Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / УЧАЩИЙСЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедов Адиль Шихамирович

В статье представлены вопросы актуальности и эффективности ведения различных видов занятий преподавателем с применением мультимедийных, интерактивных досок, компьютерных средств обучения как более доступных обучающимся для закрепления полученных ими знаний, а также зрительной и когнитивной памяти. У учащихся при изучении учебного материала появляется интерес, который позволит получить богатый опыт при подготовке к занятиям. Мультимедийные технологии современного образования помогают получить твердые знания, развитию интереса к обучению и закреплению теоретических и практических навыков, а также личностные свойства и качества обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH THE USE OF MULTIMEDIA LEARNING TOOLS

The article reviews the relevance and effectiveness of conducting various types of classes by a teacher using multimedia, interactive whiteboards, computer teaching aids as more accessible for students, consolidating the knowledge they have acquired, as well as visual and cognitive memory. Students will be interested in studying educational material that will create a rich experience in preparation for classes. The multimedia technologies of modern education cannot be imagined without their application to obtain solid knowledge, develop interest in learning and consolidate theoretical and practical skills, as well as the personal characteristics and qualities of students.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37. 018

А. Ш. Мамедов

К вопросу об эффективности образовательного процесса как ведения занятия с использованием

Аннотация. В статье представлены вопросы актуальности и эффективности ведения различных видов занятий преподавателем с применением мультимедийных, интерактивных досок, компьютерных средств обучения как более доступных обучающимся для закрепления полученных ими знаний, а также зрительной и когнитивной памяти. У учащихся при изучении учебного материала появляется интерес, который позволит получить богатый опыт при подготовке к занятиям. Мультимедийные технологии современного образования помогают получить твердые знания, развитию интереса к обучению и закреплению теоретических и практических навыков, а также личностные свойства и качества обучающихся.

Ключевые слова: мультимедийные средства обучения, интерактивная доска, образовательный процесс, техническая революция, учащийся, учебный материал, презентация.

On the efficiency of the educational process with the use of multimedia learning tools

V. Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

Abstract. The article reviews the relevance and effectiveness of conducting various types of classes by a teacher using multimedia, interactive whiteboards, computer teaching aids as more accessible for students, consolidating the knowledge they have acquired, as well as visual and cognitive memory. Students will be interested in studying educational material that will create a rich experience in preparation for classes. The multimedia technologies of modern education cannot be imagined without their application to obtain solid knowledge, develop interest in learning and consolidate theoretical and practical skills, as well as the personal characteristics and qualities of students.

Keywords: multimedia teaching tool, interactive whiteboard, educational process, technical revolution, student, educational material, presentation.

Под мультимедийными средствами обучения понимаются устройства, предназначенные для интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения его качества и повышения производительности труда преподавателя. Вместе с ним в педагогической практике применяются понятия «учебное пособие», «наглядное пособие», «оборудование» и др.

Главное - это умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, политической и технической информации. Для сокращения затрат времени и труда на обучение и повышение успеваемости обучаемых применяются самые раз-

МАМЕДОВ Адиль Шихамирович - кандидат технических наук, доцент, старший преподаватель кафедры организация деятельности подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения, Московский областной филиал, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, г Москва, Россия.

E-mail: bulvar1969@mail.ru

MAMEDOVAdil Shikhamirovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Senior Lecturer, Department of Organizing the Activities of the Road Safety Unit, Moscow Regional Branch, V.Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia.

Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Россия

А. Sh. Mamedov

Введение

личные мультимедийные средства: от примитивных и дешевых до весьма сложных и дорогих. Применение в учебном процессе современных мультимедийных средств обучения коренным образом меняет структуру (урока) занятия, формы организации деятельности преподавателя и учащихся, на занятии активизирует познавательную деятельность обучаемых [1].

Использование мультимедийных технологий в занятиях

Сегодня общепризнано, что научно-информационная технология не стоит на месте. Основные мультимедийные средства, используемые на занятиях, в первую очередь, - это интерактивная доска, видеофильмы, презентации со слайдами и т.д.

В настоящее время перед каждым учебным заведением, перед каждым преподавателем стоит серьезная задача: это умелое применение компьютерного оборудования и использование его с наибольшей эффективностью при ведении различных видов занятий.

В труде современного рабочего возрастают функции мыслительной деятельности; для управления сложными механизмами необходимы разнообразные знания. Современному специалисту предъявляются требования профессиональной мобильности: способность быстро обновлять свои знания, умения и навыки. Всё это возможно только на базе высокой подготовки [2].

Стремительное развитие науки на сегодняшний день требует большего числа специалистов разного уровня научной подготовки, которая может быть достигнута только на прочной общеобразовательной базе. Одним из последствий эффективности научно-технической революции является повышение роли творческой деятельности в самых разных областях производственной и общественной жизни

От работника требуется не только большой объём знаний, но и умение их приобретать самостоятельно и совершенствовать их.

Для ликвидации этого несоответствия, в принципе, имеются две возможности:

1) увеличение сроков обучения;

2) интенсификация учебного процесса.

Возможность некоторого увеличения сроков обучения - это не основной путь ликвидации несоответствия между объёмом учебного материала и продолжительностью обучения. По мере развития науки и техники объём учебного материала будет непрерывным, увеличение срока обучения может вновь оказаться недостаточным [3].

Кроме того, интересы общества, народного хозяйства не позволяют значительно растягивать сроки обучения. Для координации решения проблемы остаётся вторая возможность - повышение производительности труда учащихся и преподавателей, т.е. интенсификация учебного процесса.

Анализ педагогического процесса показывает, что этого можно добиться, улучшая логику изложения учебного материала и совершенствуя методы обучения [4].

Современные мультимедийные средства могут оказать в этом огромную помощь преподавателю.

С помощью видеофильмов, презентации, мультимедиа, например, можно показать:

а) редкие явления, эпизодически доступные для наблюдения лишь ограниченному числу людей (дорожно-транспортное происшествие, меры по соблюдению правил дорожного движения и т.д.);

б) удалённые географические объекты;

в) явления, наблюдение которых опасно для жизни обучаемых (опасное вождение);

г) объекты, которые нельзя внести в аудитории (группы) из-за громоздкости и т.п.

Мультимедийные средства, в первую очередь, видеофильмы, сюжеты, отрывки, отдельные

пояснения преподавателя могут оказать помощь представлению объекта (мультипликация) образно показать наглядно механизм явления, его сущность [5].

В обучении часто приходится опираться на научные и исторические документы. Мультимедийные средства и здесь оказывают большую помощь.

С помощью видеофильмов можно показать, например, документальные съёмки исторических событий. С помощью звуковоспроизводящей аппаратуры прослушать голоса исторических личностей, политических и общественных деятелей, писателей, артистов, музыкантов, художников, спортсменов и т.д.

Процесс обучения при его внешней простоте чрезвычайно сложен и многогранен. Качество этого процесса в значительной мере определяется степенью надёжности интеллектуального и эмоционального контакта, достигнутого между обучающим и обучаемым в процессе их общения. Признание этого (сегодня уже бесспорного) факта приводит нас к пониманию роли средств обучения в техническом процессе [6]. Все средства обучения - лишь специфические орудия педагогического труда, умножающие возможности преподавателя в ходе его трудовой деятельности.

Таким образом, применение мультимедийных средств в конечном итоге приводит к повышению качества знаний обучаемых, к повышению производительности и облегчению труда учеников и преподавателей.

Всё это изменяет позицию преподавателя, который должен иметь методы эффективной организации учебного процесса, занятия. Это зависит от квалификации самого преподавателя и его опыта в применении мультимедийных средств [7].

Мультимедийные средства не должны использоваться ради их использования, а как действенные помощники преподавателя, т. е. должны быть главной фигурой учебно-воспитательного процесса. При планировании занятия преподаватель должен выделить учебный материал, где необходимо применить мультимедийные средства. Затем подобрать имеющиеся пособия, ознакомиться с его содержанием и обязательно его просмотреть [8].

Практикой применения мультимедийных средств показано, что использование мультимедийных средств в самом начале занятия интенсифицирует работу учащихся на этом участке и сдвигает на 5-10 минут границу заметного утомления, в середине занятия (для объяснения нового материала или промежуточного контроля) поддерживает интерес учащихся к изучаемому материалу и отодвигает зону заметного утомления к концу занятия, применение в конце занятия (для обобщения и закрепления) помогает повысить интерес и делает труд учащихся на этом этапе более продуктивным [9].

Применение мультимедийных средств в обучении предъявляет современные, повышенные требования к профессиональной подготовке преподавателя.

Преподаватель должен:

- знать возможности мультимедийного средства, используемого в преподавании учебного предмета;

- уметь применять мультимедийное средство в тех учебных ситуациях, где это необходимо;

- знать фонд учебных видеофильмов, презентации, расписание и содержание учебных видеофильмов по своему предмету;

- владеть навыками работы с интерактивной доской и соответствующей компьютерной технологией.

При формулировании воспитательных целей при проведении занятий в интерактивных формах акцент следует сделать на воспитании коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, умения управлять эмоциями и др. [10].

Для решения воспитательных и учебных задач в образовательном процессе преподавателем могут быть использованы интерактивные формы и методы обучения:

- интерактивные лекции;

- круглый стол;

- встреча с приглашенными специалистами;

- педагогическая студия;

- проектные семинары;

- мастер-классы;

- работа в малых группах;

- дискуссия;

- эвристическая беседа;

- деловая и ролевая игра;

- использование интерактивной доски, компьютеров, презентаций, видеослайдов и др.

Структура и оформление методической разработки по проведению занятия в интерактивной форме должна соответствовать требованиям, предъявляемым в сборнике образцов планирующих, отчетных и учебно-методических документов, разрабатываемых на кафедрах требований к оформлению документов [11].

Перед проведением занятия в интерактивной форме преподаватель должен изучить применяемую методику обучения и отразить в многоуровневой структуре целей наряду с традиционными конечными результатами учебной деятельности на занятии в виде формирования определенных знаний, умений и навыков [12].

В процессе ведения лекционного занятия преподавателем может быть реализована одна интерактивная форма. Основной традиционной формой проведения занятий в высшей школе является лекция, а технология проведения занятия должна подкрепляться мотивирующим эффектом различных информационных показов с комментариями [13].

Обучающийся

Преподаватель

Внешние источники информации

>1 Обучающийся *

Рис. Интерактивный метод обучения

Интерактивная лекция с применением мультимедиа и гипермедиатехнологий - это особое состояние погружения в лекционный процесс. В первую очередь, данный тип лекции предполагает широкое использование мультимедиа и гипермедиатехнологий. Под мультимедиа и гимермедиатехнологиями следует понимать совокупность информационных, программных средств и интернет-ресурсов. При проведении занятий в интерактивных формах одним из эффективных средств обеспечения взаимодействия участников процесса обучения является компьютер (рис.).

Подготовка преподавателя к лекционным и практическим занятиям с использованием интерактивной доски для показа слайдов, видеоинформации должна быть уместна [14].

Следующие типы лекций предполагают достаточно высокий уровень подготовленности к ним не только преподавателя, но и обучающихся. Перед проведением этих форм интерактивных лекций обучающиеся должны заранее ознакомиться с учебным материалом, вопросами, выносимыми на лекцию.

Материально-техническое обеспечение. Преподаватель должен четко определить, какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование, карточки заданий, бумага и пр.).

Литература и интернет-ресурсы. В разделе литературы целесообразно по возможности приводить не только печатные источники издания, но и интернет-ресурсы.

Процедура и регламент проведения интерактивного занятия должна быть обязательно доведена до сведения участников и соблюдаться в ходе занятия.

Технология беседы должна быть заранее продумана преподавателем, вопросы, обсуждаемые на лекции, в большей мере должны быть определены. Проведение беседы должно основываться на соблюдении следующих принципов [15]:

- преподавателю при постановке вопросов они должны иметь ясную целевую установку, логически выстроены, продуманы по трудности;

- необходимо побуждать обучающихся к сомнению, учить студентов ставить вопросы;

- в беседу должна быть включена большая часть коллектива;

- на ответ необходимо отводить достаточно времени;

- необходимо вникать в неправильные ответы и направлять мысль обучающегося).

Некоторые интерактивные формы и методы обучения могут выходить за рамки аудиторного занятия, к их числу относится метод проектов.

Процедура и регламент проведения интерактивного занятия должна быть обязательно доведена до сведения участников и соблюдаться в ходе занятия.

Заключение

Таким образом, мультимедийные средства обучения рассмотрены в данной научной статье для решения важнейших задач, позволяющих улучшить учебно-воспитательную работу преподавателя, они должны вызывать интерес у учащихся при изучении материала. Они позволяют создавать богатый методический материал, при этом не занимая много места.

При использовании мультимедийных средств необходимо затратить много труда. При подготовке к занятиям все перечисленные свойства проявятся не сразу. Зато при приобретении опыта преподавателя занятия существенно станут интереснее, эффективнее.

Литература

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

2. Беловский Г.Г. Современные технические средства обучения в профессиональной подготовке педагога: учеб. пособие. - Минск: Высшая школа. 2008. - 223 с.

3. Арсенькина Л.С., Буренина В.И. Использование технических средств обучения как фактор эффективности освоения образовательного процесса // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. № 8. - С. 5-10.

4. Голунова Л.В. Реализация образовательных программ с применением технологий электронного обучения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения.- 2016. - № 4. -С. 67-73.

5. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие. - М.: Академия, 2001.

6. Мамедов А.Ш., Тарасов А.Ю. Совершенствование профессионального обучения кандидатов в водители Тюменского института повышения квалификации МВД России. Обеспечение безопасности участников дорожного движения (к 100-летию Правил дорожного движения) // Сборник научных трудов. 2020. - С. 244.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для учащихся педагогических вузов системы повышения квалификации педагогических кадров / Под. редакцией П.С. Полат. - М. 2003.

8. Новосельцева О.Н. Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательном процессе // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом. - Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2006. - №2.

9. Селько Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

10. Ксезова Г.Ю. Внедрение технологий развивающего обучения: учеб. пособие. - Тверь. 2004.

11. Повышение качества общего и профессионального образования в условиях модернизации. Сборник научных трудов //Под редакцией Никитико Н.Н. - Ульяновск, Ул. ГТУ, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ильин Е.Н. Искусство общения. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1987. - С. 544.

13. Федотова Н.А. Роль дисциплин специализации в развитии исследовательского контекста у учащихся вузов. - 2012. - №2. - С.301-305.

14. Смирнов Е.И. Фондирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. Монография. - Ярославль, 2012. - 646 с.

15. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. - М.: Логос, 1996. - 320 с.

References

1. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. - M., 1991.

2. Belovskij G.G. Sovremennye tehnicheskie sredstva obuchenija v professional'noj podgotovke pedagoga: ucheb. posobie. - Minsk: Vysshaja shkola. 2008. - 223 s.

3. Arsen'kina L.S., Burenina V.I. Ispol'zovanie tehnicheskih sredstv obuchenija kak faktor jeffektivnosti osvoenija obrazovatel'nogo processa // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. - 2017. № 8. - S. 5-10.

4. Golunova L.V. Realizacija obrazovatel'nyh programm s primeneniem tehnologij jelektronnogo obuchenija // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija.- 2016. - № 4. - S. 67-73.

5. Kodzhaspirova G.M., Petrov K.V. Tehnicheskie sredstva obuchenija i metodika ih ispol'zovanija. Uchebnoe posobie. - M.: Akademija, 2001.

6. Mamedov A.Sh., Tarasov A.Ju. Sovershenstvovanie professional'nogo obuchenija kandidatov v voditeli Tjumenskogo instituta povyshenija kvalifikacii MVD Rossii. Obespechenie bezopasnosti uchastnikov dorozhnogo dvizhenija (k 100-letiju Pravil dorozhnogo dvizhenija) // Sbornik nauchnyh trudov. 2020. - S. 244.

7. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija. Ucheb. posobie dlja uchashhihsja pedagogicheskih vuzov sistemy povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov / Pod. redakciej P.S. Polat. - M. 2003.

8. Novosel'ceva O.N. Vozmozhnosti primenenija sovremennyh sredstv mul'timedia v obrazovatel'nom processe // Pedagogicheskaja nauka i obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - Taganrog: GOU NPO PU, 2006. - №2.

9. Sel'ko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. - M.: Narodnoe obrazovanie, 1998.

10. Ksezova G.Ju. Vnedrenie tehnologij razvivajushhego obuchenija: ucheb. posobie. - Tver'. 2004.

11. Povyshenie kachestva obshhego i professional'nogo obrazovanija v uslovijah modernizacii. Sbornik nauchnyh trudov //Pod redakciej Nikitiko N.N. - Ul'janovsk, Ul. GTU, 2003.

12. Il'in E.N. Iskusstvo obshhenija. Pedagogicheskij poisk. - M.: Pedagogika, 1987. - S. 544.

13. Fedotova N.A. Rol' disciplin specializacii v razvitii issledovatel'skogo konteksta u uchashhihsja vuzov.

- 2012. - №2. - S.301-305.

14. Smirnov E.I. Fondirovanie opyta v professional'noj podgotovke i innovacionnoj dejatel'nosti pedagoga. Monografija. - Jaroslavl', 2012. - 646 s.

15. Shadrikov V.D. Psihologija dejatel'nosti i sposobnosti cheloveka: uchebnoe posobie. - M.: Logos, 1996.

- 320 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.