Психология, педагогика
УДК 370.179.2
Н.Ф. Гейжан*, С.С. Рыбин**
Эмоциональная культура
сотрудников правоохранительных органов:
формирование и развитие
В статье раскрываются концептуальные основы и первые практические шаги по организации деятельности Центра культуры при Санкт-Петербургском университете МВД России. Обсуждаются цели, задачи и направления его функционирования, связанные с развитием эмоциональной, нравственной и профессиональной культуры сотрудников ОВД. Представлены результаты первого этапа работы, включая данные о запросах курсантов в этой сфере.
This article is about conceptual foundations and the first steps of organization of the Cultural Centre activity of the St. Petersburg University of Interior. There are the main aims, tasks and directions of its functioning, connected with creation of emotional, ethical and professional culture of militiamen of the Criminal Detection Department. The results of the first stage are presented in this article, including the information about inquiries of the cadets in this sphere.
По мере стабилизации социально-экономической обстановки в стране общественная мысль всё чаще обращается к вопросам формирования и развития культуры граждан. Обсуждаются разные ее аспекты - общая, правовая, юридическая, профессиональная, физическая, нравственная, эстетическая и т.д. В последние несколько лет в литературе все чаще исследуется феномен эмоциональной культуры. Актуальность этого направления воспитания, в т.ч. и в условиях высшей школы, определяется несколькими объективными противоречиями социального и профессионального характера. Это противоречия:
- между технологизацией труда по заданным алгоритмам и возрастающим значением творчества специалистов в условиях усложняющихся технических систем;
- между специализацией, унификацией профессионала и его индивидуальностью, индивидуальным стилем мышления и деятельности;
* Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.
** Кандидат педагогических наук, советник по культуре Санкт-Петербургского университета МВД России.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
- между возрастающей прагматизацией, рациональностью человека и его потребностью в эмоциональном восприятии окружающей действительности;
Противоречия эти обусловлены процессами информатизации и глобализации в социальной жизни и образовании. В частности, в высшей школе по мере насыщения обучающих технологий компьютерной техникой психологи и педагоги стали отмечать обеднение эмоционального мира молодых людей. Это находит свое отражение во многих проявлениях и сферах жизни.
В литературе отмечаются разные отрицательные последствия применения информационных технологий: теряется обмен эмоциями, отношениями, ценностями в процессе общения; человек начинает жить в виртуальной реальности, плохо ориентируясь в реальном мире; обедняется речь, в которой увеличивается количество словоупотреблений из профессиональных сленгов и упрощенной лексики, применяемой в коммуникационных сетях. Но главное - это значительное снижение возможностей выражения своего внутреннего мира и понимания переживаний других людей. То, что достаточно для общения в интерсетях, оказывается недостаточным в реальном, в т.ч. профессиональном взаимодействии.
Известно, что эмоции являются регуляторами поведения в условиях недостатка информации. По одной из психологических теорий1, возникновение эмоций пропорционально связано с информированностью человека. Эмоции отражают отношение к действительности, позволяют принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях. Информационные системы, усиливая интеллект, слабо развивают эмоциональную сферу, структурируют логику при недостатке эвристики.
Это означает негативные последствия и для решения профессиональных задач, и для профессионального взаимодействия, и для построения отношений в других сферах жизнедеятельности, и для полноты самоощущений человека, полноты восприятия им жизни и самовыражения в ней. Эмоциональность как способность переживания (а значит, и выражения) жизненно важных событий и ситуаций является важной характеристикой разносторонне развитого человека - и специалиста, и личности. Как всякая способность, она может развиваться в соответствующей деятельности, и поэтому может быть рассмотрена с точки зрения социальной значимости, а значит, как феномен культуры, определяющий уровень социализации человека в конкретных исторических условиях. Эмоциональная культура тесно связывается с понятием «эмоциональный интеллект», который рассматривается как способность к распознаванию, осознанию, переживанию и выражению эмоциональных состояний. Это понятие используется для обозначения того, как человек умеет понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать и адекватно реагировать на чувства окружающих. В профессиях, связанных с общением, управлением людьми эмоциональный интеллект, как показывают исследователи, имеет решающее значение, не меньшее, чем специальные знания и умения2.
В полной мере все эти общие положения относятся к значимости эмоциональной культуры сотрудников правоохранительных органов. При этом, рассматривая особенности ее формирования и развития в конкретных обстоятельствах, необходимо учитывать важнейшее противоречие, которое отсутствует в гражданских образовательных и профессиональных учреждениях. Правоохранительные органы относятся к силовым структурам. В процессе образования и деятельности сотрудников ОВД формируется определенный менталитет, защитные психологические механизмы, противостоящие агрессии, асоциальному поведению граждан, с которыми многим из сотрудников приходится контактировать по долгу службы. Исследователи отмечают профессиональную деформацию уже на этапе освоения профессии в образовательном учреждении, когда формируются жесткие установки и формы поведения3.
Практика показывает, что значимо часто молодые сотрудники подразделений проявляют черты, которые снижают имидж представителей государственной власти (грубость, нетерпимость, агрессивность и т.п.). Это приводит к конфликтам, жалобам, текучести кадров, нарушениям законности в служебной деятельности. Недостаточный уровень личностного развития влияет также на психологическое состояние личного состава, порождает неудовлетворенность обстоятельствами жизни и деятельности, циничность и ожесточенность, а в острых случаях - суициды, количество которых все еще остается высоким.
Абсолютно ясно, что одних только мер воспитательной работы для исправления ситуации недостаточно, тем более что (по данным многочисленных исследований) в воспитательной работе руководителей подразделений всех уровней методы наказания преобладают над методами поощрения, а значит, это меры контроля, администрирования, а не влияния на ценностные ориентации сотрудников, их потребностно-мотивационную сферу.
Следует добавить, что концепции развития правоохранительных органов в современных условиях требуют их построения на принципах гуманизма, уважения к правам человека,
переориентации от карательных функций к защитным и охранительным. Это требует иной ментальности, иного отношения к человеку, иной системы ценностей. Решение этой задачи возможно лишь на пути системного формирования (на этапе освоения профессии) и развития (на этапе практической деятельности) профессиональной и общей культуры специалиста.
В психолого-педагогической литературе интерес к вопросам формирования общей и профессиональной культуры специалистов гуманитарного профиля значительно усилился. На уровне статистической значимости доказано, что развитие общей культуры человека делает его более оптимистичным, гармоничным, способствует социально ориентированным изменениям в отношении к другим, к себе и к делу (основным личностным характеристикам человека), насыщает жизнь разнообразными интересами, обогащает формы проведения досуга. В свою очередь, общая культура влияет на профессиональную, которая понимается как особое качество профессионализма, при наличии которого мотивы, способы, процесс деятельности окрашиваются социальной, гражданской, гуманистической направленностью.
О значении общей и профессиональной культуры для повышения качества деятельности сотрудников ОВД в научно-методической литературе говорится немало. В последние годы стало ясно, что в ее основе лежит культура эмоциональная, связанная с восприятием, пониманием и выражением эмоционального мира человека4. Однако в системе МВД этому вопросу уделяется явно недостаточно внимания. Об этом можно судить по отсутствию исследований по данной теме и по фактическому состоянию системной культурно-просветительной и развивающей работы, как в образовательных учреждениях, так и в системе повышения квалификации, и тем более в подразделениях ОВД.
Работа в этом направлении ограничивается некоторыми мероприятиями досугового характера, деятельностью клубов и отдельных видов художественной самодеятельности. Это не решает проблем недостаточности эмоционально-нравственного воспитания сотрудников ОВД. По нашим данным, даже те сотрудники, которые направляются на повышение квалификации и переподготовку в Санкт-Петербург, не знакомятся целенаправленно с культурными богатствами, которыми обладает северная столица. Многие сотрудники, живущие в отдаленной от крупных городов местности, также часто не имеют возможности обогатить свой внутренний мир за счет освоения художественных достижений, представленных в музеях, театрах, концертных организациях.
Руководство Департамента кадрового обеспечения МВД России, осознавая остроту и социальную значимость данной проблемы, предпринимает реальные шаги для организации системной работы по эмоционально-нравственному развитию и повышению культурного уровня сотрудников ОВД. В частности, по инициативе генерал-лейтенанта В.Я. Кикотя на базе Санкт-Петербургского университета МВД России предложено создать Центр культуры МВД. Данная идея была активно поддержана начальником СПбУ генерал-майором В.А. Кудиным, поскольку университет обладает значительным потенциалом для развертывания не только образовательной, но и культурнопросветительской работы.
Данный Центр создается как общественное структурное подразделение университета, осуществляющее дополнительное гуманитарное образование в сфере культуры, способствующее более эффективному формированию общей, эмоционально-нравственной и профессиональной культуры, а также повышению имиджа российской милиции. Предполагается, что деятельность данного Центра будет объединять курсантов, слушателей, сотрудников, преподавателей, работников ОВД РФ и кадровой службы МВД России. Ее предполагается организовать по восьми основным направлениям. Это: культурно-просветительская деятельность: содействие развитию системы самодеятельного творчества, музыкального и художественного образования, эмоциональнонравственного воспитания и раскрытие талантов курсантов, слушателей и преподавателей СПбУ МВД; развитие сферы досуга и культурного туризма для курсантов, слушателей, преподавателей университета и сотрудников правоохранительных органов; осуществление международного, межрегионального сотрудничества, координация международных культурных связей сотрудников ОВД; организация музыкально-театральных фестивалей, концертных мероприятий, участие в районных, городских, всероссийских и международных мероприятиях; содействие в организации культурно-массовых мероприятий для ветеранов МВД, пенсионеров и выпускников СПбУ МВД; организация театральных и культурно-зрелищных мероприятий; осуществление взаимодействия с творческими союзами, средствами массовой информации в целях развития эмоциональнонравственной и профессиональной культуры сотрудников ОВД.
Принципиальное отличие деятельности Центра от традиционных кадрово-воспитательных мероприятий заключается в его организаторском, менеджерском характере. Современный менеджмент позволяет при минимальном количестве работников создать условия для выездных
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
лекций-концертов, мастер-классов, театральных постановок, поэтических вечеров, слайд-шоу-концертов, коммуникативных тренингов. Их содержание и форма проведения должна способствовать не только обогащению эмоциональной жизни слушателей, популяризации произведений отечественной и зарубежной культуры, но и формированию у них умений воспринимать, оценивать, анализировать увиденное и услышанное.
На этапе разработки концепции Центра был проведен опрос студентов после концерта популярной классической музыки. В частности, нужно было выразить свое отношение к услышанному, оценить репертуар, исполнителей. Выразить свои эмоции разнообразными эпитетами, характеристиками смогли лишь четверть ответивших на вопросы. Половина ограничилась стандартными словами и оценками, еще четверть ответили только на конкретно поставленные вопросы. В беседах с курсантами нашего вуза картина оказалась сходной, а оценочный лексикон еще более бедным. Молодые люди не могут внятно выразить свои впечатления от просмотренного фильма, обосновать свои предпочтения или выборы.
Произведение искусства любого жанра использует собственный набор символов, собственный специфический язык, которому необходимо учиться. И поскольку это не профессиональное обучение, оно должно быть организовано в форме игры, беседы, интересного обсуждения с разного рода иллюстрациями, которые позволяет использовать современная мультимедийная техника. В современных условиях уже недостаточно ограничиваться традиционными формами эстетического воспитания, которые почти неизменными перешли из советского времени. В условиях огромного количества информации, засилья низкопробной и однообразной художественной продукции, которая транслируется через многочисленные каналы радио и телевидения, необходимо искать и внедрять синтетические формы работы, активизирующие не только интерес к ее потреблению, но и самосовершенствованию в этой сфере, развивающие способность анализировать и выражать свои суждения.
В связи с этим на первом этапе работы Центра предполагается организация концертнопросветительских программ по темам: что такое оперное искусство; оперетта как жанр искусства; как понимать балет; выразительные средства симфонической музыки; выразительные средства русского народного оркестра; военная песня и оркестр в истории русской армии; выразительные средства камерной музыки и пения; что такое вокальный голос; символы, знаки и образы изобразительного искусства; культура, язык и этика.
Проведение работы в этом направлении планируется на первом и втором курсе, с тем, чтобы формирование образа сотрудников ОВД сопровождалось у курсантов опытом разнообразной информации и деятельности в стенах образовательного учреждения и в масштабе города. Предполагается, в частности, организация экскурсионных программ для курсантов и преподавателей по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Другим принципиальным (концептуальным) требованием организации работы данного Центра является его деятельный характер и направленность на развитие творческих способностей курсантов. Практика показывает, что для формирования и развития эмоциональной культуры человека только просветительской работы, даже организованной с использованием современных педагогических технологий, явно недостаточно. Необходимо предоставить молодым людям возможность проявить свой творческий потенциал в разнообразных направлениях - поэзии, танца, вокала, музыкального исполнительства, живописи. В связи с этим в дальнейшем планируется организация литературной студии с изданием в перспективе сборника произведений (альманаха) курсантов и преподавателей Университета МВД; организация преподавания основ хореографического искусства; организация студии хорового и вокального искусства (караоке); организация концертов художественной самодеятельности курсантов Университета МВД.
Особое внимание планируется уделить организации занятий танцами курсантов первого и второго года обучения. Умение танцевать - это не просто развлечение и проведение досуга. Это умение владеть своим телом, «держать спину», чувство ритма, умение общаться не только за курением сигареты или бокалом вина. Недаром в истории военного образования, начиная с юнкерских училищ, танец входил в обязательную программу обучения наряду со строевой подготовкой. В советское время танец входил в обучение многих учебных заведений, в т.ч. педагогических. В современном Китае в обязательную школьную программу входит обучение семи танцам. Известен опыт организации танцевальных занятий в некоторых военных училищах в России. И это не случайно. Художественное движение, наряду со спортивным и строевым, позволяет развивать молодого человека разнообразно, делать жизнь его интереснее и гармоничнее. Организация занятий хотя бы два часа в месяц позволит курсантам овладеть основами танца, пробудить интерес к этому виду художественной деятельности. Это не требует значительных финансовых затрат и может быть организовано в любой большой аудитории.
Финансирование деятельности Центра культуры планируется осуществлять за счет внебюджетных средств СПбУ МВД России, спонсорских и благотворительных взносов, а также средств, полученных от коммерческих проектов совместно с другими организациями МВД и учреждениями культуры. С этой целью намечается создание Совета попечителей, которые заинтересованы в более высоком уровне эмоционально-нравственной культуры и современном имидже сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим важно подчеркнуть, что в условиях рыночной экономики организация культурно-просветительской работы не может быть достаточно эффективной в рамках иерархического соподчинения («исполнения по приказу») и бюджетного финансирования. Это показывает опыт организации всех культурно-просветительных учреждений города. Почти все они так или иначе вынуждены (и это поддерживается концепциями развития музеев, библиотек, театров и концертных залов) привлекать внебюджетные средства для своего функционирования, оплаты труда исполнителей и организаторов художественного творчества. С этой точки зрения традиции «культмассовой работы», которые существуют во многих вузах еще с советских времен, оказывают тормозящее влияние на дальнейшее развитие культурного просвещения и творчества и курсантов, и сотрудников ОВД.
Перечисление направлений и задач деятельности Центра культуры при СПбУ МВД России показывает, что организация ее в системе и последовательности требует координации усилий многих людей, от которых требуется не столько личное участие (хотя и это предполагается), сколько поддержка значимости, ценности, необходимости в проведении всей этой работы. В повседневной жизни большинства сотрудников университета, как показывают беседы на эту тему, весьма мал собственный опыт участия в художественной жизни города, не говоря уже о вузе. Без заинтересованности преподавателей, офицеров, руководства подразделения мотивировать младших по званию в ведомственном учреждении довольно трудно. Но там, где руководство понимает значение этой работы, результаты весьма внушительны.
В качестве примера можно привести первый опыт культурно-просветительской работы в системе МВД. Под эгидой Департамента кадрового обеспечения МВД России и в рамках деятельности Центра культуры при СПбУ МВД России в двух юридических вузах в Екатеринбурге и Челябинске, а также в нескольких городах Свердловской области был организован концертный тур силами артистов из Санкт-Петербурга. Программа лекции-концерта «От русского романса до американского шлягера» включала рассказ о разных вокальных жанрах с иллюстрациями в исполнении нескольких солистов и музыкантов.
Эти концерты вызвали живейший интерес как у курсантов вузов, так и у сотрудников подразделений в областных городах (Алапаевске, Карпинске, Нижней Туре, Серове и др.). После концерта, который был организован для курсантов первого и второго года обучения, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 310 человек. 92% ответили, что концерт им «очень понравился», 7% выбрали ответ «иногда нравилось», и лишь три человека предпочли вариант «мало понравилось», поскольку это «не то направление музыки» (таковы были их аргументы при свободном варианте ответа).
Для дальнейшей организации работы Центра культуры важно также выявить запросы и предпочтения курсантов. В анкету был включен вопрос «Хотели бы Вы побывать на семинар-концерте (или мастер-классе), чтобы познакомиться с особенностями...» (далее перечислялось восемь направлений художественной деятельности). 47,6% выбрали вариант «рок-оперы или мюзикла»; 31% - романсового исполнения; 29% - русского народного пения; 23% - исполнения в стиле кантри; 17% - оперного исполнения; 17% - исполнения оперетты. 15% хотели бы узнать о связи изобразительного искусства и музыки, а 10% - балетного исполнения.
Эти данные отражают не только возрастные особенности курсантов, но и преобладающие жанры музыки, которые широко пропагандируются в радиоэфире и по каналам телевидения.
Тем не менее, отвечая на вопрос «Считаете ли Вы, что в вузах МВД нужно организовывать выступления такого рода постоянно?», 93% курсантов ответили положительно, нередко сопровождая свой ответ экспрессивными оценками («обязательно», «конечно», «естественно», «очень нужно» и др.). Анализ ответов курсантов на вопросы анкеты показал, что около половины из них никогда не слышали «вживую» на концерте произведения классики, романса, ансамбля русских народных инструментов. Следует добавить, что на вопрос «Какие произведения или солистов Вы с удовольствием послушали бы еще раз?» около трети ответили «все и всех». Многие называли конкретные романсы, солистов вокалистов или инструменталистов. Подавляющее большинство отвечавших пригласили бы на такой концерт своих друзей или рекомендовали бы сходить на него.
Высказывая свое мнение о необходимости эмоционально развивать сотрудников ОВД, 95% ответили, что это важно, необходимо. При этом больше половины аргументировали свое мнение
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
высказываниями такого рода: «Работа в ОВД очень напряженна, а это дает возможность обогатить свои впечатления»; «Это важно для развития мировоззрения и расширения кругозора»; «Иногда необходимо расслабиться и посещать подобные концерты»; «Эмоционально развитый человек более уравновешен, что сотруднику ОВД необходимо»; «Больший кругозор помогает в общении с людьми, а это составляющая работы сотрудника ОВД»; «Это хорошая тема для общения с друзьями» и множество других высказываний, утверждающих важность работы в этом направлении.
И устно высказывались самые позитивные отзывы, в т.ч. и в адрес организаторов этих концертов. Но их проведение было возможным только потому, что значение такого рода просветительства понимали начальник Уральского юридического института МВД России А.И. Гук, начальник Челябинского института МВД России О.Д. Нациевский, заместитель начальника ГУВД Свердловской области В.Ю. Бердников. Их усилия в этом направлении заслуживают самой высокой оценки. Заинтересованность в организации такого рода просветительской работы высказывали и другие руководители образовательных учреждений МВД России, что позволит расширять территорию охвата деятельности Центра, накапливать и осмыслять опыт в организации и содержании его деятельности.
В завершение данной статьи целесообразно отметить и такую особенность работы Центра культуры в системе МВД, как ее научно-методическую обоснованность. Организация системной работы возможна при условии ее концептуальной разработки, моделирования содержания и технологий, изучения запросов курсантов и сотрудников подразделений ОВД в разных регионах России, выявления результативности и эффективности проводимой деятельности, коррекции содержания на основе обратной связи. Это требования современного менеджмента. В руководстве Департамента кадрового обеспечения МВД России имеется ясное понимание значение исследовательской работы в этом направлении. Поэтому в перспективе планируется сотрудничество с ведомственным научно-исследовательским институтом. Начальник Санкт-Петербургского филиала А.А. Кочин также высоко оценил значимость формирования и развития эмоционально-нравственной культуры сотрудников ОВД и ее научно-методического обеспечения.
Заинтересованность такого большого количества людей в важности и актуальности деятельности Центра культуры при Санкт-Петербургском университете МВД России позволяет надеяться на реализацию системы намеченных задач в практику в полном объеме и получение результатов, важных для вуза и системы МВД в целом.
Список литературы
1. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: Теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. - Мн., 2003. - С. 166-168.
2. Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблемы профдеформации): Учебное пособие. - СПб.: МВД РФ, 1996. - 166 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 3-е. - М.: Изд-во «Искусство», 1968.
4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - Пер. с англ. - 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 301 с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: Академия АПК и ПРО, 2002.
6. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М: Наука, 1970. - 140 с.
1 См.: Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970.
2 См.: Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: Теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. С.И. Коптевой, А.П. Лобанова, Н.В. Дроздовой. Мн., 2003. С. 166-168; Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2007.
3 См.: Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблемы профдеформации): Учебное пособие. СПб., 1996.
4 См.: Андреева И.Н. Указ. соч.; Гоулман Д., Бояцис Р, Макки Э. Указ. соч.; Выготский Л.С. Психология искусства. М.,
1968.