Научная статья на тему 'Профессионально-общественная аккредитация по программам подготовки в сфере культуры и искусства: от концепции к инструментарию'

Профессионально-общественная аккредитация по программам подготовки в сфере культуры и искусства: от концепции к инструментарию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / HIGHER EDUCATION / IS PROFESSIONAL-PUBLIC ACCREDITATION / QUALITY OF FORMATION / PROFESSIONAL THE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болочагина Валентина Васильевна

В статье рассматривается методология и методика проведения профессионально-общественной аккредитации по программам подготовки в сфере культуры и искусства. Одним из компонентов этой аккредитации является технология проведения внешней оценки персонала вуза («Система критериев и показателей оценки педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава»).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болочагина Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the methodology and a technique of carrying out of is professional-public accreditation under preparation programs in culture and art sphere is considered. One of components of this accreditation is the technology of carrying out of an external estimation of the personnel of high school («System of criteria and indicators of an estimation pedagogical компетенций the faculty»).

Текст научной работы на тему «Профессионально-общественная аккредитация по программам подготовки в сфере культуры и искусства: от концепции к инструментарию»

профессионально-общественная аккредитация по программам подготовки в сфере культуры и искусства: от концепции к инструментарию

Валентина Васильевна БОЛОЧАГИНА,

кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ, начальник отдела качества и сертификации образования МгУКИ [email protected]

В статье рассматривается методология и методика проведения профессионально-общественной аккредитации по программам подготовки в сфере культуры и искусства. Одним из компонентов этой аккредитации является технология проведения внешней оценки персонала вуза («Система критериев и показателей оценки педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава»).

Ключевые слова: высшее образование, профессионально-общественная аккредитация, качество образования, профессиональные компетенции.

In article the methodology and a technique of carrying out of is professional-public accreditation under preparation programs in culture and art sphere is considered. One of components of this accreditation is the technology of carrying out of an external estimation of the personnel of high school («System of criteria and indicators of an estimation pedagogical компетенций the faculty»).

Keywords: higher education, is professional-public accreditation, quality of formation, professional the competence.

Современные изменения в системе образования предусматривают введение в действующий порядок аттестации и аккредитации учреждений образования новых процедур, призванных содействовать повышению качества российского образования. Эти нововведения, особенно в системе высшего образования, нуждаются в всестороннем анализе и осмыслении не только с позиций сложившейся теории и практики. В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября нынешнего года, предусматривается профессионально-общественная аккредитация.

В Плане деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013-2018 г.г. одним из показателей качества российского образования определена «Доля организаций, реализующих образовательные программы, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования». Этот показатель от 2% (в 2013 году) должен вырасти к 2018 году до 95%.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года было прописано поручение сформировать к концу 2014 года «предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и особо отмечены направления подготовки в области юриспруденции, экономики, управления и социологии». Обращая внимание на перестановку слов в названии независимой оценки качества профессионального образования, следует понимать, что в новом варианте - «профессионально-общественная аккредитация» ставится ударение, в первую очередь, на оценку со стороны работодателей и их сообществ, на необходимость подготовки специалистов той или иной специальности и регулирования распределения выпускников.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Основная задача ПОА состоит в том, что программы обучения в образовательных организациях должны полностью удовлетворять работодателей. А работодатели должны влиять на формирование образовательных программ посредством предъявления своих требований к набору компетенций выпускников.

При этом в законе четко прописано: формы, технологии, методы и критерии проведения профессионально-общественной аккредитации определяются самими работодателями и их объединениями, либо уполномоченными ими организациями.

Оценка качества деятельности ППС одна из важных составляющих всей системы оценки качества ООП в процессе прохождения ПОА.

Уже имеются разработанные апробированные технологии внешней оценки деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Рассмотрим некоторые из них и приведем примеры того, какие применяются критерии и показатели для оценки педагогических компетенций. В качестве примера приведём достаточно

удачную разработку Л.И. Осечкиной и С.А. Осокиной (Московский государственный педагогический университет) «Технология проведения внешней общественной оценки персонала вуза: система критериев и показателей оценки педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава» (данная технология была представлена авторами на семинаре «Подходы к независимой внешней оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации», проведённом Агентством по общественному контролю качества образования и развитию карьеры, отдельные результаты опубликованы на сайте Вятского государственного университета в «Отчете о результатах независимой оценки педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава вуза» - http://www.vyatsu.ru/)

В процессе экспертизы предусматриваются следующие этапы независимой оценки педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава вуза - предварительный, проведение экспертизы, анализ и обобщение результатов.

В содержании каждого из этих этапов имеется своя специфика.

Так, предварительный этап предполагает разработку модели ассесмента про-фессорско-педагогического состава. Здесь разработчики процедуры должны разработать перечень компетенций, систему показателей и критериев для оценки педагогических компетенций педагогического состава вуза. Завершается этот этап четким выделением всех необходимых процедур и инструментария оценки уровня сформированности педагогических компетенций профессорско-педагогического состава, составлением перечня запрашиваемых из вуза материалов.

Этап проведения экспертизы включает в себя заочную и очную части.

Заочный анализ материалов проводится как до посещения вуза экспертами, так и после проведения очной части экспертизы. Что же анализирует эксперт на этом этапе? В первую очередь локальные акты вуза, регламентирующие деятельность профессорско-преподавательского состава. Далее внимание эксперта должно быть сосредоточено на анализе электронных версий УМКД преподавателей, включая такие материалы, как видеоролики учебных занятий, портфолио преподавателей, планирование занятий, «Карты преподавателей» на соответствие деятельности ППС занимаемой должности и нормативам высшей школы. Особо рассматриваются специальные документы экспертной оценки - анкета самооценки образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава, результаты компьютерного анкетирования студентов, экспертные листы оценки образовательной, научно-исследовательской и методической деятельности ППС внутренних экспертов, рейтинговые листы преподавателей.

Наряду с этим перед экспертом стоит задача всестороннего анализа информационного обеспечения учебного процесса, что проявляется в анализе электронных ресурсов библиотеки вуза и результатов выполнения задания педагогов на определение способности к поиску, обработке и представлению информации.

Очный визит эксперта, составляющий суть очного этапа экспертизы, включает в себя проведение следующих процедур:

• посещение учебных занятий преподавателей;

• презентация ППС результатов своей научной деятельности;

• интервью с преподавателями о результатах научной и методической деятельности;

• проведение анкетирования по методике «Якоря карьеры» (Э.Шейн);

• заполнение преподавателями самооценки образовательной деятельности;

• выполнение задания ППС на определение способности к поиску, обработке и представлению информации.

Важнейший этап экспертной оценки - анализ и обобщение результатов (количественный и качественный анализ результатов; написание аналитического отчета и приложения с индивидуальными профилями педагогов; представление отчета заказчику).

Таким образом, профессионально-общественная аккредитация по программам подготовки в сфере культуры и искусства - это целостная система, имеющая выстроенную структуру, конкретное содержание каждого из этапов.

Однако данная система может эффективно работать только при наличии четкого перечня анализируемых областей компетенций педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Вопрос о перечне компетенций ещё не до конца ясен, но уже сегодня в его состав включаются: область общепрофессиональных компетенций; компетенции в области образовательной деятельности (собственно преподавание или учебная работа); компетенции в области научно-исследовательской деятельности (или научной работы - НИР); компетенции в области методической деятельности.

Каждой из областей компетенций предписывается собственная процедура и методы диагностики.

Профессионально-общественная аккредитация по программам подготовки в сфере культуры и искусства - сложный и многоаспектный процесс. Он находится в стадии становления, и специальный инструментарий для оценки деятельности творческой личности из числа профессорско-преподавательского состава пока недостаточно разработан.

Безусловно, для формальных признаков оценивания можно использовать требования ФГОС к кадровому обеспечению Основной образовательной программы, учитывающие специфику сферы культуры и искусства, т.е. привлечение народных артистов и заслуженных деятелей искусств, заслуженных работников культуры, которых приравнивают к статусу профессора или доцента. Можно учитывать их рейтинг количеством выпускников лауреатов и дипломантов и т.д., но как быть с индексом цитируемости или с оценкой компетентностного подхода при проведении открытого занятия по фортепиано или «прогона» спектакля?

Хочется надеяться, что при подготовке системы критериев и показателей оценки педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава, в том числе при разработке процедур и инструментария оценки уровня сформированно-сти педагогических компетенций профессорско-преподавательского состава, будут привлечены специалисты соответствующих образовательных учреждений, а эксперты, представители работодателей при проведении очной экспертизы, будут учитывать специфику педагогической работы творческих личностей.

В этой статье в общих чертах охарактеризовано новое явление в жизни педагогов вузов России - профессионально-общественная аккредитация по программам подготовки в сфере культуры и искусства. Этому инструменту системы качества образования ещё предстоит занять свое место в системе российского высшего образования, и общая задача сделать так, чтобы данный инструмент способствовал совершенствованию и повышению качества образовательной деятельности в соответствии с требованиями общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.