Научная статья на тему 'Механизмы признания качества и уровня подготовки выпускников правоохранительной системы требованиям работодателя: новые вызовы'

Механизмы признания качества и уровня подготовки выпускников правоохранительной системы требованиям работодателя: новые вызовы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL POLICY / PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION / QUALITY OF EDUCATION / STAGES OF IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцев Николай Викторович, Бондарева Ольга Александровна

Рассматривается проблема создания системы проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в образовательных организациях правоохранительной системы. Авторами сформулированы предложения по использованию оценки независимых ассоциаций экспертов и представителей работодателя при проведении профессионально-общественной аккредитации в образовательных организациях правоохранительной системы с учетом ее специфических характеристик и условий конкретной среды. С участием авторов в рамках Комплексного плана научного обеспечения деятельности на 2018 г. проведено исследование по обоснованию и методическому обеспечению проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в образовательных организациях правоохранительной системы. Рассмотрены ожидаемые результаты внедрения института профессионально-общественной аккредитации в ведомственных образовательных организациях: повышение качества реализуемых образовательных программ, уровня организации обучения сотрудников, качества и востребованности образовательных услуг, имиджа ведомственной службы.Considered the problem of creating a system for conducting public accreditation of educational programs in educational organizations of the law enforcement system. The authors formulated proposals on the use of evaluation by independent associations of experts and representatives of the employer when conducting professional public accreditation in the educational organizations of the law enforcement system, taking into account its specific characteristics and conditions of a particular environment. With the participation of the authors, within the framework of the Comprehensive Plan for the Scientific Support of Activities for 2018, a study was conducted to substantiate and provide methodological support for conducting professional public accreditation of educational programs in educational organizations of the law enforcement system. The expected results of the introduction of the institute of professional and public accreditation in the departmental educational organizations are considered: improving the quality of educational programs implemented, the level of organization of staff training, the quality and relevance of educational services, and the image of departmental service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румянцев Николай Викторович, Бондарева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы признания качества и уровня подготовки выпускников правоохранительной системы требованиям работодателя: новые вызовы»

УДК 34:378.1 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10107

ББК 67:88 © Н.В. Румянцев, О.А. Бондарева, 2020

МЕХАНИЗМЫ ПРИЗНАНИЯ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЯ:

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Николай Викторович Румянцев, профессор кафедры административного права, главный научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Ольга Александровна Бондарева, начальник отдела методологического обеспечения кадровой работы, кандидат педагогических наук, доцент

ФКУ УНТЛ ФСИН России (119049, г. Москва, ул. Житная, 14) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается проблема создания системы проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в образовательных организациях правоохранительной системы. Авторами сформулированы предложения по использованию оценки независимых ассоциаций экспертов и представителей работодателя при проведении профессионально-общественной аккредитации в образовательных организациях правоохранительной системы с учетом ее специфических характеристик и условий конкретной среды. С участием авторов в рамках Комплексного плана научного обеспечения деятельности на 2018 г. проведено исследование по обоснованию и методическому обеспечению проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в образовательных организациях правоохранительной системы. Рассмотрены ожидаемые результаты внедрения института профессионально-общественной аккредитации в ведомственных образовательных организациях: повышение качества реализуемых образовательных программ, уровня организации обучения сотрудников, качества и востребованности образовательных услуг, имиджа ведомственной службы.

Ключевые слова: образовательная политика, профессионально-общественная аккредитация, качество образования, этапы проведения.

THE MECHANISMS FOR THE RECOGNITION OF QUALITY AND LEVEL OF TRAINING GRADUATES OF LAW ENFORCEMENT SYSTEM REQUIREMENTS OF THE EMPLOYER: NEW CHALLENGES

Nikolay V. Rumyantsev, Professor of the Department of Administrative Law, Chief Researcher of SIC-3 PKU Scientific Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow regional branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot' (Pionersky village, Istra, Moscow region, 143520) E-mail: [email protected]

Olga A. Bondareva, Head of the Department of Methodological Support for Personnel Work, Candidate of

Pedagogical Sciences, Associate Professor

PKU UNTL FSIN Russia (119049, Moscow, Zhitnaya str., 14)

E-mail: [email protected]

Abstract. Considered the problem of creating a system for conducting public accreditation of educational programs in educational organizations of the law enforcement system. The authors formulated proposals on the use of evaluation by independent associations of experts and representatives of the employer when conducting professional public accreditation in the educational organizations of the law enforcement system, taking into account its specific characteristics and conditions of a particular environment. With the participation of the authors, within the framework of the Comprehensive Plan for the Scientific Support of Activities for 2018, a study was conducted to substantiate and provide methodological support for conducting professional public accreditation of educational programs in educational organizations of the law enforcement

system. The expected results of the introduction of the institute of professional and public accreditation in the departmental educational organizations are considered: improving the quality of educational programs implemented, the level of organization of staff training, the quality and relevance of educational services, and the image of departmental service.

Keywords: educational policy, professional and public accreditation, quality of education, stages of implementation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Румянцев Н.В., Бондарева О.А. Механизмы признания качества и уровня подготовки выпускников правоохранительной системы образования требованиям работодателя: новые вызовы. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):251-6.

В Федеральном законе об образовании аккредитация связана с проверкой деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций, а также образовательным стандартам. Образовательные стандарты говорят о трех требованиях: к результату обучения, к процессу обучения, к материальной базе образовательной организации. В мире аккредитация, от латинского accredo, «доверять», связана с доверием к качеству образования, при аккредитации во главу угла ставится оценка качества выпускников. Понятно, что в этом случае, прежде всего, спрашивают работодателей. Однако, поскольку сегодня все больше выпускников работают не по полученной специальности, то зачастую спрашивают и самих выпускников — что они думают о качестве полученного образования. И, конечно же, спрашивают экспертное сообщество. Таким образом, при аккредитации должен быть проведен опрос работодателей, выпускников и экспертного сообщества. Экспертное сообщество работает с вузовской документацией, по четко прописанным критериям аккредитующей организации.

В чем сегодня проблема многих органов власти: они перешли в режим ручного управления и перестали привлекать профессиональное сообщество. Точнее, они сами отбирают экспертов, и далеко не всегда эти эксперты референтны ведомственному профессиональному сообществу. Результаты профессионально-общественной аккредитации рассматриваются при проведении государственной аккредитации образовательных организаций и формируют рейтинг аккредитованных ими образовательных программ.

С учетом требований времени авторы считают целесообразно использовать оценку независимых ассоциаций экспертов и работодателей. В мире эти ассоциации играют большую роль. Есть такие ассоциации и в России, и многие из них проводят свои аккредитации. Учитывая анализ и мнения

экспертов и ученых, отраженных в сборнике научных трудов «Разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля в Российской Федерации» и опыт проведения профессионально-общественной аккредитации показал, что на сегодняшний день созданы аккредитующие организации и советы по профессиональным квалификациям в ракетной технике и космической деятельности; в области сварки; в жилищно-коммунальном хозяйстве; в машиностроении; в отрасли судостроения и морской техники и других областях [7]. Координирует работу, связанную с проведением процедур профессионально-общественной аккредитации в организациях, Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, созданный на основании Указа Президента Российской Федерации [3]. Оценка качества и уровня подготовки сотрудников правоохранительной системы при реализации образовательных программ в ведомственных образовательных организациях посредствам процедуры профессионально-общественной аккредитации требует, на наш взгляд, дальнейшего развития.

Необходимо отметить, что далеко не всегда аккредитация, в том числе общественная, проходит по ясным критериям и с привлечением референтных профильных (ведомственных) экспертов. Поэтому использовать вместо госаккредитации независимую профессионально-общественную аккредитацию нужно по совместному решению органа власти и профсообщества. Точнее, нужно принять нормативные акты, в которых описывается, при каких условиях профессионально-общественная аккредитация заменяет государственную. В качестве независимых экспертов по направлениям подготовки могли бы выступать представители профильных структурных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Какие образовательные программы они аккредитуют, те и освободить

от государственной аккредитации. То есть нужно определить профессионально-общественные сообщества, оценки которых могли бы быть основанием для освобождения от процедур государственной аккредитации.

Определение профессионально-общественной аккредитации обозначено в ч. 4 ст. 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «...профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ (далее — ПОА) представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающей требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля» [1]. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации, «формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ, осуществляются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с последующим размещением перечня в открытом доступе на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [2].

Среди приоритетных целей развития ПОА можно выделить: обеспечение качества образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; сохранение высокого уровня институционального функционирования; укрепление сервисных возможностей образовательных организаций [5, С. 46-49].

В соответствии с целями и задачами проведения ПОА для образовательных организаций, выполнение которых обеспечит решение проблем формирования и оценки конкурентных преимуществ образовательных организаций, являются:

• мониторинг и прогнозирование потребности на рынке труда профессиональных квалификаций;

• включение в реестр АИС «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации»;

• включение в реестр Национального совета

при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

• получение полноценного отчета, включающего рекомендации по улучшению образовательных программ и подтверждению качества образования;

• мониторинг появления новых профессий, изменений в трудовых функциях, независимая оценка квалификации специалиста ведомственной образовательной организации;

• престиж учреждения;

• привлекательность ведомственной образовательной организации для будущих абитуриентов, потребителей образовательных услуг;

• международное признание степеней, присуждаемых ведомственной образовательной организацией;

• улучшение качества подготовки обучающихся и систематизация нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в преломлении к их типовой принадлежности;

• прохождение рейтинга, мониторинга организаций.

Анализ предложенных решений проблемы формирования и оценки конкурентных преимуществ образовательных организаций показывает, что все проблемы, обозначенные нами выше, невозможно решить на уровне одной образовательной организации.

М.В. Петропавловский в учебном пособии «Профессионально-общественная аккредитация в аграрном образовании: модель проекта Темпус PACAgш» указывает на то, что решение проблемы развития профессионально-общественной аккредитации, в том числе в ведомственных образовательных организациях, состоит во взаимном сотрудничестве экспертного сообщества и создании системы мониторинга аналитических срезов в разрезе отраслей, профессий, образовательных стандартов и других параметров; проведения многомерного анализа данных в разрезах субъектов Российской Федерации; построения прогноза развития профессионально-квалификационной сферы [6].

Для того чтобы найти оптимальные решения проблем российской пенитенциарной системы, в первую очередь, надо опираться на данные о том, как она работает сейчас, на анализ опыта подготовки специалистов ведомственными образовательными организациями. Вместе с тем, полезно понимать какие проблемы в отношении качества

образования существуют, какие способы применялись для их решения, какие из них оказались успешными, а какие нет.

ФКУ НИИ ФСИН России совместно с УК ФСИН России в рамках Комплексного плана научного обеспечения деятельности ФСИН России на 2018 г. провели исследования по обоснованию и методическому обеспечению проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее — УИС). В проведенных исследованиях установлено, что активное внедрение института профессионально-общественной аккредитации в ведомственных образовательных организациях ФСИН России будет способствовать повышению качества реализуемых образовательных программ, уровня организации обучения сотрудников УИС, качества и востребованности образовательных услуг, а также имиджа службы в УИС.

В чем выгода для работодателей, для экспертов?

На сегодняшний день, на самом деле, многие работодатели все меньше смотрят на диплом и все больше уделяют внимание личным качествам, бэкграунду пришедшего специалиста.

Рассмотрим этапы проведения ПОА, раскрывающие ряд вопросов.

Анализ положений нормативных правовых актов позволяет выделить основные этапы проверки:

• издание распорядительного документа (приказа, распоряжения);

• уведомление проверяемого учреждения (организации) о проведении проверки;

• проведение проверки;

• составление акта проверки, ознакомление с ним руководителя проверяемого учреждения (организации);

• составление и утверждение отчета по итогам проверки;

• принятие мер для устранения выявленных несоответствий (при наличии);

• контроль за устранением выявленных несоответствий (при наличии).

Информирование общества и всех заинтересованных сторон о соответствии аккредитованных образовательных программ требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля — одна из важнейших целей профессионально-общественной аккредитации. Поэтому публичное представление результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ является неотъемлемым

элементом качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями.

Результаты профессионально-общественной аккредитации образовательных программ размещаются:

• на сайтах ОО, прошедших процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных в форме краткого отчета о проведенной ПОА;

• на сайтах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации или Министерства просвещения Российской Федерации;

• на сайте Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным компетенциям;

• на сайтах институтов гражданского общества (общественных объединений, союзов, ассоциаций и организаций) в форме краткого отчета о проведенной аккредитационной экспертизе (ПОА) по согласованию.

Результаты профессионально-общественной аккредитации используются в следующих целях:

• информирования профессиональные и научные сообщества, обучающихся (родителей и законных представителей обучающихся), работодателей (объединения работодателей), общественность и институты государства о качестве образовательных услуг, предоставляемых ОО;

• защитить интересы «конечных потребителей» основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, по которым образовательные организации ведут подготовку обучающихся, на предмет гарантии качества и требуемого уровня подготовки;

• предоставления образовательным организациям сертификата (свидетельства) о прохождении профессионально-общественной аккредитации (ПОА).

В настоящее время в ФСИН России отсутствуют организации, которые наделены полномочиями проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ в интересах безопасности и правопорядка Российской Федерации. Осуществляется работа по включению ФКУ НИИ ФСИН России в перечень Минобрнауки России ор-

ганизаций, наделенных полномочиями проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, а также разрабатываются и утверждаются документы, необходимые для проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в интересах безопасности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2017 № 431 «О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ».

3. Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».

5. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Качество образования — цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

6. Петропавловский М.В. Профессионально-общественная аккредитация в аграрном образовании: модель проекта Темпус PACAgro: учебное пособие / М.В. Петропавловский, В.А. Смелик, О.Г. Нефедова. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2017. 120 с.

7. Разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля в Российской Федерации. «Development of Public Accreditation of Agricultural programs in Russia (PACAagro)»

(543902-TEMPUS-1-2013-1-SK- TEMPUS-SMGR): Сборник научных трудов. СПб.: ФГБОУ ВО СПбГ АУ, 2017. 251 с.

8. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А. Система образования и профессиональные стандарты // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 6. С. 33-37.

9. Gendell Alexis Lorraine. Guidelines for the improvement of correction officer training in staff-inmate relations: Doctor of Psychology degree at University of Hartford. 2003.

10. Jones Ann Margaret. The application of critical curriculum paradigms in reconceptualizing staff training in astate correctional agency: Doctor of Education degree at College of Education University of South Carolina. 1997.

11. Khan Emran Wasim. Analysis of correctional officer training in the USA: Doctor of Education degree at Oklahoma State University. 2001.

12. Robert Thaddeus Szejner. Chief correctional officers' attitudes about prison education: impact upon prison education sustainability and recidivism rates: Doctor of Education degree at Saint Joseph's University. 2009.

References

1. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-ФЗ "On Education in the Russian Federation".

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 11 апреля 2017 No. 431 "On the procedure for the formation and maintenance of a list of organizations conducting professional and public accreditation of basic professional educational programs, basic professional training programs and (or) additional professional programs".

3. Decree of the President of the Russian Federation of 04.16.2014 No. 249 "On the National Council under the President of the Russian Federation for Professional Qualifications".

4. Order of the Government of the Russian Federation of October 14, 2010 No. 1772-r "On the Concept of Development of the Criminal Executive System of the Russian Federation until 2020".

5. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. The quality of education — the goal and result of innovation // Eco-potential. 2015. No. 3 (11). S.46-49.

6. Petropavlovsky M.V. Vocational accreditation in agricultural education: Tempus PACAgro project

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

model: study guide / M.V. Petropavlovsky, V.A. Smelik, O.G. Nefedova. Yoshkar-Ola: Mari State University, 2017.120 p.

7. Development of a system of professional and public accreditation of agricultural educational programs in the Russian Federation. "Development of Public Accreditation of Agricultural Programs in Russia (PACAagro)" (543902-TEMPUS-1-2013-1-SK-TEMPUS-SMGR): Collection of scientific papers. SPb .: FGBOU VO SPbG AU, 2017.251 s.

8. Senashenko V.S., Kuznetsova V.A. The education system and professional standards // University management: practice and analysis. 2010. No. 6. S. 33-37.

9. Gendell Alexis Lorraine. Guidelines for the

improvement of correction officer training in staff-inmate relations: Doctor of Psychology degree at University of Hartford. 2003.

10. Jones Ann Margaret. The application of critical curriculum paradigms in reconceptualizing staff training in astate correctional agency: Doctor of Education degree at College of Education University of South Carolina. 1997.

11. Khan Emran Wasim. Analysis of correctional officer training in the USA: Doctor of Education degree at Oklahoma State University. 2001.

12. Robert Thaddeus Szejner. Chief correctional officers 'attitudes about prison education: impact upon prison education sustainability and recidivism rates: Doctor of Education degree at Saint Joseph's University. 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Административный процесс

Четвертое издание

Административный процесс. 4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Волкова В.В. и др. 200 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Административный процесс представлен как сложный и комплексный административно-правовой институт. Проанализированы задачи, основные принципы, участники административного процесса.

Уделено внимание юрисдикционной и управленческой концепциям административного процесса. Рассмотрена структура административного процесса, виды производств.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также студентов, обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.