Научная статья на тему 'Эффективное использование мультимедиа-технологий в активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата'

Эффективное использование мультимедиа-технологий в активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MULTIMEDIA TRAINING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОДУКТ / MULTIMEDIA PRODUCT / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ МАТЕРИАЛЫ / MULTIMEDIA MATERIALS / MULTIMEDIA TEACHING AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рашидова З. Д.

В статье автор описывает роль и место мультимедиа-технологий в активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата. Рассматриваются методические преимущества использования мультимедиа-технологий в образовательном процессе, а также основные требования к оформлению мультимедийных материалов. Автор делает вывод о том, что только качественное мультимедийное занятие позволит правильно воздействовать на все органы чувств обучающихся и поможет повысить возможность восприятия учебного материала, активизировать самостоятельную познавательную деятельность, обогатить занятие разнообразными материалами и позволит использовать различные формы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE USE OF MULTIMEDIATECHNOLOGIES IN THE ACTIVATION OF THE SELF-DEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY OF BACHELORATE STUDENTS

The author describes the role and place of multimedia technologies in activating independent cognitive activity of undergraduate students. The methodical advantages of using multimedia technologies in the educational process, as well as the basic requirements for the design of multimedia materials, are considered. The author concludes that only a high-quality multimedia lesson will allow to influence correctly all the senses of students and will help to increase the ability to perceive the educational material, to activate independent cognitive activity, to enrich the lesson with various materials and will allow to use various forms of work.

Текст научной работы на тему «Эффективное использование мультимедиа-технологий в активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата»

 А [ В с а О О

13 Результаты

14 Время, с Плотно 7гь= кт/м$ Масса, кг Скорость, м/с Высота, м , 3 р , 1 - КГ' М

15 0 1,13Е400 0,00)27 0 7) 0,3058

16 0,1 1,225687473 19930000 1.02E-W0 1.02Е-01

17 0,2 1)225&а$096 207 ООО» 2,05ЕР>0 0,07Е-01

18 0,3 1,225624144 1ЭМ7ЮТ3 З,07Е+00 6.14Е-01

19 0,4 1,225574494 19Э20000 4Д0Е+00 1.02ЕИЮ

1002 93,7 о.ооооотта 260000 Т,792-*ТТ 1,3HEW4

1003 93,8 0,000000000 240ТЮ 7,96ЕП8 1,40Е«15

1004 93,9 0,000000000 220000 8Д4Е+03 1,41Е*05

1005 99 о.оооототм 207ЮИ) Т34Н4Н7 Т42Н+Н5

Рис. 1. Фрагмент электронной таблицы

На рис. 1 представлен фрагмент таблицы. В ней 15-я строка содержит данные о начальныхзначениях времени 0(^415: 0) и плотности воздухавблчвь поверхньнти вьмлчри(£15: = П0$1СХ; начальной массе ракеты m0 (C15: = B$5); скорости и (D15: 0) и высоте h (E15: 0). В ячейке F15 вычисляется р„ - плотность атмосферы на высоте 11 км, для этого в нее записываем формулу = B$15*(20000-11000)/(20000+11000). В расчетных ячейках А16, B16, C16, D16 и E16 вычисляются значения следующих пара-

Библиографический список

метров: время / (с);плотность воздухар (кг/м3);месса рекеты т (кг); скоросяь о ^с) и высота/г (м) с шагом по в[эем еянА! а иирвеидличныи в1:взе ячейка>г, заслсдин и зитекскопиртвать; в нкт/ьльккащие яияйкз тьблтцы1,следунощыые фоимулы:

Ь16: = (Ы)+В$4;

116: = ЕСЛ!б[С£'16<=11000;В$15*С20000-.Е'1б)ЗС20000+^:^15е;

е$1)*ЕХР(Н16-11000е/6318е); С16: = ЕСЛИ(С1)>В$6;С1)-В$79.В$4-В$6е;

£>16 : = 11)+(В $8-С1 691$11-0 а9T699B1б9.B$129.D1Tеl)ебB$(3C16; 1*16 : =)91) б*B$4.

Реализация рассмотренных в работе особенностей орга-низат^иобувеип/ ста^еиласониеои моделирыьаччю сия^оич сияыоиоял^в^^чакк яиа^т^^м построения компьютерно-математических моделей, интерпретации получаемых результатов в ходе моделирования реальных процессов. Кроме того, выявленные особенности позволяют в дальнейшем организовать самостоятельную работу учащихся по решению задач, представленных в школьных учебниках по информатике.

1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAw_282289

2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Т. 2. Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

3. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч.. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; Ч. 1.

4. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. 11 кл.: учебник для общеобра-зоват. учреждений. Москва:Дрофа, 2013; Ч. 2.

5. Егер С.М., Матвеенко А.М., Шаталов И.А. Основы авиационной техники: учебное пособие. Available at: http://oat.mai.ru/book/ glava03/3_2_2/3_2_2.htm

6. Теоретические и инженерные основы аэрокосмической техники: параметры МСА. Old.as-club: сайт клуба авиастроителей. Available at: http://old.as-club.ru/kurs3/aero/html/kurs_964_0.html

References

1. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obschego obrazovaniya. Odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob'edineniyapoobschemuobrazovaniyu. Availableat:http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282289

2. Informatika. Zadachnik-praktikum v 2 t. Pod red. I.G. Semakina, E.K. Hennera: T. 2. Moskva: Laboratoriya Bazovyh Znanij, 2000.

3. Polyakov K.Yu., Eremin E.A. Informatika. Uglublennyj uroven': uchebnik dlya 11 klassa: v 2 ch.. Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2013; Ch.1.

4. Fioshin M.E., Ressin A.A., Yunusov S.M. Informatika i IKT. 10-11 kl. Profil'nyj uroven'. V 2 ch. 11 kl.: uchebnik dlya obscheobrazovat. uchrezhdenij. Moskva: Drofa, 2013; Ch. 2.

5. Eger S.M., Matveenko A.M., Shatalov I.A. Osnovy aviacionnoj tehniki: uchebnoe posobie. Available at: http://oat.mai.ru/book/ glava03/3_2_2/3_2_2.htm

6. Teoreticheskie i inzhenernye osnovy a'erokosmicheskoj tehniki: parametry MSA. Old.as-club: sajt kluba aviastroitelej. Available at: http://old. as-club.ru/kurs3/aero/html/kurs_964_0.html

Статья поступила в редакцию 19.07.18

УДК 378

Rashidova Z.D., postgraduate, Dagestan State University of a National Economy (Makhachkala, Russia),

E-mail: rashzar@mail.ru

EFFECTIVE USE OF MULTIMEDIA-TECHNOLOGIES IN THE ACTIVATION OF THE SELF-DEPENDENT COGNITIVE ACTIVITY OF BACHELORATE STUDENTS. The author describes the role and place of multimedia technologies in activating independent cognitive activity of undergraduate students. The methodical advantages of using multimedia technologies in the educational process, as well as the basic requirements for the design of multimedia materials, are considered. The author concludes that only a high-quality multimedia lesson will allow to influence correctly all the senses of students and will help to increase the ability to perceive the educational material, to activate independent cognitive activity, to enrich the lesson with various materials and will allow to use various forms of work.

Key words: independent cognitive activity, educational process, multimedia technologies, multimedia training, information and communication technologies, multimedia product, multimedia materials, multimedia teaching aids.

З.Д. Рашидова, аспирант, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала,

E-mail: rashzar@mail.ru

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

В статье автор описывает роль и место мультимедиа-технологий в активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата. Рассматриваются методические преимущества использования мультимедиа-технологий в образовательном процессе, а также основные требования к оформлению мультимедийных материалов. Автор делает

вывод о том, что только качественное мультимедийное занятие позволит правильно воздействовать на все органы чувств обучающихся и поможет повысить возможность восприятия учебного материала, активизировать самостоятельную познавательную деятельность, обогатить занятие разнообразными материалами и позволит использовать различные формы работы.

Ключевые слова: самостоятельная познавательная деятельность, мультимедиа-технологии, мультимедийное обучение, информационные и коммуникационные технологии, мультимедийный продукт, мультимедийный материалы, мультимедийные средства обучения.

Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, которые несут с собой средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и новые модели профессиональной деятельности в соответствии с современными социальными требованиями информационного общества требуют совершенно иного уровня грамотности, соответствующего его запросам. А для этого необходимо создать принципиально новую технологию приобретения научных знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний, новые курсы обучения и методики преподавания. Как отмечают авторы работы [1], всё это должно способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения индивида -полноправного члена информационного общества.

Важная роль в процессе обучения отводится самостоятельной работе студентов над учебным материалом на фоне усиления ответственности преподавателей за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы, о чем говорится в Письме Министерства образования РФ №14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27 ноября 2002 г. Следует отметить, что в процессе обучения в общеобразовательной школе формированию у учащихся умений самостоятельно приобретать знания не уделяется должного внимания, поэтому свыше 80% студентов на первых курсах обучения в высшем учебном заведении не в состоянии самостоятельно отыскать нужную информацию в рекомендуемых учебных и научных изданиях. В то же время не следует забывать, что самостоятельная работа качественно реализуется лишь при осознании студентами содержания учебного материала и действий по его обработке. При этом процесс осознания содержания учебного материала осуществляется посредством таких действий, как чтение и декодирование начального содержания, обработка и осознание содержания, конспектирование обработанного и осознанного содержания. И, конечно же, следует особо подчеркнуть, что самостоятельная работа не только способствует успешному усвоению студентом содержания учебного материала, приобретению навыков и умений профессиональной деятельности, но и формирует потребность в постоянном самосовершенствовании, самообразовании, оказывает положительное влияние на расширение его кругозора. Мы рассматриваем самостоятельную познавательную деятельность как основной вид учебной деятельности, организуемый, осуществляемый и контролируемый студентами по процессу и результату на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя. Актуальность проблемы активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности [2].

Для самостоятельной познавательной деятельности наиболее благоприятным мотивом является познавательный интерес, благодаря которому создается расположенность обучающегося к учебному процессу, к действиям преподавателя [3]. В решении этих вопросов большую помощь могут оказать мультимедиа-технологии.

По определению К. Халм-Караденица, под мультимедийным обучением подразумевается одна из приоритетных современных форм образования, предполагающая применение ИКТ и мультимедиа-технологий с целью достижения саморазвития личности в процессе самостоятельной работы обучающихся на базе мульти-медиасредств и повышения качества обучения, а также улучшения управления учебным процессом [4].

Использование мультимедиа-технологий в обучении позволяет подключить максимум каналов человека к восприятию информации, так как люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно. Мультимедиа- технологии позволяют создавать информационно насыщенную среду погружения для участников образовательного процесса, используя текстовые и графические данные, видео, аудио, возможности объемного моделирования и интерактивные инструменты.

Эффективность применения интерактивных методик в обучении давно изучена и доказана. Известно, что интерактивные инструменты позволяют увеличивать степень усвоения материала до 90%. Методика интерактивного обучения с использованием современного мультимедиа оборудования позволяет использовать новые возможности по предоставлению большего объема знаний и формированию необходимой фокусировки внимания учащихся.

Для того, чтобы мультимедиа-технология действительно была качественным инструментом образовательного процесса, необходимы следующие условия:

- преподаватель должен быть технически подкованным;

- преподаватель должен понимать содержание не только занятия, но и содержание мультимедиа, уметь грамотно оформлять мультимедийный продукт;

- применять мультимедиа в процессе обучения для достижения поставленных целей.

К сожалению, многие педагоги, используя мультимедиа, допускают некоторые ошибки. Прежде чем готовить мультимедиа-материалы, преподаватель должен продумать, зачем, как и когда он будет использовать на занятии мультимедиа-технологии. Занятия с использованием мультимедиа-технологий имеют свои методические возможности и преимущества. На основе анализа литературы [5; 6 и др.], нами выделены следующие методические преимущества мультимедиа-технологий:

1. Регулярное использование мультимедиа-технологий повышает эффективность и качество образовательного процесса, связанные с одновременным изложением теоретических сведений и показом демонстрационного материала.

2. Использование мультимедиа-технологий повышает мотивацию к учению.

3. Мультимедиа-технологии развивают наглядно-образное мышление, внимание и наблюдательность, формируют навык анализа и синтеза, навыки самоконтроля.

4. Мультимедиа-технологии развивают метапредметные навыки и умения.

5. Увеличивается плотность занятия, что достигается за счет более рационального распределения рабочего времени преподавателем, т. е. увеличивается объём предоставляемой информации.

Кроме того, мультимедиа-технология позволяет использовать на занятии разнообразные формы и виды учебной деятельности, что активизирует поисковую, творческую и самостоятельную деятельность обучающихся. Мультимедиа-технологии можно использовать на любом этапе учебного занятия: изучения нового материала; закрепления пройденного; повторения и практического применения полученных знаний и умений; обобщения и систематизации. Всё зависит от продуманности и проработанности мультимедийного материала. А для того, чтобы мультимедиа-материал был качественным, необходимо, прежде всего, при проектировании занятия задуматься над тем, какие цели оно преследует и какую роль играет в системе занятий. Каждый мультимедийный материал должен соответствовать принципам научности, доступности и наглядности.

Основные требования к оформлению мультимедийных материалов:

1. Наглядность. Сюда относятся: изображения, таблицы, иллюстрации, схемы, плакаты, различные объекты. Они должны использоваться при соблюдении следующих принципов: узнава-

емость (т. е. не должны содержать карикатурных, утрированных рисунков и стилизованных изображений, а должны четко соответствовать тому, о чём идет речь); динамика (вводимые эффекты анимации должны быть дидактически оправданными, не отвлекать обучающегося, а привлекать его внимание); видеоряд (необходимо детально продумать последовательность подачи материала, чтобы побудить активную мыслительную деятельность обучающихся); размер и количество (необходимо помнить, что излишняя наглядность мешает запоминанию).

2. Текст. С экрана он выступает как единица общения, поэтому необходимо соблюдать следующие условия: структура, объём и формат. Текст должен быть читабельным, располагаться на ровном одноцветном фоне, его не должно быть много на одном слайде, он не должен дублировать речь преподавателя.

3. Цветовой дизайн слайдов. Цветовое оформление влияет на эстетику урока и настроение обучающихся, поэтому дизайн слайдов должен быть лаконичным. Лучше использовать на одном слайде не более 3 - 4 цветов, сочетающихся друг с другом.

4. Звук. Он может играть несколько ролей на занятии. Это и шумовой эффект, звуковая иллюстрация или звуковое сопровождение. Здесь нужно очень тщательно продумывать, с какой целью на занятии будет использоваться звук. Он не должен быть резким и слишком громким.

5. Видео. Видеофрагмент должен быть предельно кратким, его использование должно иметь учебный эффект и обратную связь.

Эффективное освоение потенциала мультимедийных средств предполагает соответствующую подготовку преподавателя, который должен опираться на следующие положения: обучение работе с мультимедийными средствами обучения является частью содержания образования; мультимедийные средства обучения есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель; использование мультимедийных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления в решении проблем; обучение работе с мультимедийными средствами является методом формирования мышления. При использовании мультимедиа-технологий преподаватели получают практически безграничные возможности для применения разнообразных методик обучения: разделение обучающихся по группам, командная работа, мозговые штурмы,

Библиографический список

интерактивное тестирование и опросы, трансляция видео роликов, презентаций, образовательных ресурсов Интернет и т. д. При этом используемые в процессе обучения учебные материалы легко хранить и тиражировать, многократно использовать, в том числе и удаленно. Результаты тестирования и срезов знаний мгновенно обрабатываются, сохраняются и транслируются. В Дагестанском государственном университете народного хозяйства для тестирования студентов используется информационная система «Спрут», которая содержит информацию про студентов, а также позволяет провести различные виды тестирования, получить результат и хранить результаты тестирования в системе. Текущий контроль усвоения лекционного материала проводится через систему рейтингового контроля, осуществляемую при проведении коллоквиумов, контрольных работ и тестирования, а также итоговых форм контроля (зачетов и экзаменов). На занятиях преподавателями активно используются интерактивные и мультимедийные технологии - учебные видеофильмы, презентации, электронные курсы, тренинги, игры, которые способствуют более лучшему усвоению основных дидактических единиц дисциплины, так как обеспечивается наглядное представление материала из различных источников, задействующих различные органы чувств обучающегося. Нами совместно с преподавателями факультета иностранных языков в двух группах факультета для сравнительного анализа занятия проводились с активным использованием мультимедийных технологий: лекции проводились с использованием мультимедийных презентаций, учебных видео, практические занятия проводились с использованием мультимедийных обучающих программ. В итоге по результатам итоговых испытаний в этих двух группах средняя успеваемость составила 84%, а в группах, где мультимедийные технологии не использовались, средняя успеваемость составила 71%.

Таким образом, качественное мультимедийное занятие будет эффективным инструментом образовательного процесса только в том случае, если оно тщательно продумано и проработано, если соблюдены все требования к его оформлению. Только качественное мультимедийное занятие позволит правильно воздействовать на все органы чувств обучающихся и поможет повысить возможность восприятия учебного материала, активизирует самостоятельную познавательную деятельность, а также насытит занятие разнообразными материалами и позволит использовать различные формы работы.

1. Андресен Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс: Перевод с английского. 2-е изд.; испр. и доп. Москва, 2007.

2. Основы педагогики и психологии в высшей школе. Под редакцией А.В Петровского. Москва, 1986.

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. Москва, 1980.

4. Halm-Karadeniz Katja. Das Internet: Ideales Medium fuer Daf und Landeskunde. Info DaF 28. 2001; 4.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. Под редакцией Е.С. Полат. 2-е изд.; стер. Москва, 2005.

6. Везиров Т.Г. Некоторые аспекты использования электронных образовательных технологий в профессиональной подготовке студентов бакалавриата. Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 27.02.2018. Дербент, 2018: 350 - 355.

References

1. Andresen Bent. B. Multimedia vobrazovanii: specializirovannyj uchebnyj kurs: Perevod s anglijskogo. 2-e izd.; ispr. i dop. Moskva, 2007.

2. Osnovy pedagogiki ipsihologii v vysshej shkole. Pod redakciej A.V Petrovskogo. Moskva, 1986.

3. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost'shkol'nikov vobuchenii: Teoretiko-'eksperimental'noe issledovanie. Moskva, 1980.

4. Halm-Karadeniz Katja. Das Internet: Ideales Medium fuer Daf und Landeskunde. Info DaF 28. 2001; 4.

5. Novyepedagogicheskie iinformacionnye tehnologii vsisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov i sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Pod redakciej E.S. Polat. 2-e izd.; ster. Moskva, 2005.

6. Vezirov T.G. Nekotorye aspekty ispol'zovaniya 'elektronnyh obrazovatel'nyh tehnologij v professional'noj podgotovke studentov bakalavriata. Psihologo-pedagogicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: puti i sposoby ih resheniya: sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 27.02.2018. Derbent, 2018: 350 - 355.

Статья поступила в редакцию 08.07.18

УДК 378 : 51(07)

Romanyuk D.A., postgraduate, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: dmitr_kom2010@mail.ru

Suhovienko E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: suhovienko@mail.ru

MONITORING MODEL OF THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS. The article presents a model for monitoring the formation of universal learning actions in the teaching of mathematics, consisting of four blocks. The research consistently shows the contents of the target, substantial, operational-technological and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.