УДК 34.4414
Юридические науки
Омурзакова А. М., заведующая Отделом международных связей, Международная Высшая Школа Медицины, г. Бишкек
Исманов Т. К., д.ю.н., доцент, Международный Университет Кыргызстана, г. Бишкек
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АККРЕДИТАЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация: В настоящее время модернизация и повышение эффективности образовательного процесса выступает приоритетным направлением государственной политики любой страны. Международное образовательное пространство явилась предпосылкой для изменений национальной образовательной системы Кыргызстана. Независимый государственный стандарт по аккредитации образования, позволит повысить качество образовательной системы. Целью написания статьи стала необходимость приведения теоретического обоснования, а также разработка модели Независимого государственного стандарта и его влияние на повышение качества образования в Кыргызской Республике (КР). В современном мире большая важность отводится качеству образования. В ходе работы были выделены рекомендуемые стандарты для обеспечения качества образования в Кыргызской Республике. Практическая значимость исследования состоит в том, что реализация разработанной модели может быть использована как основа для повышения качества образования в КР. В заключении сделаны выводы по результатам исследования.
Ключевые слова: право, закон, болонский процесс, аккредитация, аккредитационные агентства, стандарты, рейтинг, качество образования, образовательный стандарт.
Abstract: Currently, the modernization and improvement of the efficiency of the educational process is a priority direction of the state policy of any country. The international educational space was a prerequisite for changes in the national educational system of Kyrgyzstan. An independent state standard for the accreditation of education, will improve the quality of the educational system. The purpose of writing the article was the need to provide a theoretical justification, as well as to develop a model of an Independent State Standard and its impact on improving the quality of education in the Kyrgyz Republic (KR). In the modern world, the quality of education is of great importance. In the course of the work, the recommended standards for ensuring the quality of education in the Kyrgyz Republic were identified. The practical significance of the study is that the implementation of the developed model can be used as a basis for improving the quality of education in the Kyrgyz Republic.In conclusion, conclusions are drawn from the results of the study.
Keywords: law, law, Bologna process, accreditation, accreditation agencies, standards, rating, quality of education, educational standard.
Введение
Сегодня образование играет важную роль в жизни отдельного человека или общества в целом. Формирование образованного молодого поколения -одна из основных задач современной системы образования. Именно поэтому в настоящее время и уделяется государством большое внимание системе образования. В нынешних реалиях значительно изменилась роль и значимость образования, появился новый социальный заказ общества к образованию.
Управлением процессом образования в Кыргызской Республике занимается государство путем создания системы специально уполномоченных органов. Основная цель развития системы образования в Кыргызстане-подготовить молодое поколение, которое будет способно адаптироваться в быстро меняющихся условиях общества, стремиться выходить за рамки стандартного опыта и быть инновационным во всех сферах жизни.
Под государственным образовательным стандартом понимается комплекс обязательных требований к образованию. Данные стандарты утверждают органы исполнительной власти, которые осуществляют функции в сфере государственной политики и нормативно-правового регулирования сферы образования.
Образовательные стандарты Республики Кыргызстан являются важнейшим НПА, который устанавливает обязательные образовательные программы для учреждений системы образования [3]. Характерной чертой данного стандарта является особый вид взаимоотношений, который включает в себя личность, общество и государство. Такой вид взаимоотношений осуществляется на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что, в свою очередь, подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств [6; 7; 8].
Государственному стандарту присущ характер конвенциональной нормы. Отметим, что с введением стандарта не только государство может требовать от учащихся соответствующего образовательного результата, но и родители, и обучающиеся вправе требовать от учебных учреждений и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. С этой стороны стандарт определяется как средство обеспечения планируемого уровня качества образования [1]. В данном аспекте можно сказать, что образовательный стандарт способствует взаимодействию как государства и учащихся, так и государства и родителей. И оно выступает неким методом контроля, которые родители могу применять с целью выявления эффективности образовательной системы образовательных учреждений. Такой подход важен и со стороны государства, так как лишь систематический контроль за образовательной деятельностью позволит достичь поставленный целей, которые сводятся к эффективному функционированию системы образования на всех уровнях.
Государственный стандарт стабилен в течение определенного промежутка времени. Но эта черта не мешает ему в то же время быть
динамичным и открытым к переменам, новшествам. Стандарт всегда направлен на эффективную систему образования, готов совершенствоваться и становиться более результативным. Государственные стандарты могут обеспечить преемственность и обновление образовательной системы, будучи основанными на известных психологических, педагогических подходах и идеях [10].
Достижение такой задачи не возможно без инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу. Эти требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению и т. д.
Таким образом, государственный образовательный стандарт должен быть гибким, динамичным, инновационным и способным делать образовательную систему государства эффективной в долгосрочном периоде.
В Кыргызстане существуют порядка семи независимых аккредитационных агентств, которые осуществляют самооценку образовательных организаций, в частности это; «Агентство по аккредитации образовательных программ и организаций», Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР) «Билим-стантарт», «Сапаттуу билим», «Эл баасы» и др. [8].
Необходимо отметить, что акрредитация - это довольно сложная процедура, имеющая множество аспектов и нюансов. Она позволяет государству проверять образовательные организации на соблюдение государственных стандартов образования и выявить, качественное ли образование в стране и соответствует ли своему содержанию [8].
Ключевой и важнейший принцип акрредитационных агентств Кыргызской Республики - их независимость. Такие агентства несут автономную ответственность за свои осуществляемые действия. Критериями независимости аккредитационных агентств выступает правовая поддержка, детализация процедур и ответственность. В своей деятельности агентства руководствуются нормативно-правовыми актами КР.
Аккредитационные агентства предоставляют план подготовки аккредитации, программу посещения учебного заведения, экспертную комиссию для проведения институциональной аккредитации, приказ аккредитационного агентства, состав комиссии и др., а также актуальные указания по 8ми стандартам институциональной аккредитации, в частности:
1. Аккредитационный стандарт - политика в области обеспечения качества образования.
Перечислим основные направления политики в сфере высшего профессионального образования:
а) Совершенствование системы гарантии качества высшего профессионального образования.
б) Оптимизация структуры и уровней высшего профессионального образования.
в) Нивелирование разрыва между подготовкой кадров в системе ВПО и требованиями рынка труда, уделяя внимание на региональные различия.
г) Реформирование системы повышения квалификации. Внедрение оценочной системы деятельности педагогического состава.
д) Пересмотр существующих механизмов финансирования высшего образования, в том числе с учетом опыта перевода государственных вузов на самофинансирование.
е) Развитие вузовской науки [4; 5].
2. Аккредитационный стандарт - разработка и утверждение программ. Осуществляется на основании раздела 3. «Минимальные требования к разработке, утверждению, мониторингу и периодической оценке образовательных программ» Постановления Кыргызской Республики «Об утверждении актов по независимой аккредитации в системе образования Кыргызской Республики» от 29 сентября 2015 года.
6. Образовательная организация должна иметь процедуры для разработки и утверждения образовательных программ...
7. Осуществление образовательным учреждением мониторинга и ежегодной оценки образовательных программ.
8. Критерии разработки, утверждения, мониторинга и периодической оценки образовательных программ в образовательных организация:
1) наличие четко сформулированной... в соответствующей требованиям государственных образовательных стандартов образовательной цели образовательной программы;
2) наличие разработанных с участием представителей рынка труда;
3) наличие. учебной нагрузки по образовательной программе;
4) проведение периодической оценки.;
5) предоставление образовательной программой мест практик.;
6) осуществление. ежегодной оценки.;
7) осуществление мониторинга:
- нагрузки, успеваемости и выпуска обучающихся (студентов);
- эффективности процедур оценки;
- ожиданий, потребностей и удовлетворенности обучающихся (студентов) и работодателей обучением по образовательной программе;
- образовательной среды и служб поддержки и их соответствия целям образовательной программы [9];
- трудоустройства выпускников».
3. Аккредитационный стандарт - личностно-ориентированное обучение, преподавание оценка.
Осуществляется названным постановлением по разделу 4. Минимальные требования к личностно-ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов) осуществляется: методы, посредством которых реализуются образовательные программы; оценке успеваемости; использование регулярной обратной связи с обучающимися; владение методами проверки знаний; достижения обучающимся (студентом) запланированного результата обучения; обеспечение объективности и прозрачности; информирование обучающихся (студентов), об ожидаемых видах контроля (экзамены, зачеты,
защита дипломных работ и др.; анализ причин отсева обучающихся; реагирования на жалобы обучающихся (студентов); применение инновационных учебно-методических ресурсов, с целью повышения качества образования; выявление потребностей и удовлетворение их через дополнительные курсы, факультативы, кружки; оценка успеваемости обучающихся (студентов); использование гибких вариантов предоставления образовательных услуг; взаимодействия преподавателей и студентов; наличие в образовательных программах необходимых видов практик, стажировок и т.п.
[9].
4. Аккредитационный стандарт прием студентов, успеваемость, признание и сертификация.
Осуществляется по 5 разделу постановления: Образовательная организация должна иметь заранее опубликованные правила приема обучающихся; критерии к приему обучающихся; использование объективных методов и процедур отбора и приема обучающихся (студентов); прозрачное и последовательное применение правил и критериев приема обучающихся; получение полной информации обучающимся; наличие четких информаций достижениях, обучающихся; обеспечение ожидаемых результатов обучения [9].
5. Аккредитационный стандарт преподавательский и учебно -вспомогательный состав.
Осуществляется разделом 6 постановления и включает: Образовательная организация должна располагать компетентным персоналом, обладающий полноценными знаниями, умениями и опытом я эффективной передачи знаний; использование прозрачных и объективных критериев приема преподавательского состава на работу; соответствие квалификации, и опыту преподавательской деятельности; формирование условий для научно-исследовательской деятельности; создание преподавателями учебников, пособий и прочее; наличие планов повышения квалификации преподавательского состава; создание условий для обучения преподавателей
инновационным методам и технологиям; внедрения инновационных методов преподавания [9].
6. Аккредитационный стандарт учебные ресурсы и система поддержки студентов.
Требования к материально-технической базе и информационным ресурсам прописаны в 7 разделе и включают в себя следующие аспекты.
19. Образовательное учреждение обладает материально-технической базой и открывает доступ к информационным ресурсам; обеспечение необходимыми материальными ресурсами и их доступ; обеспечение достаточной учебной площади; соответствие помещений санитарно-гигиеническим нормам, противопожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности и охраны труда; обеспечение условий для учебы, досуга и проживания; обеспечение соответствующих условия в читальных залах и библиотеках; соответствующие условий для питания и медицинского обслуживания; обеспечение необходимым оборудованием, учебниками, пособиями, методическими и электронными ресурсами; организация научной деятельности студентов [9].
7. Аккредитационный стандарт управление информацией и доведение ее до общественности.
Данные стандарт предусмотрен разделом 8 Постановления и включает в себя следующее: образовательная организация регулярно публикует беспристрастную и объективную информацию о процедурах обучения и оценки учебных возможностях, обучающихся на своем сайте; сбор, систематизация, обобщение и хранение образовательной информации:
- сведения о контингенте обучающихся (студентов);
- данные о посещаемости и успеваемости, достижения обучающихся (студентов) и отсев;
- удовлетворенность обучающихся (студентов), их родителей, выпускников и работодателей реализацией и результатами образовательных программ;
- доступность материальных и информационных ресурсов;
- трудоустройство выпускников;
- результаты научно-исследовательской работы студентов (для высших учебных заведений);
- ключевые показатели эффективности деятельности образовательной организации
Предоставление образовательной организации общественности на постоянной основе информацию о своей деятельности, включая:
- миссию;
- образовательные цели;
- ожидаемые результаты обучения;
- присваиваемую квалификацию;
- формы и средства обучения и преподавания;
- оценочные процедуры;
- проходные баллы и учебные возможности, предоставляемые обучающимся (студентам);
- информацию о возможностях трудоустройства выпускников;
- результаты научно-исследовательской деятельности студентов (для высших учебных заведениях)» [9].
8. Аккредитационный стандарт при финансировании образовательных организаций
Систему финансирования, управления образованием и кадровой политики, следует осуществлять исходя из «Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года» из раздела финансирование: формировать Минимальный стандарт бюджетного финансирования; подушевое финансирование; обеспечение повышения заработной платы работников образовательной системы при повышении качества образования; выпуск учебной и учебно-методической литературы; перейти к системе, при которой бюджетные гранты выделяются государством только на обеспечение функционирование общества; донорские средства являются прямой
поддержкой бюджета; совершенствование системы ссуд и грантов для образования и выделение грантов не вузу, а абитуриенту и др. [4; 5].
Заключение
Приходя к выводу, нужно сказать, что качество образования является важным показателем образовательной системы. Она выступает как комплексная характеристика образовательной деятельности и обучающегося, выражает степень их соответствия государственным стандартам. Качественным можно считать лишь такое функционирование системы образования, при котором учащиеся и преподаватели, выступая участниками образовательного процесса, достигли определенных результатов.
Качество образования - это сложная категория и многоаспектная проблема; соотношение цели и результата системы современного образования. Основаниями и базой для оценки обеспечения качества образования являются государственный образовательный стандарт, образовательные программы, ученые планы, нормативные требования, нормы и т. д.
Качество образования определяется и как объект правового регулирования отношений в сфере образования. Так, в Законе КР «Об образовании» четко говорится о необходимости объективного контроля качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования, Закон предусматривает ответственность образовательного учреждения за качество своих выпускников.
Сегодня в системе образования важно применение современных технологий, новых способов и инструментов подготовки учащихся на уровне мировых стандартов.
Таким образом, качеству образования необходимо отводить важное место, независимо от того, в каком аспекте его рассматривать. Задача государства- создавать и определять механизмы, которые будут способствовать развитию качественного образования в стране, повышать эффективность образовательной деятельности и защищать интересы лиц, участвующих в образовательных правоотношениях. Достижение данной задачи невозможно без
систематического совершенствования государственных стандартом и постоянного мониторинга за их соблюдением и исполнением.
Библиографический список:
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества Изд-во Казанского ун-та, 1988. 236 с.
2. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92. [Электронный ресурс] URL: http://fcoz.ru/zakonodatelstvo-ob-obrazovanii/kodifikatsiya-zakonodatelstva-ob-obrazovanii/zakon-kyrgyzskoy-respubliki-ob-obrazovanii.php.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. 448 с.
4. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года. [Электронный ресурс] URL:https://www.kgma.kg/pdf/KONCEPCIYa _Strategiya_razvitiya_obrazovaniya_KR_tdo_2020.pdf.
5. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы. [Электронный ресурс] URL: https://erasmusplus.kg/wp-content/uploads/2014/12/%D0%A 1 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D0%B5 %D0%B3%D0%B8%D 1 %8F-%D 1 %80%D0%B0%D0% B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0%B8%D 1 %8F-%D0%BE%D0%B1 %D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_2012_2020.pdf.
6. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. 208 с.
7. Мотова Г.Н. Экспертиза качества образования: европейский подход. М., 2008. 100 с.
8. Национальный реестр аккредитационных агентств Республики Кыргызстан Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.kg/ru/about/nacionalnyj-akkreditacionnyj -sovet/reestry.
9. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе: монография. 2-е издание. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2000. 239 с.
10. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 4 октября 2016 года № 525 о внесении дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении актов по независимой аккредитации в системе образования Кыргызской Республики» от 29 сентября 2015 года № 670. [Электронный ресурс] URL: http ://edu.gov .kg/images/str_ru.pdf.
11. Поташник М.М. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.