попова Л.Л. Современные технологии общения: Учебное пособие - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 180 с.

14. Ракей И. Р. Основы делового общения : учеб. - метод. комплекс для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение». - Мн.: МГВРК, 2007. - 176 с.

15. Тузова Н. Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации. // Молодой ученый. - 2017. - №25. - С. 316-319.

16. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. -С. 21-25.

Педагогика

УДК 372.3/4

кандидат педагогических наук, доцент Петренкина Наталия Леонидовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Соловьева Татьяна Валерьевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Фокин Александр Михайлович

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В данной статье представлен опыт экспериментальной работы дошкольного образовательного учреждения по реализации парциальной программы «Спорт шагает по планете». Включение олимпийского образования в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения является актуальным направлением в дошкольном образовании в современных условиях и способствует гармоничному развитию дошкольника, обеспечивая достижение результатов физического, интеллектуального и личностного развития.

Ключевые слова: олимпийское образование, парциальная образовательная программа, физическая культура детей дошкольного возраста.

Annotation. Experience of experimental work of preschool educational institution on implementation of the partsialny program "Sport Walks on the Planet" is presented in this article. Inclusion of the Olympic education in educational activity of preschool educational institution is the actual direction in preschool education in modern conditions and promotes harmonious development of the preschool child, providing achievement of results of physical, intellectual and personal development.

Keywords: Olympic education, partsialny educational program, physical culture of children of preschool age.

Введение. В настоящее время одним из ориентиров деятельности дошкольных учреждений является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуру основной общеобразовательной программы должна входить, в том числе, и образовательная область «Физическое развитие». Содержание данной области направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное развитие посредством развития двигательных способностей; накопления и обогащения двигательного опыта детей, формирования у дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В условиях модернизации дошкольного образования педагогами-практиками реализуется право на самостоятельный выбор и разработку собственных авторских программ. Таким образом, сохраняется вариативность и полипрограммность дошкольного образования. С одной стороны, это стимулирует педагогическое творчество, обогащает содержание физического воспитания, позволяет проектировать региональный компонент образовательной программы. С другой стороны, вызывает сомнение обоснованность ряда программ и новвоведений с позиций их эффективности, учета возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников, а также уровень грамотности и компетентности специалистов в данной области.

В современном обществе востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толерантно относящийся к взглядам других людей, такие качества можно развить в себе посредствам погружения в совместное увлечение спортом, где прививается толерантное отношение к партнёрам. Для решения данных вопросов ведется активный поиск нового содержания, форм и методов образовательного процесса в детском саду, обеспечивающий как укрепление здоровья ребенка, так и повышающий у него интереса к занятиям физическим упражнениям.

В этих условиях определенное внимание, на наш взгляд, может представлять олимпийское образование как средство повышения интереса к занятиям физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Система олимпийского образования в России начала формироваться еще в 80-90-е годы XX в. и наибольшее развитие получила в средних общеобразовательных школах и физкультурных вузах. При этом, как показывает анализ педагогической практики, имеющийся опыт разработки и реализации в дошкольных образовательных учреждениях проектов олимпийской направленности, в целом, оказывает положительное воздействие на процесс социализации старших дошкольников.

Исследования многих авторов раскрывают различные аспекты проблемы олимпийского образования 8. Имеются работы, посвященные вопросам олимпийского образования детей дошкольного возраста (О.В. Козырева9, В.И. Усаков10, С.О. Филиппова11). В то же время, в доступной научно-методической литературе не раскрыто содержание понятия «олимпийская образованность старшего дошкольника», не выявлены закономерности становления этого интегративного качества личности ребенка, не определены механизмы педагогического сопровождения данного процесса.

В результате теоретического анализа научных источников (О. Михневич, Е. Кулинкович12, М.Е. Кобринский13, В.И. Усаков14, С.О. Филиппова15) мы установили, что в теории физической культуры и спорта 16 под олимпийским образованием, как правило, понимается целенаправленный процесс познания закономерностей возникновения и развития олимпийского движения, его действия на удовлетворение многогранных культурно-образовательных потребностей личности и общества.

Поскольку образованность как результат образования и качество личности в общем смысле означает и степень культурности, в контексте вопроса об олимпийской образованности дошкольника логичным представляется обращение к выводам О.В. Козыревой17 о том, что структура спортивной культуры личности дошкольника включает в качестве основных компонентов:

- информационный блок (знания о спорте, о его сторонах, функциях, связанных с ним ценностей и норм),

-мотивационный блок (интересы, потребности, ценностные ориентации, связанные со спортом),

-операционный блок (способности, умения и навыки для участия в спортивных соревнованиях),

- блок поведения (связанные со спортом типы, модели поведения и, в более широком плане, стиль жизни, система взаимоотношений с людьми).

Олимпийское образование дошкольников также дает возможность объединить воспитательные, оздоровительные и обучающие задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только в системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада, но и во всем воспитательно-образовательном процессе учреждения. Понимая положительное влияние использования олимпийского образования в образовательном процессе дошкольного учреждения, закономерным становится вопрос, как заинтересовать ребенка и в дальнейшем проявлять самостоятельность при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Известно, что дошкольники проявляют интерес к двигательной активности вообще. Они любят поиграть, побегать, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического развития18.

Степень их познавательной и двигательной активности на занятиях физическими упражнениями, определяется многими факторами, имеющими как биологическую, так и социальную природу. В структуре этих детерминант особое место занимает отношение к самим занятиям, т.е. наличие или, напротив, отсутствие у него интереса к физической культуре.

В настоящее время понятие «интерес» трактуется по-разному. Как указывает Е.П. Ильин19, что по противоречивости суждений, высказываемых психологами, по поводу того, что из себя представляет интерес, он не уступает другим феноменам, рассматриваемым в качестве побудителей активности человека. Интерес может быть как внимание, как отношение к деятельности, и как вид мотивационных образований.

Интерес - это специальный психический механизм, побуждающий человека к деятельности, который связывается с познавательной потребностью и деятельностью человека. Обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что формирование интереса обуславливается высокой эмоциональной вовлеченностью субъекта деятельности в сам процесс деятельности. Когда уже не только цель, но и сам процесс деятельности окрашен для ребенка радостью узнавания нового, достижения, преодоления, игрового общения со сверстниками и взрослыми, напряжения и мышечной «радостью». Это становится для него ценностью, которая и побуждает в дальнейшем воспроизводить данный вид деятельности, делает его значимым для ребенка.

Как известно, активность дошкольников зависит от уровня их заинтересованности. Поэтому изучение интересов ребенка и грамотное использование их педагогом поможет значительно повысить эффективность занятий физическими упражнениями.

8 http://gdouds67.kalin.gov.spb.ru/dokumenti_dou/oer/statja_rol_olimpijskogo_obrazovanija.pdf

9 Козырева О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания. - М., 2002. - 50 с.

10 Усаков, В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников [Электронный ресурс] / В.И. Усачев . - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=914.

11 Олимпийское образование дошкольников: метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 128 с.

12 Михневич О., Кулинкович Е. Олимпийское образование и формирование национального самосознания // Молодёжь - наука - олимпизм: Международный форум. М., 1998. С. 162 - 163. - Режим доступа: http://detsadrodnichok.ru/images/specialisti/tlyash/ped_kopilka/4.pdf

13 Белорусский олимпийский учебник: учебн. пособие / М.Е. Кобринский, Л.Г. Тригубович - Мн.: Бел. олимп. акад., 2005. - 240 с.

14 Усаков В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников [Электронный ресурс] // http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=914 (дата обращения: 20.03.2015).

15 Олимпийское образование дошкольников: метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 128 с.

16 Печерский Н.В., Сучилин А.А. Олимпийское образование: концепция, программа, опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/cd53a31f-2d5d-4704-8180-2f1bc9ef5748

17 Козырева О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания. - М., 2002. - 403 с.

18 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

19 Там же

С целью определения уровня сформированности знаний о видах спорта и изучение интереса к занятиям физическими упражнениями у детей старшего дошкольного возраста, нами были проведены исследования, в рамках опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении, позволившие нам оценить20:

а) уровень знаний о видах спорта и их отличительных чертах; спортивном оборудовании и инвентаре в данных видах спорта; об известных спортивных командах и спортсменах по разработанной нами методике;

б) предпочтения в интересах к различным видам деятельности, в том числе и к занятиям физическими упражнениями по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (1995);

в) эмоциональное отношение детей к физкультурным занятиям с помощью проективной методики («Я на занятиях по физической культуре») и их интерпретация по методике А.Л. Венгера (2003).

Полученные результаты показали, что: 1) у большинства детей недостаточно сформированы познавательные и коммуникативные способности, а также наблюдается сниженный интерес к занятиям физическими упражнениями, по сравнению с такими видами, как художественная и исследовательская деятельность; 2) выявлены проявления неуверенности и заниженной самооценки. Дети часто испытывают некоторый страх и эмоциональное угасание, связанное с занятиями физическими упражнениями.

Данные теоретического анализа и экспериментальные данные позволили разработать парциальную программу «Спорт шагает по планете» (далее Программа).

Целью данной Программы является обеспечение государственных гарантий реализации прав детей на качественное дошкольное образование, ориентированное на полноценное развитие личности воспитанников во всех основных образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Задачи, которые решаются в ходе реализации Программы:

1. Создать в детском саду систему интегративного образования, для успешного развития ребенка-дошкольника при целенаправленном использовании развивающих технологий, современных вариативных форм, способов, методов при непосредственно организованной и совместной деятельности педагогов с детьми, с учетом специфических видов деятельности, характерных для каждой возрастной группы.

2. В условиях работы по олимпийскому образованию детей старшего дошкольного возраста, создать образовательную систему, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников через активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, повышая интерес к участию в совместных спортивных и подвижных играх, конкурсах, соревнованиях, где сопереживают неудачам и радуются успехам других:

^ формировать у детей представления об олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;

^ ознакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями о видах спорта, популярных в разных странах и об особенностях стран - участниц олимпийского движения;

^ способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через интеграцию познавательной и двигательной областей, а также нравственного и эстетического опыта олимпизма.

Содержание программного материала актуализируется в 2 компонентах (теоретическом и практическом).

Основные теоретические сведения сообщаются детям в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей.

Содержание парциальной образовательной Программы «Спорт шагает по планете» включает в себя ознакомление со странами, которые обладают самобытной культурой, традициями, внесли большой вклад в развитие спорта, являются представителями одного из материков. За каждой из изучаемых стран закреплен популярный вид спорта, который рассматривается детьми в процессе тематического погружения в изучаемый материал по олимпийскому образованию старших дошкольников. На пример, дети старшего дошкольного возраста, при изучении темы «Финляндия» (Европа), знакомятся с лыжным спортом (биатлон, лыжное двоеборье, слалом), а в подготовительной к школе группе: «Норвегия» (Европа) - санный спорт (бобслей, скелетон).

Содержание темы изучается с детьми в течение месяца. Разработан единый алгоритм изложения материала, который представлен по темам организационного раздела Программы в части «Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий (комплексно-тематическое планирование)».

Технология изложения материала и формирования знаний по выбранной стране базируется на следующих компонентах в образовании:

> формирование представлений о том, где расположена страна (географическое положение, материк);

> знакомство с символикой (флаг, герб, гимн);

> основные отличительные черты (язык, национальные традиции);

> особенности флоры и фауны;

> национальные виды спорта и виды спорта, наиболее популярные в данной стране (страна-родоначальник одного из видов спорта, олимпийские чемпионы, представители данной стран; выдающиеся спортивные результаты; страна - хозяйка Олимпийских игр и т.п.);

> национальные подвижные игры;

> знакомство с музыкальной культурой, искусством, литературой (прослушивание музыкальных произведений; просмотр иллюстраций выдающихся художников данной страны; чтение художественной литературы);

> совместная деятельность детей и родителей по итогам освоения материала (конкурс поделок, стихов, игр, мастер-классы).

Для обеспечения непрерывности и качества освоения детьми содержания олимпийского образования в детском саду используются различные формы организации в процессе интеграции 5 образовательных областей в целостный образовательный процесс, повышая у детей старшего дошкольного возраста интерес и

20 Петренкина Н.Л., Соловьева Т.В. Мониторинг уровня знаний об олимпийском движении и интересе к физической культуре у старших дошкольников. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 149 - 155.

потребность к занятиям физическими упражнениями. Непосредственно образовательная деятельность (НОД), реализует программный материал по 3 образовательным областям: «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «социально-коммуникативное развитие».

В области «Физическое развитие» педагог, в соответствии с планированием (по стране и виду спорта), организует такие физкультурно-оздоровительные мероприятия, как: утренняя гигиеническая гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки; в непосредственной образовательной деятельности: общеразвивающие упражнения, обучение элементам видов спорта (изучаемой страны), национальные подвижные игры, эстафеты и т.п.

Неохваченные НОД образовательные области «познавательное развитие» и «речевое развитие» и, частично, «художественно-эстетическое развитие», по олимпийскому образованию старших дошкольников интегративно осваиваются детьми в процессе новых форм совместной деятельности педагогов и детей, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Формы и способы совместной деятельности воспитателя детей в образовательных областях, неохваченных непосредственно образовательной деятельностью

Образовательные области Вариативные формы и способы совместной деятельности воспитателя и детей:

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) Беседы на тему олимпийского движения «Спорт в нашей жизни», «О символике Олимпийских игр» Просмотр и обсуждение документальных фильмов о видах спорта, странах, участниц олимпийского движения Просмотр дисков и слайд-презентаций из серии «Энциклопедия Олимпиады», мультфильмов «Лыжники», «Как казаки олимпийцами стали» ... Ознакомление с историей рождения Олимпиады в процессе исследовательской деятельности «Путешествие по Греции» Решение образовательных проблемных ситуаций

Речевое развитие (коммуникативная, игровая деятельность) Чтение сказок и рассказов о спортивных достижениях Рассматривание различных энциклопедий о спорте, анализ просмотренных сюжетов Игровые приемы «Почта спортивных побед», «Олимпийцы вокруг нас», «Мои спортивные достижения» Составление рассказов о странах, родоначальник ах одного из видов олимпийских игр и её героях Обсуждение замысла проектов, распределение ролей и обязанностей

Художественно -эстетическое развитие (изобразительная, конструктивная) Творческое конструирование «Мост дружбы» Ручной труд «Изготовление эмблем и медалей» Изготовление карты «Олимпийского движения», обозначение маршрутов Создание коллективных коллажей Конкурсы и выставки детских работ

Для проверки достижения целевых ориентиров Программы, нами были разработаны оценочные критерии по всем образовательным областям. Пример области «Физической развитие» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Диагностическая карта наблюдения за эффективностью реализации парциальной программы «Спорт шагает по планете» для детей старшего дошкольного возраста

(в сокращенном виде)

Фамилия, имя_Дата рождения_Дата заполнения -

№ Характеристики возможных достижений ребенка Качество проявляется

Проявляет Части чно Не проявляет

Физическое развитие

1. Проявляет интерес к физическим упражнениям и упражнениям со спортивными снарядами

2. Проявляет творческие способности; на основе двигательного опыта создает варианты заданий, эстафет, игр-соревнований

3. Использует двигательный опыт по тематике в других видах деятельности

4. Выполняет упражнения и игры, популярные в данной стране в самостоятельной деятельности

Данные педагогической диагностики используются для построения индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и освоения им содержания по реализуемой Программе.

В карте отражены основополагающие линии развития ребенка по освоению содержания парциальной образовательной Программы. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные характеристики формирования представлений и знаний о культуре, традициях, об олимпийском движении в выбранных странах мира, а также проявление интереса по данной тематике в различных видах деятельности.

Выводы. В ходе освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания Программы достигаются результаты:

1. Успешное развитие ребенка-дошкольника в процессе интеграции образования при целенаправленном использовании развивающих технологий, современных вариативных форм, способов, методов в НОД и совместной деятельности педагогов с детьми. Определение оптимальной модели личностно-ориентированного, деятельностного подхода в организации образовательного процесса.

2. На этапе завершения дошкольного образования у воспитанников повышается интерес к занятиям по физической культуре и спорту, способности к волевым усилиям, чувство веры в себя, становление саморегуляции, умение договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Толерантное проявление к сверстникам и взрослым на основе активного взаимодействия в процессе участия в совместных спортивных праздниках, малых олимпийских играх, эстафетах и соревнованиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refleader.ru/ujgjgeujgpol.html.

2. Козырева, О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.04 / Козырева Ольга Владимировна . - М., 2002. - 403 с.

3. Усаков, В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников [Электронный ресурс] / В.И. Усаков. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=914.

4. Олимпийское образование дошкольников: метод. пособие / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова.-СПб.: Детство-пресс, 2007. - 128 с.

5. Печерский, Н.В., Сучилин, А.А. Олимпийское образование: концепция, программа, опыт [Электронный ресурс] / Н.В. Печерский, А.А. Сучилин. - Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/cd53a31f-2d5d-4704-8180-2f1bc9ef5748.

6. Михневич, О., Кулинкович, Е. Олимпийское образование и формирование национального самосознания // Молодёжь - наука - олимпизм: Международный форум. - Режим доступа: http://detsadrodnichok.ru/images/specialisti/tlyash/ped_kopilka/4.pdf

7. Белорусский олимпийский учебник: учебн. пособие / М.Е. Кобринский, Л.Г. Тригубович. - Мн.: Бел. олимп. акад., 2005. - 240 с.

8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

9. Петренкина, Н.Л., Соловьева, Т.В. Мониторинг уровня знаний об олимпийском движении и интересе к физической культуре у старших дошкольников / Н.Л. Петренкина, Т.В. Соловьева, М.Г. Шапковская, А.М. Фокин // Проблемы и перспективы инновационной деятельности образовательных учреждений: сборник научных и методических статей. - СПб.: Свое издательство. - 2015. - С. 149 - 155.

Педагогика

УДК: 373.3:811

кандидат педагогических наук Пронина Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант 1-го года обучения Огнева Надежда Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения средних школьников диалогической речи. В работе нами отмечено, что одним из средств обучения говорению служат функциональные опоры. Мы рассмотрели одну из разновидностей функциональных опор - функциональные схемы диалогов. Результаты проведённого опытного обучения позволили нам сделать вывод о том, что использование в процессе обучения английскому языку функциональных опор, а именно функциональных схем диалогов, способствует более эффективному развитию коммуникативных диалогических умений. Они также положительно влияют на формирование познавательных интересов, развитию самостоятельности и инициативности, речемыслительной активности учащихся.

Ключевые слова: говорение, диалогическая речь, диалогическое единство, функциональные модели, функциональные опоры.

Annotation. The article covers the issues of teaching secondary school students dialogue. We have considered one of the types of functional supports - functional schemes of dialogues. The results of the experimental training showed that the use of functional supports contributes to a more effective development of communicative dialogic skills. They also have a positive impact on the formation of cognitive interests, the development of independence and initiative, speech activity of students.

Keywords: speaking, dialogue, functional model, functional support, dialogical unity.

Введение. Доступ к мировому информационному пространству, расширение культурных связей между странами, межгосударственная интеграция в области образования требуют от человека знания иностранных языков как средства общения с представителями других культур.

На современном этапе развития российского общества основной целью обучения школьников иностранным языкам является формирование способности к межкультурному общению и взаимодействию. Другими словами, в качестве интегративной цели обучения выступает формирование коммуникативной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.