Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
в вузе, пришел к выводу, что выходцы из сельских школ, отставая на первых курсах вуза, догоняли, а то и перегоняли своих сверстников из города на последующих этапах обучения. Авторитетные «собирательные личности», по В.М. Бехтереву, создают общество и общественные, в т.ч. экономические, отношения. Очевидно, без прояснения вышеуказанных проблем нельзя в полной мере говорить о гармонизации объективных и субъективных факторов народного воспитания.
В связи с постоянно усиливающимся антропогенным влиянием на этническую (природную и культурную) среду, роль организованного внешкольного, воспитания будет возрастать. Это уже заметно по введению в учебных заведениях культуры подготовки специалистов - таких как менеджер туризма, кино и телевидения, шоу-бизнеса, социальный педагог досуга, педагог-организатор любительских программ, педагог-организатор народного творчества, продюсер художественных программ, организатор маркетинговых исследований книготорговли и т.п. Представляется, что подобным специальностям, связанным с народным воспитанием, следует обучать во всех гуманитарных вузах, для чего в учебные программы профессиональной подготовки внести соответствующую специализацию и курс «Этническая педагогика». Несомненно, в педагогических вузах его надо преподавать в объеме не 36, а 112 часов, как это определяет Государственный стандарт обучения в вузах. Желательно, чтобы 2/3 учебного времени использовалось на практических занятиях и краеведческих экспедициях. В физкультурных вузах курс «Этническая педагогика» должен быть насыщен рассказом и показом спортивных упражнений и состязаний тех народов, на территории которых данный вуз размещен и чьи представители в нем обучаются. Следует поощрять и поддерживать создание самоокупаемых национально-культурных ассоциаций и учреждений, привлекающих людей к занятиям народным творчеством. Для объединения усилий этнопедагогов различных народов страны уже недостаточно периодически организуемых Виноградовских чтений, публикации которых отсутствуют даже в педагогических журналах. Видимо, для возрождения педагогической мысли и педагогического творчества народов России необходим выпуск специального журнала.
Список литературы
1. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. - М.: Наука, 1994.
2. Боас Ф. Ум первобытного человека. - М.-Л., 1926.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. - М.: Педагогика, 1982-1984.
4. Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное // Коммунист. - 1980. № 11.
5. Итс Р.Ф. Этногенетические исследования // Расы и народы. - 1987. № 17.
6. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. - М.: Педагогика, 1983.
7. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М.: Наука, 1974.
8. Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. - М.: Наука, 1988.
9. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979.
10. Чебоксаров Н.Н., Арутюнов С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. 1972. № 2.
11. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Сочинения. - М.: Правда, 1989.
УДК 331.022 А.И. Дубнякова*
Анализ активности и мотивации
как факторов профессионального развития
сотрудников ОВД
В статье рассматриваются основные подходы к определению активности и мотивации в современной психологии. Публикуются результаты эмпирического исследования показателей активности и мотивации сотрудников ОВД.
In article the basic approaches to definition of activity and motivation in modern psychology are considered. Results of empirical research of parameters of activity and motivation of employees of law enforcement bodies are published.
Ключевые слова: активность, мотивация, профессиональная деятельность, ценностные ориентации, мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач.
* Преподаватель кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант милиции.
В условиях современного общества происходят интенсивные изменения содержания и структуры отдельных видов профессиональной деятельности, условий, в которых она осуществляется. Вследствие этого значительно возрастает роль личностного фактора в обеспечении эффективности профессиональной деятельности. Исследователями показано, что эффективность профессиональной деятельности зависит не только от собственно профессиональных знаний, умений, навыков, которыми обладает работник, но и от его активности и мотивации (В.А. Суворов, 2003, С.Ф. Лях, 2005).
Проблема исследования заключается в отсутствии четких представлений о количественных и качественных показателях активности и мотивации как основных параметрах развития личности сотрудников органов внутренних дел.
Объектом в нашем исследовании выступили сотрудники органов внутренних дел. Предметом исследования является активность и мотивация как факторы профессионального развития сотрудников органов внутренних дел.
Теоретический анализ источников, посвященных проблемам активности и мотивации, показал, что в современной психологии не существует единого подхода к изучению данных явлений. Термин «активность» определяется как свойство индивида, как функциональные проявления личности в деятельности, как системное качество личности, структурирующее во времени и согласно личным и общественным ценностям социально-психологическое, межличностное, жизненное пространство, способ самовыражения, при котором обеспечивается целостность, сохраняется автономность личности и достигается ее субъектность (К.А. Абульханова-Славская, 1999); как особое состояние, предрасположенное к тому или иному взаимодействию или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне, интенсивности реализации поведения, деятельности и их результата, устойчивости и объема взаимодействия, исходящего из внутренней его инициативы (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 2005). В рамках нашего исследования под активностью мы понимаем свойство, обеспечивающее жизнедеятельность организма, психики и сознания путем непрерывного изменения внутренних и внешних функций индивида, в соответствии с ситуативной и личностной диспозициями. Переменными активности как психологического явления можно считать тревожность, нервнопсихическое напряжение, агрессию, эмоциональное выгорание.
Понятие мотивации определяется как регулятивный механизм поведения, интегрирующий внутренние и внешние мотивационные факторы; как процесс возникновения, развития, динамики мотивов личности (Е.П. Ильин, 2006). Профессиональная мотивация выступает одновременно как процесс и результат формирования профессионально значимых мотивов, возникновению которых способствуют осознание сотрудником общественной значимости своего труда, определение смысловой составляющей своей деятельности, реализация в ней своих возможностей посредством выполнения поставленных задач, а также общественное признание деятельности и адекватная система стимулов. Профессиональная мотивация является системообразующим фактором в деятельности сотрудника правоохранительных органов, включающим в себя три основных компонента, определяющих ее особенности: потребности, обеспечивающие удовлетворение нужды организма в чем-то, что лежит вне его; мотивы, обеспечивающие реализацию индивидуальных целей; мотивационные образования (интересы, убеждения, ценностные ориентации, установки).
В процессе эмпирического исследования использовались методы и методики: 1) наблюдение; 2) опрос; 3) тестирование: методика Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессии»; методика В.В.Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»; тест Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина «Шкала реактивной и личностной тревожности»; методика Т.А. Немчина «Нервно-психическая устойчивость» (НПН); методика М. Рокича «Ценностные ориентации»; методика Т. Элерса «Мотивация к успеху»; методика Т. Элерса «Мотивация к избеганию неудач».
Эмпирическое исследование переменных активности и мотивации проводилось в период с октября 2005 г. по октябрь 2006 г. на базе районных отделов органов внутренних дел Санкт-Петербурга. По каждой из методик было обследовано 169 человек, в число которых вошли сотрудники милиции общественной безопасности, отдела дознания, следственного отдела, уголовного розыска, психологической службы. Обследуемые были разделены на группы по гендерному признаку: группа мужчин (N=133) и группа женщин (N=36); по возрастному признаку: группа молодых сотрудников (N=120) и группа зрелых сотрудников (N=49); по признаку «стаж»: группа сотрудников, чей стаж не превышает 5 лет (N=105), группа сотрудников, чей стаж превышает 5 лет (N=64).
Исследование адаптационных способностей сотрудников ОВД позволило сделать следующие выводы. В группу высокой и нормальной адаптации вошли 47% всех обследуемых. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, адекватно ориентируются в ситуации, а также быстро вырабатывают стратегию своего поведения. В группу удовлетворительной адаптации вошли 34% всех обследуемых. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсируются и проявляются при смене деятельности. Вследствие этого успех адаптации зависит от внешних условий. Также эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
у них возможны проявления агрессии, конфликтности, асоциальные срывы. Рекомендуется постоянное наблюдение, а также проведение коррекционных мероприятий.
В группу низкой адаптации вошли 19% всех обследуемых. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, некоторыми признаками психопатий. Психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Возможны нервно-психические срывы, асоциальные поступки. Лица данной группы требуют наблюдения психолога и врача (невропатолог, психиатр).
48% всех обследуемых продемонстрировали высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. Для них свойственны высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Средние показатели по данной шкале выявлены у 40% обследуемых. Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервнопсихическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия окружающего мира присущ 12% всех обследуемых.
Высокий уровень развития коммуникативных особенностей, легкость в общении свойственны немногим сотрудникам ОВД из числа обследованных (14%), равно как и низкий уровень развития данных особенностей. Затруднения в построении контактов с окружающими, агрессивность, повышенная конфликтность демонстрируют 14% опрошенных. Большинству испытуемых (72%) присущ средний уровень развития коммуникативных способностей.
Необходимо отметить, что в ходе сравнительного анализа результатов, полученных с помощью МЛО «Адаптивность» установлено, что мужчины обладают более высоким уровнем адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, поведенческой регуляции (р < 0,01) и коммуникативных особенностей (р < 0,05). Коммуникативные особенности лучше развиты у молодых сотрудников милиции, чем у зрелых (р < 0,01). Сотрудники, чей стаж работы в ОВД не превышает 5 лет, характеризуются более высоким уровнем развития адаптивных способностей, нервнопсихической устойчивости и коммуникативных особенностей (р < 0,05).
Сравнительный анализ данных, полученных при диагностике уровня агрессии, указывает на то, что испытуемые мужского пола наиболее типичной и приемлемой формой выражения агрессии считают физическую агрессию (82% демонстрируют среднюю или высокую степень выраженности). Предпочтение физической агрессии, учитывая профессию респондентов, является с их точки зрения, социально одобряемым и профессионально важным качеством, наличие которого необходимо для выполнения профессиональных обязанностей. Как показало проведенное исследование, предпочтение физической агрессии связано с определенной демонстрацией готовности к применению физической силы, т е. носит в какой-то мере показной, демонстративный характер и является способом своеобразной психологической защиты (стремление показать свою внешнюю силу, чтобы скрыть внутреннюю слабость). Физическая агрессия в данном случае ассоциируется со стереотипом мужского поведения и не рассматривается как социально нежелательное качество.
Косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, напротив, в большей мере свойственны обследуемым женского пола (78%, 49% и 75% соответственно демонстрируют среднюю или высокую степень выраженности агрессии), чем мужчинам (р < 0,01). Молодым сотрудникам в большей мере свойственна подозрительность, чем зрелым сотрудникам (р < 0,05). Сотрудники ОВД, чей стаж более 5 лет, обладают более высоким уровнем косвенной агрессии (р < 0,01) и раздражительности (р < 0,05), чем малоопытные сотрудники. Последние характеризуются, в отличие от опытных сотрудников, большей подозрительностью (р < 0,01).
Исследование уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко позволило выявить следующее. Фаза «Напряжение» находится в стадии формирования у 13% мужчин и у 16% женщин. При этом доминирующим симптомом в данной фазе для выборки женщин и для выборки мужчин является симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (11% и 8% соответственно). Он проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно- или вовсе неустранимы. В случае, когда человек неригиден, раздражение этими факторами постепенно растёт, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих симптомов выгорания. Симптом «загнанность в клетку» является доминирующим у части обследуемых женщин (16%). Данный симптом является продолжением развивающегося стресса и выражается в появлении у человека чувства безысходности.
Сотрудники ОВД старше 26 лет характеризуются большим развитием симптомов «неудовлетворенность собой» и «эмоционально-нравственная дезориентация», чем молодые сотрудники (р < 0,01).
Фаза «Резистенция» находится в стадии формирования у 37% всех обследуемых. Говорить о сформировавшейся фазе «Резистенция» можно в отношении 14% от всех обследуемых. Обращают на себя внимание различия в наличии формирования данной стадии у выборки женщин и выборки мужчин (р < 0,01). Так, женщины более нацелены на психологический комфорт и
снижение давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в их распоряжении средств, чем мужчины. В качестве доминирующих для данных выборок выступают симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (17% мужчин и 33% женщин), «редукция профессиональных обязанностей» (17% мужчин и 28% женщин). Таким образом, в профессиональной деятельности сотрудники, имеющие эти симптомы, неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов, а также стремятся к облегчению или сокращению профессиональных обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат.
Фаза «Истощение» находится в стадии формирования у 20% всех обследованных, из них у 28% женщин и 18% мужчин. Данная фаза сформирована у 7% всех обследуемых.
Эмпирическое исследование уровня ситуативной и личностной тревожности позволило выявить следующее. Низкие значения по шкале реактивная тревожность продемонстрировали 40% респондентов, в группу сотрудников с нормальным уровнем реактивной тревожности вошли 53% обследуемых. Высокий уровень реактивной тревожности свойственен 7% сотрудников, что указывает на наличие у них состояния напряженности и беспокойства в момент проведения исследования. 23% респондента от общего числа обследуемых характеризуются низким уровнем личностной тревожности, 26% напротив, составили в группу сотрудников с высокой личностной тревожностью. Характерной особенностью членов данной группы является склонность воспринимать ряд стрессовых ситуаций, как угрожающих для них.
Уровень ситуативной тревожности у женщин выше, чем у мужчин (р < 0,01). То же самое можно сказать и об уровне личностной тревожности. Выборка женщин демонстрирует более высокие показатели по данному параметру, чем выборка мужчин (р < 0,01). Таким образом, можно сделать вывод, что обследуемым женщинам более свойственны состояния напряжения, беспокойства, озабоченности в разнообразных жизненных ситуациях.
У сотрудников старше 26 лет уровень ситуативной и личностной тревожности выше, т.е. зрелые сотрудники в большей мере подвержены состояниям напряжения, беспокойства, нервозности. Опытные сотрудники характеризуются более высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, чем сотрудники со стажем менее 5 лет.
При проведении исследования ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел были получены следующие результаты. Во всех выборках наиболее значимой терминальной ценностью является «здоровье» (68%). Отнесение данной ценности на первое место обосновано тем, что интенсивный ритм службы в ОВД, необходимость подчиняться, повышенная ответственность, а также необходимость принимать решение быстро и правильно, угроза здоровью, а иногда и жизни -все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья сотрудников милиции. Также значимыми являются «счастливая семейная жизнь», «любовь» и «наличие верных друзей», т.е. конкретные жизненные ценности.
Необходимо отметить различие в выборах ценности «наличие верных друзей» у женщин и мужчин (р < 0,05). Так, мужчины ставят эту ценность на более высокое место, чем женщины.
Молодые сотрудники ставят ценности «развитие», «широта взглядов» на более высокое место в собственной иерархии ценностей, чем зрелые сотрудники (р < 0,01). Ориентация на возможность творческой деятельности, а также на умение настоять на своем, не отступать перед трудностями более выражена у сотрудников старше 26 лет (р < 0,01).
Ориентация на развитие, работу над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, а также на уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе выражена у сотрудников, чей стаж не превышает 5 лет, сильнее, чем у опытных сотрудников. Сотрудники, стаж работы которых больше 6 лет, ставят ценность «творчество» на более высокие позиции по сравнению с неопытными сотрудниками
Выбор данных ценностей - целей обоснован, тем, что они являются наиболее важными, значимыми в жизни человека. Необходимо отметить, что самыми отвергаемыми во всех выборках стали такие ценности - цели как «творчество», «красота природы» и «развлечения». Это можно объяснить тем, что данные ценности воспринимаются достаточно абстрактно, и на первый взгляд не представляют реальной ценности.
Наиболее предпочитаемыми инструментальными ценностями в выборке мужчин стали «воспитанность», «ответственность (чувство долга)», «образованность». В выборке женщин на первые три места были поставлены такие инструментальные ценности как «ответственность», «честность», «образованность» (ценности профессиональной самореализации). Обращают на себя внимание различия в выборе таких ценностей как «непримиримость к недостаткам» (р < 0,01), «широта взглядов» (р < 0,05), «чуткость» (р < 0,05). Мужчины поставили данные ценности на более высокие места в отличие от женщин. Сотрудники старше 26 лет поставили ценность «воля» на более низкие места в собственной иерархии ценностей и на более высокие поместили ценность «широта взглядов», в отличие от молодых сотрудников (р < 0,01).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Наиболее отвергаемыми из ценностей - средств стали такие, как «непримиримость к недостаткам», «высокие запросы», «терпимость» и «эффективность в делах». Такой вариант отвержения можно объяснить современной социальной ситуацией, особенностью социального статуса сотрудников органов внутренних дел. Вызывает интерес тот факт, что такие ценности как эмпатия, непримиримость к собственным недостаткам, а также эффективность в профессиональном плане ставятся сотрудниками органов внутренних дел на последние места в списке ранжируемых ценностей, хотя наличие именно этих качеств является профессионально важным.
Исследование мотивации к успеху позволило выявить следующее. Более половины всех испытуемых имеют высокую (35%) и слишком высокую (25%) степень выраженности данного показателя, что для сотрудников органов внутренних дел должно быть весьма характерным, т.к. выполнение профессиональных обязанностей в рамках правоохранительной деятельности требует достаточно высокой мотивированности на успех. Среднюю степень выраженности мотивации к успеху продемонстрировали 40% испытуемых, что может указывать на недостаточную его сформированность, а также, возможно, на необходимость проведения профилактических мероприятий. Крайне низкая доля тех, у кого данный показатель не выражен (5%) может рассматриваться как проблемная группа, с которой необходимо проводить специальную коррекционную работу по выявлению причин снижения уровня мотивации и нахождения путей его активизации.
Молодым сотрудникам свойственен более высокий уровень мотивации к успеху, чем сотрудникам старше 26 лет (р < 0,01). Менее опытные сотрудники характеризуются более сильной мотивацией к успеху (р < 0,01).
Исследование мотивации к избеганию неудач показало, что для достаточно большого числа испытуемых значимым является избегание неудачи, нежелание попасть впросак, подвергнуться разочарованиям от неуспеха. Так, 13% обследуемых по всем выборкам имеют очень высокую степень выраженности данного показателя и 30% - высокую. Среднюю степень выраженности мотивации к избеганию неудач демонстрируют 42% обследуемых. Не значимость данного мотивационного фактора декларируют 15% обследуемых. Полученные количественные данные указывают на то, что у сотрудников органов внутренних имеются определенные внутренние противоречия, выражающиеся в столкновении уровня притязаний или достижений, с одной стороны, со страхом потерпеть неудачу с другой, т.е. присутствует достаточно явный, хотя и косвенно проявляющийся уровень тревоги.
Таким образом, проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование позволило выявить количественные и качественные показатели активности и мотивации, что позволит повысить эффективность деятельности психологических служб подразделений ОВД, а также влиять на успешность профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы, методологии, теории и исследования реальной личности). - Воронеж: Модэк, 1999. - 224 с.
2. Вахнина В.В. Психологические особенности мотивации личности руководителя органов внутренних дел: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 206 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 509 с.
4. Казанцев В .Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций в 2 ч. - Ч. 1. - Барнаул: РИО БЮИ МВД РФ, 2004. - 223 с.
5. Лях С.Ф. Психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел МВД России: Дис. ... канд. психол. наук. - Ростов, 2005. - 205 с.
6. Маркова А.Б. Совершенствование профессиональной направленности сотрудников органов внутренних дел (на опыте работы с выпускниками вузов МВД России): Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 208 с.
7. Олейников В.С., Пономаренко А.В. Нравственно-правовая система воспитания сотрудников органов внутренних дел России: Монография. / Под общ. ред. В.С. Олейникова. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. - 171 с.
8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2005. - 512 с.
9. Суворов В.А. Динамика профессиональной мотивации офицеров внутренних войск МВД России: Дис. ... канд. психол. наук. - 2003. - 154 с.
10. Торопова Л.Ф. Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 24 с.
11. Числов А.И. Профессиональная правоохранительная деятельность (теоретико-правовое исследование): Дис. ... докт. юрид. наук. - СПб, 2000. - 372 с.